Научная статья на тему 'Разрушение стальной водонапорной башни как следствие отклонений от типового проекта'

Разрушение стальной водонапорной башни как следствие отклонений от типового проекта Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
682
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШНЯ / TOWER / ПРОЕКТ / PROJECT / КОНСТРУКЦИЯ / DESIGN / УСТОЙЧИВОСТЬ / RESISTANCE / НАГРУЗКА / LOAD

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Скачков С. В., Шуцкий С. В.

В статье представлен анализ причин аварии водонапорной башни. Проведенный осмотр конструкции показал следующее: Водонапорная башня выполнена в виде сварной листовой конструкции. Стальной бак имеет цилиндрическую форму, диаметр бака составляет 3020мм, цилиндрическая опора диаметром 1220мм и высотой 18м. Стенки башни выполнены из листового проката толщиной 4мм, сваренного между собой встык. С восточной стороны имеется стальная лестница, выполненная из уголка 50х50х4, с предохранительным ограждением, выполненным из стальной полосы -40х4. Нижняя часть опоры обвалована грунтом высотой 2,5м. На башне установлены четыре растяжки из стального каната Ø12мм. Основными причинами аварии явились отклонения от типового проекта при изготовлении конструкций башни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Скачков С. В., Шуцкий С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Destruction of steel water towers as a result of deviations from the standard project

The article presents the analysis of causes of accident of a water tower. Conducted examination of the structure showed the following: Water tower made in the form of welded sheet construction. Steel tank has a cylindrical shape, the diameter of the tank is 3020мм, cylindrical pole with a diameter of 1220mm and a height of 18m. The walls of the tower are made of sheet metal with a thickness of 4 mm, welded together back to back. On the East side there is a steel staircase made of 50х50х4 area with safety fence, made from steel strip -40х4. The lower part of the support diked soil with a height of 2.5 m. The tower has four stretch marks from the steel rope Ø12mm. The main causes of the accident was the deviation from a typical project in the manufacture of structural tower.

Текст научной работы на тему «Разрушение стальной водонапорной башни как следствие отклонений от типового проекта»

Разрушение стальной водонапорной башни как следствие отклонений от типового проекта

С. В. Скачков, С.В. Шуцкий

Донской государственный технический университет

Аннотация: В статье представлен анализ причин аварии водонапорной башни. Проведенный осмотр конструкции показал следующее: Водонапорная башня выполнена в виде сварной листовой конструкции. Стальной бак имеет цилиндрическую форму, диаметр бака составляет 3020мм, цилиндрическая опора диаметром 1220мм и высотой 18м. Стенки башни выполнены из листового проката толщиной 4мм, сваренного между собой встык. С восточной стороны имеется стальная лестница, выполненная из уголка 50х50х4, с предохранительным ограждением, выполненным из стальной полосы -40х4. Нижняя часть опоры обвалована грунтом высотой 2,5м. На башне установлены четыре растяжки из стального каната 012мм. Основными причинами аварии явились отклонения от типового проекта при изготовлении конструкций башни. Ключевые слова: Башня, проект, конструкция, устойчивость, нагрузка.

Определение причин аварии сооружения, анализ совокупности факторов приводящих к разрушению является основой для решения проблем надежности конструкций и установления подходов к расчету их и проектированию.

Рассматриваемое в статье сооружение представляет собой водонапорную башню. Возведение башни предусмотрено в соответствии с типовым проектом № 901-5-29 «Унифицированные водонапорные стальные башни».

Водонапорная башня представляет собой сварную листовую конструкцию. Стальной бак цилиндрической формы объемом 50м , не имеет днища и переходит конической частью (горловиной) в цилиндрическую опору высотой 18м. Общая высота башни составляет 26225мм. Подъем на крышу башни осуществляется по стальной лестнице с предохранительным ограждением.

Рис. 1. Конструктивные схемы башни согласно ТП

На момент осмотра конструкция башни разрушена в результате падения.

