Научная статья на тему 'Разработка центра учета трансакционных издержек предприятия'

Разработка центра учета трансакционных издержек предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT PROJECT / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / TRANSACTION COSTS / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / TRANSFORMATIONAL COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городнова Наталья Васильевна

В сложных условиях финансового кризиса и экономических санкций проблема поиска путей оптимизации трансакционных издержек в рамках инвестиционных проектов государственно-частного партнерства приобрела еще большую актуальность. Результатом исследования является уточнение методики оценки трансакционной и трансформационной составляющей в деятельности компаний, реализующих государственный инвестиционный проект, обеспечение полной и достоверной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A CENTER FOR THE ACCOUNTING TRANSACTION COSTS OF THE ENTERPRISE

In difficult conditions of financial crisis and economic sanctions, the problem of finding ways to optimize transaction costs of investment projects of public-private partnership has recently acquired even greater. The result of this research is to clarify the methodology for the assessment of transactional and transformational component in the activities of companies implementing public investment project, ensuring complete and accurate information.

Текст научной работы на тему «Разработка центра учета трансакционных издержек предприятия»

РАЗРАБОТКА ЦЕНТРА УЧЕТА ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ

УДК 658.14/.17

Наталья Васильевна Городнова,

д.э.н., доцент, профессор кафедры правового регулирования экономической деятельности, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Тел.: (912) 657-18-58 Эл. почта: [email protected]

В сложных условиях финансового кризиса и экономических санкций проблема поиска путей оптимизации трансакционных издержек в рамках инвестиционных проектов государственно-частного партнерства приобрела еще большую актуальность. Результатом исследования является уточнение методики оценки трансакционной и трансформационной составляющей в деятельности компаний, реализующих государственный инвестиционный проект, обеспечение полной и достоверной информации.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционный проект, информация, трансакци-онные издержки, трансформационные издержки.

Natalya V. Gorodnova,

PhD in Economics, Associate Professor, Professor, Ural Federal University of a name of the first President of Russia of B.N.Yeltsin, Ekaterinburg, Sverdlovsk region, Russian Federation Tel.: (912) 657-18-58 E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF A CENTER FOR THE ACCOUNTING TRANSACTION COSTS OF THE ENTERPRISE

In difficult conditions of financial crisis and economic sanctions, the problem of finding ways to optimize transaction costs of investment projects of public-private partnership has recently acquired even greater. The result of this research is to clarify the methodology for the assessment of transactional and transformational component in the activities of companies implementing public investment project, ensuring complete and accurate information.

Keywords: public-private partnership, investment project, information, transaction costs, transformational costs.

1. Введение

Современные геополитические и экономические условия, характеризующиеся изменениями внешних факторов рыночной среды и возникновением ряда других негативных явлений так, как последствия мирового финансово-экономического кризиса и предъявление к России экономических санкций, требуют от хозяйствующих субъектов поиска и реализации новых подходов в решении возникающих перед ними проблем, в том числе и по оптимизации трансакционных издержек.

Экономический анализ деятельности компаний по критерию «транс-акционные издержки» позволяет обосновать экономическую целесообразность принимаемых управленческих решений по преобразованиям в организационной и институциональной структурах. Собственники и менеджеры, стремясь снизить величину трансакционных издержек и адаптироваться к складывающимся условиям, принимают решения по оптимизации организационной и институциональной структур, которые предполагают взаимодействие государственного регулирования экономики и рыночных механизмов хозяйствования, что позволяет реализовать такой институт и механизм хозяйствования, как государственно-частное партнерство (ГЧП) [1].

Разработка механизма снижения трансакционных издержек является одним из важнейших в рамках реализации проектов ГЧП эффективным методом поиска партнеров государства среди компаний частного сектора [2].

