А, ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
РАЗРЕШЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
П.А. АСТАХОВ,
уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Аннотация. Рассматривается проблема разрешения юридического конфликта в юридической практике. Определены ситуации, при разрешении которых необходима правоприменительная деятельность. Рассмотрены процедуры, используемые в рамках правоприменительной формы разрешения конфликтов.
Ключевые слова: юридический конфликт, конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта, юридическая практика.
PERMISSION OF THE LEGAL CONFLICTS IN LAW-ENFORCEMENT PRACTICE
P.A. ASTAKHOV,
authorized at the President of the Russian Federation by the rights of the child
Annotation. In article the problem of permission of the legal conflict in legal practice is considered. Situations at which permission law-enforcement activity is necessary are defined. The procedures used within a law-enforcement form of a resolution of conflicts are considered.
Keywords: legal conflict, conflict situation, disputed interaction, resolution of conflict, legal practice.
Проблемы правоприменительной деятельности в современном российском государстве сегодня наиболее актуальны. Это обусловливается уровнем развития общественных отношений, который предусматривает качественно новые требования к данному виду государственной деятельности. В процессе правоприменения происходит не только реализация основных прав и свобод человека и гражданина, но и разрешение существующих и могущих возникнуть правовых споров. От качества правоприменительной деятельности государства во многом зависит и эффективность правового воздействия в целом, так как именно правоприменитель может разрешить ситуацию исходя из духа и буквы закона.
Разрешение конфликта — это то или иное положительное действие (решение) самих субъектов конфликта либо третьей стороны, прекращающее противоборство. Способы и формы разрешения противоречия зависят от содержания юридического конфликта и, прежде всего, от сферы отношений, которые он затрагивает. Например, конфликт может быть разрешен мирными средствами либо путем разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, либо путем согласования интересов противоборствующих
сторон, либо путем императивного предписания соответствующего органа. Лучший путь разрешения конфликта в правовой сфере — это устранение юридического конфликта, лежащего в его основе.
Разрешение юридических конфликтов в форме применения права предполагает вступление субъектов конфликта во взаимодействие с компетентными органами, т.е. специфическое правоприменительное правоотношение. При этом под формой разрешения юридического конфликта понимается совокупность операций, совершаемых компетентными лицами на основе правовых норм в целях прекращения конфликта.
Юридические конфликты, при разрешении которых необходима правоприменительная деятельность, возникают в следующих ситуациях:
♦ если возникает спор о праве, и определенные стороны не могут прийти к согласованному решению самостоятельно (например, наследственные вопросы);
♦ если надлежащим образом не исполняются юридические обязанности (например, отец ребенка отказывается от материального содержания последнего);
♦ в случае необходимости установления юридической ответственности за совершенное правонарушение (например, причинение ущерба в результате
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
дорожно-транспортного происшествия, обусловленного противоправным поступком одной из сторон конфликта).
Разрешение юридических конфликтов в форме правоприменения предполагает наличие определенного правового режима. Правовой режим разрешения юридического конфликта должен содержать:
♦ признание факта существования юридических конфликтов в различных формах;
♦ точное определение субъектов отношений, возникших в конфликтных ситуациях и процессах;
♦ установление противоречий как основы юридических конфликтов;
♦ ориентация на предупреждение противоборств, снижение остроты конфликтной ситуации;
♦ регулирование тех или иных видов юридических конфликтов;
♦ наличие управомоченных органов для разрешения юридического конфликта;
♦ установление легальных процедур разрешения юридического конфликта.
Правоприменительная форма разрешения конфликтов предполагает возможность использования различных процедур: судебной, административной, управленческой, следственной. Каждая из указанных процедур имеет специфические особенности, связанные со спецификой правоприменительной деятельности того или иного органа.
Судебное разрешение юридических конфликтов характеризуется гарантированным Конституцией РФ и другими актами обращением в суд, установлением специфических стадий судопроизводства, объективным рассмотрением предмета спора и оценкой доказательств, состязательностью сторон.
Разрешение управленческих конфликтов характеризуется инстанционным порядком рассмотрения споров, связанностью сторон административно-правовой подчиненностью, наличием административного контроля. В решении управленческих конфликтов нет единой процедуры, но существует множество конкретных методов.
Конфликтность таится уже в самой природе государственной власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей, определять четкие стратегические и тактические цели, распределять дефицитные ценности и блага. Отсюда множественность возникновения конфликтов в сфере государственного управления.
