Научная статья на тему 'Разработка теоретических основ церковноприходской школы в трудах российских педагогов в конце XIX - начале XX вв'

Разработка теоретических основ церковноприходской школы в трудах российских педагогов в конце XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка теоретических основ церковноприходской школы в трудах российских педагогов в конце XIX - начале XX вв»

РАЗДЕЛ V

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 37.02

Т. Н. Петрова, Н. X. Юмакулов

РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ЦЕРКОВНОПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ ПЕДАГОГОВ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

В 1880-1890-е гг. XIX в. подверглись преобразованиям педагогические подходы к организации начального православного образования в России. Это было связано с попыткой проведения всевозможными радикально-революционными движениями (революционные демократы, революционное народничество и др.), массовой политизацией населения страны, особенно крестьянства на негативной, революционно-нигилистической основе в период преобразований Александра II.

Одновременно в период реформ значительно активизировались исламисты, которые предприняли серьезную попытку исламизации населения ряда регионов страны, в частности Поволжья, Северного Кавказа, Приура-лья. Усилили свое негативное воздействие на массы многочисленные религиозные секты, которые также стремились в массовом порядке завербовать забитое многовековой эксплуатацией и крепостным правом российской крестьянство в ряды своих приверженцев.

Единственный способ защитить крестьянское население страны от тлетворного влияния разрушительной революционной идеологии, а также исламистов и сектантов такие известные педагоги, как К. П. Победоносцев,

Н. И. Ильминский, С. А. Рачинский, Е. А. Малов и др. видели в подъеме религиозно-нравственного православного воспитания и образования в системе православных церковно-приходских школ. Определенное значение имели и педагогические подходы протоиерея Буинского уезда Симбирской губернии А. Баратынского. Немаловажное значение для подъема церковноправославного образования в губерниях, например, Среднего Поволжья, имели и педагогические рекомендации просветителя чувашского народа И. Я. Яковлева.

Важный вклад в развитие теории и практики цероковно-приходской школы внес обер-прокурор Святейшего Синода Российской империи Константин Петрович Победоносцев. Проанализировав причины неудач общего дела религиозно-нравственного воспитания в стране, он пришел к выводу о том, что вся эта деятельность должна быть подвергнута серьезному переосмыслению и перестройке. К. П. Победоносцев внимательно изучил сильные и слабые стороны зарубежного религиозно-нравственного воспитания

и пришел к выводу, что главное условие успеха в этой деятельности - наличие высоко подготовленного учителя-христианина, который имеет возвышенную цель в жизни, всячески оберегает свою честь от какого-либо пятна, терпелив в беде и скромен [1, с. 56-57].

К. П. Победоносцев крайне негативно отнесся к реформам в сфере образования, проведенным в период правления Александра II, считая, что они создали целое «зараженное поколение»: «.. .развили особый дух непокорности и своеволия учащихся, породили увлечение безверием и материализмом с одной стороны и самого крайнего социализма с другой» [2, с. 233].

Он считал, что главное - это воспитывать веру в сердцах, молодежи, школьников и студентов. «Если ученик с детства не научится веровать, -отмечал он, - то есть страстно желать и чувствовать идеи истины и добра, то его воля постепенно будет достигать высокого напряжения» [3, с. 6].

Всем сердцем чувствуя надвигающуюся революцию, К. П. Победоносцев видел в числе главных приоритетов деятельности по ее предотвращению всемерное усиление религиозно-нравственного воспитания масс. В этой связи он отмечал: «.. .сначала необходимо просветить дух народный, углубить в нем идею, очистить и обогатить нравственный и умственный быт его, тогда и идея будет спасена и насилие народной жизни не будет и грубая форма сама собой перельется в новую» [3, с. 9].

Он дал определение религиозному воспитанию, считая его «ежедневным упражнением высших ощущений духа в борьбе с жизненными ощущениями». Среди способов религиозного воспитания он в числе главных видел следующие: а) содержание людей в строгом подчинении порядку общей жизни; б) воспитание у учащихся понятия о том, что «всякое нарушение общественного порядка неизбежно отзовется злом; в) формирование понятия о том, что «соблюдение общественного порядка - благо для каждого человека» [3, с. 8 ].

