Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТАЛИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННОГО РАСШИРЕНИЯ ARCHIMATE ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ'

РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТАЛИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННОГО РАСШИРЕНИЯ ARCHIMATE ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННОЕ РАСШИРЕНИЕ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ДРАЙВЕРЫ / ТРЕБОВАНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ / АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ / АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ / РИТЕЙЛ / СЕТЕВЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронова Ольга Владимировна, Ильин Игорь Васильевич, Шелейко Виктория Анатольевна

В статье представлена разработка структурно-функционального подхода к детализации мотивационного расширения ArchiMate для построения архитектурных решений сетевых компаний. На начальном этапе исследования дано определение структурно-функционального подхода и разработан его алгоритм применительно к детализации мотивационного расширения. В соответствии с представленным алгоритмом проведено исследование структуры мотивационного расширения, его элементов и их функциональных характеристик. В процессе исследования выявлены основные противоречия модели мотивационного расширения и элементы, требующие детализации. В результате исследования предложена детализация отдельных элементов для реализации отраслевых архитектурных решений на примере сетевых торговых компаний. Представленная в исследовании разработка структурно-функционального подхода к детализации мотивационного расширения ArchiMate позволит оптимизировать затраты на разработку и реализацию отраслевых архитектурных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронова Ольга Владимировна, Ильин Игорь Васильевич, Шелейко Виктория Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A STRUCTURAL AND FUNCTIONAL APPROACH TO DETAILING AN ARCHIMATE EXTENSION FOR THE IMPLEMENTATION OF INDUSTRY-TARGETED ARCHITECTURAL SOLUTIONS

The article focuses on development of a structural-functional approach to detailing Archi-Mate's motivational expansion for building architectural solutions within network companies. At the initial stage of the study, the definition of a structural-functional approach was identified, and its algorithm was developed to detail the motivational expansion. In accordance with the presented algorithm, the study of the structure of motivational expansion, its elements and their functional characteristics was carried out. In the course of the research, the main contradictions of the motivational expansion model and the elements that require detailed elaboration were revealed. As a result, detailing of individual elements for the implementation of industry-specific architectural solutions was proposed using the example of network trading companies. Development of a structural-functional approach to detailing the motivational expansion of ArchiMate, presented in the study, will optimize the costs of developing and implementing industry-targeted architectural solutions.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТАЛИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННОГО РАСШИРЕНИЯ ARCHIMATE ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ»

РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТАЛИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННОГО РАСШИРЕНИЯ ARCHIMATE ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ

Аннотация. В статье представлена разработка структурно-функционального подхода к детализации мотивационного расширения ArchiMate для построения архитектурных решений сетевых компаний. На начальном этапе исследования дано определение структурно-функционального подхода и разработан его алгоритм применительно к детализации мотивационного расширения. В соответствии с представленным алгоритмом проведено исследование структуры мотивационного расширения, его элементов и их функциональных характеристик. В процессе исследования выявлены основные противоречия модели мотивационного расширения и элементы, требующие детализации. В результате исследования предложена детализация отдельных элементов для реализации отраслевых архитектурных решений на примере сетевых торговых компаний. Представленная в исследовании разработка структурно-функционального подхода к детализации мотивационного расширения ArchiMate позволит оптимизировать затраты на разработку и реализацию отраслевых архитектурных решений.

Ключевые слова. Мотивационное расширение, структурно-функциональный подход, стейкхолде-ры, драйверы, требования и ограничения, принципы, архитектурное решение, архитектура предприятия, ритейл, сетевые компании.

Voronova O.V., Ilyin I.V., Sheleiko V.A.

