Научная статья на тему 'Инфраструктурная информатизация здравоохранения Тульской области'

Инфраструктурная информатизация здравоохранения Тульской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
389
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / REGIONAL MEDICAL INFORMATION SYSTEM / ЭЛЕК ТРОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА / HEALTHCARE INFORMATIZATION / ELECTRONIC MEDICAL RECORDS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Привалов А.Н., Думчев С.В., Кельман Т.В.

Проанализирован опыт разработки региональной медицинской информационной системы на примере РМИС Тульской области. Обоснованы цели выполнения работ по разработке компонентов системы, сформулированы задачи, стоящие перед РМИС, предложена трёхзвенная архитектура РМИС, как структура, наиболее полно отвечающая целям и принципам функционирования и задачам РМИС. Проанализированы статистические данные о промежуточных результатах внедрения РМИС, свидетельствующие о корректности принятых решений по проектированию и реализации РМИС. Предложен вариант кадрового обеспечения РМИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Привалов А.Н., Думчев С.В., Кельман Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructure health informatization Tula region

The experience of development the Regional Medical Information System is analyzed as an example RMIS Tulsa region. The aims of implementation works are substantiated on the development of components of the system, the tasks are formulated standing before the RMIS, three-unit architecture RMIS is offered like a structure that best matches the aims, principles of functioning and tasks the RMIS. Statistical data about intermediate results of implementation the RMIS are analyzed, that showing correctness made decisions on designing and realization the RMIS. The variant of staffing the RMIS is offered.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурная информатизация здравоохранения Тульской области»

тзз

ШЛА

А. Н. ПРИВАЛОВ,

д.т.н., профессор, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, г. Тула, Россия, privalov.61@mail.ru с. В. ДУМЧЕВ,

заместитель директора по техническим вопросам государственного автономного учреждения Тульской области «Центр информационных технологий», г. Тула, Россия, Sergey.Dumchev@tularegion.ru Т. В. КЕЛЬМАН,

начальник отдела внедрения государственного автономного учреждения Тульской области «Центр информационных технологий», г. Тула, Россия, Tatiana.Keltman@tularegion.ru

инфраструктурная информатизация здравоохранения тульской области

УДК 004.912, 004.032.2

Привалов А. Н, Думчев С. В., Кельман Т. В. Инфраструктурная информатизация здравоохранения Тульской области (Государственное автономное учреждение Тульской области «Центр информационных технологий», г. Тула, Россия, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, г. Тула, Россия) Аннотация. Проанализирован опыт разработки региональной медицинской информационной системы на примере РМИС Тульской области. Обоснованы цели выполнения работ по разработке компонентов системы, сформулированы задачи, стоящие перед РМИС, предложена трёхзвенная архитектура РМИС, как структура, наиболее полно отвечающая целям и принципам функционирования и задачам РМИС. Проанализированы статистические данные о промежуточных результатах внедрения РМИС, свидетельствующие о корректности принятых решений по проектированию и реализации РМИС. Предложен вариант кадрового обеспечения РМИС.

Ключевые слова: информатизация здравоохранения, региональная медицинская информационная система, электронная медицинская карта.

UDC 004.912, 004.032.2

Privalov A. N, Dumchev S. V., Kelman Т. V. Infrastructure health informatization Tula region (State Autonomous Institution of the Tula area «Information Technologies Center», Tula, Russia, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia)

Abstract. The experience of development the Regional Medical Information System is analyzed as an example RMIS Tulsa region. The aims of implementation works are substantiated on the development of components of the system, the tasks are formulated standing before the RMIS, three-unit architecture RMIS is offered like a structure that best matches the aims, principles of functioning and tasks the RMIS. Statistical data about intermediate results of implementation the RMIS are analyzed, that showing correctness made decisions on designing and realization the RMIS. The variant of staffing the RMIS is offered.

Keywords: healthcare informatization, regional medical information system, electronic medical records.

t

^^^ i введение

Переживаемый в настоящее время бум широкого внедрения информационных технологий напрямую затронул и здравоохранение [3]. И это не случайно, поскольку эффективное функционирование системы здравоохранения определяется системообразующими факторами, к числу которых относится развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, вклю-

© А. Н. Привалов, С. В. Думчев, Т. В. Кельман, 2017 г.

чающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации. [1]. В обществе утвердилось понятие «информатизация здравоохранения (ИЗ)», под которым понимается процесс внедрения компьютерных средств информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых свойств, системы здравоохранения, позволяющих более эффективно организовать сохранение и укрепление здоровья населения на основе качества медицинской помощи. В своём выступлении на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 13 июля 2016 г. министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила: «... приоритетным направлением, определяющим развитие здравоохранения, является переход от инфраструктурной информатизации здравоохранения к широкому применению диги-тальных (цифровых) технологий в медицинской практике» [2].

Также она отметила, что:

- за 2016-2018 годы планируется подключить к единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения путём внедрения единой электронной медицинской карты не менее 95 процентов всех государственных медицинских организаций;

- граждане России получат доступ к защи-щённому личному кабинету «Моё здоровье» на портале государственных услуг, который обеспечит широкий набор возможностей: запись на приём к врачу, проверку полиса ОМС, прикрепление к поликлинике, вызов врача на дом, просмотр собственной электронной медицинской карты и получение информации по здоровому образу жизни и по другим важным вопросам;

- к системе будут подключены к концу 2018 года не менее 95 процентов врачей, работающих в субъектах Российской Федерации в государственных медицинских организациях;

2017, № 1

- будет обеспечена преемственность лечения пациента независимо от медицинской организации и введение единых информационных систем, помогающих принять решение врачом [2].

Материальной основой, становым хребтом информатизации здравоохранения является создаваемая в стране единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), которую можно рассматривать как иерархическую многоуровневую структуру, на нижних уровнях которой располагаются региональные медицинские информационные системы (РМИС).

Следовательно, на эффективность функционирования ЕГИСЗ существенным образом будет влиять эффективность РМИС. Вот почему так важны решения, закладываемые при проектировании РМИС.

Таким образом, можно заключить, что информатизация здравоохранения в России является сложным многоаспектным процессом, который требует научного обоснования принятия решений, в том числе при проектировании и реализации низовых компонентов ЕГИСЗ - РМИС.

Целью исследования являлось обоснование структуры, задач и компонентов при создании РМИС Тульского региона.

методы

Современный уровень информатизации здравоохранения немыслим без построения и развития телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально-распределенные информационные ресурсы, ключевое значение в которой имеют управляющие и аналитические информационные системы, созданные на базе компьютерной техники и сетей.

На региональном уровне важное системообразующее значение имеют региональные медицинские информационные системы, которые предназначены для руководителей органов управления здравоохранением, органов

>

тзз

•Л' ш<А

государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации для использования при решении вопросов оперативного, тактического и стратегического управления, планирования развития здравоохранения региона, для органов государственного надзора и контроля, для медицинских организаций, общественных объединений, организаций и граждан Российской Федерации.

При проектировании РМИС необходимо учитывать среди прочих факторов и мнение самих медицинских работников относительно внедрения компьютерных систем. Хорошей иллюстрацией может служить анализ результатов опроса, проведённого ассоциацией развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), в котором приняли участие 90 медицинских организаций из 36 регионов. Отвечая на вопрос «Что мешает внедрению информационных технологий в здравоохранение?» [6], респондентам было предложено оценить по 10-бальной шкале 15 факторов, которые на взгляд составителей опросника тормозят информатизацию. Тройка лидеров среди ответов:

• «невозможность отказа от ведения бумажной документации, несмотря на ведение электронной» (оценка 7.9);

• «отсутствие документов, регламентирующих статус электронных документов и электронной цифровой подписи, что не позволяет вести только электронные документы» (7.1);

• «увеличение объема работы при использовании МИС, вместо ожидаемой экономии времени (6.9).

И только на четвертом месте, со значительным отрывом, идет фактор денег: «отсутствие у медучреждения денежных средств на информатизацию» (5.8). Т.е. указывается не на нехватку финансов, а в большей степени на решение организационно-правовых вопросов.

С другой стороны, в числе приоритетных задач были указаны:

• «компьютерная регистратура» (9.3);

• «компьютерная подготовка отчетов» (8.8).

Таким образом, сформулированные факторы и задачи необходимо самым тщательным образом учитывать при создании РМИС.

Среди государственных норм регулирования в области создания РМИС следует отметить документ «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем», утверждённый министром здравоохранения 23 июня 2016 года [5].

