DOI 10.26731/1813-9108.2020.1(65). 112-119 УДК 656.025.4
Разработка системы организации грузоперевозок для предприятий железнодорожного транспорта
С. В. Иванова, Е. Д. Молчанова®
Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация И sofya-ivanova-1988@mail.ru
Резюме
В работе железнодорожных предприятий, связанных с грузоперевозками, должны всегда присутствовать оценочные показатели качества деятельности. Структура показателей в настоящее время направлена на оценку качества после предоставления услуги, оценку потребителя, который уже воспользовался ею. При этом исправление допущенных несоответствий в перевозочном процессе в принципе невозможно. В связи с чем проведен анализ существующей системы оценки деятельности предприятий по параметрам качества и предложены критерии оценки, предусматривающие превентивные мероприятия при предоставлении услуг. Обозначено направление дальнейшего развития систем управления взаимоотношениями с потребителями в сторону оценки удовлетворенности потенциальных потребителей. В статье также приведены результаты анализа работы по взаимодействию грузоотправителей и организаций-перевозчиков. Рынок услуг устроен таким образом, что те компании, которые ведут работу по привлечению клиентов, имеют стабильное увеличение их количества, остальные при этом теряют клиентов. Вот почему расширение клиентской базы и улучшение качества обслуживания являются важными задачами развития любого бизнеса. В результате спроектирован и представлен алгоритм по работе с потенциальными грузоотправителями, который предусматривает формирование базы данных по региону среди грузоотправителей, анализ траекторий передвижения грузов и определение требуемых параметров к перевозочному процессу железнодорожным транспортом. На основании проведенных исследований и представленных результатов сформирован проект стандарта организации по предложенной проектной модели, которую можно применять на любых предпри-ятиях-грузоперевозчиках в сфере железнодорожного транспорта.
Ключевые слова
железнодорожный транспорт, грузовые перевозки, клиентоориентированность, конкурентоспособность, потенциальный клиент, оценка удовлетворенности потребителей
Для цитирования
Иванова С. В. Разработка системы организации грузоперевозок для предприятий железнодорожного транспорта / С. В. Иванова, Е. Д. Молчанова // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2020. - Т. 65 № 1. -С. 112-119. - DOI: 10.26731/1813-9108.2020.1 (65). 112-119
Информация о статье
поступила в редакцию: 05.09.2019, поступила после рецензирования: 14.12.2019, принята к публикации: 10.01.2020
Development of a cargo transportation organization system for enterprises of railway transport
S. V. Ivanova, E. D. MolchanovaH
Irkutsk State Transport University, Irkutsk, the Russian Federation H sofya-ivanova-1988@mail.ru
Abstract
The estimated indicators of the quality of activity should always be present in the work of railway enterprises related to cargo transportation. The structure of the indicators is currently aimed at assessing the quality after the service is provided, and as a result, the assessment of the consumer who has already used it. With that, correcting the identified inconsistencies cannot technically be corrected in the transportation process. In this connection, the existing system of assessing the activities of enterprises in terms of quality parameters has been analyzed, and evaluation criteria have been proposed that provide for preventive measures when providing services. The direction of further development of the customer relationship management system is outlined towards the assessment of the potential customer satisfaction. The article also presents the results of the analysis of work on the interaction of cargo shippers and carrier organizations. Since the market of transport services is arranged so that those companies who are working to attract customers have their steady increase, and therefore, the rest of them lose customers. That is why expanding the customer base and improving the quality of service are important tasks for any business development. As a result, an algorithm for working with potential cargo shippers was designed and presented. It provides for the formation of a database on the region among cargo shippers, analysis of the movement trajectories of goods and determination of the required parameters for the railway transportation process. On the basis of the conducted
research and the presented results, a draft standard of the organization was formed according to the proposed project model, which can be applied at any freight forwarders in the field of railway transport.
