Научная статья на тему 'Разрушительные тенденции в высшем медицинском образовании'

Разрушительные тенденции в высшем медицинском образовании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / HIGHER MEDICAL EDUCATION / PRACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Касумьян С.А., Игнатьев С.В.

Высшее медицинское образование в России имеет двухсотлетнюю историю. Клиническая подготовка выпускников была хорошо отработана Н.И. Пироговым. Отход от Пироговских принципов в последнее десятилетие чревато разрушительными процессами в практической подготовке врачей. Целесообразно вернуть Пироговские принципы в вузовское преподавание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESTRUCTIVE TENDENCIES IN HIGHER MEDICAL EDUCATION

Higher medical education in Russia has a two-hundred-year history. Clinical training of graduates was well worked out by N.I. Pirogov. Departure from the Pirogov principles in the last decade is fraught with destructive processes in the practical training of doctors. It is advisable to return the Pirogov principles to university teaching.

Текст научной работы на тему «Разрушительные тенденции в высшем медицинском образовании»

УДК 617:378.17

РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВЫСШЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Касумьян С.А., Игнатьев С.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Высшее медицинское образование в России имеет двухсотлетнюю историю. Клиническая подготовка выпускников была хорошо отработана Н.И. Пироговым. Отход от Пироговских принципов в последнее десятилетие чревато разрушительными процессами в практической подготовке врачей. Целесообразно вернуть Пироговские принципы в вузовское преподавание. Ключевые слова: высшее медицинское образование, практическая подготовка.

DESTRUCTIVE TENDENCIES IN HIGHER MEDICAL EDUCATION Kasumyan S.A., Ignatiev S.V.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.

Abstract. Higher medical education in Russia has a two-hundred-year history. Clinical training of graduates was well worked out by N.I. Pirogov. Departure from the Pirogov principles in the last decade is fraught with destructive processes in the practical training ofdoctors. It is advisable to return the Pirogov principles to university teaching.

Key words: higher medical education, practical training.

При всех успехах медицинского образования в нашей стране слабым звеном остается клиническая (практическая) подготовка наших выпускников. Принятые государством усилия по улучшению практической подготовки введением клинической интернатуры остановлены в связи с устранением интернатуры. Врачебных кадров не хватает, однако сокращение сроков обучения на 1 год (интернатура!) проблему кадров решить не сможет. Более рациональным представляется наличие субординатуры на VI курсе, когда выпускники на последнем курсе могли пройти усиленную подготовку по одной из ведущих специальностей - терапии, хирургии и акушерству-гинекологии. Такая практика вузовской подготовки успешно продержалась около 25 лет. По чьей-то воле это разумное положение (субординатура) было отменено. Здесь уместно заметить, что при заполнении анкет у студентов-выпускников еще в течение долгого времени высказывались пожелания вернуть субординатуру. Нам очень хотелось в Европу, очень хотелось присоединиться к Болонской системе. Однако эта система стала давать сбои. Была отменена субординатура, а с 2017 года и интернатура. Нашим организаторам здравоохранения этого оказалось мало - решили уничтожить и клинические кафедры, отстранив огромную армию многоопытных преподавателей-клиницистов (профессоров, доцентов, ассистентов) от лечебной работы. Сейчас трудно установить авторство этой глупой инициативы. Надеемся, что такая инициатива не могла прийти в голову министру, имеющему

врачебную подготовку. Каждый студент-медик мог видеть значение клинических кафедр в подготовке врачей; врач-министр не мог бы принять такого циничного решения.

К чему пришли? Несколько лет назад было продекларировано, что клинические преподаватели - это учителя, вот и пусть себе учительствуют, а врачебная (лечебная) работа - не их дело. Дело дошло до абсурда - профессору, доценту нельзя свои решения изложить в истории болезни, их запись должна быть завизирована малолеткой-врачом, штатным сотрудником больницы. Абсурдность такой ситуации была доведена до высшей государственной власти, после чего появилось решение министра здравоохранения о том, что преподаватели-клиницисты «могут» выполнять врачебную работу. Карикатурное распоряжение: гора родила мышь! Чтобы понять абсурдность происходящего, давайте вернемся в разумные Пироговские времена. Николай Иванович Пирогов после окончания Московского университета получил диплом лекаря, однако был недоволен уровнем своей подготовки: «Низок был уровень демонстративного преподавания. Я выдержал экзамен на степень лекаря, не видев ни одной операции, сделанной на трупе, и не сделав ни одной сам. Впрочем на Западе Европы, в некоторых университетах учили делать кровопускание на кусках мыла и ампутации на брюкве».

Н.И. Пирогов, обладающий грандиозным талантом и работоспособностью, гениальной прозорливостью и государственным подходом

188

Кратко

к делу, достиг вершин хирургии и вершин врачевания, приобрел высочайший авторитет в России и за рубежом. Этот высокий статус позволил ему осуществить реформу в медицинских вузах. По инициативе Н.И. Пирогова были повсеместно в медицинских вузах организованны госпитальные клиники, в которых выполнялась лечебная работа в сочетании с преподавательской и научной работой, имело место единство трех видов деятельности в одном подразделении. Разумность Пироговских реформ нашла поддержку во всей стране. Госпитальные клиники успешно продержались весь XIX век, пережили Октябрьскую революцию, продержались весь XX век, а в XXI веке кто-то прихлопнул конструкцию Н.И. Пирогова. Вузовский клинический преподаватель не только «может» выполнять лечебную работу, но абсолютно обязан это делать, чтобы сохранить свой профессиональный опыт, постоянно наращивая его, и успешно передавать его учащейся

молодежи. Похоже, кому-то угодно уничтожить высшее медицинское образование, а потом начать процесс созидания с нуля. Примеры таких разрушений мы видим в уничтожении высокотехнологических производств до банально простого, когда в 90-е годы по чудовищно низкой цене продавались детские сады и ясли как не приносящие пользу государству, а теперь очень сожалеем об этом. Это могли себе позволить только руководители-временщики, не задумывающиеся над будущим. По-видимому, такой путь уготовлен и высшему медицинскому образованию. Уходят со сцены многоопытные клиницисты, резко снизилась пополняемость преподавательских кадров, исчезли конкурсы на вузовскую преподавательскую работу.

Чтобы коренным образом переломить ситуацию, необходимо вернуться к Пироговским принципам, не забывая о материальном поощрении преподавательского труда.

Кратко

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.