Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ'

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СЕЛЬСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ / АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонов Алексей Викторович, Бондарев Николай Сергеевич, Бондарева Галина Сергеевна

Формирование сельской агломерации требует разработки системы управления, которая зависит от ее модели, реализуемой на практике. Цель научной работы - разработка системы управления сельской агломерацией, которая требует решения задач использования программного подхода, подразумевающего разработку единых программ развития участников; выделение факторов, направлений, принципов воздействующих на эффективность функционирования агломерации. Система управления сельской агломерацией реализуется по территориальному принципу на основе ресурсно-производственной составляющей с централизацией на область сбыта. Данный подход реализован на примере создания сельской агломерации «Ленинск-Кузнецкая» Кемеровской области-Кузбасс, которая включает: центральное звено, ядро, периферию. Построение системы управления сельской агломерации должно учитывать программный подход, подразумевающий разработку единых программ развития в целях устойчивого экономического развития сельских поселений, муниципальных районов и округов. Создание системы управления сельской агломерации «Ленинск-Кузнецкая» базируется на существующих органах власти, управление которыми в области агломерирования, осуществляет единый орган управления - Координационный центр. В данный орган управления входят представители: сельских территорий, регионального руководства, бизнес структур, населения. В исследовании определены функции субъектам управления сельскими агломерациями, сформирована организационная структура управления, отражены основные ориентиры стратегического и текущего планирования, представлен перечень необходимых нормативных документов. Для достижения целей развития сельской агломерации предлагается соответствующий организационно-экономический механизм управления, реализация которого нашла отражение в предложенном проекте положения о некоммерческом партнерстве «Территориальное образование «сельская агломерация «Ленинск-Кузнецкая». Подобный подход позволит избежать риски, связанные с функционированием агломерации, а также масштабировать уже существующий опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RURAL AGGLOMERATION MANAGEMENT SYSTEM

Formation of a rural agglomeration requires development of a management system that depends on the model implemented in practice. The purpose of the research work is to develop a management system for a rural agglomeration, which requires solving the problems of using a program approach, that implies the development of unified development programs for participants; identification of factors, directions and principles affecting the efficiency of the functioning of the agglomeration. The management system of a rural agglomeration is implemented according to the territorial principle based on the resource-production component with centralization for the marketing area. This approach is implemented on the example of the creation of the rural agglomeration "Leninsk-Kuznetskaya" of the Kemerovo region-Kuzbass. It includes the central link, the core and the periphery. Building a management system for a rural agglomeration should take into account a program approach, which implies the development of uniform development programs for the sustainable economic development of rural settlements, municipal districts and regions. The creation of a management system for the rural agglomeration "Leninsk-Kuznetskaya" is based on the existing authorities, which are managed in the field of agglomeration by a single governing body - the Coordination Center. This governing body includes representatives of: rural areas, regional leadership, business structures and population. The study defines the functions of the subjects of management of rural agglomerations, the organizational structure of management is formed, the main guidelines of strategic and current planning are reflected, and a list of necessary regulatory documents is presented. To achieve the goals of the rural agglomeration development, an appropriate organizational and economic management mechanism is proposed, the implementation of which is reflected in the proposed draft regulation on non-profit partnership “Territorial Formation of Rural Agglomeration “Leninsk-Kuznetskaya””. Such an approach will allow avoiding the risks associated with the functioning of the agglomeration, as well as scaling the existing experience.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ»

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

DEVELOPMENT OF RURAL AGGLOMERATION MANAGEMENT SYSTEM

УДК 332.156 DOI:10.24411/2588-0209-2021-10331 Харитонов Алексей Викторович, кандидат экономических наук, соискатель; СФНЦА РАН, Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства (630501, п. Краснообск, Новосибирская область, ул. Центральная, 633501); ORCID: 0000-QQQ1-7124-Q122; e-mail: Al .kharytonov@mail

Бондарев Николай Сергеевич, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарно-правовых дисциплин; ФГБОУ ВО Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия (650056, г. Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс, ул. Марковцева 5); ORCID: QQQQ-QQQ2-3311-3314; e-mail: [email protected]

Бондарева Галина Сергеевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарно-правовых дисциплин, ФГБОУ ВО Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия (650056, г. Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс, ул. Марковцева 5); ORCID: QQQQ-QQQ2-5412-43Q3; e-mail: [email protected]

Kharitonov A. Viktorovich, Cand. of Economic Sc., Candidate of Economic Sciences Siberian Research Institute of Agricultural Economics of the Russian Academy of Sciences (Central st., Novosibirsk, Krasnoobsk, 6335Q1, Russia), ORCID: QQQQ-QQQ1-7124-Q122, [email protected]

Nikolay S. Bondarev, Doctor of Economics, Associate Professor, Kuzbass State Agricultural Academy, Professor of the Department of Humanities and Legal Disciplines (Markovtseva str., Kemerovo, 5, 65QQ56), ORCID: QQQQ-QQQ2-3311-3314, [email protected].

