ёБ.А.Жаутиков, АЛАйкеева
Разработка системы регулирования воздушного зазора.
УДК 621.3.049.77
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА И ЗАЩИТЫ СКИПА ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ
Б.А.ЖАУТИКОВ, А.А.АЙКЕЕВА
Карагандинский государственный индустриальный университет, г.Темиртау, Республика Казахстан
Работоспособность электромагнитной подъемной установки обеспечивается слаженной работой всех его узлов и элементов, а именно строго вертикальным движением скипа. Отклонение скипа от вертикальной оси может привести к остановке и повреждению как скипа, так и установки. Поэтому система регулирования воздушного зазора и защиты скипа электромагнитной подъемной установки, которая включает определение размера воздушного зазора между электромагнитом скипа и электромагнитом направляющего устройства, а также разработка системы стабилизации для обеспечения постоянной величины воздушного зазора и регулирования величины тока в обмотке электромагнита, обеспечивают как строго вертикальное движение скипа, так и его защиту.
Статья направлена на теоретическое определение величины воздушного зазора между электромагнитом направляющего устройства и электромагнитом скипа при помощи закона Био - Савара - Лапласа.
Ключевые слова: электромагнит, магнитная левитация, электромагнитные силы, установка
Как цитировать эту статью: Жаутиков Б.А. Разработка системы регулирования воздушного зазора и защиты скипа электромагнитной подъемной установки / Б.А.Жаутиков, А.А.Айкеева // Записки Горного института. 2018. Т. 229. С. 62-69. DOI: 10.25515/РМ1.2018.1.62
Электромагнитная подъемная установка состоит из подъемного сосуда (скипа), электромагнитов (или постоянных магнитов) и направляющих проводников. Силой электромагнитного взаимодействия сосуд приводится в движение. Так как между скипом и направляющими устройствами существует зазор, трение исключается, и единственной тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление. Магнитная левитация ранее для транспортировки горной массы нигде в мире не применялась и создание данной установки влечет внедрение новой инновационной технологии транспортировки горной массы в горнодобывающей промышленности и строительстве.
В отличие от существующих подъемных машин, установка обладает большей грузоподъемностью при меньших затратах электроэнергии и других энергетических ресурсов, поэтому данную технологию транспортировки можно отнести к энергосберегающей.
Электромагниты с большой подъемной силой применяются в технике для различных целей. Например, электромагнитный подъемный кран применяется на металлургических и металлообрабатывающих заводах, в портах для переноски железного лома и готовых изделий. На металлообрабатывающих заводах используют станки с магнитными столами, на которых обрабатываемое металлическое изделие закрепляется притяжением сильных электромагнитов [4, 7].
Рассмотрим электромагнит с аксиальным направлением намагниченности (рис.1), по обмотке которого течет намагничивающий ток I.
Магнитный момент электромагнита P может быть найден по формуле
P = jhS,
Северный полюс
где ] = I / h - линейная плотность намагничивающего тока, которая может быть выражена приближенной формулой
] = Br /
>
Br - остаточная индукция; m0 = 410 7 Гн/м - магнитная постоянная.
Величину и направление вектора магнитной индукции dB в произвольной точке магнитного поля, создаваемого элементом
проводника длиной с током I, можно найти с помощью закона Био - Савара - Лапласа [18]:
X
Южный полюс
Рис. 1. Электромагнит с аксиальным направлением намагниченности
4 Ж Г 3
ёБ.А.Жаутиков, АЛАйкеева
Разработка системы регулирования воздушного зазора.
где dl - вектор по модулю, равный длине dl элемента проводника и совпадающий по направлению с током; r - радиус-вектор, проведенный из элемента dl проводника в рассматриваемую точку поля.
Модуль вектора dB определяется формулой
цц о Ш ■ B = 0 2 sin a,
4ж r
где а - угол между векторами dl и r .
Для магнитного поля справедлив принцип суперпозиции: вектор магнитной индукции результирующего поля, создаваемого несколькими токами или движущимися зарядами, равен векторной сумме магнитных индукций полей, создаваемых каждым током или движущимся зарядом в отдельности [14]:
n
B = Z Bt.
i=1
Полное магнитное поле, созданное данным проводником с током в точке А, может быть вычислено как векторная сумма полей, создаваемых всеми отдельными элементами dl в этой же точке. Это суммирование в пределе переходит в действие интегрирования:
B = f dB = ЦЦ°1 гsin( dl Л r)dl
f 4ж f r2 .
