Научная статья на тему 'Разработка высокоточной устойчивой вычислительной модели механики деформирования валопровода паровой турбины ТЭС'

Разработка высокоточной устойчивой вычислительной модели механики деформирования валопровода паровой турбины ТЭС Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЧНОСТЬ / МЕТОД КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ / МОДЕЛЬ / ВАЛОПРОВОД / ПАРОВАЯ ТУРБИНА / STRENGTH / FINITE ELEMENT METHOD / MODEL / SHAFTING / STEAM TURBINE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Петрушенко Юрий Яковлевич, Саитов Ильдар Хасянович, Рябенков Н. Г., Тучков Дмитрий Юрьевич, Закиев Фарид К.

Разработана высокоточная вычислительная модель валопровода паровой турбины для МКЭ (метод конечных элементов) программного комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Петрушенко Юрий Яковлевич, Саитов Ильдар Хасянович, Рябенков Н. Г., Тучков Дмитрий Юрьевич, Закиев Фарид К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of high-precision steady steam turbine shafting model

High-precision steam turbine shafting model was created with ANSYS software.

Текст научной работы на тему «Разработка высокоточной устойчивой вычислительной модели механики деформирования валопровода паровой турбины ТЭС»

УДК 539.3

РАЗРАБОТКА ВЫСОКОТОЧНОЙ УСТОЙЧИВОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ МЕХАНИКИ ДЕФОРМИРОВАНИЯ ВАЛОПРОВОДА ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ ТЭС

Ю.Я. ПЕТРУШЕНКО*, И.Х. САИТОВ*, Н.Г. РЯБЕНКОВ*, Д.Ю. ТУЧКОВ*,

Ф.К. ЗАКИЕВ**

* Казанский государственный энергетический университет ** ОАО «Авиамотор»

Разработана высокоточная вычислительная модель валопровода паровой турбины для МКЭ (метод конечных элементов) программного комплекса

Ключевые слова: прочность, метод конечных элементов, модель, валопровод, паровая турбина.

Роторы паровых турбин являются ответственными элементами, определяющими ресурс паровых турбин. Условия их эксплуатации — предельный уровень температур и напряжений - обусловливают высокие требования к надежности работы этих агрегатов. Несмотря на большой опыт эксплуатации роторов паровых турбин в энергетике, механика их деформирования остается весьма сложной и малоизученной задачей. Переход к представлению напряженно-деформированного состояния валопровода как трехмерного объекта стал возможен с использованием конечноэлементного анализа мощных программных комплексов типа «А^У8» [1].

Для создания вычислительной модели в качестве объекта был выбран валопровод паровой турбины класса К-200-130. Для построения расчетной схемы использовались промышленные чертежи паровой турбины в масштабе 1:5.

В практике конечноэлементного анализа широко применяется принцип поэтапного моделирования. Крупные сложные модели делятся на части (супер элементы или подструктуры), проводится моделирование отдельных участков. Полученные в результате программы, описывающие отдельные сегменты конструкции, легко объединяются в общий полноценный программный макрос модели в целом. Поэтапное моделирование позволяет сократить число ошибок на этапе моделирования составного объекта и облегчает их устранение. Рассматриваемый валопровод паровой турбины класса К-200-130 является многороторным, составленным из роторов, объединенных в единую конструкцию с помощью компенсаторов-сильфонов. Сама конструкция предопределила 3 этапа моделирования. Валопровод состоит из трех роторов (ротор высокого давления, ротор среднего давления, ротор низкого давления) и двух сильфонов. Поэтому составная вычислительная модель валопровода паровой турбины класса К-200-130 будет разделена на пять структурных трехмерных моделей: три ротора и два сильфона. Так как основной задачей ставится исследование механики деформирования валопровода, расчетная схема принята упрощенной до геометрии цельнокованых роторов валопровода паровой турбины. Остальные узлы отсечены, действие дисков и лопаток на конструкцию при расчетах заменяется инерционной нагрузкой от их массовых характеристик, а также осевыми нагрузками от давления пара на лопаточный аппарат ступеней. Процедура моделирования и расчеты осуществлялись с использованием программного комплекса «А^У8» [1].

© Ю.Я. Петрушенко, И.Х. Саитов, Н.Г. Рябенков, Д.Ю. Тучков, Ф.К. Закиев Проблемы энергетики, 2011, № 7-8

Конечноэлементные модели роторов высокого, низкого и среднего давления, а также левого и правого сильфонов показаны на рис. 1, 2. Параметры сгенерированных сеток следующие: конечного элемента SOLID 45, тип разбиения MAPPED.

