Научная статья на тему 'Разработка системы критериального оценивания учебных достижений школьников'

Разработка системы критериального оценивания учебных достижений школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3517
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНАЯ СИСТЕМА / ФУНКЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ / ПРОТИВОРЕЧИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ОЦЕНИВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕДУРА САМООЦЕНКИ / РЕЙТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБЪЕКТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ / ESTIMATION SYSTEM / FUNCTIONS OF TRADITIONAL ESTIMATION SYSTEM / CONTRADICTION OF QUANTITATIVE AND HIGH-QUALITY ESTIMATION / TECHNOLOGY OF OPEN EDUCATION / PROCEDURE OF SELFASSESSMENT / RATING RESEARCHES / OBJECTIVE ESTIMATION OF RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривопалова Ирина Викторовна

Статья посвящена проблеме оценивания результатов учебной деятельности школьников. Автор рассматривает разработанную систему оценки знаний, умений, навыков, необходимость приведения системы в соответствие с поставленными целями образования, предлагает признать необходимость оценивать содержательное движение ученика к цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CRITERIA-BASED ASSESSMENT SYSTEM OF THE STUDENTS EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS

Article is devoted to a problem of estimation of results of the educational activity of school students. The author considers the developed system of the assessment of knowledge, abilities, skills, need of reduction of system in compliance with education goals, suggests to recognize the need to estimate the substantial movement of a student toward the purpose.

Текст научной работы на тему «Разработка системы критериального оценивания учебных достижений школьников»

УДК 001.8

Б01: 10.20310/1810-0198-2016-21-2-402-405

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

© И. В. Кривопалова

Статья посвящена проблеме оценивания результатов учебной деятельности школьников. Автор рассматривает разработанную систему оценки знаний, умений, навыков, необходимость приведения системы в соответствие с поставленными целями образования, предлагает признать необходимость оценивать содержательное движение ученика к цели.

Ключевые слова: оценочная система; функции традиционной оценочной системы; противоречия количественного и качественного оценивания; технологии открытого образования; процедура самооценки; рейтинговые исследования; объективное оценивание результатов.

Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений обучающихся.

Самые различные способы проверки знаний и умений существовали во все времена. В процессе исторического развития менялись формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы [1].

На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, а такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:

- отсутствие четких критериев оценки достижения результатов обучения, понятных учащимся, родителям и педагогам;

- выставление отметки, ориентированной на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником;

- отсутствие четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков учеником по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

- учет только текущих оценок при выставлении итоговой, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения;

- отсутствие оперативной связи между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации учащихся к обучению.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты), освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечивать возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования [2].

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Становится совершенно очевидным - прежде всего, изменяется инструментарий — формы и методы оценки, основанный на критериальном оценивании.

Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т. д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Критерий - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.

Критерии описываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания [3].

Основные положения системы критериального оценивания:

- разработка критериев на основе поставленных учебных целей;

- отсутствие открытого сравнения результатов разных учащихся;

- участие самих учащихся в оценивании (самооценка, взаимооценка);

- процессный характер оценивания: оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и процесс обучения;

- использование электронных инструментов для оценивания.

При разработке критериев оценки необходимо учитывать:

- оценивается только работа учащегося, а не его личность;

- работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее;

- оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали, т. к. критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей;

- учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей;

- повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению [4].

Новый ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредмет-ным, предметным.

Каждый педагог, начавший работу по новым образовательным стандартам, столкнулся с рядом вопросов, касающихся оценки новых образовательных результатов обучающихся. Какова она, система критериального оценивания? Как, опираясь на теоретические умозаключения, перейти к конкретной работе? Как, организуя учебный процесс по-новому, оценивать учебные достижения школьников? Как разработать универсальную систему оценки? Что является мерилом объективности разработанной критериальной оценки? Подобных вопросов возникает немало и большинство из них имеет неоднозначный ответ [4].

Итак, будем опираться на то, что оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня [5].

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку сформированности ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в т. ч. метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Согласно новым образовательным стандартам приоритетными в диагностике метапред-метных и предметных результатов становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи по применению знаний и умений), предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т. п. Вместе с тем, при разработке критериев оценки учебных достижений школьников необходимо учитывать, что задания репродуктивного уровня являются неотъемлемой частью процесса обучения (знание терминологии; конкретных фактов; способов и средств работы со спецификой) и тоже требуют разработки новой системы оценки. В связи с этим, при разработке системы критериев для оценки учебных достижений школьников по предметам естественнонаучного цикла необходимо учитывать репродуктивный и продуктивный характер их деятельности.

Таким образом, критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. Оценка результатов позволяет корректировать содержание учебного материала, выбор форм, методов, средств обучения, деятельность обучающих и обучаемых на отдельных этапах, соотносить полученный результат с поставленной целью и определять пути коррекционной работы [4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. URL: http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/oppevahend.pdf. (дата обращения: 15.01.2016).

2. Критериальное оценивание. URL: http://nis.edu.kz/ru/programs/criter-eval/ (дата обращения: 15.01.2016).

3. Задорожная С.В. Развитие навыков работы с учебной информацией // Физика: метод. газ. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. 2008. 16-31 июля (№ 14). С. 40-42.

4. Малышева Н.В. Планирование учебной деятельности в условиях реализации технологии смешанного обучения: методические рекомендации. Котовск, 2013.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 15.01.2016).

Поступила в редакцию 1 февраля 2016 г.

Кривопалова Ирина Викторовна, Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалифика-

ции работников образования», г. Тамбов, Российская Федерация, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, e-mail: 00Irina@rambler.ru

UDC 001.8

DOI: 10.20310/1810-0198-2016-21-2-402-405

DEVELOPMENT OF THE CRITERIA-BASED ASSESSMENT SYSTEM OF THE STUDENTS EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS

© I. V. Krivopalova

Article is devoted to a problem of estimation of results of the educational activity of school students. The author considers the developed system of the assessment of knowledge, abilities, skills, need of reduction of system in compliance with education goals, suggests to recognize the need to estimate the substantial movement of a student toward the purpose. Key words: estimation system; functions of traditional estimation system; contradiction of quantitative and high-quality estimation; technology of open education; procedure of self-assessment; rating researches; objective estimation of results.

REFERENCES

1. Instrumenty formiruyushchego ocenivaniya v deyatel'nosti uchitelya-predmetnika. URL: http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/oppevahend.pdf. (acctssed 15.01.2016).

2. Kriterial'noe ocenivanie. URL: http://nis.edu.kz/ru/programs/criter-eval/ (acctssed 15.01.2016).

3. Zadorozhnaya S.V. Razvitie navykov raboty s uchebnoj informaciej // Fizika: metod. gaz. dlya prepodavatelej fiziki, astronomii i estestvoznaniya. 2008. 16-31 iyulya (№ 14). S. 40-42.

4. Malysheva N.V. Planirovanie uchebnoj deyatel'nosti v usloviyah realizacii tekhnologii smeshannogo obucheniya: metodicheskie rekomendacii. Kotovsk, 2013.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart. URL: http://standart.edu.ru/ (acctssed 15.01.2016).

Received 1 February 2016.

Krivopalova Irina Viktorovna, Tambov Regional State Educational Autonomous Establishment of Additional Professional Education «Institute of Professional Development of Educators», Tambov, the Russian Federation, Associate Professor of the General Studies Department, e-mail: 00Irina@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.