2021 Химическая технология и биотехнология № 4
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И ГАЗА
DOI: 10.15593/2224-9400/2021.4.05 УДК 665.637.8
А.М. Герман, А.С. Ширкунов, В.Г. Рябов
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия
ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЭТИЛЕНА ИСТИРОЛ-БУТАДИЕН-СТИРОЛЬНЫХ МОДИФИКАТОРОВ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ДОРОЖНЫХ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ НА БАЗЕ НЕОКИСЛЕННЫХ ВЫСОКОКИПЯЩИХ НЕФТЕПРОДУКТОВ
Одним из распространенных способов улучшения качества дорожных битумов является модифицирование дорожных вяжущих полимерными добавками. Основной целью введения полимера в битум является расширение его температурного интервала эксплуатации. Полимерный модификатор загущает битум, повышая температуру размягчения и эластичность, улучшая низкотемпературные характеристики. При этом в качестве одного из главных компонентов получаемого полимерно-битумного вяжущего (ПБВ), как правило, рассматривается окисленный битум.
В то же время особый интерес представляют технологии получения дорожных битумов на базе неокисленных продуктов нефтепереработки, поскольку такой подход не только не требует наличия на предприятии установки окисления битумов, но и способствует улучшению стабильности вяжущего против старения и совместимости с минеральными материалами кислотного характера при производстве асфальтобетонов.
В данных обстоятельствах весьма актуальным является изучение возможности производства ПБВ на основе неокисленных высоковязких нефтепродуктов -гудронов или асфальтов деасфальтизации гудрона.
Основной целью настоящего исследования был поиск возможности получения дорожных ПБВ, соответствующих нормам ГОСТ 33133-2014 на дорожные битумы востребованных марок БНД 50/70, БНД 70/100 и БНД100/130 без применения технологии окисления.
Изучено введение в нефтяную основу как индивидуальных модификаторов битума (СБС-модификатора ДСТ-30-01В, полиэтилена высокого давления - ПЭВД), так и их композиций. Показана возможность скомпенсировать недостатки использования одного полимерного модификатора преимуществами другого при получении ПБВ с применением композиционных добавок.
Показано, что на основе утяжеленных гудронов и асфальтов деасфальтиза-ции, являющихся малоподходящим сырьем для традиционной технологии производства битумов окислением, возможно получение продукта, полностью соответствующего нормам ГОСТ 33133-2014 на марки БНД 50/70 и БНД 100/130. Использова-
ние композиционного полимерного модификатора позволило заместить часть дорогостоящего СБС-сополимера в составе ПБВ на значительно более дешевый полиэтилен высокого давления.
Исключение необходимости использования окисленной нефтяной основы и введения каких-либо пластификаторов дает возможность производить такие ПБВ на нефтеперерабатывающих заводах, не имеющих блока получения масел и установки окисления битума.
Ключевые слова: дорожный битум, гудрон, полимерно-битумное вяжущее, полиэтилен высокого давления, бутадиен-стирольный термоэластопласт.
A.M. German, A.S. Shirkunov, V.G. Riabov
Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation
APPLICATION OF POLYETHYLENE AND STYRENE-BUTADIENE-STYRENE MODIFIERS FOR PRODUCTION OF ROAD POLYMER MODIFIED BITUMEN FROM NON-OXIDIZED HEAVY PETROLEUM PRODUCTS
One of the common ways to improve the quality of road bitumen is the modification of road binders with polymer additives. The main purpose of introducing polymer into bitumen is to expand its temperature range of operation. The polymer modifier increases bitumen viscosity, softening point, elasticity, and improves low-temperature characteristics. Most often, oxidized bitumen is considered as one of the main components of the resulting polymer modified bitumen (PMB).
At the same time, technologies for the production of road bitumen based on unoxidized petroleum products are of particular interest, since this approach not only does not require a bitumen oxidation unit at the petroleum refinery, but also improves the stability of the binder against aging and compatibility with acidic mineral materials in the production of asphalt concrete.
In these circumstances, it is very important to study the possibility of producing PMB based on non-oxidized high-viscosity petroleum products - vacuum residue or asphalts of vacuum residues solvent deasphalting.
The main purpose ofpresent study was determination of the possibility of obtaining road PMB, corresponding to the standards of GOST 33133-2014for road bitumen of popular grades BND 50/70, BND 70/100 and BND 100/130 without the use of oxidation technology.
The introduction of both individual bitumen modifiers (SBS modifier DST-30-01V, low-density polyethylene - LDPE) and their composition into the petroleum base has been studied. Possibility to compensate for the disadvantages of using one polymer modifier with the advantages of another in obtaining PMB with the use of composite additives was shown.
