Научная статья на тему 'РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ СЛУЖБЫ КОРПОРАТИВНОЙ РАЗВЕДКИ КОМПАНИИ'

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ СЛУЖБЫ КОРПОРАТИВНОЙ РАЗВЕДКИ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
850
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ / INTELLIGENCE CYCLE / СЛУЖБА КОРПОРАТИВНОЙ РАЗВЕДКИ / ФИРМА / КОРПОРАТИВНАЯ РАЗВЕДКА / CORPORATE INTELLIGENCE / THE CORPORATE INTELLIGENCE FIRM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Элькинбард Л. М., Гирина Т. С.

В статье, впервые в отечественной литературе, рассматриваются наиболее сложные проблемы организации службы корпоративной разведки компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ СЛУЖБЫ КОРПОРАТИВНОЙ РАЗВЕДКИ КОМПАНИИ»

Н.В. Чих, К.А. Вискова

Правовые основы государственно-частного партнёрства как формы участия государства

LEGAL BASIS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A FORM STATE PARTICIPATION IN INVESTMENT PROJECTS IN WATER TRANSPORT

N.V. Chikh, K.A. Viskova

Keywords: public-private partnerships, investment, concession agreements, watercraft.

The article deals with the legal framework of the joint participation of the public sector and private investors in investment projects in water transport, biggest investment projects implemented with the use of public-private partnerships. Particular attention is paid to the concession agreement as one of the most promising forms ofpublic-private partnerships

УДК 33 (экономика. народное хозяйство. экономические науки)

Л.М. Элькинбард, к.и.н., доцент ФГБОУВО «ВГУВТ». 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

Т.С. Гирина, преподаватель Института пищевых технологий и дизайна, филиала ФБОУВО «НГИЭУ»

603041, г. Нижний Новгород, ул. Спутника, 24а

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ СЛУЖБЫ КОРПОРАТИВНОЙ РАЗВЕДКИ КОМПАНИИ

Ключевые слова: разведывательный цикл, служба корпоративной разведки, фирма, корпоративная разведка

В статье, впервые в отечественной литературе, рассматриваются наиболее сложные проблемы организации службы корпоративной разведки компании.

Разведывательный цикл - это совокупность процессов, работ, связанных с информацией, составляющих кругооборот в течение известного промежутка времени.

Разведцикл принято делить на несколько основных частей, число которых видится по-разному. Одни (Ян.П. Херринг1, Стефан Марсо и Кеннет Саука2, А.И. Доронин3, Г.Э. Лемке4) делят его на пять частей, другие (Джон Х.Ховис5) на 4 части, существует и трехэтапное6 деление разведцикла.

Ян П. Херринг в эти 5 частей включает следующие процедуры:

1. Планирование и направление;

2. Обработка и хранение информации (на этом этапе создается база данных);

3. Сбор разведывательной информации и доклад руководству;

1 Херринг Ян П. Основные темы разведывательной информации: процесс выявления и конкретизации потребностей организации. - Прескотт Джон Е., Миллер Стивен Х. Конкурентная разведка: Уроки из окопов. М.: Альбина Паблишер, 2003, С. 260.

2 Марсо Стефан и Саука Кеннет. Создание программы КР «мирового класса» в компании Telecoms. - Прескотт Джон Е., Миллер Стивен Х. Указ. соч., С. 172;

3 Доронин А.И. Бизнес-разведка. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2007, С. 26-27.

4 Лемке Г.Э. Секреты коммерческой разведки. - М.: Ось-89, 2013, С. 41-42.

5 Ховис Х.Джон. Организация конкурентной разведки в фирме Avnet: влияние на финансовые показатели. - Прескотт Джон Е., Миллер Стивен Х. Конкурентная разведка: Уроки из окопов, С. 110.

6 Ховис Х.Джон. Там же.

4. Анализ и создание (на этом этапе создается понятная и действенная разведывательная информация);

5. Распространение (среди других пользователей).

Стефан Марсо и Кеннет Саука видят разведывательный цикл состоящим из «5 базовых операций, каждая из которых необходима и приносит пользу»:

1. Планирование и направленность;

2. Хранение и обработка информации;

3. Обобщение и доклады;

4. Анализ и производство данных;

5. Распространение

А.И. Доронин, полагая, что разведцикл состоит 5 частей, включает в него:

1. Планирование и целеуказание;

2. Сбор - добывание данных;

3. Обработка разведывательных данных - превращение их в разведывательную информацию;

4. Анализ и синтез разведывательной информации - превращение ее в знания -выводы и рекомендации;

5. Распространение.

