Gomel'skogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. P.O. Sukhogo [The bulletin of Sukhoi Gomel State Technical University], 2017, No. 2 (69), pp. 95-105.
16. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V., Cherepanov A.V. Intellektual'nye tekhnologii upravleniya kachestvom elektroenergii [Intelligent energy quality management technology]. Irkutsk: IrGTU Publ., 2015, 218 p.
17. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V. Modelirovanie sistem elektrosnabzheniya s trekhfazno-odnofaznymi preobrazovatelyami [Modeling of power supply systems with three-phase-single-phase converters]. Vestnik IrGTU [Proceedings of Irkutsk State Technical University], Vol. 22, No. 5, 2018, pp. 122-133.
18. Ermolenko A.V., Ermolenko D.V. Perspektivy primeneniya sovremennykh ustroistv aktivnoi fil'tratsii dlya normalizatsii kachestva elektricheskoi energii v sisteme elektricheskoi tyagi peremennogo toka [Prospects for the use of modern active filtering devices to normalize the quality of electric energy in the AC electric traction system]. Vestnik VNIIZhT [The Vestnik of the Railway Research Institute], No. 5, 2009, pp. 7-12.
19. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V. Slozhnonesimmetrichnye rezhimy elektricheskikh sistem [Complex asymmetric modes of electrical systems]. Irkutsk: Irkut. Un-ty Publ., 2005, 273 p.
20. Zakaryukin V. P., Kryukov A. V. Multifunctional Mathematical Models of Railway Electric System. Innovation & Sus-tainability of Modem Railway-Proceedings of ISMR'2008. Beijing China Railway Publishing House, 2008, pp. 504-508.
Информация об авторах
Закарюкин Василий Пантелеймонович - д. т. н., доцент, консультант ООО «Smart grid», г. Иркутск, e-mail: [email protected]
Крюков Андрей Васильевич - д. т. н., профессор, кафедра «Электроэнергетика транспорта», Иркутский
государственный университет путей сообщения; Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, e-mail: [email protected] Любченко Ирина Алексеевна - аспирант, Иркутский государственный университет путей сообщения, e-mail: [email protected]
DOI 10.26731/1813-9108.2020.1(65). 128-136
Information about the authors
Vasilii P. Zakaryukin - Doctor of Engineering Science, Professor, consultant of Smart Grid OOO, Irkutsk, e-mail: zakar49 @ mail.ru
Andrei V. Kryukov - Doctor of Engineering Science, Prof., the Subdepartment of кафедра, Irkutsk State Transport University, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, email: [email protected]
Irina A Lyubchenko - Ph.D. student, the Subdepartment of кафедра, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, e-mail: [email protected]
УДК 338.47
Моделирование оценки качества организации транспортного обслуживания населения
Т. А. БулоховаН
Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация Н [email protected]
Резюме
В Стратегической программе развития железнодорожного транспорта до 2030 г. сделан акцент на развитие клиентоори-ентированного подхода как одного из условий конкурентоспособности. Клиентоориентированность является одним из элементов антикризисного управления транспортными системами, она дает дополнительные возможности особенно при снижении объемов перевозок, когда необходимо бороться за привлечение клиентов. Клиентоориентированный подход тесно связан с качеством организации транспортного обслуживания клиентов (пассажиров). Реализация данного принципа возможна только при условии отлаженных каналов обратной связи, по которым от пассажира поступает объективная и актуальная оценка качества услуг. С этой целью сектором клиентских услуг и маркетинговой группой Федеральной пассажирской компании с определенной периодичностью проводится анализ качества обслуживания пассажиров. Проведенная автором оценка качества организации транспортного обслуживания пассажиров выявила определенный ряд проблем в этой области. Так, при маркетинговых исследованиях оценка осуществляется по шести критериям, а работниками сектора клиентских услуг по четырем, чем нарушается сопоставимость данных, кроме того, не совпадают периоды проводимой оценки. Для устранения выявленных недостатков автор предлагает использовать методику оценки качества организации транспортного обслуживания пассажиров, выполняемую с помощью корреляционного анализа парной зависимости показателей маркетинговых исследований, с учетом параметров клиентских услуг. Использование корреляционного анализа позволит определить степень зависимости между оцениваемыми показателями с целью дальнейшего их отбора и установления единого перечня критериев для проведения совместного анализа качества транспортного обслуживания.
