УДК 338.48:94.470
РАЗРАБОТКА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РЕБРЕНДИНГА
СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ С УЧЕТОМ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА
СЕВАСТОПОЛЬ
Титова Дарья Игоревна,
Тогузов Таймураз Маратович, Гусихина Софья Романовна
Студенты четвертого курса бакалавриата Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация
wichiadd@gmail. com, tamuliktoguzov@gmail. com, [email protected] Научный руководитель: Коновалова Елена Евгениевна
К.экон.наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация eekmgus@mail. т
Аннотация: данная статья рассматривает некоторые проблемы, а также потенциал развития отдельных регионов России в сфере туризма и гостеприимства. Значимость истории России и отдельных регионов и способы слияния двух разных аспектов для решения нескольких задач одновременно. В данной статье поднимаются вопросы о неконкурентоспособной среде в сфере гостиничных услуг в сравнении с другими регионами Российской Федерации и возможность увеличения дохода гостиниц в низкий и средний сезон. Так же предлагается план определенных мероприятий для повышения уровня турпотоков у определенных регионов. Проблематика военно-патриотического воспитания и возможные пути решения данных проблем.
Ключевые слова: гостиничный комплекс, туризм, Республика Крым, город, Севастополь, концепция, ребрендинг, военно-патриотическое воспитание
Республика Крым до сих пор остается не исследованной территорией в области туризма и гостеприимства. Не смотря на то что, количество туристов увеличивается и турпоток растет с каждым годом, неизменным остается ряд проблем, которые требуют решения. Одна из самых острых проблем — это сезонность работы гостиничных и туристских предприятий. Эта проблема касается не только Республики Крым, но и других регионов России. Следующая проблема, которая нуждается в оказании ей должного внимания - это военно-патриотическое воспитание в подрастающем поколении, укрепление морально-нравственных ценностей у молодёжи и напоминание гражданам всех возрастов о важности событий прошлого. Так как Республика Крым и город федерального значения Севастополь занимают лидирующие позиции среди других регионов России по числу туристов, а также по совместительству являются территорией на которой происходили одни из ключевых событий Второй мировой и Великой Отечественной войны, лучше всего подходит для реализации данной темы.
Россия - это многогранная и многонациональная страна, которая объединяет в себе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь); 1 автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа. Последней в состав Российской Федерации вошла автономная республика Крым и город федерального значения Севастополь. Так как все остальные регионы России развивались более-менее равномерно, в настоящее время необходимо направить всевозможные ресурсы на развитие Крыма. Отвечая на вопрос о перспективах развития и важности туристской отрасли, можно ссылаться на «Распоряжение Правительства России от 31 мая 2014 г. №941-р»29[1], в котором говорится о том, что турим является не только источником финансовых доходов, но и средством повышения занятости, основой для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощным инструментом просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества. Сочетание культурно-исторических и природно-климатических особенностей позволяет данному региону стать одним из самых популярных туристических кластеров России среди туристов. Андрей Козенко, депутат Госдумы РФ, говорит о том, что в ближайшее время республика Крым станет лидером среди других регионов России по развитию данной отрасли30 [2].
"Крым является одним из главных центров развития туризма в России. Уверен, в ближайшие годы полуостров не только укрепит свои позиции, но и выйдет в лидеры благодаря активному развитию этой сферы" - говорит Андрей.
Несмотря на то, что Правительство РФ взяло курс на развитие туристской отрасли и популяризацию некоторых регионов, как более востребованных и перспективных туристских территорий, таких как республика Крым, Алтай и Байкал, возникает ряд препятствий, мешающих равномерному развитию данной отрасли. Такие проблемы как: высокие внутренние цены, препятствующие путешествиям самих россиян внутри страны. По большей части это связанно с дороговизной транспортного обслуживания. Другой проблемой является недостаточно комфортная туристская информационная среда, это касается знаков туристской навигации, нехватка и разрозненность информационных ресурсов о туристских программах регионов России, неудобного графика работы многих объектов туристского показа (наличие санитарных дней, короткий рабочий день,
29 «Распоряжение Правительства России от 31 мая 2014 г. №941 -р» - Стратегия
развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164146/ (дата обращения 15.12.2019)
30 Парламентская газета - Издание Федерального Собрания Российский Федерации; https://www.pnp.ru/economics/deputat-krym-stanet-liderom-sredi-regionov-po-razvitiyu-turizma.html (дата обращения: 15.12.2019)
несоответствие преобладающему ритму прибытия иностранных граждан с туристскими целями по дням недели), невозможности предварительного бронирования и покупки билетов в музеи через сеть "Интернет". Третьей наиболее часто упоминаемой проблемой на пути роста въездного туристского потока является недостаток количества доступных гостиниц и аналогичных средств размещения. По состоянию на 15 февраля 2018 года в Крыму аккредитованными организациями проведена классификация 112 средств размещения, в том числе по категориям: - «5 звёзд» 7объектов; «4 звезды» 27 объектов; «3 звезды» 45 объектов; «2 звезды» 19 объектов; «1 звезда» 2 объекта; «без звёзд» 12 объектов. На 2019 год в республике Крым насчитывает 781 объект размещения вместимостью 157,1 тыс. мест, из которых: - 151 учреждение предоставляет санаторно-курортное лечение (вместимость - 58,8 тыс. мест), - 206 учреждений предоставляют услуги оздоровительного характера (вместимость - 56,6 тыс. мест), - 424 учреждения предоставляют услуги только по временному размещению (вместимость - 41,7 тыс. мест). Министр курортов и туризма республики Крым Вадим Волченко в одном из интервью сообщил о том, что номерной фонд Крыма в ближайшие годы увеличится на 20 тысяч, за счет строительства новых гостиниц, а также реновацией уже существующих.