-L- V т

01/

й 5 II 11 if i i

як 100 415 93 79 п 91 177

№11 (0

4IV

а)

а)

б)

Рис. 2. Конечноэлементная модель сильфонов: а) правого; б) левого Все пять построенных сеточных моделей состыкованы в единое целое (рис. 3)

сшивкои совпадающих узлов элементов.

Рис. 3. Конечноэлементная модель валопровода паровой турбины К-200-130 © Проблемы энергетики, 2011, № 7-8

В процессе эксплуатации вся конструкция валопровода лежит на пяти опорных сооружениях. Граничные условия в зонах контакта опорных сооружений приняты как ограничение степеней свободы лежащих в них узлов. Физико-механические характеристики конструкции определяются свойствами роторной стали Р2МА, а поле распределения температур по телу валопровода установлено в соответствии с реальными эксплуатационными значениями (рис. 4).

BFETEHP (AVG)

RSYS-0

DHX =.110323

smi =100

£ИХ =£38. SES

Ш_

100 197.524 295.[47 392.571 490.095

148.762 246.235 343.339 441.333 538.856

Рис. 4. Распределение температур по длине валопровода паровой турбины класса К-200-130

(значения температур в °С) Для проверки достоверности разработанной вычислительной модели была проведена серия расчетов, направленных на определение напряжений и прогибов в конструкции, при различных условиях нагружения, и их соответствия физическим законам, экспериментальным эксплуатационным данным, а также расчетам по простейшим моделям в рамках балочной теории. Результаты расчетов представлены на рис. 5-8.

UY (AVG)

RSYS=0 I'MX -. 110323 SMM =-.11D323 SMX =.001ь47

-.110323 -.085441 -.060559 -.035677 -.010794

-.097882 -.073 -.048118 -.023235 .001647

Рис. 5. Прогибы валопровода паровой турбины класса К-200-130 под собственным весом в неподвижном состоянии (значения прогибов в мм).

.079924 .23970 5 .399487 .£39258 .71903

Рис. 6. Напряжения по Мизесу в роторе высокого давления паровой турбины класса К-200-130 под собственным весом в неподвижном состоянии (значения напряжений в кг/мм2)

SEQV (AVG)

Рис. 7. Напряжения по Мизесу в роторе среденего давления паровой турбины класса К-200-130 под собственным весом в неподвижном состоянии (значения напряжений в кг/мм2)

SEQV (AVE) DHX =.110323 SHU =.328Е-04 SMX =.71905

3Z8E-04 .153814 .319535 .479377 .633153

.079924 .£33705 .399487 .559258 .71905

Рис. 8. Напряжения по Мизесу в роторе низкого давления паровой турбины класса К-200-130 под собственным весом в неподвижном состоянии (значения напряжений в кг/мм2)

Проведенные расчеты подтвердили устойчивость вычислительной модели для выбранных параметров сетки, а также высокую достоверность получаемых результатов. Это позволяет применять построенную вычислительную модель для детального прочностного анализа валопроводов паровых турбин ТЭС как рассматриваемого класса, так и подобных им.

Summary

High-precision steam turbine shafting model was created with ANSYS software. Key words: strength, finite element method, model, shafting, steam turbine.

Литература

1. Басов К.А. Справочник пользователя ANSYS. М.: ДМК-пресс, 2005. С.

Citation

1. К. Basov. ANSYS user's manual. Moscow: DMK-press, 2005.

Поступила в редакцию 30 июня 2011 г.

Петрушенко Юрий Яковлевич - д-р физ.-мат. наук, профессор кафедры «Механика» Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ).

© Проблемы энергетики, 2011, № 7-8

Саитов Ильдар Хасянович - д-р физ.-мат. наук, профессор кафедры «Динамика и прочность машин» Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). E-mail: saitovildar@mail.ru. Тел.: 8-960-0529829.

Рябенков Н.Г. - д-р физ.-мат. наук, доцент кафедры «Механика» Казанского государственного энергетического университета.

Тучков Дмитрий Юрьевич - аспирант кафедры «Динамика и прочность машин» (ДИМ) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). E-mail: tuchkov_dmitry@mail.ru. Тел.: 8-906-1105447.

Закиев Фарид К. - руководитель отдела прочности ОАО «Авиамотор». E-mail: far@aviamotor.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.