Разработка специальных технических условий при проектировании объектов
торгово-развлекательного назначения
Development of special technical conditions for the design of shopping and entertainment
facilities
Гераськин Ю.М.,
доцент кафедры «ОСУН», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет», кандидат технических наук Малышева К.М.,
«Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ) Geraskin I.M. Malysheva K.M.
Аннотация. В статье обоснована необходимость разработки специальных технических условий (СТУ) при проектировании объектов торгово-развлекательного назначения в виду отнесения данных объектов к категории высокого риска. Приведены основные нормы разработки СТУ, перечень оснований для разработки пожарных СТУ. Summary. The article substantiates the need to develop special technical conditions (STC) in the design of shopping and entertainment facilities in view of the attribution of these objects to the high-risk category. The main standards for the development of STU, a list of grounds for the development of fire STC are given.
Ключевые слова: объект торгово-развлекательного назначения, проектирование, пожарная безопасность, специальные технические условия, СТУ.
Key words: object of shopping and entertainment purpose, design, fire safety, special technical conditions, STC.
Введение. Одним из наиболее востребованных направлений в инвестиционно-строительной сфере России является интенсивное строительство общественных зданий, относящихся к крупным строительным объектам, например, торгово-развлекательные комплексы. Торгово-развлекательные объекты являются важным звеном в экономики регионов страны. Данные объекты сочетают в себе не только множество торговых
площадок, но и площадки общественного питания и развлекательного направления. Девелопмент объектов торгово-развлекательных комплексов представляет собой комплекс мер по развитию объектов недвижимости, направленных на увеличение их стоимости. Комплекс реализуемых мер в общем виде включает в себя: проведение маркетинговых исследований, разработка торгово-технологической концепции объекта, архитектурное проектирование, привлечение инвестиций, брокеридж, постановка управления на объекте.
Современная строительная технология ориентирует заказчиков и проектировщиков на разработку масштабных проектов ТРК с учетом требований по пожаробезопасности объектов. Предоставление пожарной защиты на территориях общественного пользования, касающихся и торгово-развлекательные многофункциональные комплексы, в которых постоянно много людей от покупателей, посетителей с детишками, решившие сходить в кинозалы и игровые зоны, считается преимущественным направлением в предотвращении пожаров, а также иных чрезвычайных обстоятельств, в разработке мер по безопасной эвакуации народа .[5].
Основная часть. Анализ современного опыта проектирования объектов торгово-развлекательного направления должен быть обоснован отечественным опытом. В общепринятом проектировании важное значение имеют прототипы. Эти образцы находятся в основе каждого проектного решения и в существенной мере его определяет. Результатом анализа должны стать выводы об общих принципах и приемах организации объектов торгово-развлекательного назначения, которые впоследствии позволят сформировать концепцию собственного объекта [ 1].
К сожалению, достаточно часто при проектировании, строительстве, реконструкции подобных объектов допускаются грубые нарушения, отклонения и несоблюдение правил по пожарной безопасности. Достаточно часто встречающиеся отступления от норм связаны с размещением ТРК в непригодных для этого зданиях прежних цехов, складских сооружениях производственных предприятий, административных организаций, чье функционирование было завершено после перестройки. При этом зачастую ведутся неоправданные перепрофилирования, реконструкция подобных объектов с учетом распределения их на пожарные отсеки; предоставление 2-ух выходов с каждого этажа предельно вероятной длины, времени самостоятельного перемещения людей в случае чрезвычайной ситуации в безопасную зону из помещения. Для объектов нового функционального назначения не создаются условия в нужном объеме внутренним и наружным противопожарным водоснабжением, даже если это абсолютно допускали
имеющиеся инженерные коммуникации. Для безопасности ТРК взамен конструкций водяного пожаротушения нормативно стало допустимо использовать модули порошкового монтажного пожаротушения, которые считаются непродуктивными для помещений с подвесными потолками, также небезопасными для пользования внутри здания с многочисленным скоплением людей, обеспечение поспешной эвакуации которых постоянно являлось значительной проблемой для проектировщиков [4].
