the track]. Proektirovanie razvitiya regional'noi seti zheleznykh dorog: sb. nauch. tr. [Designing the development of a regional railway network: Coll. of scientific papers]. In Shvartsfel'd V.S. (ed.) Khabarovsk : DVGUPS Publ., 2014, Iss. 2, pp. 175-182.
6. Resel's A.P., Filatov E.V. Rol' vozvysheniya naruzhnogo rel'sa vo vzaimodeistvii podvizhnogo sostava i puti [The role of the elevation of the outer rail in the interaction of rolling stock and track]. Transportnaya infrastrukturaSibirskogo regiona : materialy devyatoi Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 10-13 aprelya 2018 g. [Transport infrastructure of the Siberian region: materials of the ninth Intern. scientific-practical conf., April 10-13, 2018]. Irkutsk: in 2 vols. Irkutsk: IrGUPS Publ., 2018, Vol. 1, pp. 594-599.
7. Pokatskii K.V. Metody opredeleniya bokovykh sil [Methods of determining lateral forces]. Problemyputevogo kho-zyaistva Vostochnoi Sibiri: sb. nauch. tr. [Problems of track economy of Eastern Siberia: collection of scientific papers]. Irkutsk, 2005, 208 p.
8. Akimov D.V., Filatov E.V. Otsenka vliyaniya tyazhelovesnykh gruzovykh poezdov na konstruktsii verkhnego stroeniya puti [Assessment of the influence of heavy freight trains on the structure of the track's upper structure]. Nauka i molodezh': sb. tr. Vtoroi Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh [Science and Youth: Coll. of works of The Second All-Russian Scientific and Practical Conference of students, graduate students and young scientists]. Irkutsk: IrGUPS Publ., 2016, pp. 319-325.
9. Sevost'yanova L.L. Ustroistvo, proektirovanie i raschety rel'sovoi kolei: konspekt lektsii [he device, design and calculation of the rail track: lecture notes]. In 2 parts. Part 2. Khabarovsk: DVGUPS Publ., 2010, 82 p.
10. Harris W.J., Zakharov S.M., Landgren G., Tourne H. Generalization of the best practices of heavy traffic. Questions of interaction of a wheel and a rail. Moscow: Intext Publ., 2002, 408 p. (Russ. ed.: Obobshchenie mirovogo opyta tyazhelovesnogo dvizheniya. Konstruktsiya i soderzhanie zheleznodorozhnoi infrastruktury. Transl. from English under the ed. of S.M. Zakharov. Moscow: Intekst Publ., 2012, pp. 53-65).
11. Shakhunyants G.M. Zheleznodorozhnyi put': ucheb. dlya vuzov zh.-d. transp.[Railway track: a textbook for railway transp. universities]. 3rd ed., revised and updated. Moscow: Transport Publ., 1987, pp. 28-32.
12. Nepomnyashchikh E.V., Kirpichnikov K.A. Diagnostika sostoyaniya zheleznodorozhnogo puti i ego elementov [Diagnostics of the condition of the railway track and its elements]. Chita: ZabIZhT Publ., 2012, 109 p.
13. Stoyanovich G.M. Raschety verkhnego stroeniya puti na prochnost' i ustoichivost' : kurs lektsii [Calculations of the upper structure of the track for strength and stability: a course of lectures]. Khabarovsk: DVGUPS Publ., 2013. 79 p.
14. Koven'kin D.A., Pokatskii V.A., Lysak A.S. Povyshenie stabil'nosti shiriny rel'sovoi kolei v krivykh uchastkakh puti [Improving the stability of the rail gauge in the curved sections of the track]. Samara: SamGUPS Publ., 2009, pp. 128.
15. Filatov E.V., Dyundik L.S., Gabitov A.G. Opredelenie urovnya silovogo vozdeistviya ot podvizhnogo sostava na kon-struktsiyu besstykovogo puti v usloviyakh gorno-pereval'nogo uchastka VSZhD [Determination of the level of force impact from rolling stock on the construction of a continuous joint track in the conditions of the mountain pass section of the East-Siberian Railway]. Proektirovanie razvitiya regional'noi seti zheleznykh dorog : sb. nauch. tr. [Designing the development of a regional railway network: coll. of scientific papers]. In Shvartsfel'd V.S. (ed.) Khabarovsk: DVGUPS Publ., 2013, Iss. 1, pp. 162-170.
Информация об авторах
Ресельс Александр Павлович - аспирант кафедры пути и путевого хозяйства, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, e-mail: aresels@yandex.ru Филатов Евгений Валерьевич - к. т. н., доцент кафедры пути и путевого хозяйства, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, e-mail: filatov@irgups.ru
Ковенькин Дмитрий Александрович - к. т. н., заведующий кафедрой пути и путевого хозяйства, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, email: kovenkin_pph@irgups.ru
Баранов Тимофей Михайлович - к. т. н., доцент кафедры строительства железных дорог, мостов и тоннелей, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, e-mail: baranov-87@yandex.ru.
