Научная статья на тему 'Разработка рациональных конструкций прикладных деталей для формованного корсета из натуральной кожи'

Разработка рациональных конструкций прикладных деталей для формованного корсета из натуральной кожи Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1083
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТУРАЛЬНАЯ КОЖА / ФОРМОВАНИЕ / КОРСЕТ / КАРКАС / ПОДКЛАДКА / ПРОКЛАДКА / LEATHER / MOLDING LEATHER / LEATHER CORSET / PROCESSING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Брезгина Светлана Аскольдовна, Храброва Александра Константиновна

Предложены и обоснованы рациональные конструкции деталей подкладки и прокладки для формованных корсетов из натуральной кожи. Рассмотрен вариант прокладочного каркаса как отдельного изделия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Брезгина Светлана Аскольдовна, Храброва Александра Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TECHNOLOGICAL PROCESSING OF MAIN UNITS MOLDED CORSET MADE OF GENUINE LEATHER

We consider the classification of molded corsets made of leather. Proposed methods of handling various sites corset and types of materials used in the process of creating a corset.

Текст научной работы на тему «Разработка рациональных конструкций прикладных деталей для формованного корсета из натуральной кожи»

УДК 687.01

РАЗРАБОТКА РАЦИОНАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИКЛАДНЫХ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ ФОРМОВАННОГО КОРСЕТА ИЗ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ

С.А.Брезгина1, А.К.Храброва2

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Предложены и обоснованы рациональные конструкции деталей подкладки и прокладки для формованных корсетов из натуральной кожи. Рассмотрен вариант прокладочного каркаса как отдельного изделия.

Ключевые слова: натуральная кожа, формование, корсет, каркас, подкладка, прокладка

FEATURES OF TECHNOLOGICAL PROCESSING OF MAIN UNITS MOLDED CORSET MADE

OF GENUINE LEATHER

S.A. Brezgina, A.K. Khrabrova.

St. -Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7, lit. A

We consider the classification of molded corsets made of leather. Proposed methods of handling various sites corset and types of materials used in the process of creating a corset.

Key words: leather, molding leather, leather corset, processing technology.

Наиболее важным для формованных из натуральной кожи изделий является сохранение в эксплуатации приданной при изготовлении формы. Натуральная кожа - пластичный природный материал, позволяющий получать при формовании объемные детали сложной конфигурации, однако, очень неустойчивые в эксплуатации. Известны объемные изделия, как, например, галантерейные или шорноседельные, в которых формоустойчивость сохраняется благодаря значительной толщине используемых натуральных кож при небольшой площади самого изделия. Что касается формованных корсетов из натуральных кож, то следует отметить, что применяемые для формования кожи могут быть различной толщины,

площадь деталей изделия гораздо больше, сам корсет подвержен различным деформациям на разных топографических участках при носке. Таким образом, для большинства формованных из натуральной кожи корсетных изделий нужен устойчивый каркас, отвечающий эксплутаци-онным и эстетическим требованиям, а также обеспечивающий комфорт пододежного микроклимата в корсете. Рассмотрим ниже возможные варианты поддерживающих каркасов для формованных корсетов.

Ранее [1-2] нами была предложена классификация формованных из натуральных кож корсетов, как максимально подвергшихся формованию, так и комбинированных (рисунок 1).

О

Рисунок 1. Формованные корсеты из натуральных кож: а) максимально формованный; б) с эластичными вставками; в) комбинированный с формованными деталями спинки и чашечками

Прежде чем подойти к вопросу статьи, рассмотрим топографические участки дефор-

мирования корсета в целом и для формованного из натуральной кожи корсета в отдельности.

Максимальной деформации при эксплуатации подвергаются участки наибольшей кривизны в корсете, которые чаще всего в кроеных издели-ях имеют формозакрепляющие конструктивные членения: боковая часть талии, область под грудью и между чашечками. Конструктивные членения в большинстве своем имеют вертикальное направление, при изготовлении корсета возникающие швы повышают жесткость этих участков, создают объем и правильный эстетический эффект утягивания тела к области талии, тем самым создавая ко всему корректирующее впечатление плоскости живота и общей стройности фигуры. Местами возможной деформации являются также края изделия, а также участки застежки (утягивания) за счет направленных усилий деформирования (утягивания) шнуром. Для формованного же из натуральной кожи корсета деформация в эксплуатации возникает в тех же зонах, что и для кроеного корсета, плюс добавляется общая дефор -мация изделия, обусловленная пластичностью и подвижностью натуральной кожи в целом. Поэтому для максимально формованного кор -сета наличие формообразующего каркаса особенно актуально, поскольку верхний слой получает объем за счет формования и не имеет конструктивных членений. В данном случае требуется каркасная поддержка в виде наборной прокладки и/или подкладки.

