Научная статья на тему 'Трансчерноморская высокоскоростная пассажирская магистраль как инновационный проект развития транспортной системы юга России'

Трансчерноморская высокоскоростная пассажирская магистраль как инновационный проект развития транспортной системы юга России Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
131
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВЫСОКОСКОРОСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ / МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ВАРИАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ПАКЕТ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / COMPETITIVENESS / HIGH-SPEED TRAFFIC / TRANSPORT MOBILITY / MULTIMODAL SYSTEM / VARIATIONAL APPROACH / SOFTWARE PACKAGE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Числов О. Н., Богачев В. А., Егорова И. Н., Богачев Т. В.

Цель: Обоснование необходимости в инновационном подходе к развитию пассажирской транспортной инфраструктуры российского Причерноморья на основе высокоскоростного железнодорожного транспорта, функционирующего в рамках мультимодального проекта. Рассматривается проект российской трансчерноморской высокоскоростной пассажирской магистрали (ВСПМ) «Черноморье», которая станет основой для интеграции Черноморских побережий Кавказа и Крыма в единый экономический, социальный, историко-культурный, туристический и общеоздоровительный комплекс. Методы: Применяется вариационный подход к нахождению оптимальных вариантов расположения магистрали в плане трассы с учетом имеющихся особенностей рельефа местности и ставящихся при этом транспортно-логистических и общеорганизационных задач. В качестве математических моделей маршрутов расположения магистрали используются графики интерполяционных полиномов Лагранжа. Результаты: Разработана экономико-географическая модель с учетом региональных транспортно-логистических особенностей, в рамках которой решена оптимизационная задача, возникающая при нахождении возможных вариантов пролегания ВСПМ в данном регионе. Практическая значимость: Скоординированная на базе соединяющей Геленджик с Севастополем первой очереди магистрали мультимодальная система поднимет на качественно новый уровень привлекательность указанного региона для российских и иностранных инвесторов. Реализация рассматриваемого проекта приведет к созданию в стратегически важном регионе страны транспортного пространства, которое позволит ему стать курортно-оздоровительным и туристическим кластером качественно нового уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Числов О. Н., Богачев В. А., Егорова И. Н., Богачев Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSCHERNOMORSKY HIGH-SPEED PASSENGER HIGHWAY AS AN INNOVATION

Objective: To substantiate the need for an innovative approach to the development of passenger transport infrastructure of the Russian Black Sea region based on high-speed rail transport, operating as part of a multimodal project. The project of the Russian High-Speed Passenger Main Line “Chernomorye” is being considered, which will become the basis for the integration of the Black Sea coasts of the Caucasus and Crimea into a single economic, social, historical, cultural, tourist and general health complex. Methods: A variational approach is used to find the best options for the location of the highway in terms of the route, taking into account the existing features of the terrain as well as the transport, logistics and corporate tasks. The graphs of Lagrange interpolation polynomials are used as mathematical models of the highway location routes. Results: An economic-geographical model was developed taking into account regional transport and logistics features, within the framework of which the optimization problem was solved. The problem arises from finding possible options for laying a highway in this region. Practical importance: A multimodal system coordinated on the basis of the first line connecting Gelendzhik with Sevastopol will raise the attractiveness of this region for Russian and foreign investors to a qualitatively new level. The implementation of the project under consideration will lead to the creation of transport space in a strategically important region of the country, which will allow it to become a single resort and recreation and tourist zone of a qualitatively higher level.

Текст научной работы на тему «Трансчерноморская высокоскоростная пассажирская магистраль как инновационный проект развития транспортной системы юга России»

^ ПРОБЛЕМАТИКА ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

УДК 656.224+06

О. Н. Числов, В. А. Богачев, И. Н. Егорова, Т. В. Богачев

ТРАНСЧЕРНОМОРСКАЯ ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ЮГА РОССИИ

Дата поступления: 24.12.2018 Решение о публикации: 29.01.2019

Исследования проведены при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-20-04236офи_м_РЖД).