DOI 10.26731/1813-9108.2020.1(65).84-92
Information about the authors
Aleksandr P. Resel's - Ph.D. student of the Subdepartment of Track and Track Facilities, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, e-mail: aresels@yandex.ru
Evgenii V. Filatov - Ph.D. in Engineering Science, Associate Professor of the Subdepartment of Track and Track Facilities, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, e-mail: filatov@irgups.ru
Dmitrii A Koven'kin - Ph.D. in Engineering Science, Head of the Subdepartment of Track and Track Facilities, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, e-mail: kovenkin_pph@irgups.ru
Timofei M. Baranov - Ph.D. in Engineering Science, Associate Professor of the Subdepartment of Construction of Railways, Bridges and Tunnels, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, e-mail: baranov-87@yandex.ru.
УДК 656.22.072 - 5 + 06
Инновационный подход к развитию пассажирской транспортной инфраструктуры юга России
И. Н. Егорова®
Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация И egorova_irina01@mail.ru
Резюме
В работе обоснована необходимость в инновационном подходе к развитию транспортной системы Юга России на основе высокоскоростного железнодорожного транспорта. Данный подход позволит расширить весь спектр транспортных, рекреационных, курортных, историко-познавательных и туристических услуг в указанном регионе и существенно повысит потребительский спрос на них. Совместное функционирование различных видов транспорта в рамках мультимодального проекта, обеспечивающее естественную их конкуренцию, позволит поднять на качественно более высокий уровень предоставляемые транспортные услуги. Рассматриваемый мультимодальный проект, имеющий хабовую транспортно-логистическую структуру, скоординирует на современном технико-технологическом уровне и в оптимальном режиме распределение пассажиропотоков в российском Причерноморье. Соединяющая Адлер с Севастополем высокоскоростная магистраль свяжет в единое целое два важнейших туристических региона современной России. Переключив на себя основную часть пассажиропотока, направленного вдоль побережий Кавказа и Крыма, она создаст условия для здоровой и полноценной конкуренции между ними во всех отношениях. Так как выбор варианта пролегания высокоскоростной магистрали является комплексной задачей, требующей учета большого числа факторов, в статье проведен предварительный комплексный экспертно-аналитический расчет проекта. На основе экспертных оценок транспортных, социально-экономических, геоморфологических и туристических условий в рассматриваемом регионе приведены аналитические расчеты для нахождения оптимального варианта расположения магистрали. При реализации соответствующих вычислительных процедур предполагается использование систем компьютерной математики.
Ключевые слова
транспортная инфраструктура, высокоскоростное движение, мультимодальная система, многокритериальный подход, вариационный подход, пакет программного обеспечения
Для цитирования
Егорова И. Н. Инновационный подход к развитию пассажирской транспортной инфраструктуры юга России // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2020. - Т. 65 № 1. - С. 84-92. - DOI: 10.26731/1813-9108.2020.1(65).84-92
Информация о статье
поступила в редакцию: 28.01.2020, поступила после рецензирования: 10.02.2020, принята к публикации: 03.03.2020
The innovative approach to the development of passenger transport infrastructure of the south of Russia
I. N. EgorovaH
Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, the Russian Federation H egorova_irina01@mail.ru
Abstract
The paper substantiates the need for an innovative approach to the development of the transport system of the South of Russia based on high-speed rail. This approach will expand the entire range of transport, recreational, health resort, historical, educational and tourist services in the specified region and significantly increase consumer demand for these services. The joint functioning of various modes of transport within the framework of a multimodal project, ensuring their natural competition, will make it possible to raise the transport services provided to a qualitatively higher level. The multimodal project under consideration, which has a hub transport and logistics structure, will coordinate the distribution of passenger flows in the Russian Black Sea region at the modern technical and technological level and in the optimal mode. A high-speed highway connecting Adler with Sevastopol will link together two of the most important tourist regions of modern Russia. By switching over the bulk of the passenger flow directed along the coasts of the Caucasus and Crimea, it will create conditions for healthy and full-fledged competition between them in all respects. Since the choice of the option to lay a high-speed mainline is a complex task that requires taking into account a large number of factors, a preliminary complex expert-analytical calculation of the project was carried out in the article. Based on expert assessments of transport, socio-economic, geomorphologic and tourist conditions in the region under consideration, analytical calculations are given to find the optimal route location. When implementing appropriate computational procedures, the use of computer mathematics systems is assumed.
