Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ АВИАСООБЩЕНИЯ МЕЖДУ НАСЕЛЕННЫМИ ПУНКТАМИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ'

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ АВИАСООБЩЕНИЯ МЕЖДУ НАСЕЛЕННЫМИ ПУНКТАМИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / МАЛАЯ АВИАЦИЯ / АЭРОДРОМНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пашенцев Владимир Дмитриевич

На сегодняшний день в пределах территории Красноярского края не было сформировано единой круглогодичной, безопасной и экономически-эффективной транспортной сети. В то же время, существующая ситуация в области инвестиционного климата, социально-экономических показателей, состояния транспортной инфраструктуры субъекта требует разработки соответствующих рекомендаций по многим направлениям. Учитывая цели Транспортной стратегии, а также существующую авиационную сеть были предложена ее рационализация, требующая проведения мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации посадочных площадок и аэродромов, способных принимать и обслуживать самолеты малой авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS FOR OPTIMIZATION OF AIR COMMUNICATIONS BETWEEN THE SETTLEMENTS OF THE KRASNOYARSK REGION

To date, a single year-round, safe and economically efficient transport network has not been formed within the territory of the Krasnoyarsk Territory. At the same time, the current situation in the field of investment climate, socio-economic indicators, the state of the transport infrastructure of the subject requires the development of appropriate recommendations in many areas. Taking into account the objectives of the Transport Strategy, as well as the existing aviation network, its rationalization was proposed, requiring measures for the construction, reconstruction and modernization of landing sites and airfields capable of receiving and servicing small aircraft.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ АВИАСООБЩЕНИЯ МЕЖДУ НАСЕЛЕННЫМИ ПУНКТАМИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

22

"CHRONOS": мультидисциплинарные науки Том 6 #5(67), 2022

Библиографический список:

1. Artificial Intelligence Market by Offering (Hardware, Software, Services), Technology (Machine Learning, Natural Language Processing), Deployment Mode, Organization Size, Business Function (Law, Security), Vertical and Region - Global forecast to 2027. 2022. URL: https://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/artificial-intelligence-market-74851580.html

2. Ketels C. and S. Protsiv. Cluster presence and economic performance: a new look based on European data. Regional Studies. 2021. Vol. 55, No. 2. P. 208-220

3. Morisson A. & Doussineau M. Regional innovation governance and place-based policies: design, implementation and implications. Regional Studies, Regional Science. 2019. 6(1). Pp. 101-116. URL: https://rsa.tandfonline.com/doi/full/10.1080/21681376.2019.1578257

4.Delgado M. & Porter M.E. Clusters and the Great Recession (published: April 4, 2021). Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3 819293

5.Prodani, R., Bushati, J., & Andersons, A. An assessment of impact of information and communication technology in enterprizes of korga region. Insights into Regional Development. 2019. 1(4). P. 333 -342

6. Enright M. J. Regional Clusters: What we know and what we should know. Paper prepared for the Kiel Institute International Workshop on Innovation Clusters and Interregional Competition, 2002. 18 p.

7. Hart D.A. Innovation clusters: key concepts. 2006 URL: www.reading.ac.uk/lm/lm/fulltxt/0600.pdf

УДК 338.47

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ АВИАСООБЩЕНИЯ МЕЖДУ НАСЕЛЕННЫМИ ПУНКТАМИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Пашенцев Владимир Дмитриевич Pashentsev Vladimir Dmitrievich

Инженер, выпускник Engineer, graduate ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова» FSBI HE «St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov»

Аннотация. На сегодняшний день в пределах территории Красноярского края не было сформировано единой круглогодичной, безопасной и экономически-эффективной транспортной сети. В то же время, существующая ситуация в области инвестиционного климата, социально-экономических показателей, состояния транспортной инфраструктуры субъекта требует разработки соответствующих рекомендаций по многим направлениям. Учитывая цели Транспортной стратегии, а также существующую авиационную сеть были предложена ее рационализация, требующая проведения мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации посадочных площадок и аэродромов, способных принимать и обслуживать самолеты малой авиации.

Annotation. To date, a single year-round, safe and economically efficient transport network has not been formed within the territory of the Krasnoyarsk Territory. At the same time, the current situation in the field of investment climate, socio-economic indicators, the state of the transport infrastructure of the subject requires the development of appropriate recommendations in many areas. Taking into account the objectives of the Transport Strategy, as well as the existing aviation network, its rationalization was proposed, requiring measures for the construction, reconstruction and modernization of landing sites and airfields capable of receiving and servicing small aircraft.

