Труды БГТУ, 2018, серия 5, № 1, с. 23-27
23
УДК 502.131
Н. А. Масилевич
Белорусский государственный технологический университет
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
В статье обоснована актуальность внедрения стратегии, целей и принципов устойчивого развития Республики Беларусь на региональном уровне. Обозначены правовые основы и факторы успешной реализации национальной стратегии устойчивого развития на региональном уровне. Изложены основы построения национальной системы управления для достижения целей устойчивого развития. Дана интерпретация категории «устойчивое развитие региона».
Разработаны структура и содержание типовой региональной программы устойчивого развития с целью дальнейшей ее имплементации в программу социально-экономического развития административного района (на примере Кличевского района Могилевской области).
Для общей оценки уровня и тенденции устойчивого развития региона предложен агрегированный индикатор устойчивого развития, который представляет собой изменение величины регионального капитала, учитывающее изменения экологического, экономического и человеческого капиталов (потенциалов) региона. В статье обозначены современные инструменты регулирования финансового обеспечения устойчивого развития региона (района).
Сформулированы выводы относительно предпочтения концепции «сильной» устойчивости, когда достаточность экологических ресурсов признается фундаментальным необходимым условием развития любой сферы человеческой деятельности, социальных и экономических систем.
Ключевые слова: устойчивое развитие, стратегия, имплементация, региональный уровень.
N. А. Masilevich
Belarusian State Technological University
IMPLEMENTING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT STRATEGY OF BELARUS AT THE REGIONAL LEVEL
The article substantiates the urgency of implementing the strategy, objectives and principles of sustainable development of the Republic of Belarus at the regional level. Legal bases and factors of successful implementation of the national sustainable development strategy at the regional level are indicated. The principles of building a national management system for the achievement of the goals of sustainable development are outlined. The interpretation of the category "sustainable development of the region" is given.
The structure and content of a model regional program of sustainable development have been developed with the aim of further implementing it in the program of social and economic development of the administrative district (exemplified with the Klichev district of the Mogilev region).
For an overall assessment of the level and trend of sustainable development of the region, an aggregated indicator of sustainable development is proposed, which involves measuring the magnitude of regional capital, taking into account changes in the environmental, economic and human capital (potentials) of the region. The article outlines modern tools for regulating the financial provision of sustainable development of the region (district).
Conclusions are drawn regarding the preference for the concept of "strong" sustainability, when the sufficiency of environmental resources is recognized as a fundamental necessary condition for the development of any sphere of human activity, social and economic systems.
Key words: sustainable development, strategy, implementation, regional level.
Введение. Республика Беларусь является активным участником всемирного движения по обеспечению внедрения идей и принципов устойчивого развития (УР). Важнейшим инструментом этого процесса выступает разработка и реализация Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР-2030).
В связи с необходимостью учитывать риски и вызовы, которые стоят перед регионами,
местные органы управления ощущают потребность в разработке региональных стратегий и программ устойчивого развития. Актуальность разработки этих стратегий и программ обусловлена также необходимостью учитывать мнение общественных организаций, населения, экологических движений, выступающих за гармоничное эколого-социально-экономическое развитие каждой территории страны [1].
Основная часть. Международные эксперты отмечают системный подход Беларуси к достижению целей устойчивого развития (ЦУР). У нас создана архитектура управления достижением ЦУР, которая выстроена по вертикали и горизонтали. В нее входят национальный координатор, Совет по устойчивому развитию, в котором сформированы группы по четырем направлениям - экономическому, социальному, экологическому, мониторингу и оценке.
За пределами Совета по устойчивому развитию, но работая вместе с ним, созданы парламентская группа и партнерская группа, в которую входят общественные объединения. Образованы региональные группы, возглавляемые членами Совета по устойчивому развитию -заместителями председателей облисполкомов и Минского горисполкома.
Основные условия для достижения целей устойчивого развития - это партнерство, солидарность, взаимодействие на глобальном и региональном уровнях.