Keywords
customer focus, cargo transportation, railway transport, competitiveness, potential customer, customer satisfaction assessment
For citation
Ivanova S. V., Molchanova E. D. Razrabotka sistemy organizatsii gruzoperevozok dlya predpriyatiy zheleznodorozhnogo transporta [Development of a cargo transportation organization system for enterprises of railway transport]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern Technologies. System Analysis. Modeling], 2020, Vol. 65, No. 1, pp. 112-119. 10.26731/1813-9108.2020.1(65).112-119
Article info
Received: 05.09.2019, Revised: 14.12.2019, Accepted: 10.01.2020
Введение
В условиях жесткой конкуренции на рынке транспортных услуг наблюдается значительное усиление роли потребителей, в связи с чем возникает необходимость формирования стратегии управления взаимоотношениями с ними.
Сегодня все транспортные компании, в том числе и ОАО «РЖД», стремятся быть клиентоориентиро-ванными, и это не просто слова, а текущий тренд и приоритет развития на ближайшие годы.
В части грузовых перевозок это выражается в привлечении на железную дорогу дополнительных грузов с других видов транспорта [1, 2].
Общие положения
Основными свойствами транспортных услуг, которые способны удовлетворять потребности клиента, являются скорость, точность, ритмичность, безопасность и доступность перевозки грузов.
Определение и улучшение этих свойств в процессе предоставления услуги - одна из
немаловажных задач, стоящих перед транспортными компаниями, желающими повысить качество оказываемых услуг, поддержать спрос на них.
Одним из основополагающих принципов теории управления качеством, нашедшим отражение в стандартах ИСО серии 9 000, является принцип ориентации на потребителя.
Для того чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания необходимо выявить требования потребителей и степень их удовлетворенности [3].
Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять требования и стремиться превзойти их ожидания.
Для оценки перевозочного процесса существует стандарт ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества», который включает наиболее важные требования, предъявляемые потребителями к услугам всех видом транспорта (рис. 1) [4].
В рамках ОАО «РЖД» как общесетевого
Рис. 1. Номенклатура показателей качества транспортных услуг в сфере грузоперевозок Fig. 1. The list of indicators of the quality of transport services in the field of cargo transportation
перевозчика грузов со стороны потребителей услуг железнодорожного транспорта разработаны свои критерии оценки клиентоориентированности (рис. 2) [2].
Постановка задачи исследования
Стоит признать, что рынок услуг устроен таким образом, что компании, которые ведут активную работу по привлечению клиентов, видят стабильное увеличение их числа, остальные теряют клиентов. Вот почему расширение клиентской базы и улучшение обслуживания клиентов являются важными целями развития любого бизнеса.
Таким образом, в существующий перечень пока-
характеризующие работу с клиентами, назовем данную группу «Клиентские показатели» (рис. 3) [5].
Грамотно выстроенные отношения, основанные на индивидуальном подходе к каждому клиенту, позволяют привлекать новых клиентов и удерживать старых.
Исходя из этого, оценка удовлетворенности потребителя стала обязательной частью системы управления взаимоотношениями с потребителями. Удовлетворенность потребителей можно отнести к показателям результативности системы менеджмента качества (СМК).
Оценка удовлетворенности потребителей - плановая и регулярная комплексная процедура, направленная на решение основной задачи организации работ по
зателей актуальным будет включить показатели, обеспечению и повышению качества предоставляемых
Показатели качества услуг Показатели надежности Финансовые показатели Показатели доступности и гибкости
Качество предоставляемой услуги (стандарты качества) Соблюдение нормативных (договорных) сроков доставки отправки Издержки клиента, связанные с транспортным обслужив аки ем Доступность услугг 1фосто-та процедур заказа услуги
Широкие сервисные возможности на стадиях подготовки и оказания услуги Своевременность приема отправки к перевозке Величина тарифа и сборов за оказание услуг Удаленность центров обслуживания от потребителей
Сроки рассмотрения и согласования заказов Сохранность перевозимых грузов Финансовая стабильность перевозчика Наличие портфеля дополнительных услуг
контроль качества услуг поставщиков (стандарты качества) Наличие резервов провозных способностей Финансов ач стабильность поставщиков Готовность к согласованию особых условий перевозки
Квалификация обслуживающего персонала. культура обслуживания Высокий уровень соблюдения расписаний графика движения Гибкость ценообразования Готовность к переадресов ке отправки в пути следования
Полнота оказания услуги Высокий уровень соблюдения графиков подачи и уборки вагонов с путей необщего пользования Наличие системы бонусов для привлечения и удержа-кия клиентов Наличие информационных систем обеспечения удаленного доступа и электронного оформления
Рис. 2. Критерии оценки показателей клиентоориентированности холдинга «РЖД» в области грузовых перевозок Fig. 2. Criteria for assessing customer focus indicators for Russian Railways Holding in the field of freight transportation
оформления
Рис. 3. Номенклатура групп показателей качества транспортных услуг в сфере грузоперевозок
на железнодорожном транспорте Fig. 3. The list of group indicators of the quality of transport services in the field of railway cargo transportation
продукции и услуг [6, 7], чем выше уровень удовлетворенности потребителей качеством услуг, тем выше вероятность их повторного обращения в будущем.
