Пржедецкая Наталия Витовна, д-р экон. наук, профессор кафедры «Экономическая теория», [email protected], Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»)
QUALITY MANAGEMENT OF SERVICES IN THE MARKET OF EDUCATION: MARKETING, TECHNOLOGIES AND TOOLS
N. V. Przhedetskaya
Marketing technologies and tools in management of educational services quality are considered. The statistics information about price assessment for different programs of business-education is given. Besides the forms and methods of competitiveness in the market of education are analysed and the scheme of institutional model of competitiveness in the Russian market of education is described.
Key words: competitiveness, the market of education, the price of education, capacity of market.
Przhedetskaya Natalia Vitovna, doctor of economic science, professor, Department of Economic Theory, [email protected], Rostov government economical university
УДК 339,926
РАЗРАБОТКА СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: МАРКЕТИНГОВЫЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ
Н.В. Пржедецкая
Представлены этапы построения сетевой модели развития бизнес-образования и дана концептуальная схема маркетингового проектирования такой сети как совокупность отношений между ее агентами. Вместе с тем показано, что дистанционное образование представляет собой управляемую совокупность организаций и отношений между ними.
Ключевые слова: дистанционное образование, сетевая модель, маркетинговый
проект.
Представление о сети образовательных учреждений системы дистанционного образования, удовлетворяющей разнообразным требованиям, складывается в виде системы, учитывающей организационные особенности, условия осуществления деятельности субъектами сети, а также специфику отношений между субъектами сети (рисунок 1).
Рассмотрим последовательно эти аспекты построения сети дистанционного образования. Условия осуществления образовательной деятельности как основной и других видов деятельности, вместе с которыми система дистанционного образования образует целостность, обеспечивают формирование ключевых понятий и представлений:
- о необходимых и актуальных видах деятельности сети учреждений системы дистанционного образования;
- о способах упорядочения различных видов деятельности;
- о ресурсах видов деятельности;
- об особенностях осуществления видов деятельности;
- о способах распределения видов деятельности между исполнителями;
- необходимом наборе субъектов-исполнителей.
Рис. 1. Схема построения сети дистанционного образования
Эти представления выполняют роль средств организации деятельности сети учреждений системы дистанционного образования.
При этом маркетинговый проект построения системы дистанционного образования включает следующие этапы:
1. Сеть дистанционного образования в общем виде представляет собой некоторое базовое образовательное учреждение и совокупность региональных центров базового учебного заведения.
Рис. 2. Концептуальная схема маркетингового проектирования сети как совокупности отношений между ее агентами
Такая схема сети учреждений дистанционного образования вводит в рассмотрение основные элементы, из которых формируется предмет ее деятельности. Под деятельностью здесь понимается участие экономических агентов в преобразовательных процессах, осуществляемых с некоторой целью. В таком понимании любая деятельность концептуально предполагает наличие трех компонентов и отношений между ними (рисунок 3).
2. С системной точки зрения сеть дистанционного образования представляет собой управляемую совокупность организаций, осуществляющих свою деятельность на местах. Предполагается, что члены сети управляют некоторыми процессами ради разработки образовательных продуктов и услуг для клиентов и осуществления образовательной деятельности с использованием определенного ресурса. В этом смысле «сеть» - это совокупность разнообразных отношений между членами сети (рисунок 2).
Рис. 3. Концептуальная схема сетевого взаимодействия экономических
агентов
К компонентам деятельности относятся:
1) цели - в конструктивной форме это образы (модели) желаемых результатов осуществления деятельности;
2) процессы - преобразования, совершаемые ради получения желаемых результатов (собственно деятельности);
3) субъекты - активные единицы, осуществляющие разные виды деятельности: люди, организации, подразделения и т.д.
Определяя особенности отношений между компонентами деятельности, важно отметить следующие:
- отношение субъектов к цели в структуре деятельности двояко. С одной стороны, это отношение целеполагания, с другой - отношение целеустремления. Первый вид отношения заключается в назначении целей, а второй - в выстраивании процессов достижения этих целей.
- отношение субъектов к процессам в структуре деятельности многогранно. Оно складывается из отношения собственности; отношения ответственности; отношения обеспечения; отношения исполнения и др.
Отношение между целями и процессами можно рассматривать здесь как соответствие (или несоответствие).
Эта концептуальная схема определяет те решения, которые принимаются относительно основных видов деятельности сети учреждений дистанционного образования.
Реализуя информационно-сетевое взаимодействие, необходимо принимать во внимание концептуальную схему процесса как одного из компонентов деятельности, приведенную на рисунке 4.
Рис. 4. Концептуальная схема процесса информационно-сетевого
взаимодействия
Согласно этой схеме описание любого процесса деятельности должно состоять из описания входа, выхода и характера преобразования. В данной схеме представлены наиболее существенные элементы этих компонентов:
- ресурс как элемент входа; результат как элемент выхода;
- содержание деятельности как характеристика преобразования.
При этом понимается, что ожидаемые результаты деятельности
совпадают с целями и по этой причине специально не обсуждаются.
Под предметом деятельности сети в основных и других видах деятельности образовательного учреждения по осуществлению своей миссии здесь понимается то, что связано с достижением целей сети. Это означает, что помимо осуществления образовательной деятельности в учреждениях, составляющих сеть, должны поддерживаться и другие виды деятельности, необходимые для существования этих учреждении как организационных единиц.