Джон Х. Ховис говоря, что «традиционный процесс конкурентной разведки состоит из трех этапов: сбор данных, их анализ и распространение», полагает, что этот трехступенчатый процесс «недостаточный», и делит разведцикл на 4 этапа:

1. Планирование/сбор информации;

2. Анализ/оценка информации;

3. Рекомендации;

4. Распространение.

Все рассмотренные варианты представления содержания разведывательного цикла, как представляется «грешат» двумя принципиальными недостатками, которые существенно снижают эффективность функционирования корпоративной разведки:

1. Определение круга пользователей (внутрикорпоративных заказчиков) вообще не рассматривается в связи с процессом разведывательного цикла.

2. Определение потребностей заказчиков выведено за пределы разведцикла.

Тот же Ян П. Херринг пишет, что «любая операция должна начинаться с выявления потребностей в разведывательной информации топ-менеджмента компании, тех, кто принимает решения».1 Однако, при этом он не делает этот процесс этапом разведывательного цикла. С таким подходом сложно согласиться.

На наш взгляд разведывательный цикл в корпоративной разведки компании состоит из 8 этапов.

Первым, стартовым этапом разведывательного цикла является «Внутрикорпоративный маркетинг разведывательных услуг»

Удовлетворение реальных потребностей пользователей и выполнение данной задачи таким образом, чтобы организация могла действовать и добиваться успеха в своем бизнесе является важным фактором успеха любой разведки. Такие потребности являются основой для создания эффективной и действенной разведывательной информации.

На эту тему написано очень мало специальных работ. 2 Действительно, отсутствие явно выраженных потребностей руководства компании в разведывательной информации часто называют в качестве основной причины слабой работы программ корпоративной разведки. Почему так происходит? Дело в том, что в действительности речь идет не об отсутствии явно выраженных потребностей руководства в развединформа-ции, а в неумении руководства компании, его необученности осознать и сформулиро-

1 См.: Херринг Ян П. Указ. соч., С. 266.

2 Там же, С. 257.

вать эти потребности как для себя, так, тем более, для начальника корпоративной раз-ведки.1 В свою очередь руководители корпоративных разведслужб не рассматривают себя как своего рода интрапренера (внутреннего предпринимателя)2, перед которым стоит задача найти потребность и удовлетворить ее3.

Именно поэтому начальник корпоративной разведки должен уметь сам выявлять тренды развития компании и на основе этого прогнозировать информационные потребности, в ходе реализации этих трендов. Опытный американский разведчик Ян П. Херринг после выхода на пенсию ставший одним из наиболее известных консультантов в области конкурентной разведки, считает, что «одной из самых трудных задач нашей профессии является определение фактических потребностей организации в разведывательной информации, которую руководство не могло не использовать». 4 Возникает вопрос «Как выявить эти тренды?» Думается двумя взаимодополняющими способами:

a) Самостоятельно анализируя самые скупые намеки (разведпризнаки5) этих потребностей.

b) Задавая вопросы пользователям разведывательной информации об их потреб-

6

ностях.

Процесс маркетинга разведывательных услуг имеет четко цикличный характер, при этом мониторинг предоставляемой ценности коррегирует понимание того, какая ценность требуется внутрикорпоративным потребителям. Цикл включает маркетинговый план на год, фиксирующий конечный результат «понимания ценности» и развития «ценностного предложения». Однако перемены, происходящие в течение этого времени, требуют быстрого повторения цикла для нахождения ответа на конкретные, вновь возникающие возможности и проблемы.

Этот, ключевой этап разведцикла, состоит из четырех блоков:

Блоки А-В - стратегическое планирование (другими словами развитие маркетинговых стратегий корпоративной разведслужбы);

Блок С - доставка на внутрикорпоративный рынок того, что планировалось;

Блок Б - последующее измерение эффекта функционирования СКР.

Блок А. - Определение рынков и понимаемой ценности, состоящий из четырех основных подпроцессов:

1. Выработка миссии и целей корпоративной разведслужбы.

