Научная статья на тему 'РАЗРЫВЫ В МОДЕЛЯХ ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ТОВАРОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

РАЗРЫВЫ В МОДЕЛЯХ ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ТОВАРОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / КИТАЙ / РОССИЯ / ВЫБОР / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / behavior model / China / Russia / choice / decision-making / consumer

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носкова Елена Викторовна

В условиях новой коронавирусной инфекции Covid-19 особую актуальность приобретают вопросы, связанные с цифровизацией и тотальным освоением online-пространства. В связи с этим многие компании активно перенастраивают бизнес-процессы в части взаимодействия с потребителями в сети Интернет. Цель данного исследования - измерить разрывы в моделях поведения российских и китайских потребителей при выборе товаров в сети Интернет. Для проведения исследования разработан исследовательский конструкт, учитывающий этапы процесса принятия решения о покупке, который апробирован на примере китайских и российских потребителей (объём выборки составил 768 человек). По итогам исследования описан процесс принятия решения о покупке товара в сети Интернет российскими и китайскими потребителями в разрезе следующих этапов: осознание потребности, оценка альтернатив, поиск информации, покупка, постпокупочная реакция; определены разрывы в моделях поведения российских и китайских потребителей. Результаты исследования могут использоваться для разработки маркетинговых мероприятий по развитию online-торговли с учетом моделей поведения российских и китайских потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAPS IN BEHAVIOR PATTERNS OF RUSSIAN AND CHINESE CONSUMERS WHEN CHOOSING PRODUCTS ON THE INTERNET

In the context of the new coronavirus infection Covid-19, interest in online trading is increasing. Companies are actively reconfiguring business processes, new forms of interaction with consumers on the Internet are emerging. The purpose of this study is to measure the gaps in the behavior patterns of Russian and Chinese consumers when choosing goods on the Internet. The author has developed a research construct that includes the stages of the purchasing decision-making process. The construct was tested on the example of Chinese and Russian consumers (sample size was 768 people). Based on the results of the study, the process of planning to purchase goods on the Internet by Russian and Chinese consumers is described in the context of the following stages: awareness of the need, assessment of alternatives, search for information, purchase, post-purchase reaction; identified gaps in the behavior patterns of Russian and Chinese consumers. The research results can be used to develop marketing activities for the development of online trade, taking into account the behavioral models of Russian and Chinese consumers.

Текст научной работы на тему «РАЗРЫВЫ В МОДЕЛЯХ ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ТОВАРОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

РАЗРЫВЫ В МОДЕЛЯХ ПОВЕДЕНИЯ РОССИИСКИХ И КИТАИСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ТОВАРОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Носкова Елена Викторовна,

к.э.н., доцент, заместитель директора Департамента маркетинга и развития рынков, руководитель проектов Лаборатории исследований поведения потребителей на рынках товаров и услуг стран АТР, Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет; 690922, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10 noskova.ev@dvfu.ru

В условиях новой коронавирусной инфекции Cov¡d-19 особую актуальность приобретают вопросы, связанные с цифровизацией и тотальным освоением опПпе-пространства. В связи с этим многие компании активно перенастраивают бизнес-процессы в части взаимодействия с потребителями в сети Интернет. Цель данного исследования - измерить разрывы в моделях поведения российских и китайских потребителей при выборе товаров в сети Интернет. Для проведения исследования разработан исследовательский конструкт, учитывающий этапы процесса принятия решения о покупке, который апробирован на примере китайских и российских потребителей (объём выборки составил 768 человек). По итогам исследования описан процесс принятия решения о покупке товара в сети Интернет российскими и китайскими потребителями в разрезе следующих этапов: осознание потребности, оценка альтернатив, поиск информации, покупка, постпокупочная реакция; определены разрывы в моделях поведения российских и китайских потребителей. Результаты исследования могут использоваться для разработки маркетинговых мероприятий по развитию опКпе-торговли с учетом моделей поведения российских и китайских потребителей.

Ключевые слова: модель поведения; Китай; Россия; выбор; принятие решения; потребитель.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях тотальной цифрови-зации современной экономики и распространения коронавирусной инфекции Covid-19 происходит «вынужденная» трансформация бизнес-процессов многих компаний, которая способствует интенсивному освоению ими онлайн-среды, а это, в свою очередь, влияет на изменение способов взаимодействия компаний с клиентами. Именно поэтомузнание своего потребителя, паттернов его поведения является ключевым фактором успеха.

