ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.
TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 1
УДК 625.855.3 DOI: 10.17213/0321-2653-2019-1-94-99
ВЛИЯНИЕ ПОЛИМЕРНЫХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ДОБАВОК НА СВОЙСТВА БИТУМА И АСФАЛЬТОБЕТОНА
© 2019 г. Н.П. Котенко, Ю.С. Щерба, А.С. Евфорицкий
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, Новочеркасск, Россия
EFFECT OF POLYMER AND FUNCTIONAL ADDITIVES ON THE PROPERTIES OF BITUMEN AND ASPHALT-CONCRETE
N.P. Kotenko, Yu.S. Shcherba, A.S. Evforitskiy
Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia
Котенко Наталья Петровна - канд. техн. наук, доцент, Kotenko Natalya Petrovna - Candidate of Technical Science,
кафедра «Химические технологии», Южно-Российский Assistant Professor, Department «Chemical Technologies»,
государственный политехнический университет (НПИ) Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI),
имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. Novocherkassk, Russia.
Щерба Юлия Сергеевна - магистр, кафедра «Химические Shcherba Yuliya Sergeevna - Master Student, Department
технологии», Южно-Российский государственный политех- «Chemical Technologies», Platov South-Russian State
нический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Ново- Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. E-mail:
черкасск, Россия. E-mail: [email protected] [email protected]
Евфорицкий Александр Сергеевич - магистр, кафедра Evforitsky Alexander Sergeevich - Master Student, Department
«Химические технологии», Южно-Российский государ- «Chemical Technologies», Platov South-Russian State Poly-
ственный политехнический университет (НПИ) имени technic University (NPI), Novocherkassk, Russia. М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия.
Исследована возможность модификации нефтяного дорожного битума марки БНД 70/100, который относится к категории вязких битумов и применяется для дорожных работ в теплое время года, при среднесуточной температуре не ниже +5 °С. В качестве полимерных материалов для полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) использовались сополимеры стирола с бутадиеном и этилена с винилацета-том. Определены их оптимальные концентрации для получения ПБВ с повышенной теплостойкостью и эластичностью. Функциональной добавкой к битумам являлись углеродные нанотрубки. Приведены физико-механические показатели модифицированных битумов и асфальтобетонных смесей на их основе. Показано, что введение в асфальтобетон даже малого количества нанотрубок приводит к повышен-нию сдвигоустойчивости и прочности при различных температурах от 0 до 50 °С.
Ключевые слова: битум БНД 70/100; сополимеры бутадиен-стирола и этилен-винилацетата; полимернобитумное вяжущее; нанотрубки; асфальтобетон; сдвигоустойчивость; рабочий температурный интервал.
In the presented work it was investigated possibility of modification of oil road bitumen of the ORB 70/100 brand. It belongs to the category of viscous bitumen and is used for road works in the warm season, at an average daily temperature of not less than +5 °C. The Material is widely used for repair work and for laying new roads. Copolymers of styrene with butadiene and ethylene with vinyl acetate were used as polymeric materials for polymer-bitumen binders (PBB). Their optimal concentrations for obtaining PBB with increased heat resistance and elasticity were determined. The functional additive to the bitumen was carbon nanotubes. Physical and mechanical parameters of modified bitumen and asphalt-concrete mixtures on their basis are given. In conclusion it is shown that the introduction of even a small number of nanotubes into asphalt concrete leads to increased shear resistance and strength at different temperatures from 0 to 50 °C.
Keywords: ORB 70/100 bitumen; copolymers of butadiene-styrene and ethylene-vinyl acetate; polymer bitumen binder; nanotubes; asphalt concrete; shear stability; operating temperature range.
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 1
Введение
На состояние покрытия российских дорог, наряду с механическим воздействием транспортного потока, в большой степени влияют значительные колебания температуры внешней среды, которые служат источником постоянных структурных изменений. В сложившихся условиях повышенного износа дорожных покрытий, улучшить транспортно-эксплуатационное состояние существующей дорожной сети возможно при решении проблемы долговечности асфальтобетонного покрытия. Для верхних слоев покрытий необходим материал, обладающий высокой прочностью, сдвиго-, трещино- и водоустойчивостью, и в то же время большей эластичностью [1, 2].
Проблемы дорожного строительства неразрывно связаны с вопросами обеспечения отрасли качественными материалами и, прежде всего, главным компонентом асфальтобетонного покрытия - стабильным битумным вяжущим, без которого трудно рассчитывать на серьезное улучшение дорожного строительства с достижением европейского уровня.