Определим выражение для магнитной индукции в центре одного витка с током катушки (рис.2).
Расстояние r от любого элемента dl до центра О одинаково - равно радиусу витка R. Все элементы перпендикулярны радиусу-вектору, поэтому sin( dl л r) = 1. Следовательно,
B = f dB = fdl =-Ц< 2nR = Ц
2 R
2 0 4пЯ
Если среда вокруг проводника немагнитная, ц = 1. Тогда
5 = М.
2Я
Если в катушке электромагнита имеется N витков с током, тогда
Ц о, ^
B =
2R
Теперь определим индукцию магнитного поля витка с током в произвольной точке А на его оси. Ось витка г - прямая, проходит через центр витка и перпендикулярна плоскости поперечного сечения [16].
Рис.2. Индукция магнитного поля в центре витка катушки электромагнита с аксиальным направлением намагниченности
" (
dB
Рис.3. Индукция магнитного поля на оси кругового тока
I
z
ёБ.А.Жаутиков, АЛАйкеева
Разработка системы регулирования воздушного зазора.
На рис.3 показан круговой виток радиуса R, плоскость которого перпендикулярна плоскости
чертежа. Расстояние элемента dl до точки А обозначим через г . Угол между dl и г равен л/2 (как угол между образующей конуса и элементом окружности его основания).
В точке А на оси г векторы индукции полей, созданных различными малыми элементами витка с током, не совпадают по направлению. Магнитное поле витка с током обладает вращательной симметрией, поэтому векторы dB1 и дБ2 для полей двух диаметрально противоположных элементов витка dl\ и dl2, имеющих одинаковую длину (д/\ = dl2 = д/), равны по модулю
ц 0 М/
дБ,
4лг
2 '
Результирующий вектор
дБ
дБх
+
дБ-
в точке А направлен по оси г и по модулю равен
дБ
дВЛ
sin р , где Бт Р = Я / г.
Подставив значение Бт Р, получим
дБ =
ц 01Яд/ 4лг3
Индукция магнитного поля, созданного всем витком, имеет то же направление, а ее модуль равен[12]
Б = 2 ^ Ц 01Яд/ = ц 01Я 2 ^ = ц 01Я 2
4лг
4лг3
2гл
Из рис.3 видно, что г2 = Я2 + г2, где г - расстояние от центра сечения 0 до точки А. Тогда
г
= (Я2 + г 2)л/ Я2 + г2 = Я
1 +
^2
V Я у
Подставив это значение в предыдущую формулу, вычислим индукцию поля по оси витка с током:
Б =
Ц 01Я2
Ц 01
3 .
2 Я3
1 +
Я
2Я
1+
Я
Если число витков в катушке электромагнита N, то полученное выражение нужно умножить на N.
Для теоретического расчета результирующего поля взаимодействия электромагнитов поместим начало координат в точку, лежащую на линии, соединяющей их центры на одинаковом расстоянии, и воспользуемся формулой расчета магнитной индукции Б для одного электромагнита [13].
Очевидно, что индукция Б магнитного поля в точке на оси двух одинаковых электромагнитов (рис.4) на расстоянии А\ и А2 от них равна
Б( х, г = 0) =
ЦЦ 0ш
2Я
1
- + -
1
(1 _ Ах2)2 (1 + А2)2
г + -
а
г _ -
Рис.4. Взаимодействие электромагнитов
где А1 = -
Я
А2 =■
2 .
Я
; а - расстояние между электромагнитами.
3
3
2
2
2
2
г
г
а
2
ёБ.А.Жаутиков, АЛАйкеева
Разработка системы регулирования воздушного зазора.
При г = 0 и а < Я индукция магнитного поля имеет максимальное значение, если а > Я -минимальное значение. Если а = Я, то поле практически однородно в диапазоне - Я < г < + Я. Тогда
В = 1
0 N1
- Я
2 Я
1 -
2 + -
Я
а
3
\2 Л 2
+ -
1 +
г - -
а
3
\2 Л 2
Я
7г.
Я
1
1
2
2
Для расчета системы «электромагнит скипа - электромагнит направляющего устройства» электромагнитной подъемной установки предпочтительнее использовать систему цилиндрических координат. Центр системы координат в данном случае удобно поместить на оси электромагнитной системы посередине между электромагнитами, т.е. на расстоянии по s/2 как от верхнего основания электромагнита 1, так и от нижнего (рис.5) [8].
