УДК 338.48-53:63
Л.Ш. ПАШАЕВ
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Рассматриваются основные подходы к программе развития туризма сельских территорий. Особое внимание уделяется методам оценки кластерной специализации на аг-ротуристском рынке. Критикуются существующие подходы и предлагается авторская концепция, основанная на принципах относительной кластерной специализации региона.
Ключевые слова: агротуристский рынок, специализация кластеров, аграрный туризм, аг-ротуристская деятельность, туризм сельских территорий, сельский туризм.
The article considers the main approaches to the program. Special attention is paid to evaluating cluster specialization on the round table the market. Criticism of existing approaches and proposes the author, based on the principles of relative cluster specialization in the region.
Keywords: agrotourist market, specialized clusters, agrarian tourism, agrotourist activity, tourism of rural territories, rural tourism.
Каждому этапу развития производительных сил общества соответствует определенный набор средств производства, а также структура отраслей, способствующих оптимальному функционированию этого этапа [6]. Так, формирование агротуристских структур способствовало появлению новых форм аграрной и туристской деятельности. Их функционирование основывается на принципах территориального разделения труда, рационализации размещения, специализации и кооперирования производства.
Аналогами принципов территориального разделения труда являются теории абсолютных и относительных издержек в международной торговле. Теория абсолютных издержек связана с именем А. Смита, который утверждает, что основой международной торговли служат различия в абсолютных
© Пашаев Л.Ш., 2016
издержках при производстве товаров в различных странах. Импортировать товары нужно из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, где у экспортеров издержки ниже, чем на мировом рынке. Таким образом, экономический эффект от экспорта определяется тем, что страна вывозит продукцию, издержки производств которой ниже мировых, при импорте приобретаются товары, которые экономически невыгодно производить у себя.
Д. Рикардо, развивая теорию А. Смита, обосновал суть эффективности сравнительных издержек во внешней торговле. Его рассуждения сводятся к следующему: при международной торговле те страны получают выигрыш, которые отказываются от производства менее эффективного товара в пользу более эффективного. Для иллюстрации своего тезиса Д. Рикардо брал две страны: Англию и Португалию и два товара - вино и сукно.
Используя логику Д. Рикардо, для примера возьмем нечерноземную и черноземную зоны Российской Федерации и искомые виды продукции сельского хозяйства и туризма. Согласно проведенным исследованиям в агротуризме сельхозпродукцию выгоднее завозить из ЦЧР, а отдыхать рационально вблизи крупных культурно-познавательных центров Москвы и Санкт-Петербурга с точки зрения экскурсионного туризма и на Юге России (Черноморское побережье Кавказа, Республика Крым) с точки зрения пляжного туризма [1]. Дифференциация сельскохозяйственной деятельности аналогична туризму, где также существует специализация молочного животноводства в НЧЗ и зерноживот-новодческая в ЦЧР и на Юге России.
Размещение агротуристской деятельности характеризуется удельным весом территориальных единиц определенного вида туризма (культурно-познавательного, экологического, лечебно-оздоровительного и т.д.). Основным показателем специализации является структура валовой продукции, производимой на данной территории (кластеры, дестинации). Уровень специализации агротуристской зоны, де-стинации или кластера можно определить по формуле
100
I [к (2; -1)]
Низкий уровень специализации отражает коэффициент от 0,12 до 0,34; средний - 0,35-0,48; высокий - 0,490,61; углубленный - 0,62 и более [5].
Данный вид расчета связан со значительными трудностями в подборе статистического материала и проведении расчетов по каждому кластеру. Кроме того, ввиду перемножения двух показателей (меньше единицы), содержащихся в формуле, уровень специализации оказывается слишком заниженным, особенно при наличии аналогичных видов турдеятельности на одной территории. Более предпочтительны в этом отношении методы абсолютной и относительной кластерной специализации [4]. Ниже приводится формула относительной специализации. Метод абсолютной кластерной специализации не требует пояснений и приводится ниже.
^ > 1, V
(2)
(1)
где Кс - коэффициент кластерной спе-циализации;У. - удельный вес ¿-го вида туристской услуги (тура) в общем, их объеме (%); г - порядковый номер вида тура в ранжированном ряду по удельному весу в сумме выручки от реализации, начиная с наивысшего.
