Научная статья на тему 'Разработка региональных бизнес-программ в туризме'

Разработка региональных бизнес-программ в туризме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Здоров А.Б., Виноградов А.А.

Процесс прогнозирования является важной составной частью менеджмента туристских услуг. В настоящее время используется множество подходов прогнозирования регионального туризма. Например, одним из первых был применен рекреационно-экономический подход, далее использовались: маркетинговые исследования, межотраслевой подход, инвестиционное проектирование и т.д. В данной работе предпринята попытка аккумулировать накопленный опыт и представить комплексный подход к данной проблеме в виде методической схемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of regional business programmes in tourism

The process of forecasting is an important integral part of tourism service management. There are a great number of approaches currently used for regional tourism forecasting. Among the first to be used was, e.g., the recreational economic approach; there followed market research, intersectoral approach, investment engineering, etc. The study attempts to collate the experience gained and outline a comprehensive approach to the problem in the form of guidelines.

Текст научной работы на тему «Разработка региональных бизнес-программ в туризме»

Ницца, Канны и... Рязань

разработка региональных бизнес-программ

в туризме

Процесс прогнозирования является важной составной частью менеджмента туристских услуг. В настоящее время используется множество подходов прогнозирования регионального туризма. Например, одним из первых бъл применен рекреационно-экономический подход, далее использовались: маркетинговые исследования, межотраслевой подход, инвестиционное проектирование и т.д. В данной работе предпринята попытка аккумулировать накопленный опыт и представить комплексный подход к данной проблеме в виде

методической схемы.

ЗдоровА.Б.

канд. экон. наук, доцент Российской международной академии туризма (РМАТ)

Виноградов А.А.

ст. преподаватель РМАТ

Определение объема финансирования. Объем капитальных вложений приблизительно равен выручке от реализации туристских услуг. Срок окупаемости капитальных вложений по нормативу составляет два года. Если норма рентабельности составляет 100%, а прибыль равна себестоимости, то за два года образуется фонд накопленной прибыли, за счет которой и окупаются капитальные вложения в туристской отрасли. Установлено, что годовой финансовый оборот от реализации турпродукции в административном районе Нечерноземной зоны РФ составляет приблизительно 30 млн. руб. При нормативном сроке окупаемости капитальных вложений прибыль составит приблизительно 15 млн. руб.

Определение объекта финансирования. Сумма капитальных вложений в 30 млн. руб. покрывает затраты по реконструкции туристской гостиницы категории 3*, общей

россий I

ское предпринимательство,, 2007, № 7(2)

площадью 1200 кв. м. Поэтому при про- _

гнозировании развития туризма в районе _

встает вопрос: вкладывать ли все средства в _

один объект или «размазывать» их по объектам всего региона? Например, для объектов _

Золотого кольца России, где непрерывным _

потоком курсируют экскурсионные авто- _

бусы, эти средства себя оправдывают относительно быстро. Другое дело неизвестный, _

«нераскрученный» проект реконструкции

гостиницы в районном центре. Чтобы гос- _

тиница приносила годовой доход в 15 млн. _

руб., она должна быть заполнена постоян- _

но минимум на 70%. Этого можно добиться, _

если средства размещения туристов вхо- _

дят в известную региональную Программу:

«Золотое или Серебряное кольцо России», _

«Русский Север», «Большая Волга» и др. _

На «раскручивание» Программы требует- _

ся 6-10 лет. Поэтому вкладывать средства в _

один объект новой Программы нецелесообразно. Реконструкция гостиницы в районном центре при сроке окупаемости 2 года

должна иметь максимальную стоимость _

300 тыс. руб., тогда и стоимость прожива- _

ния в ней должна составлять не 3000 руб., _

как в известных Программах, а всего 300 руб. Оставшиеся инвестиционные ресурсы распределяются равномерно по всей территории региона на отдельные объекты. Их _

количество может быть от 30 до 50 единиц. _

Для удобства классификации объектов их _

принято группировать по зонам, специализированным территориям. Специализация может быть на экологической деятельности, лечебно-оздоровительном, спортивном, этническом и прочих видах туризма.

Каждой специализированной территории _

соответствует определен- _

ный сегмент туристского каждой специализированной

рынка. Так, лечебно-оздоро- _

вительному туризму больше территории соответствует

соответствует группа турис- _

тов «третьего возраста», определенный сегмент спортивному - молодежные

группы и люди среднего туристского рынка

лечебно-оздоровительному

туризму больше

соответствует

группа туристов

«третьего возраста»

возраста, этническим туризм интересен в наибольшей степени иностранным туристам. Распределение капитальных вложений по туристским зонам и сегментным группам обеспечивает страхование финансового риска. За счет низких цен привлекается максимальное количество туристов по всем сегментным группам. Используются все рекреационные ресурсы и создаются условия получения дополнительного дохода от их использования. Осуществляется максимальное удовлетворение потребностей туристов. При разработке любой региональной Программы существует главный капиталоемкий объект. В Кадомском районе Рязанской области это спортивно-развлекательный комплекс на реке Мокша; в Галичском районе Костромской области - это санаторий-профилакторий «Галичское озеро»; в Каширском районе Московской области - усадьба XIX в. селе Зендиково. Как правило, финанси-ование главного объекта приходится на середину реализации Программы развития туризма в регионе.