В соответствии с ним, при разработке РМИС должны быть учтены следующие базовые принципы:

• однократный ввод и многократное использование первичной информации;

• обеспечение совместимости (интеропе-рабельности) медицинских информационных систем;

• возможность использования прикладных медицинских информационных систем по модели «программное обеспечение как услуга» (SааS);

• обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

• обеспечение интеграции с введенными в промышленную эксплуатацию компонентами «Электронного правительства», с универсальной электронной картой гражданина Российской Федерации;

• максимально возможное сохранение существующих МИС;

• РМИС, как и другие ИС, должна разрабатываться на конкурентной основе.

Опираясь на вышеизложенное, в результате анализа были сформулированы основные цели выполнения работ по разработке компонентов РМИС в Тульской области:

• обеспечение возможности централизованной записи пациентов на приём к врачу, в том числе в электронном виде, централи-

зованного управления занятостью ресурсов и распределения потоков пациентов в амбулаторных отделениях учреждений здравоохранения Тульской области;

• обеспечение возможности ведения единой очереди на госпитализацию и централизованного управления очередью на госпитализацию в стационарных отделениях учреждений здравоохранения Тульской области;

• обеспечение возможности ведения электронной медицинской карты пациента в учреждениях здравоохранения Тульской области;

• переход учреждений здравоохранения Тульской области на электронное взаимодействие при выполнении медицинской помощи пациентам и предоставлении отчётности;

• поддержка принятия врачебных решений, раннее диагностирование заболеваний, своевременное оказание медицинской помощи пациентам различных групп риска;

• обеспечение бесперебойной работы РМИС с момента её ввода в опытную эксплуатацию.

Функционирование РМИС должна обеспечивать единая сетевая телекоммуникационная инфраструктура учреждений здравоохранения Тульской области, охватывающая Министерство здравоохранения Тульской области, учреждения здравоохранения Тульской области, ЦОД и подключённая к защищён-ной сети ЕГИСЗ.

В целях унификации РМИС должна обеспечивать совместимость с отраслевыми государственными, национальными и адаптированными к отечественным условиям международными стандартами в области медицинской информатики (включая стандарт ^7 и индустриальный стандарт DICOM для передачи радиологических изображений и другой медицинской информации).

При обосновании архитектуры РМИС были сформулированы следующие базовые требования:

2017, № 1

• гибкость, то есть РМИС должна быть легко настраиваемой под изменения внутренних бизнес-процессов и внешней среды;

• стандартизация, то есть различные компоненты РМИС должны быть совместимыми и соответствовать общим требованиям, например, таким как требования обеспечения информационной безопасности;

• экономическая эффективность, то есть использование того или иного решения должно быть оправдано экономически;

• масштабируемость, то есть РМИС должна учитывать перспективные потребности в развитии автоматизации и не требовать глобальной и дорогостоящей комплексной переработки всего программно-аппаратного комплекса для их реализации.

Предложено, что РМИС должна быть реализована в трёхзвенной архитектуре, состоящей из сервера базы данных, сервера приложений и клиентских АРМ. Сервер приложений может быть реализован средствами СУБД.

При этом клиентские АРМ РМИС должны функционировать в режиме «тонкого клиента», а именно выполнять весь функционал в рамках запуска web-браузера и/или средствами аппаратного «тонкого клиента» без установки дополнительного программного обеспечения на рабочей станции.

С учётом наличия в медицинских учреждениях «тонкого клиента», РМИС должна обеспечивать возможность функционирования клиентских АРМ в режиме аппаратного «тонкого клиента» с использованием терминальных серверов, размещаемых в ЦОД и/или учреждениях здравоохранения.

Ведение, хранение и репликация нормативно-справочной информации в РМИС должно быть централизованным, включая централизованную синхронизацию с нормативно-справочной информацией федеральных сегментов ЕГИСЗ.

РМИС должна обеспечивать функционирование центральной базы данных транзакцион-

>

тзз

• i' 1J

ных медицинских систем регионального фрагмента ЕГИСЗ, расположенной в региональном ЦОД, включая ведение единой электронной медицинской карты пациента (далее - ЭМК) в рамках региона, с возможностью доступа к ЭМК в реальном времени из любого учреждения здравоохранения, подключённого к ЕСТИ УЗ Тульской области.

Необходимо обеспечивать возможность создания единого информационного пространства данных, как для компонента РМИС, так и для каждого учреждения здравоохранения, с целью поддержки целостности данных.