Среди главных задач религиозно-нравственного воспитания К. П. Победоносцев видел следующие:

1. упражнение в повиновении и терпимой покорности воле Божьей;

2. раскрытие самобытных черт в характере русского человека;

3. уяснения значения нашего «умственного и художественного движения с указанием причин его;

4. приучение к благоговению, проникновению глубочайшим стремлением народного духа, который выражается в жизни, искусстве, истории [3,с. 9-11].

К. П. Победоносцев разработал и основные направления религиозного воспитания, направленные на единение народных масс и государства. Суть его должна была состоять в «утверждении власти государства не на чем ином, как на единстве духовного самосознания между народом и правительством, на вере народной» [4, с. 211-212]. По его мнению, народ «.. .пребывает в неведении, которое влияет на его религиозные представления...-

наше духовенство мало и редко учит... в иных глухих местностях народ не понимает решительно ничего ни в словах службы церковной, ни в «отче наш» [4, с. 222-224].

Важное место К. П. Победоносцев отводил и национальному воспитанию, которое также должна была организовывать православная церковь. По его мнению, претворить в жизнь все цели национального воспитания можно было только на основе «.. .ежедневного упражнения высших ощущений духа и борьбой с низшими ощущениями...». Говоря другими словами, только религиозное образование представителей нерусских народов вместе с миссионерской деятельностью могло привести к выполнению целей национального воспитания народов страны, заключающихся в поддержке существующего государственного строя [4, с. 191-193].

В организации религиозно-нравственного воспитания К. П. Победоносцев немаловажное значение отводил семье. По его мнению, именно «.. .семья должна посеять и воспитывать в душе чувства благоволения и веры: школа должна не только поддерживать это чувство, но и осветить в душе идею, без которой одно чувство смутно.. .школа должна поставить это чувство и эту идею в нравственную связь с жизнью» [4, с. 15-19].

Исключительно важным в теоретическом наследии К. II. Победоносцева является обоснование связи школы и церкви. Он считал, что «школа, поскольку она народная, должна отражать в себе душу народную и веру народную - тогда только будет она люба народу.. .школе - прямое место при церкви и в тесной связи с церковью...Она должна быть проникнута церковностью в лучшем, духовном смысле этого слова» [5, с. 29].

К. П. Победоносцев неоднократно отмечал тягу детей к школе: «Крестьяне любят школу.. .за то именно, что в ней дети учатся чтению Евангелия, часослова, псалтыря, пению молитв, приучаются к посещению храма Божьего, читают и поют в церкви.. .видя участие детей в богослужении, крестьяне говорят, что теперь их дети дошли до дела» [6, с. 526-527].

Глубоко изучив проблемы взаимодействия школы в Российском государстве и церкви, К. П. Победоносцев предостерегал будущие поколения от разрыва этой связи. Он говорил: «.. .школа, потерявшая душу народа и церковность - мертвая школа. Сама школа живет, а не является только неодушевленным механизмом прогрессивного обучения. Когда учитель знает своих учеников, различает их поименно, то есть по способности и свойству каждого, когда учение в школе.. .привлекает живым материалом, желанием понимать и думать, - тогда экзамен приобретает и для учителя и для ученика живой интерес и получает вид праздника, венчающего учебное дело» [5, с. 31].

Стоит также особо сказать о том огромном вкладе, который внес в организацию православного образования профессор Казанской Духовной академии Николай Иванович Ильминский. Он считал, что в регионах империи, где проживает значительный процент нерусского, так называемого «ино-

родческого» населения, образование может быть только «религиозно-воспитательной, православно-христианской направленности», так как в противном случае, в результате роста панисламских настроений немедленно наберет силу процесс отпадения «крещенных инородцев» в ислам, либо в язычество.

Исходя из сложившихся этических и других условий, определенной отдаленности Поволжья от других государственных центров, а также неустойчивой религиозной ситуации в крае, он считал, что образование в крае может быть только православным религиозно-воспитательным. Оно должно отвечать следующим условиям:

1. Иметь исключительно миссионерскую направленность.

2. Всячески препятствовать отпадению крещенных «инородцев» в магометанство.