Galina S. Bondareva, Doctor of Economics, Associate Professor Kuzbass State Agricultural Academy, Professor of the Department of Management and Agribusiness (Markovtseva str., Kemerovo, 5, 65QQ56), ORCID: QQQQ-QQQ2-5412-43Q3, [email protected]

Аннотация: Формирование сельской агломерации требует разработки системы управления, которая зависит от ее модели, реализуемой на практике. Цель научной работы - разработка системы управления сельской агломерацией, которая требует решения задач использования программного подхода, подразумевающего разработку единых программ развития участников; выделение факторов, направлений, принципов воздействующих на эффективность функционирования агломерации. Система управления сельской агломерацией реализуется по территориальному принципу на основе ресурсно-производственной составляющей с централизацией на область сбыта. Данный подход реализован на примере создания сельской агломерации «Ленинск-Кузнецкая» Кемеровской области-Кузбасс, которая включает: центральное звено, ядро, периферию. Построение системы управления сельской агломерации должно учитывать программный подход, подразумевающий разработку единых программ развития в целях устойчивого экономического развития сельских поселений, муниципальных районов и округов. Создание системы управления сельской агломерации «Ленинск-Кузнецкая» базируется на существующих органах власти, управление которыми в области агломерирования, осуществляет единый орган управления - Координационный центр. В данный орган управления входят представители: сельских территорий, регионального руководства, бизнес структур, населения. В исследовании определены функции субъектам управления сельскими агломерациями, сформирована организационная структура управления, отражены основные ориентиры стратегического и текущего планирования, представлен перечень необходимых нормативных документов. Для достижения целей развития сельской агломерации предлагается соответствующий организационно-экономический механизм управления, реализация которого нашла отражение в предложенном проекте положения о некоммерческом партнерстве «Территориальное образование «сельская агломерация «Ленинск-Кузнецкая». Подобный подход позволит избежать риски, связанные с функционированием агломерации, а также масштабировать уже существующий опыт.

Abstract: Formation of a rural agglomeration requires development of a management system that depends on the model implemented in practice. The purpose of the research work is to develop a management system for a rural agglomeration, which requires solving the problems of using a program approach, that implies the development of unified development programs for participants; identification of factors, directions and principles affecting the efficiency of the functioning of the agglomeration. The management system of a rural agglomeration is implemented according to the territorial principle based on the resource-production component with centralization for the marketing area. This approach is implemented on the

example of the creation of the rural agglomeration "Leninsk-Kuznetskaya" of the Kemerovo region-Kuzbass. It includes the central link, the core and the periphery. Building a management system for a rural agglomeration should take into account a program approach, which implies the development of uniform development programs for the sustainable economic development of rural settlements, municipal districts and regions. The creation of a management system for the rural agglomeration "Leninsk-Kuznetskaya" is based on the existing authorities, which are managed in the field of agglomeration by a single governing body - the Coordination Center. This governing body includes representatives of: rural areas, regional leadership, business structures and population. The study defines the functions of the subjects of management of rural agglomerations, the organizational structure of management is formed, the main guidelines of strategic and current planning are reflected, and a list of necessary regulatory documents is presented. To achieve the goals of the rural agglomeration development, an appropriate organizational and economic management mechanism is proposed, the implementation of which is reflected in the proposed draft regulation on non-profit partnership "Territorial Formation of Rural Agglomeration "Leninsk-Kuznetskaya"". Such an approach will allow avoiding the risks associated with the functioning of the agglomeration, as well as scaling the existing experience.

Ключевые слова: сельские территории, сельские агломерации, аграрная экономика, система управления, программный подход, организационно-экономический механизм

Keywords: rural areas, rural agglomerations, agrarian economy, management system, program approach, organizational and economic mechanism.

Введение

Одним из самых слабых и недостаточно проработанных вопросов в системе формирования агломераций является управление их социально-экономическим развитием. Сельские агломерации являются специфической системой, объединяющей сельские территории, и применение существующих моделей при их управлении нуждается в детальной проработке и адаптации к конкретным условиям. Все это указывает на необходимость разработки моделей, механизмов и системы управления, учитывающих сельскую специфику и региональные условия. К тому же данные модели должны учитывать эффективность функционирования участников сельской агломерации, а не только системы управления.