Ключевые слова
транспортное обслуживание, клиентоориентированность, качество услуг, показатели качества обслуживании, транспортные системы, корреляционный анализ, GAP-анализ
Для цитирования
Булохова Т. А. Моделирование оценки качества организации транспортного обслуживания населения // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2020. - Т. 65 № 1. - С. 128-136. - DOI: 10.26731/1813-9108.2020.1(65).128-136
Информация о статье
поступила в редакцию: 09.01.2020, поступила после рецензирования: 24.01.2020, принята к публикации: 05.02.2020
The modeling of quality assessment of the public transport service organization
T. A. BulokhovaH
Irkutsk State Transport University, Irkutsk, the Russian Federation H [email protected]
Abstract
The Strategic Program for Development of Railway Transport up to 2030 emphasizes the development of a customer-centric approach as one of the conditions for competitiveness of the Company. Customer focus is one of the elements of anti-crisis management of transport systems, it gives additional opportunities especially when the volume of transportation is reduced, when it is necessary to fight for clients. The customer-centric approach is closely related to the quality of the organization of transport services for customers (passengers). This principle can be implemented only under the condition of well-tuned feedback channels, by means of which objective and up-to-date assessment of service quality is received from the passenger. To this end, the client service sector and the marketing group of the Federal Passenger Company carry out an analysis of the quality of passenger service with a certain frequency. The author's assessment of the quality of passenger transport services revealed a number of problems in this area. Thus, in marketing studies, the evaluation is carried out according to six criteria, and employees of the client service sector are evaluated according to four, which violates data comparability, and the periods of the evaluation are not the same. In order to eliminate the identified shortcomings, the author proposes a methodology for assessing the quality of the organization of transport services for passengers, carried out using a correlation analysis of the pair dependence of marketing research indicators and the performance of client service parameters. The use of correlation analysis will allow one to determine the degree of dependence between the evaluated indicators in order to further select them and establish a single list of criteria for joint analysis of the quality of transport services.
Keywords
transport services, customer focus, service quality, service quality indicators, transport systems, correlation analysis, GAP analysis
For citation
Bulokhova T. A. Modelirovaniye otsenki kachestva organizatsii transportnogo obsluzhivaniya naseleniya [The modeling of quality assessment of the public transport service organization]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern Technologies. System Analysis. Modeling], 2020, Vol. 65, No. 1, pp. 128-136. 10.26731/1813-9108.2020.1(65).128-136
Article info
Received: 09.01.2020, Revised: 24.01.2020, Accepted: 05.02.2020
Введение систем, в том числе за счет улучшения качества транс-
С 2010 по 2018 годы количество перевезенных пас- портного обслуживания населения [7]. сажиров в дальнем следовании сократилось на 4,3 %,
пассажирооборот за рассматриваемый период сокра- Организация и проблемы оценки качества
тился на 13,3 %. Одна из причин сокращения объема пе- обслуживания пассажиров
ревозок пассажиров и пассажирооборота в дальнем сле- Организация транспортного обслуживания насе-
довании связана с развитием конкуренции с другими ления - это система организационных мер и управ-
видами транспорта. Так, для сравнения, за этот же пе- ленческих действий, целью которых выступает удо-
риод пассажирооборот на воздушном транспорте, влетворение потребности в транспортной перевозке
включая международное сообщение, увеличился прак- населения определенной территории [8]. тически в два раза: со 147,1 до 286,3 млрд пасс-км [1, 2]. К числу основных параметров эффективной си-
Инновационное развитие железнодорожного стемы транспортного обслуживания относится пока-
транспорта предполагает не только увеличение объе- затель качества транспортного обслуживания. мов перевозок грузов и пассажиров, но и повышение Под качеством транспортного обслуживания по-
качества предоставления услуг, обеспечивающее вы- нимается способность транспортной системы удо-
сокий уровень конкурентоспособности отрасли [3-6]. влетворить потребность в совершении поездки, а
В связи с этим в отрасли остро встает проблема по- также связанные с ней потребности, при обязатель-
вышения конкурентоспособности транспортных ном выполнении следующих условий:
- транспортная доступность - каждый, кто желает совершить поездку может сделать это;
- удовлетворенность потребителей - потребители позитивно воспринимают услуги транспортной системы; их удовлетворяет уровень комфорта, они не испытывают негативных воздействий внешней среды, связанных с получением транспортной услуги, и т. д.;
- соблюдение технологии - транспортная система отказоустойчива, технологически и экономически эффективна, безопасна, уровень брака не превышает технологически обоснованных пределов [9].
Оценка качества транспортного обслуживания проводится по определенным критериям, которые закреплены в ряде нормативных документах [10].
