РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ О.В. Рыбкина, канд. экон. наук, доцент e-mail: [email protected] В.В. Болознев, студент e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет
В материалах статьи рассмотрены теоретические подходы к определению сущности стратегии экономической безопасности предприятия, проведен анализ научной литературы и нормативной базы, составляющих основу стратегического управления потенциалом предприятия, обобщены результаты исследования системы управления рисками экономической безопасности ЗАО «Орбита»
Ключевые слова: стратегия экономической безопасности предприятия, стратегическое управление, угрозы экономической безопасности предприятия
DEVELOPMENT OF STRATEGY OF ECONOMIC SECURITY
OF ENTERPRISE O.V. Rybkina, Candidate of Economic, Assistant Professor
e-mail: [email protected]
V.V. Boloznev, Student
e-mail: [email protected]
Voronezh State Technical University
The article describes theoretical approaches to definition of essence of the strategy of economic safety of the enterprise, the analysis of scientific literature and regulatory frameworks that form the basis of strategic management of enterprise potential, summarizes the results of a study of the risk management system of economic security of JSC "Orbita"
Key words: strategy of economic security of enterprise, strategic management, threats to economic security of enterprise
Потребность в безопасности - это главная, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, так и государства, так и общества. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирования граждан, предприятия, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности. И для защиты предприятия от внешних и внутренних угроз, мы рассмотрим Стратегию экономической безопасности, как основой обеспечения этой отрасли.
Стратегия развития предприятия - это путь достижения поставленных целей и реализации задач. Это долгосрочный план без конкретизации этапов, методов и тактических действий. Разработка стратегии необходима для адаптации бизнеса к меняющейся внешней и внутренней среде в условиях рынка.
В современной научной литературе понятие «экономическая безопасность» достаточно часто выводят непосредственно из более общей категории «безопасность» (перевод с греческого значит «владеть ситуацией»). На законодательном уровне в России
тематика экономической безопасности впервые была обозначена в законе № 2446-1 от 5 марта 1992 г.
«О безопасности» (28 декабря 2010 года № 390-ФЗ), который установил понятия безопасности, объектов и субъектов, угрозы и обеспечения безопасности.
Экономическая безопасность предприятия - это защищенность его деятельности от негативных влияний внешней среды, а также возможность быстро устранить разнообразные угрозы или приспособиться к существующим условиям, которые не отражаются негативно на его деятельности. Содержание этого понятия содержит в себе систему средств, которые обеспечивают экономическую стабильность предприятия, а также способствуют повышению уровня благосостояния работников [3].
Главная цель экономической безопасности предприятия заключается в том, чтобы гарантировать его стабильное и максимально эффективное функционирование в настоящем времени и высокий потенциал развития в будущем. Достижение этой цели возможно, если система будет выполнять определенную последовательность функций: аналитическую; нормативно- правового обеспечения; организационно-
административную; плановую; учетно-контрольную; информационную.
Теперь рассмотрим, какие существуют правовые документы, касающиеся стратегии экономической безопасности предприятия.
Развитие обеспечения экономической безопасности получило в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 (далее - Стратегия) [1].
В Стратегии подчёркнута ее связь со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.
№ 683. Стратегия пополнила перечень стратегических документов с ориентацией на реализацию стратегических национальных приоритетов РФ.
Сделана попытка определить основные вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации. Сформулированы цели и основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. В Стратегии предложены определения основных понятий. В частности экономическая безопасность трактуется как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз. Несмотря на то, что в научной литературе в последнее время доминирует точка зрения, в соответствии с которой экономическая безопасность понимается через «состоянии, предложенное определение в достаточной степени обосновано в виду наличия в нем ограничений «защищенности» экономическим суверенитетом страны, единством ее экономического пространств и условиями для реализации стратегических национальных приоритетов РФ [1].
Также в Стратегии определены «экономический суверенитет Российской Федерации», «национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере». Особый интерес представляет определение понятий «угроза», «вызовы» и «риски».
