К.С. Жадько
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ АВТОМАТИЗВАННЫХ ...
СПИСОК Л1ТЕРАТУРИ
1. Трубилина И.Т. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: Финансы и статистика, 1999.- 416 с.
2. Закон Украши «Про бухгалтерський облж та фшансову звггшсть в УкраМ» вщ16.07.1999 р. № 996-XIV. - 1ПС "Лта: Закон".
3. Нидлз Б., Анденсон Х., Колдуэлл Д. Принципи бух-галтерського облiку: Пер. с англ.; Пвд ред. Я.В.Соколова. 2-е изд. -М. : Фшанси i статистика. -1994. - 496 с.
4. ГОСТ 6.01.1-87. Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения. - М.: Изд-во стандартов, 1985. -13 с.
5. Завгороднш В.П., Савченко В.Я. Бухгалтерський облш, контроль i аудит в умовах ринку. - 2-е вид. Кив.: Фiрма "дЩ-КСГ. - 1997. -832с.
6. 1нформацшш ресурси та íх використання в агро-промисловому виробництвi. Збiрник наукових праць, №
1. -К.: УААН, 1АЕ, 1999. -244с.
7. Зубренкова О.А. Значение информационных технологий в бухгалтерской деятельности // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 4 (5). С. 111-118.
8. Карышев М.Ю. Система учетно-аналитиче-ских стандартов управления экономическими и производственными процессами в сфере информационно-коммуникационных технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.
2011. № 2. С. 165-169.
9. Соколова И.А., Прохорова Н.А. Внутренняя бухгалтерская отчетность как информационная база управленческого анализа // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика.
2012. № 23. С. 168-172.
10. Нацюнальний норматив аудиту № 24 «Врахування роботи спещалюпв внутршнього аудиту», затвердже-ний ршенням Аудиторсько! палати Украши ввд 18 груд-ня 1998 р. № 73. - 1ПС "ЮристПлюс для WINDOWS".
МЕТОДОЛОГ1ЧН1 ОСНОВИ РОБОТИ АВТОМАТИЗВАНИХ СИСТЕМ ОБЛ1КУ
© 2014
К.С. Жадько, доктор економ1чних наук, завщувач кафедри обл1ку та економ1чного анал1зу Днтропетровсъка державна фтансова академ1я, Днтропетровсък (Украгна)
Анотащя: В статп дослщжено формування автоматизованих систем облiку i охарактеризованi pi3Hi пiдходи до шформацшного забезпечення на пвдприемствах, схематично визначили практичну систематизацiю бази даних сучасних систем.
Ключовi слова: первинний облш, рацюнальний облiк, автоматизованi системи обробки шформацп, персональ-ний комп'ютер, шформацшна база даних.
METHODOLOGICAL WORK BASIS OF THE AUTOMATED ACCOUNTING SYSTEMS
© 2014
K.S. Zhadko, PhD, Head of Accounting and Economic Analysis,
Dnipropetrovsk State Finance Academy, Dnipropetrovsk (Ukraine)
Annotation: This paper investigates formation of the automated systems and describes different approaches to provide the information at companies. Practical systematization of modern database systems was schematically identified.
Keywords: initial registration, rational accounting, automated information processing systems, personal computer, an information database.
УДК 658+339.137.2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
© 2014
Н. А. Иванченко, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая кибернетика»
Национальный авиационный университет, Киев (Украина)
Аннотация: В статье рассмотрены особенности разработки стратегий экономической безопасности предприятия. Предложен подход к формированию адаптивной стратегии управления экономической безопасностью предприятия.
Ключевые слова: управление, экономическая безопасность предприятия, адаптивная стратегия, система, политика безопасности.
Постановка проблемы. В рыночных условиях хозяйствования ключевым аспектом достижения определенных целей в долгосрочном периоде, является обеспечение экономической безопасности субъектов предпринимательской деятельности. Стабильное функционирование, рост экономического потенциала предприятия в рыночных условиях, во многом зависит от наличия надежной адаптивной системы управления экономической безопасностью. Главная цель такой системы заключается в том, чтобы гарантировать стабильное и максимально эффективное функционирование предприятия сегодня, и высокий потенциал его развития, в будущем. Учитывая это, формирование адаптивной стратегии управления экономической безопасностью предприятия является особенно важным [1].