Аннотация

Цель: Обоснование необходимости в инновационном подходе к развитию пассажирской транспортной инфраструктуры российского Причерноморья на основе высокоскоростного железнодорожного транспорта, функционирующего в рамках мультимодального проекта. Рассматривается проект российской трансчерноморской высокоскоростной пассажирской магистрали (ВСПМ) «Черноморье», которая станет основой для интеграции Черноморских побережий Кавказа и Крыма в единый экономический, социальный, историко-культурный, туристический и общеоздоровительный комплекс. Методы: Применяется вариационный подход к нахождению оптимальных вариантов расположения магистрали в плане трассы с учетом имеющихся особенностей рельефа местности и ставящихся при этом транспортно-логистических и общеорганизационных задач. В качестве математических моделей маршрутов расположения магистрали используются графики интерполяционных полиномов Лагранжа. Результаты: Разработана экономико-географическая модель с учетом региональных транспортно-логистических особенностей, в рамках которой решена оптимизационная задача, возникающая при нахождении возможных вариантов пролегания ВСПМ в данном регионе. Практическая значимость: Скоординированная на базе соединяющей Геленджик с Севастополем первой очереди магистрали мультимодальная система поднимет на качественно новый уровень привлекательность указанного региона для российских и иностранных инвесторов. Реализация рассматриваемого проекта приведет к созданию в стратегически важном регионе страны транспортного пространства, которое позволит ему стать курортно-оздоровительным и туристическим кластером качественно нового уровня.

Ключевые слова: Транспортная инфраструктура, конкурентоспособность, высокоскоростное движение, транспортная подвижность, мультимодальная система, экономико-географическая модель, вариационный подход, пакет программного обеспечения.

*Oleg N. Chislov, D. Eng. Sci., associate professor, head of chair, [email protected]; Viktor A. Bogachev, Cand. Phys. and Math. Sci., associate professor, [email protected]; Irina N. Egorova, senior lecturer, [email protected] (Rostov State Transport University); Taras V. Bogachev, Cand. Phys. and Math. Sci., associate professor, [email protected] (Rostov State University of Economics) TRANSCHERNOMORSKY HIGH-SPEED PASSENGER HIGHWAY AS AN INNOVATION

PROJECT ON THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT SYSTEM IN THE SOUTH OF RUSSIA. DOI: 10.20295/1815-588X-2019-1-7-17

The research is conducted with the active support of the Russian Foundation for Basic Research (project N 17-20-04236ofi_m_RZhD).

Summary

Objective: To substantiate the need for an innovative approach to the development of passenger transport infrastructure of the Russian Black Sea region based on high-speed rail transport, operating as part of a multimodal project. The project of the Russian High-Speed Passenger Main Line "Chernomorye" is being considered, which will become the basis for the integration of the Black Sea coasts of the Caucasus and Crimea into a single economic, social, historical, cultural, tourist and general health complex. Methods: A variational approach is used to find the best options for the location of the highway in terms of the route, taking into account the existing features of the terrain as well as the transport, logistics and corporate tasks. The graphs of Lagrange interpolation polynomials are used as mathematical models of the highway location routes. Results: An economic-geographical model was developed taking into account regional transport and logistics features, within the framework of which the optimization problem was solved. The problem arises from finding possible options for laying a highway in this region. Practical importance: A multimodal system coordinated on the basis of the first line connecting Gelendzhik with Sevastopol will raise the attractiveness of this region for Russian and foreign investors to a qualitatively new level. The implementation of the project under consideration will lead to the creation of transport space in a strategically important region of the country, which will allow it to become a single resort and recreation and tourist zone of a qualitatively higher level.

Keywords: Transport infrastructure, competitiveness, high-speed traffic, transport mobility, multimodal system, variational approach, software package.

Введение

Развитие пассажирской транспортной инфраструктуры российского Причерноморья имеет стратегическое значение для страны в целом. Любые перемены, происходящие в указанном регионе России, так или иначе связаны со всеми сторонами ее социально-экономической и общественно-политической жизни. Одним из проектов, который позволит в достаточно полной мере реализовать потенциал этого во многом уникального региона, может стать российская трансчерноморская высокоскоростная пассажирская магистраль (ВСПМ) «Черноморье».

В настоящей работе для указанной магистрали рассматривается ее первая очередь, которая соединит города Геленджик и Севастополь. В своей кавказской части она пройдет от Геленджика через Таманский полуостров до станции Кавказ. Затем по железнодорожному

мосту пересечет Керченский пролив и далее пройдет по Крымскому полуострову сначала от Керчи до Феодосии, а затем вдоль северной оконечности Крымских гор до Севастополя.

Следует отметить, что в контексте проекта ВСПМ «Черноморье» естественным образом затрагиваются вопросы реконструкции тупикового Новороссийского железнодорожного узла и превращения его в сквозной тип. Именно, в результате прокладки новой железнодорожной линии от разъезда 11 км (в обход станции Грушевая) до Геленджика, а также прокладки части ВСПМ от Геленджика (вдоль побережья через село Кабардинка) до станции Новороссийск будет создано своеобразное железнодорожное кольцо. На этом кольце за парком «Восточный» станции Новороссийск целесообразно построить пассажирскую станцию с парком для отстоя, ремонта и экипировки составов, которые будут курсировать по ВСПМ [1].