Данные исследования посвящены решению актуальной проблемы повышения долговечности асфальтобетонных покрытий путём разработки составов качественных полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) и функционально модифицированных битумов для асфальтобетонных смесей. Целью данных исследований является получение асфальтобетонных смесей с улучшенными структурно-механическими свойствами и температурной устойчивостью.
Структура асфальтобетона должна обеспечивать высокую сдвиго- и трещиностойкость в течение требуемого срока службы покрытия. Поэтому в настоящей работе поставленная цель достигается путём составления асфальтобетонных смесей с использованием модифицированных вяжущих материалов, определяющих устойчивость материала к накоплению различного рода дефектов и деформаций.
Полимеры, применяемые для улучшения качества дорожных органических вяжущих, принято делить на 4 группы:
- каучукоподобные полимеры;
- термоэластопластичные полимеры;
- термореактивные пластмассы;
- термопластичные пластмассы.
Однако резкой грани между ними нет, и поэтому деление это весьма условно.
В настоящее время широкое распространение получили полимерно-битумные вяжущие с
использованием таких термопластов, как полиэтилен, полипропилен, полистирол, этилен-винилацетат (ЭВА), полиэтилентерифталат, а также каучуки на основе полибутадиена, хлоро-прена, этилен-пропилена СКЭПТ-Э-30, стирол-бутадиен-стирола (СБС), дивинилстирола и полиуретана [3 - 14].
Практически во всех литературных источниках описаны свойства ПБВ на основе наиболее распространенных нефтяных дорожных битумах БНД 60/90 и БНД 90/130 (ГОСТ 22245-90). В данной работе основой для приготовления модифицированных битумов, отвечающих современным требованиям, был выбран битум марки БНД 70/100 (ГОСТ 33133-2014). Он относится к категории вязких битумов и применяется для дорожных работ в теплое время года, при среднесуточной температуре не ниже +5 °С. Материал широко используется для ремонтных работ, а также для прокладки новых дорог.
В представленной экспериментальной работе рассмотрено влияние модификаторов на физико-механические свойства вяжущего, а также свойства асфальтобетона на основе ПБВ с оптимальными концентрациями. В качестве полимерных модификаторов применялись сополимеры бутадиена со стиролом и этилена с винила-цетатом:
Сополимер бутадиена и стирола (СБС) -искусственный каучук, в нем твердые блоки стирола соединены «пружинками» бутадиена. В смеси с битумом они образуют высокоэластичную структуру. Введение в битум 2,5 - 6,0 % (в зависимости от марки БНД) СБС в качестве полимерной добавки повышает температуру размягчения и морозостойкость битумов, придает органическому вяжущему высокую эластичность, что повышает теплостойкость и сдвиго-устойчивость асфальтобетона [4, 5]. Использование порошкового полимера позволяет достаточно быстро приготовить однородное вяжущее даже в лабораторных условиях при смешении составляющих. Крупные гранулы полимера измельчаются на специализированном оборудовании, оснащенном коллоидными мельницами, до молекулярного уровня для формирования полимерной структурированной сетки.
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.
TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 1
- комплексный термопласт на о основе этиленвинилацетата (ЭВА). соснз Этиленвинилацетат - это
термопластичное вещество, получаемое в результате сополимеризации этилена и мономера винилацетата, его содержание определяет механические свойства сополимера. Сополимер ЭВА образует жесткую сеть в модифицированном битуме и противостоит деформации (образованию колеи). Термопласт довольно быстро растворяется в битуме при температуре 155 - 180 °С, что облегчает процесс приготовления ПБВ для асфальтобетона и не требует покупки дорогостоящего и технологически сложного оборудования, как при использовании СБС [13].
В качестве функционального модификатора были использованы одностенные углеродные нанотрубки (ОУНТ), «OCSiAl» г. Новосибирск. На сегодняшний день применение нанокомпози-тов для повышения функциональных свойств строительных материалов и изделий — это новое перспективное направление в науке и наукоемком производстве. Добавки углеродных нано-трубок позволяют получить композиты с улучшенными механическими свойствами, в том числе повышенной прочностью [15]. Углеродные нанотрубки очень - легкий материал, но, с другой стороны, они обладают рекордно высокой удельной прочностью и гибкостью. Поэтому ОУНТ значительно улучшают свойства материалов при добавлении в сверхнизких концентрациях, начиная с 0,01 % [16]. Углеродные нанотруб-ки обладают большой поверхностной энергией и поэтому склонны образовывать агломераты, что затрудняет их введение в различные среды. В данном исследовании для улучшения равномерного внесения ОУНТ в матрицу дорожного битума были использованы не самостоятельные частицы, а специально разработанный компанией «OCSiAl» концентрат ОУНТ [16].