Европейской сетью устойчивого развития были обобщены семь базовых принципов им-плементации стратегии устойчивого развития (СУР), которыми должны руководствоваться разработчики СУР: общее видение будущего и стратегические цели; высокая степень политической поддержки; горизонтальная и вертикальная интеграция; партиципация (широкий круг участников и широкий спектр форматов участия); механизмы внедрения и поиск ресурсов; мониторинг, оценка и корректировка [2].
Реализация идей устойчивого развития на различных административных уровнях осуществляется разными способами, адекватными для соответствующего уровня. Так, руководством к действию являются местные повестки муниципалитетов, стратегии УР административно-территориальных единиц и целых стран и, конечно, международные соглашения.
Общепринятых правил относительно формирования на названных уровнях способов деятельности, ориентированных на ближайшую и отдаленную перспективу, не существует. Однако факторами успешности внедрения СУР могут выступать: создание управленческих структур и органов, отвечающих за ее реализацию, введение новых управленческих должностей и функций, а также четкое обозначение сфер взаимодействия между существующими структурами и инновационными концепциями УР.
Для имплементации СУР существенную роль играют систематичность действий, возможности использования существующих структур управления, а также ее совместимость интересов участвующих и заинтересованных субъектов. При этом следует учитывать, что все
в большей мере находит поддержку концепция «сильной» устойчивости, когда (в противоположность «слабой» устойчивости) природные ресурсы признаются фундаментальным условием развития любой сферы человеческой деятельности. Это означает, что нельзя допустить необратимого разрушения человеком экологических ресурсов планеты, поскольку иначе становится немыслимым функционирование социальных и экономических систем. Другими словами, не может быть экономики без общества, общества - без экологии [2, 3, 5].
Под устойчивым развитием региона следует понимать социально-экономический прогресс в регионе, при котором обеспечивается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей, проживающих на территории региона, без лишения такой возможности будущих поколений (жителей региона) и сокращения регионального, прежде всего природного (в том числе экологического) капитала, без ущерба интересам устойчивого развития прилегающих территорий и устойчивого развития страны [2, 3].
В ходе исследований разработаны структура и содержание типовой региональной программы устойчивого развития с целью дальнейшей ее имплементации в программу социально-экономического развития административного района (на примере Кличевского района Могилевской области) [4].
В результате исследований были изучены действующая нормативно-правовая база, общая система и схема документов планирования в Республике Беларусь, включая проект Закона об индикативном планировании.
Разработка региональной программы устойчивого развития должна осуществляться в соответствии с законодательной базой страны, а именно: Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г., Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг., Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», Стратегией развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на 20172020 гг. и на период до 2025 г., а также решениями правительства и Президента Республики Беларусь по важнейшим направлениям экономического и социального развития страны, рациональному использованию природных ресурсов.
НСУР-2030 содержит индикаторы - количественные ориентиры устойчивого развития страны. Это ключевые показатели, которые включены в систему мониторинга, анализа и принятия решений в области экологической, социальной и экономической политики. Естественно, НСУР-2030 будет реализована только в том случае, если этой стратегии будут придерживаться в регионах и городах.
С учетом ЦУР и общих положений программных документов по устойчивому развитию Республики Беларусь в качестве основных направлений в региональной программе устойчивого развития должны найти отражение:
- особенности территорий и использование местных природных ресурсов в контексте устойчивого развития; оценка экологической емкости и экологического каркаса территории;
- стратегические цели и задачи, долгосрочные и краткосрочные факторы, индикаторы устойчивого развития региона и их динамика;
- общая оценка уровня и тенденции устойчивого развития региона на основе агрегированного индикатора устойчивого развития региона, который может быть представлен как изменение величины регионального капитала;
- возможные направления активизации предпринимательского потенциала территории; развитие малого и среднего бизнеса в контексте принципов «зеленой» экономики;
- развитие сельского, экологического, охотничьего и других видов туризма; развитие особо охраняемых природных территорий с учетом их значимости и ценности в мировом масштабе;
- показатели сбалансированности экономики и экологизации производства, обоснование формирования секторов «зеленой» экономики (органического сельского хозяйства и др.) [6];
- применение кластерного подхода как наиболее прогрессивного и эффективного подхода к региональному развитию в условиях нестабильности внешней среды;
- финансовое обеспечение реализации региональной программы устойчивого развития.
