Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПМ 01 «ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ РОСЖЕЛДОРА»'

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПМ 01 «ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ РОСЖЕЛДОРА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титенкова Ольга Сергеевна

Целью исследования данной статьи являлась разработка лекционного листа для учебного занятия по специальной дисциплине ПМ 01 «Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда)» тема 1.10 «Основы технического обслуживания и ремонта тепловозов и дизель-поездов» с учетом развития инструментальных компетенций у студентов среднего профессионального образования учреждений РОСЖЕЛДОРА. Научная новизна заключается в развитии универсальных компетенций студентов среднего профессионального образования с помощью технологии интеллектуально-развивающего образовательного процесса, управляющего в процессе обучения развитием у студентов среднего профессионального образования всех интеллектуальных структур: мышления, воображения, аналитико-синтетического восприятия и смысловой памяти. В результате составлен сбалансированный лист заданий, сочетающий традиционную подачу учебного материала и инновационные техники и технологии, перенесенные с системы вузовского обучения на систему среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титенкова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN INNOVATIVE TYPE OF LESSON IN THE SPECIAL DISCIPLINE PM 01 “OPERATION AND MAINTENANCE OF ROLLING STOCK FOR STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION OF ROSZELDOR INSTITUTIONS

The purpose of this article was to develop a lecture sheet for a training session on the special discipline PM 01 “Operation and maintenance of rolling stock MDK.01.01. Construction, maintenance and repair of rolling stock (diesel locomotives and diesel trains) “Topic 1.10.” Fundamentals of maintenance and repair of diesel locomotives and diesel trains “taking into account the development of instrumental competencies among students of secondary vocational education institutions ROSZELDOR.Scientific novelty lies in the development of universal competencies of students of secondary vocational education using the technology of an intellectually developing educational process that controls the development of all intellectual structures in students of secondary vocational education in the learning process: thinking, imagination, analytical-synthetic perception and semantic memory.As a result, a balanced list of tasks was compiled, combining the traditional presentation of educational material and innovative techniques and technologies transferred from the system of higher education to the system of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПМ 01 «ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ РОСЖЕЛДОРА»»

Разработка занятия инновационного типа по специальной дисциплине ПМ 01 «Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава для студентов среднего профессионального образования учреждений РОСЖЕЛДОРА»

Титенкова Ольга Сергеевна,

начальник учебно-методического отдела среднего профессионального образования, Великолукский филиал ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» E-mail: ostitenkova@gmail.com

Целью исследования данной статьи являлась разработка-лекционного листа для учебного занятия по специальной дисциплине ПМ 01 «Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда)» тема 1.10 «Основы технического обслуживания и ремонта тепловозов и дизель-поездов» с учетом развития инструментальных компетенций у студентов среднего профессионального образования учреждений РОСЖЕЛДОРА. Научная новизна заключается в развитии универсальных компетенций студентов среднего профессионального образования с помощью технологии интеллектуально-развивающего образовательного процесса, управляющего в процессе обучения развитием у студентов среднего профессионального образования всех интеллектуальных структур: мышления, воображения, аналитико-синтетического восприятия и смысловой памяти. В результате составлен сбалансированный лист заданий, сочетающий традиционную подачу учебного материала и инновационные техники и технологии, перенесенные с системы вузовского обучения на систему среднего профессионального образования.

Ключевые слова: инструментальные компетенции, среднее профессиональное образование, технология ремонта, инновационные техники и технологии.

о с

CJ

см о см см

Введение

Введение ФГОС в организациях среднего профессионального образования доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста, в том числе и у студентов, получающих образование по специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», имеющих по окончанию обучения квалификацию техника.

Постановка проблемы

Под результатами образования по специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» в настоящее время понимают уровень сформированности у техников общих и профессиональных компетенций, которые прописаны в основной образовательной программе, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по данной специальности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

При направленности базовой подготовки - тепловозы и дизель-поезда рабочая программа предусматривает развитие совокупности социально - личностных качеств техника, что обеспечивает успешную социализацию выпускника в структурных подразделениях ОАО РЖД и является формированием общих компетенций.

Способность взаимодействовать с объектами профессиональной деятельности (деталями, узлами, агрегатами, системами подвижного состава железных дорог, технической документацией и т.д.) подразумевает развитие профессиональных компетенций техника.

Большинство научных трудов и разработок посвящены развитию знаний и навыков, необходимых для выполнения функциональных обязанностей (Кузьминская А.В., Хуторской А.В.), что необоснованно снижает ценность общих компетенций, недостаток развития которых влияет на деловые и управленческие качества техников в структурных подразделениях ОАО РЖД, снижает ключевые показатели эффективности, потенциальную успешность профессионального и карьерного роста [2].