1 Дело в том, что в основе использования разведки в бизнесе лежит опыт ее использования в военной сфере. Еще древнекитайский теоретик разведки Сунь-цзы, говорил: «Наука верховного полководца состоит в умении оценить противника, организовать победу, учесть характер местности и расстояние. Кто ведет бой, зная это, тот непременно побеждает; кто ведет бой не зная этого, тот непременно терпит поражение». - Сунь-цзы. Искусство стратегии. - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006, С.117. Подробнее см.: Элькинбард Л.М. Древнекитайские теоретики разведки. - Актуальные проблемы правовой теории и практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции: В 2ч. - Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2007. - Ч.1, С. 306-324. В силу этого в армии всех офицеров серьезно обучают азам разведки. Именно поэтому разведывательный цикл в армии и начинается с приказа командира, которым ставятся задачи на разведку. Этим приказом фиксируются потребности командира, поэтому этот этап и находится вне разведывательного цикла, а цикл начинается с планирования как выполнить поставленный приказ. Но в бизнесе предприниматели не обучены азам разведки, поэтому и происходит то, что происходит.

2 См.: Как добиться успеха: Практические советы деловым людям /Под общ. ред. В.Е. Хрупкого. - М.; Политиздат, 1991, С. 357.

3 Как стать предприимчивым и богатым: Из американских рецептов. Пер. с англ. - М.: Молодая гвардия, 1991, С. 60.

4 Херринг Ян П. Указ. соч., С. 256-257.

5 «Разведпризнак - конкретная деятельность или иная активность источника угроз или возможностей» - Лемке Г.Э., Указ. соч., С. 93.

6 Херринг Ян П. Указ. соч., С. 258.

2. Определение рынков/сегментов (т.е. определение заказчиков этих услуг в компании). Существует две категории (два рынка) потребителей услуг, предоставляемых службой корпоративной разведки компании различным потребителям в компании: стратегические и тактические. Стратегические пользователи применяют информацию для того, чтобы разрабатывать и реализовывать функцию стратегического планирования. Тактическим пользователям информация нужна для принятия текущих решений и «оперативного программирования». При этом и «стратеги» и «тактики» внутренне не едины. Именно на этом этапе корпоративные разведчики и должны понять, какие потребители со схожими нуждами (сегменты рынка) можно на этих рынках вычленить.

3. Понимание требуемой потребителями ценности. У всех этих сегментов свои зоны ответственности и потребности в соответствующей информации различной по глубине и широте охвата, степени детализации, скорости информирования и реагирования, горизонте прогнозирования и т.д.

4. Оценка привлекательности рынка/сегмента. В результате этих трех процессов можно составить оценку относительной привлекательности различных рынков и/или сегментов, необходимую для принятия решения о том, чему отдать приоритет при распределении ресурсов организации.

Блок В. - Определение ценностного предложения.

Эта процедура состоит из пяти подпроцессов:

1. Выбор рынков/сегментов. Расстановка целевых рынков по приоритетности на базе анализа потребительских нужд и относительной привлекательности различных потребительских сегментов является ключевым пунктом данного процесса (блока).

2. Определение целей (т.е. получаемой заказчиком ценности);

3. Определение соотношения цена/качество предложения (цена2, удобство, коммуникации, запросы и нужды заказчиков);

4. Определение маркетинговых стратегий (уделяя особое внимания качеству подбора и обучения персонала, отработанности процесса создания и предоставления услуг, а также уровня обслуживания заказчиков);

5. Оценка ожидаемых результатов (получаемый эквивалент и бюджетирование).

Блок С. - Предоставление ценного предложения услуги.

Исходной точкой данного процесса является стратегический маркетинговый план (планы), полученный на предыдущем этапе.

СКР является внутренним подразделением компании, поэтому в основе процедуры «продажи» услуг разведывательного подразделения другим структурным подразделениям фирмы должна лежать концепция взаимодействия. В рамках этой концепции услуги СКР разрабатываются в союзе с потребителями и в связи с этим стадии процесса донесения информации о ценности предлагаемых услуг (т.е. их продажа) могут выглядеть следующим образом:

1. «оценка обменного потенциала» - обе стороны должны видеть возможность для взаимного обмена ценностями;

2. «инициирование диалога» - диалог продавца и заказчика может начать любая из сторон (как СКР, так и любое подразделение компании);

3. «обмен информацией», т.к. для того, чтобы обслужить заказчика эффективно необходимо адаптировать под него предложение СКР (имеющиеся возможности) и выстроить с ним долгосрочные отношения. СКР необходимо знать о заказчике и его потребностях ничуть не меньше, чем заказчику нужно знать о возможностях корпоративной разведки;

1 Конвэй Л. Лакмэн, Кеннет Сабан, Джон М.Ланаса. Организация конкурентной разведки: бенчмаркинговое исследование.- Прескотт Джон Е., Миллер Стивен Х. Конкурентная разведка: Уроки из окопов, С. 213.

