Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИГРА / ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ / ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОДУЛИ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титенкова Ольга Сергеевна

Альтернативные технологии обучения, а именно игровые - как форма альтернативных технологий обучения в системе среднего профессионального образования имеет все предпосылки для успешного формирования и развития инструментальных компетенций. Инструментальные компетенции, как и компетентностное образование (компетентностный подход в образовании) - сложная и противоречивая тема, которая в настоящее время является недостаточно исследованной, несмотря на рост публикаций соответствующей тематики. В контексте стоящих перед преподавателем среднего профессионального образования задач обучения, развития и воспитания обучающихся как никогда важно профессиональное мастерство выбора им методик обучения и педагогических технологий, используемых в учебной деятельности. В статье рассмотрена не только необходимость изучения педагогических условий формирования инструментальных компетенций в системе среднего профессионального образования, но и возможность применения игровых технологий для этого. Отмечается, что игровые технологии выступают уникальной формой педагогического воздействия, которые делают работу преподавателя и обучающегося яркой, интересной, более увлекательной, творчески насыщенной. На примере железнодорожного техникума и профессионального модуля специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог рассмотрен собственный опыт и технологический процесс внедрения игровой формы обучения в практические занятия для повышения их эффективности, а также для развития творчества у преподавателей специальных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титенкова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME TECHNOLOGIES AS A TOOL FOR FORMATION AND DEVELOPMENT OF INSTRUMENTAL COMPETENCES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS

Alternative learning technologies, namely playful ones, as a form of alternative learning technologies in the system of secondary vocational education have all the prerequisites for the successful formation and development of instrumental competencies. Instrumental competences, as well as competence-based education (competence-based approach in education), is a complex and controversial topic that is currently insufficiently researched, despite the growth of publications on relevant topics. In the context of the tasks of teaching, development and upbringing of students facing the teacher of secondary vocational education, the professional skill of choosing teaching methods and pedagogical technologies used in educational activities is more important than ever. The article considers not only the need to study the pedagogical conditions for the formation of instrumental competencies in the system of secondary vocational education, but also the possibility of using gaming technologies for this. It is noted that gaming technologies are a unique form of pedagogical influence, which make the work of a teacher and student bright, interesting, more exciting, and creatively rich. On the example of the railway technical school and the professional module of the specialty 02.23.06 Technical operation of the rolling stock of the railways, the authors considered their own experience and the technological process of introducing the game form of training into practical classes to increase their efficiency, as well as to develop creativity among teachers of special disciplines.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Игровые технологии как инструмент формирования и развития инструментальных компетенций студентов среднего профессионального образования

Титенкова Ольга Сергеевна,

начальник учебно-методического отдела среднего профессионального образования, Великолукский филиал ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» E-mail: ostitenkova@gmail.com

Альтернативные технологии обучения, а именно игровые- как форма альтернативных технологий обучения в системе среднего профессионального образования имеет все предпосылки для успешного формирования и развития инструментальных компетенций. Инструментальные компетенции, как и компе-тентностное образование (компетентностный подход в образовании) - сложная и противоречивая тема, которая в настоящее время является недостаточно исследованной, несмотря на рост публикаций соответствующей тематики. В контексте стоящих перед преподавателем среднего профессионального образования задач обучения, развития и воспитания обучающихся как никогда важно профессиональное мастерство выбора им методик обучения и педагогических технологий, используемых в учебной деятельности. В статье рассмотрена не только необходимость изучения педагогических условий формирования инструментальных компетенций в системе среднего профессионального образования, но и возможность применения игровых технологий для этого. Отмечается, что игровые технологии выступают уникальной формой педагогического воздействия, которые делают работу преподавателя и обучающегося яркой, интересной, более увлекательной, творчески насыщенной. На примере железнодорожного техникума и профессионального модуля специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог рассмотрен собственный опыт и технологический процесс внедрения игровой формы обучения в практические занятия для повышения их эффективности, а также для развития творчества у преподавателей специальных дисциплин.