3. Учитывать наличие огромного количества населения из числа так называемых «некрещенных язычников», которые составляли главную базу лиц для массового привлечения в ислам.

4. Противостоять растущей бездуховности подавляющей массы населения края, что было исключительно опасным государственным интересам России [7, с. 5].

Он, также, считал, что государство должно повернуться к Православной Церкви «лицом». Деятельность государственных органов должна быть нацелена на то, чтобы усилить в образовании православно-духовный стержень [7, с. 14-15].

Наиболее непримиримо Н. И. Ильминский выступил против усиленного насаждения светского образования, считая это дело преждевременным и «чрезвычайно опасным». Он отмечал, что в условиях роста антиправительственных настроений и бездуховности «...православное образование и воспитание должно носить только религиозно-православный характер». Его чрезвычайно беспокоило «антибожие», атеизм, идущий из либеральных кругов, правительства и даже Министерства Народного Просвещения [7, с. 113-116].

Н. И. Ильминским были сформулированы принципы православного образования. Во-первых, он считал, что сердцевиной, главной составляющей православного образования должно стать миссионерство, которое является в свою очередь главным средством его осуществления. Во-вторых, он также считал, что вся система начального народного образования (государственные, земские, церковно-приходские и миссионерские школы) должны работать по единому плану «организации учебно-воспитательного процесса», то есть быть единым «организмом». В-третьих, Н. И. Ильминский категорически выступал против различных «педагогических скачков» в этом направлении, справедливо полагая, что вся образовательная политика должна носить преемственный характер, где постоянный переход от одной крайности к другой всегда будет иметь неблагоприятные последствия. В-чет-

вертых, Н. И. Ильминский считал, что необходимо не только готовить учителей для церковно-приходских школ, но и священнослужителей для приходов в наиболее неблагополучных с точки зрения морально-нравственного климата населения, районов для организации православных школ.

Оправдывая свои подходы, Н. И. Ильминский указывает, что во все времена истории Руси и Российской империи русское население, оседая по мере продвижения в восточных районах страны, всегда выступало носителем православия по отношению к другим народам. Именно православие являлось носителем русской государственности. Поэтому Н. И. Ильминский справедливо полагал, что утверждающиеся в период реформ Александра II безбожие и атеизм, носителем которых являются либеральные круги, правительство и отчасти Министерство народного просвещения, чрезвычайно вредно для общего воспитания населения России, особенно нерусского, в верноподданическом духе [7, с. 119].

Профессор Н. И. Ильминский придавал огромное значение и религиозно^ воспитанию самого русского населения. Он считал, что только тогда российская православная империя устоит в любых чрезвычайных обстоятельствах, когда русский народ будет искренне предан своей православной вере. Однако проведенные им исследования морально-нравственного и религиозного состояния многих русских крестьян, особенно в многочисленных отдаленных деревнях, показали ряд крайне негативных и даже тревожных моментов. Во-первых, Н. И. Ильминский сделал важнейший вывод о том, что русские крестьяне в своей основной массе имеют крайне смутные представления о христианских догматах, значительно уступают магометанам и староверам-раскольникам в «усердии к соблюдению своей веры».

Во-вторых, именно Н. И. Ильминский пришел к выводу о том, что «русский человек равнодушно податлив не только ко всякому чужому быту и складу, и даже к чужому религиозному понятию и обряду». Подтверждая эти свои наблюдения, Н. И. Ильминский говорит о том, что в Калмыцких степях Кавказской губернии русские крестьяне заходят помолиться в языческие хирулы, где языческие священники волхвы (гелюны) держат школы вместе с идолами.

Н. И. Ильминского не раз приходилось быть свидетелем того, что православные русские нередко отдавали своих детей для обучения грамоте в магометанские школы. В Казанском крае русские крестьяне часто обращались за помощью к иноверцам и язычникам за помощью в случае болезни кого-то из их близких, или неурожая для того, чтобы они своим богам и пророкам принесли моления и жертвы. Имели место случаи, когда по наблюдениям Н. И. Ильминского в идольских пирушках и попойках православные русские участвуют без зазрения совести [7, с. 121].

