крыть зажим 2 и краны 25, 3 и 4, причем последние 2 крана переключают в сторону системы А. Для определения татра прибора можно накопить очищенный воздух в бутыли 19; включить систему Б, окрыть краны 4, 3 и 25 в сторону бутыли 19\ при этом очищенный воздух вытеснит воду из указанной бутыли.
При титровании необходимо использовать вновь установленную микробюретку 28.
Поступила 2/11 1970 г.
УДК 628.353.153
РАЗРУШЕНИЕ И УТИЛИЗАЦИЯ МИКРООРГАНИЗМАМИ ОРГАНИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ СТОЧНЫХ ВОД ОЛАЙНЕНСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА
М. А. Луганский, канд. мед. наук В. Г. Митерева
Всесоюзный научно-исследовательский химико-фармацевтический институт им. С. Орджоникидзе, Москва
Настоящая работа была выполнена с целью выяснения возможности разрушения и утилизации микроорганизмами загрязнений общего стока Олайненского промышленного района. В состав этого стока входят загрязненные воды жилого поселка и котельной, а также заводов химических реактивов, переработки пластических масс и клеевого.
После 2-часового отстаивания и последующего удаления осадка сток имеет желтоватую окраску, прозрачность его равна 3 см.
ХПК (бихроматное) стока равно 1060, а ВПК (полное) — 729 мг О2/л. Сухой остаток составляет 1220 мг!л, азот общий — 326,6 мг/л, железо общее — 120 мг!л. Для определения возможности ликвидации органического загрязнения сточных вод в цилиндрические 6-литровые широкогорлые стеклянные емкости вносили исследуемую воду по 5 л без разведения, а также с разведением дехлорированной водопроводной водой в соотношениях 1 :1 и 1 : 3.
Во все опытные растворы добавляли биогенный элемент — фосфор в виде соли К2НР04, исходя из расчета 2 мг фосфора на 100 мгОг/л ХПК (биохроматное). Азот содержался в сточной воде в достаточном количестве. Путем ежесуточного взвешивания контрольного сосуда с водопроводной водой учитывали испарявшуюся в процессе эксперимента воду из емкостей, испарившуюся воду восполняли соответствующим количеством дистиллированной воды. После приготовления опытных разведений тотчас же производили контрольные определения ХПК (бихроматное) и рН. Далее бихроматную окисляемость (ХПК) определяли ежедневно, рН — через 2—3 суток.
Помимо гидрохимических анализов, ежедневно вели наблюдения за формированием зооглейных скоплений микроорганизмов и развитием гидробионтов (микроскопический анализ), обычно появляющихся в процессе самоочищения промышленных сточных вод. Количественный учет гидробионтов осуществляли по 5-балльной системе: 1 балл — единичные в поле зрения, 2 балла — малое количество; 3 балла — порядочное количество, 4 балла— большое количество, 5 баллов — массовое количество.
Опыт продолжался в течение 20 суток при комнатной температуре.
Анализируя полученные данные, можно считать, что в продолжение опыта во всех растворах не наблюдалось угнетения процессов самоочищения. Наиболее интенсивно биохимический распад органических загрязнений исследуемых сточных вод Олайненского промышленного района происходил в первые 3 суток. В сосуде с неразбавленной сточной водой ХПК снизилось с 1060 до 520 мгОггл, т. е. примерно в 2 раза; с водой в разведении 1:1 — с 720 до 300 мгОг/л, т. е. на 58%;" в разведении 1:3 — с 275 до 160 мгО^/л, т. е. на 42%. Далее, в результате истощения опытных растворов органическими веществами следовало постепенное снижение интенсивности самоочищения. С 14-х суток опыта во всех растворах почти не отмечалось значительного снижения ХПК (биохроматное). Активная реакция (рН) растворов в ходе эксперимента находилась в пределах 7,5—8.
Микроскопические анализы показали, что зооглейные скопления микроорганизмов, играющие основную роль в процессе самоочищения сточных вод, в виде мелких хлопочков появились во всех опытных резведениях к концу 1-х суток.
Одновременно с появлением бактериальных зооглейных скоплений в растворах в массовом количестве (5 баллов) развивались бесцветные жгутиковые (Р1айе11аио), которые, как и микроорганизмы, в процессе жизнедеятельности используют растворенные органические вещества. Значительное снижение числа Р1а^е1Ыа до 1—2 баллов на 13—14-е сутки совпадает со значительным уменьшением в экспериментальных разведениях растворенных органических веществ.
