Пспжопого -пежлтгогпческтя #СО!>1>е#СС1 пя со стопипп
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ Б ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Н. Б. Вахмянина
Уральский юридический институт МВД России,
г. Екатеринбург
В своей деятельности следователь постоянно находится в состоянии межличностных и межгрупповых отношений с другими участниками расследования преступлений, и именно поэтому он должен знать не только психологическую природу и причины возникновения конфликтов, но и типовые тактические приемы их разрешения, профессионально адаптируя их к конкретным ситуациям, возникающим по уголовным делам. В. М. Мешков утверждает, что «отсутствие конфликта - редкость в уголовно-процессуальных отношениях, поскольку последние предполагают наступление уголовного наказания в отношении конкретного лица и не всякому безразлично, как потерять свою “голову” (т. е. понести уголовное наказание)» (6,67).
Конфликт является объектом изучения различных наук. Прежде всего его изучением занимаются психология и ее отдельная ветвь - конфликтология. Однако специфичная деятельность правоохранительных органов налагает свой отпечаток на общение субъектов судопроизводства. Именно поэтому без творческой взаимосвязи криминалистики и конфликтологии избежать конфликтного взаимодействия сторон процесса расследования, имеющих противоположные цели и интересы, или успешно разрешить уже возникший конфликт чаще всего невозможно. Использование техногенной информации и наличие достаточной экономической базы позволили преступной среде совершенствоваться не только в способах преступной деятельности, но и в методах укрытия своих противоправных деяний. В сложившейся обстановке правоохранительные органы все чаще сталкиваются в своей работе с противодействием преступников, изощренность и острота которого с каждым годом возрастает. Осознавая необходимость в разработке методов преодоления противодействия, многие ученые-криминалисты стали активно изучать проблемы возникновения криминального противодействия, лежащей в его основе конфликтной ситуации и разрабатывать методы их разрешения.
Так, исследуя предмет конфликтов, возникающих в ходе расследования, и объект конфликтной ситуации, О. В. Пол-стовалов разделяет виды конфликтности и делает следующие выводы: «Оценкой возможной конфликтности решаются две основные тактические задачи: во-первых, при подготовке к производству следственного действия лицо, производящее
расследование, прогнозирует такую возможность, а потому становится подготовленным к оказываемому противодействию; во-вторых, анализ предстоящего конфликта дает возможность выбрать оптимальную тактику производства следственного действия, а также оказать профилактическое, предупреждающее воздействие, с тем чтобы избежать конфликтной ситуации либо, как минимум, снизить напряженность и уровень конфронтации... Правильное предварительное диагностирование уровня конфликтности и степени контактности лиц, с которыми следователю предстоит вступить во взаимодействие, во многом предопределяет снижение тактического риска, следовательно, и наиболее полное, всестороннее и объективное исследование всех выясняемых обстоятельств» (7,40-45). Однако прогнозирование возможной конфликтности или бесконфликтности в ходе производства следственных действий по делам несовершеннолетних зачастую усложняется из-за большого числа субъектов предполагаемого межличностного взаимодействия. При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, которые чаще всего носят групповой характер, следователю оказывается противодействие не только со стороны виновных лиц, но и со стороны других участников процесса, заинтересованных в том, чтобы он избежал наказания (родственники, друзья и т. д.), в результате чего возникают двусторонние и многосторонние конфликтные ситуации. Расследование значительной части рассматриваемой группы преступлений протекает в сложных условиях противоречивости интересов, мотивов и целей участников (сторон) уголовного судопроизводства. Возникающая здесь обстановка интеллектуального, психологического и практического соперничества (конфликта) усугубляется отсутствием у следователя достаточной информации о планах, намерениях, поступках своих тактических противников (2, 230-234). Конфликту предшествует конфликтная ситуация. В научной литературе встречаются различные определения конфликтной ситуации. Так, А. В. Дмитриев под конфликтной ситуацией понимает стечение обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. При этом он отмечает, что конфликтная ситуация предшествует конфликту. А. В. Дмитриев выделяет две группы явлений, предшествующих конфликту: объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны - люди, имеющие определенные интересы и ценности (1, 100). В. Л. Цветков считает, что в развитии конфликта существует два периода: латентный и открытый период. При этом латентный период включает в себя два этапа: «1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предаюсылкой конфликта. 2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и переживания им этого факта. Открытый период включает в себя: начало открытого конфликтного взаимодействия, развитие открытого конфликта, разрешение конфликта» (8, 53).