Оценка показателя «Привлеченный клиент» необходима для решения следующих задач:
- организация мероприятий, направленных на повторное обращение клиента за транспортной услугой;
- увеличение возможностей компании по обслуживанию клиента с позиций качества и состава услуг;
- поиск и нахождение возможностей для новых предложений, расширения портфеля услуг.
Оценка показателя «Коэффициент текучести клиентов» направлена на измерение и минимизацию текучести клиентов, поскольку клиенты весьма уязвимы перед конкурентами, предлагающими «слегка» лучший продукт или услугу. Разработка и реализация мероприятий, которые нацелены на привлечение или удерживание клиентов, могут оказать существенное влияние на чистую прибыль организации.
Показатель «Вовлеченность клиентов» оценивается с целью изучения взаимоотношений клиента и организации через опыт их взаимодействия.
Показатель «Претензии клиентов» необходимо оценивать для разработки мероприятий, направленных на устранение причины претензии.
Существует много способов сбора информации и анализа жалоб клиентов. Опросы по удовлетворенности клиентов используются для определения уровня неудовлетворенности и должны показывать, почему клиенты недовольны (при условии, что у них есть жалобы).
Взаимодействие компании только с уже сформировавшейся группой постоянных клиентов может привести к застою в развитии. В то же время компания должна быть готова к увеличению потребительского спроса после реализации мер по поиску новых клиентов.
В связи с этим необходимо особое внимание уделить показателю «Потенциальный клиент». Его оценка нужна для прогнозирования рынка:
недостаточная база потенциальных продаж может привести к снижению финансового результата компании, а слишком большая - вызовет снижение качества обслуживания и, как результат, уход клиентов на другие виды транспорта.
Алгоритм работы с потенциальными клиентами включает:
1. Анализ и сегментация транспортного рынка. Анализ сегментов рынка железнодорожных перевозок позволяет определить потенциальные ниши для маркетинга и продвижения услуг.
На данном этапе важными показателями для разработки эффективной стратегии сегментации транспортного рынка будет географическое положение объекта исследования, промышленная отрасль, вид выпускаемой продукции. Также выявляются актуальные потребности клиентов в транспортном обслуживании (род груза, объем, периодичность и дальность перевозки груза).
Одновременно анализируется конкурентная среда, проводится сопоставление собственных возможностей с конкурентными видами транспорта.
2. На следующем этапе формируется база потенциальных потребителей. В настоящее время существуют определенные информационные системы, позволяющие формировать базу потенциальных клиентов в регионе, отрасли и даже с учетом объемов перевозок через границы России.
В конкретном случае с грузовыми перевозками на железной дороге все данные как о постоянных, так и потенциальных клиентах и их заявках на сотрудничество хранятся в ресурсах ОАО «РЖД». Это такие базы данных, как «ЭТРАН», «АСУ ЦДРВ» в формах ГУ-12.
3. Разработка актуального пакета услуг для каждой группы клиентов - следующий важный этап обращения на себя клиентов. Во внимание берется промышленная отрасль (пищевая, строительная, нефтяная и др.) и ключевые потребности групп клиентов (рис. 4).
