Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СОСТАВОВ ПОЛИМЕРБИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОПОЛИМЕРБЕТОНА'

РАЗРАБОТКА СОСТАВОВ ПОЛИМЕРБИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОПОЛИМЕРБЕТОНА Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИМЕРБИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ / АСФАЛЬТОПОЛИМЕРБЕТОН / ТЕРМОЭЛАСТОПЛАСТ / СОСТАВЫ / СВОЙСТВА / ЭКСПЕРИМЕНТ / ИНДУСТРИАЛЬНОЕ МАСЛО / УРАВНЕНИЯ РЕГРЕССИИ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Василовская Г.В., Дружинкин С.В., Пересыпкин Е.В., Берсенева М.Л.

Приводятся результаты исследований полимербитумного вяжущего (ПБВ) для получения асфальтополимербетона. Для приготовления ПБВ использовался термоэластопласт ДСТ-30 Воронежского завода синтетического каучука. Для снижения стоимости, ускорения процесса приготовления и улучшения свойств ПБВ была разработана технология введения ДСТ в битум. Было предложено вначале ДСТ растворять в индустриальном масле ИМ-20. Оптимальное соотношение между ДСТ и маслом определялось с использованием метода полного факторного эксперимента. В качестве выходных параметров были выбраны основные свойства. Был получен оптимальный состав ПБВ. Он был приготовлен в лабораторных условиях, определены его свойства, которые сравнивались с требованиями. Разработанный состав ПБВ был рекомендован дорожным организациям Красноярского края для производственного внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Василовская Г.В., Дружинкин С.В., Пересыпкин Е.В., Берсенева М.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF POLYMER-BITUMEN BINDER COMPOSITIONS FOR PREPARATION OF POLYMER-MODIFIED ASPHALT CEMENTS

This paper provides the results obtained from the studies of polymer-bitumen binder (PBB) used for the production of polymer-modified asphalt cements (PMA). Thermoplastic elastomers produced at Voronezh Synthetic Rubber Plant, as well as at Chinese and Korean production units have been studied in order to obtain PBB. It has been established that locally-produced thermoplastic elastomers of DST-30 grade demonstrate the best performance indicators. To reduce the costs, speed up the preparation process and improve the properties of PBB, a new technology for incorporation of DST into bitumen was developed. It is suggested that DST should first be dissolved in industrial oil of the trademark IM-20, and after that the polymer solution should be incorporated into bitumen. Furthermore, the limiting concentrations of DST additive in oil were determined, which range from 10 to 30%. The influence of the DST additive on the properties of the domestically produced bitumen of the Achinsk Oil Refinery grade BND 90/130 was revealed. Studies have found that the inclusion of additives leads to an increase in extensibility, elasticity and a decrease in the brittleness temperature of bitumen, which indicates an increased deformability of the polymer-bitumen binder. Using the method of experiment planning, the optimal composition of PBB was determined: the ratio of DST and oil stands at 19% DST and 81% oil; the amount of polymer solution in the binder equals 9%. This composition was prepared in laboratory conditions, its properties were determined and compared with the requirements. The prepared composition of the PBB was recommended for industrial implementation to the roadway maintenance bodies of the city of Krasnoyarsk and the Krasnoyarsk Territory.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СОСТАВОВ ПОЛИМЕРБИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОПОЛИМЕРБЕТОНА»

Разработка составов полимербитумного вяжущего для приготовления асфальтополимербетона

Г.В. Василовская, С.В. Дружинкин, Е.В. Пересыпкин, М.Л. Берсенева Сибирский Федеральный университет, Красноярск

Аннотация: Приводятся результаты исследований полимербитумного вяжущего (ПБВ) для получения асфальтополимербетона. Для приготовления ПБВ использовался термоэластопласт ДСТ-30 Воронежского завода синтетического каучука. Для снижения стоимости, ускорения процесса приготовления и улучшения свойств ПБВ была разработана технология введения ДСТ в битум. Было предложено вначале ДСТ растворять в индустриальном масле ИМ-20. Оптимальное соотношение между ДСТ и маслом определялось с использованием метода полного факторного эксперимента. В качестве выходных параметров были выбраны основные свойства. Был получен оптимальный состав ПБВ. Он был приготовлен в лабораторных условиях, определены его свойства, которые сравнивались с требованиями. Разработанный состав ПБВ был рекомендован дорожным организациям Красноярского края для производственного внедрения.

Ключевые слова: полимербитумное вяжущее, асфальтополимербетон, термоэластопласт, составы, свойства, эксперимент, индустриальное масло, уравнения регрессии.

