Научная статья на тему 'Разработка встроенной в инструментальную систему технологии обучения созданию электронного курса по иностранному языку'

Разработка встроенной в инструментальную систему технологии обучения созданию электронного курса по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСТРОЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / СОЦИ АЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ / BUILT-IN LEARNING TECHNOLOGY / ENGLISH E-COURSES / SOCIAL CONSTRUCTIVISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Наталья Валерьевна

В статье предложена модель подготовки будущих учителей иностранных языков по электронных кур сов в инструментальной системе на основе теории социального конструктивизма. Модель состоит из моду лей ( проектирование, разработка контента, методическое сопровождение и экспертное оценивание элек тронного курса ), этапов познавательной деятельности ( мотивация, конструирование знаний, рефлексия ) и ее результатов ( специальные ИКТ компетенции, конструктивное мышление и навыки метапознания )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF TEACHING FUTURE TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES MAKING E- COURSES IN TOOL SYSTEM WITH BUILT-IN LEARNING TECHNOLOGY

In the article, we presented the model of training future teachers and the ways to create e-courses in tool system on the basis of the theory of social constructivism. The model consists of modules (making a project, developing content, methodical follow-through and expert evaluation), stages of cognitive activities (motivation, knowledge construction and reflection) and its results (ICT-competencies, constructive thinking and metacognitive skills)

Текст научной работы на тему «Разработка встроенной в инструментальную систему технологии обучения созданию электронного курса по иностранному языку»

УДК 37.018.43:4© Н. В. Петрова

Н.В. Петрова

РАЗРАБОТКА ВСТРОЕННОЙ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье предложена модель подготовки будущих учителей иностранных языков по электронных курсов в инструментальной системе на основе теории социального конструктивизма. Модель состоит из модулей (проектирование, разработка контента, методическое сопровождение и экспертное оценивание электронного курса), этапов познавательной деятельности (мотивация, конструирование знаний, рефлексия) и ее результатов (специальные ИКТ-компетенции, конструктивное мышление и навыки метапознания).

Ключевые слова:встроенная технология обучения, электронные курсы по иностранному языку, социальный конструктивизм

Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в 21 веке. Ход информатизации в нашей стране определяется государственной программой «Информационное общество» и стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, выделяющими ведущую роль информатизации образования, одним из направлений которой является повышение качества, востребованности образования за счет внедрения электронного обучения и сетевой формы реализации образовательных программ. В соответствии с программой развития электронного образования на 2014-2020 годы особую значимость приобретает необходимость самостоятельной разработки электронных курсов педагогами. Электронный курс -это дидактическая компьютерная среда, содержащая систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний (дисциплине), объединенная единой программной оболочкой.

Однако, в настоящее время, несмотря на общее ускорение процесса внедрения электронного обучения, многие учителя гуманитарного профиля, в том числе учителя иностранного языка, отмечают недостаточность вузовской подготовки для самостоятельного создания электронных курсов. В связи с этим можно констатировать актуальность разработки средств ИКТ, используемых в такой подготовке и ориентированных на самостоятельную работу будущего учителя иностранного языка по созданию электронных курсов.

Существуют три основных подхода к разработке учебных средств ИКТ [2]: использование универсальных прикладных программных средств, написание программ с помощью языков программирования, использование специализированных инструментальных систем для создания педагогических компьютерных приложений.

Первый подход имеет преимущество в предоставлении богатого набора функций, но требует больших затрат времени на освоение пакетов. Второй подход предполагает наличие у педагога навыков программирования. Третий подход позволяет педагогам создавать педагогические приложения, не прибе-

гая к прямому программированию. Наиболее оптимальным нам представляется третий подход - использование педагогом инструментальных систем для создания электронных курсов по своему предмету.

Инструментальные системы предназначены для конструирования программных средств (систем) учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений, сервисных «надстроек» программы.

Одним из видов инструментальных программных средств [2] являются инструментальные системы со встроенными элементами технологии обучения, включающие как предметную среду, так и элементы педагогической технологии для ее изучения;

Технология обучения представляет собой совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, способы воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Структурными составляющими технологии обучения являются: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса и результат деятельности.

Встроенная технология обучения[2] представляет собой совокупность компонентов системы средств обучения, встроенных в программное средство.

На данный момент в образовании существуют две философско-психологические концепции, которые наиболее часто и эффективно используются в контексте применения различных встроенных технологий обучения: бихевиористская и конструктивная.

