Научная статья на тему 'Разработка управленческого решения в сфере оптимизации органов Федерального казначейства'

Разработка управленческого решения в сфере оптимизации органов Федерального казначейства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
311
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фальков К. К.

В настоящее время система органов Федерального казначейства включает в себя центральный аппарат Федерального казначейства (далее ЦАФК), 83 управления Федерального казначейства по всем субъектам Российской Федерации (далее УФК) и около 2200 отделений управлений Федерального казначейства по районам, городам и районам в городах (далее ОФК). Численность работающих в казначейской системе составляет более 56 тысяч человек. Органы казначейства взаимодействуют с органами управления субъектов Российской Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации. Огромная численность штата, количества отделов и подразделений, множество сфер взаимодействия все эти обстоятельства порождают необходимость оптимизации структуры и функций Федерального казначейства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка управленческого решения в сфере оптимизации органов Федерального казначейства»

РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ ОПТИМИЗАЦИИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

© Фальков К.К.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

В настоящее время система органов Федерального казначейства включает в себя центральный аппарат Федерального казначейства (далее - ЦАФК), 83 управления Федерального казначейства по всем субъектам Российской Федерации (далее - УФК) и около 2200 отделений управлений Федерального казначейства по районам, городам и районам в городах (далее - ОФК). Численность работающих в казначейской системе составляет более 56 тысяч человек.

Органы казначейства взаимодействуют с органами управления субъектов Российской Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

Огромная численность штата, количества отделов и подразделений, множество сфер взаимодействия - все эти обстоятельства порождают необходимость оптимизации структуры и функций Федерального казначейства.

Ключевые слова: Федеральное казначейство, оптимизация структуры, оценка эффективности.

Целями оптимизации структуры и функций Федерального казначейства является:

- повышение эффективности и результативности деятельности казначейской системы путем исключения дублирования функций на разных уровнях органов Федерального казначейства и сокращения излишних административно--хозяйственных расходов;

- корректировка структуры Казначейства России путем создания межрегионального территориального органа Федерального казначейства - центрального операционного управления Федерального казначейства (далее - ЦОУФК) и изменение статуса ОФК путем закрепления за ним правового положения территориально обособленного структурного подразделения УФК (рис. 1).

* Студент кафедры Государственного и муниципального управления и права.

Рис. 1. Планируемая система органов Федерального казначейства

Основополагающими принципами оптимизации структуры и функций Федерального казначейства являются:

- принцип законности и социальной справедливости, означающий соблюдение прав и законных интересов работников казначейской системы, а также объективность и законность при проведении процедур оптимизации структуры ЦА ФК и территориальных органов и высвобождения работников органов Федерального казначейства;

- принцип эффективности и результативности деятельности, заключающийся в выполнении Федеральным казначейством в рамках установленных бюджетных полномочий своих функций, исходя из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

- принцип безусловного обеспечения качества и сроков выполняемых функций, означающий, что проводимые в ходе оптимизации структуры и функций мероприятия обеспечат стабильную, качественную и своевременную реализацию возложенных на Федеральное казначейство полномочий;

- принцип поэтапного осуществления мероприятий по оптимизации структуры и функций Федерального казначейства, означающий, что оптимизационные мероприятия осуществляются в определенной очередности;

- принцип территориальности, заключающийся в сохранении схемы размещения территориальных органов Федерального казначейства, а также обеспечение клиентам по месту их нахождения доступности к услугам Федерального казначейства.

Основными задачами оптимизации структуры и функций Федерального казначейства являются:

- оптимизация структуры, функциональной и организационной деятельности ЦАФК, УФК и ОФК;

- сокращение количества получателей бюджетных средств по главе 100 «Федеральное казначейство» на величину равную количеству ОФК;

- сокращение расходов на содержание казначейской системы с учетом инфляции не менее чем на 10 %.

Оптимизация структуры и функций Федерального казначейства будет осуществляться после внедрения АСФК и затронет все уровни органов Федерального казначейства.

Оптимизация структуры и функций ЦАФК должна состоять в выделении из общего состава функциональных задач, решаемых ЦА ФК, ряда функциональных задач, связанных с операционной деятельностью, и обособление решения таких задач в отдельно выделенном межрегиональном территориальном органе Федерального казначейства - Центральном операционном управлении Федерального казначейства.

Оптимизация структуры и функций УФК предполагает перераспределение существующих функций Федерального казначейства, включение новых и исключение части действующих функций на уровнях УФК и ОФК.

За УФК будет сохранен статус только получателя бюджетных средств.

Оптимизация структуры и функций ОФК должна привести к тому, что ОФК будут преобразованы в отделы УФК (далее - территориальные отделы) основной задачей которых станет осуществление взаимодействия с участниками бюджетного процесса, при этом все остальные функции, решаемые ОФК в настоящее время, будут переданы на уровень УФК.

В необходимых случаях территориальным отделам будут делегированы отдельные полномочия представителя нанимателя, с правом участия в гражданском обороте, делегированием иных полномочий по функциональной деятельности.

Оптимизация структуры и функций Федерального казначейства осуществляется после внедрения в промышленную эксплуатацию АСФК в три этапа.

На первом этапе, выполняются следующие мероприятия:

- проводится анализ существующей структуры и функций Федерального казначейства, с целью определения дублирующих функций на разных уровнях органов Федерального казначейства;

- проводится определение и оценка эффективности и результативности деятельности Федерального казначейства по состоянию до начала оптимизации;

- готовятся предложения по подготовке новых и редакции действующих нормативных правовых документов;

- разрабатывается порядок осуществления контроля за ходом реализации оптимизационных мероприятий и оценке их результатов;

- проводится финансово-экономическое обоснование организационно--структурных преобразований, осуществляемых в рамках настоящей Концепции.

На втором этапе осуществляется:

- принятие соответствующих нормативных правовых документов на уровне Федерального казначейства после получения нормативных актов Минфина России;

- создание ЦОУ ФК;

- перераспределение, включение и исключение части функций на различных уровнях органов Федерального казначейства;

- закрепление за ОФК статуса территориально обособленного структурного подразделения УФК;

- сокращение количества получателей бюджетных средств по главе 100 «Федеральное казначейство» на величину равную количеству ОФК;

- перераспределение штатной численности между структурными подразделениями органов Федерального казначейства и самими этими органами;

- сокращение расходов на содержание казначейской системы с учетом инфляции на 10 %;

- контроль исполнения запланированных оптимизационных мероприятий.

На третьем этапе выполняются следующие мероприятия:

- осуществляется определение и оценка результатов проведенной оптимизации;

- проводится анализ оценок эффективности и результативности деятельности Федерального казначейства, определенных до и после оптимизации.

Главным результатом оптимизации структуры и функций Федерального казначейства должно стать повышение эффективности и результативности его деятельности за счет перераспределения и исключения функций на различных уровнях органов Федерального казначейства, уменьшения трудоемкости проводимых операций, а также сокращения излишних административно-хозяйственных расходов.

Список литературы:

1. Комягин Д.Л. Федеральное казначейство - из прошлого в будущее // Финансы. - 1998. - № 7.

2. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: учебник. -М., 2000.

3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

4. Меньшиков. Инфляция и кризис регулирования экономики. -М.: Мысль, 1990.

5. Титова Н.Л. Процесс разработки и принятия управленческих решений. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.