РАЗРАБОТКА СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БОЛЬНИЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Хабаев Сергей Георгиевич, к.э.н., доцент, докторант кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит». Место работы: Государственного университета управления.
Контакты автора: e-mail: serg75-05@bk.ru
Аннотация. В статье рассматривается применение такой системы стратегического управления как сбалансированная система показателей применительно к больничному учреждению. Автором рассмотрены финансовая и клиентская составляющие сбалансированной системы показателей больничного учреждения.
Ключевые слова: сбалансированная система показателей, бюджетирование ориентированное на результат.
DEVELOPMENT OF THE BALANCED SYSTEM OF INDICATORS OF A HOSPITAL
Khabayev, Sergei Georgiyevich, Cand.Econ.Sci., senior lecturer, doctorant chairs «the Finance, monetary circulation and the credit».
Place of employment: The state university of management. Contacts of the author: e-mail: serg75-05@bk.ru
Annotation. The paper discusses application of such system of strategic management as a balanced system of indicators in relation to a hospital. The author studies the financial and client components of the balanced system of indicators of a hospital.
Keywords: balanced system of indicators, target-oriented budgeting.
В здравоохранении РФ в наибольшей степени внедрены элементы бюджетирования, ориентированного на результат, так как, оплата услуг медицинских учреждений в системе ОМС относится к нормативноцелевому финансированию. При этом, под нормативно-целевым финансированием понимается возмещение расходов на оказание конкретных услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, устанавливаемым в административном порядке.
Нормативно-целевое финансирование в значительно большей степени, нежели сметное, ориентировано на результат. Однако, особенностью применения
нормативно-целевого финансирования в системе ОМС является то, что оно не является единственным каналом финансирования медицинских учреждений и используется наряду со сметным финансированием. Наличие такого подхода значительно ограничивает преимущество нормативно-целевого финансирования. Существующая бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения в РФ является одним из существенных препятствий на пути внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, в данной бюджетной сфере.
Таким образом, переход на одноканальное финансирование позволит перейти к полноценному финансированию бюджетных медицинских учреждений по
непосредственным результатам, т.е. на основании предоставляемых бюджетных услуг.
Дальнейшее внедрение бюджетирования, ориентированное на результат в Российской Федерации потребует формирование стратегических целей не только для органов управления здравоохранением (субъектов бюджетного планирования), но и для подведомственных им медицинским учреждения, к которым в частности относятся и больничные учреждения. Однако мало разработать стратегию, необходимо ее внедрить в жизнь и поэтому возникнет необходимость в наличии у больничных учреждений инструмента стратегического управления. Таким инструментом в настоящее время является сбалансированная система показателей (ССП). Опыт внедрения ССП в России имеют пока только крупные компании.
Сбалансированная система показателей включает в себя финансовые показатели, как важнейшие критерии оценки итоговых результатов деятельности. В то же время ССП подчеркивает важность показателей нефинансового характера и их взаимосвязь, оценивающих степень удовлетворения потребителей услугами, эффективность работы организации, потенциал сотрудников в целях обеспечения долгосрочного финансового успеха.
Система сбалансированных показателей является составной частью системы управления организации и может выступать в качестве ее основного ядра. Эта система основывается на комплексном подходе к оценке как материальных, так и нематериальных активов, поэтому она получила название «сбалансированной».
Как основной инструмент стратегического управления ССП, дает возможность устанавливать на перспективу индивидуальные и общесистемные для управляемого объекта цели, доводить их до сведения сотрудников и менеджеров различного уровня, всесторонне оценивать достижимость поставленных целей посредством использования сбалансированной системы измерителей эффективности произведенных затрат и получать быструю обратную связь для организации контроля.
Причины недостаточно широкого применения сбалансированной системы показателей в России, несмотря на ее большую популярность в мире, объясняются спецификой ведения бизнеса в Российских условиях и исторически сложившимися традициями управления и организации финансирования. При этом, на многих российских предприятиях и организациях миссия, цели и долгосрочная стратегия развития либо существуют в качестве деклараций, либо, что чаще всего, отсутствуют.
