Научная статья на тему 'Разработка систем управления инновационной деятельностью предприятий региона'

Разработка систем управления инновационной деятельностью предприятий региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ / СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ / INNOVATING ACTIVITY / PERSONAL KNOWLEDGE / STAGES OF PLANNING / INNOVATION / DESIGNING OF THE ENTERPRISE KNOWLEDGE BASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глухова Л. В.

Автор предлагает использовать информационные и коммуникационные технологии для управления инновационной деятельностью предприятий и обеспечения реализации управленческих решений. Рассматриваются этапы разработки системы управления инновационными процессами, основанными на знаниях персонала предприятия, структура системы управления знаниями предприятия и пример модели обеспечения информацией инновационных процессов предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author suggests to use both information and communication technologies for managing the innovating activity of enterprises through supporting the manage-rial decisions implementation. The stages of planning and designing of the system management are considered. They include studying of the personal knowledge, designing of the enterprise knowledge base and projecting the information streams for innovative activity at the enterprises.

Текст научной работы на тему «Разработка систем управления инновационной деятельностью предприятий региона»

Л. В. Глухова

РАЗРАБОТКА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный процесс, управление инновационным процессом, структурный анализ системы управления процессом инновационной деятельности, модель системы управления знаниями персонала предприятия. innovating activity, personal knowledge, stages of planning, innovation, designing of the enterprise

knowledge base.

Автор предлагает использовать информационные и коммуникационные технологии для управления инновационной деятельностью предприятий и обеспечения реализации управленческих решений. Рассматриваются этапы разработки системы управления инновационными процессами, основанными на знаниях персонала предприятия, структура системы управления знаниями предприятия и пример модели обеспечения информацией инновационных процессов предприятия. The author suggests to use both information and communication technologies for managing the innovating activity of enterprises through supporting the managerial decisions implementation. The stages of planning and designing of the system management are considered. They include studying of the personal knowledge, designing of the enterprise knowledge base and projecting the information streams for innovative activity at the enterprises.

Инновационная деятельность, по мнению автора, это вид профессиональной деятельности, направленный на практическое освоение результатов интеллектуального труда, реализуемых в форме нововведений, и выражающийся совокупностью усилий, прилагаемых для осуществления инновационного процесса. При этом инновационный процесс представляет собой логически связанную цепь последовательных переходов от идеи возможного нововведения до его практической реализации, конечным результатом которого является новая наукоемкая продукция, востребованная рынком и защищенная как интеллектуальная собственность.

При организации инновационной деятельности требуется системная интеграция финансовых, материальных, интеллектуальных, технических, технологических и других ресурсов, согласованное взаимодействие которых требует системного координирования и регулирования. Эффективное управление взаимодействием всех его компонентов возможно на основе автоматизированной системы управления, при разработке которой предполагается последовательное прохождение нескольких этапов (целевой; информационноаналитический; структурный; формализации; проектный; внедренческий; испытательный; эксплуатационный). Инновационность персонала характеризуется наличием подготовленного к нововведениям кадрового потенциала предприятия, готовностью кадров к генерации идей, их эффективной реализации на практике. Для оценки завершенности каждого из этапов, нужен критериально-оценочный аппарат. Рассмотрим возможность построения такой системы с позиций управления качеством накопления и развития корпоративных знаний персонала предприятия.

При анализе целостности и результативности цепочки создания инновационной продукции необходимо обращать внимание на наличие нужных производственных связей и эффективность их функционирования. Применительно к этой проблеме принято говорить о структурном капитале, где автор понимает способность предприятия управлять своей организационной структурой, приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка и требованиям внешней среды. Сопровождающие любой инновационный процесс ситуации

неопределенности и риска требуют от персонала предприятия готовности работы в условиях переходных процессов, одним из главных проявлений которых является возникновение различных нештатных ситуаций или барьеров. Возникающие противоречия как внутри инновационного процесса каждой из подсистем инновационной деятельности, так и между подсистемами требуют своего разрешения и являются одной из важнейших задач инновационного менеджмента, что и обосновывает актуальность темы исследования [1,2].

Управление инновационной противоречивостью и конфликтностью при внедрении нововведений в производственную сферу основано на определенном наборе методов и средств, направленных на достижение цели функционирования с заранее запланированным и ожидаемым качеством. Для оценки завершенности каждого из этапов межсистемно-го взаимодействия автор статьи предлагает использовать методы структурного анализа и синтеза, результатом применения которых является обоснование количественных критериев для оценки качества инновационного процесса. В этом и заключается теоретическая и практическая значимость предлагаемых проектных решений.