2 Это позволит аргументированно решать вопрос с определением бюджета службы корпоративной разведки компании.

4. «обсуждение/адаптация». Обсуждение - это двусторонний процесс, который может привести к тому, что СКР придется скорректировать свое предложение, для того, чтобы лучше удовлетворить нужды заказчика;

5. «взятие обязательств». На этом этапе обе стороны принимают решения, подразумевающие некоторые последствия для обеих сторон, которые целесообразно зафиксировать в письменном виде как «Темы разведывательной информации подразделения» (ТРИП);

6. «обмен ценностями». При этом послепродажное обслуживание является неотъемлемой частью предоставляемой ценности.

Блок Б. - Мониторинг ценности.

Существует четыре основные области мониторинга, соответствующие основным типам информации, необходимой для процесса планирования на стадиях понимания ценности и определения ценностного предложения.

1. Мониторинг соответствия требуемой потребителями ценности ранее проведенному анализу потребительских запросов, осуществленному в рамках процесса «понимания ценности»

2. Мониторинг предоставляемой ценности в сравнении с предложенной ценностью, выработанной в течение процесса «определение ценностного предложения».

3. Мониторинг получаемой ценности в сравнении с поставленными целями.

4. Мониторинг эффективности маркетинговых стратегий, в соответствии с которыми предоставлялась ценность.1

Второй этап разведывательного цикла «Планирование и целеуказание»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результатом первого этапа разведцикла является формирование перечня ТРИП.

Второй этап начинается с создания на основе ТРИП консолидированного перечня «Тем корпоративной разведывательной информации» (ТеКРИ), суммарно отражающего запросы руководства и подразделений компании. При этом, именно руководство компании устанавливает очередность решения задач, исходя из их важности и срочности, т.е. направляют деятельность корпоративной разведки в нужное компании русло. Поставленные задачи позволяют СКР определить количество специалистов-разведчиков, их навыки и внешние ресурсы, необходимые для решения этих задач. Профессиональный анализ и понимание первоначальных потребностей ТеКРИ, т.е. характера и объема потребностей компании в разведывательной информации, позволяют добиться выстраивания адекватной структуры СКР, оптимально соответствующей поставленным задачам.

Потребности компании в разведывательной информации могут быть, в целом, распределены по пяти функциональным категориям:

- Стратегические решения и действия, в том числе разработка стратегических планов и стратегий.

- Разведывательная информация «раннего предупреждения»2, в том числе инициативы конкурентов, технологические сюрпризы и действия правительства.

1 Мак-Дональд М. Сфера услуг. Полное пошаговое руководство по маркетинговому планированию/ М.Мак-Дональд, Э.Пэйн; [Пер. с англ.]. - М.: Эксмо, 2009, С. 15-27.

2 Малоизвестный эпизод из жизни В.В. Путина: «Главная задача, стоявшая перед Представительством (КГБ СССР в Дрездене (ГДР-Л.Э.) была грандиозной: не допустить ВРЯН - внезапного ракетно-ядерного нападения главного противника, то есть НАТО. Мы должны были вовремя обнаружить признаки подготовки к коварному ВРЯНу и сделать так, чтобы ВРЯН стал просто РЯНом, которого мы бы ждали приготовленными. Руководство в Москве было уверено, что подготовку к ВРЯНу супостаты начнут с засылки в наши тылы американских «зеленых беретов», чтобы они нагадили на наших ракетных позициях перед тем, как полетят «Першинги». Вот мы и должны были не спускать глаз, прежде всего со всех трех баз «зеленых беретов», размещенных в ФРГ. Проникнуть каким-нибудь образом в окрестности этих баз было желаннейшей мечтой многих оперработников как в Берлине, так и в округах. Формально ответствен-52

- Описание основных игроков определенных рынков, в том числе, конкурентов, клиентов, поставщиков, регулирующих органов и потенциальных партнеров. 1

- Описание определенных рынков.

- Описание криминальных угроз

Вся работа по сбору сведений должна носить строго систематический характер. Для получения наиболее ценной релевантной информации в СКР разрабатывается детальный «вопросник», который фиксирует, что именно подлежит разведке, т.е. какие именно конкретные данные должны быть корпоративной разведкой собраны. Систематизированный перечень этих вопросов с указанием очередности решения2 и составляет задание разведке или «План разведки».