где Уп - удельный вес совокупности товаров и услуг данного вида агротуристской деятельности в общем объеме продукции кластера; У0 - удельный вес товаров и услуг в общем объеме агротуристской деятельности региона.
С помощью коэффициента относительной кластерной специализации можно определить степень региональной специализации по данному конкретному виду товара или услуги в агротуристской деятельности: культурно-познавательной, экологической и т.д. Если это отношение превышает единицу, данный товар (услугу) можно отнести к регионально специализированному кластеру, и наоборот, если отношение меньше единицы, данный товар (услугу) нельзя считать специализированным на данной территории.
В практике агротуристской деятельности может возникнуть ситуация, когда кластеры в регионе по показателю выручки в абсолютной кластерной специализации могут отличаться друг от друга на 5-10% или быть ниже «нижнего предела». В этой связи следует проводить расчет среднего квад-ратического отклонения по отдельным элементам кластерной специализации: рельеф, наличие водных, лесных, минеральных ресурсов, памятников истории и культуры, объектов инфраструк-
С учетом проведенного анализа можно разбить территорию Московской области на агротуристские кластеры. Кластерное районирование территории Московской области производится на основе расчета показателя абсолютной кластерной специализации, исчисляемого по следующей формуле:
Кс=В1 / Хв, (3)
туры и т.д. В этом случае, если и оно окажется незначительным, необходимо обосновывать новые теоретические положения в межрегиональной кластерной специализации, т.е. расширение кластеров за счет смежных территорий.
Гипотетически с расширением территории уровень специализации кластера будет возрастать. В табл. 1 представлены данные балльной оценки аг-ротуристских ресурсов Московской области.
где Кс - коэффициент кластерной специализации; В. - выручка социализированного агротуристского кластера в регионе; ХВ - общая выручка от реализации данного вида агротуристских услуг в регионе.
Основой разработки предлагаемой региональной программы явилась концепция повышения эффективности гостиничного бизнеса. Применительно к
Таблица 1
Балльная оценка агротуристских ресурсов Московской области
Баллы Показатели агротуристской деятельности
Климат Рельеф Водные ресурсы Лесные ресурсы Минеральные ресурсы Экология Культурно-исторический потенциал Гостиницы Рестораны Торговля Дороги Потенциальные туристские маршруты Досягаемость Туристские традиции Имидж Народные промыслы Этнографическая ситуация Кадры Промышленное способствование развитию туризма Сырьевая база продовольственного обеспечения
1
2 •
3 • • • •
4 • • • • • • • • • • • • • •
5 •
Московской области связующим звеном процесса объединения выступает проект «Зеленое кольцо Подмосковья». Он предусматривает формирование тематического туристского маршрута по объектам культурно-исторического наследия и экологически чистым районам Московской области с элементами культурно-познавательного и экологического туризма. В рамках данного проекта предполагается предоставление туристам экскурсионных услуг с показом объектов культурно-исторического наследия Подмосковья и размещение туристов в объектах гостиничного бизнеса, расположенных в природных комплексах, с оказанием определенного спектра услуг экологического туризма (конные маршруты, рыбалка, пешие маршруты, сплавы по рекам и др.), а также иных дополнительных туруслуг (анимационные представления, посещение бани и др.).
В основу разработки маршрутов в рамках представляемого проекта заложен принцип «кольца» и радиальных туров. Выбор данного принципа обусловлен рядом существенных причин, дающих возможность формирования в рамках глобального проекта различных локальных туристских продуктов (по одному или нескольким туристским кластерам), направленных на разные целевые группы потребителей с учетом специфики организации гостиничного бизнеса. В предлагаемом принципе «кольца», который служит связующей смысловой «нитью» проекта, сами участники - гостиничные организации - выступают как «ядро» туристского кластера, куда входят и близлежащие объекты рекреационных ресурсов и туристского показа. Таким образом, за каждой гостиничной организацией (или несколькими организа-
циями) закрепляется тот туристский кластер, на территории которого она функционирует. Сначала было определено 10 туристских кластеров: агро-туристский, культурно-исторический, экологический и др. Некоторые кластеры могли выступать как объединенные, например спортивный и деловой [1]. В дальнейшей работе ввиду низкой кластерной специализации региона количество кластеров было снижено до пяти [4].