Система экономической безопасности выстраивается в соответствии с политикой (концепцией) безопасности, реализующейся на предприятии. Политика безопасности представляет собой систему взглядов, решений и действий в сфере безопасности, которые создают усло-
вия для достижения целей бизнеса. В то же время под стратегией безопасности понимают совокупность наиболее значимых решений, направленных на обеспечение программного уровня безопасности функционирования предприятия. Под стратегией экономической безопасности понимают план (программу) действий субъекта экономической безопасности на долгосрочную перспективу.
Можно утверждать, что экономическая безопасность является одним из основных направлений деятельности предприятия.
Следующим аспектом рассматриваемой проблемы является обоснование места экономической безопасности в процедуре стратегического планирования [2-6].
Концептуально понятие «стратегии» в экономической литературе трактуется как:
- цель управления (идеальная модель предприятия, в которой реализуется виденье его руководителей, собственников); позиция на рынках (конкурентное преимущество на рынках, захват новых рынков);
Н. А. Иванченко экономическое
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ... направление
- образец (стремление предприятия приблизиться к эталону);
- запланированный будущий результат, направление развития, перспективное представление о будущем состоянии предприятия, маневр в конкурентной борьбе;
- определение основных долгосрочных целей и задач, принятие курса действий, распределения ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач;
- общий всесторонний план достижения целей;
- долгосрочный курс развития предприятия, способ достижения целей;
- комплекс принятых решений по размещению ресурсов и достижения долгосрочных конкурентных преимуществ на целевых рынках;
- обобщенную программу деятельности, направленную на достижение предприятием цели за счет эффективного распределения, координации и использованию ресурсов.
Стратегическая ориентация деятельности предприятия является важной предпосылкой его функционирования, особенно в рыночных условиях. Однако стратегическое управление должно касаться всех направлений деятельности предприятия, в том числе и экономической безопасности, несмотря на то, что в условиях нестабильности социально-экономической и политической ситуации надлежащее управление безопасностью осложнено рядом проблем, прежде всего такими, как нестабильность экономики и ее государственного регулирования, несовершенство и нестабильность правовой среды, значительная тенизация рынка и давление со стороны более мощных конкурентов включая недобросовестных, проявления рейдерства, недостаточность финансового обеспечения и многое другое. При таких условиях стратегическое управление предприятием должно учитывать:
- цикличность развития и особенности трансформаций отечественной экономики, от чего зависит выбор инструментов, методик и моделей безопасности предприятия;
- необходимость использования системного, ситуационного, системно-ситуационного и целевого подходов при выборе стратегических приоритетов развития;
- проверенные практикой методы, инструменты и модели стратегического управления.
Определяющие задачи экономической безопасности в процедуре стратегического планирования развития предприятия заключаются в оценке уровня и описании характеристик состояния безопасности по каждой стратегической альтернативе, исследовании рисков и факторов влияния на реализацию стратегии, согласовании выбранной стратегии развития предприятия с основами его жизнедеятельности при формировании конечной стратегии, мониторинга состояния безопасности и учете его изменения при корректировке экономической стратегии развития.
Анализ последних исследований и публикаций. На сегодня теоретико-методическое обеспечение стратегического планирования экономической безопасности предприятия остается недостаточным. Обращает на себя внимание, ограниченность предложенных типов стратегий и нечеткость критериев их определения.
В частности Т. Иванюта и А. Зайчковский выделяют три типа стратегий экономической безопасности предприятия [1]:
- внезапного реагирования на угрозы;
- прогнозирования опасностей и угроз (включая целенаправленное исследование экономической и криминогенной ситуации как внутри предприятия, так и в окружающей среде);
- возмещения причиненных убытков.
Н. Реверчук предлагает использовать подход, согласно которому для обеспечения экономической безопасности предприятия следует пользоваться тремя стратегиями: договорной, матричной, комплексной.
Единый поход к классификации стратегий экономи-
ческой безопасности не выработан, необходимы также системные исследования особенностей их формирования.