В-третьих, особое беспокойство казанского профессора вызывал тот факт, когда русские православные крестьяне, в своей основной массе не могут в

глазах иноверцев разъяснить, отстоять и закрепить свою веру...не могут в ходе спора преподать никакого наставления и понятия о христианской вере.

В-четвертых, русский православный крестьянин по наблюдениям Н. И. Ильминского, крайне восприимчив к различным «враждебным» сектам. Нередко имели место случаи, когда русские крестьяне целыми деревнями переходили в староверы, стоило в «деревне появиться расколоучителю», ходили на «поклон» к язычникам.

Таким образом, в результате проведенного обследования религиознонравственного состояния населения края Н. И. Ильминский пришел к выводу о том, что в Казанском (Средневолжском) крае «фатальное и бедственное» религиозное состояние русского народа. Исходя из этого, по его глубокому убеждению русские народные школы должны твердо придерживаться религиозного, православно-церковного воспитания [7, с. 122-123].

Важной заслугой Н. И. Ильминского является то, что он выработал свою концепцию православного религиозно-нравственного воспитания для православных (церковно-приходских) школ. Во-первых, он категорически выступал против прямого, а тем более, насильственного обращения так называемых «иноверцев» в православие. Во-вторых, он считал, что необходимо постепенное сообщение иноверцам и внушение им сознательно христианской нравственности и христианского мировоззрения.

Он выработал и педагогические принципы, на основе которых и должна быть построена вся религиозно-воспитательная работа. Рассмотрим их более подробно. Во-первых, он считал, что необходимо начать эту работу с того, чтобы школьники в своей основной массе являются неграмотными крестьянами, заинтересовались общими постулатами и направлениями христианского учения, догматы которого для них ранее были совершенно неизвестными. Во-вторых, Н. И. Ильминский предложил в ходе приобщения к новой христианской вере начать с тех моментов учения, которые вызывают наибольший интерес у людей, которые еще колеблются: принимать им христианскую веру или нет. Для этого он предложил детям, которые пришли в русскую православную школу, начать с ознакомления с «азами» новой веры: изучать Священную историю, катехизис, Евангелие, наиболее простые в понимании молитвы, заняться изучением священного песнопения, которое используется не только в школе, но и в клиросе.

Важное место в теории и практике православной педагогики имели идеи

Н. И. Ильминского о направлении, целях и задачах религиозно-нравственного воспитания. Гражданина страны Н. И. Ильминский видел прежде всего как «.. .хорошего, нравственно- религиозного человека, не на словах, а на деле, в мыслях и понятиях, в действии, в жизни, в первую очередь не перед людьми, подобно лицемерам, а перед Богом».

Главную задачу православного образования он видел в воспитании человека. Н. И. Ильминский сформулировал основные задачи «христианского воспитания», которые состояли в том, чтобы человек «вырос и укрепился в

делах добрых, чувствах богобоязненных». Он считал, что душа человека состоит из двух частей: общечеловеческого (присущего всем людям), и частных особенностей. По его мнению, именно совокупность частных особенностей и составляет народность.

Согласно воспитательной концепции Н. И. Ильминского главной силой и определяющим воздействием нашего богослужения служит то, что оно «трогает и умиляет нашу душу, располагает нас к молитве. Н. И. Ильминс-кий во главу угла ставил воспитание в гражданах страны почтения к родителям, так как российское государство основано на власти (политической -прим авт.), а также на власти родителей, старейшин, царской, что вполне согласно с Православным учением [8, с. 21-22].

По мнению Н. И. Ильминского, Русская Православная церковь потому должна играть главную роль в воспитании граждан страны, что она с незапамятных времен была носительницей традиций образования, быта, семейной и государственной общности, а также всех сторон жизни русского народа.

H. И. Ильминский разработал непосредственную методику религиозноправославного воспитания в условиях школы. Его главная цель была сформулирована, как развитие и укрепление любви к Богу и ближнему во всех ее проявлениях. Для этой цели педагог-миссионер должен во-первых, добиваться такого положения, чтобы человек сам стремился к удовлетворению религиозных потребностей, например к прочтению молитвы, когда душа проникается религиозным умилением и искренним благопочтением. Во-вторых, сама обстановка православного храма (вид святых, церковная служба) поддерживает обстановку религиозности, вырабатывает впечатление, которое со временем способно превращаться в глубокое религиозное чувство и расположение. В-третьих, мощным воспитывающим воздействием является участие в церковных праздниках, таинствах [8, с. 23].