Keywords
transport infrastructure, high-speed traffic, multimodal system, multi-criteria approach, variation approach, software package
For citation
Egorova I. N. Innovatsionnyy podkhod k razvitiyu passazhirskoy transportnoy infrastruktury yuga Rossii [The innovative approach to the development of passenger transport infrastructure of the south of russia]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern Technologies. System Analysis. Modeling], 2020, Vol. 65, No. 1, pp. 84-92. 10.26731/1813-9108.2020.1(65).84-92
Article info
Received: 28.01.2020, Revised: 10.02.2020, Accepted: 03.03.2020 ISSN 1813-9108
Введение
Транспортная система Юга России представлена практически всеми видами наземного пассажирского транспорта. Благодаря своему выгодному географическому положению рассматриваемый регион представляет особый интерес для миллионов ежегодно прибывающих туристов. Существующая транспортная инфраструктура не справляется с возрастающим туристическим потоком, что является ограничивающим элементом для развития всего региона, при этом основная задача дальнейшего развития заключается в стабилизации социально-экономической ситуации. Транспорт является связующим звеном, от состояния транспортной инфраструктуры зависит экономика всего региона.
Исследованию вопросов, связанных с оптимизацией функционирования транспортной инфраструктуры, посвящено большое количество научных работ [1-9]. В частности, некоторые из них касаются особенностей и проблем развития транспортной системы южного региона [1, 2]. Отмечается, что Южный регион России по ряду объективных причин является значимым полигоном для реализации инновационных проектов, имеющих в качестве основы транспортную отрасль [3].
Важнейшим элементом управления развитием транспортной системы региона является разработка стратегии инновационного развития на основе оценки и анализа состояния и тенденций изменения потенциала региона под воздействием внешней среды.
При этом критерием эффективности управления пассажирскими перевозками считается привлечение на железнодорожный транспорт необходимого пассажиропотока за счет развития туризма, конкурентоспособной тарифной политики, предоставления качественного сервисного обслуживания, дополнительных услуг, развития мультимодальности [4].
Необходимо отметить ряд научных работ, в которых обозначено, что одним из слабых звеньев существующего процесса организации пассажирских перевозок может быть недостаточное взаимодействие различных видов транспорта на их начально-конечных этапах [5-7].
Создание мультимодальной транспортной сети с участием высокоскоростного железнодорожного транспорта позволит решить проблему повышения конкурентоспособности, снижения убыточности пассажирских перевозок [8]. При этом обязательным условием эффективного функционирования транспортной системы должен быть полный учет индивидуальных пожеланий пассажиров, персонализация уровня комфорта при организации перевозок «от двери до двери» [9].
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что комплексное инновационное развитие всех видов пассажирского транспорта в транспортной системе Юга
России - это актуальная задача, требующая детального рассмотрения.
Обоснование необходимости в инновационном подходе к развитию пассажирской транспортной инфраструктуры южного региона на основе высокоскоростного железнодорожного транспорта
Южный регион обладает оригинальным туристическим потенциалом, который до настоящего времени не востребован в полной мере из-за отсутствия должного транспортного обеспечения, в том числе высокоскоростного транспорта. В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед транспортным комплексом, является налаживание надежных транспортных связей между материковой частью России и полуостровом Крым. Строительство моста через Керченский пролив и открытие с декабря 2019 года железнодорожного сообщения позволит повысить конкурентоспособность пассажирского транспорта в регионе и обеспечить рост транспортной подвижности населения. Однако существующая инфраструктура не может удовлетворить растущие потребности населения в перевозках.
Современное развитие транспортной системы направлено в основном на модернизацию имеющейся пассажирской инфраструктуры, в том числе можно выделить следующие мероприятия в той или иной степени реализуемые в регионе:
- реконструкция и развитие железнодорожных линий Тамань-пасс - Багерово - Джанкой, Джанкой - Симферополь;
- реконструкция и строительство новых участков автодороги Джубга - Сочи;
- модернизация аэропортов Геленджика и Симферополя.
Данные мероприятия позволят улучшить транспортное обслуживание населения, будут способствовать сокращению степени загрузки автодорог. Однако продолжится рост конкуренции в антагонистической форме между различными видами транспорта, что негативно скажется на возможности предоставления комплексных мультимодальных услуг пассажирам.
Предлагаемый инновационный подход к развитию пассажирской транспортной инфраструктуры (рис. 1) позволит сформировать транспортную и логистическую инфраструктуру, отвечающую современным потребностям пассажиров, а также повысить качество транспортного обслуживания населения путем организации взаимодействия различных видов транспорта в качестве равноправных партнеров.