Наиболее значительными нарушениями требований пожарной безопасности являются:
- недостаток систем дымоудаления, также иных компонентов противодымной защиты;
- монтаж в лучшем случае звуковых пожарных извещателей взамен удовлетворяющих требованиям речевых систем оповещений и управлений эвакуаций (СОУЭ);
- неполная оснащенность помещений пожарным оборудованием, переносными огнетушителями;
- отсутствие грамотно и должным образом оформленных планов эвакуации при возгорании;
- закрытые двери общественного здания в период работы, не обеспеченные противопожарной фурнитурой - ручками, замками, системами «антипаника»;
- проходы, а также выходы в зданиях, заставленные товарно-материальными ценностями;
- отсутствие противопожарных дверей в помещениях электрощитовых, мастерских технического персонала, складских отсеках;
- применение восгорающих веществ и материалов для отделки поверхностей стен, потолков и полов на эвакуационном пути;
- недостаточно компетентный административный и дежурный персонал охраны по мерам ПБ, эвакуации, действиям при по жаре, вследствие этого допускаются неверные и неэффективные способы, которые граничат с правонарушениями [2].
Логично, что все это без исключения посодействовало появлению возгорания, недостаточно хорошо спланированной эвакуации людей, также вплоть до этих времен приводит к неблагоприятным последствиям. Только за последние пять лет масштабные возгорания случились в г. Казани в ТЦ «Адмирал», в г. Москвы в ТЦ «Рио» и ТЦ «Персей для детей», в Раменском районе Московской области в ТЦ «Аист», в г. Кемерово в ТРЦ «Зимняя вишня» и в иных торговый комплексах страны, что стало причиной большого числа жертв и пострадавших людей среди посетителей, административного и обслуживающего персонала здания, а также спасательных служб. Помимо этого, был
причинен значительный урон торговым и складским помещениям, несущие конструкции объектов находились в аварийном состоянии, вследствие чего нужно было часть из них демонтировать, что послужило причиной крупных прямых и косвенных материальных потерь. По информации МЧС России количество пожаров в российских торгово-развлекательных центрах за 2018 год увеличилось на две трети. Так, в 2018 году в торгово-развлекательных центрах, а также в приравненных к ним объектах произошло 74 пожара, в то время как годом ранее было зафиксировано лишь 45 подобных происшествий, таким образом, рост числа пожаров в российских ТРЦ составил 64,5%, что касается числа людей, которые погибли при пожарах в торговых центрах, то эта цифра выросла еще более существенно. В 2017 году в результате возгорания в торговых центрах погибло 4 человека, в то время как в 2018 году погибли 60 человек погибло при пожаре в торговом комплексе «Зимняя вишня» в г. Кемерово. Данные инциденты позволили выявить значительное количество законодательных проблем надзора и контроля за проектируемыми торговыми центрами. Вследствие большого числа чрезвычайных происшествий в торговых комплексах службы федерального пожарного надзора и органы государственного управления усилии слежение за нынешним состоянием подобных объектов, но ситуация в настоящее время в достаточной мере еще не улучшена. Указанный негативный опыт подтверждает, что системы пожаробезопасности ТРК обязаны создаваться как с учетом условий противопожарных нормативных документаций, также и на основании имеющих планировок, инженерно-технической оснащенности, необыкновенностей любого защищаемого здания.
Система предоставления пожаробезопасности объекта способна быть создана либо на исполнении условий СП, ТР, СТУ ( при потребности), а вдобавок создаются особые технические условия, обоснованные Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 (ред. от 06.07.2019) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» ч.1 п. 5 по противопожарной защите, либо на исполнении условий ТР и подтверждении ПБ объекта расчетом риска.
Специальные технические условия - это документ, включающий нормативные условия с целью проектирования определенного объекта капитального строительства.
