Инновации в образовательных учреждениях
УДК 371.213
J
Л
Е. С. Панова
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
___________________________________________Г
Аннотация. В работе представлены подходы к разработке технологической модели управления школой, в которой контроль успеваемости и компонентов успешности обучения каждого школьника представляется на электронной карте-дискете. Разрабатываемая модель позволит динамически соотносить полученные конечные результаты с базой знаний об обновляющихся учебных требованиями задачах, строить реальные прогнозы и перевести рутинную работу по внутришкольному контролю успеваемости в творческий процесс, что значительно усилит содержательную сторону управления качеством обучения.
Ключевые слова: качество образования, педагогическое прогнозирование успешности обучения.
Abstract. The paper presents approaches to the development of the technological model of school management, in which the monitoring of progress and the components of success of training each student is submitted on an electronic access a floppy disk. The model will allow dynamically to correlate the received outcomes knowledge about the update of the educational requirements of the tasks, build real forecasts and translate the chore of inside the school control performance is a creative process that will enhance the content side of the quality management training.
Keywords: quality of education, pedagogical prediction of success in education
Одной из наиболее фундаментальных и актуальных проблем образования в современных сложных и динамичных условиях является проблема повышения эффективности и качества педагогической управленческой деятельности в общеобразовательных учреждениях на всех ее уровнях [10].
В совершенствовании внутришкольного управления, особенно его ведущего звена - процесса принятия решения, важную роль играет ситуационное предвидение и перспективные прогностические функции прогнозирования конечного результата успешности обучения учащихся (П. И. Третьяков, И. А. Лукичева и др.), связанные с созданием гибких адаптивных механизмов внутришкольного управления.
Обоснование прогностического подхода к изучению педагогических явлений стало возможным благодаря научному знанию, заложенному в работах И. В. Бестужева-Лады, А. В. Брушлинского, В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, Б. С. Гершунского, Д. Ш. Матроса, М. И. Скаткина и др. Несмотря на значительную историю и большой опыт изучения, эта проблема продолжает оставаться одной из нерешенных и актуальных и в современных условиях, особенно применительно к теории и практике управления в школе. Инновационные процессы в системах внутришкольного управ-
ления пока еще значительно уступают по масштабам и интенсивности процессам обновления в их объектах: школах, образовательных системах и процессах. По мнению исследователей, это связано с рядом причин: их недостаточной научно-методической обоснованностью, опорой на старые, отжившие традиционные системы и принципы, разработкой их без участия практиков-управленцев, недостаточной разработанности методологии исследований и языка описания этих сложных систем и видов деятельности, недостаточной прогностичности и моделирования инновационных управленческих процессов и т.д. При этом большинство исследователей считает, что отсутствие эффективных систем управления в школе становится тормозом в дальнейшем развитии образования.
Поэтому педагогическое прогнозирование является ведущим принципом и эффективным инструментом совершенствования управления развивающейся школой в современных условиях. Оптимальными подходами к реализации педагогического прогнозирования успешности обучения учащихся являются: интеграль-но-обобщающая формализация и количественная оценка конечных показателей, их структурно-динамическая и комплексная характеристика, иерархическая организация структуры построения обобщающих
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
53
Инновации в образовательных учреждениях
конечных показателей, информационно-графическое моделирование показателей успешности учебно-воспитательного процесса [1,6,7,8,9,11,13,14].