В перспективе в качестве второй очереди проекта «Черноморье» естественно рассмотреть линию, соединяющую новую железнодорожную станцию (хаб) Геленджик (которая будет построена в первой очереди) со станцией Туапсе (или даже со станцией Адлер). В результате транспортные перспективы развития всей курортной зоны Черноморского побережья России окажутся существенно расширенными.

Наличие «сквозной» железнодорожной магистрали инновационного типа станет основой для интеграции Черноморских побережий Кавказа и Крыма в единый экономический, социальный, историко-культурный, туристический и оздоровительный комплекс. Скоординированный на базе магистрали мультимо-дальный проект с промежуточными хабами, расположенными в районе Геленджика, Новороссийска, Анапы, Тамани, Керчи, Феодосии, Симферополя и Севастополя, поднимет на новый качественный уровень привлекатель-

ность указанного региона для российских и иностранных инвесторов [2].

Мультимодальный проект «Черноморье» как генератор транспортной подвижности населения

Одной из основных задач, поставленных в государственной программе «Развитие транспортной системы РФ», является создание условий, способствующих увеличению транспортной подвижности населения (рис. 1 и 2) [3]. Для достижения этого предлагается направить усилия на инновационное развитие транспортной инфраструктуры, повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения и конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации, реализацию транзитного потенциала страны, повышение безопасности и комфорта пассажирских перевозок [4-6].

258,84

250

200

и и го с

«i а.

Р — о

.

о

VO

§ юо .

s

£ ш и

50

~ы~т

61,1 60,6 57,7 56 2 56,5 58,1 56,6 56,8 55,4 54,2 54,4

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Год

Рис. 1. Пассажирооборот транспорта общего пользования: транспорт: 1 - железнодорожный, 2 - автомобильный (автобусный), 3 - воздушный,

4 - городской электрический

s <u

X CD

0J О

ш S

g Р

X (J

S s со

о

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Год

Рис. 2. Динамика транспортной подвижности населения России

Транспортная подвижность населения связана с происходящими в обществе процессами: политическими, экономическими, социальными, демографическими, культурными и способствует всестороннему развитию рыночных отношений [7]. Уровень транспортной подвижности служит чувствительным индикатором развития социума и сбалансированности указанных отношений. Из статистических данных показателя транспортной подвижности населения следует, что за последние два года обозначилась тенденция к ее возрастанию, что проявляется для поездок, осуществляемых в деловых и личных, в частности туристических, целях (рис. 2).

Имеющее место в последние годы снижение доли железнодорожного транспорта на рынке пассажирских перевозок показывает, насколько актуальным становится проведение глубоких и всесторонних исследований, использующих методы математического моделирования на новых оптимизационных критериях, позволяющих выявить потенциал этого вида транспорта для каждого из регионов страны [8, 9]. Несомненно, все сказанное относится к российскому Причерноморью.

В рамках мультимодальной системы, основу которой составит ВСПМ «Черноморье», для каждого из видов транспорта предполагается своя рыночная ниша. Она будет отводиться таким образом, чтобы взаимоотношения между этими видами осуществлялись в форме бизнес-мутуализма - взаимовыгодного сотрудничества, при котором каждому из них предоставляются возможности проявить свои преимущества.

Рассматриваемым проектом обеспечивается диверсифицированный пакет пассажирских и экскурсионных услуг, который с такой степенью разнообразия, качества и доступности в принципе не может быть реализован никаким другим видом транспорта в отдельности. Ввиду высокоскоростного статуса магистрали время передвижения по ней соизмеримо с предоставляемым на изучаемых расстояниях воздушным транспортом. Комфортность условий передвижения может меняться от скоростных электричек типа «Ласточка» до вагонов представительского класса.

Реализация существенной части описываемого мультимодального проекта, а именно, связь с крупными городами (например, такими

мегаполисами как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург, Новосибирск) будет осуществляться авиатранспортом. Пассажиры будут прибывать в имеющиеся в настоящее время достаточно крупные аэропорты Геленджика, Анапы и Симферополя, в непосредственной близости от которых будут расположены соответствующие промежуточные хабы планируемой магистрали. Предназначением каждого из хабов является сбалансированное перераспределение всех проходящих через него пассажиропотоков [10].