Но, несмотря на такое большое количество КСР, лишь единицы из них соответствуют спросу современного потребителя, вследствие чего оставшиеся несут колоссальные убытки и не выдерживая конкуренции вынуждены закрываться. Федеральным Законом Российской Федерации № 16-ФЗ от 05.02.20 1 831 [3] года вводится поэтапная обязательная классификация гостиниц: для гостиниц с номерным фондом более 50 номеров - с 01 июля 2019 года, для гостиниц с номерным фондом более 15 номеров - с 01 января 2020 года, для всех гостиниц - с 01 января 2021 года, что впоследствии приведет к сокращению средств размещения на ранке.
Статистические данные, взятые с официального сайта Ростуризма, показывают, что количество туристов, выбравших отдых на побережье и городах Крыма, ежегодно растет.
В 2017 году в коллективных средствах размещения Крыма отдохнуло 1 млн 261 тыс. организованных туристов. Средняя загрузка работающих средств размещения с начала года составила 37,2%, в декабре - 21,7%. Турпоток в Крым впервые за долгое время превысил 7,2 миллиона человек в период с января по ноябрь 2019 года, что на 10% больше, чем за аналогичный период 2018 года [4].
31 Федеральным Законом Российской Федерации № 16-ФЗ от 05.02.2018 - Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; http://www.consultant.m/document/cons_doc_LAW_289770/ (дата обращения 15.12.2019)
Глава Крыма Сергей Аксенов заявил о росте числа туристов, приезжающих в регион из Китая и Вьетнама, отметив, что их интересует советское историческое наследие, а также лечебно-оздоровительные возможности полуострова [5]. 32
Около 10 турфирм работают над привлечением туристов из Китайских Народных Республик. Российское туристическое направление в 2019 году вошло в пятерку лидирующих дестинаций, продаваемых российскими туроператорами, на пресс-конференции, посвящённой ситуации в туристической сфере, было подчеркнуто, что закрепилась тенденция, которая формировалась последние 4-5 лет, и Россия вошла в пятерку лидеров по продажам. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. напомнила, что до 2014-2016 годов картина на внутреннем рынке страны была абсолютно иной, доля туроператоров была крайне мала, но за последние несколько лет она увеличилась до 20%.
"Наши аналитики говорят, что эта оценка вполне корректна. Практически все крупные туроператоры предлагают внутренний турпродукт. «В основном, это массовые направления - Краснодарский край и Крым» - прокомментировала ситуацию представитель АТОР Майя Ломидзе. Благодаря усилиям туроператоров к концу года в Краснодарском крае отдохнёт около 3-3,5 миллиона туристов и 1,2-1,5 миллиона отдыхающих придётся на Крым. Запуск железнодорожной части Крымского моста может увеличить турпоток на 10%, а также снизить цены на грузоперевозки, рассказал представитель Крыма при президенте России Георгий Мурадов. Расчет идет на людей из центральной России и центрально-черноземного региона, а также Приволжья [6].
До 2014 года граждане РФ преимущественно отдыхали в Краснодарском крае, так как альтернативы пляжного туризма на территории России не было, а доходы жителей не всегда позволяли отдых заграницей. После того как Крым вошёл в состав Российской Федерации российские туристы незамедлительно стали осваивать новые территории. Так как новый туристический кластер только набирал обороты ценовая политика очень радовала российских туристов, а Краснодарский край утратил позиции лидера по числу туристов. Проанализировав ценовую политику Краснодарского края и Республики Крым, можно сделать вывод, что в настоящее время оба кластера не уступают друг другу, но предпочтение сейчас отдаётся тем, кто в состоянии удовлетворить потребности туристов.