Л. Я. Драпкин, рассматривая структуру конфликтных ситуаций, справедливо заметил, что «основными специфическими задачами следователя в конфликтной ситуации становятся: а) проникновение в планы соперничающей стороны (линию поведения противостоящих лиц) во время производства процессуальных и оперативно-розыскных действий, а также до и после их проведения или в уже осуществленные намерения, результаты которых ему неизвестны (например, выявление места укрытия похищенных ценностей); б) конспирация собственных планов и маскировка своей информацион-но-тактической позиции (какие действия он намерен предпринять, что ему известно об обстоятельствах дела и возможной “стратегии” противника); в) латентное, так называемое рефлексивное управление процессом принятия соперничающей стороной своих, фактически преопределенных и вынужденных решений» (2,231). Л. Я. Драпкин в своей работе указывает, что одним из основных свойств конфликтной ситуации, наряду с противоположностью интересов и целей сторон, является стратегическая неопределенность (в большей или меньшей степени) относительно планов и намерений противодействующих участников. В свою очередь, неопределенность в отношении стратегии противника обусловливает неопределенность в разработке, выборе собственной линии поведения, негарантированность многих тактических решений следователя (2). Как следует из основных положений теории игр, точное знание стратегии противника обычно имеет большое значение при решении вопроса о том, какую контрстратегию избрать конфликтующей стороне.
Многие ученые в различных областях наук, в том числе в сфере юриспруденции, в основном говорят о конфликтной ситуации, противодействии и конфликте, подразумевая, что противоборствующими сторонами являются взрослые люди, с устойчивой психологией и определенной социальной направленностью. Конфликтное поведение несовершеннолетних крайне редко исследуется в научных работах, рассматривающих указанные проблемы. Уже физиологическое состояние организма несовершеннолетнего придает ему особый статус, он еще не взрослый, но уже и не ребенок, а психологические факторы развития лиц данной возрастной категории обусловливают значительную специфику возникновения и развития конфликтных ситуаций, форм и методов противодействия предварительного расследования. Поэтому подготовка к проведению следственных действий является одним из важных этапов расследования преступлений несовершеннолетних, который позволит прогнозировать возможное возникновение конфликта и разработать меры предупреждения, а затем и преодоления противодействия.
При подготовке к следственному действию необходимо учитывать такие черты личности несовершеннолетних, как отличие от взрослых небольшим объемом и глубиной знаний, повышенную внушаемость, эмоциональность суждений и действий, возбудимость. Несовершеннолетним присущи быстрые смены настроения и поведенческих реакций, чувство ложного товарищества, создание мнимых авторитетов, склонность к фантазированию, а кроме того, слабое понимание общественной опасности и пониженное чувство ответственности за содеянное. Е. П. Ищенко, А. А. Топорков в своей работе справедливо указывают на то, что «несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознавать событие в целом, не всегда могут выделить главное. Они чаще взрослых ошибаются при определении расстояний, интервалов времени, последовательности действий и событий. Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события, однако весьма точно передают те факты, которые их заинтересовали» (3,432-433).
Возникновению конфликтной ситуации может способствовать и поведение подростка, являющегося субъектом затрудненного общения. В процессе расследования преступлений несовершеннолетний вынужденно принимает участие в межличностном или межгрупповом общении. Поэтому следователю целесообразно учитывать такие возможные аспекты
личности несовершеннолетнего, как затрудненное или незатрудненное общение. В настоящее время понятие субъектов затрудненного общения и незатрудненного общения встречается только в литературе по психологии. Однако при прогнозировании конфликтности или бесконфликтности ситуации, а также при их разрешении соответствующими для каждой из них методами необходимо учитывать специфическое сочетание психологических, волевых, интеллектуальных качеств субъекта затрудненного общении. Несомненно, такой подход поможет следователю в конфликтной ситуации создать психологический портрет противоборствующей личности и выбрать эффективный способ профилактики возможного или ликвидации существующего конфликта. Всесторонний учет психологии подростков с затрудненным общением требует от следователя поиска и применения эффективных методов информационного контакта с конфликтующими субъектами. Выбор и формирование этих методов носят ситуативный характер и зависят не только от личностных качеств противостоящего следователю подростка, но и от содержания той информации, которая находится в его распоряжении. В классическом представлении о структуре общения выделяются ее основополагающие элементы: внутренняя, мотивационная сторона общения и внешняя, инструментальная сторона. Исходя из этих критериев, некоторые авторы выделяют два варианта описания затрудненного общения. «В первом варианте это человек, у которого неразвиты инструментальные навыки, умения, поэтому он не способен создавать целостный образ, правильно строить свои действия, ему свойственна импульсивность, несдержанность. Способы, которые он использует для выражения своих мыслей и желаний, являются неадекватными и не опираются на ситуацию общения в целом. Другой вариант описания субъекта затрудненного общения учитывает особенности его мотивационной сферы... Мотивы поведения такого человека отличаются эгоистической направленностью поведения» (4,51).