DEVELOPMENT OF A STRUCTURAL AND FUNCTIONAL APPROACH TO DETAILING AN ARCHIMATE EXTENSION FOR THE IMPLEMENTATION OF INDUSTRY-TARGETED ARCHITECTURAL SOLUTIONS

Abstracts. The article focuses on development of a structural-functional approach to detailing Archi-Mate's motivational expansion for building architectural solutions within network companies. At the initial stage of the study, the definition of a structural-functional approach was identified, and its algorithm was developed to detail the motivational expansion. In accordance with the presented algorithm, the study of the structure of motivational expansion, its elements and their functional characteristics was carried out. In the course of the research, the main contradictions of the motivational expansion model and the elements that require detailed elaboration were revealed. As a result, detailing of individual elements for the implementation of industry-specific architectural solutions was proposed using the example of network trading companies. Development of a structural-functional approach to detailing the motivational expansion of ArchiMate,

ГРНТИ 82.33.19

© Воронова О.В., Ильин И.В., Шелейко В.А., 2021

Ольга Владимировна Воронова - кандидат экономических наук, доцент, доцент Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Игорь Васильевич Ильин - доктор экономических наук, профессор, директор Высшей школы управления и бизнеса Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Виктория Анатольевна Шелейко - ассистент Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Контактные данные для связи с авторами (Воронова О.В.): 191023, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., 50 (Russia, St. Petersburg, Novorossiyskaya str., 50). Тел.: 8 (981) 711-02-11. E-mail: ilina.olga@list.ru. Статья поступила в редакцию 24.09.2021.

presented in the study, will optimize the costs of developing and implementing industry-targeted architectural solutions.

Keywords. Motivational extension, structural and functional approach, stakeholders, drivers, requirements and constraints, principles, architectural solution, enterprise architecture, retail, network companies.

Введение

В условиях цифровой трансформации экономики большинство бизнес-процессов сетевых компаний зависят от информационных технологий. Наиболее глубокую интеграцию информационных технологий в операционную деятельность предприятий на российском рынке демонстрирует ритейл. При этом от сетевых торговых компаний требуется одновременно развивать свои информационно-технологические сервисы и гарантировать работоспособность системы, которая с каждым годом становится все более сложной.

Угроза распространения коронавирусной инфекции в 2020 году стала серьезным испытанием абсолютно для всех сетевых торговых компаний. Несмотря на сложности, важным достижением с точки зрения бизнес-результатов сетевых компании стало ускорение темпов цифровой трансформации. В этих условиях все больше внимания уделяется архитектуре компаний и, как следствие этого, инструментам ее визуализации. Материалы и методы

В описаниях архитектуры предприятий разными фреймворками выделение различных уровней является стандартным подходом, хотя сами уровни могут отличаться. Одним из наиболее популярных инструментов является ЛгеЫМа1е - средство интегрированного высокоуровневого моделирования и анализа различных доменов предприятия и зависимостей между доменами. Ядро ЛгсЫМа1е выделяет три уровня описания системы (бизнес, приложения, технологии) и три вида объектов (активные, поведенческие и пассивные). Активные объекты представляют собой структурные элементы, поведенческие характеризуют события, процессы или функции, а пассивные - объекты, над которыми выполняются действия. Кроме этого, фреймворк ЛгсЫМа1е добавляет несколько уровней описаний, мотива-ционное расширение и расширение реализации [2].

В бизнес-анализе мотивационное расширение является крайне важной возможностью ЛгсЫМа1е, поскольку оно является эффективным инструментом для описания целей, драйверов, принципов взаимодействия, бизнес-требований и бизнес-ограничений. Следует заметить, что именно эти элементы в первую очередь интересуют внутренних и внешних стейкхолдеров сетевых компаний. Использование элементов мотивационного расширения при разработке архитектурных решений, представление исследуемых объектов в виде схем и диаграмм упрощает понимание, позволяет проанализировать связи, что существенно улучшает коммуникации между стейкхолдерами и другими заинтересованными лицами, участвующими в принятии решений [3].

Однако, хотя эти понятия и присутствуют в мотивационном расширении, на сегодняшний день они недостаточно формализованы. Для качественной разработки архитектурных решений требуется детализация мотивационного расширения на основе учета влияния факторов внешней и внутренней среды компании. Особенно это необходимо при разработке отраслевых архитектурных решений, так как каждая отдельная отрасль обладает своей спецификой.