Методология проведения исследования

Разработка системы управления сельской агломерации опирается на практический опыт возможности применения моделей управления агломерациями. Построение системы управления сельской агломерации должно учитывать программный подход, подразумевающий разработку единых программ развития в целях устойчивого экономического развития сельских поселений, муниципальных районов и округов. В целях

построения системы управления территорию сельской агломерации следует подразделять на основе ресурсно-производственной составляющей с централизацией на территорию сбыта.

Формирование сельской агломерации происходит под воздействием определенных условий, исторических факторов, чаще всего достаточно стихийно. Для придания ускорения процессам агломерирования необходимо управляющее воздействие, позволяющее контролировать системные изменения. Методологически разработка системы управления сельской агломерации рассматривает возможное применение следующих моделей управления агломерациями [6, с. 253]: единого муниципального образования; создание в рамках агломерации муниципального образования «второго уровня»; договорная агломерация; регионального управления.

Модели управления сельской агломерацией включают четыре варианта, в которых учитываются принципы: 1) территориальное единство; 2) договорная основа взаимодействия; 3) сохранение уже существующих муниципальных образований при создании агломерации «второго уровня»; 4) проектное моделирование региональным управлением.

Ход исследования

Единое муниципальное образование как модель управления сельскими агломерациями, т.е. фактическое укрупнение территорий муниципальных образований за счет их объединения при сохранении территориальной целостности. Данная модель предполагает потерю самостоятельности для всех входящих в сельскую агломерацию муниципальных образований. При применении данной модели необходимо внесение значительных изменений в Уставы образований, прекращение одних и создание единой сельской агломерации. Необходимо учитывать, что муниципальные образования могут включать удаленные территории, которые не будут следовать эффективному функционированию агломерации в целях устойчивого развития сельских территорий.

При создании двухуровневой модели сельской агломерации («второго уровня»), происходит сохранение существующих муниципальных образований при разграничении полномочий и ресурсов на основе учета специфики развития сельских территорий участников агломерационного процесса и иными муниципальными образованиями.

Третий вариант модели управления сельскими агломерациями подразумевает выстраивание определенных договорных отношений в условиях свободного выбора муниципалитетами или участниками агломерации формы участия в проектном развитии территорий, т.е. в каких проектах он примет участие на основании договора. В данной модели построение системы управления предполагает значительную, достаточно трудоемкую и продолжительную по времени работу с каждым ЛПХ, К(Ф)Х, юридическими лицами и органами системы местного самоуправления.

Модель регионального управления предполагает, что региональные органы власти регулируют отношения участников сельской агломерации.

В чистом виде применение данных моделей управления на практике проблематично, наиболее целесообразно применение смешанных моделей управления, в которых присутствуют черты нескольких вышеперечисленных.

Так как сельская агломерация затрагивает интересы нескольких муниципальных образований, то необходимо учитывать положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 29.12.2020 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который предусматривает следующие формы межмуниципального сотрудничества: «совет муниципальных образований субъектов РФ;

единое общероссийское объединение муниципальных образований; иные объединения муниципальных образований (ассоциации); межмуниципальные объединения; межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (по решению представительных органов муниципальных образований); некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов (по решению представительных органов муници пальных образований)» [10].

Рассматривая модель построения системы управления сельскими агломерациями, для целей повышения эффективности их функционирования следует выделить факторы, воздействующие на нее на основе двух групп факторов по степени воздействия на эффективность функционирования сельских агломераций: зависящих и не зависящих от субъектов управления.

Наибольшего внимания заслуживают именно факторы, зависящие от субъектов управления сельской агломерацией. К показателям, поясняющим действие производственно-экономических факторов, можно отнести инвестиции в основной капитал, показатели производства товаров и услуг, показатели производства сельскохозяйственной продукции, в том числе по видам продовольствия и прочие.

К социально-демографическим факторам следует отнести показатели среднесписочной численности и плотности населения, рождаемости, смертности и т.д., уровня безработицы, миграции, среднедушевых денежных доходов и пр. Кадровые факторы оцениваются показателями численности экономически активного населения, уровнем его квалификации и т.д. Действие финансового фактора выражается в показателях доходов и расходов бюджетов [8; 15]. Экологические факторы оцениваются через показатели охраны и использования водных объектов, уровня загрязнения атмосферного воздуха, количества выбросов в атмосферу и прочих природных ресурсов.