Ведение разведки по широкому и весьма разнообразному кругу вопросов, интересующие службу корпоративной разведки компании требует соответствующих рабочих разведывательных органов - специализированных добывающих подразделений СКР. Не случайно, известный американский специалист в области корпоративной разведки Алан Симпсон полагает, что «корпоративная разведка является общим зонтиком для всех видов разведки, используемой в бизнесе». 3 Видов разведки используемых сегодня в интересах бизнеса достаточно много: конкурентная, маркетинговая, коммерческая, экономическая, аналитическая, бизнес-разведка, бенчмаркинг, финансовая и др. Однако какой-то единой точки зрения об их содержательных взаимоотношениях между собой, среди российских специалистов еще не сформировалась. 4

Затем начальником СКР разрабатывается план организации сбора данных или план организации разведки, т.е. «План розыска» информации. В плане розыска четко фиксируется порядок действий по поиску информации:

- что (какие сведения);

- разведывательные признаки ;

- разведывательные данные (необходимые для подтверждения или опровержения разведывательных признаков) ;

- кто (какое подразделение);

- как (используемые методы и средства);

- когда (сроки).

При этом необходимо учитывать возможности корпоративных разведывательных органов, целесообразность постановки им тех или иных конкретных задач, необходимость обеспечить многоканальность и сбалансированность действий разведки.

Под разведывательными возможностями понимается физическая способность органа добыть или собрать требуемые разведывательные данные. Целесообразность

ным за наблюдение за этими базами «зеленых беретов» был третий отдел Представительства и, соответственно, линейные оперработники в округах, работавшие по линии третьего отдела. В Дрездене это была задача, прежде всего моих соседей по кабинету - Бориса и потом Володи Путина». - Усольцев В. Сослуживец. - М.: Изд-во Эксмо, 2004, С. 108-109.

1 Херринг Ян П. Указ. соч., С. 260-261.

2 Очередность А, В, С и т.д. Каждая очередность в свою очередь подразделяется на задачи: Задача1, Задача 2 и т.д.

3 http://hrazvedka.ru/guru/korporativnaya-razvedka-a-j-simpson.html

4 Например, известный российский специалист Е.Л.Ющук считает, что есть только конкурентная разведка, под которой он понимает «систематический непрерывный процесс по этическому и законному сбору информации об основных составляющих бизнеса, таких как покупатели, конкуренты, противники, персонал, технологии и вся окружающая бизнес-среда». (См.: Ющук Е.Л. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей. - М.: Вершина, 2006, С.18). Думается, что это излишне расширенное толкование данного вида разведки. На наш взгляд конкурентная разведка это всего лишь один из видов разведки, специализирующийся на исследовании конкурентов компании и не более того.

" Разведывательные признаки и разведывательные данные относятся к разведывательной информации «раннего предупреждения». Вырабатываются совместно с профильными специалистами компании.

есть правильное использование разведывательных возможностей добывающих органов. Многоканальность есть использование нескольких органов для добывания (сбора) одних и тех же разведывательных данных. Необходимость этого обусловлена тем, что сопоставлением разведывательных данных, полученных различными добывающими органами из различных источников, обеспечивается их более правильная оценка. Сбалансированность означает равномерное использование добывающих органов, при котором удается избежать того, что одни добывающие органы оказываются крайне перегруженными, в то время как другие не используются в полную силу своих разведывательных возможностей.1

Если у компании имеется филиальная сеть, то для каждого филиала разрабатываются «Директивы по частным задачам». Целью этих Директив является выяснение условии внешней среды, и они состоят из ряда менее сложных по своему содержанию, но зато более многочисленных и простых по своей форме вопросов.

После планирования предстоящей работы по сбору необходимых данных и указания целей для работы соответствующих разведорганов СКР начинается третий этап разведывательного цикла.

Третий этап разведывательного цикла «Подготовка к ведению корпоративной разведки»

В ходе работы по разведывательному обеспечению функционирования компании разрабатываются стандартные операционные процедуры, в соответствии с которыми происходит скоординированный процесс сбора, обработки и анализа информации во всех эшелонах компании. На этом этапе решаются сложные технические вопросы, состоящие из следующих элементов: постоянный поток информации, технические средства, программное обеспечение, безопасность средств коммуникации и баз данных.

При этом необходимо:

Обеспечить доступность разведывательных данных. Доступность разведданных является процессом, при котором все заинтересованные лица и подразделения внутри компании получают доступ к разведданным и необходимую информационную поддержку, осуществляют прямое сотрудничество и обмен информацией между собой.