Новые стратегические задачи, утвержденные в Долгосрочной программе развития до 2025 г. ОАО РЖД, масштабные изменения во внешней среде Компании (глобализация и цифровизация экономики, внедрение новых технологий, демографические изменения и конкуренция за таланты), увеличивающийся объем информации, показывает важность не только уровня профессиональных знаний техника и его практического обучения, но и его умения работать с информационными ресурсами. Речь идет о навыках интерпретации, создания ассоциативного ряда, подведения под понятие, организации информации (идентифицирование, прогнозирование, установление последовательности действий, дифференцирование, классификация), анализа вербальной и визуальной информации, нахождение несоответствия в аргументации, планирование.

Развитие навыков работы с информационной средой обеспечивается либо через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые являются основой образовательного и воспитательного процесса в школе, либо через инструментальные компетенции, которые являются составной частью набора универсальных компетенций для студентов высшего образования, отобранных в рамках проекта «Настройка образовательных структур в Европейском пространстве высшего образования»

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся школ активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и др.

Подходы к формированию инструментальных компетенций студентов ВО рассматривается в гораздо меньшем количестве работ. Это труды профессора Соловьевой Т.А., статьи Никитина М.М., Петренко А.А.[3].

Звено среднего профессионального образования, в частности железнодорожные техникумы, выпадает из данной цепочки, хотя стабильно снижающаяся доля девятиклассников, продолжающих обучение в средней школе, и увеличивающийся процент тех, кто выбирает обучение по программам подготовки специалистов среднего звена для железнодорожного транспорта, - весьма симптоматичная тенденция. Она свидетельствует о том, что в условиях социальных, экономических и демографических изменений, с учетом высокой потребности железнодорожной отрасли в квалифицированных специалистах, 100% предоставлении рабочих мест выпускникам техникума, оплачиваемому практическому обучению траектория «в транспортный университет через железнодорожный техникум» стала образовательным треком и каналом социальной мобильности [2].

Вопросы исследования

Рассмотрим ряд заданий по дисциплине ПМ 01 «Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава МДК.01.01. Конструкция, техниче-

ское обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда)» тема 1.10. «Основы технического обслуживания и ремонта тепловозов и дизель-поездов», которые будут включать основные техники, приёмы для дальнейшего изучения поставленных проблем в активных формах самостоятельной работы и способствовать развитию инструментальных компетенций.

Задание 1. Разделите причины технического обслуживания тепловозов и дизель-поездов на три группы и дополните кластер.

Динамические нагрузки, отклонения в свойствах металлов, допуски на точность изготовления, качество мехобработки и термообработки, взаимное расположение деталей в сборочных узлах, силы трения, нагрев, ударные нагрузки, квалификация и уровень подготовки локомотивных бригад, климатические условия работы, скоростной режим, профиль железнодорожного пути, восстановление и ремонт базовых и наиболее дорогостоящих деталей, снижение стоимости ремонта, уменьшение трудовых затрат [1].

Задание 2. Изучите неисправности в работе колесных пар и укажите причины, вызывающие необходимость ремонта.

1. Трещины, подрезы, выщербины, ползуны и раковины на поверхности катания колес и осях.

2. На поверхности катания колес пассажирского вагона имеется выщербина глубиной 12 мм и длиной 30 мм.____________

Согласно ПТЭ к эксплуатации не допускаются колесные пары, имеющие выщербины следующих размеров

Глубина Длина

Грузовые вагоны не более 10 мм. не более 50 мм.

Пассажирские вагоны не более 10 мм. не более 25 мм.

Задание 3.

А) Прочитайте каждое из высказываний до чтения текста. В случае согласия с ним поставьте знак «+», в случае несогласия «-».

Утверждение До чтения После чтения

1. Дешевле поставить новую колесную пару на 2М62, чем постоянно её освидетельствовать.

2. Расход металла на ремонт 2ТЭ116 выше, чем на его изготовление.

3. Регулярное техническое обслуживание экономичнее капитального ремонта 2М62.

4. Капитальный ремонт обходится дешевле, чем изготовление нового тепловоза.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

о

ем ем

Б) Прочитайте текст. Вновь выразите свое согласие или несогласие с каждым из высказываний.