Тема трансграничной онлайн-торговли и факторов, на неё влияющих, становится все более актуальной как для академических исследований, так и для бизнес-среды. На начальном этапе развития интернет-маркетинг как элемент электронной торговли основывался на практике традиционного использования всех аспектов марке-тинг-микса «4Р», однако с течением времени ученые стали адаптировать традиционные маркетинговые модели под специфику онлайн-

среды. Так Н.П. Ильин в работе «Повышение эффективности процедур интернет-маркетинга» [1] довольно подробно описывает модели 59; 7?; 4С; 4&, 4Ps+(2P+2C+2S); 2Р+2С+3$ 6С, применимые для интернет торговли. S. Та/^аг, М. Та/^аг, Р. Каиг, А. ОЬггпровели исследование причин сопротивления потребителей цифровым инновациям, что в результате позволило им найти и доказать ряд факторов, влияющих на процедуру выбора товаров в сети Интернет [2]. В результате было установлено, что часть потребителей боится использовать Интернет из-за отсутствия потребительского опыта, также они показали, что некоторые потребители чувствуют незащищенность в процессе осуществления оплаты покупок в сети Интернет, поэтому способы оплаты являются значимым фактором выбора товара. В исследовании М. КгкЫка, О. 11а]Пп1 [3] было доказано, что на потребителей, в первую очередь, влияет время исполнения заказа, оно выступает самой важной составляющей модели по-

требительского поведения. Еще одно исследование, посвященное исследованию факторов, влияющих на поведение потребителей при выборе товаров в сети Интернет в период пандемии COVID-19, проведено испанскими исследователями E Romeo-Arroyo, M. Mora, L. Vazquez-Araujo [4] Ученые изучили факторы, влияющие на покупку товаров продовольственной специализации, и доказали, что страх заразиться коронавирусной инфекцией является основным триггером онлайн-покупок. Исследование P. Carthy, P.D. Lunn, S. Lyons [5] показало, что интенсивность поиска товаров в сети Интернет значительно различается в зависимости от демографических характеристик населения. Все эти труды доказывают огромный интерес ученых к вопросам интернет-торговли. Данное явление исследуется под разными срезами и углами зрения. В рамках данной работы предпринята попытка найти разрывы в моделях поведения китайских и российских потребителей применительно к процессу

принятия решения о покупке (осознание потребности, поиск информации, оценка альтернатив, покупка, постпокупочная реакция).

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Основная цель данного исследования — измерить разрывы в моделях поведения российских и китайских потребителей при выборе товаров в сети Интернет. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

♦ разработать исследовательский конструкт;

♦ провести анкетный опрос китайских и российских потребителей;

♦ построить модели принятия решения о покупке китайскими и российскими потребителями. Гипотезы, выдвинутые в данном

исследовании, были сформулиро-

ваны на основе анализа результатов исследований зарубежных и отечественных авторов: Н1: Основным фактором при выборе товаров в сети Интернет для китайских потребителей является бренд. Н2: Основным фактором при выборе товаров в сети Интернет для российских потребителей является цена.

В рамках исследования нами был инициирован анкетный опрос. Объём выборки составил 384 китайских и 384 российских респондентов.

По каждому этапу процессу принятия решения о покупке(осознание потребности, поиск информации, оценка альтернатив, покупка и постпокупочная реакция) были предложены утверждения, описы-

вающие поведение потребителя. Каждое из утверждений респондент оценивал по 7-балльной шкале Лайкерта, где 1 — абсолютно не согласен, 2 — не согласен, 3 — скорее не согласен, 4 — нейтрально, 5 — скорее согласен, 6 — согласен, 7 — абсолютно согласен. Структура инструментария исследования представлена в таблице 1 [6—12].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе проведенного анкетного опроса получены результаты, которые представлены в разрезе процесса принятия решения потребителем о покупке: осознание потребности, поиск информации, оценка альтернатив, покупка, постпокупочная реакция.