На наш взгляд, при разработке детализации мотивационного расширения ЛгсЫМа1е на основе учета влияния факторов внешней и внутренней среды компании целесообразно использовать структурно-функциональный подход, то есть направление, при котором каждому элементу системы присущи свои особенности, в соответствии с чем, исследование можно сосредоточить не на взаимодействии составляющих системы, а на особенностях составных компонентов. В этом случае структурно-функциональный подход рассматривается как основа системного подхода и базируется на взаимозависимости функции и структуры в процессе развития экономической системы при определяющей роли функции системы по отношению к ее структуре. Результаты и обсуждение

Алгоритм структурно-функционального подхода к детализации мотивационного расширения ЛгсЫМа1е представлен на рисунке 1. Рассмотрим алгоритм структурно-функционального подхода к

детализации мотивационного расширения ArchiMate более подробно. Исследование структуры моти-вационного расширения включает в себя следующие аспекты: позиционирование ArchiMate - сравнение с другими стандартами The Open Group; соотношение слоев, аспектов языка и функциональных предметных доменов; механизм расширения языка; покрытие фаз метода разработки архитектуры TOGAF понятиями языка ArchiMate.

Алгоритм структурно-функционального подхода к детализации мотивационного расширения

1 этап. Исследование структуры мотивационного расширения

2 этап. Исследование элементов мотивационно расширения и их функциональных характеристик

3 этап. Оценка необходимости детализации элементов системы и их функций

4 этап. Представление детализированной системы мотивационного расширения

Рис.1. Алгоритм структурно-функционального подхода к детализации мотивационного расширения ArchiMate

Исследование элементов мотивационного расширения и их функциональных характеристик включает в себя исследование элементов расширения, связанных с мотивацией, а также оценку способов представления элементов, связанных с мотивацией. Оценка необходимости детализации элементов системы и их функций подразумевает анализ «узких мест» элементов мотивационного расширения, выявление и систематизацию внешних и внутренних факторов, влияющих на разработку архитектурных решений, выявление основных противоречий модели мотивационного расширения, а также выявление элементов, требующих детализации. Качественная проработка первых трех этапов позволит приступить к разработке детализированной системы мотивационного расширения, включающей в себя элементы, отражающие специфику отраслевых архитектурных решений (на примере сферы торговли).

Первый этап. Язык ArchiMate разработан в Нидерландах в рамках исследовательского проекта Telematica Instituut в 2002-2004 гг. В 2008 году право собственности и дальнейшего развития ArchiMate было передано консорциуму The Open Group, активно развивающему стандарт архитектуры предприятия TOGAF [2]. Позиционирование языка ArchiMate относительно других стандартов The Open Group представлено на рисунке 2.

Модели BSC Модели 5 Forces SWOT-анализ

Модели ! ArchiMate |

I__________________I

! Модели BPMN j j Модели UML !

| Модели ERD |

Рис. 2. Позиционирование языка ArchiMate

Следует отметить, что ArchiMate не фокусируется на языках реализации, не заменяет процессные нотации, а дополняет их. При этом у ArchiMate гораздо шире обзор, но значительно меньше возможностей для детализации. TOGAF и ArchiMate являются стандартами The Open Group, которые непосредственно

в=> в=> в=> в=>

Стратегия развитш

о Г

Архитектура сетевой компании

О -Û

Моделирование и реализация

относятся к разработке архитектуры предприятия. ТОвАБ обеспечивает метод разработки архитектуры, в состав которого входят разделенный на фазы процесс разработки, руководства и техники [2]. АгсЫМа1е обеспечивает язык с необходимыми элементами и графическими обозначениями для моделирования архитектур. Компоненты объединенного подхода ТОвАБ и АгсЫМа1е представлены на рисунке 3.