Разработать и организовать функционирование внутрикорпоративной автоматизированной сети разведки, обеспечивающую связь между сотрудниками и подразделениями компании.

Создать и обеспечить поддержание доступа к базам данных и необходимым Интернет ресурсам.

Создать и организовать ведение баз данных, которые необходимы для функционирования эффективной корпоративной информационной среды. Целесообразно создавать и вести как базу данных с оперативной (уже обработанной) информацией и базу данных с технической информацией, которая состоит из еще необработанных текстовых, аудио -, фото - и видеоматериалов, переводов и записей (стенограмм).

Четвертый этап разведывательного цикла «Сборразведывательной информации».

Это, в принципе, самый «понятный» этап разведывательного цикла. Конечно, каждый понимает его по-своему. Но, тем не менее, в том или ином виде, кто более, кто менее профессионально, но эту работу проводят все.

1 Хеймонт И. Тактическая разведка в современной войне. М., 1963. Подробнее см.: Бабец О.А. Опыт военной разведки на службе в коммерческой фирме. - Мн.: Харвест, 2003, С. 254155. 54

Пятый этап разведывательного цикла

«Структурирование (обработка/оценка) полученной информации».

Вне зависимости от источника полученной на предыдущем этапе информации важно оценить и проанализировать степень его надежности, а также достоверность содержащейся в нем информации и наличие дезинформирующих элементов1.

В мире достаточно широко используются две системы оценки степени надежности источников разведывательной информации и степени их достоверности. 2

Степень надежности источников дифференцируется от А (надежный) до F (надежность не установлена). Источник, который впервые используется в корпоративной разведке, должен автоматически получать степень надежности F. При этом присуждении степени F не означает, что источник является ненадежным, но означает, что раньше этот источник корпоративной разведкой не использовался.

Таблица 1

Степени надежности источников

A Надежный Нет сомнения в подлинности, достоверности и компетентности источника; предоставляет достоверную информацию на постоянной основе

B Обычно надежный Незначительные сомнения в подлинности; достоверности и компетентности источника

C Редко надежный Сомнения в подлинности, достоверности и компетентности источника; однако в прошлом предоставлял надежную информацию

D Обычно ненадежный Значительные сомнения в подлинности, достоверности и компетентности источника; однако в прошлом предоставлял надежную информацию

E Ненадежный Недостаточная подлинность, достоверность и компетентность источника; в прошлом предоставлял недостоверную информацию

F Надежность не установлена Отсутствуют основания для оценки надежности источника

Подобно степенями надежности источников, показатели достоверности информации варьируются от одного (достоверность подтверждена) до восьми (достоверность не установлена). Следует отметить, что если источник используется впервые, то ему присуждается восьмая степень достоверности. Присуждение степени восемь не

1 Знаменитый советский разведчик Ким Филби, занимавший ряд ответственных должностей в английской внешней разведке (СИС), внедрившийся туда по заданию советской разведки и едва не ставший позднее ее начальником, долгие годы «ходил и работал под тенью» подозрений «в неискренности и участии в дезинформационной операции английской разведки». Причиной этих подозрений было то, «что сообщая об имевшихся у английской разведки данных о беседах английского посла в Москве Крипса с заместителем наркома иностранных дел Вышинским и о телеграмме-ориентировке английского посольства в Министерство иностранных дел Великобритании 15 и 28 марта 1941 года не полностью передал содержание этих документов. В изложении телеграммы не давались данные о согласованных английских и американских шагах по поддержанию отношений с советским руководством. Между тем более расширенная информация по этим вопросам поступала от Маклина - сотрудника министерства иностранных дел Великобритании», - пишет в своих воспоминаниях один из руководителей советской разведки генерал-лейтенант НКВД П.А.Судоплатов. - Подробнее см.: Судоплатов П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998, С. 216-217.

2 Как свидетельствует история разведки буквенно-цифровой метод оценки источника информации и оценки самого содержание информации впервые был разработан английской военно-морской разведкой в 1939 году по указанию её начальника контр-адмирала Д. Годфри. -См.: Маклахан Д. Тайны английской разведки (1939-1945). Сокр. пер. с англ., М., 1971, С. 4244. Позднее американцы дважды этот метод дорабатывали.

означает, что источник является недостоверным, но означает, что сотрудники корпоративной разведки не могут проверить достоверность.