Клиент Потребности в качестве транспортного обслуживания
Крупные объемы Средние объемы Разовые/ контейнерные отправки
Контейнерный оператор и экспедитор Ритмичность. технологичность, отправка «от станции Знание специфики, индивидуальный подход, надежность и безопасность Надежность и безопасность, доступность и оперативность, круглосуточный доступ к услуге
Дорожно-строительная компания чения»
Логистическая компания, работающая на инфраструктурных проектах Индивидуальный подход, доставка «от двери до двери», технологичность Доставка «от двери до двери», «точно в срок» Надежность и безопасность, оперативность и доступность
Компания нефтяной, газовой или металлургической отрасли Ритмичность. технологичность. доставка «от стакшш отправления до станции назначения:-) - -
Ршейлер Знание специфики, индивидуальный подход. «Точно в срок», надежность и безопасность Знание специфики, индивидуальный подход, «от двери до двери», «точно в срок» -
Разовый клиент - - Надежность и безопасность. доступность и оперативность, круглосуточный доступ к услуге
Рис. 4. Примеры ключевых потребностей групп клиентов Fig. 4. Examples of key needs of customer groups
4. На следующем этапе с учетом интересов потенциальных клиентов необходимо создать индивидуальное предложение о сотрудничестве.
Форма предложенного взаимодействия заключается в принятии участия железнодорожных компаний-грузоперевозчиков в организациях, производящих продукцию и относящихся к грузоотправителям. Вступление в сотрудничество с такими организациями региона в качестве логиста представителя железнодорожной компании дает организации-производителю
возможность получить от перевозчика максимально выгодные предложения по перевозке грузов.
Логист выступает как интегратор целей двух компаний - грузоотправителя и грузоперевозчика, а возможно и трех (грузополучателя). Логист-интегратор формирует предварительные расчеты по организации доставки и собственно доставке грузов, обеспечивая при этом взаимосвязь с перевозчиками и предварительные экономические обоснования доставки грузов. Проекты экономических обоснований по доставке грузов и возможность
Рис. 5. Алгоритм работы с потенциальными клиентами в сфере грузоперевозочного процесса Fig. 5. The algorithm of work with potential customers in the field of cargo transportation process
доставки грузов в соответствии с требованиями заинтересованных сторон обсуждаются, корректируются (в случае необходимости) и переходят на стадию заключения договоров.
Окупаемость внедрения логиста-интегратора займет некоторое время и зависит от успешности предложений и согласованности действий представителя компании-перевозчика.
5. Следующим шагом после получения от потенциального клиента положительного ответа и согласия на условия компании-перевозчика будет подготовка необходимого пакета документов для заключения договора о сотрудничестве.
В случае согласования документов следует заключение договора.
Если же потенциальный клиент выражает неудовлетворённость предложенными условиями, важно внести корректировки в документы, которые будут отвечать запросам потенциального потребителя [8, 9].
Далее представлен алгоритм работы с потенциальными клиентами (рис. 5).
Другой способ поиска потенциальных клиентов -поиск клиентов через информацию из регистрационных палат об образовании новых фирм, регистраций слияний, образований холдингов.
Регистрационные палаты имеют значительную информационную базу о новых предприятиях, о перерегистрации старых, слияниях и других формах регистрации. Доступ к данной информации позволит расширить круг потенциальных клиентов. Учитывая интересы потенциальных клиентов, необходимо разработать актуальное предложение о сотрудничестве и отправить его в виде письма на электронную почту или по факсу, либо совершить «холодный звонок».
Также актуальным способом по привлечению клиентов будет проведение клиентских дней.
Клиентский день - это мероприятие, которое призвано ближе познакомить потребителей с вашей работой. Мероприятие проходит на территории компании-организатора, это позволяет увидеть работу изнутри, получить информацию из первых уст об уникальных предложениях компании, о новинках, которые будут носить индивидуальный характер и смогут удовлетворить запросы клиента. Клиент, получивший подробную информацию о компании и предоставляемых условиях, самостоятельно выйдет на связь с предложением о сотрудничестве.
Важно держать обратную связь с заинтересовавшимся клиентом, обсудить все условия взаимодействия, внести возможные корректировки с
учетом особенностей клиента и подписать договор о сотрудничестве.
При возникновении проблем с удовлетворенностью потребителей организации, как правило, разрабатывают свои методики ее измерения. Несовершенство методики измерения может привести к неадекватным выводам по ситуации, а ведь результаты оценки должны быть началом кропотливой работы над улучшением всех аспектов деятельности предприятия, прежде всего тех, по которым клиенты выразили недовольство [10, 11].
Повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта может включать следующие шаги:
- оперативное принятие решения по гибкой маршрутизации грузопотоков, ускорению доставки грузов по железной дороге, повышению надежности сохранности груза в пути следования;
- увеличение скорости согласования заявок на перевозку грузов, минимизация логистического контроля в местах, где нет лимитирующих участков инфраструктуры, сокращение перечня документов, необходимых для заключения договора оказания услуг, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом;
- оперативное принятие решения по изменению тарифа по конкурирующим видам грузов и направлениям перевозок с учетом сезонности, по изменению тарифных условий, если речь идет об открытии новых предприятий, которые создают для РЖД дополнительную грузовую базу и высокодоходные для перевозки грузы [12, 13].
Заключение
Оценка удовлетворенности клиентов является главным элементом системы управления качеством. Она не только позволяет контролировать качество обслуживания, но также обеспечивает основу для анализа и принятия управленческих решений и обратную связь, необходимую для любой устойчивой и способной к развитию системы [14, 15].
Однако в области исследования проблем управления качеством в сфере перевозочных процессов остается не решенной задача разработки целостной, единой методологии привлечения потенциальных клиентов, охватывающей все аспекты - начиная с оценки реакции потребителя с помощью анкетирования и кончая налаживанием системы статистического учета и анализа параметров оценки.
Список литературы
1. Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г.
2. Политика клиентоориентированности холдинга «РЖД» в области грузовых перевозок. - Утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 26.07.2016 г. № 1489р - URL: http://docs.cntd.ru/document/456025278 (дата обращения: 11.04.2019).
3. ГОСТ Р ИСО 9001 -2015 Система менеджмента качества. Требования
4. ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества»
5. Марр Б. Ключевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер / Б. Марр ; пер. с англ. А.В. Шаврина. - 4-е изд. - М. : Лаборатория знаний, 2019. - 340 с.
6. Зайцев С.А., Парфеньева И.Е., Вячеславова О.Ф., Блинкова Е.С., Ларцева Т.А. Управление качеством: учеб. - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2016.
7. Пястолов В.Г. Клиентоориентированность - не просто лозунг // Железнодорожный транспорт. 2016. № 11. С. 4-6.
8. Аветикян М.А., Шапкин И.Н., Вермишова П.И. Методологические основы развития деятельности в области маркетинга и продвижения услуг железнодорожного транспорта: учеб. пособ. - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 134 с.
9. Хахулин И.В. Новые виды услуг - в практику транспортного обслуживания грузовладельцев // Ж.д. транспорт. 2016. № 10. С. 4-8.
10. Мухина И.И. Клиентоориентированность логистики на железнодорожном транспорте / И.И. Мухина, А.В. Резер, А.В. Смирнова // Транспортное дело России. - 2014. - С. 7-10.
11. Ефимова О.В., Мурев Д.И. Обоснование эффективности системы взаимоотношений с клиентами/ Мир транспорта 2016. № 1 (62). С. 90-98.
12. Хурцилава Е.И., Демина Н.В. Повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта за счет применения подходов клиентоориентированности // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2016. Т. 1. С. 207-210.
13. Предводителева М.Д., Балаева О.Н. Подходы к управлению качеством услуг: фокус на потребителе // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 2 (март - апрель).
14. Молчанова Е.Д., Иванова С.В. Нормативное обеспечение методов оценки перевозочного процесса железнодорожным транспортом // Материалы Восьмой международной научно-практической конференции «Транспортная инфраструктура сибирского региона», 2017, Т. 1, С. 83-87.
15. Молчанова Е.Д., Иванова С.В. Анализ существующих методик оценки клиентоориентированности грузовых перевозок на железнодорожном транспорте // Материалы международной научно-практической конференции «Транссиб: на острие реформ», 2016. Т. 1. С. 4-46.
References
1. Strategiya razvitiya zheleznodorozhnogo transporta RF do 2030 g [The development strategy of the Russian Federation railway transport until 2030].