It is shown that on the basis of high-viscosity vacuum residue and asphalts of propane deasphalting, which are unsuitable raw materials for the traditional technology of bitumen production by oxidation, it is possible to obtain a product that fully complies with the standards of GOST 33133-2014for grades BND 50/70 and BND 100/130. The use of a composite polymer modifier made it possible to replace part of the expensive SBS copoly-mer in the PMB composition with a much cheaper LDPE.
The elimination of the need to use an oxidized petroleum base and the introduction of any plasticizers makes it possible to produce such PMB at refineries that do not have a lubricant oil production unit and a bitumen oxidation unit.
Keywords: paving grade bitumen, vacuum residue, polymer modified bitumen, low-density polyethylene, styrene-butadiene-styrene elastomer.
Асфальтобетонное покрытие широко используется в строительстве дорог как материал, обладающий высокими эксплуатационными характеристиками. В большинстве случаев в качестве связующего в асфальтобетоне применяется дорожный нефтяной битум, получаемый окислением гудрона - остатка вакуумной перегонки нефти.
В связи с постоянным ежегодным увеличением автомобильного потока повышается и нагрузка на дорожное полотно, что приводит к его преждевременному износу и необходимости ремонта. Также на сокращение срока службы дорожного покрытия влияют возможные нарушения методики строительства дороги и недостаточно высокие показатели качества окисленного дорожного битума. Ухудшение характеристик окисленных битумов в последние годы во многом объясняется увеличением глубины переработки нефти на ряде крупных нефтеперерабатывающих предприятий, что приводит к получению высоковязкого гудрона с низкой пластичностью - малопригодного сырья для производства высококачественных битумов по технологии окисления из-за существенно сниженных пластических и низкотемпературных свойств продукта [1-4].
Наиболее распространенными способами улучшения качества дорожных битумов являются смешение окисленного битума с нефтяными остаточными нефтепродуктами (с получением так называемых компаундированных битумов) и модифицирование дорожных вяжущих полимерными добавками. Применению данных подходов посвящено значительное количество исследований, однако наиболее часто в качестве одного из компонентов получаемого вяжущего также рассматривается окисленный битум [1-9].
В то же время особый интерес представляют технологии получения дорожных битумов на базе неокисленных продуктов нефтепереработки, поскольку такой подход не только не требует наличия на предприятии установки окисления битумов, но и способствует улучшению стабильности вяжущего против старения и совместимости с минеральными материалами кислотного характера при производстве асфальтобетонов [2]. Однако типичные остаточные битумы (продукты глубокой вакуумной перегонки), как правило, имеют весьма узкий температур-
ный интервал пластичности, что мало подходит для климата на большей части Российской Федерации. В данных обстоятельствах весьма актуальным будет изучение возможности производства полимерно-битумных вяжущих на основе неокисленных высоковязких нефтепродуктов - гудронов или асфальтов деасфальтизации гудрона.
Модифицирование нефтяного битума различными полимерными добавками с получением так называемых полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) является одним из перспективных способов решения проблемы повышения прочности и долговечности дорожного полотна. Основной целью введения полимера в битум является расширение температурного интервала эксплуатации. Полимерный модификатор загущает битум, повышая температуру размягчения и эластичность, улучшая низкотемпературные характеристики [5, 6, 10, 11].
В качестве модификаторов выбирают полимеры различных классов: термоэластопласты (например, блоксополимеры бутадиена и стирола), эластомеры (каучуки, резины), термопласты (полиэтилен, полипропилен), реактопласты (полиамидные и полиэфирные смолы) и др. [2, 4, 7-14]. Основным недостатком модификации битума полимерами является их высокая стоимость. Кроме того, существует вероятность низкой совместимости полимерных добавок с исходным сырьем или полимеров друг с другом (это может приводить к расслоению полимерно-битумного вяжущего и неконтролируемому изменению его характеристик), технологические параметры процесса модифицирования также требуют более тщательного контроля.
Именно поэтому целью настоящего исследования являлось установление возможности получения высококачественного битума путем модифицирования неокисленных высоковязких нефтепродуктов (в частности, гудронов различной вязкости и асфальта деасфальтизации гудрона пропаном производства ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез») смесью полимерных добавок и оценка влияния соотношения их концентраций на характеристики получаемого битума и их соответствие требованиям современных нормативов.
Характеристики высококипящих нефтепродуктов, использованных в качестве нефтяной основы для получения ПБВ, представлены в табл. 1.
Одним из широко используемых типов полимерных модификаторов дорожного битума являются стирол-бутадиен-стирольные блоксополиме-ры (так называемые СБС-модификаторы), именно поэтому в данной работе в качестве основного модификатора использовался полимер данной
природы - дивинилстирольный термоэластопласт ДСТ - ДСТ-30-01В (производство ОАО «Воронежсинтезкаучук») в виде гранул. Он представляет собой линейный блок-сополимер на основе стирола и бутадиена с содержанием стирола порядка 30 мас.%, содержит не окрашивающий стабилизатор и опудрен антиагломератом стеаратом кальция.