Анализ литературы по бихевиористской концепции обучения (Б. Скиннер, Э. Толмен, Д. Уотсон, К. Халл) позволил выделить несколько ее недостатков: программы скучны и малоинтересны, обучение ограничено техническими возможностями, фиксация и разбиение учебного материала на учебные единицы возможно не для всех видов обучающих материалов, индивидуализация в обучении не достигает необходимо эффекта.

Такими образом, наибольший интерес представляет концепция конструктивизма. Ключевыми элементами которой [3, 4] являются активность и самостоятельность обучаемого. У студента возникают новые знания на основе ранее сформированного опыта, а совместная работа с другими обучаемыми и многократное переосмысление усвоенного приводит к развитию мышления и навыков метапознания. Работы, посвященные вопросам по использованию теории социального конструктивизма в учебном процессе, исследовались такими учеными, как Ф.М. Бабаали, Е.С. Полат, И.Н. Розина, В.А. Фандей, В.А. Чошанов и др.

Однако, несмотря на значимость проведенных научных исследований, разработка встроенной в инструментальную систему технологии обучения созданию электронных курсов по иностранному языку на основе социального конструктивизма не проводилась.

Для разработки встроенной технологии обучения необходимо построить ее модель.

Модель обучения рассматривается многими исследователями (В.П. Беспалько, В.М. Монахов, М.В. Кларин, Б.Е. Стариченко и др.) как схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса, основу которых составляет преобладающая деятельность обучающихся, которую организует, выстраивает педагог. Модель встроенной технологии обучения («Рис. 1») включает модули обучения, этапы осуществления познавательной деятельности и результаты обучения. Рассмотрим каждый из элементов модели более подробно.

Модули обучения

В соответствии с технологией создания электронных курсов[1], мы выделили этапы создания курсов: проектирование, разработка контента, осуществление методического сопровождения и экспертного оценивания качества электронных курсов, которые и стали модулями обучения.

Обучение проектированию электронного курса по иностранному языкузаключается в разработке модели электронного курса на основе выбранного подхода и тематического плана с указанием времени, форм работы и системы оценивания.

В ходе обучения разработке контента кур-састуденты приобретают навыки отбора инструментов для создания ЭОР по всем языковым аспектам и видам иноязычной речевой деятельности и на их основе разрабатывают содержимое курса.

В процессе обучения методическому сопровождению курсастуденты учатся разрабатывать методические рекомендации по освоению курса и знакомятся с особенностями обратной связи в электронном обучении.

Обучение экспертному оцениванию электронного курсапредставляет собой разработку критериев оценивания и подготовку заключения о качестве курса.

Этапы познавательной деятельности в условиях социального взаимодействия

Согласно сущности и принципам теории социального конструктивизма познавательная деятельность состоит из трех этапов: мотивация, конструирование знаний и рефлексия. Обязательным условием осуществления познавательной деятельности является социальное взаимодействие, которое оказывает влияние на все этапы познавательной деятельности.

Мотивация

Мотивация - этовнутреннее состояние обучаемого, которое направляет и поддерживает учебную деятельность.

Изучив зарубежную литературу по мотивации в социальном конструктивизме[5], мы выделили-социальные и познавательные мотивы. Социальные мотивы представлены широкими мотивами- долги ответственность, понимание социальной значимости учения и узкими мотивами- стремлениезанять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, мотивы социального сотрудничества - ориентацияна разные способы взаимодействия с другим человеком. Таким образом, социальная мотивация в ходе создания электронного курса заключается в осознании значимости электронного обучения, понимании, что электронные курсы будут оцениваться другими студентами, необходимости получения их одобрения, возможности выступить в новой роли - эксперта.

Познавательная мотивация - внутренняяи самодостаточная направленность человека на познание нового, и получения удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий. На основе анализа, мы выделили широкие познавательные мотивы - ориентацияна овладение новыми знаниями, явлениями; учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний путем целеполага-ния, осознания цели познания, способов ее достижения и ответственности за собственное обучение; мотивы самообразования - ориентацияна совершенствование в будущей профессиональной деятельности.