2. Интегральные издержки в процессе принятия управленческих решений

Процесс принятия и реализации управленческого решения представляет собой логическую последовательность операций - алгоритм, который можно условно разделить на два этапа [3]:

Этап I - выработка и принятие решения; этап II - реализации, контроля и анализа выполнения принятого решения. Управленческие решения можно классифицировать по сопровождающим процесс принятия и реализации решения издержкам в двух аспектах: только трансакционные издержки; трансакционные и трансформационные издержки. Первый этап может включать в себя следующие операции: определение цели, поиск и сбор информации, анализ информации, определение целей управления при решении проблемы, разработка критерия эффективности решения, формулирование вариантов решения, сравнение вариантов по критерию эффективности и выбор решения (рассчитывается ожидаемый эффект и необходимые затраты на его реализацию), принятие управленческого решения, оформление.

Второй этап - это реализация, контроль и анализ выполнения принятого управленческого решения (определяется фактический эффект от реализации решения и фактические затраты на его реализацию). Учет и анализ этих издержек позволяет более объективно оценить качество принятого решения и успешность его реализации.

Управленческие решения можно классифицировать по сопровождающим процесс принятия и реализации решения издержкам в двух аспектах: только трансакционные издержки; трансакционные и трансформационные издержки.

Трансакционные издержки начинают возникать уже на первом этапе -принятия решения, который начинается с процессов поиска, сбора и последующего анализа информации [4, 5]. Ключом к пониманию трансакцион-ных издержек на этапе принятия является затраты получения информации. Любая информация, которая требуется для выработки и приятия решения,

достается ценой определенных усилий. Получение данной информации связано, главным образом, с оплатой труда сотрудников, а также вознаграждением посредников, оплатой услуг маркетологов и т.д.

Совокупные издержки можно представить в виде суммы трансформационных издержек, т.е. издержек, связанных с превращением затрат в готовую продукцию, и трансакционных издержек [3]. Первые определяются технологическими, а вторые - институциональными (правовыми) факторами. Однако обе части совокупных издержек тесно связаны и в известных пределах взаимозаменяемы. Учет и анализ данных издержек позволяет более объективно оценить качество принятого решения и успешность его реализации. На рис. 1 представлен график интегральных издержек предприятия в процессе принятия и реализации управленческих решений в ходе осуществления инвестиционных проектов в рамках ГЧП.

Трансакционные издержки влияют на выбор способа производства, а измеоение технологий и уровня трансформационных издержек в свою очередь могут повлиять на количество рыночных трансакций и другие экономические процессы. Следует отметить, что все контракты фирмы делятся на внешние и внутренние и им соответствуют два типа затрат. Это трансакционные и управленческие (организационные) издержки. Трансакционные изде-

ржки - это затраты на обеспечение выполнения внешних контрактов, а управленческие издержки - это затраты, связанные с внутренними контрактами. Управленческие издержки включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, потери в результате неудовлетворительного выполнения контрактов и др.

Трансакционные издержки определяют сущность и формы протекания многих процессов и явлений, сопровождая любую экономическую активность субъектов. Компании, как субъекту. Следует выделить два подхода к оценке величины трансакционных издержек - ор-диналистский и кардинальный [6].

Ординалистский заключается в определении направления изменения трансакционных издержек и последующем сопоставлении результатов целях различных институциональных отношений [6]. Кардинальный подход - это поиск абсолютной, количественной величины трансакционных издержек. Использование того или иного подхода зависит в первую очередь от цели исследования. В данной статье основное внимание уделяется на количественной оценке скрытых издержек, которые собственно и порождают размытость понятия «трансакционные издержки». Данные издержки оказывают значительное влияние на эффективность деятельности компании. Иные виды трансакционные издержки возможно достаточно точно

оценить в стоимостном выражении, вследствие чего их учет существенно упрощается.

В целях максимального точно измерения трансакционных издержек необходимо применить дифференцированный подход к оценке каждого вида таких издержек. Наибольшую сложность при определении общей суммы трансакцион-ных издержек представляет калькулирование скрытых затрат. Данный класс издержек невозможно измерить путем прямого подсчета. Как правило, они выражаются в виде упущенных прибылей, сверхнормативных расходов, потерь в результате неполноты информации, высокой степени неопределенности, потерь времени и пр.

