Научная статья на тему 'Разработки в направлении устранения проблемной ситуации сбыта продукции сельскохозяйственного машиностроения Украины'

Разработки в направлении устранения проблемной ситуации сбыта продукции сельскохозяйственного машиностроения Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБЫТ / SALE / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / МАРКЕТИНГ / MARKETING / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нехай Виктория Васильевна

Определены теоретические и практические основы организации маркетинга для улучшения сбыта продукции предприятий сельскохозяйственного машиностроения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TOWARDS ELIMINATION PROBLEM SITUATION FOR SALES OF AGRICULTURAL PRODUCTION ENGINEERING OF UKRAINE

In the article the theoretical and practical foundations of the marketing organization to improve the sales of agricultural engineering companies.

Текст научной работы на тему «Разработки в направлении устранения проблемной ситуации сбыта продукции сельскохозяйственного машиностроения Украины»

УДК 339. 138

РАЗРАБОТКИ В НАПРАВЛЕНИИ УСТРАНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

УКРАИНЫ

В. В. Нехай

DEVELOPMENT TOWARDS ELIMINATION PROBLEM SITUATION FOR SALES OF AGRICULTURAL PRODUCTION ENGINEERING OF UKRAINE

V. V. Nekhai

Аннотация. Определены теоретические и практические основы организации маркетинга для улучшения сбыта продукции предприятий сельскохозяйственного машиностроения.

Ключевые слова: сбыт, конкуренция, маркетинг, организация, промышленность, управление.

Abstract. In the article the theoretical and practical foundations of the marketing organization to improve the sales of agricultural engineering companies.

Key words: sale, competition, marketing, organization, industry, management.

Показатели сбыта продукции предприятий сельскохозяйственного машиностроения в настоящее время не являются такими, которые позволяют этим предприятиям стабильно функционировать. Это создает проблемную ситуацию, которая, по мнению ученых, специалистов отрасли, а также отраслей, которые имеют с ней деловые отношения, требует внимания и решения.

Значительный вклад в решение проблемы совершенствования управления предприятием на основе маркетинга внесли зарубежные ученые: Я. Кор-наи, Т. Амблер, Ф. Кохинаки, Ф. Котлер, Дж. Р. Эванс. В работах этих авторов обоснована необходимость овладения принципами современного управления, внедрения его на предприятиях различных отраслей. К решению проблем сельскохозяйственного машиностроения обращались такие авторы, как Т. Сабецкая, Н. Хелемендик, В. Нянько, А. Бойко, И. Серединская, И. Ко-жушко. Однако вопросы использования маркетинга в решении проблем сбыта предприятий сельскохозяйственного машиностроения требуют дополнительного внимания. Исследования в рамках данной статьи касаются одной из важных проблем отрасли сельскохозяйственного машиностроения - низких показателей сбыта.

Обычно сбытовые проблемы сельскохозяйственного машиностроения начинают решать тогда, когда непосредственно наступает время сбыта техники. При взвешенном использовании маркетинга они начинают решаться еще на стадии идеи производства каждой модели техники и комплектующих. Это базовый тезис для данного научного исследования.

Учитывая сложившиеся обстоятельства функционирования, в настоящее время целесообразными можно считать организации консолидированно-

го маркетинга для указанной отрасли. Рассмотрим практику существовавших в прошлом и действующих сейчас организаций, которые имеют отношение к сбыту техники и других товаров. Опыт может подсказать идею принципиально новых отношений между участниками рынка сельхозтехники.

Существует практика деятельности территориальных управлений сбыта. Такие управления действуют на внутренних рынках многих стран и играют важную роль в продвижении товарной продукции. Организации, подобные Национальному управлению животноводства и мясной промышленности США, Молочному маркетинговому Совету Онтарио в Канаде, датскому Управлению молочной промышленности, в широком масштабе способствуют продаже профильных товаров на внутренних и внешних рынках.

Поскольку конкуренция со стороны альтернативных продуктов и снижение потребительского спроса стали очевидными, производители товаров в разных странах создают объединения и финансируют общее распространение продукта. Яркими примерами таких организаций являются Международный секретариат шерсти в Австралии, который до 1996 г. находился в Лондоне, и Международная организация кофе в Великобритании [1, с. 807].

