Научная статья на тему 'Разработка цикла стратегического управления развитием агломерации'

Разработка цикла стратегического управления развитием агломерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / AGGLOMERATION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оганисян А. С.

В статье выявлены и охарактеризованы основные причины развития современных крупных городов на базе агломераций. Представлены основания для формирования агломераций, определены основные принципы данного процесса. Охарактеризован цикл формирования системы управления стратегическим развитием агломерации, включая краткую характеристику основных его этапов. Также в статье представлена необходимость системного подхода при формировании системы управления стратегическим развитием агломерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CYCLE OF STRATEGIC MANAGEMENT OF AGGLOMERATION DEVELOPMENT

In the following article the main reasons of development of modern large cities on the agglomerations basis are revealed and characterized. The reasons for the formation of agglomerations are presented, the main principles of this process are defined. The cycle of forming a management system for the strategic development of agglomeration is described, including a brief description of its main stages. Also, the article presents the need for a systematic approach in the formation of a system for managing the strategic development of agglomeration.

Текст научной работы на тему «Разработка цикла стратегического управления развитием агломерации»

РАЗРАБОТКА ЦИКЛА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ АГЛОМЕРАЦИИ

А.С. Оганисян, магистрант Казанский федеральный университет (Россия, г. Казань)

Аннотация. В статье выявлены и охарактеризованы основные причины развития современных крупных городов на базе агломераций. Представлены основания для формирования агломераций, определены основные принципы данного процесса. Охарактеризован цикл формирования системы управления стратегическим развитием агломерации, включая краткую характеристику основных его этапов. Также в статье представлена необходимость системного подхода при формировании системы управления стратегическим развитием агломерации.

Ключевые слова: агломерация, эффективность, стратегия, формирование, системный подход.

Тема развития городских агломераций в последнее время стала одной из наиболее популярных в рамках обсуждения перспектив пространственного развития Российской Федерации.

В соответствии с опытом передовых стран мира можно отметить, что развитие крупных агломераций на базе развитых городов является объективным и одним из наиболее эффективных ресурсов для долгосрочного развития экономики.

Формирование крупных городских агломераций может быть обусловлено разнообразными мотивами, характеризующими, например, необходимость развития туризма, повышение эффективности транспортной доступности, обеспечение повышения эффективности логистической инфраструктуры, но в целом данный процесс является объективным в рамках современного развития крупных городов.

Таким образом, учитывая, аргументы в пользу развития современных городов и территорий на базе агломераций, возможно отметить, что данный вопрос является одним из наиболее актуальных.

Цель данной статьи заключается в характеристике особенностей формирования системы управления стратегическим развитием агломерацией.

С момента появления первых людей и освоения ими пригодных для жизнедеятельности территорий, началась история формирования и развития систем населенных пунктов, дошедших до наших времен

своим многообразием. Сегодня, эти системы стали не просто местами жизнедеятельности, а целым пространством информационного дискурса.

Такое многообразие обусловлено переходом от традиционных форм расселения и, соответственно, коммуникации (городских и сельских) к индустриальным и постиндустриальным моделям, характеризующимся высокой степенью вовлеченности целевых аудиторий в процесс урбанизации.

Урбанизированное расселение имеет свою иерархию. На начальных этапах урбанизации страны или региона, основным элементом информационно-

коммуникационного пространства является, так называемый, компактный город в его традиционной форме. Наиболее перспективные из них преобразуются в более сложные формы - агломерации.

Агломерация представляет собой скопление вокруг центра близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных устойчивыми связями.

Несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными признаками, могут составить урбанизированный или метрополитенский район. Это некий геосоцио-культурный ареал, основанный на комплексной планировке обширных территорий с четкой специализацией функциональных зон, а также на мониторинге и управлении информацион-

но-коммуникационными потоками в пределах агломерируемой территории.

Альянс двух или нескольких метропо-литенских районов составляет наиболее крупное звено в перспективной пространственно-коммуникационной структуре страны - урбанизированную зону.

Урбанизированная зона фиксирует территорию с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения.

И наконец, высшая форма расселения, образованная в результате фактического сращивания обширных урбанизированных зон - мегалополис (или агломерационный коридор).

Обычно, мегалополисы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или, своего рода, коммуникационно-экономических осей.

Важно понимать, что существует причина рассмотренного выше анагенеза территорий, заключающаяся во взаимопереплетении интересов людей, проживающих на одной территории, а также совокупности информационно-коммуникационных потоков в границах данной территории.

Именно эта причина играет важнейшую роль в устойчивом территориальном развитии и, соответственно, вызывает агломерационные эффекты.

Впервые определение «агломерации» как формы развития городских систем было введено французским географом М. Руже, согласно которому «возникновение агломераций связано с концентрацией городских видов деятельности, выходящих за пределы административных границ и распространяющихся на соседние населенные пункты».

