DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL CLUSTER IN VIEW OF CYCLE AND INNOVATION
D.V. Ermolaev, E.A. Natashkina
This article discusses concept of life cycle of innovation, and points out that idea of cyclical typical for industrial cluster. The article describes stage development of industrial cluster. The article grounds circuit condition and life of industrial cluster. The article describes schematic diagram of cluster management. . It indicated the need for contingency approach in implementation of management of cluster based on stages of life cycle of an industrial cluster.
Keywords: innovation, life cycle of innovation, industrial clusters, stage of development of industrial cluster, management scheme cluster formation.
Ermolaev Denis Valer'evich, candidate of economic science, den-puma@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Natashkina Elena Anatol 'evna, Postgraduate Student of department «Economics and Management», 5el@ro.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University LN Tolstoy)
УДК 339, 926
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ЭКОНОМИКИ РАЗВИТИЯ
Н.В. Пржедецкая
Рассматриваются вопросы развития институтов и выделение их роли в организации системы бизнес-образования. Показана зарубежная практика маркетингового управления рынка образовательных услуг и предложены пути построения институциональной системы российского бизнес-образования с учетом мирового опыта. Вместе с этим предложены способы продуцирования спроса на услуги бизнес-образования.
Ключевые слова: концепция развития бизнес-образования, образовательные услуги, программы МВА, институционализация экономических знаний, бифуркация и самоорганизация системы.
Для проектирования и формирования новой концепции развития системы бизнес-образования необходимы новые коммуникационно -организационные формы систем управления знаниями. На российском рынке образовательных услуг российские образовательные учреждения и школы бизнеса заинтересованы в создании эффективной системы бизнес-образования на основе адаптации и аккумулирования новых знаний.
Развивающиеся институты и организации системы бизнес -образования, ориентированные на лучшую зарубежную практику, а также учитывающие специфику российского рынка бизнес-образования, для кон-
курентного позиционирования должны работать на принципах институционального проектирования. Решение задач институционального проекти-ровния предполагает формирование отлаженных организационных инструментов, целевой концентрации финансовых, организационных, информационных и интеллектуальных ресурсов.
Оценка потребительского спроса на новые услуги бизнес -образования проводится на основе маркетингового управления. Бизнес -школы направляют свой организационный капитал на развитие профессиональных компетенций преподавателей, внедряют инновационные инструменты в образовательный процесс, формируют гибкие образовательные программы, направленные на генерацию новых навыков и знаний слушателей.
Особенность маркетингового управления бизнес-образованием состоит в том, что сами образовательные услуги как таковые относятся и к научным, и к интеллектуальным услугам. Вместе с тем, существуют особенности, вытекающие из самой сущности образовательных услуг, а также исключительности потребляющих агентов сферы бизнес-образования -личности обучающегося, уже обладающего определенными знаниями и компетенциями. Потребителями услуг бизнес-образования выступают корпорации, фирмы, предприятия, которые играют определяющую роль в рыночном выборе услуг, технологий, форм и условий их оказания.
После кризиса привлекательность программ MBA вследствие высокой цены обучения стала снижаться, поэтому, например, в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School) стали разрабатывать новые подходы к развитию программ бизнес-образования. Установка на формирование глобального мышления является ключевой компетенцией выпускников программ MBA. Новый формат обучения построен на программах глобального погружения, в которых слушатели работают в командах над проектами для многонациональных компаний и бизнес-стартапов.
На программах MBA отмечен рост специалистов научных и инженерных специальностей, вместе с тем, онлайн-курсы, которые в последнее время пользуются все большей популярностью, оказывают влияние на сркращение число участников стандартных программ обучения. Рост числа слушателей на посткризисном рынке образовательных услуг отмечается на программах онлайн-образования и дистанционного обучения, а падение спроса на программы послевузовского образования связано с ограниченным платежеспособным спросом, а также возможностью выпускников найти престижную и высокооплачиваемую работу.
Модель маркетингового управления развитием системы бизнес -образования основана на интеграции широкого арсенала методов современной науки и позволяет реализовать одно из главных преимуществ образования как сферы применения маркетинга - возможность продуцировать расширяющийся спрос на услуги бизнес-образования.
Базовый принцип маркетинга, определяющий в качестве основы институционального механизма бизнес-образования интересы конечного потребителя как продуцента системы структурно-функционального управления развитием человеческого капитала, способствует формированию новой модели маркетингового управления развитием бизнес-образования. Принцип маркетинга, который в центре внимания ставит потребителя, рассматривается как ориентация оказываемых услуг на формирование человеческого капитала и конкретизируется другими положениями, раскрывающими отношение к потребителям услуг как к активным участникам процесса бизнес-образования.
Вместе с тем, на рынке бизнес-образования возникают ограничения, заключающиеся в недостаточной мотивации экономических агентов, и данные ограничения не учитываются в современном институциональном механизме развития.