В отчетных документах правительственных организаций нередко отмечается, что в Украине машиностроительные заводы развивают фирменное техническое обслуживание на основе создания рыночной инфраструктуры: технических центров, дилерских и прокатных пунктов, машинно-технологических формирований, фирменных магазинов. На заводы и созданные ими сервисные структуры возлагаются функции и ответственность за реализацию технических средств, оборудования, запасных частей и ремонтных материалов, организацию ремонта и технического обслуживания машин в течение всего периода эксплуатации, возобновление и продажу частично отработанной техники. Но это утверждение не в полной мере отвечает действительности. Указанные структуры действительно существуют, и это общеизвестно, но они не разрешают проблем сбыта производственных предприятий, а сервисные центры, например, реализуют только определенную часть техники в том количестве, которое необходимо для ремонта и восстановления [2].

Все существующие в практике функционирования предприятий машиностроения, в частности сельскохозяйственного, других отраслей хозяйства нашей страны обслуживающие формирования не являются такими, которые бы помогли предприятиям в сбыте продукции. Они на условиях аутсорсинга только иногда и только кое-где выполняют функцию сбыта для отдельного предприятия, но не имеют целью выстраивание стратегии сбыта, диверсификации производства (в необходимых случаях) [3].

Вероятно, что для решения проблем сбыта целесообразным было бы иметь такие специфические для нынешнего времени формирования, которые бы могли согласно четким обоснованным планам в постоянном режиме выстраивать и реализовывать стратегию сначала выхода отрасли из кризиса, а затем и обеспечения устойчивого развития.

Этому мог бы способствовать консолидированный подход к решению проблем сбыта посредством маркетингового объединения производителей сельскохозяйственной техники и комплектующих.

Целью такого подхода является представление и обоснование направлений и методов трансформации маркетинга в форму консолидированного

маркетинга, т.е. объединение производителей сельхозтехники, организаций, которые ею торгуют, других заинтересованных юридических и физических лиц с целью улучшения сбыта сельхозтехники.

Разъяснение понятия «консолидация» поможет понять его целесообразность при попытках повышения маркетингового влияния на совершенствование сбыта [4].

Консолидация (лат. consolidatio, от con (cum) - вместе, заодно и solido -уплотняю, укрепляю, сращиваю) - это укрепление по определенному признаку, объединение, соединение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за достижение общих целей.

Важно обратить внимание на суть таких понятий, как «объединение», «соединение», «организация». Они указывают на суть консолидации. Вторая часть указывает на цель - «усиление борьбы за общие цели». То есть консолидация есть совокупность определенных мероприятий, методов для того, чтобы тот, кто объединился, получил эти методы для усиления своих возможностей в решении определенных проблем.

Приведем пример объединения усилий практиков и ученых в решении проблем, которые существуют в управлении предприятиями сельскохозяйственного машиностроения. В городе Мелитополе Запорожской области, где сконцентрировано 11 машиностроительных заводов и около 100 малых предприятий, большинство из которых относятся именно к сельскохозяйственному машиностроению, разработан Проект договора о создании инновационного технологического кластера «Сельскохозяйственное машиностроение».

Учредители кластеров, заключившие соглашение, являются юридическими лицами Украины:

- государственное бюджетное учреждение Днепровский региональный центр инновационного развития (ЕГРПОУ 35202953), юридический адрес: г. Днепропетровск, ул. Комсомольская, 48;

- Приднепровский научный центр НАН Украины и МОН Украины, (ЕГРПОУ 01209713), юридический адрес: г. Днепропетровск, ул. Лешко -Попеля, 15;

- Таврический государственный агротехнологический университет (ЕГРПОУ 00493698), юридический адрес: г. Мелитополь, ул. Богдана Хмельницкого, 18;

- общественная организация «Технологический парк "Машиностроительные технологии"» (ЕГРПОУ 34823198), юридический адрес: г. Днепропетровск, ул. Симферопольская, 2а;

- общественная организация «Инновационно-технологический кластер «АгроБУМ» (ЕГРПОУ 36549263), юридический адрес: г. Мелитополь, ул. Индустриальная, 30/2.