Предлагаемая высокоскоростная магистраль Адлер - Севастополь может стать оптимальным транс-портно-логистическим проектом, который позволит переключить на себя основную часть пассажирских
Рис. 1. Суть инновационного подхода к развитию транспортной инфраструктуры региона Fig. 1. The essence of the innovative approach to the development of transport infrastructure in the region
перевозок, направленных вдоль Черноморского побережья Крыма и Кавказа. Основным предназначением указанной магистрали, в первую очередь, является соединение «сквозным» образом Черноморских побережий Кавказа и Крыма в единую интермодальную систему [8].
В результате будут созданы условия для реализации широкого спектра пассажирских услуг в указанном регионе. Ввиду общероссийской востребованности рассматриваемого туристического региона, как следствие, существенным образом повысится транспортная подвижность населения в целом по стране.
Как известно, в настоящее время соблюдение принципов «зеленой» логистики является необходимым условием реализации проектов развития транспортной инфраструктуры. Параллельно с оптимизацией логистических издержек они служат естественным ориентиром в решении весьма сложной и особенно актуальной для курортно-оздоровительной зоны задачи снижения наносимого вреда окружающей среде.
Являясь существенной составляющей второго этапа Программы организации высокоскоростного движения, на котором планируется реализация региональной экспансии скоростного и высокоскоростного
движения за счет увеличения протяженности ВСМ/СМ [10], проект позволит продолжить перелом в тенденции падения перевозок в пассажирском сообщении и проявится мультипликативным эффектом в социально-экономической сфере. В результате на третьем этапе (2025-2030 гг.), в котором будут в зависимости от конкретных условий и ставящихся при передвижении целей сформированы полноценные коридоры скоростного и высокоскоростного движения. Магистраль явится системообразующим проектом для всего рассматриваемого региона, который позволит в экономическом и социальном отношениях поднять на качественно более высокий уровень транспортное обслуживание всего региона.
Мультимодальный проект, имеющий хабовую транспортно-логистическую структуру, скоординирует на современном технико-технологическом уровне и в оптимальном режиме распределение пассажиропотоков в российском Причерноморье. Ключевым фактором повышения конкурентоспособности железнодорожных пассажирских перевозок является формирование региональной хабовой модели. Хабо-вая модель организации пассажирских перевозок предполагает создание крупных транспортно-переса-дочных узлов, обеспечивающих комфорт и быстроту
пересадки в рамках мультимодальных транспортных систем [11], с помощью увязки работы авиа и автотранспорта при их взаимодействии с высокоскоростным железнодорожным транспортом. Данный подход должен быть ориентирован на учет требований потребителей и активное воздействие на потребительский спрос с целью расширения предоставления услуг, получения прибыли [12].
Соединяющая Адлер с Севастополем высокоскоростная магистраль свяжет в единое целое два важнейших курортно-оздоровительных, рекреационных и туристических региона современной России, переключив на себя основную часть пассажиропотока, направленного вдоль побережий Кавказа и Крыма, она создаст условия для здоровой и полноценной конкуренции между ними во всех отношениях. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом в рамках мультимодального проекта в основной своей части организованным образом будут переключены на радиальные относительно хабов магистрали направления. Пассажир, попавший в «зону влияния» трансчерноморской магистрали, получит возможность выбора весьма широкого спектра
транспортных и туристических услуг. Это будет оптимальный и экономичный способ перемещения к любому интересующему его месту на рассматриваемой части побережья. При этом в проекте высокоскоростной магистрали Адлер - Севастополь предполагается разграничение сфер деятельности данных видов транспорта и организация их взаимодействия в качестве равноправных партнеров. Подключение к проекту морского транспорта позволит существенно расширить и разнообразить ассортимент предлагаемых пассажирам услуг.
Многокритериальный подход к выбору маршрута пролегания высокоскоростной магистрали
Выбор варианта пролегания высокоскоростной магистрали и местоположения хабов является комплексной проблемой, требующей учета большого числа факторов. Постановка задачи принятия решения предполагает проведение предварительного комплексного экспертно-аналитического расчета проекта (рис. 2). Главный принцип многокритериальной оптимизации - экспертный анализ и оценка региона
Рис. 2. Алгоритм выбора варианта пролегания высокоскоростной магистрали и местоположения хабов Fig. 2. The algorithm for choosing the option of running the high-speed mainline and the location of the hubs
с точки зрения транспортной, социально-экономической, геоморфологической, общеоздоровительной, туристической и коммерческой составляющих. Приведем развернутое изложение указанных критериев.