Сформулируем отдельно требования для прокладки как отдельного изделия и материалов, его составляющих, и требования для подкладки.

Прикладные материалы для корсета должны обладать свойствами, обусловливаемыми конкретными требованиям, вытекающим от назначения самого корсета.

В отличие от наружного слоя - натуральной кожи - прокладка должна отвечать высоким эксплуатационным свойствам. Материалы для прокладки в зависимости от зоны расположения должны быть упругими, местами жесткими или полужесткими, небольшой толщины, они не должны утяжелять изделие. Таким образом, формованный корсет, в зависимости от вида, должен иметь разные пакеты его образующих материалов.

Также при разработке рациональной прокладки для формованного корсета следует учесть возможности:

- проектирования прокладки как отдельного изделия или его части, и закрепление его между слоями кожи и подкладки в швах;

- локального дублирования кожи прокла-дочными материалами перед формованием.

Выбор подкладочных материалов неоднозначен и проблематичен, что объясняется особенностями свойств кожи.

Кожи недостаточно воздухопроницаемы, имеют невысокое тепловое сопротивление. Также натуральные кожи гигроскопичны и паропроницаемы, они «дышат» и обеспечивают комфортные условия пододежного микрокли-мата. Учитывая это, наиболее оптимальным является выбор подкладочных материалов с высокими показателями гигроскопичности и низкой теплоотдачей. В то же время при выборе подкладки необходимо учесть и другие свойства кожи. Кожа - это дорогой материал, обладающий высокими характеристиками износостойкости. Изделия из кожи имеют длительный срок эксплуатации. Это определяет требования высоких износостойких показателей подкладочных материалов или возможность их быстрой замены в изделии. Кроме того, кожи довольно тяжелые, значит, подкладка должна быть оптимальной толщины, но еще больше не утяжелять корсет, достаточно жест -кой ли упругой, способной сохранить свою форму и эстетические свойства длительное время. Для сохранения эстетичного вида подкладки также должны быть несминаемые и разутюживаться при невысоких температурах, показатель загрязняемости должен быть низким.

Таким образом, чаще всего формованный корсет состоит из материалов: основного (натуральной кожи), прокладочного и подкла-дочного. Каждый из этих материалов должен соответствовать конкретным требованиям для конкретного вида корсета и выполнять функции, нацеленные на поддержание ряда свойств. Для предложенных выше трех вариантов корсетов могут быть использованы следующие ва-рианты пакетов материалов.

1. Один слой - натуральная кожа.

Наибольший интерес с точки зрения подбора рационального пакета прикладных материалов представляет максимально формованный скульптурный корсет, в котором детали переда и спинки не имеют конструктивных членений. Такие изделия подвержены наибольшей деформации при эксплуатации. В данном варианте рациональней выбирать кожу толщиной от 2 мм. При этом применить рекомендуется в качестве формоподдерживающих элементов специальные косточки и прокладку в зоне чашечек бюстгальтера, закрепленные на материале верха с помощью полосок ткани от -делочными строчками или фурнитурой. На рисунке 2 показана возможная конструкция бюстгальтера из прокладочных материалов для формованного корсета из натуральной кожи.

В качестве прокладочного материала лучше использовать в данном случае тканый неклеевой материал, который будет предохранять участки кожи от растяжения и деформации. Для этого прокладка должна быть мало-

60

нииттс

растяжимая, достаточно жесткая и упругая, но она не должна утяжелять изделие. При этих требованиях можно применить хлопчатобумажные ткани, например бязь. Бязь представляет собой плотную хлопчатобумажную ткань полотняного переплетения, изделия из бязи очень прочные и долговечные, обладают высокой гигроскопичностью. В случае использования тканых подобных бязи материалов подкладку можно не проектировать, оставшаяся свободной часть формованного корсета может быть активно декорирована вышивкой аппликацией, теснением, печатью или перфорацией.

