к
УДК 343
Ю.И. Плахотнюк
МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
В статье раскрыты основные положения профилактики конфликтных ситуаций. Рассмотрена деятельность следователя по принятию мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и развитию конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Ключевые слова: несовершеннолетний, конфликтная ситуация, профилактическая деятельность.
Yu.I. Plakhotnyuk
THE METHODS OF PREVENTING CONFLICT SITUATIONS ARISING DURING THE INVESTIGATION PROCESS OF CRIMES COMMITTED BY JUVENILES
The main provisions of the conflict situation prevention are disclosed in the article. The activity of the investigator to take measures aimed at identifying and eliminating the causes and conditions conducive to the emergence and development of conflict situations in the process of investigating crimes committed by juveniles is considered. Key words: juvenile, conflict situation, prevention activity.
Профилактика требует меньших затрат сил, средств и времени, но тем не менее предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт [1, с. 432]. Поэтому профилактика конфликтных ситуаций наиболее значима в современных условиях постоянного роста разнообразных изощренных методов противодействия криминальной среды правоохранительным органам. Под профилактикой конфликтных следственных ситуаций следует понимать специфическую деятельность следователя (дознавателя) по принятию предупредительных мер, основанную на анализе реальной следственной ситуации, прогнозировании ее динамики и направленную на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и развитию конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений. Одним из факторов конфликтных ситуаций является информационная неопределенность, в которой вынуждены взаимодействовать соперничающие стороны. Поэтому для большей эффективности собственных действий каждая из сторон должна замаскировать свою подлинную позицию и проникнуть в замыслы другой [2, с. 40].
Основной задачей исследования является рассмотрение профилактической деятельности следователя в отношении явлений, возникающих в процессе расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Данная деятельность состоит из четырех стадий:
1) анализ и оценка следственной ситуации;
2) прогнозирование возможного возникновения конфликтной ситуации;
3) разработка и осуществление предупредительных мер;
4) анализ результатов профилактической деятельности.
Разработка предупредительных мер тесно связана с их планированием. Планирование начинается с определения целей и задач предупредительной деятельности. Как уже было отмечено ранее, следователь, осуществляя профилактическую деятельность, всегда преследует цель устранения объективных и субъективных предпосылок конфликтного взаимодействия с противостоящей стороной. Соответственно, к задачам такой деятельности можно отнести:
Вестник КрасГАУ. 2014. №4
1) своевременное выявление причин и условий, способствующих возникновению конфликтной ситуации либо изменению ее динамики в деструктивном направлении;
2) разработка системы действий, которые необходимо провести для их ликвидации;
3) распределение имеющихся сил и средств в зависимости от этапа осуществления тактического
плана;
4) детализация функций субъектов на конкретном этапе.
Планирование всегда строго рассчитано на тот или иной отрезок времени. Оно может быть текущим или перспективным. Перспективное планирование связано с тенденцией развития существующей следственной ситуации, предполагает ее состояние в будущем в зависимости от принимаемых в настоящее время решений. Текущее планирование профилактической деятельности заключается в выполнении вышеперечисленных задач при помощи разработки оптимальных методов их решения в конкретных условиях, а также в установлении очередности и последовательности мероприятий, направленных на предупреждение конфликтных ситуаций. Конфликтные ситуации в процессе расследования преступлений несовершеннолетних возникают на различных этапах и в ходе различных следственных действий. В ходе исследования было опрошено 62 следователя г. Иркутска и Иркутской области, из которых 62,9 % отметили, что наиболее ярко конфликтная ситуация проявляется при проведении очных ставок; 46,7 % - при предъявлении обвинения и допросе обвиняемого; 41,9 % - в ходе обыска; 22,5 % - при избрании меры пресечения; 17,7 % - при допросе подозреваемого; 14,5 % - при выполнении требований ст.217 УПК РФ (ознакомление с материалами уголовного дела); 6,4 % - в ходе предъявления для опознания. На вопрос об определении этапа, на котором наиболее часто возникают конфликтные ситуации (до возбуждения уголовного дела, на первоначальном этапе расследования, в ходе дальнейшего расследования, на завершающем этапе) следователи ответили, следующим образом: 9,6 % - до возбуждения уголовного дела (в ходе предварительной проверки); 32,2 % -на первоначальном этапе; 33,8 % - в ходе дальнейшего расследования; 41,9 % - на завершающем этапе. Рост числа конфликтных ситуаций на завершающем этапе расследования обусловлен тактикой защиты, которая наиболее открыто и рельефно оперирует контрдоказательствами, усиливая или проявляя ранее скрываемые противоречия. Анализ анкет, разработанных для изучения уголовных дел, показал следующее: конфликтные ситуации возникают до возбуждения уголовного дела в 11,3 % случаев; на первоначальном этапе - в 54,7; в ходе расследования - в 28,3; на завершающем этапе- в 3,7 % случаев.