2. Politika klientoorientirovannosti kholdinga «RZhD» v oblasti gruzovykh perevozok. - Utv. Rasporyazheniem OAO «RZhD» ot 26.07.2016 g. No. 1489r [The policy of customer focus of the Russian Railways holding in the field of freight transportation. Approved by the order of Russian Railways dated July 26, 2016 No. 1489r]. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/456025278 (access date: 11.04.2019).
3. GOST R ISO 9001-2015 Sistema menedzhmenta kachestva. Trebovaniya [(ISO 9001:2015 "Quality management systems - Requirements"].
4. GOST R 51005-96 «Uslugi transportnye. Gruzovye perevozki. Nomenklatura pokazatelei kachestva» [GOST R 51005-96. "Transport services. Freight traffic. Quality index nomenclature"].
5. Marr B. The 75 KPIs Every Manager Should Know About. Publisher: FT Press; 1st ed., 347 p. [Russ. Ed.: Marr B. Klyuchevye pokazateli effektivnosti. 75 pokazatelei, kotorye dolzhen znat' kazhdyi menedzher; Transl. from English by A.V. Shavrin, 4th ed. Moscow: Laboratoriya znanii Publ., 2019, 340 p.].
6. Zaitsev S.A., Parfen'eva I.E., Vyacheslavova O.F., Blinkova E.S., Lartseva T.A. Upravlenie kachestvom: ucheb. [Quality management: a textbook]. Novosibirsk: ANS «SibAK» Publ., 2016.
7. Pyastolov V.G. Klientoorientirovannost' - ne prosto lozung [Customer focus is not just a slogan]. Zheleznodorozhnyi transport [Railway transport], 2016, No. 11, pp. 4-6.
8. Avetikyan M.A., Shapkin I.N., Vermishova P.I. Metodologicheskie osnovy razvitiya deyatel'nosti v oblasti marketinga i prodvizheniya uslug zheleznodorozhnogo transporta: ucheb. posob. [Methodological basis for the development of activities in the field of marketing and promotion of railway transport services: a textbook]. Moscow: RUT (MIIT) Publ., 2017, 134 p.
9. Khakhulin I.V. Novye vidy uslug - v praktiku transportnogo obsluzhivaniya gruzovladel'tsev [Introducing new types of services into the practice of transport services for cargo owners]. Zh.d. transport [Railway Transport], 2016, No. 10, pp. 4-8.
10. Mukhina I.I., Rezer A.V., Smirnova A.V. Klientoorientirovannost' logistiki na zheleznodorozhnom transports [Customer focus in the railway transport logistics]. Transportnoe delo Rossii [Transportation industry in Russia], 2014, pp. 7-10.
11. Efimova O.V., Murev D.I. Obosnovanie effektivnosti sistemy vzaimootnoshenii s klientami [Justification of the effectiveness of the customer relationship system]. Mir transporta [World of Transport], 2016, No. 1 (62), pp. 90-98.
12. Khurtsilava E.I., Demina N.V. Povyshenie konkurentosposobnosti zheleznodorozhnogo transporta za schet primeneniya podkhodov klientoorientirovannosti [Improving the competitiveness of rail transport through the application of customer focus approaches]. Nauchno-tekhnicheskoe i ekonomicheskoe sotrudnichestvo stran ATR v XXI veke [Scientific, Technical and Economic Cooperation of the Asia-Pacific Countries in the 21st Century], 2016, Vol. 1, pp. 207-210.
13. Predvoditeleva M.D., Balaeva O.N. Podkhody k upravleniyu kachestvom uslug: fokus na potrebitele [Approaches to service quality management: focus on the consumer]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad], 2005, No. 2 (March - April).
14. Molchanova E.D., Ivanova S.V. Normativnoe obespechenie metodov otsenki perevozochnogo protsessa zheleznodorozhnym transportom [Regulatory support of methods for assessing the transportation process by rail]. Materialy Vos'moi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Transportnaya infrastruktura sibirskogo regiona» [Materials of the Eighth International Scientific and Practical Conference "Transport Infrastructure of the Siberian Region"], 2017, Vol. 1, pp. 83-87.