Следует отметить новый качественный уровень подготовленной Стратегии, в том числе за счет учета результатов научных исследований. Однако для реализации положений Стратегии, включая формирование мер организационного, нормативно - правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, а также совершенствования механизмов мониторинга и оценки ее состояния, необходимо продолжение исследования экономической безопасности. Требуется развитие ее теоретических и методологических основ, развития прикладных направлений теории экономической безопасности, к примеру, теории экономической безопасности региона, муниципального образования, отрасли [1].
Таким образом, на основании нескольких определений стратегии и экономической безопасности, можно объединить данное понятие. Стратегия экономической безопасности - это совокупность наиболее значимых решений, направленных на обеспечение приемлемого уровня безопасности функционирования предприятия, нацеленные на предотвращение воздействия существующих или возможных угроз безопасности и направленные на восстановление (компенсацию) наносимого ущерба.
Экономическая безопасность предприятия представляет собой совокупность условий, обеспечивающих защищенность экономического потенциала организации, ее финансового состояния и положения на рынке от внешних и внутренних угроз, связанных с неблагоприятными воздействиями внешней среды, которые способствуют достижению целей функционирования организации в условиях конкуренции и хозяйственного риска.
Касаясь Указа Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", к основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся [1]:
1) стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;
2) усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг;
3) использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;
4) повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;
5) усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;
6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие "зеленых технологий";
7) деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации;
8) подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного
капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;
9) исчерпание экспортно -сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями;
10) отсутствие российских не сырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;
11) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;
12) слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;
13) истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений;
14) ограниченность масштабов российского не сырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые "цепочки" создания добавленной стоимости;
15) низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;
16) несбалансированность национальной бюджетной системы;
17) недостаточно эффективное государственное управление;
18) высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;
19) сохранение значительной доли теневой экономики;
20) усиление дифференциации населения по уровню доходов;
21) снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала;
22) усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации;
23) недостаточность трудовых ресурсов;
24) неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;
25) установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на
обеспечение экологических стандартов производства и потребления [1].
Для каждого предприятия внешние и внутренние угрозы сугубо индивидуальны. Вместе с тем, указанные категории включают отдельные элементы, которые приемлемы практически к любому субъекту хозяйственной деятельности.
На наш взгляд, в рамках классификации угроз экономической безопасности по источникам возникновения (внутренние и внешние угрозы) необходимо разделить угрозы по видам функциональных составляющих экономической безопасности предприятия.
Анализируя полученные результаты можно говорить, что деятельность предприятия подвержена воздействию достаточно большого числа значимых угроз, оказывающих негативное влияние на развитие предприятия. Именно правильная идентификация и оценка угроз позволит дифференцировать направления деятельности предприятий по минимизации влияния угроз и обеспечить экономически безопасное развитие предприятия.
К объектам системы обеспечения экономической безопасности предприятия относятся:
а) направления деятельности хозяйствующего субъекта (снабженческая, производственная, управленческая, коммерческая);
б) имущество и ресурсы (материально- технические, финансовые, интеллектуальные, информационные);
в) персонал, различные структурные подразделения, службы и т. д.
Субъектами обеспечения экономической безопасности предприятия являются лица, службы и подразделения, которые занимаются обеспечением безопасности [9].
Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия позволяет поэтапно разрабатывать грамотные управленческие решения в области устойчивого развития и реализуется поэтапно [10].
Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия имеет следующие характерные черты:
1) динамизм и постоянное совершенствование элементов механизма на основе анализа их эффективности;
2) адаптивность и способность к изменениям в соответствии с внешней и внутренней средой функционирования предприятия.
Использование системного подхода к исследованию механизма обеспечения экономической безопасности предприятия предполагает учет всех реальных условий его функционирования, а в самом механизме следует четко определить составные элементы, принципы их действия и взаимодействия [12].