Ключевые слова: игровые технологии; дидактическая модель; игра; игровые формы занятий; игровые приемы; инструментальные компетенции; среднее профессиональное образование; профессиональные модули; техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

Введение

Все большее распространение перспективных педагогических технологий обусловлено различными инновационными процессами, оказавшими значительное влияние на активизацию работы учреждений среднего специального образования и совершенствование системы профессионального образования, в том числе государственных образовательных учреждений, связанных с Федеральным агентством железнодорожного транспорта:

- обновление государственных образовательных стандартов на основе профессиональных стандартов в области железнодорожного транспорта;

- разработка новых учебных планов и программ обучения сотрудников железнодорожного транспорта;

- внедрение Системы профессиональных квалификаций на железнодорожном транспорте

- участие в Совете по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (Взаимодействие ОАО «РЖД» и вузов.

Постановка проблемы

Общие компетенции относятся к ряду социальных и личных качеств выпускника, которые позволяют выпускникам действовать на определенном уровне квалификации. Основное назначение ОК - гарантировать удачную социализацию выпускника.

Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического навыка в конкретной профессиональной деятельности. Так, к примеру, для выпускников специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» одной из профессиональных компетенций является умение производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов.

Однако в условиях постоянно увеличивающегося количества информации принципиально не только то, что студент знает, но и то, как он готов обрабатывать её, т.е. уметь выполнять конкретное «функциональное» действие.

Умение выполнять данное «функциональное» действие обеспечивается либо через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процессов в школе, либо через

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

инструментальные компетенции, которые являются составной частью комплекта общих компетенций

Задача педагога железнодорожного техникума состоит не только лишь в реализации образовательной программы профессиональных модулей в учебном процессе, но и конкретная роль в формировании содержания образования, в его обновлении. Значимая роль преподавателя специальных дисциплин заключается не только в формировании будущего специалиста среднего звена (техника) как конкурентоспособного сотрудника, но и как личности, способной к саморазвитию.

Активность самостоятельной и коллективной работы студентов СПО для становления инструментальных компетенций вероятна лишь при наличии стимулов. В следствии этого в качестве принципа активизации рассматривается мотивация учебно-познавательной деятельности, как при изучении общекультурных дисциплин, так и дисциплин профессионального цикла. Основы активизации учебно-познавательной работы обучающихся, так же как и выбор способов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают обучающихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы педагога, чтобы активизировать работу обучающихся [1].

Мотивация учебно-познавательной деятельности рассматривается как принцип активизации, как при изучении общекультурных дисциплин, так и дисциплин профессионального цикла. Интерес считается ключевым мотивом активизации обучающихся среднего профессионального образования. Основы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, а также выбор методов обучения должны определяться с учетом специфики учебного процесса. В основном в литературе рассматривается применение заданий креативного характера и примеров из профессиональной деятельности («характерных проблем»), т.е. тех заданий, которые создают у обучающихся дееспособность и необходимость самостоятельно отыскивать вариативное заключение не встречавшихся раньше учебных задач, способствуют раскрытию мыслей и идей, инициируют к созданию нового, направляют на самоопределение и самоактуализацию, развивают инструментальные компетенции. Использовать творческие задания педагог может на любом занятии-практическом или лекционном, общепрофессиональных или специальных дисциплин.

У студентов, обучающихся по железнодорожным специальностям, «характерные проблемы» бывают замечены после производственной практики, которая в основном протекает в конце 3 курса. Поэтому примеры из профессиональной деятельности стимулируют студентов к развитию, но чаще всего на 4 курсе, после работы в структурных подразделениях ОАО РЖД.

Поэтому креативный и исследовательский характеры учебно-познавательной деятельности являются сильными стимулами к познанию.

Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у будущих техников творческий интерес, а это в свою очередь вдохновляет их к активному самостоятельному и коллективному поиску свежих знаний [2].

Состязательность, которая проявляет себя на олимпиадах профмастерства, конкурсах «Лучший по профессии», также является одним из побудителей к активной деятельности. Состязательность широко включается в дисциплины гуманитарного цикла, но достаточно редко в лекционные и практические занятия спецдисциплинам: «Электрические машины», «Технология ремонта тепловозов и дизель-поездов», «Автоматические тормоза».