Существует множество подходов к трактовке данного феномена. Но суть везде одна и та же: агломерация представляет собой коммуникационную систему «центр-периферия» с тесно связанными между собой населенными пунктами, где в качестве главного критерия выступают так называемые маятниковые миграции трудового, образовательного, рекреационного или торгово-культурного характера.

Формирование агломераций должно быть целенаправленным и осуществляться

на основе тщательно разработанного стратегического плана, в котором, прежде всего, должны учитываться два фактора:

1. Единое нормативно-правовое регулирование в пределах территории.

2. Разработка ряда комплексных программ для всей территории агломерации, способных решить актуальные проблемы, существующие в настоящее время на этой территории.

Определение стратегической ориентации или стратегического замысла является исходным этапом для формирования социально-экономического развития города.

Обоснование стратегической ориентации развития города является необходимым и важнейшим элементом его эффективного процветания.

Нехватка рабочих мест в городах-спутника, желание населения жить в крупных городах, необходимость развития эффективной транспортной и логистической инфраструктуры приводят к тому, что на базе стратегий отдельных городов проявляется все большая необходимость в формировании стратегии для совокупности городов.

Стратегическое планирование вокруг крупного города, позволяет ему как ядру агломерации увеличить возможности для дальнейшего развития, а окружающим его городам-спутникам получать «дивиденды» от общего агломерационного эффекта и приобретать им определенную специализацию.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно представить общую схему цикла стратегического планирования развития агломерации:

1. Формирование и конкретизация цели развития.

2. Проведение анализа внешней среды региона.

3. Проведение анализа потенциала региона.

4. Применение существующих, а также создание новых преимуществ.

5. Разработка концепции и стратегии развития.

6. Формулирование плана конкретных действий и мероприятий.

7. Осуществление стратегии.

8. Анализ результатов и возможная их корректировка и повышение эффективности.

На рисунке представлена схема цикла управления стратегическим развитием агломерации.

Формирование и конкретизация цели развития

Анализ и возможная коррекция

Анализ внешней среды

Осуществление стратегии

Анализ потенциала региона

Применение

Формулировнаие существующих и

мероприятий создание новых

преимуществ

Разработка концепции развития

Рисунок 1. Цикл управления стратегическим развитием агломерации

Таким образом, представленный выше цикл начинается с формирования цели развития, в рамках которой развивающийся город и его спутники смогут достичь повышения качества жизни, а также повысить эффективность функционирования всей агломерации в целом.

В рамках данного цикла проводится анализ возможностей развивающейся агломерации, учитывая наиболее сильные ее стороны, а также потенциальные перспективные направления.

В цикле закладывается проведение разработки концепции стратегического развития, а также формулируются конкретные мероприятия для достижения поставленной цели.

На восьмой стадии цикла, по мере осуществления стратегии развития, проводится анализ достигнутых результатов, в за-

висимости от которых проводится корректировка для дальнейшего более эффективного прохождения цикла стратегического развития агломерации.

В целом, подводя итог, представленной характеристике цикла стратегического развития агломерации, необходимо отметить, что современное стратегическое развитие агломерации требует использования системного подхода, охватывающего такие вопросы, как: миссия, стратегическая цель развития, использование сильных сторон той или иной территории, достижение эффективности развития, повышение качества жизни населения и постоянный и мониторинг ситуации для обеспечения повышения стратегии развития в будущем.

При отсутствии единого подхода в рамках составления стратегий различными городскими агломерациями существует

1S7

возможность возникновения конкурирую- экономической ситуации в агломерациях и щих цели. осуществлять более эффективное распре-

Необходимо формировать объективное, деление ресурсов для достижения согласо-а также непредвзятое видение текущей ванной цели.

Библиографический список

1. Лаппо, Г.М. География городов: учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 480 с.

2. Лаппо, Г.М. Городские агломерации России в XXI веке / Г.М. Лаппо, П.М. Полян, Т.И. Селиванова / Проблемы территориальной организации пространства и расселения в урбанизированных районах. - 2015. №1. - С. 45-52.

3. Максимов, С.Н. Особенности и проблемы развития современных мегаполисов / С.Н. Максимов, В.В. Семененко // Проблемы современной экономики. - 2016. - №2. -С. 352-355.

4. Михайлова, М.А. Городская агломерация как новая форма межмуниципального сотрудничества // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. -№6 (74). - С. 114-117.

DEVELOPMENT OF THE CYCLE OF STRATEGIC MANAGEMENT OF AGGLOMERATION DEVELOPMENT

A.S. Oganisyan, graduate student Kazan federal university (Russia, Kazan)

Abstract. In the following article the main reasons of development of modern large cities on the agglomerations basis are revealed and characterized. The reasons for the formation of agglomerations are presented, the main principles of this process are defined. The cycle of forming a management system for the strategic development of agglomeration is described, including a brief description of its main stages. Also, the article presents the need for a systematic approach in the formation of a system for managing the strategic development of agglomeration.

Keywords: agglomeration, efficiency, strategy, formation, system approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.