Иными словами, множество предметов деятельности в сети образует пространство существенно более широкое, чем, если бы рассматривалась одна образовательная деятельность, «очищенная» от всего того, что ее поддерживает в современных социально-экономических условиях.
Пространство видов деятельности сети учреждений дистанционного образования можно структурировать, в частности, с точки зрения:
а) возможностей последующего соединения видов деятельности с субъектами-исполнителями;
б) профессионализации видов деятельности;
в) поиска способов осуществления видов деятельности. Разумными представляются два основания структуризации: однородность видов деятельности по характеру процессов осуществления и однородность видов деятельности по содержанию.
С точки зрения процессной однородности можно выделить следующие блоки видов деятельности:
- исследование - выявление причин событий, обобщение данных, сравнение, анализ и др.;
- разработка - разработка идей, проектов, планов и др.;
- принятие решений - процедуры волевых актов, разрешающих запуск видов деятельности;
- исполнение - осуществление замыслов, программ, проработанных до ясности процедур исполнения;
- технические мероприятия - некоторые повторяющиеся процедуры по накоплению сведений, решений, документов и пр.;
- поддержка - необходимые усилия для обеспечения основных видов деятельности.
Такого рода типологизация видов деятельности основана на логике основных этапов принятия сложных решений (рисунок 5).
Рис. 5. Основные этапы принятия сложных решений
С точки зрения содержательной однородности в этих уже структурированных списках видов деятельности могут быть выделены следующие блоки:
- продуктовый блок - связанный с основной продукцией членов сети учреждений дистанционного образования(образовательные курсы и др.);
- блок качества - связанный с вопросами качества видов деятельности, продуктов, решений и пр.;
- технологический блок - связанный с разработкой и поддержкой технологий различного рода;
- стратегический блок - связанный с решениями стратегического уровня;
- реорганизационный блок - связанный с проблемами изменений в различных сферах;
- коммуникативный блок - связанный с коммуникациями в широком смысле;
- маркетинговый блок - связанный с вопросами управления отношениями с потребителями;
- внутрихозяйственный блок - связанный с решением вопросов внутренней жизни сети.
Такая структура деятельности:
- способствует специализации по видам деятельности;
- позволяет членам сети выбрать те виды деятельности, которые в большей степени соответствуют их возможностям;
- вносит ясность в понимание места каждого вида деятельности в их общем пространстве.
Таким образом, для того, чтобы составить представление о сути каждого из приведенных видов деятельности, прежде всего, следует определить те цели, ради которых они могут быть «запущены».
Список литературы
1. Пржедецкая Н.В. Институциональный механизм маркетингового управления инновационного ориентирования развитием сферы образования. М.: Вузовская книга, 2011.
2. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Советское радио, 1974.
3. Атанов Г.А., Пустынникова И.Н. Обучение путем построения баз знаний для экспертных систем. Искусственный интеллект. 1998. №2.
4. Васильев Г.А., Гайдаенко Т.А. Маркетинг на современном рынке. М., 2011.
5. Вербицкий А.А. Педагогические технологии и качество образования. Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2006.
Пржедецкая Наталия Витовна, д-р экон. наук, профессор кафедры «Экономическая теория», [email protected], Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»)
THE DEVELOPMENT OF THE NETWORKMODEL OF EDUCATION: MARKETING CONDITIONS AND PRELIMINARIES
N. V. Przhedetskaya 119
In this article the stages of establishment of the network system of business education are presented, and conceptual scheme of marketing projecting of such a network as the complex of relations between its agents is described. Moreover, it is shown that distanced education is manageable group of organizations and connections between them.
Key words: distanced education, network model, marketing project.
Przhedetskaya Natalia Vitovna, doctor of economic science, professor, Department of Economic Theory, [email protected], Rostov government economical university
УДК 378.1
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СИСТЕМЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.Н. Пилюкова
Обоснована актуальность формирования профессиональной культуры менеджера по управлению человеческими ресурсами в рамках его подготовки в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Представлена дидактическая модель формирования профессиональной культуры менеджера в системе высшего профессионального образования, обеспечивающая формирование у обучающихся значимых для будущей профессиональной деятельности личностных качеств, а также знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей в сфере управления человеческими ресурсами. В спроектированной педагогической модели показана вся система работы по управлению процессом формирования профессиональной культуры будущих менеджеров в процессе их подготовки в вузе, в которой нашли отражение новое содержание, формы, методы и современные педагогические технологии высшего образования, учитывающие особенности обучения взрослых.
Ключевые слова: профессиональная культура специалиста, управление человеческими ресурсами, система высшего профессионального образования, педагогическая модель, организационно-педагогические условия.
Профессиональная культура менеджера по управлению человеческими ресурсами является частью общей культуры личности, характеризующей повседневность его проявления в профессионально-управленческой сфере деятельности. Она отражает единство теоретической подготовки специалиста и его практической способности к успешному выполнению задач профессиональной деятельности: выделять, точно формулировать, целостно и глубоко анализировать проблемы развития организации; разрабатывать программы организационного развития; обеспечивать их реализацию, используя современные методы управления сотрудниками с применением знаний социально-экономических, социально-культурных и социально-психологических факторов поведения людей в организации.