СТУ разрабатываются, в случае если заказчик и проектная организация при подготовке проектной документации на определенный объект столкнулись с отсутствием общих норм проектирования для подобных объектов или функционирующие условия непригодны к объекту с учетом того, что в них не предусматривается особенность необычных проектных решений. Например, объект торгово-развлекательного назначения
имеет особенные параметры, что делает его уникальным. В частности, разработка СТУ необходима при проектировании пристенных каналов тепловых сетей при отсутствии возможности соблюдения нормативных расстояний (минимум 2 метра) от зданий и сооружений до конструкций тепловых сетей [3].
Таким образом, мы можем выделить следующее определение СТУ - это технические нормы, в которых присутствуют условия в сфере безопасности, добавляющие имеющиеся правила. Используются они абсолютно на всех этапах строительства объекта: проектирования, строительства, эксплуатации и сноса. Вся специфика обеспечения пожарной безопасности нестандартных объектов должна в полной мере отражаться в специальных технологических условиях.
В специальных технических условиях разрешается аргументировать отступления от условий нормативных документаций. Доказательством данному считается раздел 12 Приказа МЧС России №710 от 28.11.2011 г., приказывающий направлять в МЧС расчет рисков возгорания в составе актов на согласование СТУ, включающих отступления от условий нормативных актов согласно пожаробезопасности. Кроме того, согласно с ч.8 ст.6 Федерального закона №384-Ф3 присутствие отступления от условий способно быть причиной для разработки СТУ. Однако доказывать в СТУ отступления от условий указанного ФЗ недопустимо.
Такой определенный тип нормативных документов, такие как СТУ, возник в апреле 2008 года с выпуском приказа Минрегиона РФ от 01.04.2008г. №36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства». В настоящее время процедура создания и согласования СТУ в Минстрое формируется Приказом Минстроя РФ №248/пр от 16.04.2016 г.
В соответствии с Федеральным законом №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент от требований пожарной безопасности» при нехватке нормативных условий пожарной защищенности обязаны быть созданы СТУ, учитывая изложенные требования в этом законе.
Согласно Федеральному закону №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», подготовление необходимой проектной документации и строительство объектов реализовываются соответственно со специальными техническими условиями. Данные требования разрабатываются и согласовываются в порядке, который установлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если:
- нужны отступления от условий, которые включены в своды правил и перечень национальных стандартов, в соответствии Постановлению Правительства РФ №1251 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент зданий и сооружений» от 26.12.2014 г.;
- не хватает достаточно условий к прочности и защищенности, указанные стандартами и сводами правил,
- вовсе не установлены требования.
Специальные технические условия по пожаробезопасности позволяют существенно помочь при возникновении спорных вопросов, которые связаны с противоречиями в действующих нормативных актах. СТУ позволяют воспользоваться более эффективными проектными решениями, способны упростить процедуры создания проектной документации и установить наиболее соответствующий список комплексных мер для предотвращения пожаров. Создание специальных технических условий предоставляет возможность проектной организации или заказчику строительства наиболее эффективным из возможных способов использовать специальные технические условия в виде документа, предписывающего разрешать возможные несоответствия проекта существующим требованиям СНИПа, а также стандартам энергоснабжающих организаций. Это не только сэкономит время на целую работу по проектированию, однако также и из-за результата наиболее значительной детализации, может повысить экономическую эффективность проекта, что приведет к совершенствованию проектирования объектов торгово-развлекательного назначения на основе разработки специальных технических условий.