В этой связи в рамках научно-образовательной сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г. Москва) [2,3,4,5] последовательно ведется работа по апробации новых вариантов внутришкольных систем оценки качества образовательного процесса и разработке систем педагогического прогнозирования успешности обучения в условиях локальных образовательных систем. Мы рассматриваем сеть, в которой ведется системная деятельность по разработке образовательных инноваций, как своего рода совместный капитал образовательных учреждений, который является основанием развития всех остальных капиталов ОУ - участников сети. В процессе формирования этого капитала происходит перенос индивидуальных знаний во внутрисетевое знание и их закрепление в корпоративной базе данных в целях широкого использования всеми участниками сети. Особенностью корпоративного знания является возможность его развития в режиме «открытого кода», то есть знания из сети можно взять, усовершенствовать и вернуть в сеть,- знания в сети не просто хранятся, но и саморазвиваются, приводя к появлению новых возможностей для развития ОУ В целом, под научно-образовательной сетью мы понимаем динамическое множество взаимосвязанных агентов, представляющих собой научные, образовательные, социальные, культурные учреждения (их подразделения, творческие коллективы), а также элементы инновационной инфраструктуры и заинтересованные в развитии своих действующих и потенциальных сотрудников промышленные предприятия, которое функционирует по типу виртуальной организации и выполняет инновационные проекты на высоком уровне координации целей и интеграции всех видов ресурсов, достигаемом посредством формирования внутреннего информационного пространства сети и приводящего в результате к созданию коллективных объектов интеллектуальной собственности и увеличению экстернального эффекта. Развивающаяся в рамках федеральной экспериментальной площадки сеть образовательных учреждений [2, с.34-36], представляет собой сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных информационных технологий и системы контрактов с независимыми рабочими группами и структурами. Она способна обеспечивать определенные конкурентные преимущества участникам взаимодействия за счет знаний и возможности прямых неограниченных виртуальных контактов.
Цель проекта, реализуемого МБОУ СОШ № 166 г. Екатеринбурга в рамках работы ФЭП АПК и ППРО заключается в создании системы педагогического прогнозирования конечных результатов успешности обучения обучающихся в условиях общеобразовательной школы.
Гипотеза основана на предположении о том, что формирование системы прогнозирования конечных результатов успешности обучения обучающихся существенно изменит образовательную ситуацию и повысит эффективность учебно-воспитательного процесса и успеваемости учащихся при реализации следующих условий:
• управление в школе будет основываться на динамическом автоматизированном отслеживании конечных результатов и анализе базы данных успешности обучения по всей системе уровней и взаимосвязей образовательного процесса;
• в практике управленческой деятельности в школе будут использоваться методики и технологии педагогического прогнозирования конечных результатов образовательного процесса;
• в системе прогностических моделей будут динамически обновляться прогнозируемые нормативы-эталоны в соответствии с развивающимися учебными целями и требованиями к образовательной системе.
Основой проекта стало дальнейшее развитие концепции д.п.н. профессора П. И. Третьякова об управлении современной школой по конечным результатам [12] и разработка системы и технологической управленческой модели, основанной на использовании принципов и методов педагогического прогнозирования комплекса конечных результатов образовательного процесса в школе. При этом в качестве системообразующего фактора и объекта исследования была определена успешность и качество учебного процесса и обучения учащихся
Мы считаем, что наиболее информативными и прогностическими для контроля успешности обучения в школе являются информационно-графические модели на основе интегрально-обобщенных индексов и структуры динамики показателей успешности обучения, экстраполяционные и фазовые модели, позволяющие адекватно, наглядно и доступно строить оперативный, среднесрочный и долгосрочный прогноз успешности управления качеством обучения в учебных четвертях, полугодиях, году и многолетней динамике; выделять и анализировать межпредметные взаимосвязи, обеспечивать эффективность реализации обучающих программ, мотивацию к обучению, эффективность реализации функций ситуативного управления.
По результатам уровня усвоения знаний по предмету, можно определить цели объективной оценки знаний учащихся: контроль за качеством учебной деятельности выпускника и контроль за качеством обучающей деятельности учителя. В отношении ученика важным будет обнаружение пробелов в знаниях, развитие мотивации учения, и как результат - ликвидация пробелов в знаниях. В отношении учителя задачи объективного оценивания знаний учащихся: постановка «диагноза» знаниям, обнаружение недостатка преподавания, следствием чего является корректировка учебного процесса, предупреждение недостатков и ликвидация пробелов в знаниях учеников. При этом задачи обнаружения пробелов
54
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
Инновации в образовательных учреждениях
Рис.1. Система оценивания знаний обучающихся в идеологии педагогического прогнозирования
в знанияхи постановки«диагноза»знаниямвзаимос-вязаны.