Активизация творческой работы учащихся железнодорожного техникума на учебных занятиях приводит к развитию инструментальных компетенций, так как различный подход, а не однообразный, способствует развитию у обучающихся умения интерпретировать, перефразировать, создавать ассоциативный ряд, подводить под понятие, организовывать информацию (идентифицировать, прогнозировать, устанавливать последовательность, дифференцировать, классифицировать), разбирать вербальную и визуальную информацию, отыскивать несоответствие в аргументации.

Принцип активности обучающихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике и именно игровая деятельность, как педагогическая технология, как раз и является той мотивирующей средой для возникновения потребности в усвоении знаний и умений. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. А процесс усвоения знаний во время игры носит естественный и непроизвольный харак-тер[3].

Работа преподавателя по активизации познавательной деятельности студентов железнодорожного техникума более эффективна, а качество знаний выше, в случае если при проведении уроков используются способы и средства, инициирующие их познавательный интерес.

Педагогическая сущность игровых технологий заключается в активизации мышления, увеличении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. Задача игры - это формирование навыков и умений обучающихся в интенсивном творческом поиске.

Вопросы исследования

Перед нами стояла задача использования игровой технологии при изучении профессиональной дис-

циплины (ПМ01.МДК 01.01 Тема 1.10 Технология ремонта тепловозов и дизель -поездов).

Для студентов 3 групп (90 человек), обучающихся на 3 курсе по специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава (тепловозы)» по дисциплине ПМ 01 «Технология ремонта тепловозов и дизель-поездов», было проведено 2 вида занятий. В форме классического знаниево-ориентированного комбинированного урока и в форме интерактивной лекции с применением игровой деятельности (ролевые и имитационные игры).

Имитационные игры предполагают построение модели эксплуатационного или ремонтного депо, в которой участники составляют различные производственные и технологические процессы.

Целевыми показателями обучающихся являются:

- Успеваемость студентов - показатель, определяющий количество студентов в учебной группе (по дисциплине, циклу дисциплин, МДК, ПМ), обучающихся без двоек, выраженный в процентах к общему количеству студентов в группе, без учета студентов, находящихся в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

- Качество знаний студентов - показатель, определяющий количество студентов в группе (по дисциплине, циклу дисциплин, МДК, ПМ), обучающихся без троек, выраженный процентах к общему количеству студентов в группе, без учета студентов, находящихся в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

- Средний балл (по дисциплине, циклу дисциплин, МДК, ПМ) - средне - арифметический показатель, определяющий соотношение общей суммы баллов (по дисциплине, циклу дисциплин) к общему количеству студентов в группе, без учета студентов, находящихся в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет [7,8].

Для 1 группы:

- Успеваемость студентов 100%

- Качество знаний студентов 80%

- Средний балл 4,3 Для 2 группы:

- Успеваемость студентов 100%

- Качество знаний студентов 74%

- Средний балл 4,1 Для 3 группы:

- Успеваемость студентов 82%

- Качество знаний студентов 50%

- Средний балл 3,8

По результатам занятий было проведено тестирование, на основании результатов которого можно сделать следующие выводы:

Для 1 группы при использовании игровых технологий все 100% студентов были включены

в учебный процесс, 80% студентов написали тест на «хорошо» и «отлично», 20% - «удовлетворительно». При использовании стандартной технологической карты урока 80% студентов написали тест на «хорошо» и «отлично», 18% - на удовлетворительно, 2% - с тестом не справились. Вовлеченность в учебный процесс также снизилась на 20%.

Для 2 группы были получены идентичные результаты при использовании игровых технологий: 100% включение студентов в учебный процесс, 80% студентов написали тест на «хорошо» и «отлично», 20% - «удовлетворительно». Результаты получились несколько хуже при использовании стандартной технологической карты урока 65% студентов написали тест на «хорошо» и «отлично», 35% - на удовлетворительно, отсутствовали те, кто не справился с тестом. Значительно снизилась вовлеченность в учебный процесс (до 50%).