На 15—16-е сутки в растворах появились 54у1опусЫа р^иЫа в количестве, оцениваемом 1—3 баллами, и ОхуЫсЬа реИопеИа в количестве, оцениваемом 1—2 баллами. Питаясь мелкими хлопочками, включающими живые и отмершие микроорганизмы, эти гидробионты способствуют более глубокой минерализации органических ингредиентов ис-
следуемого стока. На 20-е сутки ХПК (бихроматное) неразбавленной сточной воды снизилось с 1060 до 190 мг02/л (на 82,1%), воды в разведении 1 : 1 — с 720 до 114 мг02/л (на 84,2%) и в разведении 1:3 — с 275 до 50 мг02/л (на 82%).
На основании результатов исследований самоочищения общего стока Олайненского промышленного района установлена принципиальная возможность разрушения и утилизации микроорганизмами органических загрязнений в неразбавленном стоке. После 2-часового отстаивания и последующего удаления осадка исследуемый сток может быть очищен на биологических очистных сооружениях.
Поступила 8/1 1971 г.
УДК 613.3:622
РАЦИОНАЛЬНЫЙ СПОСОБ ХРАНЕНИЯ И ДОСТАВКИ НАПИТКОВ ДЛЯ ГОРНОРАБОЧИХ ГЛУБОКИХ ШАХТ
Е. С. Сорокин
Институт гигиены труда и профзаболеваний и Петровская районная санэпидстанция (Донецк)
Условия труда в глубоких шахтах Донбасса характеризуются высокой температурой (30—35°) и влажностью (80—90%) воздуха. Как известно, работа при повышенной тепловой нагрузке вызывает постоянное напряжение терморегуляторной функции организма, сопровождающееся снижением производительности, истощением защитных сил и повышением заболеваемости горнорабочих (А. А. Шаптала *). Для оздоровления производственных условий в глубоких шахтах проводятся специальные мероприятия, одним из которых является рационализация питьевого снабжения. Этому вопросу посвящены работы В. А. Гер-бутова, В. А. Шапталы 2 и др. Однако не все аспекты проблемы питьевого снабжения шахтеров решены достаточно полно.
Предложенные В. А. Шапталой витаминизированные напитки, повышающие тепловую устойчивость горнорабочих глубоких горизонтов, одобрены шахтерами, но широкого применения на донецких шахтах еще не получили. По-прежнему основным питьевым средством для горнорабочих является водопроводная вода. Не сформулированы четкие, гигиенически обоснованные требования к средствам доставки и хранения воды и напитков на рабочие места в глубоких шахтах.
При нагревающем микроклимате потребность горняков в напитках превышает емкость их индивидуальных фляг. Так, по нашим наблюдениям, подземные рабочие глубокой шахты № 4—21 Донецка за смену выпивают 2—3 л жидкости, пользуясь водой из доставляемых к местам работы деревянных бочек. Изготовление питьевых емкостей из дерева основано на его сравнительно небольшой теплопроводности, позволяющей при высокой температуре воздуха сохранять воду прохладной (14—18°) до 2 суток с момента заправки. Однако качество воды при хранении ее в деревянной бочке ухудшается, она приобретает стойкий неприятный привкус мокрой древесины.
Как показали бактериологические анализы воды, взятой из бочек через 48 часов после ее хранения, в 78% проб коли-титр был ниже стандартного и составлял 56—250. Это объясняется размножением в первоначально доброкачественной воде жизнеспособных организмов, сохраняющихся, несмотря на дезинфекцию бочек текучим паром, в многочисленных порах и трещинах досок. Кроме того, загрязнения попадают внутрь бочки через неплотно закрывающийся люк. В результате гниения и механических повреждений деревянные емкости быстро выходят из строя.
Для замены деревянных бочек группой авторов (А. Д. Артеменко; В. Е. Будков; В. Ф. Рац, Е. С. Сорокин) предложен шахтный термос. Он представляет собой двухстен-ный металлический сосуд с термоизоляцией. Внутренняя оболочка его выполнена из нержавеющей стали, наружная — из рядовой стали, окрашена. Пространство между 2 стенками термоса заполнено пенопластом, удельная теплопроводность которого в 3'/а раза ниже, чем дерева. Термос крепится в горизонтальном положении на платформе шахтной вагонетки, сверху имеет заправочный люк с двойной крышкой и разборный винтовой кран внизу торца сосуда.
Производственные испытания термоса показали, что органолептические и химические свойства водопроводной воды при хранении ее на глубоком горизонте в течение 48 часов не изменяются, а напиток остается прохладным. Коли-титр в 10 из 12 проб остался на уровне 333 мл и лишь в 2 пробах снизился до 250 мл. Термос оказался устойчивым к воздействию коррозии и механических нагрузок: он легко поддается санитарной обработке.
По отзывам рабочих, вода из него лучше по вкусу и прохладнее, чем из деревянной бочки, не имеет привкуса прелого дерева. При некоторых конструктивных изменениях в тер-
1 Автореферат кандидатской диссертации. Киев, 1967.
- Т а м же. Донецк, 1969.