Среди основных направлений повышения эффективности управления сельскими агломерациями можно выделить следующие направления:

• совершенствование работы с бизнес сообществом муниципальных образований, входящих в сельскую агломерацию [7];

• эффективное взаимодействие с общественными структурами [4];

• совершенствование системы взаимодействия с вышестоящими органами власти [2];

• выстраивание организационных механизмов структуры управления муниципальными образованиями, входящими в сельскую агломерацию [1; 4];

• формирование единого информационного пространства при внедрении эффективных 1Т-инструментов [1; 3];

• совершенствование материальной базы управления;

• совершенствование методов управления сельской агломерацией в целом и ее частями - отдельными муниципальными образованиями.

Современная российская практика по формированию агломераций предусматривает в целях реализации подхода агломерирования несколько вариантов:

1) создание некоммерческой организации, в состав учредителей которой входят все участников сельской агломерации. В данном варианте все учредители обладают одним голосом, решения принимаются коллегиально и реализуется исполнительным органом. Очевидное преимущество такой схемы является реализация демократического принципа равноправия управления, присутствуют и недостатки, связанные с единством мнений по

решаемым вопросам. Подчиняясь законодательству, организация создается для реализации уставных функций;

2) создание координационного совета в виде автономной некоммерческой организации и некоммерческой организации в виде ассоциации. В координационный совет входят представители региональных органов власти и представители сельских территорий, формирующих агломерацию. Координационный совет является учредителем автономной некоммерческой организации и решает стратегические вопросы, а текущее управление осуществляет ассоциация.

В основе формирования эффективной системы управления сельскими агломерациями по мнению В.А. Шабашева заложены принципы управления устойчивым социально-экономическим развитием сельских территорий, авторы разделяя указанную точку зрения развивают и дополняют их перечень собственным научным взглядом (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Управление устойчивым развитием сельской агломерации

Устойчивое развитие сельских территорий Кемеровской области предлагается рассматривать в условиях сельской агломерации.

В целях построения системы управления территорию сельской агломерации следует подразделять на основе ресурсно-производственной составляющей с централизацией на территорию сбыта. Данный подход на примере сельской агломерации Ленинск-Кузнецкая включает выделение ее центрального звена, ядра, периферии.

Центральным звеном сельской агломерации Ленинск-Кузнецкая и основным логистическим центром сбыта готовой продукцией является город Ленинск-Кузнецкий в связи с чем, предлагается определить Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ в качестве ядра агломерации. Здесь присутствуют необходимые земельные ресурсы, аграрные

предприятия, создана инфраструктурная среда. В сельской агломерации Ленинск-Кузнецкая выделены передовые сельскохозяйственные предприятия, для которых малый аграрный бизнес и ЛПХ становится поставщиком сырья, в свою очередь, получая племенной скот и сортовой посадочный материал.

Удаленные от ядра сельской агломерации сельские территории (периферия) (Ленинск-Кузнецкий и Промышленновский муниципальные районы) являются поставщиками трудовых, земельных ресурсов, сырья, технологически и логистически взаимосвязанные с ядром агломерации.

Создание системы управления сельской агломерации «Ленинск-Кузнецкая» в составе Ленинск-Кузнецкого городского округа, Ленинск-Кузнецкого и Промышленновского районов (вместе с входящими в него сельскими поселениями) основывается на существующих органах власти и проходит в несколько этапов.

Первый этап предполагает внесение программных изменений в развитие сельских территорий (г. Ленинск-Кузнецкий, Ленинск-Кузнецкий и Промышленновский районы), т.к. текущие нормативно-правовые акты не содержат положений, регламентирующих основы формирования и функционирования сельских агломераций. Данный этап реализуется посредством участия представителей входящих в агломерацию населенных пунктов и участников, задействованных в проектных мероприятиях. Здесь же необходим учет общественного мнения, мнения населения и региональных органов власти.

В связи с тем, что сельская агломерация направлена, прежде всего, на развитие АПК сельских территорий необходимо учитывать именно вопросы, связанные с первостепенными задачами устойчивого развития, повышения эффективности аграрного производства, повышение инвестиционной привлекательности отрасли, развитие сельской инфраструктуры двойного назначения (население и бизнес) [13].

В целях единообразия подходов к формированию сельской агломерации целесообразным является создание единого органа управления - Координационного центра. В данный орган управления входят представители: сельских территорий, регионального руководства, бизнес структур, населения. Центр создается как некоммерческое партнерство с целью решения вопросов развития сельской агломерации, для чего наделяется необходимыми полномочиями, закрепленными Уставом. Центр заключает договора со всеми участниками, согласно которым осуществляется совместная хозяйственная деятельность всех субъектов агломерации. Данный подход позволяет осуществить централизацию процесса управления, использовать единые подходы, разработать и внедрить единую систему и стандарты производства, переработки, сбыта аграрной продукции, создание первостепенных условий инженерно-технического характера, установление тарифов и цен, достаточных для развития бизнес-структур, роста производства, заработной платы работников и учета потребностей инвесторов и покупателей. Также Центр является гарантом в получении финансовых ресурсов, включая кредитные средства, решает вопросы, связанные с земельными и иными другими ресурсами, необходимыми для эффективного функционирования всех участников сельской агломерации.