Всесторонняя транспортная востребованность региона является принципиально важным критерием при выборе маршрута пролегания магистрали и местоположения хабов. Кроме того, транспортная составляющая проекта включает в себя анализ:
- соответствия схеме федерального территориального планирования развития транспорта;
- объема имеющегося в настоящее время внешнего пассажиропотока, поддерживаемого различными видами транспорта;
- объема регионального пассажиропотока, подлежащего обеспечению рассматриваемым проектом;
- учета технико-технологических возможностей проекта, в частности, пропускной способности Керченского мостового перехода;
- учета интересов всех кооперированных в проекте видов транспорта.
Важным аспектом реализации инновационного подхода к развитию транспортной инфраструктуры является рассмотрение вопросов, связанных с социально-экономическими сторонами проекта, в частности:
- общая социально-экономическая целесообразность проекта;
- всестороннее развитие местной инфраструктуры, связанной с торговлей, сферой обслуживания, туризмом, гостиничным бизнесом и т. д.;
- возможность применения цифровых технологий, обеспечивающих качественное функционирование интермодального проекта [13];
- полное соблюдение всех принципов «зеленой» логистики.
Геоморфологическая оценка проекта предполагает проведение инженерной оценки рельефа местности при проектировании высокоскоростной магистрали, исследование влияния климата, способов береговой защиты.
Полноценное использование общеоздоровительного, санаторно-курортного, туристического, спортивного и культурно-познавательного потенциалов региона даст новый импульс для развития всех форм туризма: культурного, историко-познавательного, духовного, медицинского, спортивного, гастрономического и винного. В этой связи следует отметить немаловажное значение устойчивости железнодорожного транспорта к климатическим изменениям, что будет способствовать развитию круглогодично функционирующего курортно-оздоровительного и туристического комплекса.
Коммерческая оценка проекта необходима, в первую очередь, для определения возможностей привлечения прямо и косвенно заинтересованных частных инвесторов.
Вариационная методика решения оптимизационной задачи с учетом составляющих проекта
На основе экспертных оценок транспортных, социально-экономических, геоморфологических, общеоздоровительных, туристических, а также коммерческих условий в рассматриваемом регионе производятся аналитические расчеты для нахождения оптимального варианта расположения магистрали.
Известно, что для железнодорожных магистралей радиус кривизны пути представляет собой важнейший показатель, которым определяются допускаемые скорости движения поездов [14]. Рекомендованное оптимальное значение этого показателя для отечественных ВСМ составляет R = 7000 м [15]. При выборе местоположения хабов и маршрута прохождения магистрали наряду с общими организационными условиями, в первую очередь, возникают условия, связанные с рельефом местности. С точки зрения минимальности материальных затрат на изыскательские и строительные работы естественно выбирать варианты, при которых маршруты проходят по возможно более равнинной местности.
В настоящей статье продолжается разработка весьма общего алгоритма вычислительного процесса при нахождении оптимального варианта расположения транспортной магистрали в плане [8]. Указанный подход укладывается в рамки классических задач вариационного исчисления, однако при реализации соответствующих вычислительных процедур предполагает активное использование систем компьютерной математики.
Рассматривается максиминная форма оптимизационной задачи, в которой целевой функцией является переменная величина радиуса кривизны R(M) (MеГ) геометрической модели Гмагистрали в плане. Именно, рассматривается задача вида:
minR (М )-> max (!)
МеГ 4 '
При условии, что на множество допустимых кривых Гнакладываются указанные ранее ограничения.
С аналитической точки зрения рассматриваем ситуацию, когда геометрическая модель X магистрали в плане является линией, задаваемой явным уравне-ниемy = y(x) (xe[a,b]).
В этом случае задача (1) принимает вид:
mm
xe[a,è]
y=y(x)
С+)
И
— > max.
(2)
Далее приведено найденное системой аналитических вычислений изображение оптимального варианта расположения участка магистрали в плане между Анапским и Новороссийским хабами (рис. 3).
Рис. 3. Трассирование участка магистрали между Анапским и Новороссийским хабами Fig. 3. Laying out a section of the mainline between Anapa and Novorossiysk hubs
Геометрическими моделями Г магистралей являются графики интерполяционных многочленов Ла-гранжа или Ньютона, выбор узлов интерполирования которых производится в соответствии с экспертными оценками, в которых учитываются указанные выше ограничения.
Поскольку в данном случае рассматриваем интерполяционную задачу с неравностоящими узлами интерполирования, то используются полиномы Лагранжа.