15. Molchanova E.D., Ivanova S.V. Analiz sushchestvuyushchikh metodik otsenki klientoorientirovannosti gruzovykh perevozok na zheleznodorozhnom transporte [Analysis of existing methods of assessing the customer focus of freight transportation in rail transport]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Transsib: na ostrie reform» [Materials of the international scientific-practical conference "Transsiberian: at the forefront of reforms"], 2016, Vol. 1, pp. 4-46.
Информация об авторах
Иванова Софья Владимировна - аспирант, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, email: sofya-ivanova-1988@mail.ru
Молчанова Елена Дмитриевна - к. т. н., доцент, заведующий кафедрой «Управление качеством и инженерная графика», Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, e-mail: mailto:mlchnv@irgups.ru
DOI 10.26731/1813-9108.2020.1(65). 119-128
Information about the authors
Sofya V. Ivanova - Postgraduate Student, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, e-mail: sofya-ivanova-1988@mail.ru
Elena D. Molchanova - Ph.D., assistant professor, head of the department, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, e-mail: mailto: mlchnv@irgups.ru
УДК 62-567.5:536.7
Резервное электроснабжение объектов железнодорожного транспорта на базе технологий интеллемуальных сетей
В. П. Закарюкин А. В. Крюков 23, И. А. Любченко 2
1 ООО «Smart grid», г. Иркутск, Российская Федерация
2Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация 3Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация И zakar49@mail.ru
Резюме
На железнодорожном транспорте есть объекты, определяющие эффективность и безопасность перевозочного процесса. Их относят к потребителям электроэнергии, требующим реализации системы электроснабжения повышенной надежности от трех источников питания. В современных условиях число таких потребителей растет. В качестве третьего источника, как правило, используются дизельные электростанции, эксплуатация которых требует расхода дорогого энергоресурса. В статье предложен альтернативный способ организации гарантированного электроснабжения таких объектов от контактной сети 25 кВ с применением технологий интеллектуальных сетей («Smart grid»). При этом в состав систем электроснабжения входят следующие устройства: преобразователь числа фаз по обращенной схеме Штейнмеца, служащий для получения симметричной трехфазной системы напряжений; активный кондиционер гармоник, позволяющий снижать гармонические искажения, создаваемые электровозами; управляемый источник реактивной мощности с пределами ее регулирования -10.. .+10 Мвар, поддерживающий требуемый уровень напряжения в точке подключения питающей потребитель линии. Компьютерные исследования проведены с помощью программного комплекса «Fazonord», предназначенного для моделирования режимов электроэнергетических систем и систем электроснабжения железных дорог в фазных координатах. Расчетная модель реализована для систем электроснабжения двухпутного участка железной дороги с шестью тяговыми подстанциями. Полученные результаты позволили сделать определенные выводы. Во-первых, надежное и качественное электроснабжение может быть реализовано только на основе комплексного использования активных элементов, таких как преобразователь числа фаз, активный кондиционер гармоник и источник реактивной мощности. При отсутствии источника реактивной мощности наблюдаются существенные колебания напряжений на выходе преобразователя, а также заметная несимметрия, почти достигающая предела нормально допустимых значений. Суммарный коэффициент гармоник напряжений при отсутствии активного фильтра превышает 20 %, а форма кривой напряжения существенно отклоняется от синусоиды. Во-вторых, при наличии всего комплекса устройств достигается высокое качество электроэнергии на подстанции потребителя. В-третьих, моделирование показывает невысокую чувствительность рассматриваемой схемы преобразователя к погрешностям регулирования параметров. В-четвертых, имеющиеся отклонения напряжений, связанные с ограниченными пределами реактивной мощности (-10...+10 Мвар), носят кратковременный характер и не превышают 5 % от номинального значения. В-пятых, моделирование показывает, что передача электроэнергии по однопровод-ной линии возможна на значительное расстояние, достигающее 25 км.
Ключевые слова
электроснабжение нетяговых потребителей, преобразователь Штейнмеца, управляемые источники реактивной мощности, активные кондиционеры гармоник
Для цитирования
Закарюкин В. П. Резервное электроснабжение объектов железнодорожного транспорта на базе технологий интеллектуальных сетей / В. П. Закарюкин, А. В. Крюков, И. А. Любченко // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2020. - Т. 65 № 1. - С. 119-128. - DOI: 10.26731/1813-9108.2020.1(65).119-128