Программа должна обозначить главные направления и механизмы сохранения и наращения экологического потенциала территории.
Для общей оценки уровня и тенденции устойчивого развития региона предлагается использовать агрегированный индикатор устойчивого развития региона, который представляет собой изменение величины регионального капитала, учитывающее изменения экологического, экономического и человеческого капиталов (потенциалов) региона:
ЛРК = ЛЭколК + ЛЭконК + ЛЧелК,
где ЛРК - изменение величины регионального капитала, %; ЛЭколК - изменение величины экологического капитала, %; ЛЭконК - изменение величины экономического капитала, %; ЛЧелК - изменение величины человеческого капитала, %.
При формировании региональной программы устойчивого развития следует обратить внимание на диверсификацию источников финансирования и соблюдение баланса между привлекаемым объемом финансовых ресурсов и потребностями территории в финансировании.
Финансовые ресурсы региона (района) включают ресурсы местных бюджетов, дотации и субсидии вышестоящих бюджетов, ресурсы целевых бюджетных и внебюджетных фондов, средства предприятий, населения, кредитные ресурсы и др.
Традиционные источники финансирования инвестиций в основной капитал, которые зафиксированы в пятилетних программах развития региона (района), - это средства консолидированного бюджета; собственные средства организаций; кредиты (займы) банков (без кредитов иностранных банков), кредиты по иностранным кредитным линиям; средства населения; иностранные инвестиции; средства внебюджетных фондов; прочие источники.
Для финансового обеспечения устойчивого развития района возможно предусмотреть в региональной программе следующие современные меры и инструменты:
1) государственно-частное партнерство (ГЧП) в части реализации крупных промышленных и инфраструктурных проектов (государственно-частное партнерство как долгосрочное (10-30 лет) сотрудничество государства и бизнеса для реализации важных проектов с помощью инноваций, капитала и ресурсов частного бизнеса).
При этом необходимо обеспечить направленность финансовой активности частного бизнеса на поддержку и стимулирование инвестиционной активности, модернизацию, техническое перевооружение и реконструкцию производства, внедрение инноваций;
2) развитие венчурного финансирования, связанного с инновационными проектами; создание венчурной инновационной компании и венчурного инновационного фонда, финансирующего район или группу небольших районов (в том числе совместно с зарубежными партнерами);
3) создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций; использование инвестиционного налогового кредита для поощрения капиталовложений в экономику района, в прогрессивные экологоориентированные сектора экономики,
требующие новых инвестиций, и создание инновационных кластеров;
4) реализация пилотных проектов по устойчивому развитию территории региона (района) с привлечением финансовой международной технической помощи Европейского союза;
5) создание фонда местного (территориального) развития, где будут аккумулироваться финансовые ресурсы, в том числе международных экономических структур (банков, фондов и т. п.), для решения различных региональных проблем;
6) комбинированное использование средств бюджета, республиканского централизованного и местных инновационных фондов для финансирования программ научных исследований и инновационных проектов;
7) целевое финансирование научных исследований по устойчивому развитию района в рамках научно-технических программ (государственных, отраслевых, региональных);
8) создание целевых бюджетных и внебюджетных фондов (например, фонд поддержки предпринимателей, дорожный фонд, фонд поддержки экологических инициатив и т. п.) или создание частных фондов местного развития (в рамках действующего законодательства);
9) привлечение грантов, средств фондов ЕАЭС, Союзного государства, других международных интеграционных объединений для финансирования инновационных проектов, являющихся перспективными с точки зрения потенциального экономического эффекта и высоко-
технологичного экологоориентированного развития экономики района;
10) сохранение и расширение действующего льготного налогового режима для субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры; налоговые льготы для районов с особыми экологическими условиями, например, пострадавшими от аварии на ЧАЭС; финансовые санкции для организаций, загрязняющих окружающую среду [1].