В таблице 2 приведены разрывы в поведении российских

Таблица 1

Структура инструментария исследования модели поведения российских и китайских потребителей в сети Интернет

№ вопросов Характеристика вопроса Типы вопросов

1 Определение интернет-площадки при выборе товаров Закрытый вопрос

2-3 Определение осведомленности респондента о видах интернет-площадок Закрытый вопрос

4-6 Отношение респондента к различным интернет-площадкам Закрытый вопрос

7-9 Определение причин и целей заказа товаров с помощью интернет-площадок Закрытые вопросы

10-13 Определение важности факторов, влияющих на респондента при выборе интернет-площадки Шкала Лайкерта

14-17 Определение важности разнообразия ассортимента при выборе интернет-площадок Шкала Лайкерта

14-17 Определение важности разнообразия ассортимента при выборе интернет-площадок Шкала Лайкерта

18-20 Определение важности цены при выборе товаров с помощью интернет-площадок, наличие скидок, акций, бонусов, специальных предпочтений Шкала Лайкерта

21-22 Определение важности факторов, влияющих на респондента в момент покупки Закрытый вопрос

23-28 Определение демографических характеристик респондента Закрытые вопросы

Таблица 2

Разрывы в поведении российских и китайских респондентов по блоку вопросов, связанных с осознанием потребности при заказе товаров в сети Интернет, 2021 г., средний балл

Вопросы Утверждение Оценка Разрыв, балл

Россия Китай

Определение количества интернет-площадок, на которых респонденты делают заказы Обычно заказываю товары с 1-2 площадок в сети Интернет 5,61 4,90 0,71

Не ограничиваюсь 1-2 интернет-магазинами, заказываю с разных площадок в сети 4,04 4,16 0,12

Мотивы совершения покупки в сети Интернет Делаю заказ в интернет-магазине, когда проходит акция, предоставляются скидки, другие бонусы 4,53 5,03 0,5

Делаю заказ в интернет-магазине, когда нужного товара нет в магазинах моего города 5,60 4,69 0,91

Совершаю заказ в интернет-магазине, когда нужно купить подарок 3,30 4,60 1,30

Делаю заказ в интернет-магазине с определенной целью (к примеру, купить летнюю одежду) 3,42 5,30 1,88

Мотивы посещения интернет-площадок Захожу в интернет-магазины каждый день и смотрю новинки 2,92 5,68 2,76

Захожу в интернет-магазины, когда получаю электронную рассылку об акциях, скидках и т.д. 2,96 3,84 0,88

Захожу в интернет-магазины по ссылкам на товары в социальных сетях 2,46 5,79 3,33

и китайских респондентов по блоку вопросов, связанных с осознанием потребности при заказе товаров в сети Интернет.

Так, российские пользователи в большей степени, чем китайские, предпочитают совершать покупки в сети Интернет, используя всего 1—2 интернет-площадки. Китайцы чаще совершают заказы, когда проходят различные акции, скидки (разрыв — 0,5). Российские пользователи склонны к совершению заказа, когда нужного товара нет в их населенном пункте (разрыв — 0,91). Такие мотивы, как заказ подарка из интернет-магазина и заказ с определенной целью, например, покупка сезонной одежды, присущ больше китайским потре-

бителям. Китайские респонденты чаще заходят в интернет-магазины по ссылкам на товары в социальных сетях (разрыв — 3,33). Также, китайские потребители намного чаще заходят в интернет-магазины и смотрят товары-новинки (разрыв — 2,76).

Второй блок вопросов связан с поиском информации о товарах в сети Интернет (табл. 3).

Китайцы предпочитают просматривать группы и страницы в социальных сетях для заказа товаров в сети Интернет (средний балл 5,5), в то время как российские потребители предпочтение отдают поисковым системам (средний балл 4,88). Особо стоит отметить влияние блогеров на вы-

бор китайских респондентов (средний балл 6,01), в то время как российские потребители поставили среднюю оценку 3,23 балла.

Стоит отметить, что по блоку вопросов, связанных с поиском информации, зафиксированы значительные разрывы, что может свидетельствовать о значительных различиях в коммуникационных предпочтениях русских и китайцев. Данный феномен подлежит отдельному изучению, составляет научный интерес для дальнейших исследований автора.

Третий блок вопросов был связан с оценкой альтернатив при заказе товаров в сети Интернет (табл. 4).

