Научная статья на тему 'Клинические кафедры — ведущая структура во врачебном образовании'

Клинические кафедры — ведущая структура во врачебном образовании Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
763
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / HIGHER SCHOOL TRAINING / КАФЕДРЫ И КЛИНИЧЕСКИЕ БАЗЫ / DEPARTMENTS AND CLINICAL BASES

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Касумьян С.А.

В статье дан критический анализ состояния высшего медицинского образования. Представлены вероятностные пути улучшения качества подготовки врачебных кадров Основным предметом обсуждения является базисная проблема положение о клиническом лечебном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL DEPARTMENTS AS THE LEADING STRUCTURE IN MEDICAL EDUCATION

The article provides a critical analysis of the state of higher medical education. Possible ways to improve the quality of medical staff training are discussed, the main subject of subject of discussion being clinical hospital status.

Текст научной работы на тему «Клинические кафедры — ведущая структура во врачебном образовании»

УДК 616.1/.4:378.180.6(079.3)+614.25

КЛИНИЧЕСКИЕ КАФЕДРЫ - ВЕДУЩАЯ СТРУКТУРА ВО ВРАЧЕБНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Касумьян С.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. В статье дан критический анализ состояния высшего медицинского образования. Представлены вероятностные пути улучшения качества подготовки врачебных кадров Основным предметом обсуждения является базисная проблема - положение о клиническом лечебном учреждении.

Ключевые слова: вузовская подготовка, кафедры и клинические базы.

CLINICAL DEPARTMENTS AS THE LEADING STRUCTURE IN MEDICAL EDUCATION

Kasumyan S.A.

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. The article provides a critical analysis of the state of higher medical education. Possible ways to improve the quality of medical staff training are discussed, the main subject of subject of discussion being clinical hospital status.

Key words: higher school training, departments and clinical bases.

В начале статьи я хочу оговориться, что представленный заголовок никак не преуменьшает значение и роль теоретических кафедр в медицинском образовании; роль фундаментальных теоретических кафедр, безусловно, является фундаментальной. Теоретические знания, полученные на первых курсах, безусловно, в полной мере используются на клинических кафедрах, где осуществляется формирование врача-клинициста. Успешная реализация этой задачи возможна при двух условиях: 1) целеустремленности обучаемого и 2) увлеченной одержимости и высокой профессиональной подготовленности обучающего. Как можно достигнуть преподавателю высокой профессиональной подготовки? Только глубоким погружением во врачебную работу, а никак не отстранением от нее. А такое «замешательство», к сожалению, имело место в течение последних 1015 лет. Преподаватели-клиницисты отрешены от лечебной работы, в высших канцеляриях доминируют мнения, что клиницисты-преподаватели - это учителя, вот и пусть учительствуют, а лечебная работа -

не их дело. Как же можно смириться с таким абсурдом! Слава всевышнему, что пока еще по инерции клиницисты-преподаватели кое-как участвуют в лечебной работе, но тенденция к выдавливанию их из лечебного дела сохраняется, а некоторыми горе-руководителями лечебных учреждений этот процесс педалируется. Клиническая работа преподавателей по имеющимся договорам исключена из оплаты. Устранены квалификационные категории для клиницистов. Идет толкание назад в пещеры (по выражению Вольтера).

Давайте вернемся в историю. Госпитальные клиники были созданы по инициативе Николая Ивановича Пирогова (середина 19 века). Это безусловно был прорыв в высшем медицинском образовании. Вот откровения Н.И. Пирогова: «Низок был уровень демонстрационного преподавания. Я выдержал экзамен на степень лекаря, не видев ни одной операции, сделанной на трупе, и не сделав ни одной сам. Впрочем, на Западе Европы в некоторых университетах учили делать кровопускание на кусках мыла, а ам-

путацию на брюкве» [1]. Учитывая значительные изъяны в преподавании клинической медицины, Н.И. Пирогов стал инициатором и создателем госпитальных клиник в системе высшего медицинского образования. Настойчивая инициатива (можно представить, каких трудов ему это стоило!) Пи-рогова нашла поддержку, госпитальные клиники были организованы повсюду и успешно функционировали, выполняя 3 важных задачи: лечить, учить, разрабатывать и внедрять новое в лечебную практику. Госпитальные клиники продержались до революции 1917 года, затем успешно внедрились в советское здравоохранение. Этот статус поддерживался Министерским «Положением о клиническом лечебном учреждении», последнее выпущено в 1993 г. [3]. Центральной фигурой в клинике был профессор, который не мог быть назначен по знакомству, как это делается в отношении главных врачей, а проходил через серьезный конкурсный отбор.