TOGAF

Процесс

Способы \ представления J

Язык

ArchiMate

Репозиторий, референтные модели

Рис. 3. Компоненты объединенного подхода TOGAF и ArchiMate

Основная цель языка в контексте методологии ТОвАБ - представление архитектурных моделей. АгсЫМа1е дополняет ТОвАБ, обеспечивая необходимый набор понятий и обозначений. С включением двух расширений язык полностью покрывает все фазы метода разработки архитектуры ТОвАБ. Процессы создания и развития, управления изменениями и контроля реализации архитектурных решений интегрированы в единых архитектурный цикл, представленный на рисунке 4 [2].

Понятия расширения, связанного с мотивационными факторами

Понятия расширения, связанного с реализацией и переходом

Рис. 4. Покрытие фаз метода разработки архитектуры TOGAF понятиями языка ArchiMate

В рамках консорциума The Open Group продолжаются работы по развитию ArchiMate и сближению его спецификации со спецификацией TOGAF[2]. Механизм расширения языка может быть классифицирован следующим образом: механизм профилирования (добавление дополнительных атрибу-

тов к существующим понятиям); механизм специализации (определение новых понятий на основе уже существующих).

Второй этап. Исследование элементов мотивационно расширения и их функциональных характеристик представлено на рисунке 5.

Элемент

Стейкхолдер

Драйвер

Функциональная характеристика

Заинтересованная в достижении цели сторона (роль)

Создает, мотивирует и питает изменения в компании

Оценка

Цель

Требование

Ограничение

Принцип

Изложение потребности, которая должна быть реализована

Ограничение способа реализации

Нормативное свойство

Результат анализа драйвера

Результат, достичь которого необходимо стейкхолдерам

Рис. 5. Основные элементы мотивационного расширения

Третий этап. В процессе проведения оценки необходимости детализации элементов системы и их функций следует провести анализ элементов мотивационного расширения, выявить и систематизировать внешние и внутренние факторы, влияющие на разработку архитектурных решений, выявить основные противоречия модели мотивационного расширения и элементы, требующие детализации [1].

Анализ позволил выявить следующие проблемы: заниженный уровень детализации, связанный с тем, что атрибуты, свойства, параметры отсутствуют, а декомпозиция применяется по возможности ограничено; расширение содержит недостаточное количество объектов в части описания данных; отсутствуют объекты для описания рисков и контрольных процедур; в программе отсутствует возможность непосредственного перехода от объекта к детализирующей его модели; методология описания бизнес-процессов нуждается в расширении (отсутствие полноценных нотаций для детального моделирования бизнес-процессов по аналогии с ЕРС и БРМК) [1].

Следует заметить, что основные недостатки мотивационного расширения связаны в первую очередь с неизбежными упрощениями, ограничениями и даже субъективными искажениями. Однако данные неточности могут быть оправданны, поскольку основное предназначение архитектуры предприятия заключается в комплексном видении, в возможности связать разнородные сущности и добиться общего их видения у различных заинтересованных лиц (стейкхолдеров) [5]. Предлагаемая детализация элементов мотивацион-ного расширения для реализации отраслевых архитектурных решений (на примере сферы торговли) может стать компромиссом между детальностью проработки и читаемостью моделей [3].

Четвертый этап. Рассмотрим представление детализированной системы мотивационного расширения для реализации отраслевых архитектурных решений более подробно. Использование предлагаемой детализации позволит существенно сократить время на разработку архитектурных решений для конкретных сетевых торговых компаний. На рисунке 6 представлена детализация основных стейкхол-деров сетевых торговых компаний.

Оценка основных стейкхолдеров является очень важным этапом разработки архитектурных решений, поскольку понимание и выделение групп людей, способных влиять на бизнес или отдельный проект, позволяют четко структурировать и оптимизировать процесс управления. Анализ заинтересованных лиц позволяет определить интересы всех стейкхолдеров, которые могут повлиять на проект и

потенциальные сложности [4]. На рисунке 7 представлена детализация драйверов, систематизированная на основании анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на разработку архитектурных решений сетевых торговых компаний.