Таблица 3

Разрывы в поведении российских и китайских респондентов по блоку вопросов, связанных с поиском информации

о товарах в сети Интернет, 2021 г., средний балл

Вопросы Утверждение Оценка Разрыв, балл

Россия Китай

Источники, которые используют респонденты при выборе товаров в сети Интернет Советуюсь с друзьями и знакомыми при выборе интернет-магазина 3,50 4,00 0,50

Просматриваю группы и страницы в социальных сетях для заказа товаров в сети Интернет 2,84 5,50 2,66

Ориентируюсь на рекламу в сети Интернет (баннерная реклама, контекстная реклама и т.д.) при заказе товаров 2,15 3,83 1,68

Смотрю обзоры блогеров об интернет-магазинах и товарах, которые они заказали 3,23 6,01 2,78

Нахожу нужные мне товары и онлайн-магазины через поисковые запросы 4,88 4,02 0,86

Таблица 4

Разрывы в поведении российских и китайских респондентов по блоку вопросов, связанных с оценкой альтернатив

при покупке в сети Интернет, 2021 г., средний балл

Вопросы Оценка Разрыв, балл

Россия Китай

1 2 3 4

Атрибуты/ характеристики интернет-площадок

Качество товаров 6,30 6,00 0,30

Условия доставки 6,23 5,20 1,03

Уровень цен 6,53 5,88 0,65

Возможность возврата товаров 5,88 5,90 0,02

Наличие брендовых товаров 5,76 6,20 0,44

Условия оплаты 5,61 4,80 0,81

Быстрая обратная связь с продавцом 5,42 5,60 0,18

Удобство навигации на сайте 5,42 4,70 0,72

Скидки, акции 5,38 6,10 0,72

Популярность интернет-площадки 5,03 5,70 0,67

Возможность посмотреть отзывы 5,00 5,10 0,10

Наличие страницы интернет-магазина в социальных сетях 3,69 5,70 2,01

Таблица 4 (Окончание)

1 | 2 | 3 | 4

Группы товаров

Обувь 3,53 5,70 2,17

Одежда 5,30 6,30 1,00

Спортивные товары 3,69 5,80 2,11

Продукты питания 6,53 6,10 0,43

Автозапчасти и аксессуары 2,30 3,01 0,71

Товары для дома 4,11 4,66 0,55

Парфюмерия и косметика 3,26 4,70 1,44

Бытовая техника и электроника 2,92 5,10 2,18

Аксессуары и подарки 2,33 4,20 1,87

Зоотовары 1,38 4,60 3,22

Стройматериалы, товары для ремонта 2,39 3,50 1,11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Украшения 4,84 5,86 1,02

Товары для детей 3,53 4,50 0,97

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что российские потребители при оценке интернет-площадок в первую очередь обращают внимание на уровень цен (6,53 балла), качество товаров(6,3 балла) и условия доставки (6,23 балла); для китайцев важно, прежде всего, наличие брендовых товаров (6,20 балла), наличие скидок и акций (6,10 балла) и качество товара (6,00 баллов).

Также интересны результаты исследования по востребованным группам товаров: для российских потребителей — это продукты питания (6,53) и одежда (5,3 балла), в то время как для китайцев — одежда (6,3 балла), продукты питания (6,10 балла), украшения (5,86 балла), спортивные товары (5,80 балла).

Четвертый блок вопросов относится непосредственно к процессу покупки в сети Интернет (табл. 5, 6).

В целом китайские респонденты чаще сталкиваются с проблемой выбора. Многие из них не могут выбрать, какой товар следует купить (5,83 балла), а также сомневаются в своем выборе (5,8 балла). Российские респонденты, в целом, меньше переживают о данной проблеме выбора товаров.

Таблица 5

Разрывы в поведении российских и китайских респондентов по блоку вопросов, связанных с покупкой товаров в сети Интернет, 2021 г., средний балл

Вопросы Результаты Разрывы, балл

Россия Китай

У меня часто возникают сомнения относительно решений о покупках, которые я принял(а) 3,84 4,33 0,49

Я часто мучительно думаю о том, какой товар лучше выбрать 4,23 5,83 1,6

Я часто сомневаюсь в том, что сделал(а) правильный выбор при покупке 3,69 5,80 2,11

Мне кажется, что у меня никогда не получается сделать правильный выбор товара/услуги 2,5 4,16 1,66