Источник конфликтности находится в иерархичности структуры управленческих статусов и ролей, закладывающей противоречие между властвующими (управляющими) и подвластными (управляемыми) и порождающей неравенство в распределении власти между самими субъектами управления. Также предпосылкой государственно-административных конфликтов являются нечеткая организация самой структуры власти и, соответственно, смешение полномочий различных государственных органов и служащих. Отсутствие системы ротации кадров или их продуманного продвижения по служебной лестнице тоже может порождать серьезные трения, как и отсутствие органов арбитража или апелляции, процедуры выяснения различий во мнениях и подходах, в результате чего конфликт может разрастись. Еще один источник конфликтов — расхождение государственных служащих в определении базовых ценностей и политических идеалов, в оценке текущих событий. Как правило, они затрагивают проблемы путей реформирования общества и государства, справедливости или обоснованности принятого решения. Данные конфликты характерны для переломных и переходных эпох, когда ценностно-нормативная система еще не сложилась, и критерии оценки не имеют общепринятого характера. Серьезный источник конфликтов мы находим и в технологиях управленческой коммуникации, прежде всего — в недостатке или ошибочности информации или намеренном манипулировании ею. Любое искривление информации может вызвать конфликт в рамках описания типологии конфликтов в сфере государственного управления.
Актуальными характеристиками процесса разрешения юридического конфликта в форме правоприменения являются направления данного процесса и технология. Направлениями процесса разрешения юридических конфликтов в форме правоприменения являются: локализация конфликтов с целью раннего предупреждения их распространения и разрастания; перевод конфликтного поведения индивидов и организаций из деструктивной в позитивно-функциональную форму; регулирование собственно юридических конфликтов с помощью разнообразных способов, в том числе и неюридических.
В технологию разрешения конфликтов входят: методика проведения анализа конфликта, предполагающая анализ ситуации, предшествующей конфликту и предопределившей его; диагностика конфликта и его
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
последствий; методика применения различных способов разрешения конфликтов; указания по выходу из конфликта.
Главная черта юридического разрешения конфликта заключается в его регламентированности правовыми нормами. Конфликт легче разрешить, когда известны правила взаимодействия сторон и возможные последствия рассмотрения проблемы. В состоянии же неопределенности это сделать сложнее. Но иногда чрезмерная формализация действий и отношений конфликтующих сторон, характерная для юридических процедур, начинает препятствовать достижению договоренности. В таких случаях выгоднее и эффективнее воспользоваться неформальными способами разрешения конфликтов.
Загруженность государственных органов подведомственными им делами; длительность рассмотрения дел в судах; процедурная сложность судопроизводства; значительные судебные издержки; разглашение конфиденциальной информации сторон — все эти факторы заставляют искать другие, более гибкие процедуры разрешения правовых конфликтов.
Динамика юридического конфликта, когда в нем участвуют государственные правоприменительные (правоохранительные) органы, всегда направлена на завершение конфликта в рамках и в соответствии с законом. Значит ли это, что разрешение такого юридического конфликта имеет целью примирение сторон, смягчение их противостояния? Отнюдь не всегда. О такой направленности действительно можно говорить применительно к семейным, некоторым трудовым, гражданско-правовым спорам, но, конечно, не относительно криминальных дел, где речь почти всегда идет о наказании виновного и часто — о насильственном вмешательстве в конфликт с целью его прекращения.
Во многих случаях насильственные, принудительные меры сопровождают юридический конфликт на всем протяжении его развития. Так, для криминального конфликта характерны, прежде всего, оперативные меры по задержанию преступника, затем могут
следовать избранные меры пресечения и другие принудительные действия (привод, освидетельствование, обыск); далее мера наказания, назначаемая судом, также является мерой государственного принуждения. Таким образом, юридический конфликт нельзя рассматривать как мирное течение событий, по меньшей мере, с двух точек зрения: напряженность, а часто и насилие имеют место во взаимоотношениях субъектов — конфликтующих сторон; то же, но с другим содержанием и направленностью происходит и в отношениях хотя бы одной стороны с органами власти. Все это превращает юридические конфликты в весьма острую форму борьбы их участников, хотя эта борьба и протекает в рамках закона.
Разрешение юридического конфликта в правоприменительной форме практически всегда имеет властно-распорядительное содержание, но большое значение имеет и такой компонент правоприменительного действия как усмотрение компетентного лица. В возможности осуществлять усмотрение проявляется динамизм права, его приспособляемость к изменяющимся историческим условиям и конкретным ситуациям. Использование усмотрения дает правоприменителю возможность учесть все особенности конкретных ситуаций, а также ряд моментов, не нашедших отражения в законе. Характер и объем усмотрения детерминированы сферой осуществления правоприменения, определяются законом, компетенцией, профессионализмом субъекта и иными факторами.
Несмотря на значимость правоприменительной формы разрешения юридического конфликта, необходимо в рамках правовой политики государства акцент делать на внедрение и повсеместное использование частноправовых процедур, что, с одной стороны, разгрузит правоприменителя, позволит повысить уровень рассмотрения конфликтов, с другой, — обеспечит возможность разрешить юридические конфликты с позиции интересов его участников. Основной акцент должен быть на соблюдении прав человека, независимо от формы разрешения конфликта.