Таблица 1
Характеристики исходных высококипящих нефтепродуктов
Продукт Условная вязкость при 80 °С, с Температура размягчения, °С Плотность, кг/м3 Пенетрация при 25 °С, 0,1 мм
Гудрон-1 86 30,8 1001,0 >520
Гудрон-2 158 36,4 1006,2 394
Асфальт 301 39,8 1015,6 135
Однако согласно опыту исследовательских работ и литературным данным для получения ПБВ на базе неокисленных гудронов малой вязкости с применением СБС-модификаторов для получения вяжущего с уровнем пластичности, удовлетворяющим требованиям стандартов на наиболее распространенные марки дорожных битумов (например, марки БНД 70/100 и БНД 100/130 по ГОСТ 33133-2014), требуется введение порядка 3-5 мас.% полимера и более. Учитывая весьма высокую стоимость дивинистирольного термоэластопласта, данный подход к получению качественных битумных вяжущих может оказаться экономически нецелесообразным.
В то же время можно скомпенсировать недостатки применения одного полимерного модификатора битума преимуществами другого при получении ПБВ с применением композиционных добавок [14, 15].
Именно поэтому в качестве дополнительного полимерного модификатора в данной работе был рассмотрен гранулированный полиэтилен высокого давления (ПЭВД). Указанный полимер характеризуется сниженной температурой плавления и плотностью (по сравнению с полиэтиленом низкого давления), находит применение в разных областях промышленности: изготовление пленок, выдувных изделий (бутылки, канистры и т.п.), теплоизоляционных материалов, электроизоляционных материалов и т.д. ПЭВД является перспективным модификатором в производстве ПБВ, поскольку широко производится промышленностью и имеет весьма низкую стоимость. Также существуют варианты использования вторичного ПЭВД в процессе получения ПБВ, которые позволяют
решить проблему использования отходов, наносящих вред окружающей среде, и существенно экономить первичное сырье [14, 16-18].
Модификация гудрона и асфальта в исследовании выполнялась по следующей методике. Нагретый в сушильном шкафу до 160 °С стакан с навеской исходного нефтепродукта помещался на разогретую электроплиткой песчаную баню, где его температура доводилась до 190-200 °С при постоянном перемешивании лопастной мешалкой с частотой вращения 240 об/мин. Лопасти мешалки располагали таким образом, чтобы они находились на малом расстоянии от дна стакана для снижения вероятности скапливания гранул полимера в нижней части сосуда. После достижения необходимой температуры при постоянном перемешивании порциями добавлялся полимер. Полное растворение полимера достигалось за 3-4 ч непрерывного перемешивания при температуре 190-200 °С в случае ДСТ и 2-3 ч в случае ПЭВД (установлено путем отбора проб с интервалом 1 ч для измерения температуры размягчения, полным растворением полимера считалось прекращение роста температуры размягчения в ходе перемешивания).
Для полученных проб ПБВ измеряли базовые характеристики -температура размягчения и пенетрация при 25 °С для оценки их соответствия требованиям ГОСТ 33133-2014 на дорожный битум наиболее востребованных марок - БНД 50/70, БНД 70/100 и БНД 100/130.
Первоначально в нефтяную основу вводили индивидуальные модификаторы, затем эксперименты проводились с использованием композиции ДСТ и ПЭВД. Результаты анализов для ряда образцов приведены в табл. 2.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что для достижения показателя пенетрации 25 °С значений менее 130 0,1 мм (границы самой пластичной из рассматриваемых марок БНД 100/130), в случае использования гудрона-1 с недостаточной вязкостью, требуется концентрация ДСТ, превышающая 5 мас.%. Это не оправдано экономически ввиду высокой стоимости используемого дивинилстирольного термоэластопласта. При применении ПЭВД такая пластичность достигается при содержании 8 мас.% (образец № 6), однако при этом полученное ПБВ становится малотекучим и неоднородным. Вероятно, это объясняется превышением концентрации растворимости (набухания) полимера в нефтепродукте и образованием агломератов полимера, которые плохо распределяются в продукте. Резкий рост температуры размягчения также негативно повлияет на применение такого битума в
составе асфальтобетона, поскольку не только затруднит смешение вяжущего с минеральной частью на асфальтобетонном заводе, но и снизит укатываемость дорожного полотна при его укладке.