В статье представлен анализ причин аварии водонапорной башни.

Рис. 2. Результаты падения башни

Проведенные исследования причин аварий [1], [3], [4], [5] и д.р. показали, что разрушение стальных конструкций наблюдается при совпадении ряда воздействий, факторов, явлений. Одной из причин аварий являются в том числе ошибки проекта.

При этом стальные конструкции обладают высоким уровнем надежности, что позволяет эксплуатировать конструкции в течении продолжительного времени даже при невыполнении плановых ремонтно-восстановительных работ [6], Тонкостенные конструкции при потери местной устойчивости сохраняют возможность воспринимать нагрузки [2], что также говорит о их высокой надежности

Проведенный подробный анализ конструкции показал следующее: Водонапорная башня выполнена в виде сварной листовой конструкции. Стальной бак имеет цилиндрическую форму, диаметр бака составляет 3020мм, цилиндрическая опора диаметром 1220мм и высотой 18м. Стенки башни выполнены из листового проката толщиной 4мм, сваренного между собой встык. С восточной стороны имеется стальная лестница, выполненная из уголка 50х50х4, с предохранительным ограждением, выполненным из стальной полосы -40х4. Нижняя часть опоры обвалована грунтом высотой 2,5м. На башне установлены четыре растяжки из стального каната 012мм.

Вертикальность положения башни до возникновения аварийной ситуации обеспечена.

В результате падения конструкции башни имеют многочисленные разрушения: разрывы стальных листов в области конической части, как со стороны бака так и со стороны опоры; разрыв стального листа в месте излома опоры в уровне верха обваловки; смятие стальных листов, разрыв тросов растяжек.

Грунт с южной стороны замочен, наблюдается размытие обваловки со стороны падения башни, что свидетельствует о заполнении башни водой в момент аварии.

Рис.3. Обваловка башни

1

Рис.4. Замятие стенки

Рис.5. Отсутствуют диафрагмы жесткости

Основными причинами аварии явились отклонения от типового проекта при изготовлении конструкций башни:

- стенки башни выполнены из листового проката толщиной 4мм по всей высоте (в типовом проекте толщина стенки переменная);

- сварка листов осуществлена встык (в типовом проекте башня выполнятся из обечаек сваренных внахлест;

- опора башни представляет собой цельную сварную конструкцию (в типовом проекте опора состоит из двух частей по 9м каждая, имеющих кольца жесткости из уголка в местах соединения);

- бак башни представляет собой цельную сварную конструкцию (в типовом проекте бак выполняется из двух частей соединяемых в месте стыка первой и второй обечаек, имеющих кольца жесткости из уголка в местах соединения);

- соединение опоры и бака с конусной частью выполнено при помощи сварного шва (в типовом проекте верхняя обечайка опоры и низ конической части имеют кольцо жесткости из уголка);

- внутри башни отсутствуют кольцо жесткости (в верхней части бака), ребра жесткости и льдоудержатели.

По характеру разрушений можно сделать вывод о том, что падение башни произошло в результате потери устойчивости стальных листов толщиной 4мм в области примыкания конической части башни к баку и опоре. Это привело к наклону бака от вертикали, его отрыва от опоры и дальнейшему падению всей башни с изломом опоры в уровне верха обваловки.

Произошедшая авария является следствием одновременно наличия многочисленных отклонений от типового проекта и действием нагрузок на башню. Высокая надежность данного сооружения, подтвержденная большим опытом ее применения, не компенсировала низкое качество работ по

изготовлению, выполненное с нарушениями строительных норм, правил и требований типового проекта.

Литература

1.Аугустин Я. Шледзевский Е. Аварии стальных конструкций. Пер. с польск. М.:Стройиздат, 1978, 183 с.