Так как магнитная система состоит из двух электромагнитов, то в соответствии с принципом суперпозиции ее магнитное поле равно сумме магнитных полей электромагнитов. Введем следующие обозначения. Магнитная индукция электромагнита 1 имеет радиальную В1х(Х, 0, Т) и аксиальную В1г(Х, 0, Т) составляющие (рассчитываются по закону Био - Савара - Лапласа относительно центра электромагнита 1 с остаточной индукцией Вг1). Магнитная индукция электромагнита 2 имеет радиальную В2х(Х, 0, Т) и аксиальную В2г(Х, 0, Т) составляющие (рассчитываются по закону Био - Савара - Лапласа относительно центра электромагнита 2 с остаточной индукцией Вг2). Магнитная индукция В12(Х, 0, Т) электромагнитной системы имеет радиальную В12х(Х, 0, Т) и аксиальную В12г(Х, 0, Т) составляющие, рассчитываемые относительно центра опоры с учетом того, что электромагниты находятся на расстоянии s друг от друга [10, 11, 15]:
В12х (X,0, Т ) = В1х | X - % - 2 ,0, Т| + В2х VX + | + 2 ,0, Т |;
В12 г (X, 0, Т ) = В12
( И - Л ( И - Л
V 2 Г\ V , ОО V , Н1 , А V
X - - ,0, Т 2 2
+ В2
X + ^ + - ,0, Т
V 2 2 у
Модуль магнитной индукции системы В12^, 0, Т)
В12(X, 0, Т) = ^\В12х (X, 0, Т)]2 + [В12г (X, 0, Т)]2 .
Для расчета силы взаимодействия (притяжения или отталкивания) магнитов укажем, что магнитное поле электромагнита 1 с радиальной B1X(X, 0, Т) и аксиальной B1Z(X, 0, Т) составляющими магнитной индукции (рассчитываются по закону Био - Савара - Лапласа относительно центра электромагнита 1) действует на другой такой же электромагнит с линейной плотностью
Вг 2
тока 72 = ±-, создавая силу Ампера (сила Ампера - сила, действующая со стороны магнит-
т0
ного поля на проводник с током). Сила Ампера dF, действующая на малый элемент длины проводника, по которому идет электрический ток I, равна
~7¥ = I [7 л В],
г
Б.А.Жаутиков, А.А.Айкеева
Разработка системы регулирования воздушного зазора..
I ¿1
гИ
I
г
s/2
s/2
¿2
т
X
где д/ - вектор, численно равный длине д/ элемента проводника и направленный в ту же сторону, что и вектор j плотности тока в этом элементе проводника [9].
Если векторы д/ и Б взаимно перпендикулярны, то направление силы dF можно найти по правилу левой руки: если ладонь левой руки расположить так, чтобы вектор магнитной индукции входил в ладонь, а четыре вытянутых пальца указывали бы направление электрического тока, то отставленный большой палец укажет направление силы, действующей со стороны поля на проводник [19].
Сила взаимодействия, возникающая за счет аксиальной компоненты магнитной индукции поля магнита, имеет только радиальную составляющую. Ее воздействие на соленоид сводится к его радиальному сжатию (растяжению). Таким образом, искомая сила определяется только радиальной компонентой Б1х индукции магнитного поля электромагнита 1. Причем радиальная компонента индукции магнитного поля электромагнита 1 и вектора линейной плотности тока 72 в электромагните 2 взаимно перпендикулярны.
Линейная плотность тока в электромагните 2 для внутреннего диаметра D21 электромагнита
2
_
Рис.5. Схема магнитной системы из двух электромагнитов (центр координат - на оси системы посередине между электромагнитами); X - радиальная координата; г - аксиальная координата
к\х, 0,
Тогда для элементарной силы Ампера
D21
Бг 2
тп
д2 F =
]2
X, 0,
D22 ^ 2
Б1
X, 0,
D22 ^ 2
D22
2
д1дХ + ]г
X, 0,
D21^
Б1
X, 0,
D21 ^ D21
2
2
-dfdX
2
2
В22 D21
где —-—df и —-—д? - элементы длины проводника обмотки электромагнита в цилиндрической системе координат [5].
С учетом осевой симметрии системы
2 л
|= 2л ;
dF =
лБ 2
Ц0
£22Б1
X, 0,
Р22
+ £21Б1
X, 0.
£21
Ш
С учетом положения центра координат пределы интегрирования по г будут от ^ до ^ + ¿2, а радиальную составляющую магнитной индукции электромагнита 1 Б1х надо брать в точках
2
ёБ.А.Жаутиков, АЛАйкеева
Разработка системы регулирования воздушного зазора.