Таблица 2
Базовые характеристики полимерно-битумных вяжущих, полученных с использованием индивидуальных ДСТ и ПЭВД, а также их композиций
Нефтяная основа Номер образца Вид и концентрация полимера, мас. % Температура размягчения, °С Пенетрация при 25 °С, 0,1 мм
ПБВ, полученные с использованием индивидуальных модификаторов
Гудрон-1 1 ДСТ - 2 % 37,8 256
2 ДСТ- 3 % 42,0 241
3 ДСТ - 4 % 53,0 228
4 ПЭВД - 3 % 38,2 211
5 ПЭВД - 5 % 50,4 183
6 ПЭВД - 8 % >75 123
Асфальт 7 ДСТ - 2 % 47,2 77
8 ДСТ- 3 % 51,0 74
9 ПЭВД - 4 % 48,0 42
ПБВ, полученные с использованием смесевых модификаторов
Гудрон-1 10 ДСТ - 2 % ПЭВД-2 % 42,2 239
11 ДСТ - 2,5 % ПЭВД - 2,5 % 44,0 224
12 ДСТ - 2 % ПЭВД-4 % 51,8 184
13 ДСТ - 2 % ПЭВД- 5 % 65,0 127
14 ДСТ - 2 % ПЭВД-6 % 68,6 123
Асфальт 15 ДСТ - 2 % ПЭВД-2 % 51,2 65
16 ДСТ - 2 % ПЭВД-4 % 57,6 51
17 ДСТ - 2 % ПЭВД-6 % 62,2 33
Требования ГОСТ 33133-2014 на дорожный битум различных марок
БНД 50/70 > 51 51-70
БНД 70/100 > 47 71-100
БНД 100/130 > 45 101-130
Асфальт деасфальтизации гудрона обладает значительно более высокой вязкостью, поэтому при использовании его в качестве нефтяной осно-
вы даже небольшие добавки полимера приводят к значительному снижению пенетрации при 25 °С (до уровня 40-80 0,1 мм). Это может быть полезным для получения малопластичных марок дорожных битумов (например, БНД 50/70 и БДН 70-100). Однако соответствие по базовым показателям нормам ГОСТ 33133-2014 зафиксировано лишь при использовании ДСТ, тогда как при применении ПЭВД пенетрация при 25 °С падает слишком сильно (при недостаточно высокой температуре размягчения).
Можно также отметить, что введение индивидуального ПЭВД приводит к более сильному падению пластичности нефтяной основы, чем ДСТ при близких температурах размягчения полученного ПБВ.
Поскольку индивидуальные модификаторы в данном случае не всегда позволяли получить ПБВ, соответствующие ГОСТ 33133-2014 даже по базовым показателям, было рассмотрено применение их композиций. Концентрация ДСТ в ПБВ на композиционном модификаторе была установлена на уровне 2-2,5 мас.% (согласно ряду исследований, такого содержания модификатора достаточно для образования начального каркаса из набухшего полимера внутри битумной среды). Корректировка пластичности вяжущего до уровня, соответствующего требованиям на различные марки битума проводилась путем добавления ПЭВД в композиционный модификатор. Композиция из двух полимеров также позволит удешевить производство дорожного битума и получить данные, которые помогут в разработке новых методик производства БНД с использованием вторичного полиэтилена.
Такой подход позволил получить ряд образцов, у которых комплекс базовых характеристик соответствует нормам ГОСТ 33133-2014 на марки БНД 100/130 (образцы № 13 и 14), БНД 70/100 (образец № 15) и БНД 50/70 (образец № 16). Для данных образцов был определен полный комплекс параметров качества оптимальных вяжущих. Результаты анализов представлены в табл. 3.
Данные, приведенные в табл. 3, свидетельствуют, что образцы № 13 и 14 обладают высоким уровнем качественных характеристик (в особенности по низкотемпературным свойствам - температура хрупкости, пенетрация и растяжимость при 0 °С), однако показатель растяжимости при 25 °С существенно ниже норм ГОСТ 33133-2014 для всех целевых марок битума. Улучшенные низкотемпературные характеристики можно объяснить высокой пластичностью самой нефтяной основы - гудрона-1 (условная вязкость при 80 °С составляет 86 с). Вероятной причиной недостаточной растяжимости может являться
низкое содержание полициклических аренов и смол в неокисленном гудроне-1 (по сравнению, например, с асфальтом деасфальтизации), поскольку именно с данными компонентами связывают высокие значения дуктильности. Другой причиной может являться высокая суммарная концентрация полимеров (7-8 мас.%) в ПБВ, что приводит к повышенной эластичности продукта, а значит, и более сильному разрывающему усилию в испытании на растяжимость.