Найденное системой наименьшее значение радиуса кривизны рассматриваемого участка оказалось равным R = 12 621 м, а длина участка - равной l = 45,3 км. Приведено также полученное системой аналитическое выражение (3) полинома Лагранжа (имеющего шестую степень), график которого представляет собой геометрическую модель магистрали: 0,000108x4 - 1,41002x +24,2999 +0,02642x2 - 0,00051-x3 - 0,4557-Ш"5-*5 + (3) 0,5112-10"7-x6
Выводы
Транспорт всегда был связующим звеном, все сферы социально-экономического развития региона, в том числе и туризм, зависят от его состояния. Безусловно, транспортные, экономические и экологические проблемы Юга России тесно взаимосвязаны. Эффективная организация перевозок в курортных зонах Черноморского побережья может быть обеспечена только при условии комплексного использования всех видов транспорта и создания единой транспортной системы. Перед транспортной системой ставится задача обеспечения ежедневного перемещения значительного количества пассажиров, особенно в летние «пиковые» периоды. Задачей транспортной инфраструктуры является обеспечение устойчивых транспортных связей между основными туристическими районами, крупными населенными пунктами. При этом транспортная система должна полностью удовлетворять требования различных сегментов пассажиропотока. Прямым следствием реализации инновационного подхода к развитию транспортной инфраструктуры будет привлечение пассажиров на железнодорожный транспорт, существенное снижение уровня загрязнения окружающей среды выхлопными газами рейсовых автобусов и легковых автомобилей, которые в настоящее время часами простаивают в многокилометровых заторах.
Реализация предложенных мероприятий позволит получить следующие результаты:
- сформировать единое транспортное пространство на территории южного региона, в том числе безбарьерный транспортный коридор в направлении Крымского полуострова;
- обеспечить развитие и модернизацию транспортной системы;
- повысить инвестиционную привлекательность Юга России;
- реализовать в полной мере туристический потенциал региона.
Список литературы
1. Гура Г.С., Гура Г.И. Причерноморье - емкий инновационный полигон развития транспортной сети России в XXI веке // Вестн. Ростов. гос. ун-та путей сообщения. 2004. - № 2. - С. 64-71.
2. Chislov O.N., Bogachev V.A., Zadorozhniy V.M., Bogachev T.V. Economic-geographical method delimiting wagon flows in the region considered: model and algorithm // Transport Problems. 2018. - Vol. 13, No. 2. - P. 39-48.
3. Зубков В.Н., Парлюк Е.Г. Инновационное развитие инфраструктуры Северо-Кавказской железной дороги для организации движения поездов с различными скоростями на направлении Москва-Адлер // Труды SWorld, Украинская государственная академия железнодорожного транспорта, том 2. Транспорт. Одесса. 2013. - С. 82-93.
4. Резер С.М. Логистика пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте [Текст] // М.: ВИНИТИ РАН, 2007. - 516 с.
5. Кравченко Е.А., Кравченко А.Е. Конкурентоспособность видов транспорта в курортной зоне на основе логистической теории качества транспортного обслуживания населения автобусным транспортом // Международный журнал экспериментального образования. 2015. - № 8. - С. 28-34.
6. Лапидус Б.М., Лапидус Л.В. Гладкая бесшовная транспортная система - инновационная модель будущего: природа, сущность, детерминанты качества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2017. - № 2. - С. 45-64.
7. Захаров В.Р. Транспортно-пересадочные узлы в системе многофункционального обслуживания пассажиров [текст]: монография // М.: ГУУ. 2008. 103 с.
8. Числов О.Н., Богачев В.А., Егорова И.Н., Богачев Т.В. Трансчерноморская высокоскоростная пассажирская магистраль как инновационный проект развития транспортной системы юга России // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. СПб. : ПГУПС, 2019. - Т. 16, вып. 1. - С. 7-17.
9. Krol N.V., Poletaev A.S., Upyr R.Yu. An algorithm for routing and selecting the optimal travelling routes for multimodal transportations // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2018. - № 8. - С. 16-24.
10. Программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации. Утв. протокольным решением заседания правления ОАО «РЖД» от 23 ноября 2015 г. № 43
11. Вакуленко С.П. Интермодальные перевозки в пассажирском сообщении с участием железнодорожного транспорта: учеб. пособ. / С.П. Вакуленко и др.; под ред. С.П. Вакуленко. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. - 263 с.
12. Ming Yin et al. The effects of the high-speed railway on urban development: International experience and potential implications for China // Progress in Planning. 2015. Vol. 98. P. 1-52.
13. Егорова И.Н. Цифровая платформа ОАО «РЖД» - технологическая основа инновационного обслуживания пассажиров по принципу «одного окна» // Научный взгляд в будущее. - Вып. 13. Т. 1. - Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2019 - С. 97-102.
14. Кантор И.И. Высокоскоростные железнодорожные магистрали: трасса, подвижной состав, магнитный подвес: учеб. пособ. для вузов ж.-д. транспорта - М.: Маршрут, 2004. - 51 с.