Цели и задачи Центра представлены на рисунке 2.

КООРДИНАЦИОННЫМ ЦЕНТР СЕЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

1. Разработка, утверждение и исполнение программ развития сельской агломерации;

ЦЕЛЬ:

Координация и согласование

\ /

2. Определение направлений инвестиционной политики;

3. Утверждение возможных направлений

межмуниципального сотрудничества сельской агломерации;

целей экономическо

й политики

сельской агломерации

4. Решение вопросов использования муниципального имущества для межмуниципальных мероприятий*;

5. Определение моделей публично-частного партнерства*;

6. Разработка и реализация целевых программ*.

* Источник: [9].

Рисунок 2 - Полномочия Координационного центра сельской агломерации «Ленинск-Кузнецкая» для решения вопросов развития участников (предложено авторами)

Включение представителя от Центра развития сельской агломерации в состав консультантов региональных органов власти, ответственных за единую аграрную политику, является этапом формирования организационной структуры. Представительство позволяет учитывать потребности и возможности сельской агломерации, формирует двустороннюю связь регион-местный уровень. К тому же обеспечивается оперативное решение совместных задач, связанных с взаимодействием, так как присутствует лицо, наделенное соответственными полномочиями.

На втором этапе, после того, как первый этап выявит эффективность структуры, в состав сельской агломерации будет входить город Полысаево и Крапивинский район.

Общим принципом действия Центра развития сельской агломерации является обеспечение влияния на процесс развития агломерации с двух сторон: со стороны муниципальных образований, входящих в агломерацию, и со стороны органов государственной власти субъекта РФ. К участию в деятельности органов управления агломерациями предлагается привлекать также представителей бизнеса и общественности.

Согласно законодательству, применение различных моделей управления сельской агломерацией ограничено за счет сокращения степени автономии муниципалитетов, регулирования региональной государственной властью, перераспределением полномочий. Все это уменьшает самостоятельность местных органов самоуправления и централизует власть, не позволяя принимать на местном уровне неоправданные решения.

Органы местного самоуправления нескольких муниципальных образований самостоятельно не могут учредить агломерацию без одобрения региональных органов власти, так как финансирование подобных мероприятий осуществляется из совокупности бюджетов.

В текущих условиях организационная форма управления агломерацией посредством Координационного центра, в котором участвует и субъект Федерации. Данная схема

управления должна иметь поддержку региональных властей, что является положительным явлением с точки зрения усиления финансовых и административных основ сельской агломерации.

Региональный уровень управления реализует финансирование межмуниципальных инвестиционных проектов развития АПК, социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований [5; 12], включая транспортное сообщение, дорожную деятельность, то есть проекты развития сельских территорий.

Для развития сельских агломераций предлагается внести следующие изменения в действующее законодательство.

1. Принять федеральный закон об агломерациях, в котором может быть отражено:

• определение сельской агломерации и количественные параметры (критерии), при несоблюдении пороговых значений которых агломерация не может быть включена в федеральный реестр;

• понятие «малой» агломерации, не отвечающей количественным критериям, в формировании и финансировании которой федеральный центр участвовать не будет. Все полномочия по созданию и управлению такими агломерациями закрепляются за органами государственной власти субъектов Федерации;

• порядок конкурсного отбора и «включения» той или иной агломерации в федеральный реестр агломераций (с соответствующим финансированием) и исключения из реестра;

• право муниципального образования по вступлению в агломерацию и по выходу из нее. При выходе должна быть установлена финансовая ответственность муниципального образования за ущерб, нанесенный другим участникам агломерации;

• порядок определения структуры органа управления агломерацией, его правовой статус и полномочия;

• полномочия субъекта РФ для формирования органов управления сельской агломерацией. После «включения» агломерации в федеральный реестр и определения порядка финансирования из федерального бюджета все полномочия по формированию и управлению агломерацией должны быть сосредоточены на уровне субъекта РФ. При этом должен быть определен круг решений субъекта Федерации, требующих согласования с муниципальными образованиями - участниками сельской агломерации;

• порядок софинансирования из федерального бюджета агломерационных проектов, включенных в федеральный реестр;

• общий порядок передачи муниципальными образованиями земельных участков и имущества органу управления агломерацией. Порядок контроля участников агломерации за эффективным их использованием;

• порядок возвращения земельных участков и имущества прежним владельцам в случае отказа по какой-либо причине от реализации утвержденных агломерационных проектов;

• порядок утверждения проектно-сметной документации на строительство агломерационных объектов и распределения затрат между участниками агломерации, включая расходы из федерального бюджета;

• порядок и формы ответственности участников агломерации и федеральных органов за неисполнение финансовых и иных принятых ими обязательств.