Что мы имеем сейчас: огромная армия многоопытных профессоров, доцентов, ассистентов выдавлена из лечебной работы. Совсем недавно (2014 г.) в одном из министерских документов отмечено, что «законодательством предусмотрена возможность участия педагогических работников... в осуществлении медицинской деятельности в рамках практической подготовки обучающихся». Такая снисходительность! Плакать или смеяться!

Аксиомой является факт, что хорошим преподавателем может быть хорошо подготовленный клиницист, человек, хорошо знающий свое дело. «Возможность участия.» для профессионального освоения своего дела явно недостаточна, преподаватель-клиницист должен быть погружен в лечебную работу. Конечно, и спрос с него должен быть высоким. Все это, кстати сказать, было и при Н.И. Пирогове и при Б.В. Петровском, который был наиболее последовательным проводником пироговских принципов [2]. Цитата Б.В. Петровского, академика, министра здравоохранения СССР (1965-1980). «Лечить, учить, искать и внедрять в практику достижения передовой науки» есть подтверждение пироговских принципов.

В одном из номеров «Медицинской газеты» за прошлый год было опубликовано разумное решение за подписью министра здравоохранения В.И. Скворцовой и председателя совета ректоров медицинских вузов академика Г.П. Котельникова о создании лечебно-учебных кластеров на основе объединения научно-исследовательских институтов медицинского профиля и профильных кафедр. Идея замечательная. Однако такая возможность предоставляется ограниченному количеству кафедр из-за недостатка НИИ. Тем не менее имеется возможность создания кластеров меньшего масштаба, чем являлись и продолжают являться клинические кафедры на базе крупных лечебных учреждений, т.е. мы возвращаемся к клинике. Она может быть госпитальной, факультетской, пропедевтической или иной. Но главный принцип работы клинического подразделения - это выполнение лечебной, учебной и научной работы. Чем ни кластер? Скажу больше, в таком лечебном учреждении из 3 видов работы приоритетной должна быть лечебная работа, т.е. должен доминировать культ лечебной работы.

Это нисколько не унижает педагогическую работу, более того возвышает ее.

Обобщенно могу сказать, что и научная и учебная работа чего-нибудь стоят, если они экстраполируются в лечебную работу, если они воплощаются в клиническую практику, в производство. То, о чем я говорю, хорошо известно моим коллегам старшего поколения. Пока клинические кафедры по инерции, по установившейся традиции пытаются работать в прежнем стиле. Однако коррозия, заложенная в высшее медицинское образование, губительна для него.

Процесс разрушения необходимо остановить, пока оно (высшее образование) не рухнуло. Преподавательский труд обесценен, девальвирован. Конкурсы на должность преподавателя почти отсутствуют. Необходимы серьезные преобразования в нашей системе, взяв за основу пироговские принципы.

Литература.

1. Временное положение о клиническом лечебно-профилактическом учреждении [Текст] // Приказ Минздрава Российской Федерации № 228 от 29 сентября 1993 г.

2. Дземешкевич, С.Л. К 200-летию Н.И. Пирогова [Текст] / С.Л. Дземешкевич // Ежемесячная газета РНЦХ им. Б.В. Петровского РАМН «Хирург». г. Москва, 2010 г.

3. Пирогов, Н.И. Речь в Московском университете 24 мая 1881 года / Н.И. Пирогов // Собр. соч.: в 8 т. - М.: Медгиз, 1962. - Т.8. - С. 65-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.