Для повышения долговечности автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием необходимо применять качественные битумы. Однако свойства битума не обеспечивают длительные сроки эксплуатации дорожных покрытий [1]. В настоящее время для повышения качества и долговечности асфальтобетона применяют различные полимерные материалы для модификации битума [2-4].

В работе определялся оптимальный состав полимернобитумного вяжущего (ПБВ) для асфальтополимербетона (АПБ). Исследованиями, проведенными в нашей стране, установлено, что лучшими модификаторами битума являются термоэластопласты марки ДСТ, представляющие собой блоксополимеры бутадиена и стирола [5-7]. Термоэластопласты образуют в битуме эластичную трехмерную сетку. Принцип образования сетки в ДСТ состоит в том, что блоки полистирола обладают высокой когезией и образуют прочные узлы, а блоки полидивинила слабо взаимодействуют между собой, характеризуясь высокой эластичностью. При нагревании до

100-150°C ДСТ превращается в линейный полимер за счет физических сил взаимодействия. При охлаждении структура ДСТ полностью восстанавливается [8-10].

Изучались термоэластопласты отечественного производства - это Воронежского завода синтетического каучука марки ДСТ-30, китайского производства (SBS modifier) и корейского производства (Kumho KTR).

Испытания показали, что все добавки плохо вводятся в битум, необходимо долго и тщательно перемешивать смесь и даже при длительном нагревании полностью однородную смесь не удается получить. Лучшие свойства показала отечественная добавка ДСТ-30. При вводе 4% ДСТ-30 температура размягчения составила 56 0С, а температура хрупкости - минус 28 0С. Термоэластопласты китайского и корейского производств показали свойства намного хуже.

Для снижения стоимости, ускорения процесса приготовления и улучшения свойств ПБВ была разработана технология введения ДСТ в битум. Было предложено вначале ДСТ растворять в пластификаторе. Введение пластификатора позволит обеспечить требуемый температурный режим не выше 160°С, а также существенно повысить эффективность вводимого полимера, т.е. получить ПБВ с требуемым комплексом свойств. В работе применялось индустриальное масло марки И-20А. Свойства масла: содержание масел - около 95%, в т.ч.: около 70% парафинонафтеновых углеводородов, около 25% ароматических углеводородов. Температура вспышки масла составляет 227 °С.

Для приготовления ПБВ использовался термоэластопласт марки ДСТ-30 Воронежского завода СК. Для ввода в битум ДСТ предварительно растворяли в индустриальном масле. Для предварительной оценки совместимости ДСТ и масла готовились концентрированные растворы полимера в масле при соотношении полимера к маслу 10:90, 20:80 и 30:70.

Растворы полимера в масле готовились при температуре 110-130°С в течение 2-3 часов при постоянном перемешивании до получения однородной массы. Исследованиями установлено, что более 30% ДСТ в масло не вводится. Затем полученные растворы полимера вводились в битум в количестве 5, 10 и 15%.

Составы ПБВ испытывались на основные физико-механические показатели. Свойства исследованных составов ПБВ в сравнении со свойствами применяемого битума марки БНД 90/130 нефтеперерабатывающего завода г. Ачинска приводятся в табл. №1.

Установлено, что растворы полимера, содержащие 90% масла, являются пластификаторами битума и снижают его теплостойкость, а растворы, содержащие 80 и 70% масла, структурируют битум, увеличивая температуру его размягчения. Все добавки полимеров увеличивают эластичность и растяжимость при температуры 0°С, а растяжимость при температуре 25°С увеличивается только у составов, содержащих 90 и 80% масла. Это объясняется, вероятно, тем, что составы с 70% масла являются очень концентрированными, плохо распределяются в битуме, поэтому растяжимость битумов они не увеличивают. В связи с этим, составы с 30% ДСТ и 70% масла из дальнейших исследований были исключены.

Оптимальное соотношение между ДСТ и маслом определялось с использованием метода полного факторного эксперимента типа 22. В качестве выходных параметров были выбраны основные свойства. Варьируемыми факторами являлись:

X1- количество добавки ДСТ в масле, %;

X2- количество раствора полимера в вяжущем, %.