получения однородной смеси и полного растворения модификатора. Время перемешивания составляет 40 - 60 мин, температура смеси 165 - 185 °С. Приготовленные полимерно-битумные вяжущие остывали до комнатной температуры и испыты-вались на следующий день после приготовления.
Полученные результаты исследований основных физико-механических свойств вяжущих на основе битума марки БНД 70/100 указаны в табл. 1.
Таблица 1 / Table 1 Физико-механические показатели исходного и модифицированных битумов / Physical and mechanical indicators of original and modified bitumen
Количество добавки, % от массы битума Температура размягчения по кольцу и шару, °С ГОСТ 11506-73 Температура хрупкости по Фраасу, °С ГОСТ 11507-78 Пенетрация при 25 °С, 0,1 мм ГОСТ 11501-78 Пенетрация при 0 °С, 0,1 мм ГОСТ 11501-78 Растяжимость при 25 °С, см ГОСТ 11505-78 Растяжимость при 0 °С, см ГОСТ 11505-78 Сцепление с мрамором или песком ГОСТ 11508-74
БНД 70/100
0 1 48 1 -18 1 84 1 23 1 94,1 | 4,0 | удовл
ПБВ с СБС
1 53 -20 72 24 95,8 5,7 удовл
2 59 -20 73 26 84,6 6,9 хор
3 68 -23 64 27 76,0 13,8 хор
4 76 -26 53 25 69,9 22,6 хор
8 107 -41 18 9 23 11 хор
ПБВ с ЭВА
3 52 -17 66 20 60,5 0,5 удовл
4 58 -17 54 23 97,6 0,6 удовл
10 74 -11 64 24 7 3 удовл
Битум с ОУНТ
0.01 55 -19 57 27 32 3 хор
0.02 56 -19 59 28 21 1,6 хор
0.1 60 -18 46 17 15 0,8 хор
Методика проведения эксперимента и результаты исследований
Приготовление битумного вяжущего производилось по следующей технологии: в предварительно обезвоженный и нагретый до 160 - 180 °С битум, при перемешивании лабораторной верхнеприводной мешалкой STEGLER МВ-6 со скоростью 100 - 150 об/мин порционно дозируется модификатор в соответствии с заданной концентрацией. Далее через 1 - 2 мин начинается перемешивание со скоростью 500 - 800 об/мин до
При добавлении СБС в битум изменяются его физико-механические свойства, с повышением концентрации значительно увеличивается рабочий температурный интервал, вяжущее становится эластичным и пластичным при положительной и отрицательной температурах, улучшается сцепление минерального материала с вяжущим. Однако высокая концентрация (более 4 %) СБС нежелательна для ПБВ, потому что вяжущее становится чрезмерно вязким, для его размягчения требуется довольно высокая температура, и такое ПБВ сложно использовать для
ISSN 0321-2653 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИМ РЕГИОН._ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2019. № 1
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 1
приготовления асфальтобетонной смеси на заводе. Оптимальная концентрация СБС 3 %.
Сополимер ЭВА в концентрации 3 - 4 % расширяет температурный интервал битумного вяжущего. Пластичность модифицированного битума при положительной температуре становится лучше, чем у чистого битума, но при 0 °С показатели пенетрации и растяжимости сильно ухудшаются. Модификатор ЭВА в концентрации более 4 % не лучшим образом отображается на пластичности ПБВ, ухудшается показатель температуры хрупкости, но улучшается устойчивость к высокой температуре.
Модифицированный ОУНТ битум обладает хорошей адгезией и повышенной температурой размягчения, вяжущее пластично при положительной температуре. Концентрация ОУНТ 0,01 - 0,02 % в битуме повышает устойчивость к температуре в 1,17 раза.
На рис. 1 представлена микроструктура асфальтено-смолистого комплекса (АСК) вяжущего без наномодификатора (видно, что структура однородная и сглаженная). Но при введении в битум ОУНТ, микроструктура АСК заметно меняется, происходит своеобразное структурирование АСК вокруг нанообъектов и структура вяжущего становится рельефнее [15].