Индустрия гостеприимства — это важнейшая составляющая туристской отрасли и без должного подхода и работы данного сегмента, развитие всей туристкой отрасли невозможно. Гостиничная индустрия требует постоянных модернизаций, так как с
32 РИА новости - туризм; https://ria.ru/20191216/1562458549.html ( дата обращения 15.12.2019)
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 13. 2019 / №2
каждым разом все сложнее и сложнее остановить внимание потенциального потребителя на том или ином средстве размещения. Отельеры делают большой упор на дизайн -концепцию своих отелей, пользуясь европейских аналогов, тем самым стараются удивить туристов, в то время, как Россия не нуждается в заимствовании, так как она имеет весь необходимый потенциал для развития уникальных и оригинальных концепций для гостиничной индустрии и туризма в целом. Также главы комитета по туризму Крыма делают упор на привлечение иностранного туриста, не беря в расчет граждан своей страны. Они намеренны пригласить туристов из западных стран провести свои новогодние праздники в Крыму. Уже идёт процесс подготовки различных мероприятий и развлекательных программ. "Отдыхающих ждет множество необычных и увлекательных туристских маршрутов, и специально подготовленных экскурсионных программ", -подчеркнул Глава комитета крымского парламента по туризму, курортам и спорту Алексей Черняк [7]. По его словам, в новогодние праздники Крым посетят более 250 тысяч отдыхающих. Прежде чем выходить на мировой рынок, необходимо наладить и стабилизировать турпотоки внутри страны, так как преимущественное большинство туристов Российской Федерации уверены в том, что их страна не является туристский привлекательной, а отсутствие каких-либо нововведений, направленных на удовлетворение российского туриста подкрепляет эту веру.
Республика Крым и город Севастополь уникальны не только своей природой и расположением, но и неповторимой историей и событиями, сыгравшими ключевое значение в истории России и всего мира. На протяжении многих лет РФ умело сочетает в себе технологические и технические прогрессы, идет в ногу со временем и в тоже время сохраняет традиции и обычаи, связанные с военными действиями, проходившими на территории России.
Военно-патриотическое воспитание, как уже устоявшийся термин, почти во всех источниках трактуется следующим образом - Военно-патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству [8]. Может сложиться впечатление, что с каждым новым подрастающим поколением, чувство патриотизма и любви в целом к своей родине, постепенно забывается. Если в 21 -ом веке складывается тенденция равнодушного отношения к своей стране и ее истории, стоит проанализировать данную проблему и найти пути ее решения.
Массовый поток информации через всевозможные средства её передачи в наше время перестали нести в себе смысловую нагрузку и полезную информацию. Взгляды
современной молодежи за годы успели поменяться и окрепнуть. С каждым разом остается все меньше и меньше способов воздействия на них. На сегодняшний день можно смело выделить один из них — это туристическая индустрия и ее отдельная составляющая -гостиничный сегмент. Так как вне зависимости от возраста, жизненного опыта или воспитания, все люди отдыхают и совершают путешествия, а в путешествиях все туристы волей-неволей останавливаются в удобных для них средствах размещения. Предлагаемая программа ребрендинга может являться тем самым способом, с помощью которого, туриндустрии сможет взрастить у молодежи как минимум симпатию и уважение к истории нашей страны, а именно к событиям Великой Отечественной Войны.
Одним из событий XX века, перевернувших историю многих стран и республик, стала Вторая Мировая Война, которая началась на территории Советского Союза с Крымского полуострова. На рассвете 22 июня 1941 года фашистские самолеты подвергли бомбардировке многие советские города, в т. ч. и главную базу Черноморского флота — Севастополь. Партийные и советские организации направили свои усилия на перестройку всей работы на военный лад. Заводы и фабрики Севастополя, Симферополя, Керчи, Феодосии и других городов переключились на выпуск минометов, гранат, авиабомб, ремонт боевой техники и кораблей. А важнейшее стратегическое значение сыграла оборона Севастополя и Керченско-Феодосийская десантная операция.
Таким образом, можно смело заявить, что такие города, как Севастополь, Керчь и Феодосия сыграли огромное значение в самой страшной войне XX века. Именно поэтому стоит уделить огромное внимание этим городам, так как они имеют хороший потенциал для поддержания и развития патриотического воспитания в нашей стране у молодого поколения.
Туристы, интересующиеся военно-патриотической тематикой, как и сами жители республики Крым и города Севастополь выделили несколько самых важных и запоминающихся, по их мнению, памятников Великой Отечественной Войны.
