ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 330.4:502
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
А.Ф. Рогачев, доктор технических наук, профессор
Н.Н. Скитер, кандидат экономических наук, доцент Т.В. Плещенко, старший преподаватель
Волгоградский государственный аграрный университет
В статье рассмотрены теоретические аспекты разработки специализированной системы поддержки принятия решений (СППР) для обоснования параметров эколого-экономических систем, определяющих политику регулирования загрязнений окружающей среды. Приведены результаты расчетов с использованием данных европейского рынка квот на загрязнения.
Ключевые слова: системы поддержки решений, экономическая информационная система, загрязнение окружающей среды, экономико-математическое моделирование, оптимизация параметров.
Проблема информационного обеспечения эколого-экономической политики на различных уровнях и, в частности, принятия управленческих решений, во многом обусловлена лавинообразным ростом информационных потоков. Необходимость непрерывного учета состояния окружающей среды, складывающегося в результате воздействия различных негативных факторов, увеличивает значимость оперативной информации для своевременного принятия управленческих решений.
Развивающиеся процессы глобализации мировой экономики способствуют росту интеграции национальных и региональных товарных рынков. Уничтожение торговых барьеров посредством двусторонних и многосторонних договоров о режиме свободной торговли сопровождаются снижением нетарифных торговых издержек, которые являются важнейшей движущей силой в процессе международной экономической интеграции и создания зон свободной торговли, таких, как Европейская экономическая зона (EEA), Северо-Американский договор о свободной торговле (NAFTA) и Азиатская зона свободной торговли (AFTA), Европейский (EMU).
Взаимодействие между рынками разрешений на загрязнение и неконкурентными товарными рынками анализировалось в ряде опубликованных теоретических исследований [5, 10]. В этих работах, в частности, предполагалось, что вредные выбросы возникают в процессе производства [10], и поэтому производители должны иметь разрешения, соответствующие их уровням вредных выбросов.
Одними из современных инструментов эколого-экономического регулирования выступают распределяемые и продаваемые квоты на промышленные выбросы, которые применяются как внутри страны на федеральном рынке квот, так и в международных экологических соглашениях. Система квот на выбросы направлена на обеспечение допустимого совокупного уровня производственных выбросов при наименьших затратах.
Рассмотрим основные проблемы разработки и использования СППР при принятии решений, связанных с формированием эколого-экономической политики.
По сложившейся в международной практике терминологии, система поддержки принятия решений (Decision Support System, DSS) представляет собой компьютеризиро-
№ 2(26), 2012
ванную систему, которая поддерживает процесс принятия управленческих решений [2,
3, 6]. Основное внимание при этом уделяется именно процессу, а не только результату решения или существу проблемы. Таким образом, рассматриваемая система является в большей степени сервисной, чем самостоятельным программным продуктом.
Системы поддержки принятия решений (СППР) относятся к управляющим информационным системам (УИС), представляющим собой организованный набор процессов, обеспечивающих пользователя необходимой информацией. В работах отечественных (А.И. Афоничкина, Н.П. Макаркина, Ю.В. Сажина, П.В. Терелянского, И.Ф. Юрченко и др.) и зарубежных (М. Мескона, Ф. Хедоури, Jotzo F., Michaelowa А. и др.) авторов [2, 5, 9], рассматриваемая проблема предполагает наличие в структуре СППР следующих основных элементов:
- информационной компоненты - для обеспечения пользователя основными данными;
- моделирующей компоненты - для обеспечения пользователя аналитическими данными развития экономической системы и его прогнозирования;
- экспертной компоненты - для обеспечения пользователей правилами и знаниями формирования дедуктивного вывода и экспертного анализа при выборе эффективных вариантов решения проблем.
С точки зрения пользователя, СППР должна выполнять следующие основные функции:
- поддерживать выработку решений для сложных или неопределенных проблем;
- поддерживать принятие решений на всех уровнях управления с обеспечением требуемой степени детализации;
- поддерживать все стадии принятия решения: сбор и обработка данных; разработка и анализ образа действия; выработка рекомендуемого образа действия;
- поддержка адаптивного набора процессов принятия решения.
Процесс принятия решения представляет собой рекурсивную, а не однократную
процедуру. Хотя выработанное решение казалось нам на момент его принятия рациональным, поступающая новая информация может сделать его неприемлемым. Такая ситуация требует возврата на более ранние стадии принятия решения. Роль различных типов ИС на каждой из последовательных фаз принятия решений представлена в табл. 1.
В связи с распределением функций управления и, соответственно, информационного обеспечения этих функций по уровням системы управления и функциональным исполнителям, соответствующие процедуры поддержки также должны быть реализованы в виде некоторой распределенной системы.
Таблица 1 - Использование различных типов ИС в процессе принятия решений
Фазы принятия решений ИСУ СШ1Р ИСМ ЭС
Изучение проблем Основная помощь Дополнительная помощь Цель использования Диагностика
Сбор данных Использова- Дополнитель- Цель ис- Интерпрета-
ние СУБД ная СУБД пользования ция данных
Разработка возможных альтернатив - Основная помощь - Основная помощь
Выбор решения - Частично - Частично
Использование выбранного решения Использование сети терминалов Электронная почта (ТКС) Электронная почта (ТКС) Использование сети
Контроль и подстройка Периодические отчеты Сбор спец. данных Периодические отчеты
Необходимость построения системы именно распределенного типа объясняется не только удобством в формировании информационного фонда системы и повышения эффективности её функционирования, но и их меньшими эксплуатационными затратами.
Информационная система поддержки принятия решений должна включать два основных компонента: отраслевую СУБД; интеллектуальную систему анализа и синтеза показателей экономической, хозяйственной, экологической и прочей деятельности предприятия.