Так, при проведении оценки качества рекомендуется выделять такие показатели качества транспортного обслуживания пассажиров (КТОП), как доступность, результативность, надежность, удобство [11].
В Федеральной пассажирской компании (далее -ОАО «ФПК») принят двухуровневый подход к оценке качества. Маркетологи проводят оценку «воспринимаемого» качества услуг, сектор клиентских услуг -«предоставляемого качества услуги» [12].
Штат маркетинга проводит оценку качества предоставляемых услуг по анкете, состоящей из 90 вопросов, с периодичностью один раз в квартал.
Сектор клиентских услуг проводит проверку ежемесячно, оценивая двести пятьдесят вопросов.
Далее представлены оцениваемые показатели по зонам ответственности (табл. 1).
Таблица 1. Оцениваемые показатели по зонам ответственности
Оцениваемый показатель
Но-
мер пока-за-теля Маркетинговые исследования Сектор клиентских услуг Зона ответственности
1 Процедура покупки билета Оценка выполнения требований по кассовому обслуживанию и железнодорожными агентствами ВосточноСибирское железнодорожное агентство
2 Работа проводника Оценка обслуживания в пути следования Отдел обслуживания пассажиров и предоставления услуг в поездах
3 Комфортность поездки ВосточноСибирский филиал
4 Техническое Оценка техни- Отдел ре-
состояние ва- ческого состо- монта и экс-
гонного парка яния вагонов плуатации
пассажир-
ских вагонов
5 Услуги пита- Оценка услуг Сектор
ния, предо- по предостав- предоставле-
ставляемые в лению пита- ния услуг пи-
поездах ния в пути тания
следования
6 Удобство рас- - Отдел плани-
писания, про- рования и ор-
должитель- ганизации
ность поездки перевозок
и возмож- пассажиров,
ность совер- багажа и гру-
шать поездку зобагажа
в нужном
направлении
Таким образом, оценка комфортности поездки и оценка удобства расписания выпадает из зоны рассмотрения работниками сектора клиентских услуг (см. табл. 1). Следовательно, эти показатели не анализируются. Кроме того, оценка других «совместных» показателей проводится исследователями по разным методикам. Маркетологами, как говорилось выше, на основании анкетирования пассажиров, а сектором клиентских услуг - на основании личных проверок. В связи с этим возникают зачастую противоречивые данные по оцениваемым показателям.
Методика исследования качества обслуживания пассажиров
Для решения рассматриваемой проблемы автором предлагается проводить исследование парной зависимости между показателями оценки качества услуг, предоставляемых отделом маркетинга и отделом контроля клиентских услуг с помощью корреляционного анализа.
Так, целью корреляционного анализа является выявление оценки силы связи между случайными величинами (признаками), которые характеризует некоторый реальный процесс [13].
Проведение такого рода исследования позволит измерить степень тесноты и связности показателей оценки качества, полученных при проведении исследования разными отделами, а также установить единый перечень критериев для проведения совместного анализа качества транспортного обслуживания [14].
Кроме того, предлагается использовать GAP-ана-лиз для сравнения текущих показателей оценки качества с целевыми для разработки адекватных корректирующих мер по достижению целевого состояния в области качества [15].
Суть метода состоит в исследовании проблемы, проявляющейся как разрыв (от англ. gap -брешь, прореха), возникающей в ходе реализации плана изменений между теми показателями и результатами,
достижение которых планировалось, и тем, что получилось в реальности (рис. 1) [16].
Зона Год
ответственно- 2011 2012 2013 2014
сти
Кассовое обслуживание 4,4Q 4,6Q 4,45 4,б5
Обслуживание пассажиров в 4,25 4,5Q 4,4Q 4,б5
пути следования
Техническое состояние вагонов 4,4Q 4,54 4,59 4,7Q
Предоставление услуг питания в 4,13 4,22 4,25 4,б5
пути следования
Средний бал по
итогам маркетинговых исследова- 4,3Q 4,4б 4,42 4,бб
ний
Определим средний процент выполнения, сгруппировав статистические данные контролируемых параметров сектором клиентских услуг за четыре года (табл. 3).
Таблица 3. Свод выполнения параметров клиентских услуг в среднем, % Table 3. Summary of the performance of customer services on the average, %
Время
Рис. 1. GAP-анализ Fig. 1. GAP analysis
При проведении корреляционного анализа автором использовались данные по четырем зонам ответственности: кассовое обслуживание, обслуживание пассажиров в пути следования, техническое состояние вагонов, предоставление услуг питания в пути следования.