Ключевые слова: авиатранспортная сеть, Красноярский Край, малая авиация, аэродромная инфраструктура

Keywords: air transport network, Krasnoyarsk Territory, small aviation, airfield infrastructure

Первоначально обратимся к Стратегии транспортного развития до 2030 года [1]. В разделе «Сценарные варианты и прогноз социально-экономического развития транспортного комплекса» представлены два варианта: базисный и инновационный вариант развития транспортной системы. Каждый вариант предусматривает развитие транспортного комплекса в долгосрочном периоде. Данный критерий рассматривается как один из ключевых факторов динамики экономического роста. При сохранении главных функций транспортного комплекса масштабы, направление и стратегия его развития должны носить опережающий характер по сравнению с параметрами социально-экономического развития региона. Только при таком подходе транспорт не будет фактором, сдерживающим социально -экономическое развитие.

"СНЯОЫОБ": мультидисциплинарные науки Том 6 #7(69), 2022

23

С основным направлением настоящего исследования коррелирует инновационный подход. В работе определены общие результаты прогнозов:

•реализация крупномасштабных транспортных проектов, обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи;

•развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала края;

Выявлены отличительные особенности развития транспортной системы по инновационному варианту в сравнении с базовым:

•повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения; •рост объемов перевозок пассажиров транспортом общего пользования, наибольшие темпы роста ожидаются на воздушном транспорте;

•повышение потребности экономики и населения в услугах по скоростным перевозкам грузов, скоростным и высокоскоростным перевозкам пассажиров;

•использование современной модернизированной техники;

•необходимость большего количества вложенных средств, направленных на реализацию мероприятий в области развития транспортных коммуникаций.

С целью обеспечения связанности, транспортной доступности и мобильности населения на всей территории Красноярского края необходимо произвести реализацию мер, направленных на развитие, в первую очередь, малой авиации. Они включают в себя проведение реконструкции и технического перевооружения региональных аэродромов, обновление парка региональных воздушных судов, в том числе посредством изменения организационно-правовой формы части государственных авиационных предприятий на акционерные общества, с последующим привлечением частных инвестиций, но с сохранением контрольного пакета предприятий в государственной собственности региона.

2.Для снижения затрат на воздушные перевозки в отдаленных населенных пунктах необходимо обеспечить восстановление и введение в эксплуатацию посадочных площадок, пригодных для приема самолетов малой авиации, что, как следствие, позволит отказаться от такого широкого использования дорогостоящих вертолетных перевозок. Будет продолжена работа по развитию региональной маршрутной сети через механизм распространения действия постановления Правительства РФ №1242 на территорию Красноярского края, а также с использованием аэропортов Норильск, Игарка и Хатанга как узловых, для разлета в северные территории региона [2].

Для того, чтобы конкретизировать, каким именно образом необходимо произвести оптимизацию транспортной составляющей в области малой авиации в конкретном регионе, следует определить общий подход авиасообщения внутри субъекта РФ (с возможностью рассмотрения межрегионального сообщения посредством предлагаемых объектов аэродромов и посадочных площадок). Рассмотрим данное направление развития внутри региона.

Подход развития внутрирегионального авиасообщения, сформулированныя в данной статье, строится на трех основных принципах:

1 Формирование региональных узловых аэропортов авиатранспортной сети и соединения их между собой;

2Формирование соединения между более крупной административно-территориальной единицей (региональный узловой аэропорт) и менее крупной административно-территориальной единицей (крупный населенный пункт, не являющийся узловым центром);

3 Формирование сети авиасообщения между населенными пунктами, не проходящего через региональные узловые аэропорты;

Данный подход рассматривается с точки зрения эффективности формирования сети внутрирегиональных маршрутов, соединяющих труднодоступные районы, в данном случае Красноярского края, и стратегические региональные объекты с областными (региональными) центрами, с применением авиационной техники с посадкой на грунт (и воду в пределах определяемых задач). При этом, для обеспечения последнего решения направления развития, рекомендуется производить четкое согласование со всеми органами управления населенных пунктов рассматриваемого региона, для которых разрабатывается сеть авиасообщения, с целью осуществления грамотного, экономически-эффективного планирования в области полетов воздушных судов, способного реализовать критерии безопасности и регулярности полетов.

Подобное интенсивное развитие авиатранспортной инфраструктуры будет способствовать организации эффективной централизованной системы авиационных работ (услуг), включающей: •медицинское обеспечение населения (в том числе труднодоступных районов) •патрулирование пожароопасных объектов •оказание экстренной помощи •различные виды аэросъемочных полетов

•оказание УГР-услуг (для соответствующих государственных и корпоративных заказчиков). Для подобной реализации необходимо соответствующее количество ресурсов, качество и количество которых будет отвечать критериям безопасности и действующем требованиям в области

24

"CHRONOS": мультидисциплинарные науки Том 6 #5(67), 2022

законодательства РФ и международных стандартов. Рассмотрим авиасообщение, представленное действующим региональным авиапредприятием «КрасАвиа», выполняющего коммерческие перевозки на регулярной и нерегулярной основе. Карта полетов для самолетов и вертолетов представлены на (рис. 1) [3].