Особенно много информации о субъекте затрудненного общения дают результаты исследования девиантного поведения подростков, а также работы, в которых анализируются социально-психологические особенности общения и взаимодействия. С. А. Беличевой выявляются и исследуются различные типы социальных отклонений, характерных для несовершеннолетних. Большое внимание уделяется анализу различных проявлений агрессивной ориентации. Отмечается, что систему внутренней регуляции несовершеннолетних составляют ценностные ориентации, ценностно-нормативные представления, отношения, установки, деформированные в процессе прямой и косвенной десоциализации. Деформации выражаются в замещении позитивной оценки социальных ценностей на негативную, формировании антиобщественных цен-носто-нормативных представлений, что обусловливает развитие межличностных отношений жестко-авторитарного, пе-дантично-подозрительного или отстраненно-равнодушного типов. Сделанные С. А. Беличевой выводы позволяют заключить, что субъект затрудненного общения с антисоциальной направленностью, в отличие от субъекта затрудненного общения с просоциальной направленностью, имеет набор цен-носто-нормативных представлений, допускающих авторитарное, жесткое обращение с другими людьми. В других научных исследованиях также доказывается, что субъектам затрудненного общения с антисоциальной направленностью поведения свойственны дефицит и незрелость нравственных эталонов, преобладание суждений о том, что нормы ими не нарушаются (4, 56).
Необходимо уделять внимание и другим участникам процесса, которые могут спровоцировать возникновение конфликтной ситуации и ее перерастание в деструктивный конфликт с самыми негативными последствиями. Так, в ходе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, следователь иногда «втягивается» в конфликты, которые провоцируются не только несовершеннолетними подозрева-
емыми, обвиняемыми, но и их защитниками. При этом динамическая структура конфликта достигает, как минимум, уровня отдельного инцидента, когда противоборствующая сторона начинает оказывать противодействие. Одним из наиболее встречающихся способов противодействия расследованию со стороны защитников являются попытки склонить обвиняемого к отказу от признания своей вины либо к отказу от дачи показаний в части интересующих следствие обстоятельств, либо же к полному отказу от дачи показаний. На основании п. 3 ч. 4 ст. 46 и п. 9 ч. 4 ст. 47 УПК РФ у подозреваемых и обвиняемых есть право на консультацию с защитником в любой момент следственного или иного процессуального действия. Во многих случаях это создает для следователя трудности в установлении психологического контакта с подозреваемым или обвиняемым, получении от них информации о событии преступления, соучастниках и иных обстоятельствах, имеющих значение для дела. Зачастую защитники, независимо от первоначальной позиции их подзащитных, склоняют их к отказу от дачи показаний и воспрепятствуют им оказывать активное содействие следствию. Допросы подозреваемых, а затем и обвиняемых фактически проходят под умелую диктовку защитника, который трансформирует основные обстоятельства расследуемого дела в нужном ему направлении. В данной ситуации основной задачей следователя является позитивное разрешение конфликта. Для этого следователь может использовать все известные ему психологические и тактические приемы и методы, однако при этом он должен строго учитывать требования закона и морали.
Сложность в расследовании уголовных дел по делам несовершеннолетних заключается не только в специфичности, иногда непредсказуемости поведения субъектов противостоящей стороны, но и в особых условиях повышенной ответственности следователя. Данная статья не претендует на всеобъемлющее изложение сложных проблем разрешения конфликтов и связанного с ними противодействия, возникающих в специфической сфере расследования преступлений несовершеннолетних. Рассматривается только часть вопросов, на которые, по мнению автора, необходимо обратить внимание при разработке рекомендаций по выбору поведения следователя, а также методов разрешения конфликтных ситуаций, преодоления противодействия и профилактики этих негативных явлений.