С другой стороны, в случае использования асфальта как нефтяной основы для получения ПБВ наблюдается улучшенная растяжимость при 25 °С, однако низкотемпературные свойства продукта существенно ниже, чем для образцов на основе гудрона-1. Данное обстоятельство обусловлено как большей вязкостью нефтяной основы (условная вязкость при 80 °С равна 301 с), так и значительно меньшей пластичностью получаемых ПБВ. Для образцов № 15 и 16 весь комплекс характеристик соответствует требованиям на марку БНД 50/70 по ГОСТ 33133-2014.
Представляет интерес также сравнение образцов № 7 и 15, которое наглядно показывает, что полиэтилен не является просто загущающей добавкой, а образует единую полимерную сетку с ДСТ, внося таким образом вклад в придание вяжущему дополнительной эластичности и улучшению низкотемпературных свойств. В частности, для образца № 7 без ПЭВД в случае растяжения при 0 °С происходило хрупкое разрушение, тогда как у образца № 15 данное растяжение происходило нормальным образом, а также возросла эластичность при 25 °С.
Изменение температуры хрупкости после старения не превышало 1-2 °С для всех образцов. Таким образом, показатели, характеризующие стабильность против старения (испытание с прогревом в тонкой пленке по методу ЯТТОТ), полностью соответствовали нормам ГОСТ 33133-2014 на все рассматриваемые марки.
Поскольку для получения дорожных вяжущих марок БНД 70/100 и БНД 100/130 по ГОСТ 33133-2014 путем модифицирования композицией полимеров вязкость асфальта оказалась слишком высокой, а гудрона-1 - слишком низкой, для производства данных марок в качестве нефтяной основы целесообразно применять утяжеленные гудроны или смеси гудрона с асфальтом с промежуточным уровнем вязкости. Для подтверждения данного вывода были приготовлены образцы № 17 и 18 на базе гудрона-2 (условная вязкость при 80 °С составляет 157 с), а также образец № 19 на основе смеси гудрона-1 и асфальта в соотношении 30 : 70 по массе.
Таблица 3
Характеристики полимерно-битумных вяжущих, наиболее близко соответствующих требованиям ГОСТ 33133-2014 по комплексу показателей
Нефтяная основа Номер образца Концентрация полимеров в ПБВ, мас.% Температура размягчения, °С Пенетрация, 0,1 мм Температура хрупкости, °С Растяжимость, см Эластичность, % Показатели после прогрева в тонкой пленке по методу ЫТОТ
при 25 °С при 0°С при 25 °С при 0 °С при 25 °С при 0°С Изменение температуры размягчения, °С Изменение массы, %
Гудрон-1 12 ДСТ-2%, ПЭВД-4% 51,8 184 47 -22 48 30,2 71 40 3,0 0,2
13 ДСТ-2%, ПЭВД-5 % 65,0 127 38 -21 41 29,5 67 42 2,6 0,2
14 ДСТ-2%, ПЭВД-6% 68,6 123 32 -21 34 27,7 49 39 1,2 0,1
Асфальт 7 ДСТ-2% 47,2 77 26 -14 >100 0 70 - 3,2 0,1
15 ДСТ-2%, ПЭВД-2% 51,2 65 25 -17 >100 20,1 74 59 2,8 0,1
16 ДСТ-2%, ПЭВД-4% 57,6 51 23 -16 >100 16,4 77 63 3,4 0,1
Гудрон-2 17 ДСТ-2%, ПЭВД-3 % 50,2 146 43 -21 >100 39,6 60 38 1,6 0,1
18 ДСТ-2%, ПЭВД-4% 52,8 104 36 -20 96 24,3 63 27 0,8 0,1
Смесь гудрона-1 и асфальта 19 ДСТ-2%, ПЭВД-2% 47,2 117 31 -20 >100 34,7 67,7 33,4 1,8 0,1
Требования ГОСТ 33133-2014 на дорожный битум различных марок
БНД 50/70 >51 51-70 >18 <-16 >60 >3,5 - - <7 <±0,6
БНД 70/100 >47 71-100 >21 <-18 >62 >3,7 - - <7 <±0,6
БНД 100/130 >45 101-130 >30 <-20 >70 >4,0 - - <7 <±0,7
Результаты анализа параметров качества данных образцов (см. табл. 3) показали, что образцы № 18 и 19 полностью соответствуют нормам ГОСТ 33133-2014 на марку БНД 100/130, что подтверждает эффективность данного подхода.
Таким образом, проведенные исследования доказывают возможность получения высококачественных дорожных битумных вяжущих, удовлетворяющих всем требованиям ГОСТ 33133-2014 на основе утяжеленных гудронов и асфальтов деасфальтизации, являющихся малоподходящим сырьем для традиционной технологии производства битумов окислением. Применение композиционного полимерного модификатора позволяет заместить часть дорогостоящего СБС-сополимера в составе ПБВ на значительно более дешевый полиэтилен высокого давления. Существует также возможность вовлечения в производство вторичного полиэтилена.