Формирование целей статьи. Основная цель статьи - рассмотреть особенности формирования адаптивной стратегии управления экономической безопасностью предприятия. Задачи статьи - раскрытие функций системы мониторинга показателей экономической безопасности, разработка предложений по анализу планов укрепления безопасности предприятия.
Изложение основного материала исследования. Разработка и реализация стратегии обеспечения экономической безопасности предприятия по своей сути является элементом стратегического управления, то есть, как считают С. Шершнева и С. Оборская, - многопланового, формально-поведенческого управленческого процесса, который помогает формулировать и выполнять эффективные стратегии, способствующие балансировке отношений между организацией, включая ее отдельные части, и внешней средой, а также достижению установленных целей. Это процесс, с помощью которого аппарат управления предприятием осуществляет долгосрочное управление компанией, определяет цели деятельности, разрабатывает стратегию их достижения, учитывая все релевантные (существенные) внешние и внутренние условия, а также обеспечивает выполнение разработанных соответствующих планов, постоянно развиваясь и изменяясь. Необходимость поддержания стратегической ориентации делает процесс стратегического управления безопасностью непрерывным, динамичным и определяет его целью установление задач, разработку и обеспечение выполнения плановых показателей в рамках подсистем безопасности; является основой для создания основ динамической конкурентоспособности и жизнеспособности в долгосрочной перспективе.
При формировании адаптивной стратегии безопасности предприятия целесообразно предусмотреть такие ее составные элементы, как: цели, субъекты, объекты, средства и сроки достижения. Заметим: установление целей требует использования комплексного подхода, учитывающего: во-первых, потребности предприятия с учетом как внешней, так и внутренней среды; во-вторых, желаемое состояние индикаторов по функциональным составляющими безопасности; в-третьих, прохождение нормальных по интенсивности и экономической эффективности технологических процессов.
Адаптацию в широком смысле понимают как приспособленность системы к изменению условий. Адаптивное управление - это управление в системе с неполной априорной информацией об управляемом процессе, которое изменяется в ходе накопления информации и применяется с целью улучшения качества работы системы. До нынешнего дня не сложилось однозначного толкования предмета адаптивного управления [12-14]. Большинством исследователей, адаптация рассматривается как совокупность действий и методов, характеризующихся способностью управляющей системы реагировать на изменение внешней среды.
Адаптивная стратегия управления экономической безопасностью предприятия - отдельный вид управления экономической безопасностью, а именно, гибкий, инновационный, способный приспособиться к новым условиям хозяйствования с помощью новых инструментов и методов управления.
При реализации адаптивной стратегии безопасности необходимо учитывать следующие наиболее важные факторы: уровень экономической безопасности и ее характеристика, состояние жизненного цикла развития предприятия; угрозы в пределах внутренней и внешней среды и их изменения, финансовые возможности предприятия; ситуация на рынке; модификация действий субъектов институционального среды и т. п.
Формирование адаптивной стратегии экономической безопасности предприятия целесообразно проводить с Карельский научный журнал. 2014. № 2
Н. А. Иванченко
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ...
учетом существующего состояния жизненного цикла его развития. Кроме того, нужно учитывать: жизненный цикл предприятия формируется под влиянием развития отрасли, технологии, товара, организационных форм бизнеса, персонала, что требует постоянного изучения внутренних и внешних процессов, которые происходят внутри и за пределами предприятия.
Выбор стратегии укрепления экономической безопасности во многом зависит от конкурентных позиций предприятия. Ведь способность функционировать стабильно достигается за счет конкурентных преимуществ, то есть совокупности факторов и параметров, обеспечивающих опознания и выделения предприятия из общего количества конкурентов.
Важно также проводить мониторинг факторов влияния на уровень экономической безопасности. Мониторинг должен стать важной составляющей как кратко-, так и среднесрочного прогнозирования и разработки стратегии укрепления экономической безопасности предприятия в рамках политики его экономического развития. Для этого мониторинг факторов и показателей состояния безопасности должен быть неотъемлемой частью аналитической работы службы экономической безопасности.