По мнению Е. Мелибруда, «...всем понятно, что конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление нашей жизни» (5,181).
Знание сущности конфликта, природы и причин его возникновения, структуры и динамического развития позволит следователю вовремя прогнозировать возникновение конфликтной ситуации и не допустить следственных ошибок, которые в дальнейшем могут помешать объективному, всестороннему и достоверному расследованию уголовного дела. В связи с изложенным проблема разрешения конфликтных ситуаций является чрезвычайно актуальной, поскольку позволяет повысить уровень раскрытия и расследования преступлений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриев А. В. Конфликтология. - М., 2003.
2. Драпкин Л. Я. Основы криминалистической теории следственных ситуаций: дис. ... д-ра юрид. наук. - Свердловск, 1987.
3. Ищенко Е. П., Топорков А. А. Криминалистика. - М., 2005.
4. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. - М., 2001.
5. Мелибруд Е. Поведение в ситуации конфликта// Конфликтология. - Москва-Воронеж, 2003.
6. Мешков В. М. Теория и практика использования временных связей и отношений при расследовании преступлений. -Н. Новгород, 1994.
7. Полстовалов О. В. Подготовка к преодолению конфликтов, возникающих при производстве следственных действий // Вестник криминалистики. - М., 2003. - Вып. 2(6).
8. Цветков В. Л. Конфликтология. - М., 2003.
АЛКОГОЛИЗМ И СОЗАВИСИМОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА И ОБЪЕКТ ВНИМАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Е. С. Обухова, Т. А. Караваева
Омская академия М ВД России
Термин «созависимость» появился в конце 1970-х гг. одновременно в нескольких лечебных центрах США. Первоначально это понятие использовалось для описания лиц, чья жизнь была нарушена в результате того, что они были вовлечены во взаимоотношения с кем-то, кто был химически зависимым. Созависимые супруги либо сын или дочь, либо любящий того, кто является химически зависимым, рассматривался как человек, у которого развились нездоровые способы преодоления жизненных трудностей как реакция на злоупотребление алкоголем или другими химическими веществами другим лицом.
Профессионалы давно замечали, что с людьми, находящимися в тесных отношениях с химически зависимыми пациентами, происходит нечто особенное. По этому вопросу были проведены некоторые зарубежные исследования. Результаты их показали, что у многих не алкоголиков и не злоупотребляющих химическими веществами, но близких к алкоголику людей, развиваются физические, психические, эмоциональные и духовные состояния, напоминающие таковые при алкоголизме.
В нашей стране склонность к излишнему потреблению алкоголя является, как это ни печально, общественной проблемой. И дело не в биологических или расовыми различиях, проблема в общественных взглядах социума на эту ситуацию. Среди наций и общин, не допускающих употребление спиртных напитков вне времени приема пигци и нетерпимых к открытому проявлению опьянения, процент алкоголиков невысок. Хотя и не существует известных психологических, физических или социальных проблем, общих для всех алкоголиков, некоторые подвергаются более высокому риску развития этого пагубного пристрастия.
Алкоголизм на локальном уровне является проблемой всей личности, и исцеление от общего поражения требует много времени и труда. Хотя алкоголик может иногда исцелиться от физического стремления к алкоголю, не существует мгновенного исцеления от духовного и психологического ущерба, наносимого этим наркотическим пристрастием. Химическая зависимость, чем, несомненно, является алкоголизм, это болезнь. Долгое время наше общество, пытаясь решить эту проблему, рассматривало ее через призму проблемы исключительно слабовольных людей. В этом главная ошибка и неэффективность профилактических мероприятий. Однако сильная воля не является защитой от алкоголизма. В настоящее время, когда врачи и психиатры называют алкоголизм болезнью, многие, вполне естественно, негодуют. В их глазах такая квалификация алкоголизма - всего лишь «гуманистическая» уловка, попытка освободить алкоголика от ответственности за его собственное поведение.
Вследствие беспомощности алкоголика и в силу того, что алкоголизм проявляется известными признаками и, очевидно,