Пзлучез»в1б резул«»атв1урсвни усвз(^ь^у^я'^б^«1во пр«д«етам основыВобз принятзз -прав-
ле«в«екззрвлензйпопв вышлязотачезтвпабыато-
ззтелей)успешж^с^ннвр^агогзчыакйгоп«оце»с« (обучения, образовательного процесса и т.д.). В настоящее «рез«е МБОУ°ОШ № /Бле углубзаон ымззучением отдельнео пщедметов разпаботанаезаф«амв мони-тозкнгара слздующей«о рее:
Объект мониторинга Содержание мониторинга Диагностические методики
Ученик Уровень развития индивидуальных особен-ностейучащихся: - память; - внимание; -мышление. Психолого-педагогический мониторинг. Автор Д. М. Матрос, П. И. Третьяков. Управление школой по результатам.- М., «Новаяшкола»,1997.
Уровень сформированности основных мотивов учебной деятельности Анкета «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам». П. И. Третьяков. Управление школой по результатам.- М., «Новая школа», 1997
Нормализация учебнойнагрузки Программа исследования нормализации учебной нагрузки. Нормализация учебной нагрузки школьников: Экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование / Под ред. М. В. Антро-повой,В. И. Козлова.-М.:Педагогика,1988..
вания, организации индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, устранению недостатков в работе учителя (рис.1).
Таким образом, необходима ориентация учебного процесса на достижение планируемых результатов, а также связь результатов ЕГЭ, характеризующих уровень подготовки учащихся, с факторами, характеризующими различные стороны учебного процесса (учебный план, программа обучения, УМК, педагогические технологии и методы обучения).
Новизна и практическая значимость проекта состоит в создании модели информационно-аналитического обеспечения функций управления успешностью образовательного процесса в школе, разработке механизма реализации технологической модели управления успешностью образования на основе гибкой динамичной системы отметки и прогнозирования иерархического «древа» конечных результатов (пока-
В программе определены объекты, содержание, диагностики и сроки мониторинга. Такой комплексный подход помогает получить целостное представление об образовательном процессе. Исследования по объектам «класс» и «обучающиеся» характеризуется самым большим и трудоемким объемом работы, но они дают большой материал для планирования.
Основным источником информации является карта достижений обучающихся. Классные руководители по окончании четверти, либо полугодия, заполняет карту «Анализ успеваемости по количественным показателям». Обработка данных ведется по схеме.
• определяются учебные предметы (для каждого свои);
• временной промежуток;
• вычисляется процент качества и средний балл класса и каждого ученика с целью определения уровня его успешности;
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
55
Инновации в образовательных учреждениях
• далее данные заносятся в таблицы Microsoft Excel и на основании данных строятся графики.
С этой картой идет работа на педсоветах, совещаниях. При необходимости при обсуждении успеваемости обучающихся рассматриваются результаты мониторинга педагога-психолога и учителя-предметника.
Работа педагогического коллектива в рамках нового проекта по созданию собственной системы педагогического прогнозирования конечных результатов успешности обучения учащихся в условиях МБОУ СОШ № 166 включает ряд этапов:
Первый этап - теоретическое исследование проблемы и обоснование принципов построения системы педагогического прогнозирования для повышения эффективности управления школой, изучение педагогического опыта, подготовка и начало опытно-экспериментальной работы, определение рабочих гипотез исследования, исследование возможностей существующих подходов к управлению на основе оценки динамики успеваемости обучающихся.
Второй этап - диагностические исследования по формированию оптимальных компонентов автоматизированной системы педагогического прогнозирования. Разработка организационно-управленческой технологии и формирование системы педагогического прогнозирования для целей управления школой.
Третий этап - проведение оценки эффективности управления школой с прогнозированием конечных результатов успешности обучения учащихся, анализ и систематизация экспериментальных данных, уточнение и корректировка теоретико-прикладных положений, определение основных результатов экспериментальной работы, оформление материалов исследования.