Процесс интегрирования организаций гостиничного бизнеса сопровождается созданием общества с ограниченной ответственностью «Homo Conscious». Главная цель должна заключаться в управлении проектом «Зеленое кольцо Подмосковья» [7]. В рамках своей работы ООО «Homo Conscious» решает следующие задачи: разработка турпакета, формирование туристских групп, обеспечение устойчивого турпотока по маршруту (продажа и продвижение турпроекта на рынке), предоставление консалтинговых услуг участникам, поиск партнеров по бизнесу (привлечение к сотрудничеству гостиничных организаций, экскурсионных бюро, транспортных компаний), помощь участникам в получении кредита для развития бизнеса, инвестирование средств в объекты туристского показа, которые входят в маршрут, и др. Предполагается, что турпродукт «Зеленое кольцо Подмосковья» будет ориентирован на разные сегменты рынка.
Заинтересованность самого потребителя в получении экокультурных услуг будет играть не последнюю роль, поскольку новый туристский проект во многом тематический. Основным принципом в формировании туристских групп будет выступать уединенность,
т.е. максимальное число туристов на маршруте не должно превышать 12-15 человек. Такое количество потребителей турпродукта будет идеально подходить для размещения в малых и средних гостиничных организациях и потребления экокультурных услуг. Суммарный годовой финансовый оборот по пяти кластерам Московской области составит примерно 1 млрд руб.
Практика инвестиционного проектирования показывает, что финансовый оборот туристских организаций должен быть приблизительно равен объему финансовых средств, инвестируемых в объекты рекреационных ресурсов. При этом учитывается, что нормативный уровень рентабельности капитальных вложений составляет 80-100%, а срок окупаемости за счет прибыли - 2 года, т.е. нормативный срок окупаемости достигается путем сложения двухгодового размера прибыли планируемых объектов. Отсюда планируется схема размещения капитальных вложений по следующему принципу: в первый год планируемых инвестиций вводятся объекты с наиболее быстрым сроком окупаемости и наименьшим объемом финансовых ресурсов. Второй и третий периоды планируются как основные объекты инвестирования с таким расчетом, чтобы стратегически увеличить возможный срок их окупаемости. На четвертый и на пятый временные периоды планируются, как и в первом, сравнительно небольшие объемы инвестирования с целью обеспечения нормативного срока их окупаемости.
Методология исследования структуры капитальных вложений предполагает поиск оптимального плана их распределения в зависимости от их наличия в кластерной структуре и предпо-
лагаемой группы инвестируемых объектов. Задача по распределению капитальных вложений по программе «Зеленое кольцо Подмосковья» формулируется следующим образом. При выделяемых объемах капитальных вложений по каждому кластеру найти такой план их распределения, при котором их структурный объем соответствовал бы предполагаемым объемам потребления, классифицируемым по следующим группам: 1) подсобное хозяйство (сельское хозяйство); 2) природно-экологический комплекс; 3) инфраструктура; 4) памятники истории и культуры; 5) народные промыслы и ремесла. Общий (суммарный) объем капиталовложений составляет 1,0 млрд руб., а коэффициенты капиталоотда-чи включают следующие величины по каждому кластеру и группам инвестируемых объектов. Коэффициенты ка-питалоотдачи приведены в табл. 2.
Если имеется баланс предполагаемого объема капиталовложений по кластеру (а) и спроса на него по объектам инвестирования (Ь)
I ^ = I ь
(4)
3=1
то аналитическая форма задачи примет вид: найти тах
I=I
3=1
С X
У У
(5)
г=1
где е.. - коэффициент капиталоотдачи по кластеру, объекту; х.. - абсолютный размер капиталовложений.
Результатом решения задачи является определение суммарного объема капиталовложений, полученных от их распределения по кластеру и предполагаемой группе инвестиционных объектов.
Таблица 2
Коэффициенты капиталоотдачи по объектам кластерного районирования*
Объединенные кластеры Подсобное хозяйство (сельское хозяйство) Природно-эко-логический комплекс Инфраструктура Памятники истории и культуры Народные промыслы и ремесла
Лечебно-оздоровительный 0,6 ® 0,9 0,4 0,2
Спортивный 0,5 0,0) 0,3 0,2
Экологический 0,7 (1,0) 0,6 0,5 0,6
Культурно-познавательный @ 0,2 ® ® ®
Деловой 0,5 0,4 00 0,6 0,3
* Коэффициенты капиталоотдачи рассчитываются как частное от деления показателя валовой выручки на объем капиталовложений.