С целью наиболее эффективной реализации адаптивной стратегии безопасности на предприятии целесообразно разработать и внедрить систему планов, охватывающих все аспекты процесса стратегического планирования, включая целевые программы, стратегические, тактические, календарные и индивидуальные планы. В системе планов должны указываться: цель изменений в функционировании внутренних систем предприятия; сроки внесения изменений; работы, которые необходимо осуществить для внесения изменений, их исполнители; необходимые материальные, трудовые и инвестиционные ресурсы.
Причем целевая программа устанавливает, для чего необходимы изменения во внутренних системах предприятия. Стратегический план определяет сроки и суть мероприятий, направленных на достижение поставленной цели, и должен включать такие элементы, как предположение о тенденциях развития и характере конкуренции, изменениях внешней среды, анализ сильных и слабых сторон предприятия; миссия и цели, общая стратегия; план действий по созданию конкурентных преимуществ, функциональные стратегии и стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств; ресурсы, необходимые для реализации стратегии, оценка вероятности стратегического успеха; график основных мероприятий.
Тактический план показывает, кто будет выполнять работу (какие подразделения предприятия), каким образом и где. Индивидуальный план работы наиболее полезен для достижения целей стратегии, поскольку представляет собой инструмент целевого управления, обеспечивает в формальной форме фиксацию конкретных работ, сроков их окончания и контроль. Правильно составленный и должным образом контролируемый индивидуальный план работы конкретного подразделения предприятия может сочетать целевой, стратегический и тактический планы на основе единого бюджета. Заметим, что в целевом, стратегическом и тактическом планах одной из основных является проблема обеспечения взаимосвязи внутренних систем и подразделений предприятия. Решение этой проблемы сводится к внесению необходимых изменений в деятельность всех внутренних систем и подразделений предприятия, причем в согласованный срок.
Завершающим звеном организации адаптивного стратегического планирования экономической безопасности предприятия является составление индивидуальных планов работы - документов с указанием исполнителей работ. Индивидуальные планы работы составляются на определенный период, который должен согласовываться с периодом составления отчетов о ходе
реализации выбранной стратегии в сфере безопасности, и позволяют персонифицировать ответственность.
Формирование заключения как о рациональности адаптивной стратегии экономической безопасности предприятия, так и об эффективности ее реализации становится возможным только на основе расчета интегрального качественного или количественного показателя безопасности и сравнения его с плановым нормативным. Причем адаптацию следует понимать как приспособленность системы к изменению условий. Целью адаптивного управления экономической безопасностью является поиск эффективных вариантов принятия и исполнения решения, направленного на функционирование и развитие предприятий в конкурентной среде. Главная задача адаптивного управления экономической безопасностью - поддержание внутренней стабильности системы в условиях изменчивой внешней среды. Механизм функционирования адаптивной системы управления экономической безопасностью предприятий создает правила, которые регламентируют взаимодействие элементов и параметров системы. Поскольку совершенствование структуры системы связано с установлением пространственных, синтетических, временных и функциональных связей, то одной из главных задач создания адаптивной системы управления экономической безопасностью предприятия является синтез механизма и структуры функционирования системы, выбор цели управления адаптивной системой. Функции системы адаптивного управления непосредственно связаны с базовыми, такими, как прогнозирование и планирование, организация работы, активизация и стимулирование; координация и регулирование, контроль, учет и анализ.
Основную роль в реализации адаптивного управления играет управленческое решение [15-17]. Итак, механизм адаптивного управления экономической безопасностью предприятия в конкурентной среде является совокупностью принципов, инструментов и технологий принятия и выполнения управленческих решений направленных на предупреждение возможных угроз.
В нынешнее время существуют различные подходы к интегральной оценке экономической безопасности предприятия: индикаторный, экономико-математический, ресурсно-функциональный, экономической действенности предприятия, доходно-инвестиционный, рыночной стоимости предприятия.
Следует понимать, что технология обеспечения безопасности также является бизнес-процессом. Поэтому она должна охватывать все уровни предпринимательской деятельности, все этапы технологического процесса, начиная от планирования и заканчивая использованием прибыли. При этом каждый из этих этапов является частью общего процесса и не может существовать отдельно. Поэтому обеспечение безопасности на каждом этапе технологического процесса формирует основу надлежащей безопасности деятельности в целом.