Для отслеживания влияния полученных полимернобитумных вяжущих и модифицированных ОУНТ битумов на свойства верхних покрытий дорожных одежд, которые должны обладать прочностью, износоустойчивостью и водонепроницаемостью, были произведены пробные замесы асфальтобетонных смесей (АБС), содержащих минеральные компоненты [17]. Для исследования были взяты модифицированные битумы с минимально-достаточной концентрацией модификаторов: СБС - 3 %, ЭВА - 3 %, и ОУНТ - 0,02 %. АБС готовили смешением в нагретом состоянии щебня, природного дробленого песка, минерального порошка и вяжущего, взятых в соотношениях, определяемых требованиями ГОСТ 9128-2013.
Качественные показатели АБС сведены в табл. 2.
Таблица 2 / Table 2 Физико-механические показатели асфальтобетонной смеси горячей мелкозернистой плотной типа А, марка I / Physical and mechanical indicators of hot, close-grained, dense asphalt mixture, type A, mark I
Контролируемые показатели по ГОСТ 12801-98 4,5 % БНД 70/100 4,5% ПБВ (0,02 % ОУНТ) 4,5% ПБВ (3%СБС) 4,5% ПБВ (3%ЭВА)
Средняя плотность, г/см3 2,38 2,38 2,41 2,39
Водонасыщение, % по объему 3,0 2,7 2,4 2,8
Водостойкость 0,91 0,95 0,97 0,94
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при 0 °С, МПа 4,8 4,5 5,3 5,0
Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения 0,35 0,91 0,93 0,9
Предел прочности при сжатии, МПа: - при 50 °С 1,2 2,8 2,6 2,7
- при 20 °С 3,2 4,9 5,7 5,8
- при 0 °С 6,5 8,4 12,2 12,4
Выводы
1. Модифицирование углеродными нано-трубками битума заметно изменяет его свойства (табл. 1). ОУНТ в количестве 0,02 % повышает температуру размягчения в 1,17 раза, незначительно снижает температуру хрупкости, увеличивает пластичность вяжущего при 0 °С в 1,2 раза и улучшает адгезионные свойства. Исследование влияния наномодифицированных битумных вяжущих на прочностные и деформативные показатели асфальтобетона (табл. 2) показало, что нанотрубки выступают в роли сшивающего
б
Рис. 1. Микрофотографии структуры асфальтно-смолистых комплексов битумного вяжущего: а - модифицирующая
добавка ОУНТ 1*10-5 %; б - без модификатора / Fig. 1. Microphotographe's of structure of asphalt resinous bitumen complex, binder: a - in presence of SWCNT 1*10-5 %; б - without SWCNT
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 1
агента и использование таких модифицированных вяжущих в составе асфальтобетонных смесей способствует повышению водостойкости асфальтобетона в 1,04 раза, сдвигоустойчиво-сти в 2,86 раза, а также предела прочности при температурах от 0 до 50 °С. Применения ОУНТ возможно при непосредственном их смешении с битумным вяжущим в цистерне при асфальтобетонном заводе (АБЗ) перед приготовлением АБС.
2. Термопласт на основе ЭВА изменяет реологические свойства дорожных битумов, которые в составе АБС оказывают положительное влияние на такие показатели, как водо-, трещино- и сдви-гоустойчивость (табл. 2). При изготовлении асфальтобетонных смесей, без предварительного приготовления модифицированного битума, данный модификатор возможно вносить непосредственно на горячий каменный материал в асфальтобетонный смеситель на АБЗ любого типа.
3. ПБВ на основе термоэластопласта типа стирол-бутадиен-стирол (СБС) в отличие от битума наряду с коагуляционным каркасом из ас-фальтеновых комплексов содержит дополнительную эластичную структурную сетку из макромолекул блоксополимера типа СБС, которая и определяет отличие его свойств от свойств битума. При этом минимальное содержание полимера, при котором эта сетка образуется, составляет 2,0 - 2,5 % полимера. Повышение содержания полимера повышает прочность сетки, а следовательно, эластичность и теплостойкость вяжущего и за счет ориентационного эффекта его гибкость и трещиностойкость при низких температурах. СБС является самым популярным модификатором битумов для различных областей его применения. На основе СБС возможно приготовить качественный полимерно-модифицированный битум (ПМБ), отвечающий требованиям СТО АВТОДОР 2.30-2016. Асфальт, приготовленный на таком ПМБ, обладает довольно высокой водо- и трещиностойкостью по сравнению с чистым БНД (табл. 2) и рассмотренных выше ПБВ. Также немаловажным фактором является то, что наряду с качеством, приготовление АБС на вяжущем с СБС экономически выгоднее вышеупомянутых ПБВ.
