Научная статья на тему 'Разработка стратегий устойчивого развития регионов Республики Беларусь: проблемы и перспективы'

Разработка стратегий устойчивого развития регионов Республики Беларусь: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
925
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) / Республика Беларусь / регион / проблемы / устойчивое развитие. / national strategy of sustainable development / Republic of Belarus / region / problems / sustainable development.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегий устойчивого развития регионов Республики Беларусь: проблемы и перспективы»

Русак И.Н.

к.э.н., доцент, Белорусский государственный экономический университет, г. Минск

[email protected]

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: национальная стратегия устойчивого развития (НСУР), Республика Беларусь, регион, проблемы, устойчивое развитие.

Keywords: national strategy of sustainable development, Republic of Belarus, region, problems, sustainable development.

В развитых странах мира тематика регионального стратегического планирования занимает важное место при разработке прогнозных и программных документов социально-экономического развития. В частности, в Европейском Союзе разработана Стратегия развития регионов на период до 2020 года (Стратегия «Умной специализации»), Стратегия в области энергетики и борьбы с изменением климата до 2030 года1.

В Республике Беларусь уделяется значительное внимание разработке стратегических документов (НСУР-2010, НСУР -2020, НСУР-2030, НСУР-2035).

Впервые Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года (далее - НСУР - 2010) была разработана и одобрена Правительством Республики Беларусь в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.).

Следующим этапом была разработка Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (далее - НСУР - 2020), утвержденной Правительством Республики Беларусь в 2004 г.2

В НСУР - 2020 получили развитие основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь, в частности «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г.», «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.», «Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001-2020 гг.», «Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг.», «Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь», «Концепция национальной безопасности Республики Беларусь» и ряд других целевых и отраслевых программ3.

Последний вариант Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года был одобрен Правительством Республики Беларусь в 2015 г. Структура и содержание НСУР-2030 основаны на принципе преемственности задач и приоритетов, определенных в НСУР-2020, Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года и иных программных документах на средне- и долгосрочную перспективу, а также принятых критериев экономической безопасности страны. Стратегия учитывает программные документы на средне- и долгосрочную перспективу стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и основных торговых партнеров4. Таким образом последний вариант НСУР Республики Беларусь учитывает международный аспект и базируется на нормативно-правовых актах ЕАЭС.

На данный момент в связи с присоединением Республики Беларусь к государствам-членам ООН, которые приняли Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка-2030) и активному осуществлению данной Повестки - 2030 на самом высоком уровне, происходит пересмотр НСУР-2030 и разрабатывается Концепция НСУР-2035, соответствующая Целям устойчивого развития (ЦУР)5.

Если рассматривать региональный аспект реализации НСУР (табл. 1), то необходимо отметить, что только в последнем варианте Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь нашло отражение рассмотрение вопросов перехода к устойчивому развития на уровне районов Республики Беларусь.

1 European Commission Joint Research Centre. - http://ec.europa.eu/dgs/jrc/index.cfm

2 Богданович А.В. Региональная политика Республики Беларусь на современном этапе // Белорусский экономический журнал. 2016. - № 4. - С. 63-74.

3 Национальный правовой портал Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - http://www.pravo.by

4 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года / НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2015. - 143 с.

5 Повестка Дня в области устойчивого развитии на период до 2030 года. - http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp? symbol=A/RES/70/1&referer=http://mfa.gov.by/mulateral/sdg/&Lang=R

В НСУР-2010 и НСУР-2020 вопросы устойчивого развития были прописаны только на уровне областей, а разработка стратегий устойчивого развития (в том числе и на уровне районов) подразумевается только в НСУР-2030.

Таблица 1

Региональный аспект Национальных стратегий устойчивого социально-экономического развития

Республики Беларусь

НСУР-2010 НСУР-2020 НСУР-2030

Политика регионального развития (2016-2020) Территориальное размещение производительных сил (2021-2030)

населенные пункты, социальная и производственная инфраструктура потенциал регионов, система расселения, уровень развития инфраструктуры населенных мест формирование и поддержка региональных центров развития размещение новых производств и объектов сферы услуг

рациональное использование земельных ресурсов и устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских районов развитие проблемных регионов, преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС сокращение межрегиональной дифференциации в уровне жизни населения формирование промышленных площадок, производственной и социальной инфраструктуры

региональные и местные инициативы устойчивого развития программы устойчивого развития регионов структурная перестройка региональной экономики приоритетное размещение производительных сил и социальных инфраструктурных объектов вдоль международных транспортных коридоров