2. Субъект Федерации по согласованию с участниками агломерации разрабатывает и принимает нормативно-правовые документы, в которых определяются границы агломерации, которые могут не совпадать с границами муниципальных образований;

порядок разработки и утверждения схемы территориального планирования агломерации [14];

• структура органов управления агломерацией, их полномочия и порядок назначения представителей субъекта Федерации в эти органы;

• порядок разработки и утверждения конкретных агломерационных проектов с распределением расходов между участниками, контроль за их реализацией.

Реализация данных мероприятий позволит создать эффективную систему управления устойчивым развитием сельских агломераций, конечной целью которой является рост экономики АПК на основе рационального использования всех ресурсов.

Для этого необходимо решить такие задачи, как:

• оптимальное использование всех видов ресурсов сельских территорий и предприятий сферы АПК: природных, трудовых, земельных, финансовых, информационных ресурсов, предпринимательской активности;

• снижение уровня сельской безработицы за счет создания новых рабочих мест, трудоустройства высококвалифицированных работников;

• диверсификация производства продукции и услуг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитие партнерских отношений с вузами, научными учреждениями для внедрения инноваций в производство АПК;

• развитие государственно-частного, муниципально-частного партнерства.

При формировании системы управления сельскими агломерациями необходимо учитывать такие факторы, как: производственные возможности АПК сельских территорий; необходимые ресурсы для реализации производственных возможностей; потребности рынка в продукции АПК сельских территорий; существующие кооперационные и интеграционные связи, каналы реализации и рынки сбыта; поддержка населения и органов региональной власти.

Процесс управления устойчивым развитием агломераций предполагает использовать принципы: экономический эффективности; взаимной выгоды; благоприятных условий устойчивого развития; кооперационно-интеграционных основ; государственно и муниципально-частного партнерства.

Следующими элементами системы управления сельскими агломерациями являются определение функций всех субъектов управления; формирование оргструктуры управления; основных ориентиров стратегического и текущего планирования; перечень необходимых нормативных документов.

Основные субъекты управления сельской агломерации и их функции (Таблица) [11, с.

245].

Факторы, исследованные авторами, содействующие развитию сельских территорий в контексте формирования экономической политики указывают на один из существенных ее недостатков заключающийся в отсутствии инвестиционной политики сельской агломерации.

Таблица - Функции субъектов управления сельской агломерации

Субъект управления Цель Функции

Население сельской агломерации Выявление проблем, создание социально-ориентированной экономики Анкетирование, опросы, размещение информации на Интернет-сайтах, информационных табло

Сельскохозяйственные товаропроизводители Выявление проблем, создание муниципально- Реализация программ муниципально-частного партнерства, круглые столы,

частного партнерства семинары, опросы

Инвесторы Выявление проблем, привлечение инвестиций в АПК Разработка и реализация инвестиционных программ в АПК, инвестиционной карты, создание банка данных, размещение информации на Интернет-сайтах

Сфера образования Создание условий для подготовки специалистов АПК по заказу предприятий Изучение потребности экономики АПК в подготовке и переподготовке кадров, разработка и реализация соглашений с предприятиями о профильной подготовке специалистов

Сфера науки Заказ на разработку инновационных проектов Участие в муниципальных и межмуниципальных грантах на проведение целевых исследований

Органы управления сельской агломерацией совместно с администрацией муниципальных образований Повышение эффективности решения проблем и применяемых методов регулирования аграрной экономики Реализация муниципальных заказов, развитие муниципально-частного партнерства, обеспечение условий межмуниципального взаимодействия (сдача в аренду муниципального имущества в межмуниципальное пользование, межтерриториальный банк, лизинг), обеспечение условий участия в межмуниципальных грантах

Администрация субъекта РФ Повышение эффективности решения проблем и применяемых методов регулирования экономики Государственный заказ, государственно-частное партнерство, сдача в аренду государственного имущества в межмуниципальное пользование

Для достижения целей, функций и факторов развития сельской агломерации предлагается соответствующий организационно-экономический механизм управления (Рисунок 3).

