Научная статья на тему 'Разработка урока экологии по учебнику «Экология Астраханской области» часть 1. Птицы'

Разработка урока экологии по учебнику «Экология Астраханской области» часть 1. Птицы Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
519
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПТИЦЫ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / LOCAL HISTORY / BIRDS

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Макарычева Наталья Вячеславовна

В публикации приводится разработка урока к учебнику «Экология Астраханской области»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LESSON DEVELOPMENT ENVIRONMENT FOR THE TEXTBOOK "ECOLOGY OF THE ASTRAKHAN REGION" PART 1. BIRDS

The publication is the development of a lesson to the textbook "Ecology of the Astrakhan region"

Текст научной работы на тему «Разработка урока экологии по учебнику «Экология Астраханской области» часть 1. Птицы»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1 (19) 2012. с. 97-99.

УДК 37

РАЗРАБОТКА УРОКА ЭКОЛОГИИ ПО УЧЕБНИКУ «ЭКОЛОГИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ» Часть 1. Птицы Наталья Вячеславовна Макарычева МОУ «Лицей № 2», г.Астрахань

liceum02@ gmail .com

Ключевые слова: экологическое образование, краеведение, птицы

В публикации приводится разработка урока к учебнику «Экология Астраханской области»

LESSON DEVELOPMENT ENVIRONMENT FOR THE TEXTBOOK "ECOLOGY OF THE

ASTRAKHAN REGION"

PART 1. BIRDS Natalia V. Makarycheva MOU "Lyceum № 2", Astrakhan

Keywords: environmental education, local history, birds

The publication is the development of a lesson to the textbook "Ecology of the Astrakhan region"

Пояснительная записка

Данная разработка урока составлена к учебнику «Экология Астраханской области» [10].

Материалы данного урока могут быть использованы и на других уроках и мероприятиях с элементами краеведения.

Кроме того, к разработке урока подготовлен дидактический материал, который так же может быть использован не только на уроках, но и как материал для проведения конкурсов, викторин и т.д.

Тема. Птицы Астраханской области

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием птиц Астраханской области, и показать их значение в естественных экосистемах Астраханской области и в экосистемах, созданных человеком.

Оборудование: открытки с изображением данных птиц Астраханской области, литература «Астраханский заповедник», «Дельта» и др.

Ход урока

LИзучение нового материала

Птицы наиболее изученный класс позвоночных в наших краях благодаря орнитологам - сотрудникам Астраханского заповедника.

Изучать их трудно, т.к. в разное время года встречаются различные виды птиц. Но изучать их необходимо, т.к. некоторые виды играют важную роль в экосистемах Нижнего Поволжья.

В Астраханской области известно 250 видов птиц.

Птицы здесь разные.

1.Постоянно обитающие (оседлые)

2.Прилетают, чтобы вывести птенцов, а на зиму улетают на юг (перелетные).

3.Многие виды птиц, зимуя в теплых странах, гнездятся на севере, а в дельте Волги появляются 2 раза в год - весной и осенью, на пролете (пролетные).

4.Есть птицы, которым нужно линять, они теряют маховые перья на крыльях и на какое-то время не летают. Безопасное место для них - авандельта Волги. Это (линяющие).

К ним относятся:

Водоплавающие (демонстрация таблиц, рисунков, открыток):

- Серый гусь. Он питается растительностью: ежеголовник, орехи, корневища лотоса.

- Лебедь-шипун. Гнездится в дельте Волги. Осенью прилетает в дельту птицы из других регионов. Его можно отличить по красному надклювью, черному наросту на клюве, он не издает громких криков, при полете слышен свист крыльев.

- Лебедь-кликун. Имеет желтое надклювье, и прямой без наростов клюв. При полете и на воде издает трубный крик. Гнездятся они на севере страны, а на линьку прилетают в дельту Волги. Питаются корневищами и орехами лотоса и другой растительностью.

- Малый тундровый лебедь. В дельте Волги встречается только на пролете. Этот вид занесен в Красную книгу РФ.

Кроме этих видов птиц здесь гнездятся другие водоплавающие: лысухи, кряквы, чирки, нырковые утки, красноголовый нырок, хохлатая чернеть и др.

Вопрос к классу: Как отразится повышение уровня Каспия на воспроизводстве водоплавающих птиц? (уменьшатся места гнездования). Поэтому птицы в период гнездования перемещаются в другие районы. В последние годы Ильменно-Бугровой заказник принимает на время гнездования большое количество птиц.

Много в Астраханской области и колониальных птиц. Несмотря на то, что эти птицы гнездятся в большом количестве, они не конкурируют за пищу т.к. каждый вид занимает свою экологическую нишу. Какие же птицы здесь обитают?

В первую очередь это большой баклан. Раньше считалось, что он вредит рыбному хозяйству. Поэтому их отстреливали прямо на гнездах и их гниющие останки загрязняли водоемы. В 30-40-е годы в нашей стране животные были разделены на вредных и полезных, и поэтому «вредных животных» уничтожали различными способами.

Вопрос к классу: Как повлияло уничтожение бакланов на состояние экосистем?

Любой вид растений или животных занимает свое определенное место в естественных экосистемах. Бакланы питаются рыбой и возвращают в водоемы минеральные и органические вещества, необходимые для жизни водных организмов, которыми в свою очередь питаются рыбой.

Вопрос к классу: Что произойдет, если бакланы поселятся в экосистемах, созданных человеком?