Проводимая структуризация рынка бизнес-образования определяет необходимость формирования нового подхода к этому направлению образовательной деятельности в условиях развития экономики знаний, что предполагает проведение оценки спроса и предложения на образовательные услуги и социальную ответственность сферы бизнес-образования.
Маркетинговое управление развитием бизнес-образования позволяет ответить на вопрос о том, в какой степени цены на продукты (услуги) бизнес-образования определяются рыночным соотношением спроса и предложения, а, в какой, - регулируются агентами рынка. Для ответа на этот вопрос необходимо выявить модели институционального механизма развития бизнес-образования в развитых странах условиях экономики знаний.
Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития систем бизнес-образования, науки и техники. Успехи наукоемкого производства, научно -технический и социальный прогресс во все большей степени детерминируются качественными характеристиками системы образования, адекватностью подготовки ученых и специалистов высокой квалификации, требованиям формирующейся экономики знаний.
В контексте глобальной конкуренции на рынке образования, очевидно, что только страны, располагающие высокоэффективной, отвечающей современным требованиям системой бизнес-образования, могут обеспечить поступательное развитие. Практически во всех странах, демонстрирующих высокие темпы экономического роста, приоритетными сферами государственной поддержки являются образование и подготовка высокопрофессиональных специалистов, развитие наукоемких производств, основанных на высоких технологиях.
В высококонкурентной глобальной экономике система бизнес-
образования, реализуя социально-экономические функции в становлении личности и развитии материального производства, представлена субъектами конкурентно-предпринимательских отношений, нацеленными на генерирование не только социального, но и экономического эффекта.
Устойчивое развитие и широкомасштабный и устойчивый экономический рост являются необходимыми условиями для обеспечения ин-ституционализации экономики знаний. Это связано с тем, что, во-первых, развитие является многоаспектным взаимосвязанным процессом, а, во-вторых, тем, в экономике знаний приоритетным ставится развитие человеческого и интеллектуального капиталов.
Для выявления специфики развития системы бизнес-образования важным представляется выяснение соотношения понятий развития и экономического роста. Как подчеркивает в своей работе П. Бергер, «следует согласиться с критиками капитализма, которые заявляют, что экономический рост или любой другой показатель хозяйственной деятельности... не следует отождествлять с развитием» [1, 149].
П. Бергер отмечает, что непременным условием развития является экономический рост, но экономический рост сам по себе еще не означает развития. Автор дает определение понятия развития как процесса постоянного экономического роста, с помощью которого значительные массы людей переходят от состояния бедности к более высокому уровню материальной жизни. Однако в этом определении ничего не говорится о главном субъекте развития, об институциональном механизме развития.
Выделим и другие взгляды ученых на содержание понятия развития. Как отмечает Р. Нуреев, с точки зрения концепции Г. Мюрдаля? развитие «понимается как повышение степени удовлетворения основных потребностей всех членов общества»[2, 134], а в концепции Т. Шульца, развитие «рассматривается не просто как повышение темпов экономического роста, а как инвестиции в человеческий капитал и ликвидация бедности» [2, 137].
Интересный подход к определению развития представлен в концепции Эрнандо де Сото, в которой дефиниция «развитие» связывается автором с созданием «институциональных условий (формальных и неформальных) для свободного предпринимательства.
Основными составляющими институционального механизма развития выступают интеллектуально-человеческие, научно-технологические, экономические, социальные, политические и экологические факторы в их единстве и взаимообусловленности. Можно отметить, что глубинной сущностью развития выступают трансформация индустриального общества в постиндустриальное и поступательный прогресс.
Трансформация индустриального общества в постиндустриальное переплетается с завершающим этапом очередного длительного (полувеко-
вого) экономического цикла (такие циклы анализировались Н. Кондратьевым, И. Шумпетером и др.). Обе эти трансформации имеют свои специфические особенности, принципиально отличающие их от воспроизводственных циклов и кризисов, которые исследовал в своих работах К. Маркс и другие экономисты.
Полувековые экономические циклы выступают формой преобразования производственной, энергетической, транспортно -коммуникационной, организационно-управленческой и других аспектов хозяйственной жизни. В ходе каждого цикла происходит взаимная увязка преобразований в единую модель развития. Каждый такой цикл имеет свои ведущие отрасли и модификации механизмов хозяйственного регулирования.
Переход от одного к другому длительному циклу - это многоплановый структурный процесс, в ходе которого происходят системные изменения производственно-технических и организационно-управленческих структур, меняется характер и функционирование хозяйственного механизма. В ходе системных институциональных изменений преобразуется не несколько ряд отраслей, а весь хозяйственный комплекс, производственная сфера, энергетическая, транспортная, коммуникационная инфраструктура, организационно-управленческие методы и структуры, механизмы хозяйственного регулирования.