Структурный анализ системы - метод исследования устойчивых внутренних взаимосвязей системы и обоснования математической модели структуры по заранее заданному существенному свойству системы в целом. Структурный анализ завершается построением конфигурации структуры. Необходимыми и достаточными признаками описания системы являются признаки предметности, релятивности, атрибутивности, которые представляют триединое интегративное свойство целостности системы. Содержание признаков можно представить следующим образом:

1. Предметный признак системы, представляемый обычно в виде ее частей с их функциональным назначением; в виде иерархических или функциональных схем, отражающих их взаимную связь, и другими способами наглядного отображения частей и целого.

2. Релятивный признак отображает части рассматриваемой системы через отношения критериальных параметров существенного свойства каждой части к аналогичному существенному свойству системы в целом. Это дает возможность рассматривать систему не в предметном аспекте, а через абстрагированную форму ее отношений, которые понимаются как индексы влияния структуры системы (в этом качестве индексы влияния структуры являются носителями отношений), а отношения есть количественная суть частей. Таким образом, индексы влияния структуры связывают части системы между собой и с системой в целом. В нашем случае рассматриваются отношения параметров (п) частей системы к критериальному параметру пКр системы по рассматриваемому существенному свойству, то есть индексы влияния равны

Р=^. (1)

Пкр

Отметим, что Р может принимать значения от Р =0 до Р >1. При значении Р >1

критериальный параметр п совпадает с критерием п (т.е. достигает или превышает верхний уровень критерия системы в целом. Такой индекс влияния (Р >1) для 1-той части означает, что по рассматриваемому свойству критериальной части параметр 1-той части определяет эту часть системы как базовую по заданному свойству. Все части системы представлены в структурном анализе убывающим рядом индексов влияния Р определяющих релятивный признак всех частей системы, и выражаются в виде:

р > р >•••> р>1>р >^+1 >•••> р- >а> р >^+1 >->к_1 >р > о (2)

3. Атрибутивный признак предназначен для формирования равновеликих сумм индексов влияния структурных блоков с признаком (^ Р = 1), отражающих минимально

возможные негативные результаты функционирования системы и, на этой основе, обосновывающих структуру системы из упомянутых структурных блоков. Для системы в целом внешней средой выдвигаются такие требования, которые в пределах одного жизненного цикла не допускают с определенной вероятностью ни одного негативного результата в любых ситуациях. Эти требования при структурном анализе неизбежно приводят к математическому обоснованию оптимально-возможной конфигурации структурной схемы свойства целостности, определяемой убывающим рядом (2) индексов влияния (рис.1).

Рис. 1 - Общий вид структурной схемы

По полученной структурной схеме совершенно очевидна и математическая зависимость, являющаяся структурной формулой целостности системы и отражающая ее атрибутивность (3), где А < Дн есть отклонение от минимального уровня погрешности негативного результата

Р(А < Ан,Тн) = Р1Р2...Р,Р|+1 ...[1 - (1 - Рт-1 )(1 - Рт)]. (3)

При проектировании системы управления инновационным процессом на предприятии и знаниями персонала, обеспечивающими результативность инновационного процесса, также исследовалась структура системы управления, ее целостность и отношения между элементами на основе методов структурного анализа и синтеза. Для поддержания качества функционирования информационной системы при требуемой степени эффективности и результативности был сформулирован критериально-оценочный механизм управления качеством процесса накопления знаний персонала с заранее заданным уровнем его сфор-мированности. Теоретические основы и правила использования методов структурного анализа и синтеза описаны в работах [2-6].

Автор в своих выводах основывается на:

а) базовых понятиях и категориях теории управления качеством;

б) классификации систем, видов, методов, функций, структур управления качеством;

в) законах и принципах управления качеством.

Признаки категории «управления» рассматриваются в трех аспектах: системность, направленность, детерминизм. При проектировании и разработке системы управления знаниями персонала предприятия для обеспечения качества функционирования корпоративной базы знаний предприятия общим принципом управления является принцип дуальности организации и управления. Автор выделяет два направления: а) «управление качеством функционирования системы знаний персонала («обеспечение качества», его поддержание); б) «управление качеством развития системы знаний персонала («улучшение качества знаний»).