Задачами деятельности кластера являются:

1) повышение конкурентоспособности продукции сельскохозяйственного машиностроения и формирование эффективной системы взаимодействия между предприятиями кластера и потребителями продукции кластера;

2) формирование в рамках кластера прогрессивной технологической политики развития сельскохозяйственного машиностроения Украины на базе лучших инновационных технологий;

2.1) формирование банка данных инновационных предложений в области сельскохозяйственного машиностроения;

2.2) формирование банка данных потенциальных исполнителей инновационных проектов отрасли сельскохозяйственного машиностроения;

2.3) формирование механизма финансирования инновационных проектов различных категорий в указанной области;

2.4) создание методики и выполнение работ по формированию, государственной регистрации и сопровождению инновационных проектов сельскохозяйственного машиностроения;

2.5) создание системы информационной поддержки инновационного развития в области сельскохозяйственного машиностроения;

2.6) анализ действующего законодательства и разработка предложений по внесению законодательных инициатив для улучшения условий инновационного развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения;

2.7) создание системы подготовки и повышения квалификации кадров для реализации инновационного процесса в рамках сферы деятельности кластера;

2.8) формирование механизма содействия продвижению инновационных продуктов отрасли сельскохозяйственного машиностроения на внутреннем и внешнем рынках;

2.9) выполнение практической работы по формированию, государственной регистрации и сопровождению инновационных проектов в сфере сельскохозяйственного машиностроения региона.

Основные направления деятельности следующие:

1) развитие отрасли сельскохозяйственного машиностроения в Украине;

2) поддержка научно-исследовательской деятельности в отрасли;

3) внедрение инновационных технологий;

4) выпуск инновационной, в том числе экспортно-ориентированной наукоемкой продукции;

5) создание новых рабочих мест в отрасли;

6) формирование рынков высокотехнологичных товаров, работ и

услуг;

7) координация выполнения научных и научно-технических программ, разработки инновационных проектов, а также программ выпуска научно-технической продукции.

Данный кластер хотя и имеет приоритеты, которые служат именно рыночным целям предприятий-участников, является пока только воплощенной идеей, проектом.

Выводы. Для предприятий сельскохозяйственного машиностроения существует проблема совершенствования процесса сбыта продукции. Ощущается потребность в учете опыта преодоления этой проблемы на отдельных предприятиях различных отраслей.

Перспективным можно назвать дальнейшее исследование и разработку конкретных направлений совершенствования организации маркетинга на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения, что может способствовать улучшению состояния сбыта отечественной сельхозтехники и комплектующих к ней.

Список литературы

1. Маркетинг / под ред. М. Бейкера. - СПб. : Питер, 2002. - 1200 с.

2. Сабецька, Т. I. Формування нових перспектив розвитку raiy3i сшьськогоспо-дарського машинобудування Укра!ни на основi маркетингового щдходу / Т. I. Сабецька. - URL: http://www.rusnauka.com/27_NII_2010/Economics/72059.doc.htm

3. Хелемендик, М. Перспектива сшьськогосподарського машинобудування Украши / М. Хелемендик // Пропозищя. - 2012. - № 11. - С. 12-14.

4. Бойко, О. В. Формування та реатзащя маркетингово! политики щдприемств сшьськогосподарського машинобудування / О. В. Бойко. - URL: http://avtoreferat.net/ content/view/12457/46/

Нехай Виктория Васильевна кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, менеджмента и банковского дела,

Запорожский национальный университет (Украина)

E-mail: dflbv63@bk.ru

Nekhai Victoriia Vasilevna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of finance, management and banking, Zaporozhye National University (Ukraine)

УДК 339. 138 ББК 65.290-2 Нехай, В. В.

Разработки в направлении устранения проблемной ситуации сбыта продукции сельскохозяйственного машиностроения Украины / В. В. Нехай // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 1 (9). - С. 40-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.