Рисунок 2. Прокладка для формованного корсета

Также для данного варианта корсета следует учесть, что для подчеркивания "натуральности" фигуры, прокладка должна не иметь видимых пролеганий ее контуров по верхнему слою. Для получения эффекта корсета "в белье", в качестве приклада можно использовать основу готового бюстгальтера, закрепленного в боковых или других возможных швах. Хранить данное изделие необходимо на специальной форме - манекене, повторяющем форму корсета.

2. Натуральная кожа в качестве основного материала, натуральная кожа для подкладки, возможно использование прокладочного мате -риала или без него.

Такой вариант предполагает использование более тонких дорогих кож в качестве ос -новных материалов и специальных неокрашенных подкладочных.

Формованная кожаная подкладка гигроскопична и износостойка, придает изделию законченный шикарный вид. В данном варианте кожаную подкладку можно получать:

- либо сформовав по аналогии с наружным слоем, а затем прикрепив формозакрепляющие косточки и прокладочные элементы к кожаной подкладке машинными строчками: по возмож-

ным боковым швам, местам расположения конструктивных элементов в кроеном корсете (вытачкам и рельефам), а также прикрепить фигурные косточки под грудью;

- либо изготавливать для подкладки кроеный корсет из натуральной кожи, при необходимости провести дополнительное формование под форму верхнего слоя отдельно от него. Здесь необходимо будет предусмотреть воз -можное пролегание швов подкладки, и при необходимости проложить близко к швам полоски прокладочного материала, выкроенного по косой.

Фронтальную прокладку в таком корсе-те можно не проектировать, а лишь локально укреплять места наибольшей кривизны или вообще отказаться от прокладки. Если использование целой прокладки целесообразно ввиду особенностей верхнего слоя корсета, проектируют ее как отдельное изделие (см. ниже) и при возможности локально укрепляют участки вер -ха корсета клеевыми материалами с низкой температурой плавления клея;

3. Натуральная кожа в качестве основного материала, подкладка на трикотажной основе и прокладка.

Использование трикотажных полотен для подкладки позволяет минимизировать количество конструктивных членений, создать ощущение еще большего комфортного приле-гания к фигуре, не утяжеляя при этом изделия и не меняя его эстетических свойств.

Все подкладочные трикотажные полотна обладают хорошими гигиеническими свойствами, значительной износостойкостью, по эстетическим показателям отвечают современному направлению моды, имеют разнообразную фактуру. Трикотаж относится к материа-лам нестабильным к формосохранению. Трикотажные полотна из хлопка и вискозного волок -на при стирке значительно усаживаются в продольном направлении и часто существенно увеличиваются в поперечном. При конструировании подкладки из таких полотен следует проектировать небольшое заужение изделия по ширине и предусматривать припуски по длине деталей с учетом усадки трикотажного полот -на.

К негативным качествам рассматриваемого пакета материалов следует отнести возможность деформирования корсета в свобод -ном состоянии (после носки и хранении), поэтому проектирование стабильного каркаса-прокладки особенно актуально. При этом, что важно, для скульптурного эффекта корсета в целом необходимо добиться минимального по объему и массе каркаса.

Прокладочный каркас в данном случае представляет собой полуфабрикат-изделие, вы-

полненное из набора текстильных материалов: самостоятельных и прокладочных с или без клеевого покрытия. Он может иметь основу, например, из бязи, на которую могут быть прикреплены необходимые для поддержания формоустойчивые элементы - косточки, укреплены чашечки бюстгальтера, бочки и другие. Конструкция каркаса может иметь модельную конструкцию кроеного корсета и принципиально отличаться от деталей верха (рисунки 3-4).

Рисунок 3. Вариант модельной конструкции прокладочного каркаса (заштрихованы участки дополнительного укрепления корсета в области бюстгальтера и бочка)

В качестве дополнительных прикладных материалов могут быть использованы клеевые и неклеевые текстильные полотна, отвечающие необходимым требованиям жесткости и упругости, прикрепленные к основе клеевым или другим способом. Очевидно, таким образом, что храниться формованный корсет из натуральной кожи с трикотажной подкладкой и наборной прокладкой должен на специальной форме-манекене.

4. Натуральная кожа в качестве основного материала, подкладочный материал на тканевой основе, с/без прокладки.

В данном случае возможно изготавли-вать корсет без прокладки, с условием того, что подкладка будет кроеной и иметь характеристику, схожую с прокладочным каркасом, описанным выше. Конструкцию подкладки возможно моделировать с учетом модельного вида формованного верха, возможного использования косточек и их местоположения в корсете. Варианты конструкций подкладки и прокладки представлены на рисунках 5 - 6.