Указанные авиарейсы естественно согласовать с расписанием движения поездов по магистрали, с которым, в свою очередь, должно быть согласовано время пассажирских и туристических услуг, предоставляемых другими видами транспорта. В соответствии с выбранными каждым пассажиром (или группой пассажиров) услугами реализуется комплексная программа, включающая трансфер, размещение в забронированных гостиницах и широкий спектр предусмотренных в каждом районе автобусных, автомобильных, морских, пешеходных и прочих экскурсий, а также индивидуальных поездок. При этом цена каждой из услуг, получаемых в пакете, оказывается существенно ниже предлагаемой в розницу. Заранее оказываются учтенными всевозможные потребности и запросы различных групп пассажиров, а временные затраты на все организационные вопросы минимизируются.

Предоставляемый диверсифицированный пакет гармонично сочетающихся между собой услуг содержит следующие компоненты:

1) предельно быстрое передвижение в предусмотренный маршрутом пункт назначения (по времени даже более короткое, чем на самолете, ввиду более простых организационных процедур при регистрации);

2) варьируемую в широких пределах комфортность условий, в которых происходит передвижение пассажиров;

3) продуманная с познавательной, релакса-ционно-психологической и эстетической точек зрения «внешняя сторона» маршрута.

Социальная направленность проекта выразится в том, что посредством разветвленной мультимодальной системы будут удовлетворяться запросы российских граждан всех уровней материальной обеспеченности [11-13]. Созданные условия для реализации широкого спектра пассажирских услуг в традиционном курортном регионе существенным образом повысят транспортную подвижность населения в целом по стране. В весьма полной мере реализуется уникальность железнодорожного транспорта, состоящая в устойчивости ко всем сезонным климатическим изменениям, что является базой для развития круглогодичного ритмично функционирующего туристического и курортно-оздоровительного комплекса [14].

Анализ транспортных возможностей региона

В настоящее время Черноморские побережья Кавказа и Крыма с климатической точки зрения позиционируются как расположенные в крайней северной части субтропического пояса. Однако по многим показателям, в том числе по срокам купального сезона, рассматриваемый регион все же близок к умеренной климатической зоне. В рамках существующей транспортной сети полноценная реализация всего круглогодичного потенциала, заложенного в таком самом значительном и популярном курортно-оздоровительном и туристическом регионе страны, представляется затруднительной.

Для решения социально значимой задачи максимального использования рекреационных возможностей региона с учетом уровней материальной обеспеченности различных групп населения, а также с целью повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта следует организовать гибкий круглогодичный алгоритм функционирования всей имеющейся транспортной инфраструктуры. При этом, с одной стороны, должны выдерживаться пиковые летние нагрузки, а с

другой, - предусмотрены ресурсы для привлечения пассажиров в нетрадиционные для посещения морского побережья позднеосенний, зимний и ранневесенний периоды. Например, для пассажиров во «внепиковый» период могут быть применены приоритетные и даже льготные возможности пользования ВСПМ «Черноморье».

Само по себе позиционирование магистрали как высокоскоростной по статусу внешне привлекательно для потребителей транспортных услуг. Одно из принципиальных ее отличий от существующих и достаточно протяженных заключается в том, что она предназначена только для пассажирских перевозок. Таким образом, в данном случае износ пути окажется на порядок ниже, чем при совмещенном движении, что повлечет за собой существенно меньшие затраты на его текущее содержание и ремонт.

Вариационная методика решения оптимизационной задачи трассирования ВСПМ в среде компьютерной математики

Целью предлагаемого проекта в составе региональной мультимодальной системы является реализация в едином транспортном пространстве географического, историко-познавательного, туристического, рекреационного и общеоздоровительного потенциалов, какими располагает указанный регион. При выборе положения участков маршрута между хабами магистрали должны быть учтены все стороны проекта: логистическая, топографическая, геологическая, гидрологическая, сейсмологическая, технико-технологическая, социально-экономическая, экологическая, эстетическая. Таким образом, описываемая в полном виде математическая модель является многофакторной.

В настоящей работе постараемся ответить на вопросы, которые естественным образом возникают на первых этапах рассмотрения проекта ВСПМ «Черноморье». Одно из принципиальных ограничений при выборе

маршрута пролегания магистрали обусловливается рельефом местности [15]. С точки зрения минимальности материальных затрат на изыскательские и строительные работы предпочтительными являются те маршруты, которые проходят по возможно более равнинной местности. В этой связи при изучении вариантов прокладки линии возникают вопросы, относящиеся к радиусам кривых пути, величина которых определяет допускаемые скорости движения поездов.