Для проведения анализа текущего состояния «воспринимаемого» и «поставляемого» качества услуг в АО «ФПК» необходимо исследовать изменение во времени (динамику) среднего балла (Б) по результатам маркетинговых исследований и изменение среднего процента (П) выполнения контролируемых параметров качества за определенный период времени - 2015-2018 гг.
Сгруппировав статистические данные маркетинговых исследований за четыре года, определяем их средний балл. Далее представлена динамика среднего балла показателей маркетингового исследования (табл. 2).
Таблица 2. Динамика среднего балла показателей
маркетингового исследования Table 2. Dynamics of the average score of marketing research indicators
Общие контролируемые параметры Год
2011 2012 2013 2014
Кассовое обслуживание SQ S1 SS 9Q
Техническое состояние S7 93 94 9б
Обслуживание пассажиров 91 92 94 94
Организация питания в пути следования S1 S2 S2 S7
Средний процент выполнения параметра SS 9Q 92 93
Далее для проведения корреляционного анализа по Восточно-Сибирскому филиалу АО «ФПК» в целом по каждой зоне ответственности за все оцениваемые периоды обозначим данные (табл. 4-7).
Таблица 4. Данные для корреляционного анализа за 2011 год
Наименование ответственного подразделения Восточно Сибирского филиала ОА «ФПК» Уровень вос-принимаемого качества услуг, балл (Б¿) Уровень предоставляемого качества услуг, % ñ
Кассовое обслуживание (Железнодорожное агентство) 4,4 80
Обслуживание пассажиров в пути следования (Отдел обслуживания пассажиров) 4,25 87
Техническое состояние вагонов (Отдел ремонта и эксплуатации) 4,4 91
Предоставление услуг питания в пути следования (Сектор питания) 4,13 81
Таблица 5. Данные для корреляционного анализа за 2012 год Table 5. Data for the correlation
Наименование ответственного подразделения Восточно Сибирского филиала ОА «ФПК» Уровень воспринимаемого качества услуг, балл (Ejj) Уровень предоставляемого качества услуг, % (П^
Кассовое обслуживание (Железнодорожное агентство) 4,6 81
Обслуживание пассажиров в пути следования (Отдел обслуживания пассажиров) 4,5 93
Техническое состояние вагонов (Отдел ремонта и эксплуатации) 4,54 92
Предоставление услуг питания в пути следования (Сектор питания) 4,22 82
Таблица 6. Данные для корреляционного анализа за 2013 год Table 6. Data for the correlation
Таблица 7. Данные для корреляционного анализа за 2014 год
Наименование ответственного подразделения Восточно Сибирского филиала ОА «ФПК» Уровень воспринимаемого качества услуг, балл (Б,-) Уровень предоставляемого качества услуг, % (П ¡)
Кассовое обслуживание (Железнодорожное агентство) 4,65 90
Обслуживание пассажиров в пути следования (Отдел обслуживания пассажиров) 4,65 96
Техническое состояние вагонов (Отдел ремонта и эксплуатации) 4,7 94
Предоставление услуг питания в пути следования (Сектор питания) 4,65 87
Наименование ответственного подразделения Восточно Сибирского филиала ОА «ФПК» Уровень воспринимаемого качества услуг, балл (Б ¡) Уровень предоставляемого качества услуг, % (П^
Кассовое обслуживание (Железнодорожное агентство) 4,45 88
Обслуживание пассажиров в пути следования (Отдел обслуживания пассажиров) 4,4 94
Техническое состояние вагонов (Отдел ремонта и эксплуатации) 4,59 94
Предоставление услуг питания в пути следования (Сектор питания) 4,25 82
Построим корреляционную зависимость между параметрами и проведем между показателями GAP-анализ.
Ниже представлены расчетные данные по коэффициенту корреляции (табл. 8).
Таблица 8. Расчетные данные по коэффициенту корреляции Table 8. The calculated data for the correlation coefficient
Показатели Коэффициент корреляции
Кассовое обслуживание 0,406
Техническое состояние 0,894
Обслуживание пассажиров 0,906
Организация питания в пути 0,997
Как видим, по показателю «Кассовое обслуживание» коэффициент корреляции составил 0,4. Такое значение свидетельствует об отсутствии факторов корреляции. Причинами является то, что имеются расхождения в полученных данных по маркетинговым исследованиям и сектора клиентских услуг, а также различные контролируемые периоды.
Для устранения данной проблемы необходимо провести анализ причин отсутствия корреляции, а также разработать и реализовать единый перечень
контролируемых и оцениваемых в анкетах параметров качества.