15. Специальные технические условия «Проектирование участка «Москва - Казань» высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва - Казань - Екатеринбург» со скоростями движения до 400 км/ч», СПб. : ПГУПС, 2016. - 70 с.
References
1. Gura G.C., Gura G.I. Prichernomor'e - emkii innovatsionnyi poligon razvitiya transportnoi seti Rossii v XXI veke [The Black Sea Coast is a capacious innovative testing ground for the development of the transport network of Russia in the XXI Century]. Vestn. Rostov. gos. un-ta putei soobshcheniya [The Bulletin of the Rostov State Transport University ], 2004, No. 2, pp. 64-71.
2. Chislov O.N., Bogachev V.A., Zadorozhniy V.M., Bogachev T.V. Economic-geographical method delimiting wagon flows in the region considered: model and algorithm. Transport Problems, 2018, Vol. 13, No. 2, pp. 39-48.
3. Zubkov V.N., Parlyuk E.G. Innovatsionnoe razvitie infrastruktury Severo-Kavkazskoi zheleznoi dorogi dlya organizatsii dvizheniya poezdov s razlichnymi skorostyami na napravlenii Moskva-Adler [Innovative development of the infrastructure of the North Caucasus railway for organizing the movement of trains with different speeds in the direction of Moscow-Adler]. Trudy SWorld, Ukrainskaya gosudarstvennaya akademiya zheleznodorozhnogo transporta, tom 2. Transport [Proceedings of SWorld, Ukrainian State Academy of Railway Transport, vol. 2. Transport]. Odessa, 2013, pp. 82-93.
4. Rezer S.M. Logistika passazhirskikh perevozok na zheleznodorozhnom transporte [Logistics of passenger transport in railway transport]. Moscow: AUISTI RAS Publ., 2007, 516 p.
5. Kravchenko E.A., Kravchenko A.E. Konkurentosposobnost' vidov transporta v kurortnoi zone na osnove logisticheskoi teorii kachestva transportnogo obsluzhivaniya naseleniya avtobusnym transportom [Competitiveness of types of transport in the resort area on the basis of the logistics theory of the quality of public bus transport services]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperi-mental'nogo obrazovaniya [International journal of experimental education], 2015, No. 8, pp. 28-34.
6. Lapidus B.M., Lapidus L.V. Gladkaya besshovnaya transportnaya sistema - innovatsionnaya model' budushchego: pri-roda, sushchnost', determinanty kachestva [Smooth seamless transport system - an innovative model of the future: nature, essence, quality determinants]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 6. Ekonomika [The Bulletin of Moscow University. Series 6. Economics], 2017, No. 2, pp. 45-64.
7. Zakharov V.R. Transportno-peresadochnye uzly v sisteme mnogofunktsional'nogo obsluzhivaniya passazhirov: mono-grafiya [Transport hubs in the system of multifunctional passenger service: a monograph]. Moscow: GUU Publ., 2008. 103 p.
8. Chislov O.N., Bogachev V.A., Egorova I.N., Bogachev T.V. Transchernomorskaya vysokoskorostnaya passazhirskaya magistral' kak innovatsionnyi proekt razvitiya transportnoi sistemy yuga Rossii [Trans-Black Sea high-speed passenger highway as an innovative project for the development of the transport system in the South of Russia]. Izv. Peterb. un-ta putei soobshcheniya [Proceedings of the Petersburg Transport University]. St. Petersburg: PGUPS Publ., 2019, Vol. 16, Iss. 1, pp. 7-17.
9. Krol N.V., Poletaev A.S., Upyr R.Yu. An algorithm for routing and selecting the optimal travelling routes for multimodal transportations [An algorithm for routing and selecting the optimal traveling routes for multimodal transportations]. Transport: nauka, tekhnika, upravlenie. Nauchnyi informatsionnyi sbornik [Transport: science, technology, management. Scientific information collection], 2018, No. 8, pp. 16-24.
10. Programma organizatsii skorostnogo i vysokoskorostnogo zheleznodorozhnogo soobshcheniya v Rossiiskoi Federatsii. Utv. protokol'nym resheniem zasedaniya pravleniya OAO «RZhD» ot 23 noyabrya 2015 g. No. 43 [Program for organizing highspeed and high-speed rail services in the Russian Federation. Approved by Protocol decision No. 43 of the Board of Directors of OAO "Russian Railways" dated November 23, 2015].
11. Vakulenko S.P. et al. Intermodal'nye perevozki v passazhirskom soobshchenii s uchastiem zheleznodorozhnogo transporta: ucheb. posob. [Intermodal transport in passenger traffic with the participation of railway transport: a textbook]. In Vakulenko S.P. (ed.) Moscow: FSBEI "Training center on education on railway transport" Publ., 2013, 263 p.