Стоимость колесной пары в 10 раз превышает стоимость ее обыкновенного освидетельствования. Затраты на капитальный ремонт тепловоза не превышают 25% стоимости нового тепловоза, а расход металла на его ремонт в 25 раз меньше, чем на изготовление.

Задание 4. Соотнесите стрелочками признаки надежности тепловоза и их содержательную характеристику, опираясь на выделенные курсивом слова.

Признаки надежности Содержательная характеристика

Безотказность состояние тепловоза, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя эксплуатационные показатели.

Работоспособность свойство тепловоза непрерывно сохранять работоспособность в течение заданного временибез вынужденных перерывов на ремонт.

Сохраняемость свойство тепловоза сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Долговечность это свойство тепловоза непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние при эксплуатации,транспортировании, нахождении в запасе или резерве и после этого срока.

Ремонтопригодность приспособленность тепловоза к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их путем проведения технического обслуживания и ремонта.

Задание 5. Переведите надежность тепловозов, оцениваемую в относительных единицах - 0,95 - в проценты.

0,95 = __%

Допишите, что означает запись: надежность тепловозов -0,95.

_% тепловозов, находящихся в эксплуатации, проработают установленный период времени без отказа, а_% - откажут.

Задание 6. Прочитайте и запомните.

Предельным считается такое состояние, при котором дальнейшая эксплуатация тепловоза должна быть прекращена.

Допишите предложение.

Признаки предельного состояния тепловоза

устанавливаются ___________________________

_ (эксплуатационная,

нормативнотехническая, ремонтная) документацией.

Задание 7. Представим надежность тепловоза в виде большой матрешки. Какие показатели (маленькие матрешки) она включает?

Подпишите и раскрасьте «маленьких матрешек» в фирменные цвета ОАО РЖД.

Задание 8. Впишите в нужное место названия капитального, текущего и среднего ремонтов.

_ ремонт - ремонт, выполняемый для

обеспечения или_работоспособности тепловоза и состоящий в замене или восстановлении отдельных частей.

_ ремонт - ремонт, выполняемый для

восстановления исправности и частичного восстановления _тепловоза.

_ ремонт - ремонт, выполняемый для

восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению_тепловоза или его сборочных единиц с заменой или восстановлением любых их частей, включая базовые.

Разместите на пьедестале перечисленные виды ремонта в зависимости от сложности, объема работ и очередности проведения

Задание 9.

А) Прочитайте каждое из высказываний до чтения текста. В случае согласия с ним поставьте знак «+», в случае несогласия «-».

Утверждение До чтения После чтения

1. Тепловоз 2ТЭ116 является неисправным из-за повреждения окраски кузова.

2. При неудовлетворительном температурном режиме возможно размораживание секций холодильника, приводящее к отказу тепловоза

3. Тепловоз 2М62 исправен и работоспособен с разбитым стеклом в кабине машиниста.

4. Течь сальника насоса двигателя является повреждением и не влияет на его работоспособность.

Б) Прочитайте текст. Вновь выразите свое согласие или несогласие с каждым из высказываний.

Утверждение До чтения После чтения

1. Исправность или неисправность - это состояние тепловоза, при котором он соответствует всем требованиям или не соответствует хотя бы одному из требований Правил технической эксплуатации (ПТЭ) и Правил ремонта (ПР).

2. Не всякая неисправность связана с потерей работоспособности.

3. Нарушение исправного состояния тепловоза при сохранении его работоспособности не является повреждением.

4. Отказ - это событие, в результате которого тепловоз полностью или частично теряет свои тяговые свойства.

5. Отказом локомотива следует считать любую техническую неисправность, вызвавшую внезапную остановку поезда на маршруте

Задание 10. Выпишите основные характеристики отказов

Катастрофические (внезапные) Параметрические (постепенные)

Важным показателем надежности является интенсивность отказов Л.

число отказавших сборочных единиц в единицу времени ^ (пробега)

среднее число сборочных . единиц, исправно работающих в единицу времени(пробега)

Лекция должна быть «экономной» с точки зрения временных затрат. В силу этого обстоятельства эффективной является стратегия скрытых подсказок. Приведем пример.

Задание 11. Рассмотрите график характеристики распределения отказов по времени или по пробегу тепловоза, где tt, t2, t3 - продолжительность периодов I, II, III. Впишите нужный период согласно его характеристике.

Х(0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V У

I и TU

h h t

____- отказы в период приработки;

____- период нормальной эксплуатационной работы с постоянным потоком отказов;

____ - период нарастания отказов вследствие старения и интенсивного изнашивания деталей сборочной единицы и тепловоза в целом.