Так, по мере увеличения уровня риска и, соответственно, снижение экономической безопасности предприятия необходимо активизировать деятельность по укреплению безопасности, что требует увеличения объемов финансирования определенных мероприятий или осуществления отдельных организационных действий. Соответственно, если уровень безопасности низкий, однако предприятие имеет возможность выделить на политику управления безопасностью значительные финансовые ресурсы, целесообразно выбирать стратегию «институционализации и последовательного укрепления». Согласно ей предприятию необходимо осуществить комплекс мероприятий институционального и организационного характера, предусматривающий создание соответствующих внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятия по безопасности; и создать соответствующую структуру (отдел, службу) или предоставить определенные полномочия уже существующим отделам. Кроме того, эта
Н. А. Иванченко экономическое
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ... направление
стратегия предусматривает осуществление постоянного мониторинга внешней и внутренней среды функционирования на предмет выявления факторов влияния на функциональные составляющие безопасности, принятия превентивных мер по недопущению реализации потенциальных угроз.
Если уровень безопасности низкий, а финансовые возможности предприятия средние, то целесообразно выбрать стратегию «сегментированного обеспечения», предусматривающую выделение средств на безопасность по наиболее важным (наименее защищенными от экономических рисков) аспектам деятельности (функциональным составляющим безопасности) с целью недопущения критических изменений жизнедеятельности.
В случае ограниченных финансовых возможностей и низкого состояния безопасности субъекта хозяйствования целесообразно выбрать стратегию «делегирование функций», которая предусматривает предоставление полномочий по безопасности существующим службам и отделам предприятия.
В случае, когда предприятие обладает достаточными финансовыми ресурсами и функционирует в условиях незначительного риска, оно может выбрать стратегию, направленную на быстрое реагирование при наступлении угроз. Политика экономической безопасности предприятия в таком случае предусматривает мониторинг среды его функционирования (как внутреннего, так и внешнего) с целью скорейшего реагирования и принятия мер по ликвидации угроз, которые могут наступить или реализоваться в ближайшей перспективе.
Если состояние экономической безопасности и финансовые возможности предприятия средние, то нужно обратить внимание на реализацию стратегии «внезапного реагирования». Этот вариант поведения позволяет при средних финансовых возможностях осуществлять контроль состояния безопасности по функциональным составляющим и немедленно реагировать (ликвидировать) на возникающие угрозы. То есть предприятие действует в условиях, когда выделены средства, способные ослабить или предотвратить действия угрозам, однако вероятна ситуация, при которой оно может и претерпеть некоторые потери.
В ситуации, когда предприятие не имеет достаточных финансовых ресурсов на политику безопасности и действует в условиях среднего уровня риска, оно может выбрать стратегию «частичного учета», которая предусматривает осуществление мер по предотвращению отдельных, лишь наиболее существенных рисков, сознательно принимая на себя риск наступления менее значительных угроз. Деятельность предприятия сводится к частичному учету расходов, связанных с реализацией угроз.
В приемлемом состоянии экономической безопасности предприятию с большими финансовыми возможностями предлагается использовать стратегию «системного планового обеспечения». Это предполагает выделение достаточного количества ресурсов (финансовых, материальных, трудовых), необходимых для планирования основных показателей, полноценного мониторинга, контроля и обеспечения безопасности по каждой функциональной составляющей в условиях низкой вероятности наступления угрозы. Понятно, что этот тип стратегии лучший, ведь гарантируется полная системная совокупность мероприятий управления безопасностью при наименее вероятном наступлении угроз.
В случае средних финансовых возможностей и приемлемого состояния безопасности целесообразной представляется реализация стратегии «комплексного обеспечения». Предприятие, обладая средними финансовыми ресурсами и действуя в условиях низкой вероятности наступления угроз, способно фокусировать политику в сфере безопасности по отдельным функциональным составляющим.
Стратегию «возмещение ущерба» целесообразно
выбирать тем предприятиям, которые при финансовых ограничениях осуществляют деятельность в условиях приемлемого состояния безопасности и способны возместить (компенсировать) понесенные убытки.