Таблица №1

Свойства полимербитумных вяжущих

Наименова ние показателе й Состав вяжущего, в %

10% П +90% ИМ 20% П + 80% ИМ 30% П+70% ИМ БНД 90/ 130

5 10 15 5 10 15 5 10 15

1.Температу ра размягчения , °С 43 40 36,5 48 50 62 49 52 64 46,5

2.Пенетция, °П, при 25, ° С 130 225 345 120 115 10 102 98 80 91

З.Пенетра ция, °П, при 0° С 60 130 140 48 45 40 26 25 24 28

4.Растяж имость, см, при 25° С 51 58,6 63 52,2 59,4 64,4 18 26 36 41,2

5.Растяж имость, см, при 0 0С 12 24,2 27 10,2 17 23,5 8 12 16 4

б.Элстич ность,%, при25°С 82 91 95 85 91 96 86 92 97 50

7.Эласти чность,%, при 0° С 72 74 76 75 78 80 77 0 82 48

8.Температу ра хрупкости, ° С -25 -29 -30 -24,5 -25 -37,5 -16,5

В составах содержание битума принималось равным 100%. В матрице планирования содержание ДСТ в масле изменялось от 10 до 20%, а количество раствора ДСТ в вяжущем от 5 до 10%. Целью исследований являлось определение оптимального состава ПБВ. Основными параметрами от Y1 до У8 были выбраны свойства в соответствии с табл. №1. Свойства полимербитумного вяжущего приводятся в табл. №2.

Таблица №2

Физико-механические свойства ПБВ

Наименование показателей Составы ПБВ, % мас.

Х1=20 Х1=10 Х1=20 Х1=10

Х2=10 Х2=10 Х2=5 Х2=5

1.Температура размягчения, 0С 49 40 48 44

2. Пенетрация при 25 0С, 0П 115 230 120 130

3. Пенетрация при 0 0С, 0П 45 130 48 60

4. Растяжимость при 25 0С, см 58 57 48 50,5

5. Растяжимость при 0 0С, см 17 24,2 10,2 12

6. Температура хрупкости по Фраасу, 0С - 25,5 - 29 - 24,5 - 25,5

7. Эластичность при 25 0С, % 91 90 85 82

8. Эластичность при 0 0С, % 78 74 75 72

и

Полученные уравнения регрессии приводятся ниже:

У1= 45, 5 + 3,5X1 - 0,5X2 - 1,5X1X2; У2= 15, 25- 27,5X1 + 27,5X2 - 22,5X1X2; У3= 73, 25 - 21,75X1 + 19,25X2 - 15,75X1X2; У4=51, 5-2,5X1 + 6,5X2 + 2, 5 XlX2;

У5= 15,85 - 2,25X1 + 4,75X2 - 1,35X1X2; Уб= -26,12 + 1,12X1 - 1,12 X! + 0,62X1X2

У7=105 - 2, 5 Xl + 7, 3 X2 + 4, 82 XlX2; У8 = 72 - 1,5Х1 + 5 Х2 - 2, 5 Х1Х2 Затем были построены графики и найден оптимальный состав ПБВ: Х1 = 19 % ДСТ + 81% масла; Х2 = 9% раствора ДСТ в масле в ПБВ. Разработанный состав ПБВ предполагается использовать для приготовления АПБ в г. Красноярске и Красноярском крае. Рекомендуемая ГОСТ 52056 марка ПБВ для таких климатических условий должна быть ПБВ90. В табл. №3 приводятся данные по основным свойствам разработанного состава ПБВ в сравнении с требованиями для ПБВ 90.

Таблица №3

Свойства разработанного состава ПБВ в сравнении с требованиями

Свойства Разработанное ПБВ Требования

Температура размягчения, 0С 51 51

Растяжимость, см: при 25 0С 51,5 30

при 0 0С 20,3 15

Температура хрупкости, 0С - 28 -25

Эластичность, %: при 25 0С 88 85

при 0 0С 79 75

Испытания показали, что по температуре хрупкости и эластичности полученный состав не только отвечает требованиям, но и превосходит их. Это говорит о повышенной трещиностойкости вяжущего при

отрицательных температурах, что позволяет рекомендовать разработанный состав для получения асфальтополимербетона в г. Красноярске и Красноярском крае.

Выводы

1. Для получения полимербитумного вяжущего изучены термоэластопласты Воронежского завода СК, китайского и корейского производств. Установлено, что лучшие показатели имеет отечественный термоэластопласт марки ДСТ-30.

2. Установлено, что при введении в битум термоэластопласта необходимо долго и тщательно перемешивать смесь. При этом, получить однородную состав очень тяжело.

3. Предложена технология введения добавки в битум. Необходимо вначале растворять термоэластопласт в индустриальном масле, а затем в виде раствора вводить в битум. В результате сокращается время приготовления и улучшаются свойства ПБВ.

4. Определены предельные концентрации добавки ДСТ в масле, которые составляют от 10 до 30%.

5. Выявлено влияние добавки ДСТ на свойства отечественного битума Ачинского НПЗ марки БНД 90/130. Исследованиями установлено, что введение добавки приводит к увеличению растяжимости, эластичности и снижению температуры хрупкости битума, что говорит о повышенной деформативной способности полимербитумного вяжущего.