Г И * D 22 ^ ( h1 s - D 21
I X +---1—, 0,-I и I X +---1—, 0,-|, т.е. относительно центра координат магнит-
I 2 2 2 У 2 2 2
ной опоры
--+ И2
F = 7В22 Г
о
022Б1\ X + — + -, 0,-| + 021Б1\ X + — + -, 0,-Ш
22
22
Подставив выраженные значения магнитной индукции, получаем выражение для определения силы взаимодействия электромагнитов [1]:
-+И2
F = 2 { D22 ^0М
Ц 0
D22
- + ■
1 (2х + * + И)2 1 + (2х - * - И)2
D222
D 222
+D 21х D 21
1
1
1 (2х + 5 + И)2 + 1 + (2х - 5 - И)2 £212 £212
dX.
Упростив полученные значения, получаем результирующее выражение:
2
2
2
1
1
2
X
1 Г
1
(2 х + £ + И)
- + -
1
1 -
(2х - л - И)2
D22
1 +
D22
+
1
(2 х + s + И)
- +
1
1-
(2х - а - И)2
D21
1+
D212
¿X
Согласно третьему закону Ньютона, подъем скипа электромагнитной подъемной установки будет осуществлен при условии равенства силы взаимодействия электромагнитов и силы тяжести скипа. Тогда максимальная грузоподъемность
2
&
1
(2 х + я + И)
- + -
1
1-
(2х - л - И)2
D22
1 +
D22
+
1
(2 х + я + И)
■ +
1
1-
(2х - л - И)2
D21
1 +
D212
¿X,
где тс - масса скипа; ё - ускорение свободного падения.
Расчеты проводились по определению силы взаимодействия двух идентичных электромагнитов с количеством витков М, равных 500, 1000, 1500 и 2000, и с диаметром сердечника 0,016 м, расположенных друг от друга на расстоянии от 0 до 3 см. На каждый электромагнит подавалось постоянное напряжение 30 В. Материалом сердечника была выбрана сталь, материал обмотки -медный провод диаметром 0,5 мм. Ширина каждого электромагнита 0,035 м.
Расчеты силы взаимодействия для каждой испытуемой пары электромагнитов проводились в программе MathCad 15. По результатам расчета были составлены графики зависимости силы взаимодействия двух электромагнитов от величины воздушного зазора. На графике представлены кривые с экстремумами непрерывной функции Fi(s), носящие локальный характер. Это значит, что функция, составленная для каждого электромагнита, имеет одно наибольшее значение функции по сравнению с близлежащими значениями (рис.6). Точка, в которой находится экстремум функции силы взаимодействия, определяет размер воздушного зазора для исследуемого электромагнита [1-3, 6, 8].
2
то =
2
ёБ.А.Жаутиков, АЛАйкеева
Разработка системы регулирования воздушного зазора.
F, Н
500
400
300
200
100
N 500
1000
1500
2000
0,005 0,01 0,015 0,02 0,025 s, м Рис.6. Результаты расчетов силы взаимодействия электромагнитов
s, м 0,025 0,02 0,015 0,01 0,005 0
N 2000
1500
1000
500
s, м 0,025 0,02 0,015 0,01 0,005 0
293,7
555,5
F, Н
N 2000
1500
1000
500
Рис.7. Определение зазора для электромагнитов с различным количеством витков N
7,19 12,56 29,97 56,
Рис.8. Зависимость зазора от возможной грузоподъемности
Величины зазоров для электромагнитов с количеством витков 500, 1000, 1500 и 2000 установлены в соответствии с рис.7.
Таким образом, по результатам исследований был определен размер воздушного зазора исследуемых электромагнитов, а также максимальная грузоподъемность электромагнитов для определенных зазоров. Диаграмма зависимости размера воздушного зазора от возможной грузоподъемности представлена на рис.8.
Выводы
1. Разработана система регулирования воздушного зазора и защиты скипа электромагнитной подъемной установки. По закону Био - Савара - Лапласа получено выражение для определения магнитной индукции при взаимодействии двух идентичных электромагнитов и проведен векторный анализ и расчет результирующего поля.
2. Методом цилиндрических координат получено выражение для определения силы взаимодействия между электромагнитом скипа и электромагнитом направляющего устройства.
3. Определен размер воздушного зазора для электромагнитов с количеством витков 500, 1000, 1500, 2000 в зависимости от силы взаимодействия электромагнитов.