Расширение перечня типов стратегических подходов к управлению экономической безопасностью предприятия позволяет не только усовершенствовать методический аппарат политики ее обеспечения, но и подводит к выводу о необходимости определения стратегии безопасности в системе стратегического управления. Итак, предложенные классификации стратегий могут дополняться стратегией экономической безопасности, в частности в рамках классификационного признака «по направлению», в которой традиционно выделяют корпоративную, деловую, функциональную, операционную.
Выводы исследования. Таким образом, адаптивная стратегия управления экономической безопасностью предприятия должна своевременно учитывать реальное состояние и изменения, влияние факторов внешней среды, отраслевой структуры экономики, уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. 1ванюта Т. М. Економiчна безпека шдприемства : навч. поаб. Т. М. 1ванюта, А. О. Заíчковський. К.: Центр учбово! лггератури, 2009. 256 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф [под ред. Л. И. Евенко; сокр. пер. с англ.]. М.: Экономика, 1999. 520 с.
3. Кивець П. Г. Стратепя шдприемства: навч. поаб. / П. Г. Клiвець К.: Академвидав, 2007. 320 с.
4. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1997. 704 с.
5. Саенко М. Г. Стратепя шдприемства: тдручник / М. Г. Саенко. Тернотль: Економiчна думка, 2006. 390 с.
6. Шершньова З. £. Стратепчне управлшня: навч. поаб. / З. £. Шершньова, С. В. Оборська. К.: КНЕУ, 1999. 384 с.
7. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб. для вузов. / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд; пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.
8. Срмошенко М. М. Фшансова безпека держави: нацюнальш шгереси, реальш загрози, стратет забезпе-чення. К., 2001. 320 с.
9. Сумець О. М., Тумар М. Б. Стратеги сучасного пвдприемства та його економiчна безпека: навч. поаб. К.: «Хай-тек прес», 2008. 400 с.
10. Судакова О. I. Формування системи управлiння економiчною безпекою пвдприемництва // Економiка: проблеми теори та практики. Зб. наук. пр. Вип. 231: в 9 т. том УШ. Дншропетровськ: ДНУ, 2007. с. 1652-1661.
11. Реверчук Н. Й. Управлшня економiчною безпекою тдприемницьких структур: монографiя. Львiв: ЛБ1 НБУ, 2004. 195 с.
12. Кравченко С. А. Адаптация экономического механизма функционирования сельскохозяйственных предприятий к условиям рынка: [монография] / С. А. Кравченко К: ННЦ ИАЭ, 2008. 444 с.
13. Городилов А.Б. Обеспечение экономической устойчивости предприятия на основе адаптивного управления // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 3. С. 91-97.
14. Голощапова Л.В. Формирование механизма обеспечения безопасности экономического потенциала предприятия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 46-49.
15. Матвеева Т.Ю. Стратегия выбора управленческого решения // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 21. С. 179-184.
16. Вождаева Н.Г. Совершенствование организаци-
Н. А. Иванченко
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ...
онно-управленческих решений существующего сельско- в условиях статистической неопределенности и безопас-
хозяйственного землепользования // Вестник НГИЭИ. ности риска // Вестник Поволжского государственного
2012. № 1. С. 5-12. университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. N° 21. С. 17. Квач Т.Г., Киричек Г.А. Задачи принятия решений 168-174.
FEATURES OF FORMATION OF ADAPTIVE STRATEGIES OF ECONOMIC
SECURITY COMPANIES
© 2014
N. A. Ivanchenko, сandidate of economic sciences, associate professor department of «Economic cybernetics»
National Aviation University, Kiev (Ukraine)
Annotation: The article analyzed the experience and especially the development strategies of economic security. An approach to the formation and operation of adaptive management strategy of economic security.
Keywords: management, economic security of enterprise, adaptive strategy, system, politics of safety.
УДК 336
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОБРАТНОГО ВЫКУПА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
© 2014
К. Ю. Курилов, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Большинство российских производителей автомобилей столкнулись со спадом объемов продаж производимой продукции. Практика финансово-хозяйственной деятельности ведущих международных компаний показывает, что в условиях кризиса возможно развитие сопутствующих основному бизнес-процессу видов деятельности, и, в том числе, реализации программы обратного выкупа автомобилей (buy back). Применение программы обратного выкупа автомобилей российским предприятиями позволит, с одной стороны, простимулировать первичные продажи автомобилей, а, с другой, выйти на быстрорастущий вторичный рынок легковых автомобилей.