6. С использованием метода планирования эксперимента был определен оптимальный состав ПБВ, который составляет: соотношение ДСТ и масла -19 % ДСТ + 81% масла; количество раствора полимера в вяжущем - 9%.

7. Полученный состав был приготовлен в лабораторных условиях и испытан на физико-механические показатели. Установлено, что по

основным свойствам разработанное ПБВ не только отвечает требованиям, но и превосходит их.

8. Разработанный состав полимербитумного вяжущего был рекомендован дорожным организациям г. Красноярска и Красноярского края для производственного внедрения.

Литература

1. Руденский И.М., Руденский А.В. Физические свойства битумов и способы повышения долговечности дорожных покрытий // Автомобильные дороги. 2012. №1. С. 82 - 87.

2. Христофорова А.А., Филиппов С.Э., Гоголев И.Н. Разработка жестких покрытий карьерных дорог с применением активированной резиновой крошки // Инженерный вестник Дона, 2011, №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/599/.

3. Regulation of the Rheological of Polymer-Bitumen Binders by Ultrasonic Intensification of Mixing Process / R. Avdeychev, O. Pimenova, P. Tyukilina, A. Pimenov //International Journal of Applied Engineering Research. 2017. Vol.12. № 22. рр. 11926 - 11932.

4. Becker Yvonne, Mendez Maryro P., Rodriguez Yajaira Polimer modified asphalt // Vision tecnologica. Vol. 9. № 1. рр. 39 - 50.

5. Аюпов Д.А. Модификация нефтяных битумов деструктатами сетчатых эластомеров: дис. ... канд. техн. наук: 05.23.05. Казань, 2011. 188 с.

6. Горбатовский, А.А. Регулирование показателей качества полимерно-битумных композиций на основе дивинилстирольного термоэластопласта: дис. ... канд. техн. наук: 05.17.07. Санкт-Петербург, 2012. 159 с.

7. Полимерно-битумные вяжущие материалы на основе СБС для дорожного строительства //Автомобильные дороги: Обзорная информация. Информавтодор. 2002. Вып. 4. С. 112.

8.Золотарев В.А. О трех структурных типах битумов, модифицированных блоксополимерами типа СБС // Вестник БГТУСМ. 2005. №9. С. 353- 354.

9. Попадек С.В. Еще раз о проблеме качества при модифицировании битумов полимерами типа SBS // Наука и техника в дорожной отрасли. 2000. №5. С. 9-10.

10. Хозеев, Е.О., Коновалов Н.П. Мастики на основе полимерно-битумного вяжущего с применением отходов и минеральных наполнителей // Инженерный вестник Дона, 2018, №3 URL:

ivdon.ru/magazine/archive/№3y2018/5094.

References

1. Rudenskij I.M., Rudenskaja A.V. Avtomobil'nye dorogi. 2012. №1. pp. 82 - 87.

2. Khristoforova A.A., Filippov S.E., Gogolev I.N. Inzhhenernyj vestnik Dona, 2011. №4 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/599/.

3. Avdeychev R., Pimenova O., Tyukilina P., Pimenov A. International Journal of Applied Engineering Research. 2017. Vol.12. № 22. pp. 11926 -11932.

4. Becker Y., Maryro P., Mendez Y. Vision tecnologica. Vol. 9. № 1. pp. 39 - 50.

5. Ajupov, D.A., 2011. Modifikacija neftjanyh bitumov destruktatami setchatyh jelastomerov [Modification of petroleum bitumen with elastomers], PhD thesis, KGASU, Kazan', 188 p.

6. Gorbatovskij, A.A., 2012. Regulirovanie pokazatelej kachestva polimerno-bitumnyh kompozicij na osnove divinilstirol'nogo termojelastoplasta

[Quality control of polymer-modified bitumen composition on the basic of thermoelastolayer], PhD thesis, SPbGTI, Saint-Petersburg, 112 p.

7. Gokhman, L.M., E.M. Gurary, A.R. Davidova and K.I. Davidova, 2002. Avtomobil'nyye dorogi: Obzornaya informatsiya (issue 4), Informavtodor, p. 112.

8. Zolotarev V.A., Vestnik BGTUSM. 2005. №9. pp. 353-354.

9. Popadek, S.V. Nauka i tekhnika v dorozhnoy otrasli. 2000. №5. рр. 9-10.

10. Hozeev E.O., Konovalov N.P. Inzhenernyj vestnik Dona, 2018. №3. URL : ivdon.ru/magazine/archive/№3y2018/509.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.