Главная роль в ходе организации педагогического православного воздействия но мнению Н. И. Ильминского должна принадлежать урокам Закона Божьего, как главного средства религиозно-нравственного воздействия. Педагог должен использовать то достигнутое, что обязательно имеется в семейном воспитании человека. Выделить из него наиболее важную рациональную составляющую и продолжить в этом же духе.

В ходе организации миссионерско-воспитательной работы в школе, педагог должен был придерживаться следующих рекомендаций, выработанных Н. И. Ильминским [8, с. 24-27]:

I. Не торопить обучаемых приноравливаться к новым порядкам, весь процесс обучения и воспитания проводить целенаправленно и постепенно.

2. Учитель должен быть не «господином, а старшим братом», то есть быть близким по духу к обучаемым, жить их нуждами и заботами.

3. Воспитывать уважение и послушание.

4. Педагог, осуществляющий религиозно-нравственное воспитание должен сам иметь набожный вид и поведение.

5. Сам процесс обучения должен быть религиозно-воспитывающий. Любое занятие необходимо начинать с крестного знамения и молитвы, нельзя давать возможность обучаемым небрежно обращаться со своими книгами.

Были выработаны психологические условия, когда религиозно-нравственное воспитание может иметь наибольший педагогический эффект. Это, во-первых, тогда, когда оно возбуждает и разрабатывает священные и молитвенные чувства, приобретаемые в церкви. Во-вторых, это создание священной обстановки при богослужении, что позволяет производить на вос-питуемых самое лучшее, назидательное воздействие. В-третьих, произношение, чтение и пение должны быть внятными, раздельными и благовей-ными [8, с. 27].

Немалый вклад в развитие православно-воспитательной педагогической работы внес Сергей Александрович Рачинский. Он поддержал идеи

Н. И. Ильминского о том, что главное в деятельности любой народной школы - религиозно-нравственное воспитание и о том, что педагог постоянно должен стремиться к духовной близости со своими учениками. По мнению исследователя деятельности С. А. Рачинского - Н. Горбова, он стремился «.. .внушить своим ученикам общий дух, внушить своим присутствием, своим примером» [9, с. 133-135].

В своей работе «Заметки о сельских школах» С. А. Рачинский подверг критике деятельность правительства и Министерства Народного Просвещения в области религиозно-нравственного воспитания. Это и недостаточное внимание к этим проблемам со стороны ответственных лиц и государственных структур, отсутствие скоординированной политики епархиального и государственного руководства к проблемам религиозно-нравственного воспитания, что, в конечном счете, ведет к росту нигилизма в школах и деревнях. По мнению С. А. Рачинского Министерство Народного Просвещения заботится о религиозно-нравственном воспитании только на словах, но не на деле. В 1875 г. был издан каталог использования учебной литературы на уроках Закона Божьего, где было запрещено в ходе уроков использовать Часослов и Псалтырь. Использование Ветхого и Нового завета было одобрено, но не рекомендовано, что вносило в процесс обучения путаницу и сумятицу.

Он писал о том, что священники, не удовлетворенные нищенской оплатой, в массовом количестве отказываются от преподавания Закона Божьего в школах, перекладывая эту обязанность на учителей. Главным негативным итогом проводимой политики было «стремление антирелигиозных, антиобщественных элементов овладеть школой». Больше всего проф. С. А. Рачинского тревожило то положение, что российская интеллигенция все больше и больше проявляла негативное отношение к религиозно-нравственному началу [10, с. 78-79].

С. А. Рачинский выработал некоторые важные рекомендации по улучшению постановки всего дела религиозно-нравственного воспитания. Во-пер-вых, он предлагал активизировать процесс изучения церковно-славянского языка, считая это не только «превосходной умственной гимнастикой», но и основой для изучения современного русского языка. Во-вторых, он так же, как и Н. И. Ильминский предлагал шире использовать возможности богослужебного процесса, этого «сокровища поэзии, нравственности и догматического вероучения». Он считал богослужебный процесс «пищей для ума, воображения», придавал ему огромное нравственно-воспитательное значение [10, с. 81-82].