Известно, что для проектируемых ВСПМ в планах трасс используются кривые с минимальными радиусами Я = 4000-6000 м. После проведения соответствующих исследований для отечественных ВСПМ во ВНИИЖТ [16] было рекомендовано Я = 7000 м. Например, в соответствии с СТУ [17] для магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург» при скорости 250 км/ч непогашенное поперечное ускорение на буксе не должно превышать 0,7 м/с 2. При практикуемом максимальном возвышении наружного рельса к = 150 мм и наибольшем допускаемом недостатке возвышения АЛ = 65 мм для выражения связи между предельной скоростью поезда V , км/ч, и радиусом кривой Я, м, могут быть использованы зависимости вида [16]

^ах = 4,15л/Я , (1)

или

Из формулы (1) следует, что при радиусе кривой Я = 7000 м допускается скорость движения поезда V = 347 км/ч.

тах

Разработаем методику, использующую вариационный подход к нахождению оптимальных вариантов расположения магистрали в плане трассы с учетом имеющихся особенностей рельефа местности и ставящихся при этом транспортно-логистических и общеорганизационных ограничений. В качестве математических моделей маршрутов расположения магистрали были применены графики

интерполяционных полиномов Лагранжа, т. е. полиномов вида

(2)

х

Ln (*)=£ y х

i=0

(x x0) (x x^) • * •

... (X — X— )(X — Xi+l ).. ■ (X — xn ) (xi — x0 ) (xi — x! ... (xi — xi_l ) (xi — xi+l \..(xi — xn )

Выбор узлов интерполирования обусловливается специфическими особенностями рельефа обследуемой местности с целью обхода проектируемой линии горных массивов, гидрологически и сейсмически сложных областей. Если использовать терминологию вариационного исчисления, то находим решение задачи о кривой с закрепленными концами в местах расположения хабов, между которыми рассматривается участок магистрали. Конкретный вид полинома Лагранжа (2), полученного для данного участка магистрали, приведен на рис. 3 в строке вывода программы.

Как пример изучим достаточно характерный с топографической точки зрения участок магистрали между хабами, расположенными в северной части Феодосии и Симферополя. Расстояние по прямой между указанными городами составляет около 100 км. После выхода магистрали из хаба, находящегося в северной окрестности Феодосии, с юга от нее останется размещенный в восточных отрогах

Крымских гор г. Старый Крым. Далее с севера от магистрали расположено в степном Крыму село Золотое Поле, а затем с юга - г. Бело-горск. В этом месте с севера от магистрали открывается протяженная панорама уникального памятника природы - Белой Скалы.

Выбор феодосийского хаба позволит посещать широко известные с историко-познава-тельной, природной, спортивной и культурной точек зрения традиционные достопримечательности восточного Крыма - Коктебель, Ка-радагский заповедник, монастырь Сурб-Хач, генуэзскую крепость в Судаке, пос. Новый Свет. Также активнее станет развиваться местный экологический туризм (прогулки на лошадях в окрестностях Белогорска, посещение местных сыроварен и знаменитых крымских персиковых садов в окрестностях Золотого Поля, дегустация продуктов традиционной крымской национальной кухни).

Функциональность симферопольского хаба выражается его непосредственной близостью к аэропорту, имеющимся железнодорожным сообщением с известными оздоровительными курортами Евпаторией и Саки и, конечно, троллейбусным, автобусным и автомобильным сообщением с южным берегом Крыма. Все указанные выше обстоятельства создают условия для полноценного функционирования мультимодальной системы.

В качестве целевой функции решаемой оптимизационной задачи выступает величина радиуса кривой пути, а среди ограниче-

1-Г

60 50 100

Расстояние, км

Рис. 3. Трассирование участка Феодосия-Симферополь ВСПМ «Черноморье»:

Я := 51,29615052,

0,2604167 10-9 х5 + 0,107812499 10-5 х4 - 0,000223020833 х3 + 0,0094187500 х2 + 0,184166667 х,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I := 103.1199045

Рис. 4. Трассирование участка ВСПМ «Черноморье» на физической карте

ний имеются ввиду логистическая, топографическая, геологическая, гидрологическая, сейсмологическая, технико-технологическая, социально-экономическая, экологическая и эстетическая составляющие [18]. На рис. 3 приведено графическое изображение маршрута пролегания магистрали с учетом топографической и градостроительной составляющих между симферопольским и феодосийским хабами, найденное системой компьютерной математики Maxima (Free Ware) в процессе использования указанных выше интерполяционных методов при решении поставленной оптимизационной задачи.

