Научная статья на тему 'Высокоскоростной наземный транспорт в перспективном освоении обширных пространств Евразии'

Высокоскоростной наземный транспорт в перспективном освоении обширных пространств Евразии Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
298
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ / НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / HIGH-SPEED HIGHWAYS / LAND TRANSPORT / RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кремнева М.С., Каменских А.Д., Скорюпина Л.С.

Высокоскоростные наземные магистрали стали одним из наиболее значительных технологических инновационных проектов в области пассажирских перевозок. Использование новейших транспортных технологий позволить России основательно улучшить ситуацию с организацией взаимодействия железнодорожного и водного транспорта, обеспечением перевозок пассажиров на основных направлениях, обеспечить увеличение грузооборота, увеличить статус отечественного транспорта и государства в международном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кремнева М.С., Каменских А.Д., Скорюпина Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH-SPEED GROUND TRANSPORTATION IN THE PERSPECTIVE DEVELOPMENT OF VAST SPACES OF EURASIA

High-speed land lines have become one of the most significant technological innovation projects in the field of passenger traffic. The use of new transport technologies to allow Russia to fundamentally improve the situation with the organization of interaction between rail and water transport, ensuring passenger traffic in the main directions, ensure an increase in cargo turnover, increase the status of domestic transport and the state in the international aspect.

Текст научной работы на тему «Высокоскоростной наземный транспорт в перспективном освоении обширных пространств Евразии»

Кремнева М. С., Каменских Л. Д., Скорюпина Л. С.*

ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ В ПЕРСПЕКТИВНОМ ОСВОЕНИИ ОБШИРНЫХ ПРОСТРАНСТВ ЕВРАЗИИ

Kremneva M.S., Kamensky A.D., Skorupina L.S.**

HIGH-SPEED GROUND TRANSPORTATION IN THE PERSPECTIVE DEVELOPMENT OF VAST SPACES OF EURASIA

Аннотация: Высокоскоростные наземные магистрали стали одним из наиболее значительных технологических инновационных проектов в области пассажирских перевозок. Использование новейших транспортных технологий позволить России основательно улучшить ситуацию с организацией взаимодействия железнодорожного и водного транспорта, обеспечением перевозок пассажиров на основных направлениях, обеспечить увеличение грузооборота, увеличить статус отечественного транспорта и государства в международном аспекте.

Ключевые слова: Высокоскоростные магистрали; наземный транспорт; железнодорожный транспорт.

Abstract: High-speed land lines have become one of the most significant technological innovation projects in the field of passenger traffic. The use of new transport technologies to allow Russia to fundamentally improve the situation with the organization of interaction between rail and water transport, ensuring passenger traffic in the main directions, ensure an increase in cargo turnover, increase the status of domestic transport and the state in the international aspect.

Key words: High-speed highways; land transport; railway transport.

Одной из важнейших задач модернизации транспортной системы Российской Федерации является проблема обеспечения скоординированной работы всех видов транспорта. Транспорт является одной из важнейших отраслей экономики страны, он играет главную роль в удовлетворении потребностей населения и в транспортировке продуктов деятельности предприятий.

Задача продвижения высокоскоростных наземных магистралей носит общенациональный характер. Ее реализация должна позволить основательно

* Кремнева М. С. -студент, Пермский филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», г. Пермь; e-mail: masha.kremneva@mail.ru.

Каменских А. Д. - студент, Пермский филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», г. Пермь; e-mail: anastasstag@gmail.com.

Скорюпина Л. С. - старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, Пермский филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», г.Пермь; e-mail: larisa-12-67@mail.ru.

** Kremneva M. S. - student , Perm branch of FSFEI HE «Volga state University of water transport», Perm; e-mail: masha.kremneva@mail.ru.

Kamenskih A. D. - student, Perm branch of FSFEI HE «Volga state University of water transport». Perm; e-mail: anastasstag@gmail.com.

Skorupina L. S. - senior lecturer of the Humanitarian Sciences Department, Perm branch of FSFEI HE «Volga state University of water transport», Perm; e-mail: larisa-12-67@mail.ru.

улучшить ситуацию с организацией взаимодействия железнодорожного и водного транспорта, обеспечением перевозок пассажиров на основных направлениях, обеспечить увеличение грузооборота, увеличить статус отечественного транспорта и государства в международном аспекте.

Во второй половине двадцатого века высокоскоростные магистрали (далее ВСМ) стали одним из наиболее значительных технологических инновационных проектов в области пассажирских перевозок. В 1964 г. в Японии было запущено первое регулярное движение по высокоскоростной магистрали. В 1981 г. ВСМ построили во Франции.