2. Волошин В.О. Скачков С.В. Экспериментальное исследование жесткости и несущей способности балочных элементов из тонкостенных стальных профилей //Научное обозрение издательство: издательский дом наука образования (москва^ББп: 1815-4972. - 2013. - №11, 4 с.

3. Гроздов, В.Т. Признаки аварийного состояния несущих конструкций зданий и сооружений. СПБ.: издательский дом kN+. 2001. - 48 с.

5. Клюев, В.В. Анализ критических ситуаций, вызванных неблагоприятным стечением обстоятельств / В.В. Клюев [и др.] // Контроль. Диагностика, 2014. - №7. - С. 12-16. - Библиогр.: с. 16 (8 назв.).

6. Сендеров Б.В. Аварии жилых зданий.- М.:Стройиздат, 1991-216с.

7. Щуцкий С.В. Скачков С.В. Результаты обследования башни в виде сетчатого гиперболоида // Легкие строительные конструкции: Сборник научных трудов - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2009, 5 с.

8.Бандурин М.А. Проблемы оценки остаточного ресурса длительно эксплуатируемых водопроводящих сооружений // Инженерный вестник Дона, 2012, №3 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2012/891.

9.Бандурин М.А. Особенности технической диагностики длительно эксплуатируемых водопроводящих сооружений // Инженерный вестник Дона, 2012, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/861

10. Виноградов С.Н. Конструирование и расчёт элементов тонкостенных сосудов: учеб. пособие / С.Н. Виноградов, К.В. Таранцев. -Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2004. - 136 с.

11. Hickman A.R. Carriers cut back coverage for construction defects / American Agent & Broker. 2003. V. 75. № 7. p. 24.

12. Atkinson Andrew R. The role of human error in construction defects / Structural Survey. 1999. V. 17. № 4. pp. 231-236

References

1. Augustin Ja. Shledzevskij E. Avarii stal'nyh konstrukcij. [Crash of steel structures] Per. s pol'sk. M.:Strojizdat, 1978,183 p.

2. Voloshin V.O. Skachkov S.V. Jeksperimental'noe issledovanie zhestkosti i nesushhej sposobnosti balochnyh jelementov iz tonkostennyh stal'nyh profilej [Experimental investigation of the stiffness and bearing capacity of beam elements thin-walled steel profiles]. Nauchnoe obozrenie izdatel'stvo: izdatel'skij dom nauka obrazovanija (moskva) issn: 1815-4972. 2013. №11, 4 p.

3. Grozdov, V.T. Priznaki avarijnogo sostojanija nesushhih konstrukcij zdanij i sooruzhenij. [Signs of an emergency condition of bearing structures of buildings and constructions]. SPB.: izdatel'skij dom kN+. 2001. 48 p.

5. Kljuev, V.V. [i dr.] Kontrol'. Diagnostika, 2014. №7. pp. 12-16. Bibliogr.: p. 16 (8 nazv.).

6. Senderov B.V. Avarii zhilyh zdanij. [Accident residential buildings] M.:Strojizdat, 1991. 216 p.

7. Shhuckij S.V. Skachkov S.V. Rezul'taty obsledovanija bashni v vide setchatogo giperboloida [The results of the survey of the tower in the form of a mesh hyperboloid]. Legkie stroitel'nye konstrukcii: Sbornik nauchnyh trudov. Rostov n/D: Rost. gos. stroit. un-t, 2009, 5 p.

8. Bandurin M.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №3 ivdon.ru/magazine/archive/n3y2012/891.

9. Bandurin M.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/861.

10. Vinogradov S.N. Konstruirovanie i raschjot jelementov tonkostennyh sosudov: ucheb. Posobie [Designing and calculation of elements of thin-walled vessels]. S.N. Vinogradov, K.V. Tarancev. Penza: Izd-vo Penz. gos. un-ta, 2004. 136 p.

11. Hickman A.R. 2003. V. 75. № 7. p. 24.

12. Atkinson Andrew R.1999. V. 17. № 4. pp. 231-236

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.