Задание 11. Вставьте пропущенные слова в определения.

Межремонтный период -___тепловоза

(наработка повремени или по величине пробега)

между плановыми видами___или ремонта.

____- наработка объекта от начала его

____или восстановления после определенного вида ремонта до перехода в___состояние.

Плановый

.предусмотренный

требованиями нормативно технической документации и намечаемый в декадных,____квартальных и годовых планах работы локомотивных депо.

____ремонт - ремонт, постановка на который осуществляется без предварительного назначения.

Объем ремонта - совокупность____по осмотру, восстановлению или замене сборочных единиц и деталей, обязательно выполняемых на каждом отдельном виде технического обслуживания или___.

Производственный процесс ремонта - совокупность ___и средств____в результате которых из неисправного или неработоспособного ____получают исправный или работоспособный со свойствами, предусмотренными нормативно технической____.

Заключение

Таким образом, сочетание традиций с использованием инновационных техник и технологий на занятиях студентов среднего профессионального образования железнодорожного техникума в рамках компетентностного подхода, будет способствовать развитию навыков работы с информацией, как следствие развитию инструментальных компетенций и впоследствии корпоративных компетенций ОАО РЖД.

Литература

1. Устройство и ремонт тепловозов: Учебник для нач. проф. образования / Л.А. Собенин, В.И. Ба-холдин, О.В. Зинченко, А.А. Воробьев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

2. Соловьёва Т.А. Организация лекционных занятий в вузе в интерактивном режиме // Smart Education: European Academy for Innovations. -Sofia -San Francisco. - 2012. - № 5/6 - с. 58-68.

3. СоловьёваТ.А. Practical Implementation of the Competence-based Approach on Innovation - type Lectures (Практика реализации компетентност-ного подхода на лекциях инновационного типа) // Society, Integration, Education: Proceedings of the International Scientifical Conference May

СЭ

о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

24-25, 2013. - Volume I. - Rezekne, 2013. -С.130-139.

4. Соловьёва Т.А. Формирование у студентов инструментальных компетенций на лекционных занятиях в вузе // ОцЫювання професiйноi компетентност випускник в педагопчних ВНЗ: Матерiали Мiжнародного науково-методичного семЫару (14 березня 2013р.). - Кшв, 2013. -С.185-189.

DEVELOPMENT OF AN INNOVATIVE TYPE OF LESSON IN THE SPECIAL DISCIPLINE PM 01 "OPERATION AND MAINTENANCE OF ROLLING STOCK FOR STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION OF ROSZELDOR INSTITUTIONS

Titenkova O.S.

St. Petersburg State Transport University of Emperor Alexander I

The purpose of this article was to develop a lecture sheet for a training session on the special discipline PM 01 "Operation and maintenance of rolling stock MDK.01.01. Construction, maintenance and repair of rolling stock (diesel locomotives and diesel trains) "Topic 1.10." Fundamentals of maintenance and repair of diesel locomotives and diesel trains "taking into account the development of instrumental competencies among students of secondary vocational education institutions ROSZELDOR.Scientific novelty lies in the development of universal competencies of students of secondary vocational education using the technology of an intellectually devel-

oping educational process that controls the development of all intellectual structures in students of secondary vocational education in the learning process: thinking, imagination, analytical-synthetic perception and semantic memory.As a result, a balanced list of tasks was compiled, combining the traditional presentation of educational material and innovative techniques and technologies transferred from the system of higher education to the system of secondary vocational education.

Keywords: instrumental competencies, secondary vocational education, repair technology, innovative techniques and technologies.

References

1. Device and repair of diesel locomotives: Textbook for the beginning. prof. Education / L.A. Sobenin, V.I. Bakholdin, O.V. Zinchenko, A.A. Vorobiev. - M .: Publishing Center "Academy", 2004. - 416 p.

2. Solovyova T.A. Organization of lectures at the university in an interactive mode // Smart Education: European Academy for Innovations. - Sofia -San Francisco. - 2012. - No. 5/6 - p.58-68.

3. Solovyova T.A. Practical Implementation of the Competence-based Approach on Innovation - type Lectures // Society, Integration, Education: Proceedings of the International Scientifical Conference May 24-25, 2013 - Volume I. - Rezekne, 2013. -S. 130-139.

4. Solovyova T.A. Formation of students' instrumental competencies in lectures at the university // Assessment of professional competence of graduates in pedagogical higher educational institutions: Materials of the International scientific-methodical seminar (14 March 2013). - Kiev, 2013. - S. 185-189.

о с

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.