Научная статья на тему 'Разработка региональной медицинской информационной системы Тульской области'

Разработка региональной медицинской информационной системы Тульской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
731
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА / HEALTHCARE INFORMATIZATION / REGIONAL MEDICAL INFORMATION SYSTEM / ELECTRONIC MEDICAL RECORDS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Привалов Александр Николаевич, Прокудин Виталий Юрьевич, Кельман Татьяна Владимировна

Проанализирован опыт разработки региональной медицинской информационной системы на примере РМИС Тульской области. Обоснованы цели выполнения работ по разработке компонентов системы, сформулированы задачи, стоящие перед РМИС, предложена трёхзвенная архитектура РМИС, как структура, наиболее полно отвечающая целям и принципам функционирования и задачам РМИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Привалов Александр Николаевич, Прокудин Виталий Юрьевич, Кельман Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF REGIONAL HEALTH INFORMA TION SYSTEM TULA REGION

Experience in the development of regional health information system as an example RMIS Tula region. Legitimate aim of work on the development of the system components, formulated tasks facing RMIS, offered three tiered architecture RMIS like structure that best meets the purposes and principles of the functioning and objectives of RMIS.

Текст научной работы на тему «Разработка региональной медицинской информационной системы Тульской области»

SYSTEM SECURITY ASPECTS OF THE INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

OF HIGH SCHOOL

A.N. Privalov, Y.I. Bogatyrevа

The application of a systematic approach to the organization's secure information-educational environment of high school. Analyzes of information security threats, formulates principles of secure information-educational environment of high school.

Key words: safe educational environment, a systematic approach of information security threats.

Privalov Aleksandr Nicolaevich, doctor of technical science, professor, privalov. 61@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University,

Bogatyreva Yulia Igorevna, doctor of pedagogical science, professor, bogatire-vadj@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University

УДК 004.912; 004.032.2

РАЗРАБОТКА РЕГИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

А.Н. Привалов, В.Ю. Прокудин, Т.В. Кельман

Проанализирован опыт разработки региональной медицинской информационной системы на примере РМИС Тульской области. Обоснованы цели выполнения работ по разработке компонентов системы, сформулированы задачи, стоящие перед РМИС, предложена трёхзвенная архитектура РМИС, как структура, наиболее полно отвечающая целям и принципам функционирования и задачам РМИС.

Ключевые слова: информатизация здравоохранения, региональная медицинская информационная система, электронная медицинская карта.

Переживаемый в настоящее время бум широкого внедрения информационных технологий напрямую затронул и здравоохранение [3]. И это не случайно, поскольку эффективное функционирование системы здравоохранения определяется системообразующими факторами, к числу которых относится и развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации. [1].В обществе утвердилось понятие «информатизация здравоохранения (ИЗ)»-под которым понимается процесс внедрения компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых свойств, системы здравоохранения, позволяющих более эффективно организовать сохранение и укрепление здоровья населения на основе качества медицинской помощи.

Материальной основой, становым хребтом информатизации здравоохранения является создаваемая в стране единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), которую можно рассматривать как иерархическую многоуровневую структуру, на нижних уровнях которой располагаются региональные медицинские информационные системы (РМИС).

Следовательно, на эффективность функционирования ЕГИСЗ существенным образом будет влиять эффективность РМИС. Вот почему так важны решения, закладываемые при проектировании РМИС.

Современный уровень ИЗ немыслим без построения и развития телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально-распределенные информационные ресурсы, ключевое значение в которой имеют управляющие и аналитические информационные системы, созданные на базе компьютерной техники и сетей.

На региональном уровне важное системообразующее значение имеют региональные медицинские информационные системы, которые предназначены для руководителей органов управления здравоохранением, органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации для использования при решении вопросов оперативного, тактического и стратегического управления, планирования развития здравоохранения региона, для органов государственного надзора и контроля, для медицинских организаций, общественных объединений, организаций и граждан Российской Федерации [4, 5].

Среди государственных норм регулирования в области создания РМИС следует отметить документ «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем», утверждённый министром здравоохранения 23 июня 2016 года [5].

В соответствии с ним, при разработке РМИС должны быть учтены следующие базовые принципы:

однократный ввод и многократное использование первичной информации;

обеспечение совместимости (интероперабельности) медицинских информационных систем;

возможность использования прикладных медицинских информационных систем по модели «программное обеспечение как услуга» (8аа8);

обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

обеспечение интеграции с введенными в промышленную эксплуатацию компонентами «Электронного правительства», с универсальной электронной картой гражданина Российской Федерации;

максимально возможное сохранение существующих МИС;

РМИС, как и другие ИС, должна разрабатываться на конкурентной основе [5].