Приведем численные и аналитические результаты, содержащиеся в строке вывода программы. Для найденного системой оптимального маршрута пролегания магистрали минимальный радиус кривой на рассматриваемом участке оказался равным R = 51 296 м. (Отметим, что длина участка составила около 103 км.) Получаемая по формуле (1) предельная скорость поезда оказывается соответственно равной vmax = 937 км/ч, что существенно выше указанной ранее допускаемой скорости движения поезда v = 347 км/ч. Таким обра-

зом, на протяжении всего указанного участка ВСПМ «Черноморье» (рис. 4) ограничения по скорости движения поезда будут отсутствовать.

Заключение

Проект ВСПМ «Черноморье» является инновационным в организационном и тех-ническо-технологическом отношении для всей Юго-Восточной Европы. Он позволит создать условия для гармоничного сочетания качественных пассажирских услуг в едином транспортном пространстве, которое недостижимо для обособленно функционирующих видов транспорта.

Магистраль станет логическим продолжением железнодорожной части Крымского моста и послужит необходимой основой для интеграции Черноморских побережий Кавказа и Крыма в единый экономический, сельскохозяйственный, социальный, историко-познавательный, культурный, туристический и общеоздоровительный комплекс.

Библиографический список

1. Числов О. Н. Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла / О. Н. Числов, Н. Н. Числов, В. Н. Чернов // Труды Всерос. науч.-практич. конференции «Транспорт-2007» : в 2 ч. -Ростов н/Д. : РГУПС, 2007. - Ч. 2. - С. 57-59.

2. Гура Г. С. Причерноморье - емкий инновационный полигон развития транспортной сети России в XXI веке / Г. С. Гура, Г. И. Гура // Вестн. Ростов. гос. ун-та путей сообщения. - 2004. -№ 2. - С. 64-71.

3. Государственная программа «Развитие транспортной системы». - Утв. постановлением Правительства от 20 декабря 2017 г. - № 1596.

4. Губанова А. А. Повышение конкурентоспособности предприятий транспортной отрасли на основе развития инновационной деятельности : на примере ОАО «ФПК» : дис. ... канд. экон. наук, специальность : 08.00.05 / А. А. Губанова. - М. : Рос. экон. академия им. Г. В. Плеханова, 2012. -187 с.

5. Соколова Я. В. Совершенствование управления проектами инновационного развития в транспортной компании / Я. В. Соколова // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2014. - Вып. 2. - С. 146-152.

6. Верховых Г. В. Железнодорожные пассажирские перевозки : монография / Г. В. Верховых, А. А. Зайцев, А. Г. Котенко. - СПб. : Северо-Запад. регион. центр «РУСИЧ», «Паллада-медиа», 2012. -520 с.

7. Макарова Е. А. Теоретические основы системы выбора факторов, влияющих на транспортную подвижность населения / Е. А. Макарова // Вестн. ВНИИЖТ. - 2006. - № 2. - С. 3-8.

8. Егорова И. Н. Сравнительный конкурентный анализ деятельности железнодорожного и других видов транспорта на рынке пассажирских перевозок / И. Н. Егорова // Развитие науки и образования в современном мире : сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практич. конференции 31 мая 2018 г. - М. : ООО «АР-Консалт», 2018. -С. 51-54.

9. Егорова И. Н. Повышение привлекательности железнодорожного транспорта на направлениях, конкурентных с автотранспортом / И. Н. Егорова,

О. Н. Мелешко // Труды Ростов. гос. ун-та путей сообщения. - 2014. - № 2 (27). - С. 31-35.

10. Железнов Д. В. Определение необходимого количества транспортно-пересадочных узлов в городах России / Д. В. Железнов, С. А. Леонова // Вестн. транспорта Поволжья. - Самара : САМГУПС, 2017. - № 4 (64). - С. 53-59.

11. Лапидус Б. М. Гладкая бесшовная транспортная система - инновационная модель будущего : природа, сущность, детерминанты качества / Б. М. Лапидус, Л. В. Лапидус // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. -2017. -№ 2. - С. 45-64.

12. Tschirhart F. Modeling the multimodal mass transit system and its passengers / F. Tschirhart, S. Adele, P.-O. Bauguion, S. Trefond // 11th World Congress on Railway Research : Research and Innovation from Today Towards 2050. 29.05-02.06.16. - Milan, Italy, 2016. - Р. 3-9.

13. Фёдоров Е. А. Необходимые условия и принципы организации интермодального пассажирского сообщения с участием железнодорожного и автомобильного транспорта в республике Беларусь / Е. А. Фёдоров, М. А. Килочицкая // Вестн. Белорус. гос. ун-та транспорта. Наука и транспорт. - 2017. - № 2 (35). - С. 119-122.

14. Осипова О. Я. Транспортное обслуживание в туризме : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / О. Я. Осипова. - 6-е изд., перераб. - М. : Изд. центр «Академия», 2012. - 400 с.