Изучая гостиничный сегмент республики Крым и города военного значения Севастополь, возникла проблема выбора подходящих средств размещения. В данном регионе существует чрезмерное количество гостиниц и отелей, некоторые из них являются очень успешными в своем деле, но преимущественное большинство находится на грани банкротства. Критериями для выбора подходящих отелей было: хорошее расположение, степень важности городов в которых проходили военные действия Великой Отечественной войны. А также не способность гостиниц отстаивать свои позиции и своё право на нахождение на рынке гостиничной индустрии. Разработав концепцию ребрендинга для этих средств размещения с уклоном в военно-
патриотическую тематику, данные отели послужат ярким примером того, как можно совместить в себе такие цели как увеличение загрузки номерного фонда и развитие у молодежи чувства патриотизма, а также положить начало созданию нового тренда в гостиничной индустрии.
Выбранные отели: «Фордевинд», «Меридиан» и «Феодосия» расположены таким образом, что от них можно за считанные минуты добраться до памятников Великой Отечественной Войны. Помимо этого, вблизи отелей находятся различные исторические памятники, а также все то необходимое, что может понадобиться гостю, от сувенирных магазинов до ресторанов и кафе. Но несмотря на хорошее месторасположение все эти гостиницы имеют одну общую характерную черту - недовольных гостей. Низкий уровень сервиса, халатное отношение персонала, неотреставрированное помещение - все эти данные неоднократно приводят к негативным отзывам, которые не меняются с годами. Именно поэтому необходимо провести ребрендинг средств размещения, который повысит не только качество сервиса, но и заинтересованность будущих гостей в изучении истории своей страны.
Данный проект планирует предложить новую дизайн- концепцию для выбранных гостиниц, посвященный 75-ю со дня окончания Великой Отечественно Войны, с учетом территориальных особенностей регионов. Будет разработан «календарь мероприятий» на год, связанный с главными военными событиями в данных районах. На основе этого календаря будут проведены различные event- мероприятия и интерактивные программы, направленные на ознакомление и закрепление знаний о событиях в период 1941- 1945 гг. Будут заключены договора с ведущими туроператорами России и стран СНГ, предоставляющие туры в республику Крым и город Севастополь. С данными туроператорами будут разработаны туристские маршруты и программы, которые дадут возможность остановиться в отеле, выбранными для ребрендинга, с лояльными предложениями и скидками для индивидуальных туристов и туристских групп.
Программа рассчитана на аудиторию в возрасте от 11-18 лет (ученики средней школы), 18-23 (студенты высших учебных заведений), кадеты военных училищ, участники госпрограмм, участники военно- патриотических кружков, пенсионеры и герои Великой Отечественной Войны и т.д.
После внедрения программы ребрендинга в данные средства размещения планируются следующие результаты: повышение уровня интереса у молодого поколения к событиям Великой Отечественной Войны, улучшение качества предоставляемых услуг в средствах размещение, увеличение турпотоков в республику Крым и город Севастополь с целью ознакомления с культурно- историческими особенностями выбранного региона.
Литература
1. Распоряжение Правительства России от 31 мая 2014 г. №941 -р» - Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164146/ (дата обращения 15.12.2019)
2. Парламентская газета - Издание Федерального Собрания Российский Федерации; https://www.pnp.ru/economics/deputat-krym-stanet-liderom-sredi-regionov-po-razvitiyu-turizma.html (дата обращения: 15.12.2019)
3. Федеральным Законом Российской Федерации № 16-ФЗ от 05.02.2018 - Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
4. Министерство курортов и туризма Республики Крым; https://mtur.rk.gov.ru/uploads/mtur/attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/p hp2nqSFx_1.pdf (дата обращения 15.12.2019)
5. РИА новости - туризм; https://ria.ru/20191216/1562458549.html ( дата обращения 15.12.2019)
6. Ассоциация туроператоров; https://www.atorus.ru/ator/press/article/4754.html (дата обращения 15.12.2019)
7. РИА новости; https://ria.ru/20191212/1562297170.html (дата обращения 15.12.2019)
8. Тимофеев А. В. Проблемы военно-патриотического воспитания молодежи в отечественных педагогических исследованиях // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. Том 3. Вып. 3. С. 16-22.
9. Коновалова Е.Е., Косарева Н.В. Развитие молодежного туризма в России // Сервис в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 196-208.
10. Коновалова Е.Е. Дифференциация экскурсионного продукта в рамках внутреннего туризма//Сервис в России и за рубежом. 2016. Т.10. №3(64). С. 220-229.