Позднее большая часть западной Европы, в том числеи Великобритания, оказалась объединена в единую высокоскоростную железнодорожную сеть. А уже к 2010 г. ВСМ получили распространение во многих странах Европы и Азии в качестве регионального и международного транспорта. В Европе общая протяженность линий высокоскоростных магистралей в 2010 г. составила около 6 тыс. км. Современные высокоскоростные поезда в эксплуатации развивают скорости примерно 350-400 км/ч, а при испытаниях вообще могут ускоряться до 560-580 км/ч. Вследствие быстрого обслуживания и высокой скорости движения, они являются серьёзными конкурентами другим видам транспорта, не изменяя при этом экономические характеристики перевозок, такие как низкая себестоимость при большом объёме пассажиропотока [Киселев И.П. 2014].

Проекты высокоскоростных магистралей требуют больших денежных вложений в строительство и являются крупными инфраструктурными проектами в странах, выполняющих их. Эти проекты существенно влияют на национальную транспортную структуру и ее развитие в целом. Из мирового опыта следует, что благодаря строительству высокоскоростных магистралей возникают значительные социально-экономические эффекты, оправдывающие затраты на их строительство [Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. 2007].

Первое место в рейтинге ВСМ занимает Китай, скорость поездов составляет больше 350 км/ч. До 2016 г. в Китае планировалось строительство высокоскоростных магистралей протяженностью около 45 тыс. км. Целью властей Китая было связать страну еще с 17 государствами. Тем самым обеспечит Китаю статус мирового лидера в области высокоскоростных железнодорожных перевозок, а показатели протяженности высокоскоростных железнодорожных магистралей в стране превысит 50% от общего объема среди всех подобных магистралей во всем мире [Морозова И.Н. 2016].

Главной проблемой для России с её обширными территориями является недостаточные темпы развития скоростного и высокоскоростного рельсового сообщение в рамках крупнейших агломераций и межрегиональных связей, что делает отечественную экономику гораздо менее конкурентоспособной.

Основными проблемами в сфере развития железных дорог России являются:

1. Невысокий уровень скорости движения среди пассажирских поездов.

2. Длительное время для поездок пассажиров и перевозки грузов.

3. Дефицит провозной и пропускной способности.

Именно поэтому в рамках осуществления «Программы организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России до 2030 года» рассчитана реализация двадцати проектов, что позволит организовать более 50 скоростных маршрутов общей длиной более 7000 километров. Главными перспективными проектами в России являются такие высокоскоростные линии как «Москва - Казань - Екатеринбург», включая Уфу и Челябинск, а также «Москва - Санкт-Петербург» и «Москва - Сочи».

Целью Программы является ускорение темпов экономического роста и повышение качества жизни населения России за счет создания сети скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, удовлетворяющей пассажиров в соответствующих соотношениях скорости, комфорта и стоимости проезда. В Программе акцентируют внимание на проектах постройки новых отведенных высокоскоростных линий, либо преобразование существующих путей, обеспечивающих на них скорость движения более 100 км/ч. Высокоскоростную магистраль также называют региональным метро, так как благодаря увеличенной скорости, большому такту движения, а также доступности вокзалов и станций она связывает регионы и делает междугороднее сообщение более доступными, в том числе ежедневное [Программа организации.. .2017].

Уникальностью российского проекта является отсутствие эксплуатации поездовсо скоростью больше 300 км/ч на регулярной основев схожих климатических условиях. Высокоскоростных магистралей нет ни в Северной Европе, ни в Северной Америке с холодными снежными зимами. При реализации этого проекта, у России появится опыт организации высокоскоростного движения при низких температурах, который станет эксклюзивным и востребованным со стороны зарубежных партнеров.

Строительство высокоскоростных магистралей считается «визитной карточкой» высокоразвитых стран. Даже проектируемая высокоскоростная магистраль показывает стратегическую активность страныв мировой политике и экономике. Страны, обладающие высокоскоростными магистралями, используют их в качестве подъема и развития своей экономики, для связи регионов внутри страны и для укрепления долгосрочных торговых отношений с соседними странами.

Проект создания высокоскоростной магистрали в Евразии («Один пояс -один путь») - это проект, в котором заинтересованы принять участие даже те страны, через которые он не пройдет. Строительство высокоскоростных магистралей благоприятствует росту научно-технического потенциала стран, развитию экономики и туристической области.

ВСМ «Евразия» - высокоскоростной грузопассажирский железнодорожный транспортный коридор «Евразия». Благодаря его воплощению можно преобразовать не только систему трансконтинентальных перевозок, но и увеличить конкурентоспособность железнодорожного транспорта. Проект также реализуеткрупные социально-экономические и агломерационные эффекты.

т-1 «-» «-» г* *-» -г-1

Главной задачей проекта является объединение всей территории Евразийского континента в единую транспортную систему, которая будет отвечать запросамлюдей к скорости, удобству и доступности, как по цене, так и географически.

Население Земли растёт и к 2050 г. достигнет 9,5 млрд человек, большая часть которых (75%) будет проживать в городах.