Рис. 6. Детализация основных стейкхолдеров сетевых торговых компаний

Рис. 7. Детализация внешних и внутренних драйверов сетевых торговых компаний

Следует заметить, что в ряде случаев внешние и внутренние драйверы могут вызывать сильные разнонаправленные движения, что может негативно сказываться на деятельности сетевых компаний и требует их тщательной оценки [4]. На рисунке 8 представлена детализация результатов оценки внутренних и внешних драйверов сетевых торговых компаний.

Рис. 8. Детализация результатов оценки внутренних и внешних драйверов сетевых торговых компаний

Устойчивый рост и масштабирование бизнеса сетевых торговых компаний возможны только благодаря полной стандартизации процессов и постоянному повышению операционной эффективности. Поэтому оптимальных результатов достигают только те сетевые компании, где построена гибкая операционная модель управления и внедряются передовые программные разработки, поскольку общий тренд технологического развития в настоящее время - максимальная мобильность бизнеса и использование технологий во всех процессах и направлениях [7]. На рисунке 9 представлена детализация целей и результатов деятельности сетевых торговых компаний.

В настоящее время достаточно сложные экономические условия для ведения коммерческой деятельности в сфере розничной торговли требуют от всех участников рынка мобилизации своих внешних и внутренних резервов. В этой ситуации эффективное управление становится одной из ключевых составляющих успешного ведения бизнеса сетевых торговых компаний. Решение задачи построения оптимальной системы управления невозможно без разработки четких требований, политик и процедур в отношении взаимодействия с поставщиками и партнерами на корпоративном уровне, оценки соответствия требованиям регламентов, утвержденных стейкхолдерами компании, без обеспечения потребности отдельных подразделений (исполнителей бизнес-процессов) в своевременном предоставлении необходимой информации, исключения дублирования функций в процессе управления, обеспечения защиты информации и персональных данных в соответствии с законодательством, сокращения издержек и повышения эффективности деятельности компании.

В этих условиях архитектура предприятия постепенно становится основой системы управления практически любой компании, поскольку от того, насколько эффективно она выстроена, существенно зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности. ЛгсЫМа1е является мощным и в то же время достаточно простым в использовании средством коммуникации между представителями бизнеса и программистами, позволяющим преодолеть проблему однозначного понимания информации заинтересованными лицами при построении архитектурных решений [6].

Предлагаемая детализация основных элементов мотивационного расширения позволит сделать графику нагляднее, глубже и проще для восприятия, данные графические нотации станут более информативны. Детализированные элементы, как и основные элементы ЛгеЫМа1е, кроме самой графики, могут содержать краткие и однозначные текстовые пояснения, что позволит на одной схеме пояснить всем заинтересованным лицам суть архитектурного решения и существенно сократить время на разработку конкретных проектов.

Заключение

Представленная в исследовании разработка структурно-функционального подхода к детализации мо-тивационного расширения ЛгеЫМа1е позволит оптимизировать затраты на разработку и реализацию отраслевых архитектурных решений.

Рис. 9. Детализация целей и результатов деятельности сетевых торговых компаний

ЛИТЕРАТУРА

1. Портал о ритейле. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.retail.ru/articles (дата обращения 10.09.2021).

2. ArchiMate - стандарт The Open Group. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/itm/EA_ ArchiMate (дата обращения 10.09.2021).

3. Воронова О.В., Ильин И.В. Совершенствование бизнес-модели сетевого FMCG-ритейла на основе процессного подхода // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 2 (116). С. 74-82.

4. Воронова О.В., Ильин И.В. Агрегированная модель мотивационного расширения для построения архитектурных решений сетевого ритейла БМСв-сегмента // Экономика и управление. 2019. № 2 (160). С. 78-85.

5. Ильин И.В., Левина А.И., Ильяшенко В.М., Ильяшенко О.Ю. Модель мотивационного расширения цифровой трансформации российского бизнеса // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 8 (98). С. 127-131.

6. Левина А.И., Борреманс А.Д., Лепехин А.А. Функционально-ориентированное проектирование информационных систем инфраструктурноемких предприятий // Перспективы науки. 2018. № 11 (110). С. 35-39.

7. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. М.: Альпина Паблишер, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.