Таблица 2

Степени достоверности источников

1 Подтвержденный Подтверждается другими независимыми источниками; имеет логическую структуру; согласуется с другой информацией по данному вопросу

2 Вероятно точная информация Не подтверждается другими независимыми источники; имеет логическую структуру; согласуется с другой информацией по данному вопросу

3 Возможно точная информация Не подтверждается; имеет разумную логическую структуру; согласуется с некоторыми другими информациями по данному вопросу

4 Сомнительно точная информация Не подтверждается; возможный, но не имеет логической структуры; не согласуется с другими информациями по данному вопросу

5 Неправдоподобная информация Не подтверждается; не имеет логической структуры; противоречит другим информациям по данному вопросу

6 Дезинформация Ненамеренно ложная; не имеет логической структуры; противоречит другим информациям по данному вопросу; дезинформация подтверждена независимыми источниками

7 Обман Заведомо ложная; противоречит другим информациям по данному вопросу; обман подтвержден независимыми источниками

8 Не может быть определен Не существует основы для оценки достоверности информации

При оценке источников информации для определения ее достоверности необходимо рассмотреть:

- Идентичность. Кто является источником информации: студент, преподаватель, журналист, политическая организация и т.п.?

- Полномочия. Насколько хорошо источник знаком с информацией?

- Мотив. Почему публикуется (сообщается) данная информация?

- Доступ. Является ли источник непосредственным свидетелем события или информации?

- Своевременность. Дата информации?

- Внутренняя и внешняя согласованность. Противоречит ли информация государственной политике и корпоративной культуре?

Шестой этап разведывательного цикла «Аналитическая разведка»1

На этом этапе аналитики службы корпоративной разведки, используя «метод мозаики» и другие инструменты анализируют, с точки зрения поставленных перед ними целей (задач), всю имеющуюся в их распоряжении самую разнообразную информацию. Как образно заметил еще в 1957 г. опытный американский разведчик В. Плэтт «взяв определенное количество фактов, каждый из которых сам по себе не имеет почти никакого значения и, соединив их вместе, вы получаете достаточно ясную картину».2 Другими словами, используется технология горнообогатительных фабрик, гото-

1 Чаще всего этот этап называют информационно-аналитическим. Однако, думается, что использование термина «аналитическая разведка» несет в себе существенно более активное «разузнавательное» начало, чем привычный термин «информационно-аналитическая работа».

2 Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. Основные принципы. Пер. с англ., - М.: Изд-во Иностранной литературы, 1958, С. 80.

вящих концентраты высокой чистоты.1 При этом в процессе анализа выявляются информационно «не прикрытые» аспекты темы, формулируются соответствующие вопросы, которые для «отработки» направляются в подразделения компании добывающие информацию.

Седьмой этап разведывательного цикла «Выработка рекомендаций»

Аналитики СКР должны не только провести анализ ситуации и дать свой прогноз ее развития, но и предложить свои рекомендации. Джон Х. Ховис, первый вице-президент и директор по связям с инвесторами и корпоративному планированию в компании Avnet, Inc., еще 15 лет назад (март 2000 г.) анализируя организацию корпоративной разведки в своей фирме отмечал, что «выигрышная формула заключается в том, чтобы оказывать влияние, следовательно, ...Вы должны дать рекомендации». Он

придерживался такой точки зрения в силу понимания разведки как информации, «ко-

3 „

торую можно претворить в действие. С такой позицией сложно не согласиться.

Безусловно, давать рекомендации возможно только при достаточно высокой степени доверия к качеству работы разведчиков. Характерен пример из истории английской военно-морской разведки. В конце 1940 г. начальник оперативного управления штаба Флота метрополии капитан 1 ранга Эдвардс поставил перед заместителем начальника поста слежения за движением немецких подводных лодок Р.Уинном вопрос: «Юго-западнее Ньюфанленда находятся два весьма ценных танкера, которые без охранения идут ... в направлении Норт-Чаннела, как бы вы поступили с ними при существующей сейчас обстановке с точки зрения диспозиции и намерений немецких подводных лодок?» Посмотрев несколько минут карты Уинн, мотивировано, с 90% уверенностью, рекомендовал отвернуть суда на юг. Руководство управления торгового судоходства пренебрежительно отнеслось к этим рекомендациям разведчика. Однако Эдвардсу удалось добиться, чтобы в порядке эксперимента один танкер продолжил идти прежним курсом на северо-восток, а другому приказали уклониться на юго-восток. Эксперимент закончился печально. Танкер, продолживший движение на север был протоплен. В результате этого и ряда аналогичных случаев совет адмиралтейства рекомендовал изменять маршруты в соответствии с данными и прогнозами разведки. Причем этой практики предлагали придерживаться даже тогда, когда на успех можно

4

было рассчитывать только в 51 случае из 100.

