***** зтксжт ***** № 2 (22) 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 330.4:502:351.853027
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
H.H. Скитер, кандидат экономических наук, доцент
ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Построена модель оптимальной политики регулирования вредных производственных выбросов с использованием разрешений на загрязнение. Рассматриваются две страны и производственный сектор в каждой стране, производящий однородную продукцию и загрязняющий окружающую среду.
Ключевые слова: государственное регулирование,
производственные выбросы, анализ инструментов регулирования, энергоносители, разрешения на загрязнение.
История появления модели связана с энергетическим кризисом 1970 года, с попыткой заглянуть в будущее реальной экономики. Учитываемые процессы: демографические, накопления капитала и производства, исчерпания природных ресурсов и загрязнения среды обитания [1]. В современных условиях во многих странах, ратифицировавших Киотский Протокол, наблюдается возрастающий интерес к использованию продаваемых разрешений на загрязнение в качестве инструмента реализации экологической политики, поскольку национальные обязательства стран-участниц Киотского Протокола установлены с использованием разрешений на загрязнение [4]. Используя систему продаваемых разрешений на загрязнение в качестве инструмента реализации экологической политики, национальные правительства смогут проще интегрироваться с международным рынком неиспользованных квот на выбросы.
В работе построена модель оптимальной политики регулирования вредных производственных выбросов с использованием разрешений на загрязнение. Рассматриваются две страны и производственный сектор в каждой стране, производящий однородную продукцию и загрязняющий окружающую среду. В качестве переменных факторов производства рассматриваются капитал (к) и ресурс (в), использование которого приводит к вредным выбросам. Технология в стране Z определяется производственной функцией у1 = F'(k\el), i = h,f (У - выпуск продукции). Для простоты нормируем фактор выбросов загрязняющих веществ к единице, так что
уровень выбросов равен ег. Правительство России определяет верхнюю границу Е уровня выбросов: eh <Ё. Если выбросы загрязняющих веществ достигают Е , то разрешения на загрязнение будут иметь в России положительную рыночную стоимость р. Если, наряду с
продаваемыми, для регулирования выбросов, применяются бесплатные разрешения на загрязнение, то они распределяются отечественным
производителям пропорционально количеству капитала, используемого в России [2].
Обозначим через (И) Россию и зарубежную страну (/), через цены капитала и ресурса в стране /, через Ж мировую рыночную цену ресурса, и через Я международную рентную цену капитала. Тогда ц/ = ]¥, ц>н =Ж + р, гг = Я, гк =R-pq,
гДе pq ~ стоимость (бесплатно) распределяемых разрешений на загрязнение (q -количество бесплатных разрешений на загрязнение в расчете на единицу капитала).
Прибылемаксимизирующее поведение производственных фирм означает, что предельные продукты будут равны ценам факторов производства
Исходя из допущения, что существует заданный полный запас
международном рынке. Рентная цена капитала определяется так, что совокупный спрос на капитал равен запасу капитала:
Нами исследован вопрос о том, как использование бесплатно распределяемых разрешений на загрязнение может воздействовать на государственные доходы [3]. Дифференцирование уравнений (1), (2) по переменной д дает
Б с двойной нижней индексацией означают вторые производные от производственной функции р'(к\е1) по переменным к и е.
Из соотношений (3) следует, что увеличение количества бесплатных разрешений на загрязнение в расчете на единицу капитала приведет к перераспределению капитала из зарубежной страны в Россию и к повышению международной рентной цены капитала. Если имеет место комплементарность факторов производства (7^ > 0), вредные выбросы в зарубежной стране будут сокращаться, и цена разрешений на выбросы будет увеличиваться.
Распределение бесплатных разрешений на загрязнение пропорционально количеству капитала, применяемого в России, эквивалентно субсидированию использования капитала. Спрос на капитал в России увеличивается, поднимая международную ставку процента и приводя к притоку капитала в Россию. При условии, что имеет место комплементарность факторов производства, меньшее количество капитала в зарубежной стране сокращает предельный продукт, получаемый при использовании ресурса, что приводит к снижению выбросов в зарубежной стране. Поскольку существует обязательная верхняя граница вредных выбросов в России, совокупные выбросы также сокращаются. Поскольку в России используется большее количество капитала, отечественный спрос на используемый ресурс будет увеличиваться. Это приводит к повышению цены
# =Д = ^+М, р/=1¥=рек-д.
(1)
капитала К и капитал может свободно перемещаться на
ки(Я- рд) + кг{К) = К.
(2)
(
Рк + — гкк + „/
V ЄЄ У
кк - pq
(4)
разрешений на загрязнение, индуцируя эффект замещения ресурса капиталом.