Ключевые слова: автомобильный рынок, стагнация, обратный выкуп, вторичный рынок, программа стимулирования спроса.
Итоги 2013 года показывают, что автомобильный рынок России, как и во время финансового кризиса 2008-2009 испытывает понижающую тенденцию. По итогам 2013 года продажи новых легковых автомобилей снизились на 5,5 %. Ожидаемое снижение продаж в 2014 году 7-8 % [1, c.1]. Среди факторов, негативно повлиявших на динамику продаж в 2013 году, - нестабильная экономическая ситуация, снижение потребительской уверенности и снижение спроса в сегменте бюджетных автомобилей [2, с.1].
Практика деятельности ведущих международных компаний показывает, что в условиях кризиса основной доход производители автомобилей получают не от продажи производимой компанией продукции, а за счет дополнительных услуг, в которых может входить послепродажное обслуживание, прокат, лизинг, оптовая торговля, трэйд-ин и прочее. Так компания General Motors (GM) получала за ряд лет убыток от своей операционной деятельности и прибыль от операций по страхованию и финансовым услугам [3, с.241].
Данная тенденция характерна не только для сферы производства автотранспортных средств. Например, в мировом авиастроении кризис и конкуренция среди компаний производителей авиадвигателей привели к тому, что цена их реализации перестала окупать затрат на их производство. Поэтому большинство компаний ищут пути получения дополнительного дохода.
Подобная практика может широко использоваться и российскими производителями автомобилей. Это позволяет получить обширный набор инструментов для стимулирования продаж, в число которых входит предоставление скидок, субсидирование процентных ставок коммерческих банков, продажа дополнительного оборудования со значительной скидкой и т. д. Большинство автопроизводителей в той или иной мере используют вышеперечисленные варианты, хотя объем использования этих инструментов мог бы быть значительно шире [4, c.17].
При этом российские автопроизводители практические не используют другой вариант стимулирования продаж - обратный выкуп приобретенного автомобиля.
Не секрет, что многие российские автомобилисты используют приобретаемый автомобиль намного меньше, чем среднеевропейский потребитель [7]. В среднем срок эксплуатации автомобиля в Европе составляет шесть лет, а в России - три-четыре года, после этого владельцы автомобиля стараются приобрести новый автомобиль с обязательствами производителя по его гарантийному ремонту. В этой связи у автовладельцев возникает проблема продажи бывшего в эксплуатации автомобиля связанного с его дальнейшей реализацией, поиск покупателей и прочие временные затраты, связанные с покупкой автомобиля. При этом, несмотря на снижение объемов продаж на рынке новых легковых автомобилей, происходит увеличение продаж на вторичном рынке. Так в 2013 продажа автомобилей на вторичном рынке выросла на 4 %, а число регистраций подержанных а/м превышает регистрацию новых а/м уже более чем в 2 раза. Подобные тенденции на рынке легковых автомобилей привлекают внимание многих крупных дилеров, таких как Мэйджор и Рольф, которые запустили собственные программы продаж подержанных автомобилей. Большинство автопроизводителей также не остаются в стороне и стали оказывать большее внимание вторичному рынку путем введения специальных программ по контролю за качеством а/м с пробегом, а также предоставляют дополнительные гарантии (Skoda Plus, BMW Premium Selection, Jaguar Selected, Mercedes-Benz StarClass и др.) При этом необходимо отметить, что в целом по России процент «вовлечения» официальных дилеров в работу на вторичном рынке достаточно небольшой и не превышает 4 %. Девяносто шесть процентов вторичного рынка России принадлежит организациям, которые не являются официальными дилерами [5, с.1].
Таким образом, на российском автомобильном рынке сложилась ситуация, которая делает актуальной внедрение программы обратного выкупа (buy back) как элемента стимулирования продаж на первичном рынке и как элемента извлечения дополнительного дохода за счет организации продаж выкупленных по данной программе автомобилей на вторичном рынке [6, c.11].
В чем заключается смысл данной программы, и како-