АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (19) 2012. с. 97-99.
УДК 37
РАЗРАБОТКА УРОКА ЭКОЛОГИИ ПО УЧЕБНИКУ «ЭКОЛОГИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ» Часть 1. Птицы Наталья Вячеславовна Макарычева МОУ «Лицей № 2», г.Астрахань
liceum02@ gmail .com
Ключевые слова: экологическое образование, краеведение, птицы
В публикации приводится разработка урока к учебнику «Экология Астраханской области»
LESSON DEVELOPMENT ENVIRONMENT FOR THE TEXTBOOK "ECOLOGY OF THE
ASTRAKHAN REGION"
PART 1. BIRDS Natalia V. Makarycheva MOU "Lyceum № 2", Astrakhan
Keywords: environmental education, local history, birds
The publication is the development of a lesson to the textbook "Ecology of the Astrakhan region"
Пояснительная записка
Данная разработка урока составлена к учебнику «Экология Астраханской области» [10].
Материалы данного урока могут быть использованы и на других уроках и мероприятиях с элементами краеведения.
Кроме того, к разработке урока подготовлен дидактический материал, который так же может быть использован не только на уроках, но и как материал для проведения конкурсов, викторин и т.д.
Тема. Птицы Астраханской области
Цель: Познакомить учащихся с разнообразием птиц Астраханской области, и показать их значение в естественных экосистемах Астраханской области и в экосистемах, созданных человеком.
Оборудование: открытки с изображением данных птиц Астраханской области, литература «Астраханский заповедник», «Дельта» и др.
Ход урока
LИзучение нового материала
Птицы наиболее изученный класс позвоночных в наших краях благодаря орнитологам - сотрудникам Астраханского заповедника.
Изучать их трудно, т.к. в разное время года встречаются различные виды птиц. Но изучать их необходимо, т.к. некоторые виды играют важную роль в экосистемах Нижнего Поволжья.
В Астраханской области известно 250 видов птиц.
Птицы здесь разные.
1.Постоянно обитающие (оседлые)
2.Прилетают, чтобы вывести птенцов, а на зиму улетают на юг (перелетные).
3.Многие виды птиц, зимуя в теплых странах, гнездятся на севере, а в дельте Волги появляются 2 раза в год - весной и осенью, на пролете (пролетные).
4.Есть птицы, которым нужно линять, они теряют маховые перья на крыльях и на какое-то время не летают. Безопасное место для них - авандельта Волги. Это (линяющие).
К ним относятся:
Водоплавающие (демонстрация таблиц, рисунков, открыток):
- Серый гусь. Он питается растительностью: ежеголовник, орехи, корневища лотоса.
- Лебедь-шипун. Гнездится в дельте Волги. Осенью прилетает в дельту птицы из других регионов. Его можно отличить по красному надклювью, черному наросту на клюве, он не издает громких криков, при полете слышен свист крыльев.
- Лебедь-кликун. Имеет желтое надклювье, и прямой без наростов клюв. При полете и на воде издает трубный крик. Гнездятся они на севере страны, а на линьку прилетают в дельту Волги. Питаются корневищами и орехами лотоса и другой растительностью.
- Малый тундровый лебедь. В дельте Волги встречается только на пролете. Этот вид занесен в Красную книгу РФ.
Кроме этих видов птиц здесь гнездятся другие водоплавающие: лысухи, кряквы, чирки, нырковые утки, красноголовый нырок, хохлатая чернеть и др.
Вопрос к классу: Как отразится повышение уровня Каспия на воспроизводстве водоплавающих птиц? (уменьшатся места гнездования). Поэтому птицы в период гнездования перемещаются в другие районы. В последние годы Ильменно-Бугровой заказник принимает на время гнездования большое количество птиц.
Много в Астраханской области и колониальных птиц. Несмотря на то, что эти птицы гнездятся в большом количестве, они не конкурируют за пищу т.к. каждый вид занимает свою экологическую нишу. Какие же птицы здесь обитают?
В первую очередь это большой баклан. Раньше считалось, что он вредит рыбному хозяйству. Поэтому их отстреливали прямо на гнездах и их гниющие останки загрязняли водоемы. В 30-40-е годы в нашей стране животные были разделены на вредных и полезных, и поэтому «вредных животных» уничтожали различными способами.
Вопрос к классу: Как повлияло уничтожение бакланов на состояние экосистем?
Любой вид растений или животных занимает свое определенное место в естественных экосистемах. Бакланы питаются рыбой и возвращают в водоемы минеральные и органические вещества, необходимые для жизни водных организмов, которыми в свою очередь питаются рыбой.
Вопрос к классу: Что произойдет, если бакланы поселятся в экосистемах, созданных человеком?
Это нежелательно, но в таких случаях их используют для любительской охоты, но, не превышая нормы их добычи.
В дельте Волги есть малый баклан. Его добыча запрещена: т.к. этот вид занесен в Красную книгу.
К колониальным птицам относятся многие виды цапель: большая и малая белые цапли; серая и рыжая цапли; кваква и другие.