РМИС должна обеспечивать возможность ведения локальных баз данных в учреждениях здравоохранения в режиме реального времени.

Функционировать РМИС должна на локальных серверах, на клиент-серверной СУБД с открытым кодом либо любой другой СУБД, не имеющей ограничений (в том числе связанных с наличием необходимых лицензионный прав) по числу инсталляций и подключений.

СУБД должна иметь сертификаты соответствия требованиям руководящих документов для возможности использования при создании информационных систем до класса защищённости 1Г включительно и при создании информационных систем персональных данных до 1-го класса включительно.

С целью обеспечения надёжного хранения и оперативной обработки информации в Системе должна быть применена СУБД со следующими показателями:

• поддержка многопроцессорности и кластеров, высокая отказоустойчивость;

• возможность хранения большого объёма данных без потери производительности;

• поддержка возможности инкрементального резервного копирования данных;

• поддержка возможности резервного копирования без необходимости остановки Системы.

РМИС должна обеспечивать синхронизацию данных единой базы данных транзакцион-

ных медицинских систем регионального фрагмента ЕГИСЗ и локальных резервных копий баз данных в учреждениях здравоохранения с использованием механизма двунаправленных репликаций.

Подсистема репликации должна содержать встроенные средства разрешения конфликтов, как автоматизированного, так и визуального, с участием администратора системы.

Сервер базы данных и сервер приложений РМИС должны иметь возможность работы в режиме программной кластеризации. Технологическая платформа, на базе которой разработана РМИС, должна поддерживать вертикальную и горизонтальную кластеризацию. Технологическая платформа может быть реализована как встроенными средствами СУБД, так и комплексом средств СУБД и/или внешних утилит из состава РМИС.

Первичная проверка корректности ввода информации и обязательности заполнения полей должна происходить без физического обращения на сервер (например, при помощи сценариев Java Script) с целью снижения требований к каналам связи.

результаты

В соответствии со сформулированными целями и задачами, на территории Тульской области внедрение информационных технологий в здравоохранение велось с 2009 года, но заметная активизация произошла с принятием Постановления правительства Тульской области от 20 августа 2013 года N429, которым утверждена государственная программа Тульской области «Развитие здравоохранения Тульской области».

Цель программы - обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Декларировано, что одной из задач является внедрение информационных технологий во все основные и вспомогательные процессы в сфере здравоохранения Тульской области, организация информационного потока и предоставление доступа к нему пользователям.

Одним из программно-целевых инструментов программы является Информатизация здравоохранения, включая развитие телемедицины. В соответствии с этим, в Тульской области успешно реализуется проект по созданию Региональной информационной системы в сфере здравоохранения Тульской области (РМИС) [1, 3, 4, 7] в целях реализации задач внедрения современных информационных систем в здравоохранение в части внедрения электронной медицинской карты пациента в учреждениях здравоохранения Тульской области, управлению занятостью ресурсов и распределением потоков пациентов в лечебно-профилактических учреждениях, созданию региональной системы управления очередью на госпитализацию Тульской области.

К настоящему времени РМИС Тульской области состоит из единой платформы с использованием модульной структуры, автоматизирующей различные бизнес-процессы учреждения здравоохранения.

В соответствии с принципом модульного проектирования информационных систем, целями и задачами, была сформирована структура РМИС Тульской области, включающая 12 подсистем:

• подсистема планирования работы учреждения здравоохранения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• подсистема ведения электронных медицинских карт, включая амбулаторные карты и истории болезни;

• подсистема учета условий нахождения пациентов на стационарном лечении;

• подсистема информационно-справочного обеспечения пациентов, медицинских специалистов;

2017, № 1

• подсистема клинико-диагностических исследований;

• подсистема Радиологическая информационная система;

• подсистема учета взаимодействия с контрагентами;

• подсистема учета медикаментов, материалов, оборудования, хозяйственных товаров и инвентаря;

• подсистема анализа и отчетности;

• подсистема администрирования и настройки;

• подсистема «Система выдачи и обслуживания льготных рецептов, а также рецептов на контролируемые лекарственные средства»;

• подсистема обмена электронной корреспонденцией.

Внедрение РМИС в регионе осуществлялось по следующим этапам:

- было проведено системно-аналитическое обследование объекта автоматизации - система здравоохранения Тульской области. С этой целью были проведены интервью с функциональными и 1Т-специалистами Заказчика. Собрана информация о:

• требуемых отчетах, показателях измерения;

• возможных системах - источниках данных;

• системном ландшафте;

• сетевом окружении;

- были разработаны эскизный и технический проекты, которые успешно реализовывались.