3 группа показала лучший результат, несмотря на самые низкие целевые показатели. При использовании игровых технологий 100% включение студентов в учебный процесс, 75% студентов написали тест на «хорошо» и «отлично», 15% - «удовлетворительно», 10% студентов с тестом не справились. При использовании стандартной технологической карты урока 50% студентов написали тест на «хорошо» и «отлично», 35% - на удовлетворительно, 15% студентов не справились с тестом. Аналогично снизилась вовлеченность в учебный процесс (до 50%).

Игровая технология включала следующие этапы.

1. Планирование игры, представленное в таблице 1 и состоящее из основных 4 этапов.

Таблица 1. Планирование игры

Планирование игры

Дидактиче- Учебная де- Учебный Успешное вы-

ская цель ятельность материал ис- полнение зада-

ставится подчиняет- пользуется ний связыва-

в виде игро- ся правилам в качестве ется

вой задачи игры средства с игровым ре-

зультатом

2. Подготовка, если речь идет о дисциплинах профессионального модуля в железнодорожном техникуме занимает наибольшее время. Ее основные этапы представлены в таблице 2.

Таблица 2. Подготовка игры

Подготовка игры

Разра- Разработка сюже- Основа по- Подготов-

ботка та занятия и задач, строения мо- ка матери-

идеи обуславливающих мента сорев- ального

и сцена- применение игровой новательности обеспече-

рия технологии ния

3. На этапе проведения игры в рамках интерактивного занятия особое внимание необходимо

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

уделить ряду особенностей, которые рассмотрены в таблице 3.

Таблица 3. Особенности проведения игры

Проведение игры

Вступление, свя- Объяснение пра- Соблю- Включение

занное с пред- вил игры, поста- дение препода-

шествующим новка целей и за- темпа, вателя как

учебным мате- дач, соблюдение ритма модератора

риалом и темой установленных игры, ее или участни-

занятия правил регла- ка техноло-

мента гии

3. Обязательная констатация результатов проведенного занятия с применением игровой технологии включает в себя осознание обучающимся: что нового узнали (термины, действия, например с помощью фронтального опроса); чему научились (навыки, компетенции); в чем польза для будущей профессиональной деятельности^].

Особенности данного этапа представлены в таблице 4.

Особенно важным на этом этапе является процесс сравнения имитационной модели и реального производственного процесса. В случае с рассматриваемой спецдисциплиной профессионального модуля ПМ 01 «Технология ремонта тепловозов и дизель-поездов» это было достигнуто путем проведения экскурсии в эксплуатационное локомотивное депо и сервисное локомотивное депо после интерактивного занятия с применением игровых технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4. Особенности констатации результатов проведенного занятия

Проведение игры

развита фантазия, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и вернее откликаться на игровую ситуацию, т.е. обладает инструментальными компетенциями [1,5]..

Необходимо чаще использовать деловые, организационно-деятельностные, ролевые, имитационные, инновационные и дидактические игры, даже несмотря на усложнение процесса подготовки преподавателя к ведению занятий, для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач профессиональных модулей и междисциплинарных курсов, повышения мотивацион-ной составляющей при обучении студентов железнодорожных техникумов.

Литература

1. Игровые технологии как инструмент формирования и развития профессиональных компетенций студентов, Артамонова И.А. Электронный ресурс, заглавие с экрана, русск. яз^1р:// проф-обр.рф/Ыод/2019-03-17-1362

2. Применение игровых технологий для формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся в системе СПО, Голдин О.О Электронный ресурс, заглавие с экрана, русск. яз.-https://xn - j1ahfl.xn - р1а^ library/primenenie_igrovih_tehnologij_dlya_ formirovaniya_i_r_122634.html

3. Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. - Челябинск: Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. - 23 с.

4. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник [Текст] /Ю.Н. Лапыгин. - М.: Юрайт, 2015. - 248 с.

5. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунговк реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. -472 с.

6. Георге, И.В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы: монография / И.В. Георге. - Тюмень: ТИУ, 2016. -143 с.

7. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под.науч. ред.д.п.н. И.Ю. Тархановой - Ярославль.: РИО ЯГПУ, 2018. - 383 с.

8. Темняткина О.В. Методика формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся в учреждениях НПО и СПО. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.