15. Юхина В. Ю. Проектирование трассы высокоскоростных магистралей в условиях сложного рельефа : дис. ... канд. техн. наук, специальность : 05.22.06 / В. Ю. Юхина. - М. : Моск. гос. ун-т путей сообщения (МИИТ), 2007. - 180 с.

16. Кантор И. И. Высокоскоростные железнодорожные магистрали : трасса, подвижной состав, магнитный подвес : учеб. пособие для вузов ж.-д. транспорта. - М. : Маршрут, 2004. - 51 с.

17. Специальные технические условия «Проектирование участка "Москва-Казань" высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва-Казань-Екатеринбург" со скоростями движения до 400 км/ч». - СПб. : ПГУПС, 2016. - 70 с.

18. Числов О. Н. Распределение вагонопотоков операторской компании в припортовых транспортных узлах методом экономико-географического

разграничения / О. Н. Числов, В. А. Богачев, В. М. Задорожний, Т. В. Богачев // Изв. Петерб. унта путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2016. - Т. 13, вып. 3 (48). - С. 302-313.

References

1. Chislov O. N. Chislov N. N. & Chernov V. N. Kompleksnoye razvitiye Novorossiyskogo transport-nogo uzla [Complex development of the Novorossiysk transport hub]. Trudy Vseross. Nauch.-praktich. konfe-rentsii "Transport-2007" [Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference "Transport-2007"]. Rostov-on-Don, Rostov State Transport University Publ., 2007, pt 2, pp. 57-59. (In Russian)

2. Gura G. S. & Gura G. I. Prichernomorye - yem-kiy innovatsionniy polygon razvitiya transportnoy sety Rossii v 21 veke [The Black Sea Coast - a capacious innovative testing ground for the Russian transport network development in the XXI century]. Vestnik Rostov. gos. un-ta putey soobshcheniya [Bulletin of the Rostov State University of Communications], 2004, no. 2, pp. 64-71. (In Russian)

3. Gosudarstvennayaprogramma "Razvitiye trans-portnoy sistemy" [State program "Development of the transport system"]. Utv. postanovleniyem Pravitelstva ot 20 dekabrya 2017, no. 1596 [Approved by the Government Decree dated December, 20th, 2017, no. 1596]. (In Russian)

4. Gubanova A. A. Povysheniye konkurentnospo-sobnosty predpriyatiy transportnoy otrasly na osnove razvitiya innovatsionnoy deyatelnosty naprimere OAO "FPK" [The improvement of competitiveness of transport enterprises on the basis of innovative activity development by the example of OAO "FPK"]. Dis. Cand. Sci. in Economics, speciality: 08.00.05. Moscow, Russian Academy of Economics named after G. V. Plekha-nov Publ., 2012, 187 p. (In Russian)

5. Sokolova Ya. V. Sovershenstvovaniye upravleniya proektamy innovatsionnogo razvitiya v transportnoy kompanii [Management improvement of innovation development projects in a transport company]. Izvestiya Peterb. universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg Transport University]. Saint Petersburg, Petersburg Transport University Publ., 2014, issue 2, pp. 146-152. (In Russian)

6. Verkhovykh G. V., Zaitsev A.A. & Kotenko A. G. Zheleznodorozhniyepassazhirskiye perevozky [Railway passenger transportation]. Saint Petersburg, Northwestern Regional Center RUSICH, Pallada Media Publ., 2012, 520 p. (In Russian)

7. Makarova E. A. Teoreticheskiye osnovy sistemy vybora faktorov, vliyayushchykh na transportnuyu podvizhnost naseleniya [Theoretical foundations of selecting factors influencing the transport mobility of a population]. Vestnik VNIIZhT [Bulletin of VNIIZhT], 2006, no. 2, pp. 3-8. (In Russian)

8. Egorova I. N. Sravnitelniy konkurentniy analiz deyatelnosty zheleznodorozhnogo i drugikh vidov transporta na rynke passazhirskikh perevozok [Comparative competitive analysis of the activities of railway and other types of transport in the passenger transportation market]. Razvitiye nauky i obrazovaniya v sovremen-nom mire [Development of science and education in the modern world]. Sb. nauch. trudov po materialam Me-zhdunar. nauch.-praktich. konferentsii 31 maya 2018 g. [A collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference on May 31, 2018]. Moscow, AR-Consult LLC Publ., 2018, pp. 51-54. (In Russian)