Опираясь на вышеизложенное, в результате анализа были сформулированы основные цели выполнения работ по разработке компонентов-РМИС в Тульской области:

обеспечение возможности централизованной записи пациентов на приём к врачу, в том числе в электронном виде, централизованного управления занятостью ресурсов и распределения потоков пациентов в амбулаторных отделениях учреждений здравоохранения Тульской области;

обеспечение возможности ведения единой очереди на госпитализацию и централизованного управления очередью на госпитализацию в стационарных отделениях учреждений здравоохранения Тульской области;

обеспечение возможности ведения электронной медицинской карты пациента в учреждениях здравоохранения Тульской области;

переход учреждений здравоохранения Тульской области на электронное взаимодействие при выполнении медицинской помощи пациентам и предоставлении отчётности;

поддержка принятия врачебных решений, раннее диагностирование заболеваний, своевременное оказание медицинской помощи пациентам различных групп риска;

обеспечение бесперебойной работы РМИС с момента её ввода в опытную эксплуатацию.

Функционирование РМИС должна обеспечивать единая сетевая телекоммуникационная инфраструктура учреждений здравоохранения Тульской области, охватывающая Министерство здравоохранения Тульской области, учреждения здравоохранения Тульской области, ЦОД и подключённая к защищённой сети ЕГИСЗ.

В целях унификации РМИС должна обеспечивать совместимость с отраслевыми государственными, национальными и адаптированными к отечественным условиям международными стандартами в области медицинской информатики (включая стандарт и индустриальный стандарт DICOM для передачи радиологических изображений и другой медицинской информации).

При обосновании архитектурыРМИСбыли сформулированы следующие базовые требования:

гибкость, то есть РМИС должна быть легко настраиваемой под изменения внутренних бизнес-процессов и внешней среды;

стандартизация, то есть различные компоненты РМИС должны быть совместимыми и соответствовать общим требованиям, например, таким как требования обеспечения информационной безопасности;

экономическая эффективность, то есть использование того или иного решения должно быть оправдано экономически;

масштабируемость, то есть РМИС должна учитывать перспективные потребности в развитии автоматизации и не требовать глобальной и дорогостоящей комплексной переработки всего программно-аппаратного комплекса для их реализации.

Предложено, что РМИС должна быть реализована в трёхзвенной архитектуре, состоящей из сервера базы данных, сервера приложений и клиентских АРМ. Сервер приложений может быть реализован средствами СУБД.

При этом клиентские АРМ РМИС должны функционировать в режиме "тонкого клиента", а именно выполнять весь функционал в рамках запуска web-браузера и/или средствами аппаратного "тонкого клиента" без установки дополнительного программного обеспечения на рабочей станции.

С учётом наличия в медицинских учреждениях "тонкого клиента", РМИС должна обеспечивать возможность функционирования клиентских АРМ в режиме аппаратного "тонкого клиента" с использованием терминальных серверов, размещаемых в ЦОД и/или учреждениях здравоохранения.

Ведение, хранение и репликацию нормативно-справочной информации в РМИС должнобыть централизованным, включая централизованную синхронизацию с нормативно-справочной информацией федеральных сегментов ЕГИСЗ.

РМИС должна обеспечивать функционирование центральной базы данных транзакционных медицинских систем регионального фрагмента ЕГИСЗ, расположенной в региональном ЦОД, включая ведение единой электронной медицинской карты пациента (далее - ЭМК) в рамках региона, с возможностью доступа к ЭМК в реальном времени из любого учреждения здравоохранения, подключённого к ЕСТИ УЗ Тульской области.

Необходимо обеспечивать возможность создания единого информационного пространства данных, как для компонента РМИС, так и для каждого учреждения здравоохранения, с целью поддержки целостности данных.

РМИС должна обеспечивать возможность ведения локальных баз данных в учреждениях здравоохранения в режиме реального времени.

Функционировать РМИС должна на локальных серверах, на клиент-серверной СУБД с открытым кодом либо любой другой СУБД не имеющей ограничений (в том числе связанных с наличием необходимых лицензионный прав) по числу инсталляций и подключений.

157

СУБД должна иметь сертификаты соответствия требованиям руководящих документов для возможности использования при создании информационных систем до класса защищённости 1Г включительно и при создании информационных систем персональных данных до 1-го класса включительно.

С целью обеспечения надёжного хранения и оперативной обработки информации в Системе должна быть применена СУБД со следующими показателями:

поддержка многопроцессорности и кластеров, высокая отказоустойчивость;

возможность хранения большого объёма данных, без потери производительности;

поддержка возможности инкрементального резервного копирования данных;

поддержка возможности резервного копирования без необходимости остановки Системы.

РМИС должна обеспечивать синхронизацию данных единой базы данных транзакционных медицинских систем регионального фрагмента ЕГИСЗ и локальных резервных копий баз данных в учреждениях здравоохранения с использованием механизма двунаправленных репликаций.