Для реализации инвестиционной программы любого рекреационного объекта необходимо иметь финансовую поддержку. Она создается путем организации фонда развития туристского бизнеса. Первоначальное условие создания фонда - акционирование. Выпуск акций и их размещение на основных взаимосвязанных предприятиях обеспечивает необходимую базу для управления и регулирования инвестиционными процессами. Как свидетельствует мировой опыт, за счет акционирования можно собрать 1% общих инвестиционных ресурсов, чтобы фонд начал работу. Первоосновой самого инвестиционного процесса является привлечение инвестиционных ресурсов. Его можно представить в нескольких направлениях:
• традиционные источники финансирования региональных туристских программ;
• государственное финансирование инвестиционных проектов;
• совместное финансовое обеспечение экологической сферы туристской
отраслью и «предприятиями-загрязнителями»;
• рентные отчисления на основе оценки стоимости (аренды) рекреационных ресурсов;
• расширение инвестиционной базы по проекту «Зеленое кольцо Подмосковья».
Рассмотрим подробнее данный инвестиционный проект. Он базируется на использовании системы отпускных чеков, зародившейся после войны в Швейцарии и Франции как условие развития социального туризма. В современных условиях субъектами системы выступают: ООО «Homo Conscious» и фонд развития туристского бизнеса, осуществляющие эмиссию чеков в современном варианте кредитных карт; оптовый покупатель (им могут быть промышленно-производ-ственные предприятия Москвы и области); носители карт (работники предприятий) и организации туристского обслуживания (дома отдыха, пансионаты, а также базы гостевых домов) (рисунок).
Рис. Схема межрегиональной системы безналичных туристских оборотов
Введение безналичной системы кредитных оборотов обеспечивает фонду поступление средств в виде скидок от оптовых покупателей за предоставление базы отдыха граждан, а также скидок от организаций туристского обслуживания за создание ритмичного поступления контингента отдыхающих. В целом объем поступлений составляет 5-10% системы кредитных расчетов.
Для начала введения системы в деятельность фонда правительство Москвы, учитывая опыт Франции, обеспечивает финансовую поддержку в осуществлении эмиссии кредитных карт
и создании условий развития социального туризма для граждан, проживающих на территории города и области.
Деятельность ООО «Homo Conscious» обусловливает расширение сети оборачиваемости кредитных отпускных карт до уровня межрегионального обмена. В систему кредитных оборотов предусмотрено включать проекты программ «Северо-Западные территории», «Золотое кольцо России», «Вторая полоса расселения», Черноморского побережья и «Южный берег Крыма». Это значительно расширит спектр предоставляемых турист-
ских услуг, а также прибыль и реин- ласти, но и других территорий Россий-вестируемый объем средств не только ской Федерации. на развитие объектов Московской об-
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Здоров С.А. Концепция устойчивого развития малого гостиничного бизнеса в природных комплексах Московской области // Вестник Национальной академии туризма / Санкт-Петербург: Национальная академия туризма. 2011. № 3. С. 44-47.
2. Здоров А.Б., Здоров М.А., Абрянди-на В.В. Организационно-экономические аспекты управления туризмом сельских территорий // Туризм как фактор регионального развития: материалы МНПК. Петрозаводск, 20-22 мая 2014 г. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2014. С. 155-163.
3. Здоров А.Б., Здоров М.А., Абряндина В.В. Методологическая оценка эффективности управления агротуристской интеграцией. Стратегия развития АПК и сельских терри-
торий: перспективные идеи и конкурентоспособные технологи // Матер. Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию ФГБНУ ВНИОПТУСХ, 1920 февраля 2015 г. М.: ООО «ПРИНТ ПРО», 2015. С. 596-599.
4. Пашаев Л.Ш. Анализ основных тенденций развития агротуристской деятельности // Научный вестник МГИИТ. 2016. № 2 (40). С. 7-16.
5. Здоров М.А. Агротуристский рынок: формирование оптимальной конъюнктуры. М.: МГИИТ, 2015. 140 с.
6. Здоров М.А., Абряндина В.В. Туризм сельских территорий. М.: ООО «Угрешская типография», 2015. 172 с.
7. URL: http://homoconscious.ru/