Проф. С. А. Рачинский разработал концепцию о «нравственно-религиозных задатках русского народа», которые необходимо учитывать в педагогической деятельности. Эта концепция, как будет видно дальше, нашла широкое применение в православной педагогике. С. А. Рачинский считал, что у представителей русского народа заложен огромный духовно-нравственный потенциал, выражавшийся в безусловности нравственного идеала, который делает русский народ христианским по существу (по преимуществу). Это - спокойная и сильная натура, способная совершить настоящий подвиг. Это - страстная натура, которая постоянно стремится к духовному исканию, а значит, ее легко повернуть на путь заблуждения. Это и проявление преувеличенного сознания, что имеет следствием неожиданное отступление перед самыми исполнимыми нравственными задачами. Важным духовным качеством, которое в представителях русского народа было отмечено С. А. Рачинским, было выделено способность любого человека к необъяснимому, внезапному падению, которое во всяком русском человеке обуславливает возможность внезапных победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде [10, с. 83].

Проведя глубокий анализ психологических качеств русского народа, С. А. Рачинский пришел к важнейшим выводам. Первый из них состоит в том, что современная школа в реальных социально-психологических условиях существования русской нации может быть лишь «органом Православной церкви». Второй вывод предполагает, что вся религиозно-нравственная работа с представителями русского народа должна быть комплексной и согласованной, т. е. использовать потенциальные возможности общеобразовательной школы, государства и церкви.

Надо сказать, что взгляды основоположников религиозно-нравственного обучения и воспитания не были в противоречии со взглядами передовых педагогов того времени. Известный педагог К. Д. Ушинский так говорил о значении религиозно-нравственного компонента в педагогике: «...мы не имеем права в образовании и воспитании отделять народ от его истории, в которой вера была созидающей силой славянской души. Поэтому национальное и общее воспитание может быть только религиозным» [11, с. 89].

_______ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ ...___________

Таким образом, благодаря деятельности православных педагогов была создана основа для развития православной школы в Российской империи.

Библиографический список

1. Победоносцев, К. П. Новая школа. - М.: Синоидальная типография, 1898.-81 с.

2. Русский биографический словарь Т.1. Биография Александра П. - СПб., б/и, 1887.-499 с.

3. О задачах русской школы. По поводу книги Московский сборник К. П. Победоносцева. - Воронеж, 1897.-211 с.

4. Победоносцев, К. Московский сборник. 2-е изд. - М.: Изд-во Св. Синода, 1896.-459 с.

5. Победоносцев, К. П. Учение и учитель. Педагогические заметки. - М., 1900.-332 с.

6. Отчет Обер-прокурора Святейшего Синода...за 1892-1893 гг. - Спб.: Синоидальная типография, 1895.-778 с.

7. Ильминский, Н. И. Система народного, в частности инородческого образования в Казанском крае. - Спб.: Синоидальная тип., 1886. - 188 с.

8. Очерк просветительской деятельности Н. И. Ильминского (С приложением его статьи «Беседы о народной школе» - СПб.: Изд-во училищного совета при Святейшем Синоде, 1904. -34 с.

9. Рачинский, С. А. Заметки о сельских школах. Сб. статей «Сельская школа». 5-е изд. - СПб.: Изд-во Св. Синода, 1902. - 590 с.

10. Рачинский, С. А. Заметки о сельских школах // Русь. - 1981. - №. 45. -С. 69-88

11. Зеньковский, В. В. Педагогика. Москва-Париж: Свято-Георгиевский православный институт в Париже, Свято-Тихоновский богословский институт. М., 1996.-С. 89.

УДК 178.24:08

Е. В. Голощапова, А. Л. Захаров

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ СИМБИРСКОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА)

Учитывая то, что мораль общества охватывает большое многообразие отношений человека в мире, группируя их, можно представить содержание работы по духовно-нравственному воспитанию в военной педагогике: формирование моральных отношений к монархии и политике государства; от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.