Подсистема репликации должна содержать встроенные средства разрешения конфликтов, как автоматизированного, так и визуального, с участием администратора системы.

Сервер базы данных и сервер приложений РМИС должны иметь возможность работы в режиме программной кластеризации. Технологическая платформа, на базе которой разработана РМИС, должна поддерживать вертикальную и горизонтальную кластеризацию. Технологическая платформа может быть реализована как встроенными средствами СУБД, так и комплексом средств СУБД и/или внешних утилит из состава РМИС.

Первичная проверка корректности ввода информации и обязательности заполнения полей должна происходить без физического обращения на сервер (например, при помощи сценариев Java Script) с целью снижения требований к каналам связи.

В Тульской области успешно реализуется проект по созданию региональной информационной системы в сфере здравоохранения Тульской области (РМИС) [1, 3, 4, 7] в целях реализации задач внедрения современных информационных систем в здравоохранение в части внедрения электронной медицинской карты пациента в учреждениях здравоохранения, управления занятостью ресурсов и распределением потоков пациентов в лечебно-профилактических учреждениях, создания региональной системы управления очередью на госпитализацию.

158

К настоящему времени РМИС Тульской области состоит из единой платформы с использованием модульной структуры, автоматизирующей различные бизнес-процессы учреждения здравоохранения.

В соответствии с принципом модульного проектирования информационных систем, целямии задачами была сформирована структура РМИС Тульской области, включающая12 подсистем:

подсистема планирования работы учреждения здравоохранения; подсистема ведения электронных медицинских карт, включая амбулаторные карты и истории болезни;

подсистема учета условий нахождения пациентов на стационарном лечении;

подсистема информационно-справочного обеспечения пациентов, медицинских специалистов;

подсистема клинико-диагностических исследований; подсистема Радиологическая информационная система; подсистема учета взаимодействия с контрагентами; подсистема учета медикаментов, материалов, оборудования, хозяйственных товаров и инвентаря;

подсистема анализа и отчетности; подсистема администрирования и настройки;

подсистема "Система выдачи и обслуживания льготных рецептов, а также рецептов на контролируемые лекарственные средства"; подсистема обмена электронной корреспонденцией. Внедрение РМИС в регионе осуществлялось по следующим этапам. Было проведено системно-аналитическое обследование объекта автоматизации - система здравоохранения Тульской области. С этой целью были проведены интервью с функциональными и 1Т-специалистами Заказчика, собрана информация о:

требуемых отчетах, показателях измерения; возможных системах - источниках данных; системном ландшафте; сетевом окружении.

Были разработаны эскизный и технический проекты, которые успешно реализовывались.

Архитектура РМИС Тульской области представлена на рис. 1. Также, в период 2011-2013 года были реализованы следующие мероприятия:

разработана и внедрена единая инфраструктура региональной информационной системы здравоохранения Тульской области;

запущен сервис «электронная запись на прием к врачу» во всех государственных учреждениях здравоохранения Тульской области, ведущих первичный амбулаторно-поликлинический прием;

реализована возможность ведения персонифицированного учета и оформления электронной медицинской карты;

запущен электронный медицинский документооборот; были закуплены и начали функционировать телемедицинские комплексы;

внедрены федеральный регистр медицинских работников и электронные паспорта учреждений здравоохранения.

Статистика внедрения РМИС В Тульской области представлены на

рис. 2.

Облачный цент обработки длиими

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СЕРВЕР

• * •

#* ■

Сешект t-лы данных

fljm >:oHPi|jtTn(!>< НилИилиннШИ

Cepssp генликлшмш

ДЛНнЬИ nOJUTtOtlHHILK

ЬаН ДгЛШЫК

дополни геяьн<мо ,ni>Kj|jt!ftf HHQfiJ

Аптека области

Рвгючцр места

врачей

Рис. 1. Архитектура РМИС Тульской области

2401

281

1119

I

70

55

72

Среднее по всем регионам РФ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на 1000 населения

8 Тульской обллсш.

«¿з 1СЮ0 населения

Посещений, Записей через у чтенл ых в МИС терм инаяы в

голиклинникэл

Записей чере2 call центр

Записей иерез ишернет

Рис. 2. Статистика внедрения РМИС

В качестве итогов деятельности по созданию РМИС тульской области можно отметить, что к настоящему времени в 56 учреждениях здравоохранения окончательно внедрены электронные модули: поликлиника, стационар, медицинский лечебно-диагностический центр, статистика, лист нетрудоспособности, дополнительное лекарственное обеспечение.