Обеспечение экономической безопасности предприятия следует рассматривать как непрерывный во О. 2017. № 4
времени процесс, основанный на системном мониторинге индикаторов экономической безопасности, позволяющем получить объективную оценку состояния экономической безопасности предприятия и применять соответствующие механизмы её обеспечения. Состояние экономической безопасности предприятия определяет выбор соответствующих рычагов управления.
Планирование работы подразделения службы безопасности призвано не только обеспечить должную организацию его работы, направленную на достижение конкретных и значимых результатов. Система планирования должна быть достаточно гибкой, учитывать реалии деятельности предприятия на конкретный момент времени и в конкретном регионе [11].
Мероприятия по обеспечению кадровой безопасности предполагают профилактическую работу с персоналом, профессиональную подготовку личного состава подразделения службы безопасности, формирование кадрового резерва сотрудников службы безопасности, организацию работы с новыми сотрудниками, снижение текучести кадров и т. д.
Таким образом, обеспечение экономической безопасности предприятия предполагает достижение эффективных параметров функционирования, сохранение производственного и кадрового потенциала, создание предприятия рыночного типа, сочетающих предпринимательскую деятельность с государственным регулированием, формирование предпосылок и условий для надежного их функционирования.
ЗАО «Орбита» специализируется на разработке, освоении и выпуске аппаратуры регулирования и контроля систем электроснабжения космических аппаратов, а также на выпуске автономных турбогенераторных источников электропитания. Данное предприятие выполняет полный цикл научно -исследовательских и опытно-конструкторских работ, в т.ч. изготовление опытных образцов изделий, их испытания на собственной испытательной базе и на полигонах заказчика, изготовление и поставка штатных изделий. Для осуществления указанных функций в состав ЗАО «Орбита» входят научные подразделения, механообрабатывающий цех, сборочно-монтажный цех, испытательная база и замкнутое производство в обособленном филиале (г. Россошь, Воронежской области). Предприятие имеет все необходимые лицензии и сертификаты для разработки и производства изделий космической техники.
Основными сегментами рынка потребления для ЗАО "Орбита" являются товары специального назначения, космической техники и товары народного потребления [13].
Видение предприятия ЗАО «Орбита»: Оснащение изделиями ЗАО «Орбита» всех аппаратов и систем ракетно-космической отрасли.
Миссия предприятия ЗАО «Орбита»: Разработка и производство надежной продукции, которой можно доверить процесс обеспечения энергией созданных человеком подвижных объектов космической техники.
Стратегия экономической безопасности ЗАО Орбита включает систему превентивных мер и реализуется через регулярную, непрерывную работу всех подразделений субъекта предпринимательской деятельности по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с конфиденциальной информацией и т.п. Служба безопасности в этом случае выполняет роль контролера [13].
Стратегическим направлением развития ЗАО «Орбита» является сохранение и развитие производства продукции через:
- достижение технического уровня и качества выпускаемой продукции, соответствующего мировому уровню.
- завоевание новых рынков сбыта в России продукции за счет расширения номенклатуры конкурентоспособной продукции, а также разработки и производства новых видов продукции.
- непрерывное обеспечение договорных обязательств.
Стратегическими целями ЗАО «Орбита» являются:
- обеспечение стабильности высокого качества и надежности выпускаемой продукции, строгая дисциплина поставок, постоянная связь с поставщиками материалов и полуфабрикатов и потребителями;
- обеспечение статуса надежного поставщика;
- обеспечение неуклонного повышения доли государственного заказа;
- обеспечение соответствия системы менеджмента качества требованиям международных, государственных стандартов.
В настоящее время сложились объективные предпосылки для широкомасштабной модернизации ЗАО «Орбита» с целью долгосрочного развития. Так как почти 90% продукции ЗАО «Орбита» составляют изделия военной и космической техники и техники специального назначения.
Основополагающей целью предприятия является широкомасштабное техническое перевооружение, в первую очередь гальванического, механообрабатыва-ющего и механосборочного производства, а также увеличение объемов разработки и освоения инновационных изделий новой техники.