Производство ПБВ по данной технологии позволяет нефтеперерабатывающему предприятию полностью отказаться от необходимости эксплуатации установки получения окисленных битумов, характеризующейся образованием значительного количества токсичных газов окисления. Данное обстоятельство, несомненно, приведет к улучшению экологической обстановки на производственной площадке.
Отсутствие необходимости введения каких-либо пластификаторов (индустриального масла, экстрактов селективной очистки, маловязкого вакуумного газойля и др.) дает возможность производить такие ПБВ в том числе и на нефтеперерабатывающих заводах, не имеющих блока получения масел.
Список литературы
1. Гуреев А. А. Проблемы производства и применения дорожных битумов (ГОСТ 33133) и их технологические решения // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. - 2016. - № 10. - С. 10-14.
2. Евдокимова Н.Г. Разработка научно-технологических основ производства современных битумных материалов как нефтяных дисперсных систем: дис. ... д-ра техн. наук. - М., 2015. - 417 с.
3. Тюкилина П.М. Производство нефтяных дорожных битумов на основе модифицированных утяжеленных гудронов: дис. ... канд. техн. наук. -Самара, 2015. - 185 с.
4. Егорова Н.А. Совершенствование технологии производства нефтяных битумных вяжущих: дис. ... канд. техн. наук. - Уфа, 2021. - 149 с.
5. Старение битум-полимерных вяжущих / Д.А. Аюпов, А.В. Мурафа, Ю.Н. Хакимуллин, В.Г. Хозин // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16, № 15. - С. 126-129.
6. К выбору технологии производства полимерно-битумных вяжущих как инновационных наносвязующих для устройства асфальтобетонных покрытий / Н.Г. Евдокимова, Н.Н. Лунева, Н.А. Егорова, А.Р. Махмутова, Ю.А. Байгузина, Э.А. Имангулова // Нанотехнологии в строительстве. -2018. - Т. 10, № 5. - С. 20-37.
7. Загородняя А.В. Современная и перспективная технология использования пластификаторов для литых асфальтобетонных смесей // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. - 2017. -Т. 17, № 4. - С. 21-23.
8. Лазарева Т.Л., Цупикова Л.С. Расширение температурного интервала работоспособности вяжущего для асфальтобетонных дорожных покрытий Дальнего Востока // Дальний Восток. Автомобильные дороги и безопасность движения. - 2017. - № 1. - С. 335-344.
9. Разработка полимерных добавок для модификации дорожного битума. Исследование эксплуатационных характеристик составов битум полимерных вяжущих / С.И. Вольфсон, Ю.Н. Хакимуллин, Л.Ю. Закирова, А.Д. Хусаинов, И.С. Вольфсон, Д.Б. Макаров, В.Г. Хозин // Вестник Казанского технологического университета. - 2016. - Т. 19, № 19. - С. 95-98.
10. Галдина В.Д. Влияние полимерных добавок на свойства битума и асфальтобетона // Вестник СибАДИ. - 2009. - № 2 (12). - С. 32-36.
11. Лазарева Т.Л., Ярмолинская Н.И. Выбор полимерного модификатора с целью получения полимерно-битумного вяжущего для дорожных покрытий Дальнего Востока // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса. - 2017. - № 1. - С. 70-74.
12. Строкин А.С., Калгин Ю.И. Дорожный асфальтобетон с повышенными деформативно-прочностными показателями // Научный вестник Воронежского ГАСУ. Строительство и архитектура. - 2016. - № 2 (42). - С. 74-82.
13. О возможности использования полимерно-битумных вяжущих на основе асфальтов в дорожном строительстве / О.И. Навотный, А.А. Стеколь-ников, В.А. Решетов, Д.А. Тиховский, С.Б. Ромаденкина, А.М. Козлов // Известия Саратовского университета. Химия. Биология. Экология. - 2013. -Т. 13, № 4. - С. 25-29.
14. Вяжущее (полиэтилен-гудроновое вяжущее с резиновой крошкой -ПЭГВ-Р) для дорожных покрытий: пат. 2519214 Рос. Федерация / А.А. Гуре-ев, Е.Н. Симчук, М.В. Самсонов, Д.И. Оверин, К.С. Иконникова. -№ 2012156986/05; заявл. 26.12.2012; опубл. 10.06.2014, Бюл. № 16. - 6 с.
15. Модификация дорожных битумов смесевыми термоэластопласта-ми / А.И. Минхаирова, Л.Ю. Закирова, И.С. Вольфсон, Д.А. Аюпов, А.В. Му-
рафа, В.Г. Хозин, Ю.Н. Хакимуллин // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15, № 17. - С. 120-122.