3. Развитие методики оценки трансакционных издержек

Трансакционные издержки предприятия можно разделить на издержки, которые имеют положительное влияние на деятельность предприятия, и издержки, которые отрицательно влияют на прибыль. Соответственно первая группа издержек способствует увеличению прибыли, а вторая - к ее минимизации и другим негативным последствиям. В целях достижения максимальной эффективности деятельности предприятия необходимо стремиться к минимизации «отрицательных» и оптимизации «положительных» издержек.

В каждой из этих двух групп трансакционные издержки ранжируются по пятибалльной шкале: положительные - от 1 до 5 в зависимости от степени влияния на прибыль (1 - наименьшее влияние, 5 - наибольшее), отрицательные -от -1 до -5 (-1 - наименьшее влияние, -5 - наибольшее). Ранжирование производится методом экспертных оценок с последующей оценкой согласованности экспертного мнения.

Каждое предприятие в зависимости от специфики своей деятельности может самостоятельное группировать «положительные» и «отрицательные» издержки, а также назначать для каждого вида издержек величину ранга.

решения

Рис. 1. График роста интегральных издержек предприятия

№3, 2015

48

Рис. 2. Структура системы учета трансакционных издержек

Алгоритм сокращения издержек для предприятия может выглядеть следующим образом:

• сбор и обработка информации об издержках и их величине;

• разделение издержек на «положительные» и «отрицательные»;

• разработка рекомендаций по сокращению «отрицательных» издержек и оптимизации «положительных».

Таким образом, матрица издержек позволяет наглядно оценить объемы и соотношение всех транс-акционных издержек предприятия, а также обозначать направления и границы их перераспределения.

Процесс оценки и расчета величины трансакционных издержек на предприятии достаточно трудоемкий и требует эффективного взаимодействия всех подразделений. Поэтому целесообразно выделить отдельное направление в менеджменте компании - управление трансакционными издержками.

В целях обеспечения максимальной эффективности деятельности компании и оптимизации трансак-ционных издержек целесообразно внедрение системы управления информацией о производственных трансакционных издержках.

Основной ее задачей является обеспечение полной и достоверной информации о произведенных трансакционных издержках во всех подразделениях предприятия; основными ее функциями являются следующие: управленческая (координация процесса совершения сделок);

- планирования (постановка целей, планирование объема сделок); контрольная (учет и анализ транс-акционных издержек);

- информационная (сбор и обработка информации для управления трансакциями);

- консультационная (консультационная поддержка процесса заключения сделок).

Как правило, выделяют следующие виды деятельности на предприятии:

• административное управление (дирекция, бухгалтерия, планово-экономический и юридический отдел);

• обеспечение процесса производства (заготовление и хранение материалов, отдел снабжения; производство);

• обслуживание внутренних подразделений; сбыт продукции (отделы маркетинга, сбыта). Сбор информации о произведенных трансакционных издержках необходимо осуществлять на всех этапах процесса хозяйственной деятельности. Для этой цели на предприятии следует организовать учет трансакционных издержек на этапах сбыта, обеспечения процесса производства и административного управления.

В соответствии с перечисленными видами деятельности предложена структура Центра учета трансакционных издержек (рис. 2). Сбор информации о произведенных трансакционных издержках необходимо осуществлять на всех этапах процесса хозяйственной деятельности. Для этой цели на предприятии можно организовать учет трансакционных издержек на этапах сбыта, обеспечения процесса производства и административного управления.

Накопленная информация о произведенных трансакционных затратах передается из соответствующих отделов в центр учета трансакци-онных издержек для их дальнейшего анализа. Сбор информации о произведенных трансакционных издержках на основных этапах хозяйственной деятельности позволит

их анализировать как в целом по предприятию, так и по отдельным его сегментам.

4. Заключение

В результате анализа методов оценки трансакционных издержек, особенностей их использования в различных российских и зарубежных компаниях следует выделить основные предпосылки возникновения трансакционных издержек, а также обозначить пути и способы их сокращения [7]. Наибольшую долю в общем объеме издержек занимают издержки контроля и соблюдения контрактов и издержки оппортунистического поведения. Количество трансакций, а, следовательно, и трансакционных издержек в организации может увеличиваться в зависимости от сложности производственного процесса. Поэтому задачей руководства предприятия является снижение числа трансакций, путем ликвидации излишних непроизводительных издержек [8].