На основании бухгалтерского баланса ЗАО, мы выяснили, что ЗАО "Орбита", стал более ликвиден в 2014 по сравнению с 2013 годом, это видно по итогам разделов, например, по итогу раздела 1 ликвидность возросла в 2014 (732 012) по сравнению с 2013 (403 544) на 328 468. Денежные средства и эквиваленты в О. 2017. № 4 31
2014 году более ликвидны (46 402) по сравнению с
2013 годом (4 353) на 42 049. Достаточность капитала в добавочном капитале в 2014 и 2013 году отсутствуют, резервный капитал в 2014 и 2013 году остался без изменений. Также мы оценили такие риски как:
1. Ценовые риски:
- по основным средствам увеличились в 2014 году по сравнению с 2013 на 76 195;
- по финансовым вложениям, в 2014 и 2013 году, остались без изменений ;
- запасы в 2014 году стали больше (114 771), чем в 2013 году (56 140) на 58 631.
2. Кредитный риск по дебиторской задолженности в 2014 году риск увеличился (397 237) , по сравнению с 2013 годом (235 041) на 162 196.
3. Имущественные риски - доходные вложения в материальные ценности в 2014 году увеличились (544) по сравнению с 2013 (0) на 544.
4. Риск зависимости заемных средств в 2014 году отсутствуют, а в 2013 году он составляет 92, таким образом, предприятие считается независимым от заемных средств, что отражает благоприятную динами-ку.[13]
5. Достаточность капитала - уставный капитал в
2014 году и в 2013 году, остался без изменений (10), что является стабильным и защищенным от рисков.
6. Ликвидность в 2014 стал больше (331 329), чем в 2013 году (166 101) на 165 228, что означает более высокий риск зависимости
Экономическая эффективность от реализации данных функциональных стратегий будет следующая:
1) улучшение конечных результаты деятельности ЗАО "Орбита";
2) увеличение объема выпускаемой продукции;
3) повышение заинтересованности работников в выполнении своих обязанностей;
4) увеличение производительности труда, что способствует росту фонда заработной платы;
5) увеличение заработной платы работников, которая дополняется премиальными выплатами за высокие результаты работы.
Предложенная структура предусматривает комплексное развитие и совершенствование экономики и организации производства, намечает пути реализации выявленных возможностей и резервов предприятия.
Литература
1. Вознесенская Н.В., Львова М.В. Роль организации бухгалтерского учета в обеспечении экономи-
ческой безопасности предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. №1. С 250 - 252.
2. Гапоненко В.Ф., Беспалько А.Л., Власков А.С. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы. М.: Издательство «Ось- 89». 2012. 208 с.
3. Гончаров Г.А. Сущностная характеристика системы обеспечения экономической безопасности организации // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (8). - С. 313-321.
4. Грунин О.А., Грунин С.О. Экономическая безопасность организации: учеб. пособие. СПб.: Питер., 2013. 160 с.
5. Живко З.Б. Механизм управления системой экономической безопасности предприятия // Научный вестник Ужгородского университета. -2014. - Вып. 3. - С. 37-42.
6. Компанейцева Г. А. Система экономической безопасности: уровни и механизмы оценки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т. 17. - С. 832-836.
7. Королев М.И. Системы экономической безопасности предприятия. М.: Маска, 2013. 352с.
8. Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность. Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. 448с.
9. Официальный сайт ЗАО "Орбита". [Электронный ре-сурс]. Режим доступа:Ы1р://огЫ1ае^о.ш/.
10. Сивкова А.Е. Аналитическое обеспечение управления экономической безопасностью предприятия // Журнал "Финансовые стратегии и модели экономического роста России: проблемы и решения". "Аудитор". М.: 2017. 246 а
11. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/#i xzz4xCKzKKRy.
12. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ doc-ument/cons_doc_LAW_108546/.
13. Каранина Е.В. Экономическая безопасность: на уровне государства, региона, предприятия. Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2016. 389 с.