Начальным участком ВСМ «Евразия» на территории России является ВСМ Москва - Казань. Проект объединенной транспортной системы на территории России по образованию пространственных транспортно-логистиче-ских коридоров, в действительности, может стать стимулом роста торговли и экономики между странами. Общая длина магистрали составит примерно 9500км, из которых 6700 км будут построены вновь, в том числе 2300 км на территории России. В итоге будет построена крупнейшая сеть высокоскоростного и скоростного движения длиной более 50000 км благодаря объединению транспортных систем стран Азии, России и Европейского союза[АО «Скоростные магистрали»].

ВСМ уменьшит время в пути более чем в 4 раза - со 132 до 32 часов по железной дороге между Москвой и Пекином, что позволит организовать постоянный пассажиропоток и высокодоходный грузопоток с привлечением значительных территорий евразийского континента.

Общая стоимость ВСМ «Евразия» составляет примерно 7,84 трлн рублей. Часть магистрали на территории России оценивается в 3,58 трлн рублей. По предварительным данным, средняя скорость движения составит 250 км/ч. Основными участниками в реализации проекта, помимо ОАО «РЖД», должны стать железнодорожные регуляторы стран-участниц: «Казакстан-тем1ржолы» (Казахстанские железные дороги), Белорусская железная дорога и СЫпаЯа1Ыау8.

В основном, по высокоскоростной магистрали будут транспортировать потребительские товары с высокой добавленной стоимостью: электронику и бытовую технику, одежду и обувь, аксессуары, фармацевтическую продукцию и косметику при соответствующем типе вагонов с соблюдением температурного режима перевозки.

Будет необходимо создать инфраструктуру для оказания всего спектра логистических услуг, доставки груза «от двери до двери». Обработка специализированных грузовых контейнеров с использованием современных технических средств, роботизированных технологий обеспечит необходимую скорость обработки грузов, сокращение времени на выполнение операций погрузки/выгрузки.

Главной особенностью логистических терминалов будет их объединение в функциональные транспортно-логистические мультимодальные узлы для обеспечения сквозной обработки грузов с железнодорожного на водный транспорт и наоборот. Это будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей перевозочный процесс, и новых форм

взаимодействия железнодорожного и водного транспорта, как в региональном, так и в общегосударственном аспектах.

Для новой дороги потребуются новые поезда, с возможностью изменения ширины колеи, развивающие скорость до 400 км/ч, с возможностью применения различных систем безопасности, радиосвязи и электроснабжения.

В первую очередь такие решения потребуются для реализации проекта по перевозке грузов по коридору «Евразия» для формирования конкурентного предложения отправителям. Проект пассажирского подвижного состава, рассматриваемый в настоящее время, преследует цель обеспечения национального пассажирского движения, однако исследования показывают, что до 20% выручки коридора «Евразия» может обеспечивать пассажирское сообщение между агломерациями на пути трассы.

Опережающие сегодняшний день требования к комфорту, сервису, услугам, безопасности и скорости заложены в проект пассажирского поезда. Пассажиры с любым достатком смогут путешествовать на скоростных поездах линии ВСМ: 4 класса обслуживания позволят предложить пассажиру широкий выбор тарифов, а современные модели ценообразования обеспечат широкую билетную программу для пассажиров.

По предварительным расчетам, дополнительное приращение товарооборота между Китаем и Европой к 2035 г. составит более 720 млрд долл. Считается, что в перспективе одна треть всего грузооборота между двумя центрами мировой торговли может пойти по ВСМ «Евразия», так как увеличенная скоростьтранспортировки товаров становится все более востребованной.

Таким образом, с развитием высокоскоростных магистралей появятся следующие возможности:

• высвобождение существующих железнодорожных линий для перевозки грузов;

• повышение экономии в регионах;

• развитие технологий скоростных контейнерных перевозок по высокоскоростным магистралям;

• уменьшение негативного воздействия на окружающую среду внедрением высокоэкологичных технологий;

• изменение облика городов и регионов, освоение новых районов проживания;

• повышение мобильности населения.

Литература / References

АО «Скоростные магистрали» [JSC «Highway»]. URL: http://www.hsrail.ru/ (дата обращения 28.11.2018).

Киселев И.П. и др. Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Общий курс. Том 1: Учебное пособие. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014. 372 с. [Kiselev I.P. and others. (2014). High-speed rail transport. General course. Volume 1: Tutorial. M .: Federal State Budget Educational Establishment «Educational and Methodical Center for Education in Railway Transport». 372 p.]

Морозова И.Н. Скоростные железнодорожные магистрали // Молодой ученый. 2016. № 5. С. 51-54. [Morozova I.N. (2016). High-speed rail lines // Young scientist. № 5. Pp. 51-54.]

Программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации. Москва, 2015. 153 с. [The program of the organization of high-speed and high-speed rail service in the Russian Federation. Moscow, 2015. 153 p.]

Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 240 с. [Troitskaya N.A., Chubukov A.B. (2007). Unified transport system: A textbook for students of institutions of secondary vocational education. 3rd ed., Sr. M.: Academy. 240 p.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.