Архитектура РМИС Тульской области представлена на рис. 1;

- также, в период 2011-2013 года были реализованы следующие мероприятия:

• разработана и внедрена единая инфраструктура региональной информационной системы здравоохранения Тульской области;

• запущен сервис «электронная запись на прием к врачу» во всех государственных учреждениях здравоохранения Тульской области, ведущих первичный амбулаторно-поли-клинический прием;

>

и информационные

технологии

Облачный центр обработки данных

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СЕРВЕР

шх.

и..;..:.;

ш±.

Сегмент базы данных для конкретной поликлиники

Сервер поликлиники

ХХХХ

Рабочие места врачей

База данных поликлиники

ТФОМС

Тульской области

База данных дополнительного лекарственного обеспечения

Аптека области

Рис. 1. Архитектура рмис тульской области

• реализована возможность ведения персонифицированного учета и оформления электронной медицинской карты;

• запущен электронный медицинский документооборот;

• были закуплены и начали функционировать телемедицинские комплексы;

• внедрены федеральный регистр медицинских работников и электронные паспорта учреждений здравоохранения.

Статистика внедрения РМИС В Тульской области представлены на рис. 2.

В плановом периоде с 2014 по 2018 г. основными векторами развития являются:

• полный переход к оформлению медицинской документации в электронном виде;

• разработка дополнительных модулей РМИС ТО, позволяющих автоматизировать все существующие процессы в сфере здравоохранения. Такие как: оформление медицин-

Посещений, учтенных в МИС

Записей через терминалы в поликлиниках

Записей через cаll-центр

Записей через интернет

Среднее по всем регионам РФ, на 1000 населения

В Тульской области, на 1000 населения

Рис. 2. статистика внедрения рмис

ских свидетельств, аналитические блоки (модуль оценки перинатальных рисков) и прочее;

• дальнейшее развитие РМИС ТО по пути повышения значений эргономических показателей (удобство и простота использования, снижение), увеличения количества контрольных критериев (снижение количества допущенных ошибок при работе в РМИС ТО), изменение первоначально заложенного функционала с учетом пожеланий пользователей системы и изменяющихся требований к оформлению и формату медицинской документации (например, изменение рецептурного бланка)

• переход на проведение телемедицинских консультаций на федеральном уровне, внедрение сервиса в работу службы «медицина катастроф».

В качестве итогов деятельности по созданию РМИС Тульской области можно отметить, что к настоящему времени в 56 учреждениях здравоохранения окончательно внедрены

2017, № 1

электронные модули: поликлиника, стационар, медицинский лечебно-диагностический центр, статистика, лист нетрудоспособности, дополнительное лекарственное обеспечение.

По результатам мониторинга Минздрава РФ, состояние информатизации в Тульском регионе оценивается достаточно высоко (Таблица 1) [8].

Подключены и функционируют 8124 автоматизированных рабочих мест. Планируется реализовать пилотный проект на базе двух учреждений здравоохранения по интеграции бухгалтерской службы, административно-хозяйственного блока и кадрового учета. Этот проект будет способствовать реализации автоматического списания и учета номенклатуры при выполнения услуг в региональной информационной системе в сфере здравоохранения Тульской области, а также синхронизации кадрового учета (создание и удаление учетных записей в РМИС ТО) и автоматического расчёта заработной платы.

Таблица 1.

данные по информатизации системы здравоохранения региона

Процент

автоматизиро- Наличие

Субъект / ванных Наличие РМИС/

Показатель рабочих мест РЦОД интеграци-

мед. онной шины

персонала

Наличие системы ЛЛО Наличие системы телемедицинских консультаций Наличие системы диспетчеризации сан. транспорта Наличие регионального контакт-центра

Тульская область

100% да да да да да да

Таблица 2.

данные по формам записи ко врачу в регионе

Период Записано через сайт doctor71.ru Записано через инфомат Записано через контактный центр

2013 г 61839 304306 54439

2014 г. 182545 682397 263244

2015 г. 214984 527108 536384

2016 г. 89720 234432 260850

ИТОГО 549088 1748243 1114917

>

и информационные

технологии

Результаты внедрения

Общее количество электронных записей

588501 Среднее время

ожидания в минутах

53

1 мая 2014

1 декабря 2012

28 февраля 2014

15

6 мая 2016

Рис. 3. статистика числа электронных записей к врачу и времени ожидания

В минувшем году около 1,2 миллионов записей к врачу произведено посредством сервисов «Электронной регистратуры». В таблице приведена статистика записавшихся.