16. Технология производства нефтяных дорожных битумов, модифицированных нефтешламом и СБС-полимером / Р.Н. Ахметзанова, Н.А. Федотова, Е.А. Емельянычева, Р.Р. Бикмуллина, А.И. Абдуллин // Вестник Казанского технологического университета. - 2019. - Т. 22, № 12. - С. 88-92.
17. Технология улучшения свойств дорожного битума модификацией вторичным полиэтиленом / К.К. Сырманова, Д.Б. Тлеуов, Е.Т. Боташев, Т.В. Ривкина, Ж.Б. Кадыбекова // Научные труды ЮКГУ им. М. Ауэзова. Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова. -2016. - № 2 (37). - С. 20-24.
18. Полимерно-битумное вяжущее: пат. 2573012 Рос. Федерация / А.М. Сыроежко, В.В. Васильев, Ю.А. Урчева, А.М. Герасимов, Н.В. Майданва, Д.А. Панфилов, И М. Дворко, О.М. Флисюк, Н.В. Лукьянов. - № 2015101201/05; заявл. 19.01.2015; опубл. 20.01.2016, Бюл. № 2. - 7 с.
References
1. Gureev A.A. Problemy proizvodstva i primeneniia dorozhnykh bitumov (GOST 33133) i ikh tekhnologicheskie resheniia [Production of road bitumen compliant with GOST 33133-2014 standard]. Mir nefteproduktov. Vestnik neftianykh kompanii, 2016, no. 10, pp. 10-14.
2. Evdokimova N.G. Razrabotka nauchno-tekhnologicheskikh osnov proizvodstva sovremennykh bitumnykh materialov kak neftianykh dispersnykh sistem [Development of scientific and technological foundation for the production of modern bitumen materials as oil disperse systems]. Doctor's degree dissertation. Moscow, 2015, 417 р.
3. Tiukilina P.M. Proizvodstvo neftianykh dorozhnykh bitumov na osnove modifitsirovannykh utiazhelennykh gudronov [Production of petroleum road bitumen based on modified high-viscosity vacuum residue]. Ph. D. thesis. Samara, 2015, 185 р.
4. Egorova N.A. Sovershenstvovanie tekhnologii proizvodstva neftianykh bitumnykh viazhushchikh [Improvement of the technology for the petroleum bitumen binders production]: Ph. D. thesis. Ufa, 2021, 149 р.
5. Aiupov D.A., Murafa A.V., Khakimullin Iu.N., Khozin V.G. Starenie bitum-polimernykh viazhushchikh [Aging of bitumen-polymer binders]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2018, vol. 16, no.15, pp. 126-129.
6. Evdokimova N.G., Luneva N.N., Egorova N.A., Makhmutova A.R., Baiguzina Iu.A., Imangulova E.A. K vyboru tekhnologii proizvodstva polimerno-bitumnykh viazhushchikh kak innovatsionnykh nanosviazuiushchikh dlia ustroistva asfal'tobetonnykh pokrytii [Selection of technology for polymer-bitumen production binders as innovative nano-binders for the construction of asphalt concrete pavements]. Nanotekhnologii v stroitel'stve, 2018, vol. 10, no.5, pp. 20-37.
A.M. repMan, A. C. ^upxynoe, B.r. Px6oe
7. Zagorodniaia A.V. Sovremennaia i perspektivnaia tekhnologiia ispol'zovaniia plastifikatorov dlia litykh asfal'tobetonnykh smesei [Modern and promising technology for the use of plasticizers for cast asphalt concrete mixtures]. Vestnik SibADI, 2017, no. 4, pp. 21-23.
8. Lazareva T.L., Tsupikova L.S. Rasshirenie temperaturnogo intervala rabotosposobnosti viazhushchego dlia asfal'tobetonnykh dorozhnykh pokrytii Dal'nego Vostoka [Expanding the temperature interval of binder for asphalt concrete roads of the far east]. Dal'nii Vostok. Avtomobil'nye dorogi i bezopasnost' dvizheniia, 2017, vol. 17, no.1, pp. 335-344.
9. Vol'fson S.I., Khakimullin Iu.N., Zakirova L.Iu., Khusainov A.D., Vol'fson I.S., Makarov D.B., Khozin V.G. Razrabotka polimernykh dobavok dlia modifikatsii dorozhnogo bituma soobshchenie 1. Issledovanie ekspluatatsionnykh kharakteristik sostavov bitum polimernykh viazhushchikh [Development of polymer additives for modifying road bitumen message 1. Investigation of the performance characteristics of polymer binders bitumen compositions]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2016, vol. 19, no.19, pp. 95-98.
10. Galdina V.D. Vliianie polimernykh dobavok na svoistva bituma i asfal'tobetona [Influence of polymer additives on the properties of bitumen and asphalt concrete]. Vestnik SibADI, 2009, no. 2 (12), pp. 32-36.