Основное отличие предложенного в работе трансакционного анализа от традиционных методик оценки эффективности деятельности компаний заключается в том, что последние изучают прирост лишь показателей трансформационного сектора, в то время как внутрифирменные институциональные усложнения вызывают имплицитный рост трансакционных издержек [9]. Предложенная методика позволяет оценить эффективность структур-

_

ных преобразований, основываясь на совместном анализе величин трансакционного и трансформационного секторов.

Литература

1. Косьмин А.Д., Черноножки-на Н.В. Преобразование земельной собственности в эскорте трансак-ционных издержек // Российское предпринимательство. - 2014. -№ 13 (259). - С. 132 - 144. (8)

2. Коуз Р. Проблема социальных издержек. Фирма, рынок и право: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД. 2009. -С. 87 - 169. (9)

3. Городнова Н.В. Трансакци-онная составляющая в процессе принятии управленческих решений в крупных строительных компаниях // Вестник УГТУ-УПИ. - 2009. -№ 5 (100). - С. 46 - 58. (6)

4. Львов Д. С, Гребенников В.Г., Ерзнкян Б. А. Институциональный анализ корпоративной формы предприятия // Экономическая наука современной России. - 2011. -№ 3-4. - С.5 - 21. (10)

5. Марина О.А. Трансакцион-ный анализ как способ повышения эффективности бизнес-процессов // Актуальные вопросы экономики, права, психологии, педагогики и социологии в глобальном мире. Сб. статей междунар. науч.-практи-ческой конф.: Волгоград. - 2012. -С. 138 - 141. (13)

6. Искосков М.О. Оценка транс-акционных издержек в корпоративных структурах // Вектор науки ТГУ - 2011. - № 2(16). - С. 246 -251. (18)

7. Макалюк И.В. Применение комплексной оценки эффективности управления трансакционными издержками на примере машиностроительных предприятий // Российское предпринимательство. -2014. - № 1 (247). - С. 78 - 90. (11)

8. Попов Е.В., Коновалов А. А. Управление издержками производства и потребления информации // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 2. - С. 16-25. (15)

9. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты / Пер. с англ. - М.: Дело, 2010. Гл. 2 (§ 2.12.2), 4, 8. (17)

References

1. Kosmin A.D., Chernonozhki-na N.V The transformation of land ownership in the escort of transaction costs. - Rossijskoe predprinimatel-stvo. - 2014. - № 13 (259). - S. 132144. (8)

2. Couz R. The Problem of social costs. The firm, the market and the legal. - M.: Delo LTD. 2009. - S. 87169. (9)

3. Gorodnova N.V. Transaction component in the process of decision-making in large construction compa-

nies. Vestneyk UGTU-UPI. - 2009. -№ 5 (100). - S. 46 - 58. (6)

4. Lvov D.S., Grebennikov V.G., Erznkyan B.A. Institutional analysis of corporate form of enterprise. - Eko-nomicheskaya nauka sovremennoj Rossii. - 2011. - № 3-4. - S. 5-21. (10)

5. Marina O.A. Transactional analysis as a way to increase the efficiency of business processes. Ak-tualnye voprosy ekonomiki, prava, psihologii, pedagogiki i sociologii v globalnom mire. Sb. statej mezh-dunar. nauch. -prakticheskoj konf.: Volgograd. - 2012. - S. 138-141. (13)

6. Iskoskov M.O. The estimation of transaction costs in corporate structures. - Vektor nauki TGU. - 2011. -№ 2(16). - S. 246-251. (18)

7. Makaluk I.V Application of integrated assessment of management effectiveness of transaction costs on the example of machine-building enterprises. - Rossijskoe predprini-matelstvo. - 2014. - № 1 (247). -S. 78-90. (11)

8. Popov E., Konovalov A. Management of production costs and consumption information. - Prob-lemy teorii i praktiki upravleniya. -2011. - № 2. - S. 16 - 25. (15)

9. Eggertsson T. Economic behavior and institutions. - Per. s angl. -M.: Delo, 2010. Gl. 2 (§ 2.1-2.2), 4, 8. (17)

№3, 2015

SD

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.