Анализ данных карт направлений полетов позволяет нам определить, что региональные центры для самолетов представлены всего двумя городами на такой огромной протяженности территории субъекта, -это Норильск и Красноярск. Для вертолетов данных узловых центров пять - Хатанга, Тура, Ванавара, Байкит и Норильск. Определено, что схема полетов для вертолета может носить в себе транзитный характер: Тура-Чиринда-Ессей-Тура. Для самолетов такие транзитные схемы полетов представлены только для воздушных судов типа ЛТК Проблема такого вида сообщения для самолетов заключается в отсутствии достаточного количества инфраструктуры в населенных пунктах, куда способен долететь вертолет.

Рис. 1 - Картографическая схема направлений полетов авиакомпании «КрасАвиа» для самолетов и вертолетов

Для того, чтобы реализовать подход формирования авиасообщения, в соответствии с той инфраструктурой, которая уже представлена в пределах краевой территории, произведем теоретическое построение сети авиатранспортной коммуникации, исключающей диспропорцию в состоянии и развитии транспортной инфраструктуры рассматриваемого региона, обеспечивающей более широкое покрытие территории субъекта и направленной на повышение регулярности авиаперевозок Красноярского края.

Основной идеей данного направления является строительство, реконструкция и модернизация посадочных площадок в тех населенных пунктах, куда уже обеспечено авиасообщение вертолетом. Среди этих населенных пунктов: Новорыбная, Хета, Катырык, Новая, Попигай, Сындасско, Ессей, Чиринда, Эконда, Нидым, Учами, Тутончаны, Кислокан, Юкта, Суринда, Полигус, Бурный, Кузьмовка, Суломай, Бор, Куюмба, Ошарово, Мирюга, Муторай, Оскоба, Стрелка-Чуня, Чемдальск. Для реализации строительства таких площадок необходимо руководствоваться Приказом Минтранса от 4 марта 2011 года № 69 «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории» [4]. Поскольку такого рода стратегия и программа развития должна носить в себе долгосрочный характер с горизонтом планирования в 20-30 лет минимум, то данная реконструкция и строительство должны быть реализованы наиболее эффективным образом.

Анализ картографических схем транспортных коммуникационных инфраструктур позволяет выявить одну из основных проблем в данной области, - полное отсутствие круглогодичного, регулярного, безопасного, экономичного и эффективного сообщения между населенными пунктами в северной части региона выше шестидесятой параллели. Исходя из этого, мы можем сделать второе заключение: сконцентрировать усилия по реконструкции посадочных площадок и узловых центров, в которых необходимо произвести соответствующее обеспечение для полета воздушных судов в соответствии с основными постулатами, определяющими высокое качество выполняемой перевозки, в северной части Красноярского Края. Необходимость осуществления данных процедур на начальном этапе реализации программы обусловлено следующими факторами:

>в настоящий момент на территории Красноярского Края осуществляется реализация самого крупного по масштабу и финансированию проекта, связанного с исследованием Арктической зоны Российской Федерации;

>подобное направление реализации сократит степень диспропорции в области транспортного сообщения на территории региона.

"СННОЫОБ": мультидисциплинарные науки Том 6 #7(69), 2022

25

3.Населенными пунктами, в которых следует рассмотреть вопрос строительства, реконструкции и модернизации посадочных площадок в северной территории края, являются Сындасско, Попигай, Новая, Катырык, Хета, Волочанка, Усть-Авам. При этом, пункты Волочанка и Усть-Авам рекомендуется рассматривать как транзитные точки, регулярность полетов в которые будет выявлена в ходе осуществления грамотного планирования полетов.

Для предоставления необходимого обеспечения в области производства полетов, а также техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, задействованных в авиаперевозках в северной части Красноярского края, рекомендуется осуществление реконструкции и модернизации узловых аэродромов в следующих населенных пунктах: Хатанга, Усть-Тарея (стратегический объект), Диксон. В данных аэродромах можно обеспечить базирование воздушных судов в зависимости от задач и полетных заданий, которые они выполняют. Строительство аэродрома вблизи населенного пункта Усть-Тарея, помимо стратегических целей, связанных с исследованием Арктической зоны РФ [5], в долгосрочной перспективе с широким горизонтом планирования, будет способствовать развитию туризма в край ввиду большого количества заповедников и живописных пейзажей природы региона.

При этом, на посадочных площадках в Усть-Аваме и Волочанке рекомендуется рассмотреть возможность осуществления снабжение самолетов топливом и другими горюче-смазочными материалами с целью повышения регулярности и экономической эффективности воздушных перевозок.