Показана корреляционная зависимость показателя «Техническое состояние пассажирского вагона» (рис. 3).
y = 0,11x + 4,175 R2 = 0,7118
4,7 и 4,6 -
и а
0 в 4 5-
1 Ъ 4,4 -
cs а
I& 4,3 -
|1 4,2 -
D О
я 8 4,1 -
О и
4 -I-1-1-1-1
87 93 94 96
Уровень выполнения контролируемых параметров,% ♦ Тех.сост. Линейная (Тех.сост.)
Рис. 3. Корреляционная зависимость показателя «Техническое состояние»
Fig. 3. The correlation dependence of the indicator "Technical state"
Как видим по построенной зависимости критерия «Техническое состояние» пассажирского вагона коэффициент корреляции составил R = 0,89, что свидетельствует о высокой зависимости между данными.
«Положительная» корреляция означает, что повышение уровня выполнения контролируемых параметров качества в поездах приводит к росту клиентоориентиро-ванности компании, а, следовательно, к сокращению «величины разрыва» между «предоставляемым» пассажиру и «воспринимаемым» пассажиром качеством услуг, что в свою очередь свидетельствует о повышении качества обслуживания населения в целом.
Корреляционная зависимость показателя «Обслуживание пассажиров» (рис. 4).
S й
G ft
es g
S es
a u
Я U
4,8 4,7 4,6 4,5 4,4 4,3 4,2
y = 0,095x + 4,32 R2 = 0,971
91 92 94 94
Уровень выполнения контролируемых параметров,% ♦ Обсл.пасс Линейная (Обсл.пасс)
Рис. 4. Корреляционная зависимость показателя
«Обслуживание пассажиров» Fig. 4. The correlation dependence of the indicator "Passenger service"
По построенной зависимости критерия «Обслуживание пассажиров» коэффициент корреляции составил Я = 0,9, что свидетельствует о высокой зависимости между данными. вАР-анализ показал, что разрыв между «воспринимаемым» и «предоставляемым» качеством услуг минимален, что также указывает на высокую степень зависимости между показателями.
Далее представлена корреляционная зависимость показателя «Организация питания в пути» (рис. 5).
4,7
4,6
« о 3 4,5 4,4
fp <D CS ю 4,3
s" 4,2
£ s 4,1
a & 4
a
w « <D Я о ä a 3,9 3,8
О 3,7
y = 0,159x + 3,915 R2 = 0,7916
81
82 82 ♦ питание
87
Уровень выполнения контролируемых параметров качества, %
Рис. 5. Корреляционная зависимость показателя
«Организация питания в пути» Fig. 5. The correlation dependence of the indicator "Catering during the journey"
По построенной зависимости критерия «Организация питания в пути» коэффициент корреляции составил R = 0,9, что свидетельствует о высокой зависимости между данными.
Ниже представлен общий корреляционный анализ по всем рассмотренным показателям (рис. 6).
4,: 4,1
75
80
85
90
95
100
Уровень выполнения контролируемых параметров качества (ФПКЦконтроль), %
Рис. 6. Корреляционная зависимость между показателями Fig. 6. The correlation between the indicators
Расчетное значение критерия составило Я = 0,65, что больше критического значения. Таким образом, зависимость между показателями существует.
В качестве примера показан GAP-анализ по критерию «Кассовое обслуживание» (рис. 7).
120 100 80 60 40 20 0
о
е
^ 2011 2012 2013 2014
Года
целевой показатель
Рис. 7. GAP-анализ параметра «Кассовое обслуживание» Fig. 7. GAP analysis of the parameter "Cash services" Data for the correlation analysis for 2011-2014
Как видим разрыв между целевым (100 %) показателем качества обслуживания пассажиров и фактическими значениями за исследуемый период сужается,
что свидетельствует об улучшении качества обслуживания и достижении целевого состояния.
Заключение
Обобщая сказанное, следует отметить, что железнодорожный транспорт работает в условиях жесткой конкуренции со стороны других видов транспорта [17-19]. Одним из направлений повышения конкурентоспособности является повышение клиентоориенти-рованности. С этой целью для проведения более полного исследования показателей качества обслуживания пассажиров целесообразно применять корреляционный анализ для проверки гипотезы о статистической зависимости значений оцениваемых показателей, полученных по результатам маркетинговых исследований и исследований сектора клиентских услуг. В случае получения корреляции между оцениваемыми показателями рекомендуется применение вАР-анализа, направленного на определение степени расхождения между показателями.