территориальное планирование и совершенствование системы управления населенными пунктами территориальное планирование и совершенствование системы управления регионами и населенными пунктами создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности формирование территориальных производственных кластеров и интегрированных структур в виде холдингов, промышленных зон

региональные и местные инициативы обеспечения устойчивого развития укрепление ресурсной базы местных бюджетов размещение предприятий по углубленной переработке сельскохозяйственной продукции

преодоление инфраструктурных и институциональных барьеров в социально-экономическом развитии регионов дальнейшее развитие агрогород-ков

повышение эффективности и финансовой устойчивости градообразующих организаций малых и средних городских поселений

рациональное размещение производительных сил в регионах

Особенности перехода к устойчивому развитию регионов

в каждой области и г. Минске разрабатывались региональные аспекты НСУР в каждой области необходимо разработать и реализовать программу устойчивого развития регионов предполагается разработка и реализацию во всех административно-территориальных единицах областей местных стратегий устойчивого развития на принципах партнерства местных органов власти и общественности

Источник: собственная разработка на основе НСУР-2010, НСУР-2020, НСУР-2030.

Как показал сравнительный анализ Национальных стратегий устойчивого развития Республики Беларусь, региональный аспект устойчивого развития на данный момент раскрыт только на начальной стадии процесса перехода к устойчивому развитию. На региональном уровне отсутствуют официально утвержденные Стратегии устойчивого развития не только районов Республики Беларусь, но и областей. Однако необходимо отметить положительный опыт реализации международных проектов технической помощи ЕС/ПРООН совместно с Министерством экономики и его структурными подразделениями в области разработки стратегий устойчивого развития областей и паспортов территориально-ориентированного развития районов: благодаря данному проекту разработаны Стратегии устойчивого развития всех шести областей Республики Беларусь и г. Минска, паспорта территориально-ориентированного развития всех 118 районов страны1. Как показывает тенденция, некоторые органы местного управления и самоуправления (к сожалению, не все) приняли к сведению предложенные в вышеназванных документах меры по реализации перехода к устойчивому развитию областей и районов.

Переход к устойчивому развитию на региональном уровне является достаточно трудоемким и сложным, особенно для страны, которая стала независимой в 1991 году и разрабатывает свою политику перехода к устойчивой ры-

1 Официальный сайт проекта ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь». - М1р:/М-тЪе1агш.Ъу; Территориально-ориентированный подход к развитию территорий как инструмент устойчивого развития на местном уровне / И.Н. Русак, Н.В. Ефременко, Л.С. Соколовская, К.С. Сергеева // Информационный пакет в 2 ч. В рамках проекта ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь». - Минск, 2016. Ч. 1-2. - 154 с.

ночной экономике. Отметим, что региональный аспект устойчивого развития в значительной мере раскрыт только в НСУР-2030. Однако существует ряд проблем в разделе 7 НСУР-2030 (раздел, посвященный региональному устойчивому развитию):

1. Происходит частичное дублирование задач по достижению целей НСУР-2030.

2. Сокращение межрегиональной дифференциации в уровне жизни населения подразумевает создание новых высокопроизводительных рабочих мест на всей территории области, однако, в некоторых целях четко и ясно выражена тенденция поддержки региональных центров развития, подразумевающая создание высокопроизводительных рабочих мест в отдельных районах, определенных как центры роста.

3. НСУР-2030 подразумевает развитие градообразующих организаций. Однако в Республике Беларусь на законодательном уровне отсутствует закрепление категорий «моногород» и «монопрофильный город», что является сдерживающим фактором для развития городов и городских поселений, в которых основная часть населения занята в одной крупной организации. Нет возможности вводить такую практику, как, к примеру, территории опережающего экономического развития (РФ), что будет способствовать сокращению межрайонной дифференциации и способствовать созданию условий поддержки депрессивных и отсталых территорий.

4. Недостаточное внимание в НСУР-2030 уделяется поддержке региональных центров развития во взаимосвязи с выделенными центрами экономического регионального развития в Государственной схеме комплексной территориальной организации Республики Беларусь до 2030 года.

5. Незначительное внимание уделено в НСУР-2030 приграничным территориям, которые существуют во всех областях Республики Беларусь (за исключением Минской области) и являются стратегическими территориями, обеспечивающими военно-политическую безопасность страны.

В качестве заключения хотелось бы сказать о значительных изменениях в области регионального устойчивого развития в Республике Беларусь за последние двадцать лет. Возможно, переход к устойчивому развитию происходит более медленными темпами, чем планировалось, однако, Правительство Республики Беларусь выбрало правильный путь, согласно которому все большее внимание уделяется региональной составляющей устойчивого развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.