9. Egorova I. N. & Meleshko O. N. Povysheniye privlekatelnosty zheleznodorozhnogo transporta na napravleniyakh, konkurentnykh s avtotransportom [Improvement of railway transport attractiveness in areas competitive with motor transport]. Trudy Rostov. gos. universitiaputey soobshcheniya [Proceedings of Rostov State University of Communications], 2014, no. 2 (27), pp. 31-35. (In Russian)

10. Zheleznov D. V. & Leonova S.A. Opredele-niye neobkhodimogo kolichestva transportno-peresa-dochnykh uzlov v gorodakh Rossii [Determination of the required number of transport hubs in Russian cities]. Vestnik Transporta Povolzhya [Bulletin of Volga Transport]. Samara, SamGUPS Publ., 2017, no. 4 (64), pp. 53-59. (In Russian)

11. Lapidus B. M. & Lapidus L. V. Gladkaya bes-shovnaya transportnaya sistema - innovatsionnaya model budushchego: priroda, sushchnost, determinant kachestva [Smooth seamless transport system - an innovative model of the future: nature, essence and quality determinants]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seria 6. Ekonomika [Bulletin of Moscow University. Series 6. Economy], 2017, no. 2, pp. 45-64. (In Russian)

12. Tschirhart F., Adele S., Bauguion P.-O. & Tre-fond S. Modeling the multimodal mass transit system and its passengers. Hth World Congress on Railway Towards 2050, 29.05-02.06.2016. Milan, Italy, 2016, pp. 3-9.

13. Fedorov E.A. & Kilochitskaya M. A. Neob-khodimiye usloviya i printsipy organizatsii intermodal-nogo passazhirskogo soobshcheniya s uchastiyem zheleznodorozhnogo i avtomobilnogo transporta v re-spublike Belarus [Necessary conditions and principles for intermodal passenger traffic organization involving railway and road transport in the Republic of Belarus]. Vestnik Belorus. gos. universiteta transporta. Nauka i transport [Bulletin of the Belarusian State University of Transport. Science and Transport], 2017, no. 2 (35), pp. 119-122. (In Russian)

14. Osipova O. Ya. Transportnoye obsluzhivaniye v turizme [Transport service in tourism]. Uchebnik [College textbook]. 6th ed., ext. and rev. Moscow, Aka-demiya Publ., 2012, 400 p. (In Russian)

15. Yukhina V. Yu. Proektirovaniye trassy vysoko-skorostnykh magistraley v usloviyakh slozhnogo relyefa [The route design of high-speed highways under conditions of rugged topography]. Dis. Cand. Eng. Sci., speciality: 05.22.06. Moscow, Moscow State University of Transport (MIIT) Publ., 2007, 180 p. (In Russian)

16. Kantor I. I. Vysokoskorostniye zheleznodorozh-niye magistraly: trassa, podvizhnoy sostav, magnitniy podves [High-speed railways: highway, rolling stock, magnetic suspension]. Ucheb. posobiye dlya vuzov zh.-d. transporta [A manual for transport universities]. Moscow, Marshrut Publ., 2004, 51 p. (In Russian)

17. Spetsialniye tekhnicheskiye usloviya "Proektirovaniye uchastka "Moskva-Kazan " vysokosko-rostnoy zheleznodorozhnoy magistraly "Moskva-Kazan-Yekaterinburg"so skorostyamy dvizheniya do 400 km/ch" [Special technical regulations "Designing the Moscow-Kazan section of the high-speed Moscow-Kazan-Yekaterinburg railway with speeds up to 400 km/h"]. Saint Petersburg, Petersburg Transport University Publ., 2016, 70 p. (In Russian)

18. Chislov O. N., Bogachev V.A., Zadorozhny V. M. & Bogachev T. V. Raspredeleniye vagonopritokov ope-ratorskoy kompanii v priportovykh transortnykh uzlakh metodom ekonomiko-geograficheskogo razgranicheniya [Distribution of wagon flows of the operator company in the port transport hubs by the method of economic and geographical differentiation]. Izvestiya Peterb. gos. universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg State Transport University]. Saint Petersburg, Petersburg Transport University Publ., 2016, vol. 13, issue 3 (48), pp. 302-313. (In Russian)

*ЧИСЛОВ Олег Николаевич - д-р техн. наук, доцент, заведующий кафедрой, [email protected]; БОГАЧЕВ Виктор Алексеевич - канд. физ.-мат. наук, доцент, [email protected]; ЕГОРОВА Ирина Николаевна - старший преподаватель, [email protected] (Ростовский государственный университет путей сообщения); БОГАЧЕВ Тарас Викторович - канд. физ.-мат. наук, доцент, [email protected] (Ростовский государственный экономический университет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.