International agricultural journal 3/2021

Организационно -правовой блок

Управленческий блок

Экономический блок

Финансовый блок

I

Организационно-экономическая деятельность

Социальная деятельность

Доходы бюджет а

Квалификация кадров

Инновационные методы

Регламент функций управления

Удовлетворен ие

потребностей населения

с N

Организационно-

экономическая

эффективность

ч У

■ снижение затрат на реализацию полномочий;

■ повышение квалификации работников;

■ повышение рентабельности предприятий;

■ рост доходов бюджетов за счет диверсификации услуг; открытия новых предприятий;

■ повышение имиджа АПК для инвесторов и работников

■ снижение затрат на приобретение услуг;

■ повышение качества услуг;

■ создание новых привлекательных рабочих мест;

■ повышение степени удовлетворения потребностей;

Рисунок 3 - Организационно-экономический механизм системы управления сельской

агломерацией

Реализация организационно-экономического механизма нашла отражение в предложенном автором проекте положения о некоммерческом партнерстве «Территориальное образование «сельская агломерация «Ленинск-Кузнецкая».

Выводы

Таким образом, система управления сельской агломерации подразделяется на основе ресурсно-производственной составляющей с централизацией на территорию сбыта. Данный подход включает выделение центрального звена, ядра, периферии. Центральным звеном сельской агломерации и основным логистическим центром сбыта готовой продукцией является город, а сельские территории вокруг рынка сбыта выступают в качестве ядра агломерации. Здесь присутствуют необходимые земельные ресурсы, аграрные предприятия, создана инфраструктурная среда. В сельской агломерации Ленинск-Кузнецкая выделены передовые сельскохозяйственные предприятия, для которых малый аграрный бизнес и ЛПХ

становится поставщиком сырья, в свою очередь, получая племенной скот и сортовой посадочный материал.

Удаленные от ядра сельской агломерации сельские территории (периферия) становятся поставщиками трудовых, земельных ресурсов, сырья, технологически и логистически взаимосвязанные с ядром агломерации.

Создание системы управления сельской агломерации «Ленинск-Кузнецкая» в составе Ленинск-Кузнецкого городского округа, Ленинск-Кузнецкого и Промышленновского районов (вместе с входящими в него сельскими поселениями) основывается на существующих органах власти.

В целях управления сельской агломерацией создается единый орган управления -Коорди национный центр в виде некоммерческого партнерства. В данный орган управления входят представители: сельских территорий, регионального руководства, бизнес структур, населения. Центр заключает договора со всеми участниками, согласно которым осуществляется совместная хозяйственная деятельность всех субъектов агломерации.

Литература

1. Camagni R. P., Capello R., Caragliu A. Static vs. Dynamic Agglomeration Economies. Spatial Context and Structural Evolution behind Urban Growth//Papers in Regional Science. 2016. Vol.95, №1. P.133-158. DOI: 10.1111/pirs.12182

2. Castells-Quintana D., Royuela V. Agglomeration, Inequality and Economic Growth//Annals of Regional Science. 2014. Vol. 52, №2. P. 343-366. DOI: 10.1007/s00168-014-0589-1

3. Lee C. I. Agglomeration, Search Frictions and Growth of Cities in Developing Economies//Annals of Regional Science. 2015. Vol. 55, №2-3. P. 421-451. DOI: 10.1007/s00168-015-0708-7

4. Schoenberger E., Walker R. A. Beyond Exchange and Agglomeration: Resource Flows and City Environments as Wellsprings of Urban Growth//Journal of Economic Geography. 2017. Vol. 17, №5. P. 935-958. DOI: 10.1093/jeg/lbw012

5. Бабун Р.В., Артемова С.В. К вопросу о межмуниципальной хозяйственной кооперации // Городское управление. 2012. № 1(186). С. 64-69.

6. Баклаженко, Г.А. Организационные модели хозяйственного управления аграрной сферой и сельскими территориями. - М.: Изд-во ООО «ПРИНТ ПРО», 2017. 338 с.

7. Волчкова, И.В., Подопригора Ю.В., Уфимцева Е.В. Управление агломерационными процессами в России: содержание и специфика // Вопросы управления. 2015. №6(18). С. 8390.

8. Гриценко, Г.М., Вернигор Н.Ф., Миненко А.В. Инфрастуктура развития АПК муниципального образования: сущность и методические основы системного анализа // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. №12. С. 33-38.

9. Косинский П.Д., Меркурьев В.В., Харитонов А.В. Агломерация как инструмент устойчивого развития сельских территорий региона // Фундаментальные исследования. 2017. № 9-2. С. 450-454.