4. Обоснован выбор наиболее эффективного электромагнита с количеством витков 1500 и определен для него оптимальный размер воздушного зазора 5 мм.
0
т, кг
ЛИТЕРАТУРА
1. Вейц В.Л. Динамика машинных агрегатов. М.: Машиностроение, 1969. 285 с.
2. Вейц В.Л. Динамические расчеты приводов машин / В.Л.Вейц, А.Е.Кочура, А.М.Мартыненко. Л.: Машиностроение, 1971. 182 с.
ё Б.А.Жаутиков, АЛАйкеева
Разработка системы регулирования воздушного зазора.
3. Вейц В.Л. Динамика и моделирование электромеханических приводов / В.Л.Вейц, Г.В.Царев. Саранск: Изд-во Мордовского государственного университета, 1992. 291 с.
4. Инновационный патент на изобретение № 27177 МЮ РК. Электромагнитная подъемная установка (варианты) / Б.А.Жаутиков, А.А.Айкеева, Ф.Б.Жаутиков, П.А.Мухтарова. Зарег. 25.06.2013.
5. Дегтярев Ю.И. Исследование операций. М.: Высшая школа, 1986. 320 с.
6. МаркД.А. Методология структурного анализа и проектирования / Д.А.Марк, К.Мак-Гоуен. М.: Метатехнология, 1993. 240 с.
7. Николаев Ю.А. Разработка методики определения допустимой толщины стенки скипа / Ю.А.Николаев, Б.А.Жаутиков, А.А.Айкеева // Труды Междунар. научн. конф. «Наука и образование - ведущий фактор стратегии «Казах-стан-2030» / КарГТУ, 2006. С. 314-317.
8. Пугачев B.C. Теория стохастических систем / В.С.Пугачев, И.Н.Синицын. М.: Логос, 2000. 161 с.
9. СвечарникД.В. Линейный электропривод. М.: Энергия, 1979. 152 с.
10. Appunn R. Modem high speed elevator systems for skyscrapers / R.Appunn, K.Hameyer // Maglev-2014. Rio de Janeiro, Brazil. 2014. P.24.
11. Appunn R. Electromagnetic guiding of vertical transportation vehicles: experimental evaluation / R.Appunn, B.Schmulling, K.Hameyer // IEEE Trans ind Electron. 2010. N 57(1). P. 335-343.
12. Control design of passive magnetic levitation tray / C.H.Kim, J.Lim, C.Ahn, J.Park, D.Y.Park // International conference on electrical machines and systems. Busan, Korea. 2013. P. 79.
13. Controller design with high fidelity model for a passive maglev tray system / J.W.Park, C.H.Kim, D.Y.Park, C.Ahn // Int. J. Precis. Eng. Manuf. 2014. N 15(8). P. 1521-1528.
14. Dynamic analysis of a Maglev conveyor using an EM-PM hybrid magnet / K.J.Kim, H.S.Han, C.H.Kim, S.J.Yang // J Electr. Eng. Technol. 2013. N 8(6). P. 1571-1578.
15. Integrated dynamic simulation of a magnetic bearing stage compatible for particle free environment / B.S.Kim, J.K.Park, D.I.Kim, S.M.Kim, H.G.Choi // Proceedings of the 14theuspen international conference. Dubrovnik, Croatia. 2014. P. 98.
16. Development of a maglev LCD glass conveyor / C.H.Kim, J.M.Lee, H.S.Han, C.W.Lee // Maglev-2011. Daejeon, Korea. 2011. P. 36.
17. Li S.E. Design and control of a passive magnetic levitation carrier system / S.E.Li, J.W.Park, C.Ahn // Int. J. Precis. Eng. Manuf. 2015. N 16(4). P. 693-700.
18. Ohsaki H. Japanese superconducting maglev-development and commercial serviceplan // Maglev-2014. Rio de Janeiro, Brazil. 2014. P. 21.
19. Zhao C.F. Maglev vehicle/guideway vertical random response and ride quality / C.F.Zhao, W.M.Zhai // Veh. Syst. Dyn. 2002. N 38(3). P. 185-210.
Авторы: Б.А.Жаутиков, д-р техн. наук, профессор, info@kgiu.kz (Карагандинский государственный индустриальный университет, г.Темиртау, Республика Казахстан), А.А.Айкеева, канд. техн. наук, доцент, aikeeva@mail.ru (Карагандинский государственный индустриальный университет, г.Темиртау, Республика Казахстан).
Статья принята к публикации 03.05.2017.