В более южной части, населенными пунктами, в которых рекомендованы реконструкция и модернизация посадочных площадок, являются: Ессей, Чиринда, Эконда, Кислокан, Юкта, Нидым, Учами, Тутончаны, Суринда, Полигус, Бурный, Кузьмовка, Суломай, Бор, Куюмба, Ошарово, Мирюга, Муротай, Оскоба, Стрелка-Чуня, Чемдальск.

Узловые аэродромы, из которых будет осуществляться разлет к более малонаселенным территориальным единицам, будут расположены в следующих городах: Тура, Байкит, Ванавара, Кодинск, Северо-Енисейск.

Также рекомендуется реконструкция и модернизация аэродрома г. Туруханск, как транзитного узлового центра, соединяющего северную и южную часть региона, из которого будут осуществляться полеты в различных направлениях. Данный пункт рассмотрен в качестве узлового ввиду его расположения относительно населенных пунктов Тура (597 км), Байкит (616 км), Северо -Енисейск (654 км) и Норильск (396 км). По демографическому показателю, население Туруханска меньше населения Игарки на 1 тыс. человек.

Схематическое изображение новой маршрутной сети северной части, которую способны эксплуатировать самолетов малой авиации, представлена на (рис. 2).

г 1

Рис. 2 - схематическое изображение маршрутной сети в соответствии с концепцией формирования

внутрирегионального авиасообщения

Линиями фиолетового цвета отображается соединения между более крупной административно -территориальной единицей (региональный узловой аэропорт) и менее крупной административно-территориальной единицей (крупный населенный пункт, не являющийся узловым центром), а также соединение относительно крупных административно-территориальных единиц между собой. Линии красного цвета отображают сети авиасообщения между населенными пунктами, не проходящего через региональные узловые аэропорты. Зеленым цветом на рисунке схематически обозначен разлет по

26

"CHRONOS": мультидисциплинарные науки Том 6 #5(67), 2022

различным направлениям в часть Арктической Зоны РФ, расположенной в пределах территории Красноярского Края, из населенного пункта Усть-Тарея.

Белыми линиями обозначено авиасообщение посредством самолета, которое на сегодняшний день действительно обеспечивается региональном эксплуатантом КрасАвиа. Данное авиасообщение также отображено на (рис. 1).

С целью снятия нагрузки с узлового аэропортового комплекса г. Красноярск (состоит из двух аэропортов: а/п Емельяново и а/п Черемшанка) [3], из которого осуществляются полеты самолетами по более чем двадцати трем направлениям, следует рассмотреть строительство и возобновление работы аэродромов в г. Канск и г. Ачинск для «разлета» в другие регионы и населенные пункты края.

В качестве проекта строительства аэродрома, в котором воздушным судам будет предоставлено соответствующее обеспечение и техническое обслуживание, рекомендуется взять за основу аэродром «Северный», находящийся у частного авиапредприятия «АэроГео» [6]. Данный аэродром функционирует с 2011 г. и зарекомендовал себя как надежный аэродром малой авиации.

Таким образом, сформулированный в данной статье подход развития авиасообщения в пределах региона, реализация которого будет направлена на достижение поставленных целей в области мобильности населения, может быть реализован при соответствующем планировании полетов, с учетом согласования выполнения регулярных, а также специальных (социально-значимых/ оперативных/ срочных/ заказных) рейсов с представителями органов управления населенных пунктов, в которых планируются проведения мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации посадочных площадок и аэродромов, способных принимать и обслуживать самолеты малой авиации. Данное направление развития внутрирегионального авиасообщения с учетом выработанных рекомендаций может быть применимо к рассмотрению для других регионов РФ как в совокупности, так и по частным разработанным мероприятиям.

Библиографический список:

1. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. [Электронный ресурс] / Сайт Правительства России. - Режим доступа: http://government.ru/

2.О предоставлении субсидий на развитие региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом и формирование региональной маршрутной сети: постановление Правительства РФ от 25.12.2013 №1242. [Электронный ресурс] / Сайт Правительства РФ. - Режим доступа: http://government.ru/docs/9349/

3.КрасАвиа. Карта полетов. Самолеты / Вертолеты. [Электронный ресурс] / Официальный сайт. -Режим доступа: https://krasavia.ru/o-kompanii/karta-poletov

4.Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»: Приказ Минтранса от 4 марта 2011 года № 69. [Электронный ресурс] / Сайт Федерального Агентства Воздушного Транспорта. - Режим доступа: https://favtgov.m/dokumenty-federalnye-pravila?id=2909

5.О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года: Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 [Электронный ресурс] / Сайт Президент России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972

6.АэроГео Главная. Аэродром [Электронный ресурс] / Сайт авиакомпании. - Режим доступа: http://www.ag24.ru/aerodrom

© В.Д Пашенцев, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.