Очень часто я не доволен/довольна тем, что покупаю 2,38 4,00 1,62

Таблица 6

Разрывы в поведении российских и китайских респондентов по блоку вопросов, связанных с процессом покупки товаров в сети Интернет, 2021 г., средний балл

Вопросы Результаты

Россия Китай

Когда был совершен последний заказ с интернет-площадки Меньше месяца назад - 39% 1 - 2 месяца назад - 39% 3 - 6 месяцев назад - 12% 7 - 11 месяцев назад - 4% 1 - 2 года назад - 8% Меньше месяца назад - 61% 1 - 2 месяца назад - 20% 3 - 6 месяцев назад - 10% 7 - 11 месяцев назад - 4% 1 - 2 года назад - 5%

Интернет-площадки, на которых респонденты совершали заказ Ozon.ru - 42% Wildberries.ru - 27% Citilink.ru - 4% Mvideo.ru - 8% Eldorado.ru - 4% Lamoda.ru - 23% Exist.ru - 4% Aliexpress.ru - 65% Ebay.com - 23% Asos.com - 35% Taobao.com - 27% Dns-shop.ru - 31% 100sp.ru - 4% Zara.com - 4% Читай-город - 4% H4m.com - 4% ebay.com - 61% asos.com - 23% taobao.com - 90% tmall.com - 74% amazon.cn - 69% kmall360.com - 61% suning.com - 54% jd.com - 71%

Максимально допустимая сумма заказа 0 - 1000 рублей - 15% 1000 - 5000 рублей - 35% 5000 - 10000 рублей - 39% 10000 - 20000 рублей - 12% 0 - 100 юаней - 5% 100 - 500 юаней - 14% 500 - 1000 юаней - 18% 1000 - 2000 юаней - 42% Больше 2000 юаней - 21%

Часть респондентов из России так же, как и респонденты из Китая, не может определиться с тем, какой товар следует купить (4,23 балла).

Далее рассмотрим частоту покупки, интернет-площадки и суммы заказов при выборе товаров в сети Интернет (см. табл. 6).

Последний заказ на интернет-площадках российские респонденты совершали чаще всего меньше месяца назад (39%) и 1—2 месяца назад (39%). Рес-

понденты из КНР, в большинстве, совершили заказ в интернет-магазине меньше месяца назад (61%). Самые популярные площадки для совершения заказов для российских респондентов — это Aiiexpress (65%), Asos (35%), Ozon (42%), для китайских респондентов — Taobao (90%), Tmall (74%), Amazon (69%). Большинство респондентов из России готовы потратить на один заказ в интернет-магазине сумму в пределах 5 000—10 000 рублей, китайские

респонденты — в пределах 1 000— 2 000 юаней.

В последнем блоке (табл. 7, 8) представлены разрывы в поведении российских и китайских по-требителей,связанные с постпродажной реакцией, уровнем доверия к торговым компаниям и в обществе в целом.

Китайские респонденты более расположены к торговым компаниям, чем российские респонденты. Самые большие разрывы

Таблица 7

Разрывы в поведении российских и китайских респондентов по блоку вопросов, связанных с доверием при приобретении товаров в сети Интернет, 2021 г., средний балл

Блок вопросов Результаты Разрывы, балл

Вопросы РФ КНР

Уровень доверия к торговым компаниям Большинство компаний выполняют заявленные гарантийные обязательства 4,50 5,80 1,30

В целом компании берут на себя ответственность за товары/услуги и несут гарантийные обязательства 4,60 5,80 1,20

При возникновении каких-либо проблем с использованием товарами/услугами, производители обычно готовы устранить их 4,50 6,20 1,70

Отделы по работе с жалобами в большинстве компаний эффективно решают проблемы клиентов 3,88 5,90 2,02

Большинство компаний прикладывают значительные усилия для того, чтобы помочь неудовлетворённым клиентам 4,11 6,00 1,89

Многие компании выслушивают претензии клиентов, но не делают ничего, чтобы решить возникшие проблемы 3,88 4,40 0,52

В большинстве торговых организаций обслуживание находится на достаточно высоком уровне 3,96 5,10 1,44

В большинстве случаев после обращения в компанию с проблемой в отношении товара/услуги я остаюсь удовлетворен 4,15 5,36 1,21