В период институциональных преобразований переформатируются все прежние связки хозяйственных субъектов, многие устоявшиеся пропорции, нормы и стандарты, взаимосвязи и взаимозависимости, рассыпается большинство устоявшихся закономерностей. Прежние распределительные механизмы уступают место многочисленным новым каналам распределения ресурсов и богатств. Если оперировать понятиями нелинейного анализа, - наступает стадия бифуркации и последующей самоорганизации хозяйственной системы.
Характерной чертой современного состояния мировой хозяйственной системы является все более активное проявление целого ряда кардинальных взаимосвязанных и взаимообусловленных направлений ее изменения. Среди основных Ю.М. Осипов называет финансизацию, виртуализацию, глобализацию, информатизацию, технологизацию, денационализацию, новую супернациональную монополизацию [4]. Особое значение приобретает определение движущих сил развития экономики в новых условиях. Неуклонное стремление к достижению материальной выгоды, получению дохода, прибыли, увеличению капитала, стоимости, прогрессу выделяется учеными в качестве побудительных причин экономического развития.
Особенности способа хозяйствования влияют на характер движущих сил его развития. Представляют интерес взгляды на эту проблему В. Зомбарта, для которого стадия экономического развития является выраже-
нием определенной формы хозяйственной деятельности, или специфического стиля ведения хозяйства.
По мнению Б. Селигмена, хозяйственную деятельность следует рассматривать под углом зрения стимулов, наиболее характерных для данного общества. Так, например, развитие капитализма следует объяснять в плане тех скрытых устремлений, которые побудили буржуазию приступить к созданию нового мира. Этот дух, по видимому, в равной мере включал неутомимость, безграничную предприимчивость, стремление к обогащению, конкуренцию и рациональность.
Экономический рост, обусловленный увеличением цен мирового рынка на экспортные товары, прежде всего, на нефть, не может быть устойчивым. Энергосырьевая направленность инвестиций приводит к деформации структуры национальной экономики, и при отсутствии эффективного механизма межотраслевого перелива капитала, способствует консервации технологической отсталости обрабатывающих отраслей.
Без развития человеческого капитала и инновационной направленности инвестиций нельзя обеспечить качественный экономический рост, поскольку его основной движущей силой выступает научно-технический прогресс, создаваемый результатами человеческого мышления на основе образования и науки.
При маркетинговом управлении развитием бизнес-образования ставка на развитие инноваций в системе трансляции знаний заслуживает одобрения, однако, проектирование инновационной модели образования предполагает связывание ее с динамикой экономики развития и проведением реформ.
К изучению маркетингового управления развитием бизнес-образования можно подойти с точки зрения концепция управления знаниями (knowledge management). Считается, что освоение этой технологии, независимо от отрасли и природы бизнеса, помогает предприятиям и фирмам проектировать и создавать конкурентные преимущества на основе «знаниевых» технологий.
С этой точки зрения, бизнес-школы и систему управления развитием бизнес-образования можно рассматривать в качестве основных институтов и организаций, осуществляющих управление знаниями. С точки зрения институциональной теории, только разделяемое знание может выступать на рынке образовательных услуг устойчивым конкурентным преимуществом, поэтому преодоление междисциплинарных барьеров - это одно из основных направлений развития бизнес -образования будущего.
Сервизация услуг бизнес-образования в условиях глобализации экономических отношений, применение информационно-сетевых технологий и дистанционных программ способствуют изменениям институциональной среды рынка образовательных услуг и формирует новую модель
потребительского поведения, что определяет необходимость маркетингового управления развитием бизнес-образования.
Без преувеличения можно сказать, что глобальная конкуренция XXI века разворачивается на основе знаний. Экономический рост приобретает знаниеемкий характер, а движущей силой развития становится знаниепро-изводящий специалист, обладающий профессиональными компетенциями. За такого работника идет острейшая конкуренция в глобальном масштабе. Следовательно, приоритетной задачей формирования экономики знаний является продуцирование саморазвития экономической системы. В этом механизме особая роль отводится маркетинговому управлению развитием образования.
Список литературы
1. Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе): Пер. с англ. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Универс», 1994.
2. Нуреев Р. Теории развития: институциональные концепции становления рыночной экономики. - Вопросы экономики, 2000 г., № 6.
3. Осипов Ю. М. Неоэкономика (опыт философско-хозяйственного рассмотрения) // Философия хозяйства. 2001. №3.
Пржедецкая Наталия Витовна, доктор экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория», nvpr@bk.ru, Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»)
DESIGNING INNOVATIVE MARKETING MANAGEMENT MODEL OF EDUCATION IN CONDITIONS OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT
N. V. Przhedetskaya
This article deals with the development of institutions and the allocation of their role in the organization of business education. Foreign practice of marketing management of education market and ways of building the institutional system of the Russian business education based on international experience are displayed. Also methods of producing the demand for business education are proposed.
Keywords: conception of business education, educational services, MBA programs, the institutionalization of economic knowledge, bifurcation and self-organization of the system.
Przhedetskaya Natalia Vitovna, doctor of economic science, Department of Economic Theory, nvpr@bk.ru, Rostov government economical university