Применение корреляционного анализа при исследовании показателей качества обслуживания пассажиров позволит своевременно выявлять расхождения в полученных данных сектора клиентских услуг и штата маркетинга, а, следовательно, иметь более реальную картину качества транспортного обслуживания населения.
Список литературы
1. Железнодорожный транспорт России: вызовы до 2025 года // Институт естественных монополий. - 2019, апрель.
2. Стратегия развития АО «Федеральная пассажирская компания» до 2030 года // Отчетные материалы согласно техническому заданию. - 2018, январь.
3. Нефедьева Е.В., Ивасенко А.А. Сущность политики клиентоориентированности холдинга «РЖД» в области грузовых перевозок // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: материалы международной научно-практической конференции Россия, г. Вологда, 26 декабря 2018 г. - Вологда: ООО «Маркер», 2018. - С. 83-85.
4. Сурков Л.П., Силичева Г.В. Клиентоориентированность: услуги «одного окна на уровне отрасли» // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 0-1 (75). С. 491-497.
5. Ларин А.Н., Ларина И.В. Клиентоориентированный подход в структурных подразделениях ОАО РЖД // Экономика железных дорого. - 2017. - № 11. С. 30-37.
6. Терешина Н.П., Жаков В.В., Филимонова З.В. Повышение конкурентоспособности и качества грузовых перевозок // Экономика железных дорого. - 2017. - № 8. С. 41-49.
7. Силичева Г.В., Булохова Т.А., Подгорнова Е.С. Методологические подходы к управлению качеством на железнодорожном транспорте в условиях реформирования отрасли. - Иркутск: ИрГУПС, 2016. - 160 с.
8. Елизарьев М.Ю. Оценка качества транспортного обслуживания населения // Экономика железных дорог. - 2012. -№ 5. - С. 92-97.
9. Булохова Т.А. Булохов А.П. Совершенствование методических подходов к оценке качества пассажирских перевозок // Транспортная инфраструктура Сибирского региона: материалы Шестой международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию со дня образования Иркутского государственного университета путей сообщения, 30 сентября - 03 октября 2015 г. Иркутск : в 2 т., Т. 2. - Иркутск : ИрГУПС, 2015. - 700 с.
10. Стандарт Евросоюза EN 13816:2002 «Transportation - Logistic and Services - Public passenger transport - Service quality definition, Targeting and measurement».
11. ГОСТ Р51004-96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества».
12. Булохова Т.А. К вопросу о повышении качества транспортного обслуживания // Современные подходы к управлению на транспорте и в логистике: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Москва: Московский государственный университет путей сообщения, 2016. - 115 с.
13. Васильков Ю.В., Иняц Н. Статистические методы в управлении предприятием: доступно всем. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. - 280 с.
14. Макеев В.А., Оксенюк Е.Е. Система качества транспортной деятельности: последовательность построения и оценка параметров // Вестник РГУПС. - 2013. - № 2.
15. Ivana Olivkova "Evalution of quality transport criteria in terms of passenger satisfaction" // Transport and Telecommunication, Vol. 17, no. 1, 2016, p. 18-27.
16. Кукарцева А.В. GAP-анализ как инструмент повышения эффективности реализации стратегии Компании // Интеграция современных научных исследований в развитие общества: материалы Международной научно-практическая конференции: в 2-х т., 28-29 декабря 2016 г. - Кемерово: Западно-Сибирский научный центр, - 2016. С. 375-378.
17. Yulia Panova, Eugene Korovyakovsky, Aleksey Bessolitsyn RAIL PASSENGER TRANSPORT OF RUSSIA: ANALYSIS AND PROSPECTS (Review article) // Russian Journal of Logistics and Transport Management: Petersburg State Transport University, Vol. l, No. 2, 2014.
18. Гозбенко В.Е., Иванков А.Н., Колесник М.Н., Пашкова А.С. Методы прогнозирования и оптимизации транспортной сети с учетом мощности пассажиро и грузопотоков. Депонированная рукопись № 330-В2008 17.04.2008.
19. Гозбенко В.Е., Крипак М.Н., Иванков А.Н. Совершенствование транспортно-экспедиционного обслуживания грузовладельцев. Иркутск, 2011.
References
1. Zheleznodorozhnyi transport Rossii: vyzovy do 2025 goda [Rail transport in Russia: challenges until 2025]. Institut estestvennykh monopolii [Institute of Natural Monopolies], 2019, April.