Доход государственного сектора В от продажи разрешений на загрязнение составляет В = р{Е-кнсі). Исследуем, как небольшое увеличение количества бесплатных разрешений на загрязнение воздействует на государственные доходы. Дифференцируя В по £/ и используя соотношения (3), получаем
¿В _ р!'с
dq Н
Уравнение (4) показывает, что необходимым условием для увеличения государственных доходов с ростом количества бесплатных разрешений на загрязнение является комплементарность производственных факторов - капитала и ресурса (т.е. /<’кс > 0). На интуитивном уровне это означает, что если капитал и загрязняющий окружающую среду ресурс являются взаимодополняющими факторами, большее количество капитала в России приведет к увеличению спроса на разрешения на загрязнение, что вызовет рост цены продаваемых разрешений. Следовательно, привлекая большее количество капитала в Россию, субсидирование капитала оказывает потенциальное положительное воздействие на государственные доходы посредством цен на разрешения на выбросы. Если этот эффект превосходит прямые потери государственных доходов за счет субсидирования капитала, совокупные государственные доходы вырастут.
При рассмотрении глобальной проблемы защиты окружающей среды, отечественные и зарубежные выбросы загрязняющих веществ являются совершенными субститутами (оригиналами), поскольку при анализе глобального воздействия на окружающую среду не имеет значения, в какой стране произошли выбросы. При анализе локальных экологических проблем существенно, где имели место выбросы. Представим уровень выбросов загрязняющих веществ в России в виде Р = ек + уе^, где у принимает значения в интервале [0,1]. Проблеме глобального воздействия на окружающую среду соответствует значение у = 1, а локальной проблеме защиты окружающей среды - у = 0 ■
Государство выбирает предел вредных выбросов Е и количество бесплатных разрешений на загрязнение д с целью максимизации общественного благосостояния
и[Рь(к\ек)-(Ж+ р)е + рцІЇ +В{сК-кь)+{1+Я)р(Е-кьц\Ё+уег1
Условия существования максимума общественного благосостояния в России с учетом уравнений сравнительной статики (3), определяют оптимальную политику в отношении разрешений на выбросы загрязняющих веществ
. -11Р-М№ + ^)< (5)
(1 + Х)и1
* 1
q =-
i1
где jU = —Up — UjX^F^E + F^ekh), a À - предельные затраты сбора
государственных средств (так что один рубль государственных доходов эквивалентен 1 + Л рублям доходов частного сектора).
Таким образом, анализ показывает, что оптимальное количество бесплатно выдаваемых разрешений на выбросы загрязняющих веществ в расчете на единицу капитала может быть либо положительным, либо отрицательным. Если предельные затраты сбора государственных средств равны нулю, то его величина положительна при условии, что загрязнение носит трансграничный характер и Россия не является очень большим импортером капитала. Величина отрицательна, если имеет место незначительное трансграничное загрязнение. Россия является импортером капитала, и капитал и загрязняющий окружающую среду ресурс не являются сильно дополняющими друг друга факторами.
Оптимальное количество бесплатных разрешений на загрязнение в расчете на единицу капитала и соответствующая оптимальная субсидия на капитал могут увеличиваться с ростом предельных затрат сбора государственных доходов. При наличии отдельных налоговых инструментов, оптимальных с точки зрения фискальных соображений и условий торговли капиталом на международном рынке, оптимальное количество бесплатно распределяемых разрешений на загрязнение в расчете на единицу капитала положительно при любой величине предельных затрат сбора государственных средств, при условии наличия трансграничного загрязнения.
Библиографический список
1. Кузнецов, Н.Г. Методическое руководство по составлению и анализу математических моделей производственно-экономических систем на базе макроэкономических показателей [Текст] / Н.Г. Кузнецов, С.И. Богданов, Н.В. Карева. - Волгоград: Волгоградская ГСХА, 2008. - 98 с.
2. Рогачев, А.Ф. Математическое моделирование и эффективность внедрения технологических инноваций [Текст] / А.Ф. Рогачев, Н.Н. Скитер // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2009. - № 4 (16). -С.109-113.
3. Скитер, Н.Н. Анализ регулирования экзогенных факторов производственной деятельности [Текст] / Н.Н. Скитер // Экономические науки. -2010. -№ 9. - С. 277-285
4. Kallbekken, S., 2004. A description of the dynamic analysis of the économies of environmental policy (DEEP) model. Report 2004:01 CICERO, Oslo.
E-mail: ckumer@mail.ru
uPy
Ff
ke
fL
■u,
Fi
(аК — к1) + u1À
FkeE +
F
V ее
r nf \
— + Fb
f
(6)