Руководители таких предприятий, просто не занимаются стратегическим управлением, отдавая предпочтение текущему управлению. Особенно это характерно для кризисных периодов развития экономики. Для них более актуальным являются вопросы, как выжить в данный момент, как обеспечить денежный поток, каким образом покрыть дефицит оборотных средств и найти средства для своего капитального строительства. Однако, социально-экономическая ситуация в России быстро меняется, и в условиях внедрения современных методов управления, долгосрочная финансовая стратегия эффективного расходования средств, становится необходимым методом, дающим серьезные конкурентные преимущества.
Каплан и Нортон описывают новые идеи сбалансированной системы показателей следующим образом:
Бизнес в законе
3'2010
«Система сбалансированных показателей поддерживает традиционные финансовые показатели. Однако финансовые показатели лишь отражают ход предшествующих событий, они дают адекватное описание для компании эпохи промышленного производства, для которых инвестиции в долгосрочные программы и в развитие взаимоотношений с клиентами не были существенны. Но эти финансовые показатели неадекватны для управления деятельностью компаний эпохи информационных технологий, компаний, которые добиваются будущих результатов, вкладывая средства в клиентов, поставщиков, сотрудников, бизнес-процессы,технологию и инновации»1 Методология применения системы сбалансированных показателей дополняет финансовые показатели данными, отражающими удовлетворенность клиентов предоставленными товарами и услугами. Используются также показатели, характеризующие внутренние бизнес-процессы и способность организаций к своему дальнейшему развитию. В результате формируется система показателей. Организации фиксируют и анализируют эти показатели, чтобы выявить в какой степени достигаются намеченные цели. Реализация ССП состоит в последовательности рассмотрения деятельности такой организации на всех иерархических уровнях управления. Организационное построение и сущность сбалансированной системы показателей по Каплану и Нортону представлены на рис. 1 Представленная на рисунке 1 схема хорошо знакома исследователям ССП. Методология разработки стратегии предприятий и организаций на основе сбалансированной системы показателей рассматривается с точки зрения четырех составляющих: финансы, клиенты, потребители, внутрипроизводственные процессы, обучение и развитие. По каждой составляющей необходимо разработать количественные показатели, собрать фактические данные и анализировать их в соответствии с целью каждой составляющей.
Рис. 1 Сбалансированная система показателей по Каплану-Нортону.
С точки зрения методологии важно понимать, что все четыре составляющие ССП должны способствовать реализации единой стратегии. Нортон-Каплан не претендовали на то, что предложенная ими методология ССП полностью описывает все бизнес-процессы. Они всего лишь отметили, что современная организация должна работать, по крайне мере с четырьмя названными составляющими (перспективами развития), но в зависимости от конкретной ситуации она может принять и другие, дополнительные направления деятельности.
1 Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей от стратегии к действию. Пер.с анг.- М. 2003. С.22.
Применение ССП в бюджетной сфере имеет свои особенности. Во-первых, бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями. Во-вторых, основными показателями оценки деятельности бюджетных учреждений будут показатели отражающие объем и качество оказываемых данным учреждением услуг.
Рассмотрим содержание таких составляющих ССП как «клиенты» и финансы» больничного учреждения. При формировании клиентской составляющей следует отметить, что сегодня одними из существенных проблем в здравоохранении являются качество и доступность медицинской помощи населению. Соответственно в клиентской составляющей ССП больничных учреждений как организаций, непосредственно оказывающих медицинскую помощь, будут сформированы две основные стратегические цели:
- повышение доступности медицинской помощи;
- повышение качества оказываемой медицинской помощи.