10. Лексин, В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: ЛИБРО-КОМ, 2009. 368 с.

11. Муллагалеева, З.З., Шабашев В.А. Теоретико-методологические основы экономической политики городов, образующих агломерации (на примере городов юга Кемеровской области). - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. 324 с.

12. Неганова В.П., Дудник А.В. Совершенствование государственной поддержки АПК региона / Экономика региона. 2018. Т.14. №2. С. 651-662.

13. Нещадин, А.А., Тульчинский Г.Л. Развитие неурбанизированых территорий: инновации и социальное партнерство // Общество и экономика. 2012. №11. С. 85-94

14. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года : Закон Кемеровской области от 26.12.2018 №122-ОЗ // СПС Консультант Плюс / [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/

15. Узун В.Я. Главные факторы устойчивого сельского развития: бюджетные субсидии или сельская экономика? // Никоновские чтения. 2019. №24. С. 15-20

References

1. Camagni R. P., Capello R., Caragliu A. Static vs. Dynamic Agglomeration Economies. Spatial Context and Structural Evolution behind Urban Growth//Papers in Regional Science. 2016. Vol.95, №1. P.133-158. DOI: 10.1111/pirs.12182

2. Castells-Quintana D., Royuela V. Agglomeration, Inequality and Economic Growth//Annals of Regional Science. 2014. Vol. 52, №2. P. 343-366. DOI: 10.1007/s00168-014-0589-1

3. Lee C. I. Agglomeration, Search Frictions and Growth of Cities in Developing Economies//Annals of Regional Science. 2015. Vol. 55, №2-3. P. 421-451. DOI: 10.1007/s00168-015-0708-7

4. Schoenberger E., Walker R. A. Beyond Exchange and Agglomeration: Resource Flows and City Environments as Wellsprings of Urban Growth/Journal of Economic Geography. 2017. Vol. 17, №5. P. 935-958. DOI: 10.1093/jeg/lbw012

5. Babun R.V., Artemova S.V. K voprosu o mezhmunitsipal'noi khozyaistvennoi kooperatsii // Gorodskoe upravlenie. 2012. № 1(186). P. 64-69.

6. Baklazhenko, G.A. Organizatsionnye modeli khozyaistvennogo upravleniya agrarnoi sferoi i sel'skimi territoriyami. - M.: Izd-vo OOO «PRINT PRO», 2017. 338 p.

7. Volchkova, I.V., Podoprigora YU.V., Ufimtseva E.V. Upravlenie aglomeratsionnymi protsessami v Rossii: soderzhanie i spetsifika // Voprosy upravleniya. 2015. №6(18). P. 83-90.

8. Gritsenko, G.M., Vernigor N.F., Minenko A.V. Infrastuktura razvitiya APK munitsipal'nogo obrazovaniya: sushchnost' i metodicheskie osnovy sistemnogo analiza // Ehkonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii. 2018. №12. P. 33-38.

9. Kosinskii P.D., Merkur'ev V.V., Kharitonov A.V. Aglomeratsiya kak instrument ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii regiona // Fundamental'nye issledovaniya. 2017. № 9-2. P. 450-454.

10. Leksin, V. N., Shvetsov A. N. Gosudarstvo i regiony: teoriya i praktika gosudarstvennogo regulirovaniya territorial'nogo razvitiya. - M.: LIBRO-KOM, 2009. 368 p.

11. Mullagaleeva, Z.Z., Shabashev V.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy ehkonomicheskoi politiki gorodov, obrazuyushchikh aglomeratsii (na primere gorodov yuga Kemerovskoi oblasti). - Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2009. 324 p.

12. Neganova V.P., Dudnik A.V. Sovershenstvovanie gosudarstvennoi podderzhki APK regiona / Ehkonomika regiona. 2018. T.14. №2. P. 651-662.

13. Neshchadin, A.A., Tul'chinskii G.L. Razvitie neurbanizirovanykh territorii: innovatsii i sotsial'noe partnerstvo // Obshchestvo i ehkonomika. 2012. №11. P. 85-94

14. Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Kemerovskoi oblasti do 2035 goda : Zakon Kemerovskoi oblasti ot 26.12.2018 №122-OZ // SPS Konsul'tant Plyus / [Ehlektronnyi resurs]. URL: http://www.consultant.ru/

15. Uzun V.YA. Glavnye faktory ustoichivogo sel'skogo razvitiya: byudzhetnye subsidii ili sel'skaya ehkonomika? // Nikonovskie chteniya. 2019. №24. P. 15-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.