анализ Анализ соотно- Анализ хо- Обратная связь

хода шения игровой да учебно- с участниками инте-

и ре- (имитационной) игрового рактивного занятия

зульта- модели и ре- взаимо- с применением

тов за- альности действия игровой технологии

нятия

Заключение

Применение игровых технологий для преподавания дисциплин профессионального модуля в железнодорожном техникуме - процесс трудоемкий. На его направление влияет достаточно большое количество моментов, подсчитать и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто: обстановка, настроение, подготовка, владение информацией и уровень знаний обучающихся, внимание ^ к задаче. Впрочем постоянное и целенаправленное с внимание к игровым методам может способство-~ вать развитию инструментальных компетенций сту-сэ дентов среднего профессионального образования, ^ так как, победителем чаще всего бывает не тот, ^ кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше

GAME TECHNOLOGIES AS A TOOL FOR FORMATION AND DEVELOPMENT OF INSTRUMENTAL COMPETENCES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS

Titenkova O.S.

Velikie Luki branch of the FSBEI of HE "St. Petersburg State Transport University of Emperor Alexander I"

Alternative learning technologies, namely playful ones, as a form of alternative learning technologies in the system of secondary vocational education have all the prerequisites for the successful formation and development of instrumental competencies. Instrumental competences, as well as competence-based education (competence-based approach in education), is a complex and controversial topic that is currently insufficiently researched, despite the growth of publications on relevant topics. In the context of the tasks of teaching, development and upbringing of students facing the teacher of secondary vocational education, the professional skill of choosing teaching methods and pedagogical technologies used in educational activities is more important than ever. The article considers not only the need to study the pedagogical conditions for the formation of instrumental competencies in the system of secondary vocational education, but also the possibility of using gaming technologies for this. It is noted that gaming technologies are a unique form of pedagogical influence, which make the work of a teacher and student bright, interesting, more exciting, and creatively rich. On the example of the railway technical school and the professional module of the specialty 02.23.06 Technical operation of the rolling stock of the railways, the authors considered their own experience and the technological process of introducing the game form of training into practical classes to increase their efficiency, as well as to develop creativity among teachers of special disciplines.

Keywords: game technologies; didactic model; the game; game forms of classes; play techniques; instrumental competencies; secondary vocational education; vocational modules; technical operation of the rolling stock of the railways.

References

1. Gaming technologies as a tool for the formation and development of professional competencies of students, Artamono-va I.A. Electronic resource, title from the screen, Russian http:// npo<-o6p.p</blog/2019-03-17-1362

2. The use of gaming technologies for the formation and development of professional competencies of students in the SPO system, Goldin O.O Electronic resource, title from the screen, Russian. yaz. - https://xn - j1ahfl.xn-p1ai/library/primeneniejg-rovih_tehnologij_dlya_formirovaniya_i_r_122634.html

3. Zaitsev V.S. Game technologies in professional education: an educational and methodical manual. - Chelyabinsk: A. Miller Library Publishing House, 2019. - 23 p.

4. Lapygin, Yu.N. Methods of active learning: textbook [Text] / Yu.N. Lapygin. - M.: Yurayt, 2015. - 248 p.

5. Universal competencies and new literacy: from slogans to reality / edited by M.S. Dobryakova, I.D. Frumin; with the participation of K.A. Barannikov, N. Ziela, J. Moss, I.M. Remorenko, Ya. Hautamaki; Nats. research. un-t "Higher School of Economics". - M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2020. - 472 p.

6. Gheorghe, I.V. Formation of professional competencies of students of educational institutions of higher education on the basis of the organization of independent work: monograph / I.V. Gheorghe. - Tyumen: TIU, 2016. - 143 p.

7. Measurement and evaluation of the formation of universal competencies of students in the development of educational programs of bachelor's, master's, specialty: collective monograph / under. scientific. ed. of Doctor of Sciences I.Y. Tarkhanova -Yaroslavl.: RIO YAGPU, 2018. - 383 p.

8. Temnyatkina O.V. Methodology for the formation of general and professional competencies among students in NGO and SPO institutions. Methodological recommendations. Yekaterinburg, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.