Литература
1. Хученройтер Ю., Вернер Т. Асфальт в дорожном строительстве. М.: АБВ-пресс, 2013. 449 с.
2. Руденская И.М., Руденский А.В. Органические вяжущие для дорожного строительства. М.: Транспорт, 1984. 230 с.
3. Корнейчук Н.С., Лескин А.И., Рахимова Н.А. Полимерно-битумное вяжущее на основе вторичного полипропилена для производства асфальтобетонных смесей // ИВД. 2017. № 2 (45).
4. Князев Ю.В., Буданцев В.В., Фролов В.А., Меркулов С.А. Использование полимерных материалов для модификации дорожного вяжущего // Молодой ученый. 2015. №12. С. 198 - 200
5. Щерба Ю.С., Котенко Н.П. Модификация нефтяного битума полимерными добавками: // Студенческая научная весна - 2018: материалы региональной науч.-техн. конф. (конкурса научно-технических работ) студентов, аспирантов и молодых ученых вузов Ростовской области, г. Новочеркасск, 2018. С. 241 - 242.
6. Пат. РФ № 2211846. Способ получения полимерно-битумного вяжущего (ПБВ) / Ю.И. Калгин, А.Н. Кондратьев, В.П. Лаврухин, В.П. Юдин - 10.09.2003. БИ. 2009. № 6.
7. Пат. РФ № 2648097. Способ получения полимерно-битумного вяжущего на основе вспененного полиуретана / Н.О. Плешаков, А.Г. Лысенко. 22.03.2018. БИ. 2018. № 9.
8. Котенко А.О., Котенко Н.П., Савостьянов А.П. Вторичное использование ПЭТ-бутылок в качестве добавок к асфальтобетонным смесям // Пластические массы. 2006. № 6. С. 51 - 52.
9. Пат. РФ 2573012. Полимерно-битумное вяжущее / А.М. Сыроежко, В.В. Васильев, Ю.А. Урчева, А.М. Герасимов, Н.В. Майданова, Д.А. Панфилов, И.М. Дворко, О.М. Фли-сюк, Н.В. Лукьянов. // Б.И. 20.01.2016.
10. Пат. РФ 2158742. Полимерный модификатор битума / К.В. Раков, А.И. Суворова, М.В. Ковалева, В.Г. Матушкин, Н.С. Сухинин, В.А. Шеломенцев. Опубл. 10.11.2000.
11. Пат. РФ №2204539. Асфальтобетонная смесь / В.Г. Артю-хов, В.А. Брагинец, В.П. Дыба, Н.П. Котенко, А.Я. Третьяк, М.Н. Филатова. Опубл. 20.05.2003.
12. Пат. РФ 2262492. Асфальтобетонная смесь / Н.П. Котенко, В.А. Брагинец, А.О. Котенко, А.П. Савостьянов, М.Н. Филатова, В.О. Юдин. 20.10.2005. // БИ. 2007. № 17.
13. Пат. РФ 2604217. Модификатор дорожных битумов и полимерно-битумное вяжущее на его основе / С.В. Штепа, Ф.Н. Бахов, С.В. Зюкин. Опубл. 10.12.2016.
14. Котенко Н.П.; Брагинец В.А., Котенко А.О. Влияние олигомерсодержащих отходов производства на качество дорожных битумов и асфальтобетонных смесей на их основе // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2003. № 1. С. 49 - 51.
15. Шеховцова С.Ю., Высоцкая М.А. Влияние углеродных нанотрубок на свойства ПБВ и асфальтобетона. Вестн. МГСУ. 2015. № 11. С. 110 - 119.
16. https://ocsial.com/ru/material-solutions/tuball/
17. Гохман Л.М. Битумы, Полимерно-битумные вяжущие, асфальтобетон, полимерасфальтобетон. Москва, 2008. 81 с.
References
1. Khuchenroiter Yu., Verner T. Asfal'tv dorozhnom stroitel'stve [Asphalt in road construction]. Moscow: ABV-press, 2013, 449 p.