Познавательные мотивы заключаются в возможности получения новых знаний, умений и навыков по созданию электронных курсов - научиться их проектировать, овладеть новыми инструментами по созданию ЭОР по иностранному языку, осуществлять методическое сопровождение и экспертное оценивание; возможности выбора содержания курса и самостоятельной разработки, что приводит к необходимости самостоятельно ставить цели, планировать свою деятельность, выбирать средства ее достижения и брать на себя ответственность за обучение; готовность приобретать новые знания и умения, позволяющие повысить качество обучения иностранным языкам за счет использования возможностей ИКТ.

Конструирование знаний

Социальный конструктивизм рассматривает учение как активный познавательный процесс, в котором обучаемые создают новые знания, идеи и взгляды, основанные на изучаемых или ранее приобретенных фактах, понятиях. Студенты отбирают и преобразуют информацию, выдвигают гипотезы, принимают решения, опираясь на собственные размышления, собственное видение проблемы. Новая инфор-мацияпредлагается обучаемым в общих чертах, без детализации. Студенты в процессе активного диалога пытаются уяснить детали, неясности. Диалог строится на проблемной основе, связанной с реальными ситуациями. Каждый обучаемый имеет возможность высказать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением участников полилога, педагога или автором идеи.

Согласно вышеизложенному, процесс конструирования знаний в ходе обучения созданию электронных курсов будет осуществляться студентами в процессе заполнения форм и работы с инструментами по созданию курса (студентами уточняется предлагаемая общая модуль курса, самостоятельно

осваиваются инструменты, предлагаемые экспертной системой для создания ЭОР по иностранному языку, заполняются формы по созданию методических рекомендаций и критериев оценивания курса), студенты в ходе дискуссии и активной познавательной деятельности выдвигают гипотезы и опровергают или подтверждают их.

Рефлексия

Рефлексия в обучении - мыследеятельност-ный и чувственно-переживаемый процесс осознания обучаемым своей деятельности. Познавательная деятельность требует времени, студентам приходится возвращаться к одним и тем же идеям, по-иному их рассматривать.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы сделали вывод о том, что в социальном конструктивизме с помощью рефлексии осуществляется осмысление как минимум трех сторон деятельности обучаемых: практической (что сделано? что является результатом?); технологической (каким способом?) и мировоззренческой (зачем я это делаю? соответствует ли полученный результат поставленным целям? какие изменения со мной происходят или могут произойти? и т. д.).

Обучение проектированию

Ж

Обучение ра-тработке

Обучение методическому сопровождению ЭЕ

Обучении одаиКеашиз

мер ЭК

Этапы познавательной деятельности в условия* социального взаимодействия

МОТПТ.ЦЦКЯ,

осознание

цели лозная из

Кыктруиро вание тканий

РефЧЕЕСИЯ

Рис 1. Модель встроенной технологии обучения

Р езутп таты об уче ния

Сгецна.1ь»Е ИКТ-коипеющин

СК-1: Способность проектировать ЭКпоиняз. СК-2: Владение инструментамиразработки контента ЭКпоин.яз.

СК-3: Способность подготовить методические рекомендации для учащихся ЭК по ин яз.,

СК-4: Способность осуществлять экспертизе оценивал» ЭК по йн.яз.

Нахвжн ЛЕтапошання:

* осмысления и целепопагания деятельности по проектированию, разработке контента, методическому сопровождению и экспертному оцениванию электронных курсов;

* планирования своей деятельности по проектированию, разработке контента, методическому сопровождению и экспертному оцениванию электронных курсов;

* мониторинга успешности достижения поставленных целей по разработке электронного курса, качества разрабатываемого курса.

Коне тр ^лшн« шжфше :

способности выдвигать гипотезы, находить несколько вариантов решения проблемных задач по проектированию, разработке контента, лге то дичее колу сопровождению и экспертному оцениванию электронного курса и выбирать из них наиболее оптимальный, оценивать эффективность выполненной работы

Так, в ходе создания электронных курсов студенты определяют соответствие полученного результата (модели, тематического плана, разработанных ЭОР, методических рекомендаций и критериев оценивания) поставленным целям, эффективность способов деятельности (выбранных инструментов, подходов, методов обучения и разработки ЭОР, методических рекомендаций и критериев оценивания), смысл осуществляемой деятельности (создание электронных курсов по иностранному языку) и происходящие личностные и профессиональные изменения (развитие специальных ИКТ-компетенций, навыков конструктивного мышления и метапознания).

Результаты обучения

Результатами обучения будут развитие специальных ИКТ-компетенций, конструктивного мышления и навыков метапознания.

Выделим четыре специальных ИКТ-компетен-

ции:

СК-1: Способность проектировать электронный курс обучения иностранным языкам.