Все предлагаемые зоны в регионе должны быть увязаны между собой, иначе теряются природно-рекреационные и организационно-экономические связи, т.е. весь местный потенциал используется не в полной мере. Для наиболее полного его использования предлагается разработка туристского маршрута кольцевого типа: водного, конного, пешеходного. Это обеспечивает и дополнительный прирост финансовых средств и вносит разнообразие в Программу пребывания туристов в регионе. Стратегическое планирование. Стратегия развития туризма в регионе включает 3 направления:

- SWOT- анализ;

- прогноз развития;

- организацию мероприятий.

, 2007, № 7(2)

Первое направление включает анализ факторов, способствующих и препятствующих

развитию туризма в регионе. К позитивным _

факторам можно отнести чистую экологи- _

ческую среду, включая множество озер, рек, _

лесов, довольно высокий историко-культур- _

ный потенциал. К негативным факторам, как правило, принадлежит удаленность объектов от основных потребительских групп и недостаточная «раскрученность» региона. Прогнозирование регионального развития определяется объемом предоставляемых услуг по каждому направлению туристской деятельности. Промежуточными показателями являются:

- количество туристов, участвующих в конк- _

ретном направлении деятельности: экскур- _

сионном, лечебно-оздоровительном, спор- _

тивно-развлекательном и т.д.; _

- стоимость одного туродня; _

- протяженность сезонного периода. _

По объему финансового оборота каждого

направления ведется расчет доли капитальных вложений. Сущность организационных мероприятий сводится к формированию

органов управления в региональном туриз- _

ме и выделению подразделений, отвечающих за определенный сектор деятельности.

Инвестиционное проектирование. _

Инвестиционное проектирование объектов _

регионального туризма связано с программой освоения производственных мощностей по годам строительства и реконструкции объектов, технико-экономическому обоснованию развития этих объектов и финансовому обеспечению проекта программ разви- _

тия туризма в регионе.

Схема освоения производственных мощностей строится по принципу наибольшей оку- спортивный туризм интересен

паемости объектов (срок _

окупаемости, привле- молодежи, людям среднего

кательность). Наиболее

привлекательными явля- возраста, а этнический ются в этом отношении

лечебно-оздоровитель- иностранным туристам

ный и детско-юношеский виды туризма, связанные с небольшими капитальными вложениями в уже существующую материально-техническую базу. Далее следуют: экскурсионный, деловой, спортивно-развлекательный туризм. Это сердцевина региональной Программы. На их освоение отводится 2-3 года из пятилетия. Оставшиеся 2 года необходимы для достижения срока их окупаемости. На конец пятилетия приходится освоение мощностей для экологического и этнического видов туризма, как наиболее специфичных, т.е. предназначенных для ограниченного числа потребителей. Технико-экономическое обоснование объектов условно делится на 2 части: расчет структуры капитальных вложений и определение текущих затрат по статьям калькуляции, а также точки безубыточности. Финансовое обеспечение проекта Программы производится из государственных (федеральных, региональных, муниципальных) и негосударственных источников. В ряде случаев госфинансирование произ-одится на возвратной и платной основе, ногда вновь вводимые предприятия становятся собственностью государственных и муниципальных образований в форме государственных унитарных предприятий. Движение денежных средств разбивается на 2 потока: период освоения капитальных вложений и роста производства. Если период окупаемости равен двум годам, то после их исте-туристского потенциала чения появляется избыток

средств в виде накопленной

_региона необходима прибыли или резервного

фонда, который используется а туристского в ряде случаев на расширение производства или устра-

_маршрута кольцевого нение недостатков в период

освоения капитальных вло-типа: водного, конного, жений. За пятилетний срок

освоения программ развития пешеходного и др. туризма в регионе резервный

вмяу

для наиболее полного

использования

российское предпринимательство, 2007, № 7(2)

фонд может составить развитие регионального

приблизительно 1/3 от _

общего объема финан- туризма позволит создать

сирования проекта.

Развитие регионально- новые рабочие места для сотен

го туризма позволяет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

создать новые рабочие человек местного населения,

места для сотен человек местного населения, увеличить объем сельскохозяйственного производства на 30-50%, восстановить рекреационную и социальную сферу на 70-100%.

восстановить рекреационную и социальную сферу

Литература

1. Квартальнов В.А. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001.

- С.103-142.

2. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник.

- М.: Финансы и статистика, 2004. - С. 95139

3. Здоров А.Б. Агротуристский комплекс: прогнозирование регионального развития: Монография. - М.: РГАЗУ, 2005. - 181 с.

A. B. Zdorov,

cand. Econ. Sci, Docent, RIAT (Russian International Academy of Tourism) A.A. Vinogradov,

sen. lecturer, RIAT

Development of regional business programmes in tourism

The process of forecasting is an important integral part of tourism service management. There are a great number of approaches currently used for regional tourism forecasting. Among the first to be used was, e.g., the recreational economic approach; there followed market research, intersectoral approach, investment engineering, etc. The study attempts to collate the experience gained and outline a comprehensive approach to the problem in the form of guidelines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.