Таким образом, можно заключить, что достигнуты частичные результаты от внедрения РМИС, заключающиеся в зафиксированном снижении ожидания времени приема до 15 минут.

обсуждение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании результатов анализа статистических данных, видно, что внедрение РМИС в систему здравоохранения Тульской области приносит определённые результаты. Это является косвенным подтверждением правильности принятых при разработке РМИС решений. Однако, к настоящему времени решены далеко не все декларированные задачи по информатизации системы здравоохранения.

Так, в текущем году планируется продолжить интеграцию радиологического оборудования с PACS сервером в 8 учреждениях здравоохранения и интеграцию региональной информационной системы в сфере здравоохранения Тульской области с 56 лабораторными анализаторами в учреждениях здравоохранения для автоматической отправки результатов анализов.

В настоящее время разрабатывается модуль медицинской сестры. Данный модуль будет способствовать одновременной работе с историей болезни пациента и лечащего врача. В учреждения здравоохранения планируется внедрить региональную систему мониторинга родовспоможения. Внедрение данной системы будет способствовать анализу и распределению пациентов по группам риска, созданию интеллектуального плана ведения и профилактики пациента, а также информированию пациентов о необходимости следующего приема.

Другим важным элементом качественного функционирования РМИС является кадровое обеспечение. С этой целью в ФГБОУ ВПО Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого была организована профессиональная подготовка бакалавров по направлению «Прикладная информатика» (профиль «Прикладная информатика в здравоохранении») в тесном взаимодействии с государственным автономным учреждением Тульской области «Центр информационных технологий» (ГАУ ТО ЦИТ), организующим внедрение РМИС.

При этом исходили из того, что, с одной стороны, именно это предприятие, в первую очередь, заинтересовано в получении ква-

лифицированных кадров, и оно же, с другой стороны, лучше всего может сформулировать специальные прикладные компетенции будущих выпускников.

Совместно со специалистами ГАУ ТО ЦИТ была разработана основная образовательная программа, учебный план и программы отдельных дисциплин. Специалисты ГАУ ТО ЦИТ участвуют в проведении занятий и практик при подготовке бакалавров. Такая форма взаимодействия способствует формированию индивидуальных траекторий образования для бакалавра, определяемых заказчиком кадров с учётом будущей профессии.

Поскольку система комплексного психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения включает, в том числе, и подготовку выпускных квалификационных работ, часть тем выпускных квалификационных работ формулируется специалистами непосредственно на местах эксплуатации РМИС.

2017, № 1

выводы

В ходе проведения исследования по целям, задачам, архитектуре и принципам построения РМИС Тульской области были получены следующие результаты:

1. Обоснованы цели выполнения работ по разработке компонент системы.

2. Сформулированы задачи, стоящие перед РМИС.

3. Предложена трёхзвенная архитектура РМИС, как структура, наиболее полно отвечающая целям и принципам функционирования и задачам РМИС.

4. Были получены статистические данные о промежуточных результатах внедрения РМИС, свидетельствующие о корректности принятых решений по проектированию и реализации РМИС.

5. Предложен вариант кадрового обеспечения РМИС.

литература

1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года // [Электрон. ресурс] URL: http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf.

2. Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам // [Электрон. ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/52504.

3. Стратегия развития информационного общества Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212.

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.04.2011 № 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» //[Электрон. ресурс] URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113731/.

5. Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем // [Электрон. ресурс] URL: http://portal. egisz.rosminzdrav.ru/materials/391.

6. Носов Н. Что ждать от информатизации здравоохранения России // [Электрон. ресурс] URL: http://www.armit.ru/news/itogi_oprosa.pdf.

7. Cnews. Правительство Тульской области представило план информатизации здравоохранения региона в 2015 // [Электрон. ресурс] URL: [: http://www.cnews.ru/news/line/ pravitelstvo_tulskoj_oblasti_predstavilo_1.

8. Портал оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ. Данные по информатиза-ции.//[Электрон. ресурс] URL: http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/regions/solutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.