Подключены и функционируют 8124 автоматизированных рабочих мест. Планируется реализовать пилотный проект на базе двух учреждений здравоохранения по интеграции бухгалтерской службы, административного

хозяйственного блока и кадрового учета.этот проект будет способствовать реализации автоматического списания и учета номенклатуры при выполнения услуг в региональной информационной системе в сфере здравоохранения Тульской области, а также синхронизации кадрового учета (создание и удаление учетных записей в РМИС ТО) и автоматического расчёта заработной платы.

В минувшем году около 1,2 миллионов записей к врачу произведено посредством сервисов «Электронной регистратуры». В таблице приведена статистика записавшихся.

Данные по формам^ записи к врачу в регионе

Период Записано через сайт doctor71.ru Записано через инфомат Записано через контактный центр

2013 г 61839 304306 54439

2014 г. 182545 682397 263244

2015 г. 214984 527108 536384

2016 г. 89720 234432 260850

ИТОГО 549088 1748243 1114917

Таким образом, можно заключить, что достигнуты частичные результаты от внедрения РМИС, заключающиеся в зафиксированном снижении ожидания времени приема до 15 минут.

Результаты внедрения

Общее количество Электронных записей

588501 Средкее еремя

ожиданий е минута*

3554X3

113427

1 д<?1м6[т

Ж1

) июня 2012

1 января ЙП4

1 мая

гон

"1 детиЬрн 201?

¿Я

ям

1 МЫ

16 мал

Рис. 3. Статистика числа электронных записей ко врачу

и времени ожидания

На основании результатов анализа статистических данных видно, что внедрение РМИС в систему здравоохранения Тульской области приносит определённые результаты. Это является косвенным подтверждением

161

правильности принятых при разработке РМИС решений. В то же время к настоящему времени решены далеко не все декларированные задачи по информатизации системы здравоохранения

Так, в текущем году планируется продолжить интеграцию радиологического оборудования c PACS сервером в 8 учреждениях здравоохранения и интеграцию региональной информационной системы в сфере здравоохранения Тульской области с 56 лабораторными анализаторами в учреждениях здравоохранения для автоматической отправки результатов анализов.

В настоящее время разрабатывается модуль медицинской сестры. Данный модуль будет способствовать одновременной работе с историей болезни пациента с лечащим врачом. В учреждения здравоохранения планируется внедрить региональную систему мониторинга родовспоможения. Внедрение данной системы будет способствовать анализу и распределению пациентов по группам риска, созданию интеллектуального плана ведения и профилактики пациента, а также информированию пациентов о необходимости следующего приема.

Список литературы

1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года // [Электронный ресурс] URL: http://federalbook.ru/ files/F SZ/soderghanie/Tom°/o2012/1-9 .pdf (дата обращения: 10.01.2017).

2. Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам // [Электронный ресурс ] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/52504 (дата обращения: 10.01.2017).

3. Стратегия развития информационного общества Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212.

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.04.2011 № 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» // [Электронный ресурс] URL: http : //www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_113731 (дата обращения: 10.01.2017).

5. Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем // [Электронный ресурс] URL: http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/391 (дата обращения: 10.01.2017).

6. Носов Н. Что ждать от информатизации здравоохранения России // [Электронный ресурс] URL: http://www.armit.ru/news/itogi oprosa.pdf (дата обращения: 10.01.2017).

7. Cnews. Правительство Тульской области представило план информатизации здравоохранения региона в 2015 // [Электронный ресурс] URL: http://www.cnews.ru/news/line/pravitelstvo tulskoj oblasti predstavilo 1 (дата обращения: 10.01.2017).

Привалов Александр Николаевич, д-р техн. наук, проф., privalov.61@,mail.rut, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Прокудин Виталий Юрьевич, начальник управления информационных систем, cit@,tularegion.ru, Россия, Тула, ГАУ ТО "Центр информационных технологий",

Кельман Татьяна Владимировна, начальник отдела внедрения, Tatiana.Keltman@,tularegion.ru, Россия, Тула, ГАУ ТО "Центр информационных технологий"

THE DEVELOPMENT OF REGIONAL HEALTH INFORMA TION SYSTEM TULA REGION

A.N. Privalov, V. U. Prokudin, T. V. Kelman

Experience in the development of regional health information system as an example RMIS Tula region. Legitimate aim of work on the development of the system components, formulated tasks facing RMIS, offered three tiered architecture RMIS like structure that best meets the purposes and principles of the functioning and objectives of RMIS.

Key words: healthcare informatization, regional medical information system, electronic medical records.

Privalov Aleksandr Nicolaevich, doctor of technical science, professor, privalov. 61@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University,

Prokudin Vitaly Yuryevich, head of information systems management, cit@,tularegion. ru, Russia, Tula, State Autonomous Institution of the Tula area "Information Technologies Center",

Kelman Tatyana Vladimironna, head of the Implementation Department, Tatia-na.Keltman@,tularegion. ru, Russia, Tula, State Autonomous Institution of the Tula area "Information Technologies Center"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.