Аппаратная основа специализированной БД может строиться как на основе локальной клиент-серверной технологии (например, с применением сервера на основе Windows 2008), так и с использованием Интернет-технологий. Последний подход предпочтителен для органов управления и организаций с территориально удаленными подразделениями, однако сдерживается ограничениями на сетевой трафик. Предварительный анализ показывает, что основная нагрузка по обработке данных ложится на сеть центрального подразделения, которая построена на более скоростных локальных компонентах.
Возможности использования компьютерных информационных систем для принятия управленческих решений могут быть определены, с одной стороны, в зависимости от структурированности решаемых управленческих задач, с другой - с учетом уровня иерархии управления предприятия, на котором решение должно быть принято, а с третьей - в зависимости от принадлежности к той или иной функциональной сфере бизнеса. На рис. 2 показана классификация информационных систем, выполненная по признаку структурированности решаемых задач.
Как следует из рис. 2, ИС могут создавать лицу, принимающему решение (ЛИР), три вида поддержки: информационную, модельную и экспертную.
Структура базы данных (БД) должна поддерживать полную историю объектов (и историю реальных объектов, и историю редактирования записей базы данных). Это требование позволит отслеживать динамику показателей, что дает основу для планирования и прогнозирования деятельности предприятия.
№ 2(26), 2012
Экономические информационные споте м ы
для структурированных задач
дтя неструктурированных задач
Автоматизация Создание управленче- Создание альтернативных
решения задач ских отчетов решений
Информационная Модельная Экспертная
поддержка решений
Рисунок 2 - Классификация ЭИС по степени структурированности решаемых задач
Для комплексных оценок состояния предприятия, а также для принятия индивидуальных и коллективных решений могут быть использованы различные методы экономического анализа. Прогнозирование и построение планов развития может проводиться как с помощью статистических методов, так и посредством нейросетевых моделей (для хаотических и зашумленных данных).
Важную составляющую СППР представляет блок моделирования, реализующий эколого-экономические математические модели, описывающие поведение исследуемой системы [4]. На основе экономико-математической модели европейских рынков разрешений на загрязнение, подробно изложенной в монографии [5], была поставлена задача проанализировать оптимальные стратегии России на этих рынках при двух различных сценариях поведения - экспортеры разрешений на загрязнение и природного газа действуют как независимые агенты; упомянутые экспортеры действуют как единственный агент, обеспечивая максимальные значения совместных уровней прибыли.
Поскольку аналитические выражения для оптимальных параметров рассматриваемой эколого-экономической системы являются достаточно громоздкими и выражаются как неявными уравнениями, так и дифференциальными уравнениями в частных производных, то для их анализа требуется разработка компьютеризованной информационно-аналитической системы. Сложность и многокритериальность рассматриваемых при этом эколого-экономических задач, обусловленная наличием как экономических, так и экологических критериев, обуславливает разработку специализированной СППР, моделирующий блок которой реализует полученные алгоритмы оптимизации.
Таким образом, проведенные с использованием реальных данных по европейским рынкам многовариантные численные расчеты с использованием разработанного макетного варианта СППР показывают, что координация российского экспорта разрешений на загрязнение и природного газа действительно выгодна. Кроме того, координация разрешений на загрязнение между экспортерами дает России стратегическое преимущество на европейском газовом рынке. Оптимальная цена разрешений на загрязнение при координации рынков разрешений на загрязнение существенно превосходит цену на разрешения в конкурентном равновесии.
№ 2(26), 2012
Библиографический список
1. Гагарин, А.Г. Разработка системы поддержки принятия решений на предприятиях сельскохозяйственного производства [Текст] / А.Г. Гагарин, А.Ф. Рогачев // Вестник АПК Волгоградской области. - 2003. - № 7.
2. Информационная технология поддержки принятия решений при эксплуатации гидромелиоративных систем [Текст] / В.В. Бородычев, А.Ф. Рогачев, Д.А. Рогачев // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук. - 2010. - № 5. - С. 24-26.
3. Поддержка принятия управленческих решений: информационное и инструментальное обеспечение [Текст] / Под. ред. А.Ф. Рогачева. - Волгоград; Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2001. - 124 с.
4. Рогачев, А.Ф. Математическое обеспечение системы поддержки принятия решений на основе ГИС-технологий [Текст]/ А.Ф. Рогачев // Известия Нижневолжского агроуниверси-тетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2009. - № 2 (14). -С. 144-151.
5. Скитер, Н.Н. Экономико-математическое моделирование оптимального регулирования выбросов загрязняющих веществ в условиях глобализации [Текст]: монография / Н.Н. Скитер, А.Ф. Рогачев. - Волгоград: Волгоградская ГСХА, ИПК «Нива», 2009.- 152 с.
6. Скитер Н.Н. Моделирование и анализ эффективности государственного регулирования производственного сектора [Текст] / Н.Н. Скитер, А.Ф. Рогачев // Экономические науки. -2010. - № 62. - С. 28-33.
7. Скитер Н.Н. Формирование эколого-экономической политики государства в условиях глобализации [Текст] / Н.Н. Скитер, А.Ф. Рогачев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2009. - № 71. - С. 28-35.
8. Терелянский, П. В. Системы поддержки принятия решений. Опыт проектирования [Текст]: монография / П. В. Терелянский ; ВолгГТУ. - Волгоград, 2009. - 127 с.
9. Юрченко, И.Ф. Информационные технологии обоснования мелиораций [Текст]/ И.Ф. Юрченко. - М.: ВНИИГиМ, 2000. - 283 с.
10. Jotzo, F., Michaelowa, A. Estimating the CDM market under the Marrakech Accords / F. Jotzo, A. Michaelowa // Climate Policy. - 2002. - V. 2, N 2. - P. 150-161.
E-mail: [email protected]