Это нежелательно, но в таких случаях их используют для любительской охоты, но, не превышая нормы их добычи.

В дельте Волги есть малый баклан. Его добыча запрещена: т.к. этот вид занесен в Красную книгу.

К колониальным птицам относятся многие виды цапель: большая и малая белые цапли; серая и рыжая цапли; кваква и другие.

Они питаются рыбой, личинками насекомых, водными беспозвоночными, лягушками, моллюсками. Обитают здесь и редкие в нашей стране колпицы и каравайки. У них очень необычная форма клюва. У колпицы клюв длинный и плоский, узкий в основании с расширенным кончиком. Оперение белое. У каравайки клюв тонкий, длинный, загнутый на конце. Они имеют темно-коричневое оперение.

Встречаются в дельте и пеликаны. Кудрявый и розовый пеликаны занесены в Красную книгу РФ. Огромное значение в природных экосистемах имеют хищные птицы. Раньше они безжалостно истреблялись, т.к. считалось, что они наносят урон народному хозяйству. Теперь многие из них занесены не только в Красную книгу нашей страны, но и в международную Красную книгу.

Вопрос к классу: Какое значение имеют хищные птицы в экосистемах?

Они способствуют поддержанию здоровья в популяциях своих жертв, т.к. они в первую очередь отлавливают больных и нежизнеспособных животных.

Теперь многие орнитологи из других стран приезжают в нашу область, чтобы полюбоваться на орлана-белохвоста, численность которого составляет в Астраханской области около 200 пар.

В нашей области есть и другие виды хищных птиц: сокол-сапсан, балабан, степной орел, ястреб-тетеревятник, кобчик, лунь, пустельга.

Но самым многочисленным на территории Астраханской области является отряд воробьинообразных птиц. К ним относятся: полевой и домовой воробьи; серая ворона; грач; синица; ласточки; дрозд; дроздовидная камышевка; ремез и другие виды.

Многие из них избегают соседства с человеческим жильем, и поэтому их нелегко увидеть. Но есть виды птиц, которые приспособились жить рядом с человеком. Их называют виды-синантропы.

Вопрос к классу: Назовите известные вам виды птиц-синантропов.

Это вороны, голуби, скворцы, воробьи.

Какую пользу или вред они приносят человеку?

Вороны питаются на свалках и мусорных контейнерах и стали приносить много неприятностей человеку. Питаясь не только пищевыми отходами, они стали уничтожать кладки и птенцов других видов птиц. Кроме того, они стали загрязнять территорию, мешать своими громкими криками.

Вопрос к классу: Какие меры предложили бы вы для борьбы с воронами и грачами.

Уничтожать их бесполезно, т.к. они быстро размножаются. Необходимо бороться со свалками и наводить чистоту около своих жилищ. Скворцы и голуби приносят как пользу, так и вред. Они уничтожают

вредных насекомых, но и вредят садам и огородам. Голуби загрязняют крыши домов, чердаки, балконы, подоконники. Для регулирования их численности нужны научно-обоснованные действия.

2.Закрепление

1.Работая с § 10, устно ответить на вопросы к нему.

2.Заполнить таблицу: «Птицы Астраханской области»

В одоплавающие Хищные Колониальные Воробьинообразные

3.Домашнее задание: Изучить § 10. Подготовить сообщение или презентацию по любому из видов птиц Астраханской области.

Литература

1.Бондарев Д.В. Птицы города Астрахани и окрестностей. /Под общей редакцией Ю.С.Чуйкова/ -Астрахань, 2000. - 60 с.

2.Красная книга Астраханской области/ под общ. ред. Ю.С.Чуйкова. - Астрахань: Изд-во Нижневолж. центра экологич. образования, 2004. - 356 с.

3.Русанов Г.М. Птицы дельты Волги и окружающих ее территорий. /Под общей редакцией Ю.С.Чуйкова. - Изд-во Центра экологического образования населения Астраханской области. - Астрахань, 2002.

4.Чуйков Ю.С. Животный мир западного ильменно-бугрового района. Издание 2-е. - Изд-во Нижневолжского центра экологического образования. - Астрахань, 2002. - 72 с.

5.Чуйков Ю.С., Мошонкин Н.Н. Система особо охраняемых природных территорий Астраханской области (Современное состояние и перспективы развития). Издание 2 -е. Изд-во Нижневолжского центра экологического образования - Астрахань, 2001, - 124 с.

б.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Экологический каркас Астраханской области/ под общей редакцией Ю.С.Чуйкова. - Изд-во Нижневолжского центра экологического образования, Астрахань, 2005. - 76 с.

7.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Каталог основных экологических экскурсионных объектов Астраханской области. - Изд-во Нижневолжского центра экологического образования. Астрахань. 2006. -84 с.

8.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Экология и природопользование в Астраханской области. (Учебное пособие). Том 1. - Изд-во Нижневолжского экоцентра. Астрахань, 2008, - 372 с.

9.Чуйкова Л.Ю., Чуйков Ю.С., Семчук Н.М., Игнатович И.А., Хайндсон Д. Информационно -методическое пособие по использованию постеров, посвященных проблемам сохранения биоразнообразия Каспия /под ред. Л.Ю.Чуйковой. 2009. ISBN 978-5-9901347-1-3.

10.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Экология Астраханской области (учебное пособие по экологии для 8 класса средней школы). Третье издание. Изд-во Нижневолжского экоцентра. - Астрахань, 2010. - 264 с. ISBN 978-5-99013472-0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.