Уровень доверия в обществе Я считаю, что в наши дни сложно понять, кому можно доверять, а кому - нет 4,07 4,60 0,53

В современном мире доверять можно лишь немногим 4,15 3,40 0,75

Большинству людей можно доверять 3,65 5,20 1,55

Большинство людей поступают справедливо по отношению к другим 3,50 5,20 1,7

Большинству людей все равно, что происходит с окружающими 4,42 4,6 0,18

Вопросы Результаты

Россия Китай

Способ доставки заказов 1. Почта России - 50% 2. Экспресс-авиадоставка - 19% 3. РюкроШ - 4% 4. Пункты самовывоза - 27% 1. China Post - 11% 2. Экспресс-авиадоставка - 89%

Проблемы при доставке товаров 1. Никогда не было проблем с доставкой. Заказы всегда приходят в отличном состоянии, без задержек - 27% 2. Были проблемы с доставкой: сроки доставки были позже оговоренных - 50% 3. Попадались заказы с небольшими повреждениями, не мешающими использованию - 15% 4. Часто заказы приходят после оговоренных сроков доставки - 39% 5. При получении посылки оказывалось, что заказ испорчен, потерял товарный вид - 8% 1. Никогда не было проблем с доставкой. Заказы всегда приходят в отличном состоянии, без задержек - 35% 2. Были проблемы с доставкой: сроки доставки были позже оговоренных - 50% 3. Попадались заказы с небольшими повреждениями, не мешающими использованию - 23% 4. Часто заказы приходят после оговоренных сроков доставки - 28% 5. При получении посылки оказывалось, что заказ испорчен, потерял товарный вид - 10%

Таблица 8

Разрывы в поведении российских и китайских респондентов по блоку вопросов, связанных с постпокупочной

реакцией, 2021 г., средний балл

касаются эффективной работы отделов по работе с жалобами (разрыв — 2,02 балла), а также связаны с высказыванием, что большинство компаний прикладывают значительные усилия для того, чтобы помочь неудовлетворенным клиентам (разрыв — 1,89 балла). Российские респонденты не согласны с тем, что отделы по работе с жалобами клиентов в большинстве компаний эффективно решают проблемы клиентов (3,88 балла), и что многие компании выслушивают претензии клиентов, но не делают ничего, чтобы решить возникшие проблемы (3,88 балла).

Рассмотрим способы доставки товаров и связанные с этим процессом проблемы (см. табл. 8).

Половина опрошенных российских респондентов предпочитает использовать услуги почты России при доставке товаров, в то время как большая часть китайских респондентов предпочитает экспресс авиадоставку. Самая распространенная проблема у российских и китайских респондентов — это проблема с доставкой, связанная с несоблюдением сроков (50% опрошенных респондентов),

На основе анализа анкетного опроса автором представлены

модели поведения китайских и российских потребителей при выборе товаров в сети Интернет в разрезе процесса принятия решения о покупке (рис.)

По итогам проведенного исследования были обнаружены различия в моделях поведения российских и китайских потребителей. Выдвинутые гипотезы на начальном этапе о том, что важнейшим фактором при выборе товаров в сети Интернет для китайских потребителей является бренд (гипотеза 1), важнейшим фактором при выборе товаров в сети Интернет для российских потребителей

Россия

Китай

Мотивы совершения покупки в сети Интернет: Делаю заказ в интернет-магазине, когда нужного товара нет в магазинах моего города (5,6 балла)

Мотивы посещения интернет-площадок: - не удалось установить

Источники, которые используют респонденты при выборе товаров в сети Интернет: Нахожу нужные мне товары и онлайн-магазины через поисковые запросы (4,88 балла)

Атрибуты интернет-площадок:

- Уровень цен (6,53 балла)

- Качество товаров (6,3 балла)

- Условия доставки (6,23 балла) Группы товаров, популярные

к заказу на

интернет-площадках:

- Продукты питания (6,53 балла)

- Одежда (5,3 балла)

- Украшения (4,84 балла)

Я часто мучительно думаю о том, какой товар лучше выбрать (4,23 балла). Последний заказ:

- Меньше месяца назад - 39%;

- 1 - 2 месяца назад - 39%. Интернет-площади, на которых респондентах совершали заказ:

- Aliexpress.ru - 65%;

- Ozon.ru - 42%.