Такое различие между ответами следователей и показателями по уголовным делам свидетельствует, к сожалению, о большом проценте конфликтных ситуаций, которые для следователей длительное время (вплоть до завершающего этапа расследования) остаются скрытыми, в результате чего в 73,5 % случаев конфликтные ситуации остаются неразрешенными. Причинами этому, возможно, являются недостаточная квалификация следователей, расследующих уголовные дела исследуемой нами категории, а также отсутствие в следственных управлениях и отделах узкой специализации следователей по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, что влечет за собой низкий уровень профилактической работы. Кроме того, низкий процент выявленных конфликтных ситуаций до возбуждения уголовных (6,6 % - согласно ответам следователей и 11,3 % - согласно изученным уголовным делам) и их достаточно высокий процент на первоначальном этапе (32,2 и 54,7 % соответственно) свидетельствуют скорее всего о высокой латентности конфликтных ситуаций до возбуждения уголовного дела по преступлениям несовершеннолетних. Поэтому одним из методов выявления латентных конфликтных ситуаций является взаимодействие сотрудников органов дознания, собирающих материал предварительной проверки, и следователей, специализирующихся на расследовании данной категории уголовных дел. Одной из форм такого взаимодействия является консультативный метод. Во время расследования преступлений несовершеннолетних, как и других категорий уголовных дел, следователь постоянно борется за информацию обо всех обстоятельствах расследуемого события. Объем такой информации, которым владеет следователь к началу взаимодействия с несовершеннолетним и другими участниками стороны защиты, играет важную роль не только при разрешении реально существующей конфликтной ситуации, но и для организации предупредительных мер потенциальной конфликтной ситуации. Именно поэтому большое криминалистическое значение имеют тщательный первичный осмотр места происшествия и согласованные действия членов следственно-оперативной группы, которые позволяют собрать максимальный объем объективной информации (не зависящей от позиции допрашиваемых лиц и других участников следственных действий - обыска, предъявления для опознания и т.п.) и отыскать следы совершенного преступления. Проанализировав все установленные фактические данные, следователь, даже не производивший самостоятельно это следственное действие, сможет рефлексивно спрогнозировать потенциальную конфликтную ситуацию и направление ее развития. Такой прогноз позволит ему своевременно выявить конфликтогенные факторы, учитывая которые, необходимо разработать тактический план по их
нейтрализации и предупреждению конфликтных ситуаций и других деструктивных последствий. Представляется целесообразным проводить осмотр места происшествия в структуре тактической ситуации, в которую, кроме этого следственного действия (центральный элемент тактической операции), войдут такие поисковые операции, как прочесывание окружающей местности, поквартирный обход с целью установления свидетелей, преследование преступников по «горячим следам» и т.д. Осмотр места происшествия также является криминалистически значимым методом профилактики, который способствует предупреждению развития конфликтных ситуаций на стадии возбуждения уголовного дела или еще до его возбуждения, если следственный осмотр был проведен ранее. Изучение особенностей личности несовершеннолетнего также является методом профилактики конфликтных ситуаций по изучаемой нами категории уголовных дел. Знание различных тонкостей поведения несовершеннолетнего увеличивает возможности следователя, что способствует наиболее точному прогнозированию динамики следственной ситуации, своевременному принятию мер по предупреждению и пресечению конфликтных ситуаций. Важность изучения личности для профилактики исследуемого вида сложных следственных ситуаций подтверждает наш эмпирический анализ, согласно которому в 58,9 % уголовных дел удалось разрешить конфликтные ситуации, в связи с тем, что в распоряжении следователя имелись соответствующие, характеризующие несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) материалы. Такие достаточно высокие проценты указывают на эффективность применяемого метода и его значительное влияние на возможность следователя тактически грамотно спланировать профилактические мероприятия, учитывая уровень конфликтности и особенности личности несовершеннолетнего. Непонимание между участниками судопроизводства нередко возникает из-за неспособности несовершеннолетнего воспринимать информацию в связи с незнанием юридической терминологии и законов. Чем больше подросток понимает терминологию, применяемую в общении с ним взрослым, тем больше он доверяет такому участнику общения. Доверие же является основой психологического контакта с несовершеннолетним преступником. При достаточном психологическом контакте следователю проще выявлять возможные кон-фликтогенные факторы и своевременно предупреждать потенциальные конфликтные ситуации. Это благоприятно отражается на динамике следственной ситуации и способности следователя ее контролировать.
Таким образом, применение в деятельности следователя метода разъяснения правильности и объективности принимаемых решений является достаточно эффективным способом, позволяющим снизить процент возникновения конфликтных ситуаций, основанных на незнании правовых норм, регламентирующих порядок уголовного судопроизводства, права и обязанности его участников. Необходимо отметить, что разъяснение не только целей, но и возможностей назначаемых следователем судебных экспертиз является не только методом разрешения уже возникших конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних, но и важным профилактическим методом. Такое разъяснение продемонстрирует подростку несостоятельность и вредность инициируемого им конфликтного поведения, позволит нейтрализовать конфликтогенные факторы, способствующие возникновению конфликтных ситуаций, в основе которых лежат такие причины, как: непризнание обвиняемым своей вины полностью (в 33,9% изученных уголовных дел) или частично (26,4%); ложные показания подозреваемого (обвиняемого) (28,3 %); отказ от дачи показаний несовершеннолетнего подозреваемым, обвиняемым (22,6 %); негативное воздействие защитника на несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (16,9%).
В заключение следует отметить, что совокупное применение методов профилактики в различном их сочетании увеличивает эффективность предупредительной деятельности следователя. Однако создать ее универсальный алгоритм невозможно, поскольку применение любого метода профилактики зависит от особенностей конкретной следственной ситуации, специфических черт личности несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и иных участников потенциального конфликтного взаимодействия.
Литература
1. Анцупов А.С., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 2004. - 551 с.
2. Драпкин Л.Я., Карагодин В.Н. Криминалистика: учеб. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 689 с.