Они питаются рыбой, личинками насекомых, водными беспозвоночными, лягушками, моллюсками. Обитают здесь и редкие в нашей стране колпицы и каравайки. У них очень необычная форма клюва. У колпицы клюв длинный и плоский, узкий в основании с расширенным кончиком. Оперение белое. У каравайки клюв тонкий, длинный, загнутый на конце. Они имеют темно-коричневое оперение.
Встречаются в дельте и пеликаны. Кудрявый и розовый пеликаны занесены в Красную книгу РФ. Огромное значение в природных экосистемах имеют хищные птицы. Раньше они безжалостно истреблялись, т.к. считалось, что они наносят урон народному хозяйству. Теперь многие из них занесены не только в Красную книгу нашей страны, но и в международную Красную книгу.
Вопрос к классу: Какое значение имеют хищные птицы в экосистемах?
Они способствуют поддержанию здоровья в популяциях своих жертв, т.к. они в первую очередь отлавливают больных и нежизнеспособных животных.
Теперь многие орнитологи из других стран приезжают в нашу область, чтобы полюбоваться на орлана-белохвоста, численность которого составляет в Астраханской области около 200 пар.
В нашей области есть и другие виды хищных птиц: сокол-сапсан, балабан, степной орел, ястреб-тетеревятник, кобчик, лунь, пустельга.
Но самым многочисленным на территории Астраханской области является отряд воробьинообразных птиц. К ним относятся: полевой и домовой воробьи; серая ворона; грач; синица; ласточки; дрозд; дроздовидная камышевка; ремез и другие виды.
Многие из них избегают соседства с человеческим жильем, и поэтому их нелегко увидеть. Но есть виды птиц, которые приспособились жить рядом с человеком. Их называют виды-синантропы.
Вопрос к классу: Назовите известные вам виды птиц-синантропов.
Это вороны, голуби, скворцы, воробьи.
Какую пользу или вред они приносят человеку?
Вороны питаются на свалках и мусорных контейнерах и стали приносить много неприятностей человеку. Питаясь не только пищевыми отходами, они стали уничтожать кладки и птенцов других видов птиц. Кроме того, они стали загрязнять территорию, мешать своими громкими криками.
Вопрос к классу: Какие меры предложили бы вы для борьбы с воронами и грачами.
Уничтожать их бесполезно, т.к. они быстро размножаются. Необходимо бороться со свалками и наводить чистоту около своих жилищ. Скворцы и голуби приносят как пользу, так и вред. Они уничтожают
вредных насекомых, но и вредят садам и огородам. Голуби загрязняют крыши домов, чердаки, балконы, подоконники. Для регулирования их численности нужны научно-обоснованные действия.
2.Закрепление
1.Работая с § 10, устно ответить на вопросы к нему.
2.Заполнить таблицу: «Птицы Астраханской области»
В одоплавающие Хищные Колониальные Воробьинообразные
3.Домашнее задание: Изучить § 10. Подготовить сообщение или презентацию по любому из видов птиц Астраханской области.
Литература
1.Бондарев Д.В. Птицы города Астрахани и окрестностей. /Под общей редакцией Ю.С.Чуйкова/ -Астрахань, 2000. - 60 с.
2.Красная книга Астраханской области/ под общ. ред. Ю.С.Чуйкова. - Астрахань: Изд-во Нижневолж. центра экологич. образования, 2004. - 356 с.
3.Русанов Г.М. Птицы дельты Волги и окружающих ее территорий. /Под общей редакцией Ю.С.Чуйкова. - Изд-во Центра экологического образования населения Астраханской области. - Астрахань, 2002.
4.Чуйков Ю.С. Животный мир западного ильменно-бугрового района. Издание 2-е. - Изд-во Нижневолжского центра экологического образования. - Астрахань, 2002. - 72 с.
5.Чуйков Ю.С., Мошонкин Н.Н. Система особо охраняемых природных территорий Астраханской области (Современное состояние и перспективы развития). Издание 2 -е. Изд-во Нижневолжского центра экологического образования - Астрахань, 2001, - 124 с.
б.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Экологический каркас Астраханской области/ под общей редакцией Ю.С.Чуйкова. - Изд-во Нижневолжского центра экологического образования, Астрахань, 2005. - 76 с.
7.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Каталог основных экологических экскурсионных объектов Астраханской области. - Изд-во Нижневолжского центра экологического образования. Астрахань. 2006. -84 с.
8.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Экология и природопользование в Астраханской области. (Учебное пособие). Том 1. - Изд-во Нижневолжского экоцентра. Астрахань, 2008, - 372 с.
9.Чуйкова Л.Ю., Чуйков Ю.С., Семчук Н.М., Игнатович И.А., Хайндсон Д. Информационно -методическое пособие по использованию постеров, посвященных проблемам сохранения биоразнообразия Каспия /под ред. Л.Ю.Чуйковой. 2009. ISBN 978-5-9901347-1-3.
10.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Экология Астраханской области (учебное пособие по экологии для 8 класса средней школы). Третье издание. Изд-во Нижневолжского экоцентра. - Астрахань, 2010. - 264 с. ISBN 978-5-99013472-0.