Максимальная допустимая сумма заказа: 5 000-10 000 рублей.

Проблемы при доставке товаров:

Сроки доставки были позже оговоренных (50%).

Мотивы совершения покупки в сети Интернет: Делаю заказ в интернет-магазине с определенной целью (к примеру, купить летнюю одежду) (5,3 балла) Мотивы посещения интернет-площадок:

- Захожу в интернет-магазины по ссылкам на товары в социальных сетях (5,79 балла);

- Захожу в интернет-магазины каждый день и смотрю новинки (5,68 балла).

Источники, которые используют респонденты при выборе товаров в сети Интернет: Просматриваю группы и страницы в социальных сетях для заказа товаров в Интернете (5,5 балла)

Атрибуты интернет-площадок:

- Наличие брендовых товаров (6,2 балла)

- Скидки, акции (6,1 балла)

- Качество товаров (6,0 баллов)

Группы товаров, популярные к заказу интернет-площадках:

- Одежда (6,3 балла)

- Продукты питания (6,1 балла);

- Украшения (5,86 балла).

Я часто мучительно думаю о том, какой товар лучше выбрать (5,83 балла). Последний заказ: - Меньше месяца назад (61%). Интернет-площадки, на которых респонденты совершали заказ: Taobao.com - 90%; Tmall.com - 74%.

Максимальная допустимая сумма заказа: 1 000-2 000 юаней.

Проблемы при доставке товаров:

Сроки доставки были позже оговоренных (50%).

Рис. Процесс принятия решения о покупке товаров в сети Интернет российскими и китайскими потребителями

на

является цена (гипотеза 2) подтвердились.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

1. В ходе контент-анализа научных статей предложен конструкт измерения модели поведения потребителей в сети Интернет в разрезе процесса принятия решения о покупке, который апробирован в ходе анкетного опроса российских и китайских потребителей.

2. На основе анкетного опроса получены данные, которые позволили определить разрывы в моделях поведения китайских и российских потребителей при выборе товаров в сети Интернет.

3. Основным результатом данного исследования является модель процесса принятия решения о покупке товаров в сети Интернет российскими и китайскими потребителями, которая будет полезна участникам рынка опИпв-торговли.

В целом стоит отметить, что дальнейшее направление исследований должно быть направлено на поиск результативных каналов коммуникаций с российскими и китайскими потребителями, поскольку в ходе исследования блок вопросов, связанный с поиском информации, показал значительные разрывы в коммуникационных предпочтениях.

ИСТОЧНИКИ

1. Ильин, Н.П. Повышение эффективности процедур интернет-маркетинга // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2016. № 45. С. 172—176.

2. Talwar S, Talwar M, Kaur P., Dhir A. (2020) Consumers' resistance to digital innovations: A systematic review and framework development // Australasian Marketing Journal (AMJ). Volume 28. Issue 4. P. 286—299.

3. Krithika M. Rajini, G. (2018) Persuading Attributes of Online Shopping Cart Abandonment // International Journal of Engineering and Technology. № 7 (3). P. 739—742.

4. Romeo-ArroyoE., Mora M, Vazquez-AraujoL. (2020) Consumer behavior in confinement times: Food choice and cooking attitudes in Spain // International Journal of Gastronomy and Food Science, Oct. 21, 100226. — doi: 10.1016/ j.ijgfs.2020.100226.

5. Carthy P., Lunn P.D., Lyons S. (2020) Demographic variation in active consumer behaviour: On-line search for retail broadband services // Heliyon. Volume 6. Issue 7. e04478.

6. Ambaye М. (2005) A consumer decision prcess model for the internet: A Thesis Submitted for the Degree of Doctor of Philosophy. Brunel University, 2005.

7. Cheung C.M.K., Chan G.W.W., Limayem M. (2005) A critical review of online consumer behavior: empirical research // Journal of Electronic Commerce in Organizations, 3, 1 — 19.

8. Darley W.K., Blankson C., Luethge D.J. (2010) Toward an integrated framework for online consumer behavior and decision making process: a review // Psychology & Marketing, 27, 94—1 16.

9. Dennis C., Merrilees B, Jayawardhena C., Wright L.T. (2009) E-consumer behavior // European Journal of Marketing, 43, 1121-1139.