Следует отметить, что создание и внедрение в практику данной системы, так же как и реализация прогнозных моделей, тесно связано с прогрессом вычислительной техники. Концепция визуального интерфейса позволяет резко расширить возможности оперирования предлагаемой нами технологии управления. Так, графические управляющие элементы (конкретные модели) и обрабатываемая информация могут быть представлены на одном экране: на одну ось - «шпагу» могут быть «нанизаны» модели - фазовые портреты всех учеников школы от № 1 до № 1000), на другую - фазовые портреты по учебным предметам, учебным задачам и т.д. Визуально можно будет быстро и просто определить отклонения от эталонов и неблагоприятные прогнозы по конкретным ученикам, задачам, педагогам и т.д. и реально управлять, корректировать и оптимизировать образовательный процесс. Пример представления структуры качества обученности учащихся представлен на рис.2.
Структура качества обученности обучающихся 8 классов по предметам учебного плана (на модели фазового портрета)
Физическая культур
ОБ Ж
Технология
Искусство
Биология
Химия
Русский язык 100% Т
Литература
Иностранный язык
Матаматпка
Информатика
История
Обществознанпе
Физика
Г еографпя
-*— 1 четверть -■—2 четверть
Рис. 2. Структура качества обученности обучающихся 8 классов по предметам учебного плана на основе фазового портрета.
56
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
Инновации в образовательных учреждениях
Реализация предлагаемой технологической модели управления в школе позволит вести контроль успеваемости и компонентов успешности обучения каждого школьника на электронной карте-дискете, создавать базы данных на основе разработанных моделей, динамически соотносить полученные конечные результаты с базой знаний об обновляющихся учебных требованиями задачах, строить реальные прогнозы и перевести рутинную работу по внутришкольному контролю успеваемости в творческий процесс, что значительно усилит содержательную сторону управления качеством обучения. Для постоянного мониторинга и обобщения конечных результатов успешности обучения важна разработка электронных карт оценки результативности учебно-воспитательного процесса. Базы данных успеваемости учащихся позволят по соответствующим программным средствам оценивать и прогнозировать состояние всех компонентов этого процесса, реально индивидуализировать педагогический процесс, как по учителю, так и по школьнику. В зависимости от отметки и прогноза конечных результатов успешности УВП и качества обучения в школе будут динамично вноситься соответствующие управленческие коррективы, определяться тактика и стратегия развития учебного процесса. Реализация моделей отметки и прогноза успешности учебно-воспитательного процесса на цветном дисплее ПЭВМ позволит в цветовой гамме оперативно дифференцировать графические модель - эталоны и модель-опыт, показывать диапазоны и резервы управленческих воздействий. Можно будет определять коллективные и индивидуальные средства и программы обучения и реально проводить «машинный» контроль эффективности их применения. Администрация школы будет реально видеть результаты своих усилий и вклад каждого педагога в процесс управления качеством обучения.
Литература
1. Булынский Н. Н. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах: Дис. ... д.п.н. Челябинск, 1997.- С.114-115.
2. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фак-
тор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2010.-№ 8.- С.32-42.
3. Давыдова Н. Н. Создание внутренней системы оценки качества в современном общеобразовательном учреждении // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2009.-№ 6 (63) Т. 2.- С.13-26.
4. Давыдова Н. Н. Разработка системы менеджмента качества // Народное образование.- 2011.- № 9.- С.102-110.
5. Давыдова Н. Н., Усова О. Н. Разработка процессной модели управления качеством образования современной общеобразовательной школы // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 4.- С.21-26.
6. Исаев В. А. О концептуальной модели системы анализа качества информационно-образовательной среды (ИОС) системы открытого образования // Материалы X Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Кн. 1.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.- С.173-183.
7. Крахмалев А. Л. Качество образования как актуальная проблема управления. Омск, 2001.- С.15-16.
8. Панасюк В. П., Головичер Г. В. Опыт и лучшие практики построения и применения региональных, муниципальных и внутришкольных систем оценки качества образования. Салехард-Москва: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2009.
9. Сазонов Б. А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний: особенности российской практики // Образование и наука.- 2012.- № 9.- С.15-22.
10. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 4.
11. Субетто А. И. Технологии сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования. СПб, 2000.
12. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М.: «Новая школа», 1997.
13. Хеннер Е. К., Ознобихина Т. С. Оценка прочности знаний на основе сопоставления результатов различных видов тестирования // Образование и наука.- 2012.- № 1.
14. Шишов С.Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2008.- № 5 (53). С.33-44.
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
57