2. Rudenskaya I.M., Rudenskii A.V. Organicheskie vyazhushchie dlya dorozhnogo stroitel'stva [Organic binders for road construction]. Moscow: Transport, 1984, 230 p.
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 1
3. Korneichuk N.S., Leskin A.I., Rakhimova N.A. Polimemo-bitumnoe vyazhushchee na osnove vtorichnogo polipropilena dlya proizvodstva asfal'tobetonnykh smesei [Polymer-bitumen binder on the basis of recycled polypropylene for the production of asphalt-concrete mixtures]. IVD, 2017, no. 2 (45). (In Russ.)
4. Knyazev Yu.V., Budantsev V.V., Frolov V.A., Merkulov S.A. Ispol'zovanie polimernykh materialov dlya modifikatsii dorozhnogo vyazhushchego [Using polymeric materials to modify a road binder]. Molodoi uchenyi, 2015, no. 12, pp. 198 - 200. (In Russ.)
5. Shcherba Yu.S., Kotenko N.P. [Modification of petroleum bitumen with polymer additives]. Studencheskaya nauchnaya vesna -2018: materialy regional'noi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii (konkursa nauchno-tekhnicheskikh rabot) studentov, aspirantov i molodykh uchenykh vuzov Rostovskoi oblasti [Students' Scientific Spring - 2018: materials of the regional scientific and technical conference (competition of scientific and technical works) of students, graduate students and young scientists of Rostov region]. Novocherkassk, pp. 241 - 242. (In Russ.)
6. Kalgin Yu.I. et. al. Sposob polucheniya polimerno-bitumnogo vyazhushchego (PBV) [A method for producing a polymer-bitumen binder (PBV)]. Pat. RF, no. 2211846, 2003.
7. Pleshakov N.O. et. al. Sposob polucheniya polimerno-bitumnogo vyazhushchego na osnove vspenennogo poliuretana [The method of obtaining polymer-bitumen binder based on polyurethane foam]. Pat. RF, no. 2648097, 2018.
8. Kotenko A.O., Kotenko N.P., Savost'yanov A.P. Vtorichnoe ispol'zovanie PET-butylok v kachestve dobavok k asfal'tobetonnym smesyam [Recycled PET bottles as additives to asphalt mixes]. Plasticheskie massy, 2006, no. 6, pp. 51 - 52. (In Russ.)
9. Syroezhko A.M. et al. Polimerno-bitumnoe vyazhushchee [Polymer-bitumen binder]. Pat. RF, no. 2573012, 2016.
10. Rakov K.V. Polimernyi modifikator bituma [Polymeric bitumen modifier]. Pat. RF, no. 2158742, 2000.
11. Artyukhov V.G. et. al. Asfal'tobetonnaya smes' [Asphalt mix]. Pat. RF, no. 2204539, 2003.
12. Kotenko N.P. et. al. Asfal'tobetonnaya smes' [Asphalt mix]. Pat. RF, no. 2262492, 2007.
13. Shtepa S.V. et. al. Modifikator dorozhnykh bitumov i polimerno-bitumnoe vyazhushchee na ego osnove [The modifier of road bitumen and polymer-bitumen binder based on it]. Pat. RF, no. 2604217, 2016.
14. Kotenko N.P., Braginets V.A., Kotenko A.O. Vliyanie oligomersoderzhashchikh otkhodov proizvodstva na kachestvo dorozhnykh bitumov i asfal'tobetonnykh smesei na ikh osnove [Influence of oligomers-containing production waste on the quality of road bitumen and asphalt concrete mixtures based on them]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2003, no. 1, pp. 49 - 51. (In Russ.)
15. Shekhovtsova S.Yu., Vysotskaya M.A. Vliyanie uglerodnykh nanotrubok na svoistva PBV i asfal'tobetona [The effect of carbon nanotubes on the properties of PBB and asphalt concrete]. VestnikMGSU, 2015, no. 11, pp. 110 - 119. (In Russ.)
16. https://ocsial.com/ru/material-solutions/tuball/
17. Gokhman L.M. Bitumy. Polimerno-bitumnye vyazhushchie, asfal'tobeton, polimerasfal'tobeton [Polymer-bitumen binders, asphalt concrete, polymer asphalt concrete]. Moscow, 2008, 81 p.
Поступила в редакцию /Received 01 октября 2018 г. / October 01, 2018