При рассмотрении финансовой составляющей ССП больничного учреждения следует отметить, что основные цели и задачи данной составляющей будут направлены на оптимизацию использования выделяемых учреждению финансовых средств. Это связано с тем, что бюджетное учреждение не может напрямую повлиять на тарифы за оказанные медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования. Одним из направлений такой оптимизации может быть развертывание стационара дневного пребывания, и перенос туда части согласованного объема случаев стационарного лечения, без ущерба для качества лечения. В этом случае, данное лечение должно оплачиваться по ставкам, близким к тарифу за круглосуточное пребывание пациента в стационаре. Идея этого подхода состоит в том, чтобы побудить больничные учреждения искать резервы оптимизации структуры работ.
Следующим направлением оптимизации будет снижение расходов учреждения, возникших в связи с допущенными ошибками медицинского персонала. В первую очередь следует осуществить снижение расходов учреждения возникших в связи с ошибками, допущенными при диагностических исследованиях, так как такого рода ошибки приводят к увеличению следующих расходов:
- расходы учреждения на дополнительную диагностику, осуществлен-ную в связи с ранее допущенными ошибками при проведении диагностических исследований;
- расходы на медицинские услуги, дополнительно оказанные больным в связи с допущенными ошибками при диагностике;
- расходы на медицинские услуги, дополнительно оказанные больным в связи с возникшими осложнениями из-за ранее допущенных ошибок при диагностике.
Внедрение ССП позволит больничным учреждениям в рамках бюджетирования, ориентированного на результат не только четко формулировать свои стратегические цели, иметь информацию о степени достижения поставленных стратегических целей, но и определять объем средств необходимых для их достижения, так как при внедрении ССП (смотри рис.1) необходимо определить мероприятия направленные на достижение задач. Соответственно бюджетное учреждение будет иметь возможность формировать свой стратегический бюджет, в котором будут
определены средства необходимые для достижения стратегических целей.
Список литературы:
1. Кандалинцев В.Г. Сбалансированное управление предприятием / В.Г. Кандалинцев. - М.: КНОФУС, 2006.
- 222 с.
2. Каплан Р. Сбалансированная система показателей от стратегии к действию. Пер.с анг. / Р. Каплан, Д. Нортон. - М.: Олимп-бизнес, 2003. - 320 с.
3. Разработка сбалансированной системы показателей. / под ред.А.М. Гершуна, Ю.С. Нефедовой. - М.: «Олимп-Бизнес» , 2007. - 128 с.
4. Рампесард Х. Индивидуальная сбалансированная
система показателей / Х. Рампесард. - М.: ЗАО
«Олимп -Бизнес». 2005. - 176 с.
5. Фридаг Х. Сбалансированная система показателей. /Х. Фридаг, В. Шмидт. - М.: «Финансы и статистика». 2007.- 160 с.
РЕЦЕНЗИЯ
С введением в стране рыночных систем хозяйствования, учет хозяйственной деятельности и показателей стал весьма насущным вопросом для организаций частного бизнеса. Сбалансированная система показателей представляет собой одну из форм учета показателей результатов хозяйственной деятельности организации. Рецензируемая статья представляет особый интерес, поскольку с одной стороны раскрывает характеристику сбалансированной система, а с другой -определяет ее для бюджетной организации. Данная идея представляется весьма оригинальной и вероятно имела бы положительный эффект в рамках деятельности медицинских учреждений, финансируемых из бюджета.
Условно статью можно разделить на две части: первая посвящена общим положениям о сбалансированной системе показателей, а вторая - сбалансированной системе показателей, применительно к больничному учреждению.
В ходе рассмотрения вопроса справедливо отмечается классическая формула показателей сбалансированной системы: финансы - клиенты - внутрипроизводственные процессы - развитие персонала. Для системы сбалансированных показателей устанавливаются две стратегические цели: повышение доступности медицинской услуги и повышение качества оказываемой медицинской услуги.
Однако следует также выделить ряд критических моментов: слабо представлены научные точки зрения по исследуемому вопросу и более детальный анализ вопросов сбалансированной системы показателей для больничного учреждения.
к.э.н.
Главный экономист ОАО «БИНБАНК» Федоров Р.И.