Как показали наши исследования, возможным является дублирование отдельных деталей корсета с формованными элементами, например, чашечек бюстгальтера. При этом

заготовки кожи дублируются перед формова-нием клеевой прокладкой на трикотажной основе, например, FS2466, FS2486, FS3153

(Myflon Textile), выкроенной по косой.

Рисунок 4. Конструкция дополнительного слоя прокладочного материала в область нижней части бюстгальтера

Рисунок 5. Вариант конструкции подкладки/прокладки для формованного корсета

Рисунок 6. Подкладка/прокладка для корсета с эластичными вставками на детали спинки

62

НИИТТС

При формовании участки натуральной кожи растягиваются или сжимаются при огибании сферической поверхности чашечек бюст -гальтера, а куски прокладки изменяют свои размеры и форму под воздействием растягивающих усилий по косой, при этом некоторые зоны испытывают большие усилия и получают дополнительное необратимое деформирование в виде микротрещин и выскальзывания волокон из нитей. Плюс проникновение клеевого покрытия в бахтармяный слой кожи способствует наилучшему удержанию полученной формы в эксплуатации. Поэтому формованные вместе с прокладкой заготовки кожи после дублирования и сушки имеют значительную стабильность, не утяжеляют изделие, могут применяться для зон наибольшей кривизны в -корсете, как для чашечек бюстгальтера, так и для формованного бочка, баски и других деталей.

Также в процессе исследования нами -была рассмотрена возможность проектирования формованной устойчивой прокладки из объемного синтетического полотна (рисунок 7). -

К достоинствам заготовки следует отнести : точное повторение рельефов и контуров верха изделия; возможность исключения конструктивных членений, и, как следствие, про- -легания возникающих швов на деталях верха; снижение общего веса изделия; удобство чистки; снижение жестких требований хранения изделия на форме.

Рисунок 7. Формованная из объемного синтетического полотна прокладка для скульптурного корсета

Несмотря на очевидные преимущества описанной прокладки для формованного корсе-

та из натуральной кожи перед рассмотренными выше, использование ее представляется нам очень спорным, поскольку главными недостатками полученного прокладочного каркаса являются его низкие гигиенические свойства и увеличение общего объема изделия, тогда как корсет традиционно призван придать фигуре общую стройность и даже уменьшить размеры фигуры. Полученный вариант синтетической прокладки, на наш взгляд, может быть использован как самостоятельное изделие для шоу и развлекательных мероприятий. Эксплуатировать его рекомендуется поверх слоя одежды с высокими гигроскопическими свойствами.

Подводя общие итоги данной статьи, отмечаем, что:

формованный корсет из натуральной кожи требует применения прикладных деталей подкладки и прокладки, для сохранения формы в эксплуатации;

в зависимости от толщины формуемой кожи количество слоев и вид прикладных материалов для корсета может быть различным; в качестве подкладки для формованного из натуральной кожи корсета могут быть исполь-зованы текстильные подкладки, а также натуральная кожа;

возможным является формование отдельных деталей кожаного или комбинированного с другими материалами корсета, предварительно продублированных клеевым прокладочным материалом на трикотажной основе.

Литература

1. Брезгина С.А. Храброва А.К. Особенности технологической обработки формованного корсета из натуральной кожи. Технико-технологические проблемы сервиса. Научно-технический журнал, №2 2011г., с. 68-74.

2. Брезгина С.А. Храброва А.К. Основы проектирования формованной одежды из натуральной кожи Международная научно-практическая конференция «Теория и практика инновационного развития экономики в сфере сервиса и туризма». Сборник научных трудов.- Калининград: Изд-во ’’Страж Балтики”, 2010. с.68-71

3.Быстрова С.В. Автореферат диссертации «Разработка метода проектирования технологии верхней одежды из кожи с учетом свойств пакетов материа-лов»/ - М.: Информационно-издательский центр МГУДТ, 2008. - 24с.

1 Брезгина Светлана Аскольдовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Технология и конструирование швейных изделий» СПбГУСЭ, тел.: +7(905)223 46 90, e-mail: [email protected];

2 Храброва Александра Константиновна, аспирантка СПбГУСЭ, тел.: +7(921)090 44 11, e-mail: Alexapiter3008@mail. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.