12. Ming Yin et al. The effects of the high-speed railway on urban development: International experience and potential implications for China. Progress in Planning, 2015, Vol. 98, pp. 1-52.
13. Egorova I.N. Tsifrovaya platforma OAO «RZhD» - tekhnologicheskaya osnova innovatsionnogo obsluzhivaniya passazhi-rov po printsipu «odnogo okna» [The digital platform of OAO "Russian Railways" is a technological basis for innovative passenger service by the "one window" principle]. Nauchnyi vzglyad v budushchee [Scientific view of the future], Iss. 13, Vol. 1. Odessa: KUPRIENKO SV Publ., 2019, pp. 97-102.
14. Kantor I.I. Vysokoskorostnye zheleznodorozhnye magistrali: trassa, podvizhnoi sostav, magnitnyi podves: ucheb. posob. dlya vuzov zh.-d. transporta [High-Speed railway lines: track, rolling stock, magnetic suspension: studies: a handbook for universities of railway transport]. Moscow: Marshrut Publ., 2004, 51 p.
15. Spetsial'nye tekhnicheskie usloviya «Proektirovanie uchastka «Moskva - Kazan'» vysokoskorostnoi zheleznodorozhnoi magistrali «Moskva - Kazan' - Ekaterinburg» so skorostyami dvizheniya do 400 km/ch» [Special standard specifications "Design of the section "Moscow - Kazan" of the high-speed railway "Moscow -Kazan-Yekaterinburg" with speeds up to 400 km / h"]. St. Petersburg: PGUPS Publ., 2016, 70 p.
Информация об авторах
Егорова Ирина Николаевна - доцент кафедры управления эксплуатационной работой, Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, e-mail: egorova_irina01 @mail.ru
Information about the authors
Irina Nikolaevna Egorova - Associate Professor of the Subdepartment of Operating Business Management, Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, e-mail: egorova_ir-ina01@mail.ru
DOI 10.26731/1813-9108.2020.1(65).92-101 УДК 656.021.2:004
Особенности применения кольцевых пересечений различного типа при большой разнице в интенсивностях движения пересекающихся дорог
А. А. ВетрогонН, М. Н. Крипак, С. В. Огрызков
Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Российская Федерация Н vetrogon@sevsu.ru
Резюме
В статье рассматриваются основные проблемы организации дорожного движения в городах и причины их возникновения. Выполнен анализ решений задач в организации и управлении дорожным движением. Более подробно исследованы основные аспекты применения автоматизированной системы управления дорожным движением, как наиболее оптимального, но и более сложного пути решения имеющихся проблем. Отмечено, что в связи со сложностями внедрения подобной системы, продолжают оставаться актуальными процессы совершенствования схем организации дорожного движения на отдельно взятых участках улично-дорожной сети городов, важное место среди которых занимают кольцевые пересечения. Возможность использования различных видов кольцевых пересечений рассмотрена на примере одного из проблемных участков улично-дорожной сети г. Севастополь. На данном участке произведены замеры потоков транспорта. Для анализа транспортной ситуации в среде имитационного моделирования разработана цифровая модель улично-дорожной сети, смоделированы и проанализированы четыре варианта изменения схемы организации дорожного движения, в частности, применение как обычных кольцевых пересечений, так и турбоколец. Показано, как дальнейшее возрастание интенсивности транспортного потока повлияет на пропускную способность рассматриваемого пересечения и прилегающих к нему участков. Выявлено, что если по сравнению с нерегулируемым перекрестком на кольцевом пересечении увеличится пропускная способность и средняя скорость проезда, то с применением турбоколец в условиях города существенно затруднится проезд исследуемого пересечения.
Ключевые слова
транспортные потоки, транспортное моделирование, организация дорожного движения, кольцевые пересечения Благодарности
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ No 18-410-920016 в рамках инициативного проекта, проводимого совместно с Правительством Севастополя на тему: «Исследование социально-экономических и экологических процессов города Севастополя с ростом индустриального, транспортно-транзитного и туристического потенциалов».
Для цитирования
Ветрогон А. А. Особенности применения кольцевых пересечений различного типа при большой разнице в интенсивностях движения пересекающихся дорог / А. А. Ветрогон, М. Н. Крипак, С. В. Огрызков // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2020. - Т. 65 № 1. - С. 92-101. - DOI: 10.26731/1813-9108.2020.1(65).92-101
Информация о статье
поступила в редакцию: 05.12.2019, поступила после рецензирования: 14.01.2020, принята к публикации: 04.02.2020
Features of application of different types of roadabouts in conditions of large difference in traffic intensities of crossing roads