Предлагаемая методология диагностики и управления качеством функционирования системы управления знаниями персонала предприятия (для реализации им инновационной деятельности) на основе метода структурного анализа опирается на следующие положения: а) выбор существенных свойств частей для оценки влияния их совокупности на систему в целом; б) параметры каждого существенного свойства частей системы оцениваются отношением к параметру того же существенного свойства системы в целом (индексами влияния); в) совокупность выявленных отношений определяет однозначно структуру системы

по интегративному свойству целостности; г) параметры системы качества функционирования полностью соответствуют требованиям внешней среды у на конец жизненного цикла системы, обеспечивая тем самым диагностирование и управление на всех этапах этого цикла.

Содержание категории качества знаний персонала развертывается автором через основные принципы становления, реализации и развития качества в жизненном цикле инновационного процесса. Рассматриваются принципы: а) дуальности внешне-внутренней обусловленности качества инновационного процесса; б) структурности, иерархичности и динамичности; в) отражения качества процессов в виде результатов на выходе этого процесса (принцип объект — процессного дуализма в теории качества); г) отражения качества жизненного цикла в качестве объекта, развертывающегося в процессах жизненного цикла и другие. Всеобщая связь проявления универсального взаимодействия всех предметов и явлений отражает внутреннее структурное единство всех элементов и свойств в каждой целостной системе. Структурное образование системы наглядно демонстрирует этот закон

Б

целостности, выраженный через структуру Б = {Р,}, где Б{Р,} - символ структуры [2,3].

т=0

Принцип адаптивности по отношению к внешней среде обеспечивается принципом единства внутренней и внешней среды, поскольку система обладает внутренним единством с внешней средой. Принцип единства и многообразия мира проявляется в силу действия всеобщего закона перехода количественных изменений в качественные. Изменение индексов влияния в системе управления знаниями персонала предприятия изменяет эффективность и целостность системы, т. е. превращает ее в другую систему с другими существенными свойствами. Структурный метод дает возможность оценить элементы системы и систему в целом, а вероятностный метод дает возможность оценки качества функционирования инновационного процесса при переходе от одного этапа к другому; от блоков к комплектам, от комплектов к уровням на всех уровнях системы. Разработанная автором методология структурных исследований существенных свойств систем позволяет оценивать параметры этих свойств не только в параметрической размерности, но и с вероятностью проявления (непроявления) этих параметров применительно к исследуемой информационной системе. Это дает возможность получать вероятностную оценку качества функционирования как всей системы, так и для ее элементов одновременно для внутренней и внешней среды. Это исключает ситуации возникновения «барьеров» и противоречий на границе законченных работ одного этапа жизненного цикла объекта и его перехода на исполнение работ следующего этапа. Для каждого этапа жизненного цикла инновационного процесса объективно вычисляется требуемая вероятность обеспечения контролируемых параметров. Это является гарантией качества завершения последующих работ, которые выполняются присущими для этого этапа способами, а, следовательно, и имеют свою структуру.

Подвергнем структурному анализу управление знаниями персонала предприятия как совокупности стратегий и процессов по выявлению, приобретению, распространению, использованию, контролю и обмену знаниями, необходимыми для обеспечения конкурентоспособности бизнес-процесса. Выявим составные части системы управления инновационными процессами, которые должны быть учтены при формировании системы знаний персонала предприятия. Определим у - требования внешней среды к обеспечению качества функционирования системы (например, на уровне у = 95%). По мнению автора, это две подсистемы (рис. 2). Подсистема обеспечения качества накопления знаний у персонала при внедрении инновационных процессов и подсистема развития системы знаний персонала на предприятии.

Рис. 2 - Структура системы управления знаниями на предприятии

Обеспечение качества накопления знаний включает три блока. Во-первых, это блок формирования и накопления знаний, который содержит идентификацию знаний, аккумуляцию, тиражирование. Во-вторых, это блок использования знаний из корпоративной базы ПОДСИ

знаний предприятия, содержащий ключи доступа к знаниям, их актуализации и ключи компетенций для каждого вида знаний. В-третьих, блок распространения знаний, состоящий из: правил распространения и оценки остаточных знаний, правил защиты знаний. Подсистема развития системы знаний содержит два блока: блок мониторинга знаний и блок развития знаний. Блок мониторинга знаний содержит контроль и учет следующих показателей: финансовой составляющей знаний, затрат на внедрение новых знаний, эффективности от их внедрения, сроков актуализации знаний, компетенций персонала при использовании знаний. Блок развития знаний персонала содержит процессы:

1) обновления и развития знаний, предусматривающие превращение их из скрытых

индивидуальных в «явные» и доступные для сотрудников предприятия; Кттпк Лппмипгтяния

2) интеграции накопленных знаний с приобретаемыми или обновляемымизнаниями г

персонала для более эффективного их использования. Основу управления знаниямиДер-щя ЗНс1НИР сонала составляет процесс мониторинга соответствия расчетных и формируемых моделей управления знаниями. При наличии отклонения, выходящего за граничные значения, включается механизм внутреннего регулирования - гомеорез, который позволяет адаптировать процесс под требования внешней среды (у) и делать его управляемым.

Управление знаниями участников инновационного процесса считается эффективным, если в организации, во-первых, сформирована благоприятная культура знаний, во-вторых, внедрены процессы формирования, распространения, использования, передачи знаний, в-третьих, внедрены информационные технологии. Но самым главным является взаимодействие всех вышеперечисленных элементов, что обеспечивает конечный результат — качественно новый уровень организации эффективной деятельности предприятия. фиКсЩИЯ

293

На стратегическом уровне управления основной акцент производится на конкурентоспособность предприятия, его финансовую устойчивость и развитие предприятия за счет внедрения новых наукоемких технологий и усовершенствования продукции. На тактическом уровне фокусируется внимание на интеллектуальном капитале (под которым понимаются знания персонала) предприятия и наличии информационных технологий, способствующих быстрой и качественной обработки различной информации. На операционном уровне основное внимание фокусируется на персонале, его компетенции, а также на комплексное внедрение тактик за счет наличия интеллектуального капитала предприятия в виде баз знаний.

Для реализации автоматизированного управления информационными потоками инновационной деятельности предприятия была построена модель, новизна решения которой подтверждена патентом (№«71789). В настоящее время автором разработана модель управления инновационной деятельностью предприятий региона, где реализована интеграция подходов: системного, процессного, кибернетического, синергетического и мультиагент-ного. Реализация модели позволяет получить добавленную ценность от ее внедрения. Технический результат отмечен в повышении скорости обработки информации и качества принятия решений посредством систематизации, классификации структурирования информации, ее тиражирования за счет того, что мультиагентная система является распределенной интеграционной системой обработки знаний, построенной по блочно-модульному принципу, реализуемой в виде устройств защищаемых полезной моделью. Экономический результат направлен на создание качественных инновационных проектов и повышение инновационно-инвестиционной привлекательности предприятий Самарской области. Социальный результат - повышение инновационной активности предприятий Самарской Области.

Литература

1.Мазур Н.З. Инновационная экономика: инновационные системы. Интеллектуальная собственность. Условия развития / Н.З. Мазур. - Самара: Типография АНО «Издательство СНЦ РАН», 2006.

2.Глухова, Л.В. Теоретические основы структурного анализа и синтеза: монография / Л.В. Глухова. -М.: Издательство ИКиП, 2007. - 122 с

3.Глухова, Л.В. Экономика знаний: модели, методы, управление; монография / Л.В. Глухова. - М.: Институт коммерции и права, 2008. - 118 с.

4.Глухова, Л.В. Информационное обеспечение системы управления качеством формирования отличительных компетенций / Л.В. Глухова // Известия Самарского научного центра российской академии наук. Специальный выпуск «Технологии управления организацией. Качество продукции и услуг». - Самара: Издательство научного центра РАН, 2006. - С.120-127.

5.Глухова, Л.В. Методология оценки и управления качеством функционирования информационных систем / Л.В. Глухова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2008. - №4. - С. 174-182.

6.Глухова, Л.В. Мультиагентная система управления инновационной средой предприятий Самарской области / Л.В. Глухова // Вестник Казан.о технол. ун-та. - 2008. - № 6. - С. 270-279.

7.Патент № 71789, российская Федерация, МПК 006Б 17/30 (2006.01). Автоматизированная система управления качеством функционирования информационных процессов /Л.В. Глухова; заявитель и патентообладатель Глухова Л.В. -Заявка № 2007143523/22; приоритет 26.11.2007; опубл.20.03.2008 бюл. № 8.

© Л. В. Глухова - канд. пед. наук, доц. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева.

Е-таП:уа_апуа@тай.ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.