2. Strategiya razvitiya AO «Federal'naya passazhirskaya kompaniya» do 2030 goda [Development Strategy of the Federal Passenger Company AO until 2030]. Otchetnye materialy soglasno tekhnicheskomu zadaniyu [Records according to the statement of work], 2018, January.
3. Nefed'eva E.V., Ivasenko A.A. Sushchnost' politiki klientoorientirovannosti kholdinga «RZhD» v oblasti gruzovykh perevozok [The essence of the Russian Railways Holding's customer focus policy in the field of freight transportation]. Nauka segodnya: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii Rossiya, g. Vologda, 26 dekabrya 2018 g. [Science Today: Theoretical and Practical Aspects: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Vologda, December 26, 2018]. Vologda: OOO «Marker» Publ., 2018, pp. 83-85.
4. Surkov L.P., Silicheva G.V. Klientoorientirovannost': uslugi «odnogo okna na urovne otrasli» [Customer focus: the services of "single window at the industry level"]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economics andEntrepreneurship], 2016, No. 01 (75), pp. 491-497.
5. Larin A.N., Larina I.V. Klientoorientirovannyi podkhod v strukturnykh podrazdeleniyakh OAO RZhD [Customer-oriented approach in structural divisions of Russian Railways]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railway Economics], 2017, No. 11, pp. 30-37.
6. Tereshina N.P., Zhakov V.V., Filimonova Z.V. Povyshenie konkurentosposobnosti i kachestva gruzovykh perevozok [Improving the competitiveness and quality of freight transportation]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railway Economics], 2017, No. 8, pp. 41-49.
7. Silicheva G.V., Bulokhova T.A., Podgornova E.S. Metodologicheskie podkhody k upravleniyu kachestvom na zheleznodorozhnom transporte v usloviyakh reformirovaniya otrasli [Methodological approaches to quality management in railway transport in the context of industry reform]. Irkutsk: IrGUPS Publ., 2016, 160 p.
8. Elizar'ev M.Yu. Otsenka kachestva transportnogo obsluzhivaniya naseleniya [Assessment of the quality of public transport services]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railway Economics], 2012, No. 5, pp. 92-97.
9. Bulokhova T.A., Bulokhov A.P. Sovershenstvovanie metodicheskikh podkhodov k otsenke kachestva passazhirskikh perevozok [Improving methodological approaches to assessing the quality of passenger traffic]. Transportnaya infrastruktura Sibirskogo regiona: materialy Shestoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 40-letiyu so dnya obrazovaniya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta putei soobshcheniya, 30 sentyabrya - 03 oktyabrya 2015 g. [Transport infrastructure of the Siberian region: materials of the Sixth International Scientific and Practical Conference dedicated to the 40th anniversary of the Irkutsk State Transport University, September 30 - October 3, 2015]. Irkutsk : in 2 vols., Vol. 2. Irkutsk : IrGUPS Publ., 2015, 700 p.
10. Standart Evrosoyuza EN 13816:2002 «Transportation - Logistic and Services - Public passenger transport - Service quality definition, Targeting and measurement» [European Union standard EN 13816: 2002 "Transportation - Logistic and Services -Public passenger transport - Service quality definition, Targeting and measurement"].
11. GOST R51004-96 «Uslugi transportnye. Passazhirskie perevozki. Nomenklatura pokazatelei kachestva» [GOST R51004-96 "Transport services. Passenger Transportation. Nomenclature of quality indicators"].
12. Bulokhova T.A. K voprosu o povyshenii kachestva transportnogo obsluzhivaniya [On the question of improving the quality of transport services]. Sovremennyepodkhody k upravleniyu na transporte i v logistike: sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Modern approaches to transport management and logistics: a collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference]. Moscow: Moscow State Tranport University Publ., 2016, 115 p.
13. Vasil'kov Yu.V., Inyats N. Statisticheskie metody v upravlenii predpriyatiem: dostupno vsem [Statistical methods in enterprise management: accessible to all]. Moscow: RIA «Standarty i kachestvo» Publ., 2008, 280 p.
14. Makeev V.A., Oksenyuk E.E. Sistema kachestva transportnoi deyatel'nosti: posledovatel'nost' postroeniya i otsenka parametrov [The quality system of transport activity: the sequence of construction and estimation of parameters]. Vestnik RGUPS, 2013, No. 2.
15. Olivkova I. Evalution of quality transport criteria in terms of passenger satisfaction. Transport and Telecommunication, Vol. 17, No. 1, 2016, p. 18-27.