11. Lazareva T.L., Iarmolinskaia N.I. Vybor polimernogo modifikatora s tsel'iu polucheniia polimerno-bitumnogo viazhushchego dlia dorozhnykh pokrytii Dal'nego Vostoka [Choice of polymer modificator of obtaining polymer-bitumen substance for road covering of Far East]. Dal'nii Vostok: problemy razvitiia arkhitekturno-stroitel'nogo kompleksa, 2017, no. 1, pp. 70-74.
12. Strokin A.S., Kalgin Iu.I. Dorozhnyi asfal'tobeton s povyshennymi deformativno-prochnostnymi pokazateliami [Road asphalt concrete with increased deformation and strength indicators]. Nauchnyi vestnik Voronezhskogo GASU. Stroitel'stvo i arkhitektura, 2016, no. 2 (42), pp. 74-82.
13. Navotnyi O.I., Stekol'nikov A.A., Reshetov V.A., Tikhovskii D.A., Romadenkina S.B., Kozlov A.M. O vozmozhnosti ispol'zovaniia polimerno-bitumnykh viazhushchikh na osnove asfal'tov v dorozhnom stroitel'stve [Possibility of using asphalt-based polymer-bitumen binders in road construction]. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Khimiia. Biologiia. Ekologiia, 2013, vol. 13, no. 4, pp. 25-29.
14. Gureev A.A., Simchuk E.N., Urcheva Iu.A., Samsonov M.V., Overin D.I., Ikonnikova K.S. Viazhushchee (Polietilen-gudronovoe viazhushchee s rezinovoi kroshkoi - PEGV-R) dlia dorozhnykh pokrytii [Binder (Polyethylene-tar binder with rubber crumb - PERB-R) for road covering]. Patent Rossiiskaia Federatsiia no. 2519214 (2014).
15. Minkhairova A.I., Zakirova L.Iu., Vol'fson I.S., Aiupov D.A., Murafa A.V., Khozin V.G., Khakimullin Iu.N. Modifikatsiia dorozhnykh bitumov smesevymi termoelastoplastami [Modification of road bitumen with mixed thermoplastic elastomers]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2012, vol. 15, no. 17, pp.120-122.
16. Akhmetzanova R.N., Fedotova N.A., Emel'ianycheva E.A., Bikmullina R.R., Abdullin A.I. Tekhnologiia proizvodstva neftianykh dorozhnykh bitumov, modifitsirovannykh nefteshlamom i SBS-polimerom [Technology of oil road bitumen production modified with oil sludge and SBS-polymer.]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2019, vol. 22, no. 12, pp. 88-92.
17. Syrmanova K.K., Tleuov D.B., Botashev E.T., Rivkina T.V., Kadybeko-va Zh.B. Tekhnologiia uluchsheniia svoistv dorozhnogo bituma modifikatsiei vtorichnym polietilenom [Technology of improving the properties of road bitumen by modification with secondary polyethylene]. Nauchnye trudy IuKGU im. M. Auezova, 2016, no. 2 (37), pp. 20-24.
18. Syroezhko A.M., Vasil'ev V.V., Urcheva Iu.A., Gerasimov A.M., Maidanva N.V., Panfilov D.A., Dvorko I.M., Flisiuk O.M., Luk'ianov N.V. Polimerno-bitumnoe viazhushchee [Polymer-bitumen binder]. Patent Rossiiskaia Federatsiia no. 2015101201/05 (2016).
Получено 30.10.2021
Об авторах
Герман Анна Мироновна (Пермь, Россия) - студент кафедры химических технологий Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: anmgerman@gmail. com).
Ширкунов Антон Сергеевич (Пермь, Россия) - кандидат технических наук, доцент кафедры химических технологий Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: [email protected]).
Рябов Валерий Германович (Пермь, Россия) - доктор технических наук, профессор, декан факультета химических технологий, промышленной экологии и биотехнологий Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: [email protected]).
About the authors
Anna M. German (Perm, Russian Federation) - Student of the Department
of Chemical Technologies, Perm National Research Polytechnic University (29, Komsomolsky av., Perm, 614990, e-mail: [email protected]).
Anton S. Shirkunov (Perm, Russian Federation) - Ph. D. in Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Chemical Technologies, Perm National Research Polytechnic University (29, Komsomolsky av., Perm, 614990, e-mail: [email protected]).
Valerii G. Riabov (Perm, Russian Federation) - Doctor of Technical Sciences, Professor, Dean of Faculty of Chemical Technologies, Industrial Ecology and Biotechnologies, Perm National Research Polytechnic University (29, Komso-molsky av., Perm, 614990, e-mail: [email protected]).