10. Raphael/' O., Goldstein A., Fink L. (2017) Analyzing online consumer behavior in mobile and PC devices: A novel web usage mining approach // Electronic Commerce Research and Applications, 26, 1-12.

11. Rickwood C., WhiteL. (2009) Pre-purchase decision-making for complex service: retirement planning // Journal of Services Marketing, 23, 145-153.

12. Rose S., Hair N., Clark M. (2011) Online customer experience: a review of the business-to-consumer online purchase context // International Journal of Management Reviews, 13, 24-39.

DOI: 10.24412/2071-3762-2021-9295-3-10

Gaps in Behavior Patterns of Russian and Chinese Consumers when Choosing Products on the Internet Noskova Elena Viktorovna,

Candidat of Economic Sciences., associate professor of the chair of Marketing and Market Development Department, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University; FEFU Campus, 10 Ajax Bay, Russky Island, Vladivostok, 690922, Russia (noskova.ev@dvfu.ru)

In the context of the new coronavirus infection Covid-19, interest in online trading is increasing. Companies are actively reconfiguring business processes, new forms of interaction with consumers on the Internet are emerging. The purpose of this study is to measure the gaps in the behavior patterns of Russian and Chinese consumers when choosing goods on the Internet. The author has developed a research construct that includes the stages of the purchasing decision-making process. The construct was tested on the example of Chinese and Russian consumers (sample size was 768 people). Based on the results of the study, the process of planning to purchase goods on the Internet by Russian and Chinese consumers is described in the context of the following stages: awareness of the need, assessment of alternatives, search for information, purchase, post-purchase reaction; identified gaps in the behavior patterns of Russian and Chinese consumers. The research results can be used to develop marketing activities for the development of online trade, taking into account the behavioral models of Russian and Chinese consumers.

Keywords: behavior model; China; Russia; choice; decision-making; consumer.

REFERENCES

1. Ilyin, N.P. (2016) Improving the efficiency of Internet marketing procedures. News of the St. Petersburg State Agrarian University, 2016, No. 45, pp. 172-176.

2. Talwar, S.; Talwar, M.; Kaur, P.; Dhir, A. (2020) Consumers' resistance to digital innovations: A systematic review and framework development. Australasian Marketing Journal (AMJ), Volume 28, Issue 4, pp. 286-299.

3. Krithika, M.; Rajini, G. (2018) Persuading Attributes of Online Shopping Cart Abandonment. International Journal of Engineering and Technology, No. 7 (3), pp. 739-742.

4. Romeo-Arroyo, E.; Mora, M.; Vazquez-Araujo, L. (2020) Consumer behavior in confinement times: Food choice and cooking attitudes in Spain. International Journal of Gastronomy and Food Science, Oct. 21, 100226. — doi: 10.1016/ j.ijgfs.2020.100226.

5. Carthy, P.; Lunn, P.D.; Lyons, S. (2020) Demographic variation in active consumer behaviour: On-line search for retail broadband services. Heliyon, Volume 6, Issue 7. e04478.

6. Ambaye, M. (2005) A consumer decision prcess model for the internet A Thesis Submitted for the Degree of Doctor of Philosophy. Brunel University, 2005.

7. Cheung, C.M.K.; Chan, G.W.W.; Limayem, M. (2005) A critical review of online consumer behavior: empirical research. Journal of Electronic Commerce in Organizations, 3, 1 — 19.

8. Darley,W.K.; Blankson, C.; Luethge, D.J. (2010) Toward an integrated framework for online consumer behavior and decision making process: a review. Psychology & Marketing, 27, 94—1 16.

9. Dennis, C.; Merrilees, B.; Jayawardhena, C.; Wright, L.T. (2009) E-consumer behavior. European Journal of Marketing, 43, 1121-1139.

10. Raphaeli, O., Goldstein, A., Fink, L. (2017). Analyzing online consumer behavior in mobile and PC devices: A novel web usage mining approach. Electronic Commerce Research and Applications, 26, 1-12.

11. Rickwood, C. & White, L. (2009). Pre-purchase decision-making for complex service: retirement planning. Journal of Services Marketing, 23, 145-153.

12. Rose, S., Hair, N. & Clark, M. (2011). Online customer experience: a review of the business-to-consumer online purchase context. International Journal of Management Reviews, 13, 24-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.