Ряд факторов для создания СТУ по пожаробезопасности, в общей сложности, не считается достаточным и подробным [6]. Небольшой перечень более распространенных определений за последние десять лет, неоднократно согласованных в МЧС РФ и в Минстрое РФ (до 2013 г. - в Министерстве регионального развития РФ), содержит в себе отсутствие требований по пожаробезопасности, таких как :
- для проектирования в здании склада (высота складирования груза более 5,5м) нет устройства в стеллажах горизонтальных экранов из невозгораемых изделий через каждые 4 метра, также нет автоматических установок пожаротушения;
- неправильное распределение воды на внешнее и внутреннее тушения возгорания с нестандартной комбинацией параметров: степень огнестойкости, объем здания, категории по пожарной и взрывопожарной угрозы;
- превышение площади этажа в пределах пожарного отсека;
- несоблюдение условий для высотных зданий (жилые здания более 75 м, многофункциональные и офисные здания выше 50м);
- конструкции не соответствуют по ПБ в складских зданиях административно-бытовых встроек и вставок с этажностью более двух;
- к проектированию многофункциональных объектов;
- к проектированию объектов с большим количеством освещения пространствами, атриумами;
- отсутствие требований к параметрам водяных дренчерных завес, которые используются в роли препятствия возгорания с целью снижения противопожарных расстояний от проектируемого до граничащих объектов;
- несоблюдение расстояния между конкретных видов (например, сливоналивные эстакады сжиженные углеродные газы (СУГ), резервуарные парки СУГ).
В соответствии с нормативной документацией СТУ условно можно разделить на несколько групп по типу объектов:
- Производственные объекты, к которым относятся промышленные предприятия нефтехимического и газового комплекса, складские комплексы и другие объекты.
- Общественные объекты, которые представлены торгово-развлекательными, офисными центрами, гостиничными комплексами и т.п. (объекты с многосветными пространствами, многофункциональные объекты)
- Технически сложные, а также уникальные сооружения (объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования).
Для разработки специальных технических условий необходимы исходные данные, которые включают в себя:
- принципиальные технические решения, применяемые как к объекту в целом, так и к его частям или отдельным элементам конструкций, и инженерных систем;
- отчеты по инженерным изысканиям;
- проведенный анализ нормативной базы объекта, служащий основанием для разработки недостающих положений и норм.
Все работы по согласования проводятся в два этапа:
- первый этап - рассмотрение СТУ Департаментом надзорной деятельности МЧС России;
- второй этап - рассмотрение СТУ Советом Министерства регионального развития РФ.
Заключение. Разработка СТУ считается одним из преимущественных методов проектирования безопасных объектов ТРК и иного назначения, что доказывает колоссальный отечественный опыт. Очевидными достоинствами разработки СТУ считаются крупные возможные способы в осуществлении различных объемно-планировочных и конструктивных заключений, ответственность и прочность зданий, хорошие технические характеристики, кроме того, значительное снижение расходов на дополнительные затраты по разработке условий пожарной безопасности.
Список использованной литературы
1. Беляков Г. И. Пожарная безопасность/ Г. И. Беляков. — М.: Юрайт, 2020. — 143 с.
2. Кирюханцев Е.Е. Проблемы разработки и согласования специальных технических условий в области пожарной безопасности/ Е.Е. Кирюханцев, В.Н. Иванов// Технологии техносферной безопасности. 2016. № 5 (69). С. 67-75.
3. Кобзев И.И. Актуальность разработки специальных технических условий и пути развития обеспечения пожарной безопасности объектов защиты/ И.И. Кобзев// Современные проблемы и перспективы развития строительства, эксплуатации объектов недвижимости Сборник научных статей. 2016. С. 11-27.
4. Опекунов В.А., Щербинин И.В. Анализ практики разработки и согласования специальных технических условий на проектирование объекта капитального строительства/ В.А. Опекунов, И.В. Щербинин// Экономика строительства. 2017. № 2 (44). С. 38-49.
5. Северцев, Н. А. Системный анализ теории безопасности / Н. А. Северцев, А. В. Бецков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 456 с.
6. Кутузов В. В., Талировский К. С., Магомедов Т. Н. Требования по обеспечению зданий предприятий торговли автоматическими системами противопожарной защиты //Достижения науки и образования. - 2018. - №. 15 (37).