Добиться доверия сложно. Это крайне трудная задача. Тот же самый Д.Х. Ховис, перечисляя черты необходимые хорошему корпоративному разведчику, особо выделяет усердную, напряженную, многочасовую работу. Причем работу творческую, инициативную, а не ремесленничество. «Если изо дня в день босс говорит Вам, что Вы должны делать, нетрудно догадаться, кто Вы такой. Мне не нужно идти к Андре и указывать, что ему делать. Обязанность Андре в том, чтобы прийти и доложить мне о своей работе», пишет Ховис.5

Восьмой этап разведывательного цикла « Организация доступа/Распространение »

Корпоративная разведка обязана обеспечить своевременное предоставление разведывательных данных руководителям, принимающим решение. Если данные не попадают во время тем, кто обладает полномочиями и авторитетом для того, чтобы дей-

1 Леонов Н.С. Лихолетье. Записки главного аналитика Лубянки. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2005, С. 143.

2 Говоря по сути дела о разведке корпоративной, Д.Х. Ховис использовал термины «конкурентная» разведка и «рыночная» разведка. - См.: Ховис Х.Джон. Указ. соч., С. 109.

3 Там же, С. 111.

4 Маклахан Д., Указ. соч., С. 120-121.

5 См.: Ховис Х.Джон. Указ. соч., С. 114.

ствовать, нельзя говорить об эффективной разведке. Более того, ключевые данные должны предоставляться в таком формате, чтобы не только привлечь внимание руководства, но и побудить его к действиям. При этом современные информационные технологии не упрощают, а, скорее усложняют задачу по своевременной и эффективной доставке ключевой разведывательной информации.

Подводя итоги рассмотрения элементов (этапов) разведывательного цикла хотелось бы подчеркнуть, что этот вопрос носит не столько отвлеченно теоретический, сколько максимально прикладной характер. Ведь для того, чтобы создать в компании систему корпоративной разведки, а тем более повысить эффективность её функционирования остро необходимо представлять эту систему детально, поэлементно. Тогда систему можно будет достаточно тонко настроить, а при необходимости и отремонтировать. Иначе «нам удачи не видать».

Список литературы:

[1] Бабец О.А. Опыт военной разведки на службе в коммерческой фирме. - Мн.: Харвест, 2003.

[2] Доронин А.И. Бизнес-разведка. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Как добиться успеха: Практические советы деловым людям /Под общ. ред. В.Е. Хруцкого. -М.; Политиздат, 1991.

[4] Как стать предприимчивым и богатым: Из американских рецептов. Пер. с англ. - М.: Молодая гвардия, 1991.

[5] Лемке Г.Э. Секреты коммерческой разведки. - М.: Ось-89, 2013.

[6] Леонов Н.С. Лихолетье. Записки главного аналитика Лубянки. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2005

[7] Мак-Дональд М. Сфера услуг. Полное пошаговое руководство по маркетинговому планированию/ М. Мак-Дональд, Э. Пэйн; [Пер. с англ.]. - М.: Эксмо, 2009.

[8] Маклахан Д. Тайны английской разведки (1939-1945). Сокр. пер. с англ., М., 1971.

[9] Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. Основные принципы. Пер. с англ., - М.: Изд-во Иностранной литературы, 1958.

[9] Прескотт Джон Е., Миллер Стивен Х. Конкурентная разведка: Уроки из окопов. М.: Альбина Паблишер, 2003.

[10] Судоплатов П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998.

[11] Сунь-цзы. Искусство стратегии. - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006.

[12] Усольцев В. Сослуживец. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.

[13] Хеймонт И. Тактическая разведка в современной войне. М., 1963.

[14] Элькинбард Л.М. Древнекитайские теоретики разведки. - Актуальные проблемы правовой теории и практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции: В 2ч. - Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2007. - Ч.1.

[15] Ющук Е.Л. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей. - М.: Вершина, 2006.

[16] http://hrazvedka.ru/guru/korporativnaya-razvedka-a-j-simpson.html

THE INTELLIGENCE CYCLE SERVICE CORPORATE INTELLIGENCE COMPANY

L.M. Elkinbard, T.S. Girina

Keywords: The intelligence cycle, the corporate intelligencefirm, corporate intelligence

In the article, for the first time in the domestic literature, devoted to the most difficult problems of organization of the corporate intelligence company

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.