16. Kukartseva A.V. GAP-analiz kak instrument povysheniya effektivnosti realizatsii strategii Kompanii [GAP analysis as a tool to increase the effectiveness of the implementation of the Company's strategy]. Integratsiya sovremennykh nauchnykh issle-dovanii v razvitie obshchestva: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskaya konferentsii: v 2-kh t., 28-29 dekabrya 2016
g. [Integration ofmodern scientific research into the development of society: materials of the International Scientific and Practical Conference: in 2 volumes, December 28-29, 2016]. Kemerovo: Zapadno-Sibirskii nauchnyi tsentr Publ., 2016, pp. 375-378.
17. Panova Yu., Korovyakovsky E., Bessolitsyn A. Rail passenger transport of Russia: analysis and prospects (Review article). Russian Journal of Logistics and Transport Management. Petersburg State Transport University, Vol. l, No. 2, 2014.
18. Gozbenko V.E., Ivankov A.N., Kolesnik M.N., Pashkova A.S. Metody prognozirovaniya i optimizatsii transportnoi seti s uchetom moshchnosti passazhiro i gruzopotokov. Deponirovannaya rukopis' No. 330-V2008 17.04.2008 [Methods of forecasting and optimizing the transport network, taking into account the capacity of passenger and cargo flows. The deposited manuscript No. 330-V2008 04.17.2008].
19. Gozbenko V.E., Kripak M.N., Ivankov A.N. Sovershenstvovanie transportno-ekspeditsionnogo obsluzhivaniya gruzovla-del'tsev [Improving freight forwarding services for cargo owners]. Irkutsk, 2011.
Информация об авторах
Булохова Татьяна Александровна - к. э. н., доцент кафедры экономики и управления на железнодорожном транспорте, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, e-mail: [email protected]
Information about the authors
Tat'yana A Bulokhova - Ph.D. in Engineering Science, Associate Professor of the Subdepartment of Economics and Management in Railway Transport, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, e-mail: [email protected]
DOI 10.26731/1813-9108.2020.1(65).136-143 УДК 621.311
Повышение достоверности диагностирования состояния несущего троса контактной сети
В. П. СтупицкийН, И. А. Худоногов, В. А. Тихомиров, О. В. Лобанов
Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация H [email protected]
Резюме
Несущий трос является основным устройством контактной подвески и служит для подвешивания контактного провода. Его техническое состояние подлежит контролю для обеспечения безопасности движения поездов. Анализ современных методов диагностики позволяет сделать вывод о недостаточной их эффективности. Диагностика несущего троса производится группами диагностики ЭЧ и ДЭЛ, а также вагоном-лабораторией ВИКС ЦЭ. Ее проводят визуально посредством пеших обходов и тепловизионного обследования. Первый не дает должного результата, так как зависит от человеческого фактора. Точность и возможность второго уменьшается в светлое время суток, при повышенной влажности и наличии ветровых потоков. При диагностике данные факторы влияют на качество измерения, что может привести к обрыву несущего троса. В статье исследован новый метод диагностики несущего троса. При эксплуатации на несущий трос действуют различные нагрузки и температуры, что в свою очередь приводит к изменению длины, вследствие этого изменяется стрела провеса и натяжение. Проанализировав удлинение провода и параметры несущего троса можно выявить его предотказное состояние. Длина провода увеличивается при обрыве хотя бы одной проволоки, так как уменьшается его сечение. Данный метод позволяет определить обрыв одной или нескольких проволок за счет удлинения несущего троса. Этот параметр возможно измерить с помощью датчика линейных ускорений (акселерометра), принцип действия которого - измерение ускорения при мгновенном изменении параметров провода.
Ключевые слова
несущий трос, методы диагностики, стрела провеса, удлинение, сечение, акселерометр, обрыв проволок Для цитирования
Ступицкий В.П. Повышение достоверности диагностирования состояния несущего троса контактной сети / В. П. Ступиц-кий, И. А. Худоногов, В. А. Тихомиров, О. В. Лобанов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. -2020. - Т. 65 № 1. - С. 136-143. - DOI: 10.26731/1813-9108.2020.1(65).136-143
Информация о статье
поступила в редакцию: 04.09.2019, поступила после рецензирования: 24.12.2019, принята к публикации: 15.01.2020
Increase in reliability of diagnosing of the contact network bearer cable condition
V. P. StupitskiyH, I. A. Khudonogov, V. A. Tikhomirov, O. V. Lobanov
Irkutsk State Transport University, Irkutsk, the Russian Federation H [email protected]