СК-2: Владение инструментами разработки контента электронного курса английского языка.

СК-3: Способность подготовить методические рекомендации для учащихся электронного курса по английскому языку.

СК-4: Способность осуществлять экспертное оценивание разработанных электронных курсов по английскому языку.

Результатами метапознания будут навыки:

• осмысления и целеполагания деятельности по проектированию, разработке контента, методическому сопровождению и экспертному оцениванию электронных курсов;

• планирования своей деятельности по проектированию, разработке контента, методическому сопровождению и экспертному оцениванию электронных курсов;

• мониторинга успешности достижения поставленных целей по разработке электронного курса, качества разрабатываемого курса.

Результатами в области конструктивного мышления будут способности выдвигать гипотезы, находить несколько вариантов решения проблемных задач по проектированию, разработке контента, методическому сопровождению и экспертному оцениванию электронного курса и выбирать из них наиболее оптимальный, оценивать эффективность выполненной работы.

Таким образом, модель встроенной в инструментальную систему технологии обучения созданию электронных курсов по иностранному языку состоит из содержания обучения, представленного четырьмя модулями, познавательной деятельности обучаемого представленной в виде последовательности таких этапов как мотивация, конструирование знаний и рефлексия и приводящая к следующим результатам: развитие специальных ИКТ-компетенций, конструктивного мышления и навыков метапознания.

Библиографический список

1. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем: учебное пособие [Текст] / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М.: Инф.-изд. дом «Филинъ», 2003. - 616 с.

2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие [Текст] / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008.312 с.

3. Полат, Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 5. - С. 6-11.

4. Чошанов М. А. E-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] / М.А. Чошанов// Образовательные технологии и общество. - 2013. - №3. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/e-didaktika-novyy-vzglyad-na-teoriyu-obucheniya-v-epohu-tsifrovyh-tehnologiy (дата обращения: 25.02.2016).

5. Palmer, D. A motivational view of constructivist-informed teaching [Text] / D.A. Palmer //International journal of science education Vol.27, No. 15, 16 December, pp. 1853-1881.

References

1.Bashmakov A.I.,Razrabotka komputernykh uchebnikov i obuchauschikh system [Development computer-based books and teaching systems]. Ed. by A.I. Bashmakov. Moscow, Filin, 2003. 616 p.

2. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologie v obrazovanii [Information and communication technology in education]. Ed. by I.V. Robert, A.A. Kuznetsov, A. Yu. Kravtsova; Ed. I.V. Robert. - Moscow, 2008. 312 p.

3. Polat E. S.Nekotorye kontseptualnye polozheniya organizatsii distantsionnogo obucheniya inostrannomy yazyku na baze komputernykh telekommunikatsy[Some conceptual theses of organizing English language distance learning on the base of computer telecommunication] / E.S. Polat // Foreign languages at school, 1998. No. 5, pp. 6-11.

4. Choshanov M.A. E-didaktika: novy vzglyad na teoriyu obucheniya v epokhu tsigrovykh technology [E-didactics: new view on the theory of teaching in the era of digit technologies] / M.A. Choshanov // Educational technologies and society. 2013. No. 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/e-didaktika-novyy-vzglyad-na-teoriyu-obucheniya-v-epohu-tsifrovyh-tehnologiy (accessed 25 February 2016).

5. Palmer D. A motivational view of constructivist-informed teaching // International journal of science education. Vol.27, No. 15, 16 December, pp. 1853-1881.

THE MODEL OF TEACHING FUTURE TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES MAKING E-COURSES IN TOOL SYSTEM WITH BUILT-IN LEARNING TECHNOLOGY

Natalia V. Petrova,

senior lecturer, Omsk State Pedagogical University

Abstract. In the article, we presented the model of training future teachers and the ways to create e-courses in tool system on the basis of the theory of social constructivism. The model consists of modules (making a project, developing content, methodical follow-through and expert evaluation), stages of cognitive activities (motivation, knowledge construction and reflection) and its results (ICT-competencies, constructive thinking and metacognitive skills).

Key words: built-in learning technology, English e-courses, social constructivism

Сведения об авторе:

Петрова Наталья Валерьевна - старший преподаватель кафедры информационных и коммуникационных технологий в образовании Омского государственного педагогического университета (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: wiki.admi @gmail.com.

Статья поступила в редакцию 01.09.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.