Заключение. Таким образом, предпочтительно придерживаться концепции «сильной» устойчивости, когда экологические ресурсы, их сохранность и достаточность признаются фундаментальным условием развития общества как на глобальном, так и на региональном уровнях.
Программа устойчивого развития должна обозначить главные направления и механизмы сохранения и наращения экологического потенциала территории; предусматривать формирование в регионе многосекторной экономики, базирующейся на инновационных производственных и социальных технологиях, обеспечивающих переход к новым стандартам качества жизни и среды обитания населения; обоснование формирования секторов «зеленой» экономики (органического сельского хозяйства и др.); создание новых «точек роста» с эффективной их имплементацией в региональную экономику при устойчивом использовании местных природных ресурсов, развитии научно-технического потенциала, малого и среднего предпринимательства.
Литература
1. Неверов А. В., Варапаева О. А., Масилевич Н. А. Концепция управления экологическими рисками в системе устойчивого природопользования // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2017. № 2. С. 20-24.
2. Методическое пособие по разработке стратегий устойчивого развития районов и городов областного подчинения в Республике Беларусь. Минск: ГНУ НИЭИ Минэкономики Респ. Беларусь, 2015. 67 с.
3. Неверов А. В., Масилевич Н. А. Оценка устойчивости развития экологоориентированного региона // Труды БГТУ. 2016. № 7: Экономика и управление. С. 98-103.
4. Масилевич Н. А. Социально-экономическая оценка Кличевского района как объекта исследования для развития органического земледелия // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2017. № 1. С. 190-194.
5. Равино А. В. Экономика изменения климата // Труды БГТУ. 2016. № 7: Экономика и управление. С.158-162.
6. Равино А. В. Принципы и критерии органического сельского хозяйства // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2017. № 1. С. 195-199.
References
1. Neverov А. V., Varapaeva O. A., Masilevich N. A. Concept of environmental risks management in the system of sustainable natural resources management. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], series 5, Economics and Management, 2017, no. 2, pp. 20-24 (In Russian).
2. Metodicheskoye posobiye po razrabotke strategiy ustoychivogo razvitiya rayonov i gorodov oblastnogo podchineniya v Respublike Belarus' [Methodological manual on the development of sus-
tainable development strategies of districts and cities of oblast subordination in the Republic of Belarus]. Minsk, GNU NIEI Minekonomiki Respubliki Belarus' Publ., 2015. 67 p.
3. Neverov A. V., Masilevich N. А. Sustainablity assessment of the development of an e^logical^ oriented region. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], 2016, no. 7: Economics and Management, pp. 98-103 (In Russian).
4. Masilevich N. A. Social and economic assessment of Klichau district as research object for developing organic farming. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], series 5, Economics and Management, 2017, no. 1, pp. 190-194 (In Russian).
5. Ravino A. V. Climate change economics. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], 2016, no. 7: Economics and Management, pp. 158-162 (In Russian).
6. Ravino A. V. Principles and criteria of organic agriculture. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], series 5, Economics and Management, 2017, no. 1, pp. 195-199 (In Russian).
Информация об авторе
Масилевич Наталья Александровна - кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: nam.fin@tut.by; masilevich@belstu.by
Information about the author
Masilevich Natal'ya Аleksandrovna - PhD (Biology), Associate Professor, Assistant Professor, the Department of Management, Business Technology and Sustainable Development. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: nam.fin@tut.by; masilevich@belstu.by
Поступила 16.02.2018